Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. А. Есенин «Лебёдушка». Анализ стихотворения. Цель



Скачать 25.92 Kb.
Дата24.04.2016
Размер25.92 Kb.
ТипУрок
Урок литературного чтения в 4 классе

Тема урока: С.А. Есенин «Лебёдушка». Анализ стихотворения.

Цель: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения С. Есенина «Лебёдушка».

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С. Есенина; учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору; учить составлять текст-синквейн, как способа характеристики персонажа.

Развивающие: развивать умение выделять главное сопоставлять факты, делать выводы; развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Средства обучения:

Отрывки из стихотворений к созданию проблемной ситуации в классе, мультимедийная презентация «Лебёдушка», компьютер, проектор.



Оборудование и раздаточный материал:

Маршрутные листы, учебник, мультимедийная презентация, смалики для рефлексии, фрагмент из балета «Умирающий лебедь»



Организационный момент. Вхождение в урок.


Сегодня, дорогие ребята, у нас будет необычный урок. Мы погрузимся в удивительный мир поэзии, затронем самые сокровенные струны души.

Звучит музыка «Над окошком месяц»

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром.

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Какие прекрасные строки! Не правда-ли, ребята!

На ваших столах лежат отрывки из произведений этого автора. Прочитайте их… Дети на карточках читают отрывки из стихотворений С.Есенина


Вступительная беседа и актуализация опорных знаний.


- Кто готов прочитать эти строки выразительно …

- Узнали автора стихотворений, отрывки которых сейчас вы прочитали? С Есенин



Душа поэта – тонкая струна,

Дотронешься – и зазвучит она!

И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

В секреты слова красоты проникнуть.

Как вы думаете с произведением какого автора мы сегодня познакомимся?

А название этого произведения вы узнаете, отгадав эту загадку

Длинношеяя та птица

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает. (Лебедь)

-Произведение, которое будем читать, называется «Лебедушка».

-Что знаете об этих птицах?

Лебедь - величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми символ чистоты, благородства, верности. В старину девушку называли лебедушка. В мире существует 7 видов лебедей.

-Как вы думаете, какая цель нашего урока?

-Очень хорошо, а еще мы сегодня на уроке будем создавать текст-синквейн, который поможет дать характеристику главным героям произведения

-Ребята, а что вы знаете о жизни этого удивительного человека, Сергея Есенина?

Выступления учащихся.

Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань в 1895году. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые

луга. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, чтобы все хорошо закончилось. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет.

- Свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа. Как вы думаете, что объединяет эти стихи?

( Поэт пишет о красоте родной природы)



- Родина для него – это его деревня, это мир природы, мир глубоких человеческих переживаний, чувств.

Постановка темы и цели урока

Портрет С.Есенина



Слайд 1-7




- Я уверена, что вы любознательные мальчишки и девчонки и очень много знаете, поэтому работа, которую мы будем делать, не составит для вас большого труда. А работать мы будем на уроке при помощи маршрутных листов.




Обратимся к маршрутному листу, задание 1, прочитайте.

- Возьмите карандаш, разделите слова на слоги.

Давайте прочитаем их, эти слова встретятся в тексте. Будьте внимательны.


Мотивация, для чего?

Слайд 8-11

-Сегодня мы будем знакомиться с новым стихотворением С. Есенина «Лебёдушка».

-Предположите о ком будет идти речь?

-Можно ли по названию произведения судить об отношении автора к главной героине?

-В каком произведении мы уже встречались с лебедем?

-Какую же историю рассказал нам Есенин в стих. «Лебёдушка»?

Итак: Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он сочинял свои стихи. В доме тихо, все уснули, тихо тикают ходики. Хорошо, можно работать! Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом.



Первичное чтение стихотворения учителем

Обмен впечатлениями. Анализ произведения

Составляем синквейн

Лексическое значение слов

Просмотр слайдов


-Сейчас, мы с вами познакомимся с произведением. В тексте могут встретиться непонятные вам слова. Отметьте эти слова

Чтение стихотворения (учитель).

( по ходу чтения учащиеся выписывают непонятные слова – задание 2)

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Что чувствовали, когда слушали стихотворение?

- Мне тоже было нелегко читать строки этого произведения.

- Как вы думаете, к какому жанру устного народного творчества можно отнести это стихотворение? (народную песню или сказку). Почему?

Как поэт относится к лебедушке?

-Что необычного в изображении лебедушки?

- Как автору удается показать, что она была хорошей матерью.

-Захотелось ли вам научиться красиво и выразительно читать его?

-А чтобы глубже понять это стихотворение, мы будем медленно, работать над текстом, обращая внимание на непонятные слова и объясняя их значение, наблюдать за картинами, которые рисует Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.

- Подберите синонимы к слову дозорила.

(охраняла, оберегала, стерегла)

- В этом стихотворении у Сергея Есенина образ Родины слит с образом матери. Он большое внимание уделяет образу матери – лебеди, которая так геройски оберегала своих детей.

Чтение стихотворения учащимися.


Физминутка


Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Вниз опустили и увидали –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложили назад.



Проверка восприятия прочитанного стихотворения

Фрагмент из балета «Умирающий лебедь» в исполнении Майи Плисецкой

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен сравнениями, олицетворениями.

-Что такое олицетворение? Работа с текстом.

-Как беззаботно гуляла лебёдушка со своими детками?

- С чем сравнивается лебедь?

Понаблюдаем за особенностью поэтического слова.

-Какие картины природы рисует поэт?

-С помощью каких слов поэт описывает окружающую природу?

-Как называются эти слова? (эпитеты).

-Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.

-Прочитайте отрывок, где надвигается беда.

-Подберите синоним к слову «доблестный».

-Какой момент считается самым тревожным?

-Какой момент считается самым трагическим?

Не только поэт может словами передать трагичность в произведении. Посмотрите как с помощью удивительного искусства балета изображен умирающий лебедь.




Релаксация

-Какое чувство раскрылось в поступке лебёдушки?

-Как вы думаете, только ли образ птицы имел в виду автор в своём произведении?

-А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?

-Как вы относитесь к лебёдушке?



Работа над выразительностью

-Как надо читать это стихотворение? (нараспев)

-В каких жанрах встречались с таким чтением? (былина)

-Одинаковый ли темп чтения стиха? Разбор.

Чтение цепочкой учащимися.




Самостоятельная работа в маршрутных листах.

Поиск решения учебной проблемы

Синквейн


Мы с вами составили характеристику лебёдушки способом синквейн. Синквейн (с французского- 5 вдохновений, 5 удач) – это краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам Обратитесь к маршрутному листу задание №3. Прочитайте

- Давайте выполним его (работа в парах)

-1 строка- одно существительное (тема)

- 2строка- два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нем.

-3 строка- три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

-4 строка-Фраза (предложение) из четырех слов, передающее ваше отношение к существительному.

-5 строка- синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова)

Дети работают в маршрутных листах.

Прочитайте, что у вас получилось.

(Учитель слушает несколько работ учащихся)




Выражение решения проблемы.

Проверка выполненной работы



- Этот синквейн помогает нам представить характер героев этого стихотворения лебедушки и орла.

(Сравнительная характеристика)

-Какие две противоположные силы представлены в характеристике этих героев. (Добро и зло)




Итог урока

Слайд


Не хочется заканчивать урок на грустной ноте. Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, чтобы изменить концовку произведения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

- Какой нравственный урок даёт нам это стихотворение?

-Назовите ключевые слова урока.

Выставление оценок за работу на уроке.


Домашнее задание

Предлагаю вам задание по желанию.

Кто-то может нарисовать иллюстрацию к любому отрывку;

Кто-то выучит отрывок наизусть или подготовит выразительное чтение логически завершённого отрывка


Рефлексия «Солнышко»

-Какая у нас была с вами цель урока?

- Достигли мы цели?

- Чему научились?

Если урок научил вас быть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия и сострадания

Выразите свое настроение на «солнышке» (дети вы-ходят по одному к доске и прикрепляют лучики к солнышку с хорошим настроением или с грустным).

- Спасибо за урок.



Каталог: Ivanova
Ivanova -> Проблема движущих сил и причин психического развития ребенка в деятельностном подходе
Ivanova -> Программный комплекс "Карусель" для диагностики определения готовности к школьному обучению
Ivanova -> Гражданско-патриотическое воспитание школьников с овз
Ivanova -> «Компететностный подход в теории эвристического обучения»
Ivanova -> Программа Слободяник Н. П. «Уроки общения для младших подростков»
Ivanova -> Здоровьесберегающие технологии и их применение в образовательном процессе
Ivanova -> -
Ivanova -> Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя
Ivanova -> Интернет-зависимость
Ivanova -> Решение нестандартных задач как средство развития творческих способностей младших школьников


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница