Урок медиабезопасности 09. 2011 год) Тема. Правила ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способы защиты от противоправных посягательств в Интернете и мобильной связи



Дата17.04.2016
Размер108 Kb.
ТипУрок
УРОК МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ

(1.09.2011 год)

Тема. Правила ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способы защиты от противоправных посягательств в Интернете и мобильной связи.

Задачи: Выявить существующие опасности, с которыми дети могут столкнутся в сети Интернет; познакомить с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способами защиты от противоправных посягательств в Интернете и мобильной связи

Формировать понятие о синдроме Интернет-зависимости и содействовать формированию негативного отношения к чрезмерному увлечению интернетом.


ХОД УРОКА

- Здравствуйте.

Я очень рада, что вы все живы и здоровы, что после летнего отдыха стали такие красивые и повзрослели.

- Я очень скучала по вас всё лето. Скучала по вашим озорным улыбкам и добрым глазам, скучала даже по вашим шалостям, ведь я вас очень люблю. Мне очень бы хотелось вас вести всю жизнь «за ручку» и уберегать от всех трудностей, которые ждут вас на жизненном пути, всегда помогать вам. Но только в жизни так не бывает, да и так нельзя, ведь чем больше человека опекают, тем беспомощнее в жизни он становится. Чем взрослее вы будете, тем более сложные решения вам придётся принимать самим. Поэтому-то вы и пришли в школу, чтобы вместе со мной, учителями, со своими друзьями учиться, учиться жизни, получать знания, которые вас смогут защитить от любых жизненных невзгод.

И сегодня я хотела бы начать с вами взрослый разговор о правилах вашей безопасности в безграничном информационном пространстве.

- Каждый день мы с вами узнаём что-то новое, т.е. получаем информацию.

-А что такое информация?

(Ответы детей, Информация — это сведения, получаемые из окружающего мира)

- Скажите, а откуда человек получает информацию?



(Ответы детей: через общение, газеты, радио, учебники, телефон, телевизор, компьютер…).

- Эта информация бывает разная: весёлая и грустная, полезная и не очень, добрая и безжалостная. Информация сыплется на нас отовсюду. Но сегодня мы поговорим об информации, которую вы получаете из Интернета.



Что такое Интернет?

Общие сведения: Интернет – это глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и других сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами пользования. По Интернету происходит поиск информации, рассылаются пресс-релизы, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы заказать по Интернету любой товар с доставкой на дом, узнать погоду, познакомиться, пообщаться.

- Но сначала давайте проведём небольшой экспресс-опрос.


Экспресс-опрос

  • У вас на домашнем компьютере установлен Интернет?

Да – Нет –

Твое первое знакомство с Интернетом было:

дома


в школе

в компьютерном клубе



искать информацию к урокам

просматривать почту и писать письма

играть в разные игры

общаться в чатах

Заводить новых друзей –

Участвовать в конкурсах –

Другое…

Когда ты выходишь в Интернет...

всегда рядом родители или учитель -

тебя никто не контролирует -

по-разному -



Сколько времени ты проводишь в Интернете?

меньше часа-

от одного до двух часов-

от двух до трех часов -

сколько хочешь -


  • Как ваши родители воспринимают ваши занятия в  Интернете? Почему?

Хорошо, считают что это полезно –

Плохо, считают, что это небезопасно-

Ничего не говорят-

*Какие эмоции и чувства ты чаще всего испытываешь, находясь в Интернете? (укажите не менее 3-х)


уверенность

унижение


счастье

опасность

удовольствие

обида


надежда

тревога


гнев

восхищение


радость

страх


удивление

печаль


восторг

стыд


доверие

вина


интерес

разочарование

любопытство

Чаще всего ты бываешь на сайте ...

-А для чего по- вашему нужен Интернет?(Ответы детей)

-Вы, вообщем-то, уже ответили на этот вопрос в нашей анкете.

Интернет-прекрасный способ учиться, развиваться, однако он может способствовать развитию зависимого поведения).

- Давайте вместе порассуждаем над этим высказыванием.
- Важно, что именно человек делает в Интернете. Одно дело, если это его работа, производственная необходимость, для вас - это материал к уроку, проекту и т.п., и другое — если он бесцельно, как по мусорной свалке, ползает по поисковым сайтам из-за бессмысленного любопытства. Или играет в сетевые игры, общается в чатах, знакомится, отказываясь от нормального личного общения с друзьями, родными. Вытеснение радостей и интересов реальной жизни — самый важный признак наличия зависимости.

Общие сведения: «Интернет зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.

Некоторые признаки виртуальной зависимости:

· Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в сети Интернет.

· Навязчивая потребность в сети – игра в онлайновые азартные игры.

· Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

Как думаете, в чем причина такого поведения?



Влечение к Интернету развивается благодаря четырем главным факторам:

· доступность разнообразной информации;

· широкая интерактивность, постоянное общение;

· персональный контроль за информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;

· анонимность передаваемой информации.

Зависимость от виртуального пространства очень опасна, это болезнь, как любая другая. Она вызывает задержку социального и эмоционального развития — неспособность работать и достигать результата, иметь друзей, создать семью.

Поэтому общайтесь со своими друзьями в классе, на площадке, дома, когда вы видите глаза своего друга, чувствуете его радость и боль и можете точно угадать его настроение, можете тут же прийти на помощь, если это нужно. Или может быть вместе от души посмеяться, чего никогда не сделаете при виртуальном общении.
-Но совсем избежать встречи с Интернетом вам, конечно, не удастся. Поэтому необходимо знать

Помните!


ИНТЕРНЕТ может быть прекрасным и полезным

средством для обучения, отдыха или общения с друзьями.

Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

- Какие опасности вас подстерегают в Интернете и как с ними бороться?



(Ответы детей)

Учитель записывает на доске, или выставляет заранее написанные карточки

Преступники в интернете

Вредоносные программы

Интернет-мошенничесво и хищение данных с кредитной карты

Азартные игры

Онлайновое пиратство

Интернет-дневники

Интернет-хулиганство

Недостоверная информация

Материалы нежелательного содержания)
ПРЕСТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ.

Преступники устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы запретные темы.



Как избежать этой опасности?

Прекращайте мгновенно любые контакты с людьми, которые начинают задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.


Вредоносные программы

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным.



Как избежать этой опасности?

А) Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом от неизвестных лиц.

Б) Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.

В) Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.


В ЧЕМ СОСТОИТ МОШЕННИЧЕСТВО?

Вы, может быть слышали такое слов – фишинг? Это когда вам приходит фальшивое электронное письмо. Вы его открываете и открывается ссылка, ведущая на популярный узел, но на самом деле, она приводит на мошеннический сайт, который выглядит точно так же, как официальный. А там вас под разными предлогами принуждают к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.



Как избежать этой опасности?

Посещая веб-сайты никогда не щелкайте на ссылку, содержащуюся в подозрительном электронном письме.

Б) Взрослые должны контролировать списание средств со своих кредитных или лицевых счетов с помощью мобильного банка.

Азартные игры.

На обычных игровых сайтах содержатся настольные и словесные игры, головоломки с системой начисления очков. Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. На сайты же с азартными играми играют на деньги.



Как избежать этой опасности?

Знайте, что нельзя играть на деньги. Игроки практически всегда теряют деньги, а не выигрывают. Играйте в игры, которые не предполагают использование никаких денег.



Онлайновое пиратство

Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.



Как избежать этой опасности?

  • Помните! Пиратство, обычное воровство, вряд ли вы захотите стать вором. Лицензионные (подлинные) продукты всегда выгоднее и надежнее пиратской продукции. Лицензионный пользователь всегда может получить консультационную и другую сервисную поддержку производителя. Кроме того, приобретая лицензионный продукт, потребитель поддерживает развитие этого продукта, выход более совершенных и удобных версий.

  • Не занимайся плагиатом. То, что материал есть в Сети, не означает, что его можно взять без спроса. Если ты хочешь использовать его - спроси разрешения.

Интернет-дневники (блоги)

Увлечение веб-журналами (блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. В этих дневниках дети раскрывают свой возраст; место проживания, телефон, имя, фамилию. Что недопустимо и опасно!!!



Как избежать этой опасности?

Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию: фамилию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще.



Интернет-хулиганство

В интернете, как и в любом дворе, есть свои хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.



Как избежать этой опасности?

  • Будь ответственным – и в реале, и в Сети. Простое правило: если ты не будешь делать что-то в реальной жизни, не стоит это делать в онлайне. Когда ты грубишь в Интернете, ты провоцируешь других на такое же поведение. Попробуй оставаться вежливым или просто промолчать. Тебе станет приятнее.

  • Игнорируйте интернет-хулиганов, не обращайте внимания. В конце концов им надоест, и они уйдут.

Материалы, нежелательного содержания

Это материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантскими материалы, материалы с ненормативной лексикой. Они нежелательны даже для взрослых, а для детской психики они очень губительны, опасны!


- А теперь давайте подумаем, как же мы можем уберечь себя от этих опасностей.

- Как вы думаете, всё ли, что опубликовано в Интернете правда, всему ли стоит доверять? (Предположения детей)

- В Сети ты можешь встретить все, что угодно – от уроков окружающего мира и новостей до нелепых картинок. Но не стоит думать, что, раз информация появилась в Интернете, она является достоверной. Относись к информации осторожно. То, что веб-сайт очень красивый и необычный, еще ни о чем не говорит. Спроси себя: С какой целью создан сайт? В чем меня хотят убедить его создатели? Чего этому сайту не достает? Узнай об авторах сайта: зайди в раздел “О нас” или нажми на похожие ссылки на странице. Узнай, кто разместил информацию. Если источник надежный, например, университет, то, вполне возможно, что информации на сайте можно доверять.

Как избежать опасности?


  • Следуй правилу трех источников. Проведи свое расследование и сравни три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять. Не забывай, что факты, о которых ты узнаешь в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если ты будешь использовать их в своей домашней работе.

Рекомендации учащимся

1. Используйте реальный мир для общения.

2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется.

3. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

4. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

5. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

6. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

7. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

8. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
ПОМНИ:


  • Проверь хотя бы три источника информации, прежде чем ты решишь, что информация достоверна.

  • И в Интернете, и в реальной жизни соблюдай правила. Проявляй уважение к собеседникам в Интернете, веди себя так, чтобы не обидеть и не рассердить человека.

  • Не распространяй в интернете сплетни, не хулигань и не угрожай другим. Сообщай о тех, кто ведет себя подобным образом.

  • Защищай себя – сейчас и в будущем. Подумай, прежде чем что-либо разместить в Интернете.

  • Не сообщай о себе личную информацию по электронной почте, в чате, на досках объявлений, в регистрационных формах.

Личная информация: адрес, фамилия, телефон, место учёбы, место работы родителей.

Ваша личная информация может использоваться против вас и ваших близких.



  • Не загружайте музыку и другие файлы без разрешения родителей.

  • Не делать без разрешения родителей в Интернете ничего, что требует оплаты.

  • Азартные развлечения в интернете являются незаконными.

В Интернете существует много интересных, развлекательных, позволяющих общаться с детьми всего мира ресурсов.

Найдите наиболее интересные сайты!



ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

- По результатам ваших ответов на вопросы экспресс-анкеты, видно, что большинство из вас пользуется Интернетом. Но вот назвать сайты, на которых вы часто бываете, мало кто смог. Поэтому я предлагаю в течение года создать наш школьный Веб-журнал. Название придумаем потом. В этот журнал будете вносить самые интересные, на ваш взгляд, сайты с короткой аннотацией представленных на них материалов. Можно я сегодня сделаю первую запись? Это сайт, на котором я нашла материал по медиабезопасности к уроку. Думаю и вы там найдёте много интересного и познавательного



http://www.nachalka.com/node/333

- У меня в руках журнал.Кто догадался, что мы напишем на титульном листе ? (Предположения детей)

- Да, конечно! Правила безопасного поведения в Интернете (Безопасный Интернет и т.п.).

- К сожалению, наш первый урок в этом учебном году подошёл к концу.

Всегда помните о том, о чем мы с вами сегодня говорили.

____________________________________________________________________________

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ, использованные при подготовке к уроку


  1. http://www.nachalka.com/node/333

  2. http://www.microsoft.com/rus/Education/news/2009/04/child_security.mspx#

  3. http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/CROS/foi/KiiIKTvo/Shared%20Documents/Медиабезопасность.aspx?RootFolder=%2fkoiro%2fCROS%2ffoi%2fKiiIKTvo%2fDocLib19%2f%d0%9a%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d1%87%d0%b0%d1%81%d1%8b&FolderCTID=&View=%7bEE876353%2d9055%2d4E54%2d88B3%2d440271673D9F%7d&PageView=Shared

  4. http://www.youtube.com/watch?v=-JhpUVtNEHk&feature=related

Дополнительный материал, можно использовать на любом этапе урока

Теперь наша жизнь - сеть Интернет,

Виртуальный мир, реальности нет.

Всё никак в настоящем, тебя все понимают,

И о действительных чувствах все забывают.

Твоего имени нет, есть только ник.

И тебя уже нет, ты исчез, ты погиб.

Вместо наших эмоций две точки и скобка,

Обманчиво чувство, солгали нам ловко.

Ты практически умер, но отправил улыбку,

Ты обманул других и сделал ошибку.

И вместо правды - весёлый смайл,



Никогда не верь улыбке @ОНЛАЙН!____________________________

Перед тобой ворота рая.

Перед тобой дорога зла.

Здесь есть тропа. Она без края...

Ее окутывает мгла...

И лишь дойдешь до середины,

Тебя там заберет туман.

Добро и Зло станут едины,

Размыв границы как обман...

Здесь нет людских ограничений.

Здесь ангел с демоном дружны.

Здесь нет условностей, значений.



Здесь нечисть, живность: все равны_______________________________________________

У лукоморья дуб зелёный.

Есть Интернет на дубе том.

Там виснет в "аське" кот учёный,

Отбросив песни на потом.

Там на неведаных дорожках

Отлично ловит "Мегафон".

Там в бочке с медом "Старый мельник".

По морю мчит сам князь Гвидон.

Царевна СМС всем пишет.

А серый волк свой плеер ищет.

Там царь Кощей на сайте чахнет.



Там чудный дух, там "Ролтон" пахнет.
Каталог: chuhloma -> jarov -> DocLib112
chuhloma -> Задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса
chuhloma -> Я работаю воспитателем в Чухломском детском саду «Родничок». По образованию я Учитель начальных классов. Сейчас я получаю высшее образование по профилю Учитель Истории
chuhloma -> Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах
chuhloma -> Доклад по теме: «Особенности формирования грамматически правильной речи у детей на занятиях и в свободной деятельности»
jarov -> Семинаре педагогов -организаторов школ Чухломского района
jarov -> Борисова Л. Г. Учитель-


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница