Урок мужества Сбор разработан и проведен педагогом- организатором



Скачать 140.18 Kb.
Дата27.04.2016
Размер140.18 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Новотимошкинская Основная общеобразовательная школа»





(Урок мужества)

Сбор разработан и проведен

педагогом- организатором

Тербуковой Н.А

Новое Тимошкино 2014 год.

Воспитывая детей в духе патриотизма сегодня

мы будем спокойны за будущее завтра.
Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи:


1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Этап подготовки:

1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война», «Афганская война», «Война в Чечне».

2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»

3) составление презентации.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме, благородстве: «О, чувство благородное, чувство освященное!

Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н.Глинка)

«Благородный человек знает только долг, низкий

человек знает только выгоду» (Конфуций)
Ход сбора.

1.Рапорт отрядов.

II. Определение темы сбора

(на доске написано стихотворение)

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

Вожатая.

- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

(ответ учащихся)

Вожатая.


- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?

(ответ учащихся)

III .Вожатая.

-. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.



Учащиеся:

- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне. Каждый отряд провел исследовательскую работу и подготовили свои проекты и сообщения


Вожатая: Мы все должны знать о подвиге народа, знать в лицо героев своей малой родины, ведь в некоторых сельских поселениях сегодня не осталось живых свидетелей войны. Помнить о наших героях, кто и какой ценой завоевал Победу, кто прошел дорогами афганской, чеченской и других локальных войн .

Каждый отряд провел исследовательскую работу и подготовили сообщение.
Председатель совета дружины Ильмурзина С:

Аксубаевским районным военкоматом в годы Великой Отечественной войны призвано в ряды Вооруженных Сил СССР 10800 чел. Не вернулось к своим родным очагам 5700 земляков.

Навечно вписали свои имена в историю района Герой Советского Союза Григорий Романов, кавалер ордена Ленина Филипп Мазилин.

Ученик: Романов Григорий Григорьевич. 
       род. 23.9.1907 в с.Кривоозерки ныне Аксубаевского р-на Татарской АССР в семье крестьянина
       Русский. Член КПСС с 1931. 
       Окончил Татарский коммунистический университет в 1931. Работал заведующим отделом пропаганды и агитации РК КПСС. В Советской Армии с 1941. Окончил военно политические курсы в 1942. 
       На фронте в Великую Отечественную войну с мая 1942. 
       Командир огневого взвода 128-го гвардии стрелкового полка (44-я гвардейская стрелковая дивизия, 65-я армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии старший лейтенант Романов отличился в боях по удержанию плацдарма на р.Нарев севернее г.Сероцк (Польша) 5.10.1944 у дер. Дзержинец его артиллеристы, отражая контратаки противника, подбили 5 танков и уничтожили большую группу гитлеровцев. Командир был ранен, но остался в строю. Когда были повреждены орудия, артиллеристы вели бой стрелковым оружием и гранатами. 
       Звание Героя Советского Союза присвоено 21.02.1945. 
       С 1945 капитан Романов — в запасе Вернулся на родину, был на партийной работе. Депутат Верховного Совета СССР 2—4 го созывов. 
       Награжден 2 орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1 ст., медалями. 

Ученик . Кавалер ордена Ленина Филипп Мазилин. Участник освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Родился в нашем районе. Участник Гражданской войны. Активист колхозного строительства. Во время Отечественной войны на фронте с апреля 1942, командир расчёта станкового пулемёта отдельного пулемётно-артиллерийского батальона, ст. сержант. 1.3.1944 батальону, которым командовал лейтенант Н. П. Жуйков, была поставлена задача овладеть опорным пунктом противника — высотой у д. Мормаль Жлобинского р-на. После артподготовки батальон овладел первой линией вражеской обороны, но дальнейшее его продвижение остановил пулемётный огонь дзота. В решающий момент боя Н. П. Жуйков закрыл своим телом амбразуру дзота. Однако вражеский пулемётчик снова открыл огонь. Тогда Ф. Н. Мазилин бросился к дзоту и повторил подвиг своего командира. Дзот замол­чал. Воодушевлённые этими подвигами, бойцы снова поднялись в атаку и штурмом овладели высотой, нанесли врагу большие потери. Посмертно награждён орденом Ленина.

Именем Ф. Н. Мазилина названа улица в д. Мормаль Жлобинского р-на, где поставлен памятник Ф. Н. Мазилину и Н. П. Жуйкову; на месте боя установлен памятный знак.

Ученик:Более 300 человек ушли на защиту Отчизны из нашей деревни. Среди них были и девушки.

За независимость и свободу Родины отдали свою жизнь 195 человек из нашей деревни. На место ушедших на фронт встали на трудовую вахту женщины и подростки.

Великая Отечественная война ушла в прошлое, но героические подвиги её солдат навечно вписаны золотыми буквами в трагическую и славную летопись наших народов - Великая Отечественная война началась в 22 июня 1922 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

Командир отряда «Искрята»:89 жителей района принимали участие в выполнении интернационального долга в ДРА, 7 человек выполнили его ценой своей жизни.

188 жителей района принимали участие в антитеррористических действиях в Чеченской Республике, двое из них погибли.



Вожатая: Сегодня на наш сбор мы пригласили свидетелей и участников этих военных конфликтов. Это воин- интернационалист Мадюков Сергей Геннадьевич и участник 1 Чеченской кампании Леонтьев Алексей Николаевич.

Отряд «Дружба» подготовил нам сообщение об Афганской войне.
Ученик 1.:- После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Ученик 2.: Из нашей деревни четверо ребят отдали свой интернацинальный долг в Афганистане:Константинов М, Петров А, Мадюков Сергей, Федоров Сергей

Давайте послушаем воина- интернационалиста, участника Афганской войны, Мадюкова Сергея Геннадьевича,и по ходу рассказа посмотрим презентацию из фотографий тех событий.

( Выступление воина- интернационалиста.)

Просмотр презентации под музыкальное сопровождение. Приложение 1



Вожатая:

-Через горнило афганской войны прошли и 85 ребят из Аксубаевского района. Семеро из них отдали свои жизни на той войне. Вспомним их поименно: Мансур Гиззатуллин, 1962 г.р., Сергей Еграшкин, 1969 г.р, Владимир Маркин, 1968 г.р., Ахат Насртдинов, , 1968 г.р., Фархат Сайфуллин, 1966 г.р., Ильгам Сулейманов, 1968 г.р., Вячеслав Фролов, 1965 г.р. Наш долг помнить и чтить память этих героев - оставшихся навеки девятнадцати-двадцатилетними.



(передавая зажженную свечу учащиеся показывают фото и рассказывают заранее подготовленную информацию о солдатах разных войн).Приложение 2

Владимир Маркин

Владимир родился и вырос в многодетной семье плотника и сельской учительницы. Весть о гибели сына  пришла в июле 1988 года. Постаревшие от горя родители и повзрослевшие братья не могут принять трагическую гибель Володи  и сегодня. Ведь все должно было быть иначе.

– После школы Вова поступил в танковое училище, но учиться передумал, решил сначала отслужить,он был спортсменом был, очень любил смотреть хоккей по телевизору, был очень аккуратным, подтянутым. учился он хорошо. Был спортсменом. Справлялся с любой работой.

– Он и по хозяйству помогал, и плотничать у него получалось, При нем всегда порядок был. Провожали его в армию всем селом. Письма писал часто.

В мае 1987 Владимира, через полгода после призыва, перебросили в Афганистан. Младший сержант Владимир Маркин служил  зам. командира  БМП. Его боевая машина подорвалась на  мине. Володю  тяжело ранило, ему ампутировали левую ногу. А  18 июля 1988 года в Аксубаевский район прилетела похоронка.

-На первой странице армейского альбома дорога домой – от Афганистана до Чувашского Енорускина. Альбом он начал оформлять сам, а вот закончили – братья. На фото Владимир серьезен и задумчив не по годам. Мальчишка, с лихвой хлебнувший войны. В мае, после очередной военной операции его наградили медалью «За боевые заслуги», а через месяц погиб.

--Фархад Сайфуллин родился и вырос в Старом Ибрайкине. Он был примером для многих.

Горе пришло в эту семью в ноябре 1985 года – в Афганистане погиб их девятнадцатилетний сын Фархад. Под ракетный обстрел попал аэропорт Баграма, где он проходил службу старшим водителем – оператором технической роты. Фархад был смертельно ранен в голову…

 Ничего не предвещало беды – Фархад был примерным сыном и воином – от командования части родители получили благодарственное письмо, что их сын является примерным воином, «золотым фондом армии». В посмертном письме отмечено, что Фархад Сайфуллин без срывов выполнял обеспечение боевых операций авиаполков, был исполнительным и ответственным, как и подобает герою. Посмертно его наградили медалью «За боевые заслуги».

Товарищей прикрыл, а сам погиб.

Семья Насртдиновых из Нового Ибрайкина потеряла на войне  сына Ахата летом 1988 года.Ахат обеспечивал подвоз ГСМ – совершил более 60 боевых рейсов.

16 июня 1988 года на марше по маршруту Кабул–Баграм, колонна подверглась обстрелу. Ахат вывел машину из под обстрела, занял позицию, прикрывал товарищей. Был смертельно ранен и награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

 Между жизнью и смертью – три дня  



Мансура Гиззатуллина из Нового Ибрайкина в октябре забрали в армию сразу, как только ему исполнилось 18 лет, а в декабре отправили  в Афганистан. Он служил в 781 отдельном разведывательном батальоне.

Мансур любил в детстве играть в войну, не зная, что настоящая война отнимет у него и планы, и жизнь. Мансур погиб через четыре месяца после призыва – 20 февраля 1981. А 17 февраля в семью пришло письмо. Мансур писал, что очень скучает и любит родителей, говорил, что кормят хорошо, что даже поправился,  и наказывал младшему брату – … учить русский язык, дескать, без него теперь никуда. Писал, что скоро его переведут в Кабул. Письмо пришло из Баграма.

… Спустя четыре дня в День защитников Отечества село проводило Мансура в последний путь. Он умер на руках своего односельчанина Хайдара, с которым они шли вместе дорогами афганской войны. Рядового радиотелефониста Мансура Гиззатуллина посмертно наградили орденом Красной Звезды.

Ученик: Орденом Красной Звезды посмертно награжден новоибрайкинец Ильгам Сулейманов.

 Через четыре месяца после призыва Ильгам попал в  Демократическую  Республику Афганистан. Служил Ильгам  водителем. Совершил 12 боевых рейсов в составе колонны по доставке боеприпасов, неоднократно автоколонна попадала  под обстрел. 12 июня 1987 года на марше Кабул–Гардез колонна подверглась очередному обстрелу. Автомобиль Ильгама получил повреждение, под огнем солдат устранил неисправность и стал выводить машину из зоны поражения. В это время и был смертельно ранен.

  Ученик: В Старом Тимошкине родился и вырос Сергей Еграшкин. Это был юноша со светлой и чистой душой, веселый, общительный, любил спорт и был душой любой компании. Любая рабта спорилась в его руках.

Через три недели после восемнадцатилетия Сергей сменил гражданку на солдатскую гимнастерку. А спустя восемь месяцев вернулся на родину в цинковом гробу.

В своем последнем письме, датированном 7 январем 1988 года,  Сергей успокаивал родителей, что скоро должен начаться вывод войск из Афганистана. До этого дня Сергей не дожил три месяца. Как и земляка – Мансура Гиззатуллина его похоронили В День защитников Отечества.

Ученик


-В «черном списке» погибших числится и Вячеслав Фролов – уроженец Старого Мокшина. Он служил в Афганистане механиком-водителем БТРа. 4 декабря 1984 года в составе оперативной группы Слава выполнял боевую задачу по охране участка маршрута. Внезапно боевая машина подорвалась на мине и была обстреляна из стрелкового оружия. В результате взрыва Вячеслав был ранен, но, не обращая внимания на боль, вел бой пока не погиб. Вячеслав Фролов награжден орденом Красной Звезды посмертно.

Выплаканы слезы по сыновьям, грусть и боль в глазах матерей.



Чтец 1

Вновь февраль и метели.
На душе тяжело.
Двадцать пять лет пролетело.
Сына нет моего.

Не вернулся домой он.


Как его я ждала!
День и ночь в ожиданье.
День и ночь не спала.

Каждый скрип на дороге


Я пыталась узнать.
Не вернулся сыночек.
Сиротой стала мать.

Где там, за границей,


Стоит город Кабул.
И под городом, где-то,
Мой сыночек уснул…»

Двадцать лет пролетело.


Потускнели глаза.
Как бы ты не крепилась,
Но скатилась слеза.

Что ж, давайте помянем


Тех парней молодых.
Тех! Их нет среди мёртвых,
Да и нет средь живых!

 Учитель . А теперь давайте послушаем воспоминания участников этой войны.

Ученик: Я хочу прочитать фрагмент статьи из районной газеты «Сельская Новь»

Вспоминает Ильшат  Хамятзянов из Тахталы: «Не успев надеть солдатскую форму – вступили на полыхающую от боевых сражений афганскую землю, чтобы защитить мирное население дружественного народа…»
Ильшат работал после окончания училища в Казани. Весенний призыв уже близился к завершению и, не дождавшись повестки, он сам пришел в военкомат; «Заберите меня служить, хоть в Афганистан…».

Учебку новоявленный солдат прошел в Ашхабаде, а затем его перебросили в Кундуз – в отдельный мотострелковый батальон.

Обстрелы в горах были делом обыденным не зависимо от времени суток. Вместе с нами в кишлаке стоял и второй афганский батальон, – вспоминает  Ильшат. – Войну же мы вели с бандой Вадута. Первый бой и сегодня стоит перед глазами. Ночью мы укрылись в ущелье, чтобы утром обеспечить безопасный  выход, а затем и отход пехоты. И вот с рассветом начался бой, пехота отступила – а нам приказа отходить не было. В ущелье вошло двадцать два солдата. Когда вернулись в расположение и построились на плацу, поняли, что одиннадцать ребят из отдельного взвода связи остались в ущелье.  Потом на месте боя, на второй день нашли ребят убитыми, один пропал без вести…

Там в Афганистане Ильшат во сне часто видел дом, а в первые годы после войны ему снился тот бой, горящие машины, танки и смерть друзей.  Для Ильшата война закончилась 29 лет назад – после приказа об увольнении в 1985 году. Но хоть и поутихли душевные раны, боль и горечь в памяти и сегодня
Ученик. Ямуков П.А:Я хочу прочитаь фрагмент письма, который написал мой двоюродный дядя, он призван был из Украины и написал письмо своей бабушке.

« … Я пишу к вам, потому-что не могу написать домой к матери Я служу на боевой машине, шофером. Случилось так,что за один день я поседел. Мы ехали в колонне, перевозили бойцов. Вдруг машина, которая ехала передо мной взорвалась и полетела вниз, в ущелье, все бойцы погибли. Начался обстрел нашей колонны… меня спасло то, что я быстро выскочил из машины и мы быстро открыли ответный огнь. Кабина была похожа на решето…»

Выступление отряда « Сталкер »

Ученик.:

- Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

Супруги Ганеевы из Старого Ибрайкина потеряли сына на Чеченской войне. В дом Ганеевых летели письма с двух войн – старший сын –  Фарит отдал свой интернациональный долг в Афганистане, а младший – Алмаз погиб в Чечне. 

Алмаз погиб  в 1996 году в Грозном, в одном из боев на площади Минутка. Родительское горе не соизмерить. Тогда с момента гибели до похорон  прошло два с половиной месяца. И личность Алмаза установили лишь эксперты. Алмаза Ганееева посмертно наградили орденом Мужества.

Чтец 1:

Каждая смерть - эта наша с тобою утрата.
Каждого павшего помни, как друга, как брата.
Помни надеждою, правдой своей и судьбою,
Первой зарею и последней снежной тоскою.
Все, что земля завещала, ты свято исполни.
Память равна воскрешенью - 
Помни!
Помни!

Чтец 2:

И верность, и мужество,

И скорбь у пожарища

Вы пали за Родину,

Вы с нами, товарищи.

Мы будем такими же

В любом испытании

Клянёмся!

Клянёмся минутой молчания.( минута молчания) Приложение 3

Вожатая:

- о всех сразу рассказать невозможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой. Внимание на экран. (идет презентация, состоящая из отсканированных фотографий солдат разных лет в сопровождении песни «Зажгите свечи»).

- Выступление участника Чеченской кампании Леонтьева А.Н.

- Ребята, если у вас есть вопросы, можете задавать их нашим гостям.Какие

Вожатая: - ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?

(ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях)

- сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и разработать план, который позволит оказать реальную практическую помощь ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Тем самым мы сможем стать ближе к этим людям и быть полезными:

1. Подготовка подарков.

2. Проведение акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке).

3. Акция «Радость в дом» (посещение ветеранов, поздравление).

4. Организация встреч с тружениками тыла.

5. Создание странички на школьном сайте «Никто не забыт, ничто не забыто!». (включая информацию и фото о ветеранах всех войн, рисунки и сочинения учащихся по патриотическому воспитанию и о героях, фото и репортажи мероприятий, проводимых в рамках акции).

V. Подведение итогов.

Вожатая:

- ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего сбора?

Какие вы для себя сделали выводы?

(ответ учащихся)



Председатель Совета Дружины.

- Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.

- По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.

Чтец:

- Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись -

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись,

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что смог…

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

- Сквозь годы нам видится

Тропа партизанская,

Пробитая пулями

Сосна нарочанская.

Атаки внезапные,

Засады под соснами,

Могильные холмики

Над травами росными.

Все:

Слава русскому народу!


Слава защитникам Отечества!
Слава оружию России!
Слава, Слава, Слава!

Чтец :

Победа всегда за нами,


Несем мы гордо наше знамя.
В боях за Родину свою
Не пожалеем жизни!

Чтец : Нависнут тучи над мирным небом,
Мы защитим Отчизну от врага.
Спокойно, люди, на земле России спите
Солдат всегда на боевом посту.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Сколько лет прошло с той поры –
Не забыть нам раны войны.
Память вечна, вам низкий поклон –
За победу, веру, любовь.

Вожатая: Я очень надеюсь, что этот наш урок Мужества поможет вам, ребята, сделать ещё один шаг в понимании патриотизма, задуматься над тем, наследниками каких высоких гражданских традиций вы являетесь, ведь народ, не забывающий своих героев, бессмертен.

Застыли на курганах обелиски,

Застыли охраняя тишину.

Они нам не заменять наших близких,

Отдавших жизни в прошлую войну.

Мы на лицо холодного гранита

кладём цветы, но плачем не навзрыд.

И говорим: ничто, нами не забыто,

Никто из павших нами не забыт. Приложение 4

Приложение 5 Исполнение песни « От героев былых времен»

Фотографии



  1. Воин- интернационалист Мадюков С.Г. рассказывает о войне в Афганистане.

  2. Фото с членами ДОО «Дружба».




Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница