Урок правовых знаний цели: помочь детям разобраться в понятиях



Скачать 82.24 Kb.
Дата21.05.2016
Размер82.24 Kb.
УРОК ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
Цели: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других.
Ход урока
Сегодня у нас необычный урок. Мы попробуем разобраться, что означают понятия «права» и «обязанности». Часто мы слышим: «Я имею на это право.» Или «Ты не имеешь на это права.»
Викторина «Имею право!»
1 тур «Теоретический»:

Дать свою версию ниже перечисленных определений

Права

Обязанности

Свобода
- Что означают эти слова? (Выслушиваются ответы детей.)
Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.
Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.
Свободаспособность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
- Словарь Ожегова гласит «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.»
Первые разрозненные суждения о правах человека восходят еще к временам античности. Затем пришло время конституционных актов, последовавших в XVIII в. за американской и французской революциями. Именно в эпоху буржуазных революций появляется и понятие прав человека.

Первые международные договоры, касающиеся прав человека, были связаны с признанием свободы религии и отменой рабства.

Во время второй мировой войны мир стал свидетелем массовых нарушений прав человека, игнорирования человеческой жизни и достоинства, попыток уничтожить целые группы населения по признаку их расовой или национальной принадлежности, а также религиозных убеждений. В результате стало очевидным, что возникла большая необходимость в международных документах, которые защищали бы права человека, поскольку уважение прав человека является одним из основных условий международного мира и прогресса. Это убеждение нашло соответствующее выражение и получило дальнейшее развитие в Уставе ООН, подписанном 26 июня 1945 года.
- Какие права имеют дети? (Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание, безопасность, свободу вероисповедания и др., но, самое главное, – право на жизнь.)
Всё начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право на жизнь было не всегда. В Древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
Ст.38 Конституции РФ –

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Помимо прав у человека есть и обязанности.

Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение человека.

Ожегов: «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».


Следует вместе с тем подчеркнуть, что определенное поведение не всегда осознается человеком, а это может привести к отступлению от требований норм. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения.

Так, Конституция РФ устанавливает:

- обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

- ст. 59 четко формулирует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность — столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая за­висимость создаст нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
2 тур «Кто больше».

Команды поочередно называют нормативно-правовые документы.

За каждый правильный ответ 1 балл.
1).Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека?
- Всеобщая декларация прав человека,

- Конвенция по правам ребенка,

- Международный пакт о гражданских и политических правах,

- Международный пакт об экономических, социальных культурных правах,

- Конституция Российской Федерации,

- Устав школы.



Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. Декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И государство обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать.
Есть ещё один документ, где можно познакомиться с правами человека: «Конвенция о правах ребёнка»
О правах человека говорит Конституция РФ.

Там, где речь идет о правах человека, Конституция РФ использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав свобод за любым человеком, находящимся на тер­ритории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.



2). Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ


  • 2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

  • 1 июня – Международный день защиты детей

  • 4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

  • 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

  • 10 декабря – День прав человека

  • 12 декабря – День Конституции Российской Федерации



3 тур «Блицтурнир»
Более подробно поговорим о правах. От каждой команды участвует по одному человеку.

Вы по цепочке называете группы прав, и как пример по одному праву человека на эту группу.

1 балл зарабатывает тот, кто ближе будет к верному ответу.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Личные

Политические

Экономические

Социальные

Культурные

Ст. 20 -Право на жизнь;
Ст. 21 -Право на охрану личности;
Ст. 22 -неприкосновенность личности;
Ст. 29 -свобода слова и мысли.

Ст. 32 -

Право на участие в управлении государством (избирать и быть избранным);
Ст. 31 -

Право на митинги, де-монстрации.

Ст. 34 –

Предпринимательская деятельность;
Ст. 35 -

Право на частную собственность;
Ст. 36 -

Право частной собственности на землю.

Ст. 37 -

Право на труд;
Ст. 38 -

Право на материнство, детство;
Ст.40 -

Право на жилье;
Ст. 43 -

Право на образование.

Ст. 44 - Свобода творчества.



4 тур – «Сказочный»
Какие права и свободы героев нарушены?


  1. Сказка «Золотой ключик»

Злой Карабас Барабас, директор кукольного театра, использовал труд несовершеннолетних детей: Мальвины, Пьеро, Арлекино. Он не давал им возможности жить свободно, по сути, держал их в плену, и поэтому куклы вынуждены были убежать от Карабаса Барабаса. Таким образом, куклы использовали свое законное право обрести свободу. Буратино, главный герой сказки, не послушался своего отца папу Карла и самовольно ушел из дома, оказался предоставленным самому себе и поэтому попал под дурное влияние Карабаса Барабаса, кота Базилио и лисы Алисы. Буратино нарушил право на образование. Он отказался от уроков, которые предложила ему Мальвина, не хотел учиться.

Ст.43 - Каждый имеет право на образование. Основное общее образование обязательно.

Ст.37 – Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.


  1. Сказка Снежная королева»

Кай оказался в плену у Снежной королевы. Писатель ничего не говорил о том, что она его кормила, дала возможность связаться с родными. Кай вынужден был выкладывать из льдинок слово «ВЕЧНОСТЬ», и только горячее сердце Герды сумело растопить чертоги Снежной королевы.

Нарушены права пленного и права ребенка на свободу творчества.




  1. Сказка Шарля Перро «Золушка»

Героиня сказки Шарля Перро «Золушка» подвергалась принудительному непосильному труду, была лишена возможности отдыхать вместе со свободными сестрами на балу у короля. Только при помощи доброй волшебницы она смогла попасть во дворец, где познакомилась с принцем.

Таким образом, нарушено право Золушки на отдых, мачеха не имела права заставлять Золушку трудиться целыми днями.

Ст.37 - Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.


  1. «Муха-Цокотуха».

Ст.22 - Право на свободу и личную неприкосновенность


  1. «Три поросенка».

Право на частную собственность

Ст.25 – Жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.




  1. «Морозко».

Мачеха даёт падчерице непосильную работу.

Ст.37 – Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.



5 тур «Литературный»
За каждый правильный ответ 1 балл.

Соотнеси пословицы с названием прав:


  • Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)

  • Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)

  • Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)

  • Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)

  • При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )

  • Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)

  • Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

  • Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)

  • Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

(Приведены статьи Всеобщей декларации прав человека)



Подведение итогов

После всего того, о чем мы говорили, ответьте на вопрос:



Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись, и права других людей не нарушались?


  • Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;

  • Заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;

  • Уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница