Урок русского языка в 10 классе по теме «тропы и фигуры речи»



Скачать 146.21 Kb.
Дата16.04.2016
Размер146.21 Kb.
Урок русского языка в 10 классе

по теме «ТРОПЫ И ФИГУРЫ РЕЧИ».

(Подготовка к выполнению задания В8 (А-24)в ЕГЭ,написанию сочинений.

Описание урока

Новые образовательные стандарты для учителей русского языка и литературы начнут действовать с 2015 года. Но к этим глобальным изменениям в педагогической философии необходимо готовиться уже сейчас. Основой стандартов второго поколения является технология СДП. Задачей учителя- включение самого ученика в учебную деятельность, организация процесса самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Данный урок русского языка построен с применением современной педагогической технологии системно-деятельностного подхода при обучении. Это урок подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку, задание В8(А-24) в котором является одним из самых сложных для выполнения учащимися. Урок способствует систематизации имеющихся знаний, позволяет скорректировать пробелы, закрепить умение работать с тропами и фигурами речи .На таком уроке реализуется принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда, прикладывает определенные усилия.



Методические приемы: ситуация успеха в начале урока для создания положительной мотивации, видеофрагмент нацеливает на восприятие темы,целеполагание , образность мышления и речи, «точка удивления», «ловушка» - для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием, прием логического запоминания (схемы, конспект). Через целеполагание строится проект выхода из трудной ситуации дефицита знаний и умений. В рамках деятельностного подхода организована работа с образцовым художественным текстом небольшого объема, который был использован для анализа языковых средств (глава «Сон Обломова» из романа И.А.Гончарова.)

Формы организации учебной работы учащихся помогли создать условия для активной позиции ученика; творческого самовыражения, проблемные ситуации способствовали решению нестандартных задач, применялась мультимедийная презентация.

Экспресс-диагностика   результатов на уроке организована так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать. Старалась обоснованно сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по правилу и творчески, выделялось время для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи.

Применялись элементы эвристической беседы, проблемного  обучения, внутрипредметной и  межпредметной интеграций (русский язык-литература) и элементы технологии критического мышления (рефлексия«Цветные шары мышления»). Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться.  Учащиеся должны уметь оценивать как промежуточные результаты своей деятельности, так и конечный продукт. Современный урок требует формирование умения детей рефлексировать не только в конце урока, но и после каждого этапа:оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений…



План урока:

  1. Мотивация

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация знаний, повторение общих вопросов: видео, ситуация учебного затруднения, переход к теме: тропы и фигуры речи, их назначение, работа на соотнесенность средств художественной выразительности с их определениями

  4. Первичная проверка понимания: выполнение упражнений, презентация-тест.

  5. Закрепление: групповая работа (анализ текстов в мини-группах)

  6. Подведение первых итогов

  7. Контроль: выполнение задания в формате ЕГЭ,   самооценка по эталону

  8. Итоги, рефлексия, дифференцированное д/з

Также специально были запланированы коммуникативные задачи урока: работа в парах – для взаимопроверки, в группах – для отработки навыков в новой учебной ситуации обучения учебному сотрудничеству.Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся должны одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся ищут информацию, сообщают ее другим, высказывают свою точку зрения, учатся принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. 

Интеграция вышеназванных средств  позволила осуществлять целенаправленное формирование ключевых- лингвистических, языковых и коммуникативных компетенций у учащихся и, в конечном счете,   повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной  социализации личности десятиклассников. Ибо, как говорил Сенека, «для жизни, а не для школы учимся мы».



Цели урока:

  Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации информации об изобразительно-выразительных средствах



Развивающая цель: приобщение к культуре речи, к ее лучшим классическим образцам, развитие образной, эмоциональной составляющей языка

Образовательная цель:коррекция знаний о тропах и фигурах речи, тренинг по заданию В8(А-24)

Оборудование урока:

  • компьютер, проектор

  • мультимедийные презентации, видеофрагмент

  • тексты произведений для анализа,

  • карточки

 

Ход урока




  1. Приветствие:Рада вас,10_А,видеть на открытом уроке,надеюсь,что он обогатит всех участников и гостей Ибо общение –это богатствоВ октябре вы были гостями на уроке в10-Б,теперь представители параллельного класса поработают в качестве пользователей компьютера,жюри,фотографов у вас..(Слайд1)


  1. . Мотивация.

- Как понимаете эти слова? Прокомментируйте, выскажите свою точку зрения.

-Ответы учащихся 3 группы -2-3 ответа,остальные будут оценены при проверке(задание дано по группам).

-Я абсолютно с вами согласна. Уверена, что сегодня у нас все получится. Тем более,что каждая группа будет завоёвывать баллы в каждом виде работы,ориентируясь на результат.

Продолжим проверять домашнее задание.(2 Слайд)



2.Проверка домашнего задания.

-К уроку я предложила вам выразить свою позицию по теме «Речь», но сделать это творчески - через создание диаманты.

Чтение диамант(2 группа)

Мы с вами начали изучать роман Ивана Александровича Гончарова»Обломов»)Пытаясь соединить литературу и русский в уроке словесности,вы написали синквейны дома о романеПрочтите их..(1 группа)(Все тетради проверю ,лучшие синквейны прочтём ещё на следующих уроках.

- Отлично, спасибо за мнения, вы хорошо поработали дома. Чему научила вас эта работа? Насколько полезной была? (заставила задуматься над понятием «речь», включить креатив, точно выразить мысль,заявить о себе,как о человеке творческом,продвинула ещё на один шаг к сочинению,написанному самостоятельно.).

Все,кто сделал это дома ,поставьте себе плюсы в тетради
А теперь внимание на экран.

3. Формулирование темы, целеполагание. Видеофрагмент «Распускающиеся цветы»

- Безусловно, цветы дарят особое светлое настроение, радуют глаз,украшают нашу жизнь. А что делает яркой, красочной и выразительной нашу речь?(изобразительно-выразительные средства)Так что же является темой нашего урока?.Да.



Это и есть тема нашего урока. Запишите в тетради дату и тему.

Слайд №3.Основную смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку несет, конечно, слово. Именно  найденное гармоничное сочетание обладает огромной силой воздействия

Фиксирование затруднения.

- Выразите свои впечатления об увиденном, включив в предложения АНАФОРУ, СРАВНЕНИЕ, ИНВЕРСИЮ, ПАРЦЕЛЛЯЦИЮ, МЕТАФОРУ…(Минитекст из 4 предложений Работаем в группах Выдвигаем лучшее.

- В чем затруднение? (подзабыты термины, сложно говорить образно и выразительно)

- Насколько для вас актуальна данная тема? При решении каких учебных и жизненных задач вам необходимо знать средства выразительности? (знания об

ИВС позволят более эмоционально и образно говорить в жизни и на уроках, писать сочинения, в ЕГЭ это задание А-24, оценивается высоко – 4 балла)

Какие цели поставите



перед собой для выхода из трудной ситуации?

Построение проекта выхода из затруднения(Чей проект лучше?)

         Повторить теорию (термины);

         Отработать умение находить средства выразительности в тексте;говорить о них в сочинении;

         Использовать в речи; вводить в активный словарный запас

Научиться решать задание В8(А-24) и писать сочинение,используя литературоведческие термины


.4. Итак, все средства выразительности языка можно разделить на несколько групп( Слайд №6) ( Виды ИВС:фонетические, словообразовательные, морфологические, лексические и синтаксические). Коротко сделаем обзор этих групп.

Прокомментируйте слайды.Запишите примеры

5.Нас будут интересовать(Посмотрите тему урока) Да, тропы и фигуры речи.

- Что такое тропы? ( отвечает любая группа,количество-по поднятым рукам)



Тропы (rpeч. tropos - повоpот) – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в пepeнocнoм значении в целях достижения большей художественной выразительности. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет, оксюморон, ирония и др.(Слайд Лексические ИВС тропы4)




6. Одной из наших целей было повторение определений, без знания которых мы не сможем двигаться дальше. У вас на столах по 2 карточки , они вас объединят в пары. Вы поочередно зададите друг другу по 4 вопроса на знание тропов.(запишите в тетрадь себе,как вы ответили,проверяющий в паре,скажет,сколько баллов вы получили)



Как успехи?(4ответа-4,3-3,2-2,1-1 балл),

7. - А что такое синтаксические фигуры, или фигуры речи?(Фиксируем по поднятым рукам знания группы-жюри)



Это выразительные синтаксические конструкции, особенности построения фразы, которые передают экспрессию текста.К изобразительно-выразительным возможностям синтаксиса относятся и ряды однородных членов, и предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами, а также бессоюзие и многосоюзие(слайд5)

-Поработаем на доске(представители каждой группы по1,остальные в тетради(Ответь 1 словом!) 1)Противоставление,противоположение-



2) Единоначатие-

3)Постепенное возвышение-

4)Перестановка-

5)Соединение несоединимого

Все ли соответствует истине?

Ключ :антитеза, анафора,градация,инверсия,оксюморон.(Баллы в тетрадь!)


  1. Что дали вам эти задания? Чем помогли?Наверное,каждый понял,как он знает,и оценил себя ,а баллы,полученные у доски, зафиксировали наши члены жюри.

Переходим от теории к практике.Удивиться красоте языка, увидеть его богатство и глубину поможет приобщение к лучшим образцам художественного слова.

Материалом для работы послужит 9глава «Сон Обломова» из романа И.А.Гончарова, который в данное время изучается в 10 классе,ИВС позволят нам лучше понять идею автора, глубже погрузиться в текст произведения.

Слайды


  • Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью (олицетворение)Ответы рецензирую я баллом группе,жюри-ученику))




  • Не водится там ядовитых гадов; не залетает туда саранча; нет ни львов рыкающих, ни тигров ревущих, ни даже медведей и волков, потому что нет лесов (параллелизм



  • Плохо верили обломовцы и тревогам душевным; как огня, боялись увлечения страстей; и как в другом месте быстро сгорало тело у людей от вулканической работы огня внутреннего, душевного, так душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле (инверсия)




  • Хлынет ли дождь - бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека (сравнение)




  • Любят поэты луну-кокетку, которая бы … сыпала снопы серебряных лучей в глаза своим поклонникам (метафора




  • Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу (гипербола)



  • Славное жюри будет подводить итоги по группам ,каждый- у себя в тетради ,я –после проверки записей

9. - А теперь постараемся самостоятельно применить свои знания при выполнении задания В8 (А-24) из тестов ЕГЭ. Ответы запишите в тетради



ТЕКСТ

(1) Быть культурным не значит знать обо всём понемногу, не значит это и знать всё о чем-нибудь одном. (2) Быть культурным – значит не поверхностно, а глубинно изучить произведения великих писателей, проникнуться духом их творчества. (3) Существует немало авторов, которые станут нам верными спутниками на всю жизнь. (4) Хорошо было бы, чтобы их мудрые мысли стали вашими мыслями, их произведения – вашими воспоминаниями.

(5) Не пожалейте времени на Гомера, и вы увидите, что «Илиада» вовсе не скучна, а «Одиссея» подавно. (6) Независимо от того, верующий вы или неверующий, найдите в своей небольшой библиотеке место для Ветхого и Нового Заветов.

(7) Невозможно прожить достойную жизнь, не прочитав Вольтера и Дидро. (8) Ни большего ума, ни лучшего стиля нельзя себе представить. (9) Вы не можете обойтись ни без Шекспира, ни без Лопе де Веги. (10) Ни без Свифта. (11) Ни без Диккенса. (12) Ни без Эдгара По, ни без великого Гёте. (13) Ни без Данте, ни без Сервантеса. (14) Наконец, никто не подарит вам такого волшебного ощущения жизни, как русские писатели.

(15) Нет ничего прекраснее лучших произведений Толстого. (16) Рядом с Толстым поместите повести Пушкина, рассказы и пьесы Чехова.

(17) Некоторые считают, что необразован тот, кто читал Шекспира, но не знает законов физики. (18)На самом деле то и другое равно необходимо. (19) Наука даёт человеку всевозрастающую власть над внешним миром, литература помогает приводить ему в порядок мир внутренний. (По Андре Моруа)



В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

« К числу проблем, затронутых А.Моруа, относится проблема выбора книг для самообразования. Для привлечения внимания читателей автор прибегает к такой стилистической фигуре, как ____________ (предл.1,2). Составляя список книг для обязательного прочтения, он использует ____________ (предл. 5,7,9,12) и ______________ (предл. 10-13). Даваяхарактеристику творчеству великих писателей,, автор применяет такое лексическое средство, как__________ (предл. 15).

Список терминов:

  1. сравнительный оборот

  2. литота

  3. эпитет

  4. анафора

  5. метафора

  6. градация

  7. парцелляция

  8. гипербола

  9. ирония

-Проверьте себя по эталону. Каждый правильный ответ приносит вам 1 балл. У кого 4 балла? 3? Что вызвало затруднение у остальных? Дома подумайте над ошибками, на следующем уроке обсудим подробно, разберем это задание ,можно по желанию для претендентов на «5» составить текст заданияА-24(В-8)



  1. Подведение итогов урока

Рефлексия «Цветные шары мышления»

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока?

-Что получилось?

- Что не получилось?

-Над чем ещё предстоит работать?

-Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену и сочинению

-Что особенно запомнилось вам, получило в вашей душе эмоциональный отклик?

Выберите шар и запишите в тетради ,какого он цвета и почему такого.

– Вы через полтора года станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

12. А сейчас запишите домашнее задание 1)Орфограммы приставок суффиксов,корней,окончаний на примере текста глав романа Обломов: 1-10,не повторяя фрагментов То есть,у каждого свой

2)Тропы и фигуры речи(не повторяясь,из9главы романа).

- Всем спасибо за урок!



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и послед¬няя из которых — понятия с противоположным значени¬ем. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

  1. строчка 1: тема (существительное)

  2. строчка 2: определение (2 прилагательных)

  3. строчка 3: действие (3 причастия)

  4. строчка 4: ассоциации (4 существительных)

  5. строчка 5: действие (3 причастия)

  6. строчка 6: определение( 2 прилагательных)

  7. строчка 7: тема (существительное)

Пример диаманты

  1. Обломов

  2. Ленивый, добрый,

  3. Лежащий, мечтающий, умирающий.

  4. Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.

  5. Работающий, решающий, живущий,

  6. Настойчивый, расчетливый

  7. Штольц.

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

Приложение 2(15 карточек 1 варианта,15-2 варианта)




Карточки для работы в парах

Ваш вопрос

Примерный ответ

Что такое эпитет?

 Определение при слове, влияющее на его выразительность, обычно выраженное прилагательным

Что такое литота?

Образное выражениев котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления.

Что такое сравнение?

Троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные свойства.

Что такое ирония?

Троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.




Карточки для работы в парах


Ваш вопрос

Примерный ответ

Что такое метафора?

Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета скаким-либо другим на основании их общего признака, то, чего не бывает

Что такое олицетворение?

Приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым

Что такое гипербола?

 Стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.

Что такое перифраз?

Замена названия предмета описанием существенных его черт и признаков (например, страна восходящего солнца - Япония)


ПРИЛОЖЕНИЕ 3(30 карточек).

(1) Быть культурным не значит знать обо всём понемногу, не значит это и знать всё о чем-нибудь одном. (2) Быть культурным – значит не поверхностно, а глубинно изучить произведения великих писателей, проникнуться духом их творчества. (3) Существует немало авторов, которые станут нам верными спутниками на всю жизнь. (4) Хорошо было бы, чтобы их мудрые мысли стали вашими мыслями, их произведения – вашими воспоминаниями.

(5) Не пожалейте времени на Гомера, и вы увидите, что «Илиада» вовсе не скучна, а «Одиссея» подавно. (6) Независимо от того, верующий вы или неверующий, найдите в своей небольшой библиотеке место для Ветхого и Нового Заветов.

(7) Невозможно прожить достойную жизнь, не прочитав Вольтера и Дидро. (8) Ни большего ума, ни лучшего стиля нельзя себе представить. (9) Вы не можете обойтись ни без Шекспира, ни без Лопе де Веги. (10) Ни без Свифта. (11) Ни без Диккенса. (12) Ни без Эдгара По, ни без великого Гёте. (13) Ни без Данте, ни без Сервантеса. (14) Наконец, никто не подарит вам такого волшебного ощущения жизни, как русские писатели

(15) Нет ничего прекраснее лучших произведений Толстого. (16) Рядом с Толстым поместите повести Пушкина, рассказы и пьесы Чехова.

(17) Некоторые считают, что необразован тот, кто читал Шекспира, но не знает законов физики. (18)На самом деле то и другое равно необходимо. (19) Наука даёт человеку всевозрастающую власть над внешним миром, литература помогает приводить ему в порядок мир внутренний. (По Андре Моруа)



В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

« К числу проблем, затронутых А.Моруа, относится проблема выбора книг для самообразования. Для привлечения внимания читателей автор прибегает к такой стилистической фигуре, как ____________ (предл.1,2). Составляя список книг для обязательного прочтения, он использует ____________ (предл. 5,7,9,12) и ______________ (предл. 10-13). Давая характеристику творчеству великих писателей,, автор применяет такое лексическое средство, как__________ (предл. 15).

Список терминов:

  1. сравнительный оборот

  2. литота

  3. эпитет

  4. анафора

  5. метафора

  6. градация

  7. парцелляция

  8. гипербола

  9. ирония

Приложение 4(8карточек)

Индивидуальные карточки: (Нестеров ,Мамалеев, Куликова,Хивинцева)

1)В предложенном тексте главы 9 романа « Обломов» найти изучаемые тропы.

2)В предложенном тексте 9 главы романа «Обломов» найти фигуры речи.

( Шаталина,Шилов,Миниханова,Леина)

Фронтально: упражнение96-все остальные

Используемая литература:

1)Материалы Интернета.

2)Видеофрагмент из коллекции видеофрагментов к урокам литературы.

3)Презентации по технологии участников конкурса Инфоуроки.

4)Роман И.А.Гончарова «Обломов»

5)Литературоведческие словари .



6)Учебники по русскому языку .


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница