Урок 17. Обобщающий урок – Традиции и новации



Скачать 22,26 Kb.
страница1/2
Дата11.01.2021
Размер22,26 Kb.
#87444
ТипУрок
  1   2



Урок 17. Обобщающий урок – Традиции и новации

В этом полугодии вы познакомились с разными музыкальными произведениями. Вспомнили музыку, которую знали раньше и услышали новые сочинения. Обращали особое внимание на традиции и новаторство в творчестве композиторов, на их переосмысление вечных проблем искусства и создание новой художественной действительности. Отмечали индивидуальный почерк, стиль каждого из композиторов. Сегодня мы попробуем обобщить эти знания.


На этом уроке

Вы узнаете:

Вы научитесь:

  • Видеть преемственность отечественных музыкальных традиций на примере творчества Глинки, Чайковского, Рахманинова, Свиридова

Вы повторите:

  • Названия музыкальных стилей и музыкальных произведений.

  • Музыкальные термины.

На уроке обобщаются знания об основных способах, художественного содержания искусства. Рассматривается преемственность отечественных музыкальных традиций на примере творчества таких композиторов, как Глинка, Чайковский, Рахманинов, Свиридов. Исторический срез развития оперного жанра вскрывает единство традиции и новаторства в таких национальных операх как «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Кармен» Ж. Бизе, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

Сегодня мы подведем итоги изучению темы «Традиции и новаторство». Попробуем понять, как в творчестве композиторов продолжаются художественные открытия их предшественников. Какие идеи вдохновляют музыкантов на обновление музыкального языка, и в чем состоит новаторство в искусстве. Мы проследим путь музыкальных новаций от глубокого Средневековья вплоть до наших дней.



Ключевые слова

Опера, балет симфония, трактат, фольклор, национальная школа, преемственность, традиция, новаторство, стиль

Традиции и новаторство – это два полюса, между которыми развивается пространство культуры.

Так, например, в музыкальной фактуре Георгия Васильевича Свиридова наш слух невольно выхватывает «рахманиновские нотки»… А сам Сергей Васильевич Рахманинов был продолжателем гениального мелодизма Петра Ильича Чайковского? Но и талант Чайковского опирался на глубоко русскую глинкинскую вокальную интонацию…. А творчество Глинки питалось живыми соками народного искусства…

Так от поколения к поколению передаются в музыкальном искусстве традиции.

Но при этом, в музыкальном языке Глинки творчески объединились не только интонации русского фольклора, но и глубокое знание композитором итальянской школы красивого пения бель канто.

Гений Чайковского также объединил в себе и традиции русской классической музыки, и принципы бетховенского симфонизма. Рахманинов, в свою очередь, был музыкальным «наследником» не только Чайковского. В музыке Сергея Васильевича отражаются общие принципы романтизма, творчески развиваются выразительные приёмы других композиторов. В рахманиновских прелюдиях, этюдах-картинах мы узнаем и прихотливые пассажи Шопена, и красочность, виртуозность фортепианной техники Ференца Листа. А Георгий Свиридов, продолжая традиции Чайковского и Рахманинова, словно заново открывает незамутнённый источник народной песенной интонации. Композитор ищет и находит в аутентичном фольклоре то, что не смогли заметить его предшественники.

И так по спирали – изобретая новое и преобразуя старое, возвращаясь с новыми взглядами к давно забытому – развивается музыкальное искусство.

Сохраняя, продолжая традиции своих предшественников, каждый композитор стремится внести в музыкальное искусство что-то новое, что-то своё. Иначе зачем вообще сочинять новые музыкальные произведения?

Таким образом, каждое конкретное музыкальное сочинение становится своеобразной точкой равновесия между традициями и новаторством.

Любопытно, что на протяжении веков, европейская профессиональная музыка только и делала, что объявляла себя новой. В ученом трактате 1320 г. Филипп де Витри назвал все прежнее искусство устаревшим. А свое творчество и творчество своих единомышленников объявил новым искусством – «Ars Nova». Случилось это за три с половиной века до рождения Иоганна Себастьяна Баха.

В 1601 году, когда в профессиональной музыке господствовал полифонический стиль, произошла еще одна «музыкальная революция». Итальянский композитор Джулио Каччини, которому приписывают знаменитую «Аве Марию», выпустил сборник вокальных сочинений, и предварил их своеобразным манифестом. В противовес сложным полифоническим произведениям, часто звучавшим в то время на латинском языке, он призывал писать музыку простую и понятную. «Воспринять манеру, восхвалённую Платоном и другими древними философами, которые утверждают, что музыка – не что иное как слово, затем ритм и, наконец, звук, а вовсе не наоборот…» Музыкальный «революционер» Каччини призывал воскресить традиции античного искусства. Его культурный манифест привёл к рождению нового грандиозного жанра «оперы». Но не прошло и ста лет как Кристоф Виллибальд Глюк обвинил современную ему оперу в косности и потребовал обновления жанра. А в качестве аргумента создал свою новаторскую оперу «Орфей и Эвридика».

Михаил Иванович Глинка музыку Глюка очень ценил. Традиции европейского оперного театра наш соотечественник задумал воплотить на русской сцене. Взяв за основу уже устоявшуюся к тому времени форму оперного спектакля, он насытил ее русскими интонациями, характерными национальными образами и идеями. Получилась совершенно новаторская по духу опера – народная драма, пронизанная патриотическим духом. Опера «Иван Сусанин» или по первой версии названия «Жизнь за царя» - в свою очередь, заложила основу для дальнейшего развития традиций в русских операх Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова. Такими же новаторскими стали оперные спектакли других композиторов, опиравшихся на свои национальные музыкальные традиции.

Стихия испанской народной музыки царит в опере «Кармен» Ж. Бизе.

Джазовые интонации пронизывают партитуру оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

Но эти образы, мелодии, ритмы не остались достоянием только русской, только испанской или исключительно американкой культуры.

Новые выразительные приёмы подхватили музыканты всего мира. Каждый такой новаторский оперный спектакль, симфония или балет становятся не только открытием в искусстве. Они создают следующую ступень, основу для дальнейшего шага в его развитии.

В результате – в нашей стране композитор Родион Щедрин создает на основе музыки Бизе «Кармен-сюиту». А за океаном американские рок-группы включают мелодию Бородина «Улетай на крыльях ветра» в свои композиции.

Ветви отдельных традиций переплетаются между собой, рождая новые идеи и образы, помогая изобретать новые элементы музыкального языка, и закладывая основу для новых направлений и форм в искусстве.


Каталог: uploads -> lesson extract -> 2017-09-05 m-3-11750
uploads -> Название кафедры
uploads -> Департамент образования и молодежной политики
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2017-09-05 m-3-11750 -> Урок в музыкальном театре. Опера
2017-09-05 m-3-11750 -> Урок по теме «Квадратные уравнения»
2017-09-05 m-3-11750 -> Урок 12: Стихотворение Е. А. Баратынского «Разуверение»
2017-09-05 m-3-11750 -> Урок М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве…», «Ода на день восшествия…»

Скачать 22,26 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница