Урок литературного чтения. Система Л. В. Занкова. 4 а класс



Дата14.02.2016
Размер52.6 Kb.
ТипУрок
Урок литературного чтения. Система Л.В. Занкова. 4 а класс

Тема: Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана

«Щелкунчик и Мышиный Король».

Цели урока: - исследование особенностей волшебного мира Гофмана;

- развитие воображения, операций анализа, сравнения,

сопоставления, обобщения;

- воспитание уважения к мнению других, умения работать в

группе, умения отстаивать свое мнение.



I. Вступление.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик». Дома вы прочитали главу «Чудеса». В каких сказках происходят чудеса?

Дети: в волшебных сказках.

Учитель: Назовите одну-две волшебные сказки.

Дети называют сказки.

Учитель: А какие это сказки: авторские или народные?

Дети называют и доказывают.

- Похож ли сказочный мир Гофмана на волшебный мир этих сказок?

Ответы детей.

- Да, ребята, он отличается, у него есть свои особенности и секреты. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Может, кто-то уже догадался какая тема у нас сегодня на уроке?

Ответы детей.

II. Объявление темы и цели урока.

Учитель. Тема сегодняшнего урока « Особенности волшебного мира в сказке Гофмана «Щелкунчик». А нашей целью будет исследование этих особенностей и сравнение с волшебным миром народных сказок.

Эта тема рассчитана на 2 урока. Сегодня мы начнем наше исследование, а на следующем уроке продолжим эту работу. Нам будет помогать музыка великого русского композитора П.И.Чайковского из балета « Щелкунчик».

(Включается 1 слайд - тема и муз. отрывок «Вступление» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»)

Учитель: В рождественскую ночь ударили часы,

и в мир волшебный двери отворились!

Мы снова с вами в сказке очутились.

С секретами ее знакомы вы?

Учитель. С чего мы начнем наше исследование?

Дети: С составления плана.

- Подумайте, что мы должны включить в план?

Дети отвечают.

Учитель обобщает: Значит, нам нужно вспомнить:

а) основные черты авторской и народной сказок;

б) особенности волшебных сказок;

в) и сравнить волшебный мир авторской и народной сказок.

(Включается 2 слайд - план)

Учитель. Мы составили план нашей работы. Работать будем в группах. Каждая группа – это исследовательская лаборатория. У вас на столах лежит лист самооценки. Каждый пункт плана – это этап нашего исследования. Вы будете оценивать работу своей группы в конце каждого этапа, а в конце урока мы подведем итог.



III. Актуализация знаний.

IV. Основная часть. Работа по теме урока.

Учитель. У вас на столах в конвертах разрезные карточки для работы по 1 пункту плана, вы должны найти и собрать основные черты авторской и народной сказки. Группа, закончившая работу первой - начинает ответ, остальные – дополняют и оценивают ответ.

Ответы детей: (карточка 1)




Авторская сказка

Народная сказка

- автор известен

- время написания известно

- сюжет неизменный


- автор неизвестен

- время написания неизвестно

- в сюжет могут вноситься изменения

- зачин


- повторы

- устойчивые выражения


- Оцените ответ. Кто согласен с оценкой? Молодцы, все верно.

Группы, оцените свою работу.

(Включается 3 слайд - основные черты авторской и народной сказок)

- Молодцы. Группы, оцените свою работу.

Учитель. 2 пункт нашего плана – основные особенности волшебных сказок.

Возьмите на столе карточку 2. Она разделена на 2 части. Найдите часть, где записан этот пункт нашего плана. Это 1 столбик, там мы и будем сейчас записывать особенности волшебных сказок, которые мы с вами знаем.

Карточка 2.



Особенности волшебных сказок

Особенности волшебной сказки Гофмана

- двоемирие

- тотемизм

- волшебный помощник

- волшебный предмет

- магические числа

- троекратные повторы






Дети заполняют 1 столбик карточки и отвечают.

(Включается 4 слайд - особенности волшебных сказок)

- Оцените свою работу в группах.

Физминутка. (Включается 5 слайд - муз. пауза)

Дети под музыку делают движения и произносят:

Пробили часы и хрипло, и глухо

12 ударов бим - бом

Мы стали на цыпочки. Тихо!

Мы в сказку тихонько идем.

IV. Основная часть. Работа по теме урока.

Учитель. 3 пункт нашего плана - особенности волшебного мира сказки Гофмана. Обратимся к авторскому тексту. Откройте учебник на странице 100 и найдите отрывок, в котором начинаются чудеса.

-С каких слов начинается этот отрывок? ( Она заперла шкаф и ...)

- Прочитайте отрывок про себя и поищите в нем приметы волшебных сказок, о которых мы говорили.

Дети по ходу чтения находят приметы, обсуждают, записывают на листах:

-волшебные превращения;

-волшебный помощник;

-магические числа;

-двоемирие

Группа, закончившая работу первой отвечает, доказывая ответ ссылкой на текст. После ответов детей, появляется слайд 6.




Особенности волшебных сказок

Особенности волшебной сказки Гофмана

- двоемирие

- тотемизм

- волшебный помощник

- волшебный предмет

- магические числа

- троекратные повторы



- двоемирие

- волшебный помощник

- волшебный предмет

- магические числа


- Посмотрите на экран, делайте, пожалуйста, вывод.

Вывод: В сказке Гофмана не все приметы волшебных сказок встречаются.

А те, что встречаются имеют свои особенности (волшебных превращений множество, Дроссельмейер – помощник, но совсем не похож на сказочную фею из «Золушки»).

- А где мы встречаем приметы, не попавшие в наш список?

Дети: в народных сказках.

Учитель. Продолжим наше исследование. Сейчас вопрос для очень внимательных слушателей. Прослушайте музыкальный отрывок из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» и определите, какой части нашей главы он соответствует?

(Включается слайд 7. Нашествие мышей)

Дети слушают, совещаются, отвечают.

- Расскажите, как вы догадались?

- Композитору удалось музыкальными средствами создать образ, который вы узнали, через музыку показать страшное нашествие мышей.

А как это делает Гофман? Найдите отрывок, прочитайте.

Дети читают отрывок вслух, по группам (1-2 человека).

Учитель. Какие еще средства использует автор?

Дети отвечают, ссылаясь на текст.

Вывод: Гофман прибегает к разным средствам:

- создает слуховой образ ( топоток, перешептывание, попискивание и пр.)

- оживают игрушки

- светится шкаф (световой эффект)

- разговаривают часы, куклы, Щелкунчик.



V. Обобщение по теме

Учитель. Давайте подведем итог нашей работы. Каковы же особенности волшебного мира в сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик или Мышиный Король»?

Дети: волшебный мир сказки Гофмана имеет свои особенности: множество волшебных превращений, оживают куклы, предметы приобретают несвойственные им признаки, автор использует слуховой образ, световые эффекты.

VI. Итог урока. Подведем итог работы по группам (самооценка детей)

Молодцы, работали хорошо, спасибо всем.


VII. Д\з Прочитать главу «Битва», нарисовать рис. по уроку, написать какие чувства у вас вызвало чтение этой главы.
Учитель начальных классов школы №19

Цыденова Г.Ц.
Каталог: uploads -> files
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Образовательная программа направления «Менеджмент» профиль «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий»
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины институциональная экономика (б б ) Рекомендуется для направления подготовки
files -> Концепция инклюзивного образования
files -> Техника манипуляции делового общения понятие и цели манипуляции
files -> «Подготовка педагогов к непрерывному социально-личностному развитию детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов во взаимодействии с семьями воспитанников и обучающихся»
files -> Клиническая психология
files -> Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница