Урок. Конвенция о правах ребенка



Скачать 29.03 Kb.
Дата22.04.2016
Размер29.03 Kb.
ТипУрок
1

Автор: учитель высшей категории И.Н.Дадыкина, МОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ», Верхнеуслонского района РТ.


Урок. Конвенция о правах ребенка

Слова учителя 20 ноября 1989 года ООН приняла важный документ Конвенцию о правах ребёнка Конвенция ( международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. )

Историю создания этого документа нам зачитают дети.
После I Мировой войны в 1919 г. Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. В центре внимания Комитета были проблемы детской беспризорности, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Главную роль в разработке социальных

стандартов защиты детей в тот период играют неправительственные организации, в частности, Международный союз спасения детей. В 1923 г. в рамках этой организации была разработана Декларация, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить защиту детей и заботу о них. В 1924 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей.

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой нашли отражение и вопросы, касающиеся прав и интересов детей: принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование. В Декларации говорится о равенстве детей, независимо от того, рождены они в браке или вне его.
Слова учителя. К концу 1970-х годов, однако, становится очевидным, что существующие нормы по правам человека не могут отвечать специальным нуждам детей. Требовался единый международный документ,

который соединил бы в себе весь предшествующий опыт и новые представления о защите прав ребенка. По инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 года.

Главные слова. Впервые ребенок стал рассматриваться не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Конвенция состоит из 54 статей, охватывающих как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения 18 лет. если по законам

страны возраст совершеннолетия не наступает раньше. С принятием Конвенции вводится ряд новых прав ребенка: право на выживание и
2
развитие, право на сохранение индивидуальности, право свободно выражать свои взгляды, на неучастие в военных действиях, на физическое и

психологическое восстановление, на социальную реабилитацию жертв злоупотреблений и эксплуатации. В Конвенции впервые

особо оговорена роль СМИ: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении.
Права, входящие в Конвенцию о правах ребенка, можно условно

разделить на следующие группы: права на выживание, права на

развитие, права на защиту, права на участие.

Слайд Права Права Права Права

на выживание на развитие на защиту на участие


• Какие права, по вашему мнению, самые важные?

• Пользуетесь ли вы большинством или всеми вашими правами? ПРАВА НА ВЫЖИВАНИЕ (Что нам необходимо, чтобы выжить)

Права на выживание предусматривают право ребенка на жизнь и реализацию основных потребностей, обеспечивающих его существование. К ним относятся должный жизненный уровень, жилье, питание и доступ к медицинскому обслуживанию.
ПРАВА НА РАЗВИТИЕ (Что нам необходимо, чтобы развиваться как людям)

Права на развитие – это те права, которые нужны детям для полноценного роста и развития как человеческих существ. Примеры: право на образование, развлечения и досуг, культурные мероприятия, доступ к информации и свобода мысли, совести и религии.


ПРАВА НА ЗАЩИТУ (Мы имеем право на безопасность, защиту)

Права на защиту касаются вредных факторов, от которых должны быть защищены дети – это формы дурного обращения, пренебрежения, причинения мучений и т. д. Эти

права охватывают такие вопросы, как особая забота о детях-беженцах, детский труд и защита от всех форм эксплуатации.
ПРАВА НА УЧАСТИЕ (Возможность принимать участие)
Права на участие уделяют особое внимание той важной роли, которую могут и должны играть дети в жизни их сообществ и народов. Они состоят из свободы выражать свое мнение, иметь право голоса в вопросах, касающихся их жизни, вступать в ассоциации и

проводить мирные собрания.

3

Конкретные права


Свобода слова, выражения мысли (статья 12).

Право на свободу мнения (статья 14).

Государство обязано гарантировать приобретение всеми детьми их

прав (статья 8).

Право на имя и гражданство (статья 7).

Право на получение информации (статья 13).

Право на собрания и организацию групп (статья 15).

Право на защиту от насилия и жестокого обращения (статья 19).

Право на дополнительную заботу, если у вас имеются особые потреб-

ности (статья 23).

Право на медицинское обслуживание (статья 24).

Право посещать школу и учиться (статья 28).

Право на отдых, досуг и развлечения (статья 31).

Право не принимать участия в вооруженных конфликтах (статья 38).


Слова учителя. Наша страна присоединилась к Конвенции и подписала документ в 26 января 1990 года. Основные идеи были закреплены в Конституция 1993 года. В нашей стране Конвенция о правах ребёнка реализуется через Семейный кодекс, принят Госдумой 8 декабря 1993 года.

В 1998 году 24 июля вышел Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» Закон особо выделяет детей оставшихся в трудной жизненной ситуации, оставшихся без родителей, инвалидов, имеющих недостатки в психическом и физиологическом развитии, жертв вооружённых конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, из семей беженцев и вынужденных переселенцев, жертв насилия, отбывающих наказания в специальных учереждениях , проживающих в малоимущих семьях, закон направлен на социальную адаптацию , социальную реабилитацию таких детей.

Закон усанавливает специальные службы, организации, которые решают проблемы таких детей. В их обязанности входят социальная поддержка , оказание социально-бытовых , медико- социальных , психолого- педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организация обеспечения отдыха и оздоровление детей.

Статья 9 этого закона гласит администрация общеобразовательного учреждения не вправе препятствовать созданию обучающимися и воспитанниками в возрасте 8 лет общественных объединений однако учредителями могут стать граждане, достигшие 18 лет. Ст. 9 гласит учащиеся вправе проводить митинги и собрания по вопросам защиты своих


прав во внеурочное время. Ст 14 направлена на защиту ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его здоровью и нравственному развитию , в том

4

числе от национальной, этнической, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции,ауди и видео



токсикоманию, антиобщественное поведение.

Зачитать последний абзац.

Рекомендации правительству РФ комитета по правам ребенка

ООН (1999 г.)

В 1992 году Россия представила свой первый доклад о выполнении го-

сударством-участником принципов Конвенции(рассмотрен в феврале

1993 г.), в 1997 году – второй периодический доклад по выполнению Кон-

венции о правах ребенка в РФ(рассмотрен в сентябре 1999 г.).

Ниже приводится сокращенный вариант замечаний Комитета по пра-

вам ребенка ООН Правительству РФ (замечания см. в журнале "Право-

защитник", 2000, № 1).

Комитет принимает во внимание усилия, предпринятые российским

правительством для укрепления законодательной основы по защите

прав ребенка (поправки к Семейному кодексу, Уголовному кодексу, при-

нятие Закона "Об образовании", Федерального закона "Об основах сис-

темы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-

летних", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федера-

ции"). Приветствует учреждения поста Уполномоченного по правам чело-

века, Уполномоченных по правам ребенка в пяти регионах и городах.

Но в то же время есть повод для беспокойства: наличие несогласован-

ности между различными ведомствами, ответственными за решение про-

блем детства. Длительный финансовый кризис привел к ухудшению ус-

ловий жизни детей.

Комитет обеспокоен распространением бедности, увеличением числа

беспризорных детей, высоким количеством детских самоубийств, рос-

том наркомании, алкоголизма и преступности среди детей.

Комитет беспокоит задержка выплат государственных пособий.

Российское правительство, по мнению Комитета, недостаточно под-

держивает неправительственные организации, которые содействуют во-

площению принципов Конвенции.

Недостаточно делается усилий, направленных на распространение

знаний о правах ребенка.

Комитет рекомендует введение ювенальной юстиции, усиление защи-

ты прав детей-инвалидов, защиты детей от наркомании, алкоголизма,

всех видов насилия, введение общественного контроля в отношении дет-

ских учреждений.

Игра Правовой статус ребёнка ( с журнала )

Команды получают карточки с рождения, с 6 лет, 10 лет , 14 лет, 15 лет, 16 лет 17 лет, 18 лет

с рождения с 6 лет

10 лет 14 лет 15 лет, 16 лет 17 лет 18 лет


с рождения с 6 лет

10 лет 14 лет 15 лет, 16 лет 17 лет 18 лет

с рождения с 6 лет

10 лет 14 лет 15 лет, 16 лет 17 лет 18 лет

Можно не читать.
1. Кто такой ребенок? Всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего воз-

раста, если законами страны не оговорено иное.


2. Отсутствие дискриминации. Все дети наделены правами, предусматриваемыми настоящей Конвенцией, и поэтому государство обязано защищать всех детей без исключнения. То есть (Право на равенство (статья 2)

3. Наилучшее обеспечение интересов детей. Наилучшее обеспечение интересов детей должны быть главным фактором, определяющим все касающиеся их действия.


4. Осуществление прав. Государство должно обеспечивать осуществление всех прав,

предусматриваемых настоящей Конвенцией.


5. Права и обязанности родителей, семьи, общины. Государство должно уважать роль

семьи и родителей в воспитании детей. То есть Право иметь семью (статья 5).

4
6. Жизнь, выживание и развитие. Все дети имеют право на жизнь, а государство обя-

зано обеспечивать выживание и развитие детей.


7. Имя и гражданство. Дети имеют право на имя, гражданство, знать своих родителей

и право на их заботу.


8. Сохранение индивидуальности. Если ребенка незаконно лишают его индивидуаль-

ности, то государство должно помочь ребенку вернуть ее.


9. Неразлучение с родителями. При разлучении семьи по какой-то причине государство должно сообщать ребенку о местонахождении отсутствующих членов семьи.
10. Воссоединение семьи. Ребенок имеет право на регулярные контакты с обоими ро дителями, если они живут в разных странах, и должен иметь возможность совершать по-

ездки для обеспечения этого права.


11. Незаконное перемещение и невозвращение детей. Государство должно бороться

с похищениями детей.


12. Выражение взглядов. Вы, как ребенок, имеете право голоса и право на то, чтобы

другие выслушивали ваше мнение.


13. Свобода выражения мнения и информации. Если вы нуждаетесь в какой-нибудь

информации, вы имеете право на ее получение, у вас также есть право на самовыражение в письменной форме, в художественной форме и т. д.


14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на

свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.


15. Свобода ассоциации. Вы имеете право проводить мирные собрания и встречаться с кем вам угодно.
16. Личная жизнь, честь, репутация. Никто не имеет права вмешиваться в ваши права

5

на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.


17. Доступ к информации и средствам массовой информации. Вы должны иметь доступ к информации из разных источников и быть защищены от вредных материалов.
18. Ответственность родителей. Оба родителя или опекуна отвечают за ваше воспитание, а государство должно оказывать им необходимую помощь.
19. Грубое обращение и невнимание (в семье). Вы имеете право на защиту от всех форм дурного обращения со стороны родителей или опекунов. При его наличии государство должно принять меры для вашей защиты.

20. Уход за детьми в отсутствие родителей. Это означает, что у вас есть право на особую защиту, если вы временно или постоянно лишены семьи. Если это случается, должны приниматься во внимание ваша культурная принадлежность как важный элемент вашего благополучия.


21. Если вы живете в стране, в которой разрешается усыновление, то усыновление должно происходить с наилучшим соблюдением интересов ребенка.
22. Если вы становитесь беженцем, вы приобретаете право на особую защиту.
23. У вас есть право на дополнительные помощь и образование, если они необходимы вам для полноценного участия в жизни общества.
24. Охрана здоровья. У вас есть право на высший возможный уровень услуг системы здравоохранения и медицинской помощи.
25. Периодическое обследование. Любой ребенок, помещенный на попечение для защиты или лечения, имеет право на периодическое обследование условий его содержания.
27. Уровень жизни. Родители несут ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка, даже когда один из родителей живет не в той стране, где постоянно проживает ребенок.
28. Образование. Вы имеете право на бесплатное начальное образование.
29. Цели образования. Целью образования является помощь вам в развитии своей личности и способностей, подготовка вас к ответственной взрослой жизни, воспитание уважения к правам человека, а также культурным и национальным ценностям вашей страны и других стран.
30. Дети из национальных меньшинств и коренного населения. Если вы относитесь к национальному меньшинству или коренному населению, то вы имеете право на использование своей культуры и родного языка.
31. Досуг и отдых. Вы имеете право на отдых и досуг, на игру и участие в развлекательных и культурных мероприятиях и занятие искусством.
32. Экономическая эксплуатация. Вы имеете право на защиту от опасных форм труда и эксплуатации.
33. Наркотические и психотропные средства. Вы должны быть защищены от употребления наркотических средств и от участия в их производстве или распространении.
34. Сексуальная эксплуатация. Вы должны быть защищены от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
35. Похищения и торговля. Государство защищает детей от похищений и торговли ими.
36. Другие формы эксплуатации. Вы имеете право на защиту от всех форм эксплуатации.
37. Пытки, смертная казнь, лишение свободы. Вы имеете право не подвергаться пыткам или унижающему достоинство обращению. В случае содержания под стражей, вы недолжны находиться вместе со взрослыми заключенными, вас не могут приговорить к смертной казни или пожизненному заключению. Вы имеете право на правовую помощь и

контакт с семьей.


38. Вооруженные конфликты. Если вы младше 15 лет, вас не могут призвать в вооруженные силы или заставить принять участие в вооруженном конфликте.
39. Восстановление и реинтеграция. Если вы когда-нибудь станете жертвой вооруженного конфликта, пыток, пренебрежения, дурного обращения или эксплуатации, то вы имеете право на принятие по отношению к вам мер, способствующих тому, чтобы вы стали полноценным членом общества.

6

40. Правосудие по делам несовершеннолетних. Если вас когда-нибудь обвинят в нарушении закона или будет установлена ваша виновность в нарушении закона, с вами должны обращаться так, чтобы помочь вам сохранить чувство собственного достоинства



и чтобы вы не страдали от отрицательных явлений при реинтеграции в общество.
41. Распространение Конвенции. Вы имеете право на получение информации о своих правах, а в этом процессе должно участвовать государство.

Примечание



Конвенция содержит всего 54 статьи, причем статьи 41-54 в основном связаны с ее реализацией и введением в действие.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница