Урок-конференция родной край часть большой страны.



Скачать 176.26 Kb.
Дата25.04.2016
Размер176.26 Kb.
ТипУрок


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 города Горно-Алтайска»

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ
Родной край – часть большой страны.
(Обобщение по разделу)

Выполнила:

Кашкарова Надежда

Александровна,

учитель начальных классов.

г. Горно – Алтайск

2013

Тема урока: Родной край – часть большой страны.

(Обобщение по разделу)



Цель урока:

способствовать обобщению материала и систематизации знаний детей по разделу «Родной край – часть большой страны»;



Задачи урока:

  • Образовательные: исследовать географическое положение своей республики, выявить значение малой родины в крупном государстве и для каждого человека;

  • Развивающие (предметные): развивать умения работать с картой; развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие); развивать познавательный интерес, желание участвовать в творческом созидательном процессе, умения включаться в учебный диалог с учителем, одноклассниками, умения формулировать собственные мысли;

  • Воспитательные: повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений; воспитывать бережное отношение к культуре других народов; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

карта полушарий, карта республики Алтай, презентация «Знакомимся с красной книгой», фотографии растений, животных, коллекция полезных ископаемых, детские рисунки «Мой


Ход урока.

I. Мотивация.

- Я хочу начать урок со стихотворения Василия Григорьевича Золоторёва.

Это курский поэт, автор пяти сборников. Послушайте и ответьте на вопрос, почему душу поэта тревожат такие сны.

И домик в селе старенький,

И садик со смородиной,

Не думал о том маленьким –

Что станут малой родиной.

Умчались от завалинки

Года, что колесница,-

А мне мой домик старенький

Ночами часто снится.

- Почему автору снится какой-то старенький домик?

(тоска по родному дому, по месту, где родился.)
II. Актуализация знаний.

- Как вы понимаете слова «Родной край – часть большой страны»?

- А какой край мы имели ввиду? (Республика Алтай, город Горно-Алтайск, моя улица)

Есть на карте России

Величавый Алтай.

Многолик, многогранен

Этот Сказочный край.

Снежные вершины – словно до небес,

Горные вершины и могучий лес.

Дух парит крылатый высоко в горах,

Отражаясь в водах, словно в зеркалах.

Водопады, реки песнь свою поют,

А цветы и травы за собой зовут:

Красоту Алтая не пересказать –

Это нужно видеть, сердцем ощущать




III. Постановка цели.

- Чтобы вы хотели узнать о Горном Алтае? (Местоположение на карте, особенности природы, растительный мир республики, животный мир республики, охрана природы, традиции народов)

- Значит мы будем работать по плану, который вы составили:



  1. Местоположение на карте

  2. Особенности природы.

  3. Растительный мир республики

  4. Животный мир республики

  5. Охрана природы

  6. Традиции народов

  7. Экономические вопросы


IV Изложение темы урока

На нашем уроке-конференции присутствуют 9 секций: картографы, экологи, статисты, геологи, метеорологи, экономисты, статисты, секция культуры и традиций народов, секция мира природы (растения, животные).



1. Географическое положение республики Алтай.

- Наш урок продолжат ребята из секции Картографы

- Что является главным путеводителем в изучении края? (Карта)

- Затрудняетесь? Отгадайте загадку:



Дорога есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя,

В реках, морях воды нет. (Карта)

- Что нам может подсказать карта?

- На каком материке располагается республика Алтай? Покажи на карте мира.

- С какими областями России граничит горный Алтай? Назови и покажи на карте.

- В какой природной зоне находится республика Алтай?

- Назвать и показать реки Республики Алтай.



Ученик. Горный Алтай – республика в составе Российской Федерации. Горный Алтай – это территория на юге Западной Сибири.

Республика граничит: на севере – с Кемеровской областью, на северо-западе – с Алтайским краем, на юго-западе – с Республикой Казахстан, на юге – с Китайской Народной Республикой, на юго-востоке – с Монгольской Народной Республикой, на востоке – с Республикой Тыва.

Основная транспортная магистраль республики – Чуйский автомобильный тракт, идущий от Бийска до границы с Монгольской Народной Республикой. Территория Алтая представляет собой горные хребты с пересекающими их речными долинами. Высшая точка республики – гора Белуха (4506 м). На Алтае 20 000 рек. Одна из мощных рек страны - Обь - смешала в себе Телецкие воды Бии и Катуни. (показывает данные реки по карте). Катунь - царица республики Алтай. Начинается она с южного склона г. Белуха.

Общая площадь составляет - 92,6 тысяч километров.


Численность населения – 201.600 человек. 
Столицей является – город Горно-Алтайск.
Алтай разделен на 10 муниципальных районов.

Работа с картой: У каждого из вас на парте лежит контурная карта нашей республики. Посмотрите эту карту, определите местоположение и нанесите названия районов.

Самостоятельная работа. Проверка по карте на доске.



2. Секция «Метеорологи»







Горный климат - это чистый воздух, пониженное барометрическое давление и относительно высокое содержание кислорода, особенно в высокогорных районах. Климат оказывает тонизирующее и закаливающее действие, показан лицам, страдающим функциональными расстройствами нервной системы, хроническими заболеваниями легких и сердца. Располагаясь на значительном удалении от океанов, Горный Алтай имеет умеренно-континентальный климат с холодной зимой и теплым летом. Январь – самый холодный месяц. Морозы до 45-50 возможны даже в южных районах равнинной территории. В феврале частота сильных морозов уменьшается. Март холоднее ноября, причем в его первой декаде можно ожидать похолоданий до –20. В то же время повсеместно возможны резкие повышения температуры воздуха во все зимние месяцы, иногда до оттепели.

Лето в Республике Алтай в связи со значительной высотой гор, наличием ледников, вечных снегов, многочисленных рек и озер холоднее чем в Алтайском крае. Летние дожди часто сопровождаются грозами. Самым метельным месяцем является декабрь. Для климата Республики Алтай характерна большая разница температур в различных районах. Например, средняя температура января в Чемале -12,6°, на юге Телецкого озера -8,1°, а абсолютный минимум температуры в Кызыл-Озеке -44°, в Кош-Агаче -55°.

В целом можно сказать, что наиболее суровые природно-климатические условия имеют юго-восточные районы Алтая (Улаганский и Кош-Агачский районы), климат северной и северо-восточной части Алтая (Чойский, Майминский, Турачакский районы) более мягок.

Практическая работа по дневнику наблюдения за погодой

- Что вы можете сказать о погоде за период с 01.09-01.10.2013 года в городе?



3. Секция «Геологи»

Ребята из группы геологов подготовили своё выступление.

Вы должны по описанию угадать задуманное полезное ископаемое.

Глина – обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.

Песок – образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.

Железная руда – добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких плотно соединенных зерен.

Известняк – обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. Используется в строительстве.

Мел – белый камешек растаял, на доске следы оставил.

1. Очень прочен и упруг.

Строителям надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

2. Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

3. Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи. (Сталь)

4. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Она понадобится сразу.

Сделать миску или вазу (Глина)

Полезные ископаемые Алтая очень разнообразны. Здесь выявлены запасы бурого угля, ценных и редких металлов, железных руд и другие.

Большое значение среди полезных ископаемых Горного Алтая играет золото, которое было известно здесь с глубокой древности.
Крупным месторождением золота является рудник "Веселый", который находится в Чойском районе. Республики Алтай.
Наиболее детально изучены рудные узлы Акташский - на ртуть,

Республика Алтай богата железными рудами. Важнейшее промышленное значение имеют ртутные руды. Это Акташское месторождение.

На юге Горного Алтая, в Кош-Агачском районе находится буро-угольное месторождение. Оно может служить базой для обеспечения отдаленного района.

Республика Алтай располагает разнообразными строительные материалы.

Мрамор — ценный декоративный строительный материал. Знаменит Горный Алтай великолепным мрамором самых различных расцветок в окрестностях села Ороктой. Говорят, что он по своим техническим и художественным свойствам не уступает прославленному белоснежному мрамору Греции и Италии. Ороктойским мрамором облицованы пилястры Таганской станции Московского метрополитена.
Большой известностью пользуется мрамор Ак-бома (Белый Бом) Онгудайского района, фиолетовый мрамор реки Чуи, крупноплитный мрамор окрестностей Телецкого озера.
Среди облицовочных камней известны граниты

Стройматериалы - известняк, глина, песок, бутовый камень и щебень из горных пород широко распространены на территории Горного Алтая и используются в зависимости от строительных потребностей.

Горный Алтай является вторым регионом в мире по богатству месторождений яшм. Здесь их насчитывается около 300 разновидностей. Самые уникальные яшмы Горного Алтая используются как в ювелирном деле, так и в качестве облицовочного материала. Среди других камней следует отметить аквамарины. В центре детского технического творчества «Адамант» обучают детей ювелирному и камнерезному делу и силами детей и преподавателей выпускают небольшое количество поделок для своих выставок.

Есть на Алтае еще неразведанные районы, и кто знает, может быть, там будут найдены еще большие богатства.



4. Секция «Мир растений».

Прекрасна природа Алтая. Нигде больше в Сибири не найдёшь такого сочетания красивых горных цепей со снегами и ледниками, альпийских лугов, скалистых ущелий, бурных рек с порогами и водопадами. Совершим путешествие. Самое крупное озеро Горного Алтая – Телецкое. В почти всегда окутанной туманом тайге, окружающей Телецкое озеро, наряду с пихтой сибирской и осиной обыкновенной произрастают могучие кедры. Но вот деревья начинают услужливо расступаться, позволяя полюбоваться долгожданным разнотравьем. Травянистые растения: лютик едкий, адонис весенний, лютик ползучий, калужница болотная, чистотел большой, клюква, пастушья сумка, крапива двудомная, земляника лесная, Иван – чай, клевер луговой, полынь горькая, ландыш майский и т. д.

Мошка остается наверху, а прохладные ручьи восполняют потерю влаги. Их здесь много: в Телецкое озеро впадает, 103 ручья и речки, а вытекает из него одна-единственная Бия.

Дальше нас встречают деревья с широкими крупными листьями: дуб, клен, липа. Пониже: осина, рябина, калина, ольха, дикая яблоня, черемуха, ива, береза.

Из кустарников: орешник, малина, можжевельник обыкновенный, шиповник.

ФИЗМИНУТКА: Встаньте. Слушайте мои утверждения. Если будете согласны– говорите да, если нет – хлопок.

- Республика Алтай находится в зоне тундры?

- Наиболее плодородная почва – глинистая?

- Главная река Алтая – Волга?

- Катунь берет начало в горах Белухи?

- Край находится на западе России?

- Азовское море больше Черного?

- В республике 1 город?

- На севере край граничит с Монголией?

- В республике Алтай 10 муниципальных районов?



  1. Секция «Мир животных».

Игра «Отгадайте, о каких животных нашего края идет речь»

- Это самый крупный и сильный зверь в наших лесах. Взрослые животные достигают 2 м в высоту и весят до 570 кг. Ударом переднего копыта он может разбить череп медведю. Летом ест молодые побеги и листья деревьев, зимой – веточки ивы, осины, сосны и также кору этих деревьев (лось).

- Она умеет не только прыгать с ветки на ветку, но и планировать на расстояние до 40 м, а роль крыльев у нее играет покрытая шерстью кожистая складка, соединяющая передние и задние лапы. Питается почками, семенами, грибами, ягодами. В спячку не впадает, делает летом запасы корма на зиму (белка летяга).

- Это большой лесной петух, ходит по земле, распустив хвост веером и щелкает клювом. Когда поет, то ничего не слышит (глухарь).


Подобно растительному миру, животный мир Алтая также многообразен. Животные и птицы, встречающиеся исключительно в высокогорной зоне: аргали (горный баран), бун (горный козел), ирбис (снежный барс), беркут, улар. В лесах Алтая живут белка летяга, бурундук. Белка летяга получила такое название из-за планирующих перелетов с дерева на дерево, которые она совершает, меняя направление с помощью хвоста.

Наиболее ценным пушным зверем алтайских лесов является соболь. Он живет в глухих лесах, устраивает гнезда в дуплах деревьев. Соболь питается мелкими грызунами, кедровыми орехами и ягодами. Украшением алтайских лесов является благородный олень - марал. Животные республики Алтай приспособлены к жизни в достаточно суровых условиях, к зиме у некоторых отрастает густая и длинная шерсть, некоторые залегают в спячку.

К млекопитающим относятся животные: еж, крот, речной бобр, белка обыкновенная, бурундук, соня лесная, хомяк, заяц, волк, лиса, бурый медведь, куница лесная, кабан, лось. Лоси водятся в северо-восточной части Алтая, в Прителецком районе, в тайге по реке Башкаус.

В нашей республике также много птиц. Чаще встречаются: синицы, зяблики, скворцы, иволги, чайки озерные, зимородки, лебеди-шипуны, дятлы, черные дрозды, серые вороны, сороки, воробьи. Среди птиц лесной зоны есть большое количество хищных из семейства ястребиных: ястреб тетеревятник, ястреб перепелятник и др. Повсеместно встречаются ночные птицы сова и филин.

В хвойных лесах водится кабарга - самое маленькое из парнокопытных животных. Охотятся на кабаргу главным образом ради мускусной железы, которая служит сырьем для   парфюмерии.

Также в лесах Алтая встречаются рысь, росомаха, выдра, горностай, барсук. В малоснежных местах обитают косули, волки, лисицы. Животные степей  приспособлены  к обитанию в открытой местности, они имеют защитную окраску, быстро передвигаются или скрываются в норках.

Реки и озера Алтая богаты рыбой. В реках предгорий водятся щука, язь, налим, стерлядь, окунь, елец, чебак, ерш, пескарь. Для горных рек Алтая характерны хариус, таймень, голяна, щиповка. Только в Телецком озере обитают 13 видов рыб.
6. Секция Статистики.

В нашей стране проживают люди разных национальностей, разных культур и вероисповеданий. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют большую и дружную семью народов нашей Родины России. В настоящее время Республика Алтай относится к числу тех регионов, в которых еще можно увидеть во всем многоцветии традиционную культуру коренного народа — алтайцев, русского населения и казахов.



Алтайцы, испокон веков живущие здесь, называют свою родину величественным и священным Кан-Алтаем. Алтайцы с древности считали свою жизнь тесно связанной с природой, поэтому они поклонялись духам гор, рек, озёр, огня, воды. Прежде чем напиться прохладной воды, по преданиям алтайцев, надо повязать узкую белую тряпочку на ветку берёзы, поясняя, что алтайцы верят в магическую силу воды. Хозяина воды они представляют в образе женщины с длинными волосами, которая любит сидеть на берегу и расчёсывать волосы золотым гребнем. На берегу реки, озера, у родника нельзя сорить, кричать, ломать ветки деревьев, убивать зверей. Алтайцы верят в то, что небо, землю и подземный мир населяют добрые и злые духи. Всё доброе исходит от Ульгеня, он создал землю и человека. Ульгень - бог добрый, неопасный. А всё злое и нехорошее посылает Эрлик. Косматый, с развевающейся чёрной бородой и заткнутыми за уши усами, с чёрными, как уголь глазами. Через своих слуг-духов он посылает людям несчастья, болезни, голод.

Огонь для алтайца служит священным источником, охраняющим его жизнь, нет ничего почётнее и выше домашнего очага. Хозяин огня - «от-ээзи» - это живое существо, у него есть своя душа, он покровительствует семье и проживает в очаге. В огонь нельзя плевать, сыпать мусор, лить воду, иначе хозяин огня накажет виновного болезнью рук или глаз. Вот почему костёр в юрте поддерживается и летом и зимой. В обязанности алтайских женщин входит работа по дому - хранение очага, приготовление пищи и воспитание детей. Алтайцы-мужчины занимаются охотой и разведением скота. Национальный праздник «Эл Ойын» означает «народные игры». («Эл» в переводе с алтайского — «народ», «ойын» — игра, состязание.

Наряду с алтайцами на территории Горного Алтая проживают казахи. Казахское население Алтая расселено преимущественно в Кош-Агачском районе (показ по карте). Основное занятие народа - скотоводство. Казахи очень сплочённый народ, чтут свои традиции и обычаи. Многие до сих пор носят национальные костюмы в бытовой жизни. Традиционное жилище казахов представляет собой деревянный дом с плоской крышей. Зимой в этом районе не бывает большого снега, и двускатная крыша не используется. Подобно алтайцам, у многих казахов во дворе стоит юрта, выполняющая роль летней кухни. В некоторых местах можно увидеть старинную войлочную сборную юрту, которой казахи пользуются во время кочевий. Женщины до сих пор сами изготавливают напольные ковры для своего жилища — сырмаки. Они делаются из толстого войлока, который красят яркими красками. Орнамент вышивки часто включает круг — образ солнца, дающего тепло и жизнь, а также другие мотивы: треугольник, ромб, летящие птицы. Казахи — довольно музыкальный народ. В качестве музыкальных инструментов чаще всего используют домру и свирель. Отмечается национальный праздник «Наурыз».

Культура и традиции русского населения на территории Республики Алтай прежде всего связаны с русскими старообрядцами, проживающими в Уймонской долине. Русские хлеб-да-соль. Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. Согласно русской традиции, хлебом и солью сегодня встречают родители жениха и невесту, хозяева привечают дорогих гостей. Хлеб-соль встречает представителей иностранных государств. Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы признается в чистоте своих намерений и помыслов.  Душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а редкой в те времена соли, приписывали способность охранять от злых духов. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».

Ещё одна традиция «Русское чаепитие». Вечер выходного дня, когда вся семья собирается за чашкой крепкого чаю с домашней выпечкой. По русской традиции, чай домашним и гостям наливала хозяйка дома. Искусство заключалось в том, чтобы каждому гостю поровну достались  и порция горячего и крепкого чая, и  радушное внимание хозяина. В основе обычаев русского народа, позволявших выживать в самых сложных обстоятельствах, всегда лежали предания, былины и сказки русского народа, уважение к истории предков, стремление жить по Правде.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. У каждого народа есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи.



Практическая часть: определи, чей головной убор. Соедини линиями. Раскрась.

- Продолжит нашу работу секция Экологов.



7.Секция «Экологов».

Презентация «Красная книга»
- Что вы можете сказать о значении нашей республики для государства Россия?

ФИЗМИНУТКА.

Я буду читать замечательное стихотворение Г.Ладонщикова. А вы изобразите описываемые события. Но сначала прослушайте и подумайте, что можно изобразить?



Улетел скворец от стужи,

Сытно за морем живет,

Воду пьет из теплой лужи,

Только песен не поет.

Рвется он в края родные,

Где родился и где рос,

Где по-своему впервые

Слово «мама» произнес…

- Что этими строками автор хотел до нас донести?

(куда бы человека не занесла судьба, он навсегда сохранит теплые воспоминания о местечке, где «родился и где рос».

- А какой уголок планеты Земля для нас самый родной и близкий?

Республика Алтай, город Горно-Алтайск


  1. Секция «Экономические особенности»

Из-за особенностей рельефа основными занятиями населения в республике являются животноводство, сельское хозяйство и туризм. Среди сельскохозяйственных угодий до 75% занимают пастбища. Население занимается разведением овец, пуховых коз, алтайских лошадей. А также созданы хозяйства по разведению маралов. Пищевая отрасль связана с переработкой сельскохозяйственных продуктов, в частности кожевенная, маслосыродельная, мясная. Также население занимается лесозаготовками. Развивается электроэнергетика.

  1. Секция «Путешествие»

В республике Алтай развит туризм, а что мы можем показать туристам?

Каменные бабы или, как называют их алтайцы, кезер-таш — каменные изваяния. Многие были найдены вдоль Чуйского тракта, часть — в Курайской степи. Эти изваяния похожи на древних людей, живших на Алтае более тысячи лет назад. Как правило, они изображают мужчину с широкими скулами, раскосыми глазами, усами и бородой; на отдельных высечены вдетые в уши серьги, на шее — гладкие гривны и ожерелья.

Пазырыкские курганы. Этот археологический памятник вы уж точно заметите. Цепочка из пяти курганов протянулась с севера на юг вдоль большой долины в урочище Пазырык, на правом берегу реки Большой Улаган (показ по карте). Огромные насыпи из камней, покрытых лишайниками и мхом, не заметить невозможно. Курганы представляют собой могилы родовых или племенных вождей, сооружённые во время скифского периода (2-5 век до нашей эры).

Ну а самая знаменитая достопримечательность - Укокская принцесса, найденная при раскопках в 1993 году. Сейчас её останки находятся в государственном музее города Горно-Алтайска.

На карте Горного Алтая можно увидеть, что главным природным памятником является Алтайский заповедник. На территории Алтая находится самая высокая гора в Сибири – Белуха (высота 4506 м).

Рекомендуется побывать в Катунском заповеднике, в природном парке «Белуха», увидеть каскад Каракольских озер, каждое из которых различается по цвету и составу, и отдохнуть на Телецком озере. На Алтае стоит посмотреть водопады Корбу, Камышинский и Текелю, Шавлинские озера и озеро Манжерок, Карококшинскую и Музейную пещеры. 


V. Рефлексия.

Вернёмся к нашему плану:



  1. Местоположение на карте

  2. Особенности природы.

  3. Растительный мир республики

  4. Животный мир республики

  5. Охрана природы

  6. Традиции народов

- Достиг ли урок главной цели? (Да, мы расширили представление о своей малой родине)

- Выскажите свои впечатления и чувства от проделанной работы.

- Что нового вы узнали?

- Что научились делать?



VI. Итог урока

- Чей рассказ вам больше всего запомнился, произвёл на вас особое впечатление?

- Все сегодня проявили творчество, были активны, но я с вами согласна: эти ребята наиболее творчески подошли к выполнению задания.

(Выставление отметок и оценка деятельности на уроке.)


Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе….

Литература:

1. Алтай и тюрко-монгольский мир, Г-Алтайск, 1995.

2.Азы православия, типография Почаевской лавры,2005г.

3.Александрова Н.А.,Твое родословие,Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества,М.,2005г.

4. Баскаков Н.А., Шаманские мистерии Горного Алтая, Г-Алтайск,1993г.

5.Вербицкий В.И., Алтайские инородцы,М., 1893г.

6.Гумилев Л.Н., Древние тюрки, товарищество «Клышников – Комаров и К», М., 1993г

7.Затулякина В.Д.,Детям о русских праздниках и обрядах, Г-Алтайск, 1995г

8.Зачем нужны крестные?, серия «Православное слово», Благо,М., 2005г

9.Лукьянов Е. Погребение и поминовение православных христиан, изд. Адрес-Пресс,М., 2004г

10.Кандаракова Е.П., Соенов В.И., Материальная культура алтайцев, Г-Алтайск, 1994.

11.Кандаракова Е.П.,Обычаи и традиции у челканцев, Г-Алтайск,1999г.

12.Кандаракова Е.П. Роль национальной, самобытной, традиционноц культуры в воспитании духовно богатой личности,Г-Алтайск,2002г.

13. Материалы по истории и этнографии Горного Алтая, Г-Алтайск,1993г

14.Праздники народов России, Энциклопедия, М.,Росман,2002г

15.Тадина Н.А.,Свадебная обрядность Х1Х-ХХвв, Г-Алтайск,1995г.

16.Улагашевские чтения, выпуск 1,Г-Алтайск,1979г

17.Шатинова Н.И.,Семья у алтайцев,Г-Алтайск, 1981г

18.Энциклопедия обрядов и обычаев, С-Петербург,Респекс,1997г Составители: Воскобойников В., Голь Н.

19.Энциклопедия народной мудрости,С-Петербург,Респекс,1997г. Составитель,Воскобойников В.

20.Энциклопедия российских праздников, С-Петербург,Респекс,1997г.


Использованные интернет-ресурсы


  1. «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимир Даль. Москва «Мир книги» 2004 год

  2. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс, О. И. Дмитриева, Т. В. Максимова. Москва «Вако» 2009 г.

  3. http:eco//altazf.ru

  4. http//www.biqcountry.ru

 



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница