Урок №28 Индивид, индивидуальность, личность Кого можно считать личностью; Индивид и индивидуальность



Скачать 92.42 Kb.
Дата01.06.2016
Размер92.42 Kb.
ТипУрок
Личность. Межличностные отношения.
Урок №28

Индивид, индивидуальность, личность

  1. Кого можно считать личностью;

  2. Индивид и индивидуальность;

  3. Структура личности.

1. Итак, сегодня мы начинаем разговор о личности, её взаимодействии с ближайшим окружением и общению с социумом.

Наука выделяет три подхода к трактовке понятия личности:

  1. Антропологический – личность характеризуется как носитель общечеловеческих свойств. Здесь личность – это представитель рода человеческого Гомо Сапиенс, индивид. Сторонником данного подхода является Людвиг Фейербах (1804-1872), рассматривавший человека в качестве продукта природы и уделявший небольшое внимание значению социальных отношений в формировании личности.

  2. Социологический – личность рассматривается как объект и продукт социальных отношений. Французские учёные Анри Сен Симон (1760-1825) Эмиль Дюркгейм (1858-1917 - социолог) и Жан Пиаже (1896-1980 – психолог) разрабатывали принцип социальной обусловленности психики.

Что касается самого понятия личности, то оно эволюционировало от обозначения маски и актёра до его роли. Именно понимание значения роли позволило развить представление о личности как системе ролевого поведения под влиянием социальных ожиданий. В частности, это нашло выражение в ролевой теории личности, разрабатываемой американскими психосоциологамиТолкоттомПарсонсом (1902-1979) и Гербертом Мидом (1863-1931).

В качестве противовеса данным подходам существуют попытки понять и объяснить личность как абсолютно самостоятельную и индивидуально-неповторимую целостность.



  1. Персоналистический – персоналистическая трактовка личности в наиболее полной мере отражена в концепции экзистенциализма, который видел сущность личности в её абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Человек, заброшенный в современный индустриальный мир вещей, теряет свою индивидуальность, растворяясь в массе. Эти идеи развивали в своих работах Жан Поль Сартр (1905-1980) и Карл Ясперс (1883-1969).

Однако перечисленные трактовки не исключают правомерность других подходов к изучению личности.

Современная социальная психология рассматривает изучение личности как актуальную научную проблему. Учёные продолжают дискуссии о сущности личности и её структуре.


2. Понятие личности есть самое неопределённое и спорное в науке.

Личность может рассматриваться как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностей, выработанных человечеством. Чем больше человек усваивает в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

При всём разнообразии толкований понятия «личность» (их около 50-ти) все специалисты сходятся на мнении о том, что личностью не рождаются, а становятся в результате огромных усилий (овладение речью, интеллектуальными и социокультурными навыками).



Возникает вопрос: а может ли человек не быть личностью? (годовалый ребёнок, психически неполноценный человек или жестокий преступник?).

Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения. При этом большинство учёных признают за всеми людьми право называться личностью, однако в некоторых случаях – с оговорками. Так, ребёнка или подростка корректнее называть формирующейся личностью, поскольку в данные возрастные периоды происходит постепенное развитие их качеств.

Что касается психически неполноценных людей, то степень их сохранности их личности может варьироваться от небольших отклонений до значительных разрушений (в зависимости от тяжести заболевания). Конечно, мировосприятие, мотивация и особенности мышления таких людей значительно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, а потому в подобных случаях мы используем понятия «патологическая» («аномальная») личность.

Преступники же (психически здоровые) являются асоциальными личностями, поскольку все усвоенные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их и сформировало.

Также личность может быть утрачена человеком вследствие тяжёлой болезни, в результате которой он теряет способность осознавать себя в качестве субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве, времени и т.д. В данном случае мы употребляем термин «деградирующая личность».

«Зрелая же личность» характеризуется:


  1. Целостностью – в разных условиях человек ведёт себя предсказуемо;

  2. Иерархичностью – человек способен управлять своими биологическими потребностями.

Так, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных условий, а на основе системы ценностей, которая складывается годами.

Зрелой личности присуща и такая важная черта, как занятие активной жизненной позиции в любой деятельности, которой она занимается. Такая личность сама определяет для себя цель, смысл и задачи деятельности, а также ищет оптимальные способы их выполнения. Иногда она даже не ждёт вознаграждения за свою работу, если она ей по душе.

Зрелая личность способна осуществлять свою деятельность даже под угрозой гонения и наказания (со стороны власти), а также лишения материальных благ.

Зрелость личности проявляется и в её взаимоотношениях с другими людьми. Такая личность воздействует на рост и развитие людей, причём это влияние не всегда носит непосредственный характер.

По-настоящему зрелая личность влияет не только на своих современников, но и на потомков. Имена таких личностей являются гордостью для всего человечества, их называют гордостью народа и честью нации (приведите примеры).
3. Можем ли мы для определения зрелой личности использовать понятие «индивидуальность» - совокупность черт, отличающих конкретного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности (психология)?

Этот термин также вызывает ряд вопросов. В частности, можно ли отнести к свойствам индивидуальности особенности проявления её способностей или протекания психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, воли, мышления)?

При рождении индивидуальность человека заключается лишь в свойствах его организма (тембр голоса, отпечатки пальцев), однако по мере проявления особенностей темперамента и формирования черт личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на более высокие уровни. А приобретение нового опыта и выполнение других социальных ролей продолжают изменения индивидуальности.

Индивидуальности свойственно не только наличие неповторимых свойств, но и своеобразие взаимосвязей между ними. Например, два человека с одинаковым набором свойств (что уже маловероятно), всё равно не будут похожи по поведению, поскольку связи между свойствами будут разными.

Таким образом, наука считает, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

Графически понятия «личность» и «индивидуальность» можно изобразить как 2 круга, частично наложенные друг на друга таким образом, чтобы они не совпадали полностью, но имели общую площадь (стр.294).



Совпадающая площадь и будет теми свойствами личности, которые составляют основу её индивидуальности.

Оставшаяся площадь круга, символизирующего личность, соответствуют свойствам, которые являются социально типичными и характеризуют её как представителя других социальных групп.

Оставшаяся площадь круга, символизирующего индивидуальность – это биохимические, общесоматические (различные явления в организме, связанные с телом, в противоположность психике) свойства, которые характеризуют человека как биологический организм.

Индивидуальными признаками, не относящимися к личности, являются физическая конституция, тип нервной системы, темперамент и природные задатки.
4. Большинство учёных, изучавших суть личности как психического образования, а также механизм его функционирования, выделяли отдельные элементы в структуре личности и анализа взаимосвязей между ними.

Философия определяет структуру как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность – т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Иными словами, чтобы провести структурный анализ сложного объекта, необходимо:


  1. Выделить элементы, из которых он состоит;

  2. Изучить характер связи между этими элементами;

  3. Выявить механизм целостности структуры, позволяющей ей сохранять целостность при изменении среды.

Выделяя элементы, важно учитывать, что они должны содержать в себе основные характеристики целого, а не просто быть его частями, во-первых, а во-вторых, - их количество должно быть достаточным для полного описания личности, но не чрезмерным.

Итак, структура личности – специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.



Существует несколько вариантов построения и описания структуры личности:

  1. Первый вариант многоуровневой модели личности строится на соотношении социального и биологического (схема №1 на стр.296):

  1. Первый уровень представлен компонентами личности, которые определяются биологическими свойствами (темпераментом, полом, возрастом);

  2. Второй уровень состоит из личностных особенностей протекания психических процессов (восприятия, мышления). Этот уровень обусловлен и биологическими, и социальными факторами;

  3. Третий уровень обусловлен преимущественно социальными факторами и состоит из привычек, умений, навыков и знаний;

  4. Четвёртый уровень имеет исключительно социальную обусловленность и представлен такими характеристиками личности, как убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы и желания.

  1. Второй вариант модели личности выделяет три уровня её рассмотрения и проявления, и представлен схемой №2 (стр.296):

  1. Первый уровеньинтроиндивидный:– личность рассматривается с точки зрения индивидуальных отличий от других людей. На данном уровне представлены качества, данные человеку от рождения;

  2. Второй уровеньинтериндивидный: личность рассматривается с точки зрения качеств, которые проявляются только при взаимодействии человека с другими людьми;

  3. Третий уровеньметаиндивидный: определяет воздействие личности на других людей через её деятельность.

Ещё одну схему структуры личности предложил основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939); его модель включает в себя 3 структурных компонента:

  1. Ид – (от латинского «оно») – исключительно примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности; нечто тёмное, биологическое, не знающее законов и не подчиняющееся правилам.

Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название«принцип удовольствия». Ид подчиняется данному принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других и вопреки самосохранению. Поскольку Ид не знает страха и тревоги, он не осторожен в достижении своих целей, что представляет опасность как для самого индивидуума, так и для общества в целом.

  1. Эго– (от латинского «я»)–часть психики, ответственная за принятие решений.

Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, устанавливаемыми внешним миром. В борьбе за выживание (против мира и инстинктивных потребностей Ид) Эго приходится постоянно различать события в психическом плане и реальные события внешнего мира.

Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путём отсрочки удовлетворения инстинктов до момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом. Принцип реальности помогает индивиду тормозить или постепенно давать выход грубой энергии Ид в рамках социальных ограничений и собственной совести. Например, агрессия может быть реализована при определённых обстоятельствах (в спорте). Когда эти обстоятельства идеальны, поведение подчиняется принципу удовольствия. Иными словами, принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности, и Эго становится «исполнительным органом» личности: сферой решения проблем и протекания интеллектуальных процессов.



  1. Супер-Эго – (от латинского «сверх-Я»). Залогом эффективного функционирования человека в обществе является система ценностей и норм, разумно совместимых с теми, которые приняты в его окружении.

И приобретается всё это путём формирования супер-Эго, которое разделяется на 2 подсистемы:

  1. Совесть – способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребёнка, когда он не сделал того, что должен был.

  2. Эго-идеал – поощрительный аспект супер-Эго, который формируется из того, что окружающие одобряют и высоко ценят в человеке. Эго-идеал ведёт индивидуума к выбору высоких стандартов, которым следует соответствовать, и если цель достигнута, это вызывает чувство гордости и самоуважения.

Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда на смену родительскому контролю приходит самоконтроль. Однако этот самоконтроль не служит целям принципа реальности. Супер-Эго пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид и пытается направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках, пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистическими.

Супер-Эго отвечает за мораль, нравственность и религию и формируется в результате идентификации с обоими родителями.

Итак, подходы к структуре личности разнообразны и все они отражают её целостность и интегративность, поскольку включают биологические, социальные и психические компоненты.

В структуре личности выделяют как относительно устойчивые черты, так и динамичные. Многие свойства личности устойчивы по своей природе, так, на протяжении жизни почти не меняются темперамент и особенности психики.

Устойчивость личности проявляется в направленности, жизненных установках и убеждениях, а изменчивость – в моделях поведения, смене настроений и эмоций, жизненного опыта.

Иногда изменчивость носит характер следования чужой воле, утраты своего «Я»; от такой изменчивости до утраты личности – один шаг.



Личность – это единство человека, изменчивого как сама жизнь, и одновременно сохраняющего своё постоянство. Независимо от накопленного опыта, от событий, которые меняют жизнь и от происходящих физических изменений человек, как личность, остаётся и в глазах других людей, и для себя самого тем же самым.
Каталог: tinybrowser -> files
files -> Памятка воспитателю
files -> 12 спокойных игр для детей
files -> Рассказывайте детям о войне, Не бойтесь испугать жестокой правдой, Рассказывайте детям о войне
files -> Внешний облик в деловом общении. Правила позитивного имиджа мужчины и женщины
files -> Основные правила оформления наградных листов для представления к награждению государственными наградами
files -> Урока по физике в 8 классе по теме: «Виды теплообмена»
files -> Программа повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений дополнительного, высшего и среднего


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница