Урок по дисциплине «Обществознание»



Скачать 34,74 Kb.
Дата23.05.2016
Размер34,74 Kb.
ТипУрок
Открытый урок по дисциплине «Обществознание»

Тема урока "Социальные статусы и роли"

Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры.

Задачи урока:

  • Образовательные: усвоить понятия “ социальный статус” и “ социальная роль”.

  • Воспитательные: формировать отношение к процессу социализации, вырабатывать активную гражданскую позицию.

  • Развивающие: развить познавательный интерес у обучающихся к изучению данной темы

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, доска, иллюстрации, клей, фломастеры.

Ход урока

Здравствуйте! Садитесь. (Проверка присутствующих.)

I. Организационно-мотивационный момент (притча о бабочке).

Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: “Твой статус не позволяет тебе себя так вести” или “Ты выбрал не ту роль”.



Проблемный вопрос:

Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?

Об этом и пойдёт сегодня речь на уроке. Тема урока: “Социальные статусы и роли”.

II. Изучение нового материала.

Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутренне строение общества. Чтобы полнее представить это, сравним общество со строящимся зданием.

– Что представляет собой структура здания? (ответы учащихся). Слайд №

Вывод: структура здания – это вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и делают здание прочным.

– Чем удерживаются атомы кристаллической решетки? (ответы учащихся). Слайд №

Вывод: атомы решетки удерживаются особыми связями, которые не позволяют решетке распасться.

Подобное происходит и в обществе.

Только роль горизонтальных перекрытий играют статусы, роли и социальные группы, а вертикальных опор – слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми составляющими этого здания, которые играют роль горизонтальных перекрытий, то есть узнаем, что такое СТАТУС, РОЛЬ. Давайте более подробно остановимся на характеристике этих понятий. Перед вами рабочие листы, которые вы заполните в процессе работы.

Долгое время понятие “статус личности” приравнивалось преимущественно к характеристике правового положения человека. Вспомните, полемизируя с К.Марксом, немецкий социолог М.Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и общественное является важнейшей характеристикой места и роли человека в обществе.

Итак, статус – это место человека в обществе.

Реально любой человек занимает в обществе много позиций. Возьмем, к примеру, обучающегося: помимо того, что он обучающийся, он является молодым человеком, сыном, внуком, братом и т.д. Поэтому здесь мы говорим о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека. Слайд №

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп. Различаются два вида статуса – личный и социальный.

Личный статус ( семья – в семье жена и дети любят его как мужа и отца)

Социальный статус (на работе - у начальства он пользуется средним уважением : его талант ценят, но считают безынициативным)

Несовпадение статусов повлияло на их разделение. Слайд №



Предписываемый статус неподконтролен индивиду, а достигаемый находится под контролем.

Каждый статус включает несколько ролей. Роль – способ его поведения. Слайд№

От человека, обладающего определенным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Почему? Потому что каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Освоение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм.

Таким образом, статус указывает на место, а роль – на способ поведения.

Практикум

Для закрепления изученного материала мы выполним следующие задания по группам. Эти задания имеют творческий характер. Коллаж статусов.



III. Итог урока.

В реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек сам творец своей судьбы. Всё в ваших руках. Так может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Что для этого нужно?



Выставление оценок.

Домашнее задание: повторить пройденные понятия и подготовиться к практической работе.
Каталог: wp-content -> uploads -> lessons
lessons -> Дифференцированное обучение как средство повышения эффективности урока
lessons -> «Выбор метода управленческого воздействия»
lessons -> «Использование современных образовательных технологий в школьном образовании в условиях фгос»
lessons -> "Ситуация успеха" Психолого-педагогический механизм ситуации успеха. Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха»
lessons -> Соломина Нина Владимировна, педагог-психолог
lessons -> Общение основа человеческого бытия
lessons -> «Значение опорно-двигательной системы, ее состав. (Соод). Строение костей»
lessons -> Личностные особенности подростков, склонных к зависимому поведению
lessons -> Любовная лирика А. С. Пушкина


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница