Управление социализацией в медицинской организации



страница1/45
Дата01.06.2016
Размер4,88 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


МИТРОНИН В. К.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

САМАРА 2007


УДК 316.4 644.257


ББК 60.54 51.1 (2)

С 65
В.К. Митронин Теоретико – Управленияния социализацией в медицинской организации. – Самара: АНО «Изд-во СНЦ РАН». – 2007. – 294 с.

В книге выстроена логика формирования механизма управления социализацией в широком и узком смыслах этого слова. Предложена дефиниция философии управления: «Управляй в рамках правильного баланса добра и зла».

Книга может стать полезной для врачей, другого персонала медицинских организаций, управленцев этих организаций, системы здравоохранения, других систем управления, для преподавателей и студентов ВУЗов.

Рецензенты:

Д.с.н., профессор Н.П. Щукина

Д.м.н., профессор Л.А. Зенина

ISBN

© Митронин В.К.


СОДЕРЖАНИЕ





ПРЕДИСЛОВИЕ

4




ВВЕДЕНИЕ

6

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕ-НИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ В ТРУДОВОМ МИКРОСОЦИУМЕ


17

1.1.

О логике процесса и результатов управления социализацией

17

1.2.

О базовых элементах системы формирования и развития потенциала человека


32

1.3.

Концепция дуальности управленческой профессиональной сущности врача


43

1.4.

О культурном и системном контекстах социализации человека в сис-теме отношений: «руководитель-врач-пациент»


52

1.5.

Общественные институты – основа социализации персоны и персона-ла в трудовом микросоциуме


68

2.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРЕССА МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


95

2.1.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИА-ЛОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕРСОНАЛА И МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



95

2.1.1

Модели формирования и повышения профессионализма и конкурен-тоспособности работника


95

2.1.2

Модели формирования и повышения профессионализма и конкурен-тоспособности команды профессионалов


110

2.1.3

Модели формирования и повышения конкурентоспособности органи-зации


137

2.2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛАЖЕН-НОЙ КОМАНДЫ


148

2.2.1

Об измерении уровня ориентаций на сотрудничество персонала меди-цинской организации


148

2.2.2

Подходы к измерению уровня делегирования полномочий и ответст-венности


161

2.2.3

Формирование индексов: ценностных ориентаций и слаженности команды профессионалов


169

2.3.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРА-ЛЬНОГО ИНДЕКСА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНЫ И ГРУПП В ТРУДОВОМ СОЦИУМЕ



175

3.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРЕССА МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


182

3.1

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВРАЧА


182

3.1.1

Представления современного российского врача о смысле, целях жизни и средствах их достижения


182

3.1.2

О факторах мотивации повышения конкурентоспособности современ-ного российского врача


186

3.2

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬ-НОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА XXI ВЕКА


190

3.2.1

О модернизации управления конкурентоспособностью медицинского ВУЗа


190

3.2.2

О нормировании труда преподавателей медицинского ВУЗа

202

3.2.3

О восприятии некоторых ценностей Болонского процесса студентами и преподавателями Российского медицинского ВУЗа


212




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

224




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

228




ПРИЛОЖЕНИЯ

245

ПРЕДИСЛОВИЕ

Главная проблема общества, - его негативное влияние на человека и социальные группы. Суть данной проблемы, - отчуждение человека от об-щества, неприятие его им, когда личность понимает, что в трудовом социуме его голос (мнение) неинтересно прежде всего управляющей организаци-онной иерархии, когда в семье и среди друзей он ощущает подмену стрем-ления стать лучше, прежде всего в нравственном аспекте, стремлением к безудержному обогащению, не пренебрегая, в том числе для достижения этой цели, безнравственными средствами, когда он видит, что приоритеты базовых общественных институтов выстроены так: экономики, права, культу-ры, а не иначе: культуры, права, экономики, он осознаёт, что до него как до homo socialis никому нет дела в этом обществе и употребляет свою свободу выбора на разные формы оппортунизма такому обществу вплоть до асоциаь-ных его форм: криминальная деятельность, алкоголизм, наркомания, бомже-вание.

Решение данной проблемы, - адекватное управление социализацией индивида и социальных групп.

Социализация, - процесс, с одной стороны, - в разной степени осознан-ного стремления и его реализации к гармонии с обществом, идущее от со-циотипа человека, а, с другой, - усвоение норм, правил, продуцируемых базо-выми и другими институтами общества: образования, культуры, права, эко-номики, профессионализма, конкурентоспособности, ценностных ориента-ций, слаженной команды, результаты которого представлены в виде статусов и ролей человека в социуме.

Потенциал социализации человека представлен, с одной стороны, вари-антом его социотипа, а, с другой, - уровнем развитости общественных инс-титутов.

Процессная суть социализации – единение людей по убеждению и по принуждению для реализации их индивидуального и общественного призва-ний. В первом случае, - реализоваться в рамках своего социотипа, во втором, - реализовать расширенное воспроизводство сущего, - себя и элементов сре-ды обитания.

Управление в организации, в том числе медицинской, которая является социотехнической системой, декомпозируется на управление людьми и тех-никой. Нам интересно описывать управление людьми.

Управление:

как общение, - общие принципы сотрудничества;

- отношение к ним;

- ориентации на сотрудничество общие и генетически об-условленные;

- баланс «сотрудничество – конфронтация»;

- ценностные ориентации и уровень ориентаций на сотру-дничество – основа общения.

как искусство, наука, практика достижения кратко, средне, долгосрочных целей, - построение деревьев целей;

- декомпозиция их на личные и социализации, когда совпадают интересы работника и управляющих организацией (в трудовом микросоциуме организации, - это повышение уровней ценностных ориента-ций, профессионализма, конкурентоспособности, слаженности работы кома-нды);

- декомпозиция целей на кратко, средне и долгосрочные с описанием для каждого их вида продолжительности временного промежут-ка.

как упорядочение, - влияния социальных институтов макросоциума: выстраивание приоритетов базовых и других социальных институтов макро-социума;

- в трудовом микросоциуме: измерение уровней цен-ностных ориентаций, профессионализма, конкурентоспособности, сравнение их с лучшими значениями этих характеристик в организации, выработка и реализация мер по их оптимизации в зависимости от социотипа профессио-нала;

- выстраивание системы материального и другого стимулирования в соответствии с интегральным индексом социализации про-фессионала.
В доступной нам литературе мы не нашли системного описания конце-пции управления социализацией в плане решения проблемы негативного влияния общества на человека и социальные группы (в контексте сужения зо-ны негативного влияния), проблемы формализации измерителей оптимально-сти управления социализацией персонала организации, проблемы описания общих закономерностей взаимосвязи и взаимозависимости уровней професи-онализма и конкурентоспособности в отраслях хозяйственного процессса; зависимости уровня социализации от уровня институционализации и уровня совпадения интересов управляемых и управляющих; ранжирования приори-тетов развития базовых институтов макросоциума. В данном исследовании вариант решения перечисленных и других, связанных с ними, проблем пред-ставлен.

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность представленной темы исследования обусловлена необхо-димостью в рамках системной парадигмы решения проблемы упорядочения развития каждого человека как общественной сущности на основе единения с другими людьми или социализации путём измерения и оптимизации базовых институциональных характеристик социализации человека в трудовом мик-росоциуме, оптимизации его поведенческих характеристик в плане ценност-ных, профессиональных и конкурентных ориентаций, а также оптимизации слаженности работы команд трудового микросоциума, повышая таким об-разом действий конкурентоспособность организации – места работы ин-дивида для воплощения миссии человека – обрести гармонию с космосом, природой, обществом, самим собой и на этой основе улучшить качество и увеличить продолжительность своей и других людей жизней, а также для воплощения призвания человека: индивидуальногов рамках своего со-циотипа и универсальноготворец сущего (жизни) в хомоцентрической модели мира.

Глобальный социум стимулирует трансформацию российского соци-ума в информационное общество, где единение в качестве основы развития становится главным приоритетом и системообразующим фактором этого универсального процесса. Без единения невозможен прогресс ни в одной сфере современного динамично развивающегося общества.

Становится всё более очевидным, что чем больше каждый человек мотивирован изнутри и стимулирован из внешней среды обитания (базовые и другие социальные институты) на наращивание и реализацию своего и дру-гих потенциалов единения (социализации), тем выше уровень его гармонии с обществом.

Также очевидно, что из данного посыла вытекает необходимость вы-страивания механизма управления социализацией, который является ин-струментом динамичного повышения значений характеристик, идентифици-рующих уровень и динамику общественного прогресса.

Основы формирования механизма управления социализацией заложе-ны в рамках онтологической парадигмы: Аристотелем, Платоном, А. Авгус-том; в рамках гносеологической парадигмы: Г. Галилеем, Р. Декартом, Т. Гоббсом, Ж.Ж. Руссо, И. Кантом, Г. Гегелем, О. Контом, К. Марксом; в рамках антропологической парадигмы: Н.Ф. Фёдоровым, М.М. Бахтиным, М. Ганди, М. Хайдеггером, , Ж Делёзом, Д. Одиорне, Э. Фроммом.

Идеи культурной идентичности индивидов, осознания человеком при-оритетов морально-нравственных ценностей, значение культуры для про-гресса человеческого общества можно найти в трудах Аристотеля, Кон-фуция, Сакиа-Муни, И. Канта, Г. Гегеля, Спинозы, Л. Фейербаха; социальной обусловленности морали, - К. Маркса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Э. Фромма, Р.В. Реванса.

В рамках поведенческой парадигмы в трудах Д. Белла, П. Бергера, Т. Парсонса социальная культура описана в качестве средства и цели соци-ализации человека.

В контексте теории социального конструирования (Н. Лапин, А. Тойнби, О. Шпенглер) приведены идеи социальной востребованности зна-ний, моральные ценности представлены в качестве факторов социального конструирования.

О социальной действенности образовательной системы в своих работах писали П.А. Сорокин, О. Конт, Э. Дюркгейм.

Большой вклад в формирование концепции общественного договора в качестве следствия генетически обусловленного естественного права (Jus naturale) каждого человека внесли Т. Гоббс и Ж.Ж. Руссо.

Концепция человеческого капитала представлена в трудах таких иссле-дователей как Э. Денисон, Ф. Махлуп, Э. Хершберг.

Базовые и другие социальные институты как механизм продуцирова-ния правил игры для упорядочения разных сфер жизни общества, в первую очередь, - социализации человека и разных общественных групп описаны в работах Т. Веблена, П. Бергера, Р. Миллса, Л. Бовье, Г.В. Осипова, В.Ф. Анурина, М.С. Комарова, С.С. Фролова, А.И. Кравченко, А.С. Скоробогато-ва.

Рядом авторов представлено понимание сути профессионализма (Н. Бернштейн, Е. Моргунов), конкурентоспособности (И.М. Лифиц, В.В. Окре-пилов, О. Михайлов, Р.А. Фатхутдинов, М. Портер, Ш. Майталь), цен-ностных ориентаций (М.К. Горшков), слаженности работы команды (В.В. Гуленко).

Суть категории «механизм» определяют Ю. Осипов, В.Н. Бурков, В.А. Ириков.

О сути управления в своих работах рассуждают: Ф.У. Тейлор, А. Фай-оль, М. Вебер, М. Фоллет, Э. Мейо, А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Макгрегор, Р. Танненбаум, У. Шмидт, Р. Лайкерт, , Б. Басс, Л. Ньюмен, Г. Ливитт, Г. Саймон, А. Этциони, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, О.Ф. Журавский, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, И. Каннегиссер, Е.Ф. Розмирович, Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапин, В.Г. Подмарков, Р.В. Рывкина, А,И. Пригожин, А.И. Кравченко, И.О. Тюрина.

В рамках гуманистической парадигмы (Эрих Фромм и др.) человек является центром общественной жизни. Вследствие дуальной биосоциальной сути человека он призван, с одной стороны, воспроизводить вид, а, с другой, - социализироваться, являясь при этом носителем разнообразных статусов и играя множество общественных ролей, формируя и развивая базовые элемен-ты общества: его институты, а также систему социального контроля.

В трудовом микросоциуме любой организации, в том числе и меди-цинской, формируя и развивая её базовые институты: профессионализм пер-сонала, конкурентоспособность персонала и организации, слаженность рабо-ты команды, ориентации на общечеловеческие ценности, командные сотруд-ники так или иначе расширяют возможности социализации персонала дан-ного микросоциума, базу социального контроля в нём.

Дилемма: «необходимость – возможность» всегда предполагает про-тиворечие между уровнем потребностей человека и общества и степенью их удовлетворения, рождающую дефициты профессионалов и профессионализ-ма, дизбалансы в социальном поведении людей для достижения ими целей их жизнеобеспечения: между сотрудничеством и конкуренцией, между их ин-дивидуальными и командными действиями, между человеческими ценнос-тями и антиценностями. Сегодня многие специалисты обращают внимание заинтересованных лиц на проблему дефицита профессионалов, которая, с одной стороны, является следствием демографических проблем: снижение рождаемости, увеличение смертности в трудоспособном возрасте, «оттока мозгов» за границу, концентрация профессионалов в Санкт-Петербурге и Москве; а, с другой, - роста цены потребления труда хорошего профес-сионала.

Для того, чтобы уменьшить или снять влияние пртиворечивой сущ-ности общественных, в том числе институциональных отношений людей, необходимо научиться измерять базовые институциональные характеристики человеческой общественной деятельности, что по мнению экспертов яв-ляется сегодня главной проблемой, так как общественная институциональная деятельность людей очень сложна и многогранна.

Хершберг Э. замечает: «Существует немало научных свидетельств то-го, что производительность относительно развитого человеческого капитала связана с возможностями институциональной сферы, в которой действуют высокообразованные индивидуумы и группы. Очевидно, методологические проблемы при проведении двухуровневого анализа весьма серьёзны, так как наши способности измерять величину человеческого капитала … довольно ограничены.» [Хершберг Э., 2004. – С. 70]

Так один из базовых институтов микросоциума медицинской орга-низации, - институт профессионализма может включать в себя следующие характеристики [Паршин М, Моргунов Е., 2006]: «результативные, про-цессуальные, нормативные, индивидуально-вариативные, наличного уровня, прогностические, профессиональной обучаемости, творческие, социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе, профес-сиональной приверженности…»

Жуков Ю., 2004, обращает внимание на особенности развития ком-петенциарного движения в западных странах, в рамках которого выделяются специальные понятия «компетентность» и «компетенция». Первое касается преимущественно характеристик субъекта, группы и организации, а второе связывается с результатами выполнения профессионалами специализирован-ных заданий и их соответствия заданиям… ссылаясь на книгу Шона Д. «Рефлексирующий практик», 1998, данный автор предлагает использовать ещё одно понятие для изучения процесса и свойств профессиональной деятельности. Это категория – «метакомпетентность», обозначающая компе-тентности широкого профиля. В качестве примеров таковых он выделяет коммуникации, решение проблем, аналитические способности, которые ну-жны профессионалу при решении широкого круга задач и могут объединять компетентности частного характера при выполнении сложных профессио-нальных задач.

До настоящего времени в широких слоях практикующих в медицин-ской отрасли управленцев отсутствует представление о том, что в сущее-ствующей парадигме управления по результатам наиболее адекватными, универсальными, комплексными характеристиками итогов управленческой деятельности в условиях рыночной внешней для медицинской организации среды, в которых отражается весь комплекс проблем медицинской орга-низации и отрасли в целом, являются конкурентоспособность профессионала и медицинской организации.

Этот феномен во многом связан также с тем, что отсутствует пони-мание управленческой сущности деятельности главной фигуры команды медицинской организации – врача. Не выстроена методологическая логика формирования управленческих характеристик конкурентоспособности персо-нала медицинской организации и, на этой основе, - характеристик конку-рентоспособности этой организации.

Современная теория конкурентных преимуществ во многом базируется на представлениях о соперничестве, борьбе. При этом забывают о том, что потенциал сотрудничества для достижения в том числе целей медицинской организации гораздо более эффективен для развития трудоспособного чело-века и организации, в которой он трудится, для достижения индивидуального и командного успеха. Не используют на этом пути и рекомендации социо-аналитиков по оптимизации командной деятельности на основе подбора сов-местимых социотипов.

Таким образом отсутствие прежде всего теоретически обоснованных решений перечисленных проблем делают представляемую работу актуаль-ной.

Факт низкого уровня научной разработанности представляемой темы, с одной стороны, обусловлен генетическими особенностями исторического развития России – отказом от рыночных ценностей в период с 1917 г. по 19 августа 1991 года; с другой – характером ментальности русского человека.

Так ещё в 1863 году печатный орган российского министерства народ-ного просвещения признавал: «Главный недуг нашего общества заключается в недостатке знания … А в последнее время … не менее гибельный – это полузнание, со всеми неизбежными своими спутниками, как-то: самонадеян-ностью, заносчивостью, неосновательностью и вместе с тем резкостью суж-дений, неуважением к науке, непризнанием факта.»

В этой связи О.В. Михайлов, 1999, замечает: «Социологи, иные специалисты (Д. Дондурей, А. Зорин 1998 и др.) начинают ощущать глубину кризиса не столько в экономике, сколько в мировоззрении, отсутствии жизне-способной «либеральной концепции» развития общества. Всё чаще признают недостаток в России … активной стратегии ускорения экономического подъёма … Экономически и психологически обезоруженное сознание «от-ражает состояние всей социокультурной системы», отходящей от централи-зованно-командного прошлого, но не освоившей рыночного настоящего, не определившей перспективного экономического будущего.»

Логика нашей концепции управленческой деятельности в сфере кон-куренции с одной стороны базируется на том, что конкуренция – это главный фактор развития человека и общества, с другой – на том, что достижение этапных целей развития человека и общества невозможно без сотрудниче-ства.

«Экономические отношения в конкретно-исторической практике пред-ставляют из себя социальные действия индивидов. Социальное не синоним понятию «общественное», в обществе может сложиться разная степень со-циального. Самые удачные определения социального у М. Вебера – «по-лагание другого»; и у Г. Зиммеля – «система взаимных сопряжённых обя-зательств»…

Функционирование экономики зависит от того, в какой степени соци-ально нормативны отношения, во-первых, между работниками, работода-телями и государственными чиновниками, обладающими властью; во-вто-рых, между собственниками и тружениками. Говоря словами Г. Зиммеля – в какой степени их обязательства взаимно сопряжены: со стороны работо-дателя – уровнем зарплаты, со стороны работника – профессионализмом и качеством труда, со стороны власти – юридическим контролем и социальной справедливостью. Если одна из сторон свои обязательства не выполняет, то разрушается социальная ткань экономических отношений.» [Кочетов А.Н., 2005]

Если для нас очевидно, что конкурентный потенциал команды выше, чем арифметическая сумма конкурентных потенциалов командных сотрудни-ков, так как сотрудничество – это не только партнёрство – взаимоотношения, существующие между участниками какой-либо совместной деятельности [Современный словарь иностранных слов], но и сотоварищество по совмест-ным трудам [В. Даль Толковый словарь: М., т. 4. – с. 282. – 1984], а товарищ – это человек, дружески расположенный к кому - нибудь [Толковый словарь русского языка: М., «АЗЪ». – 1993. – с. 828]. Дружба, в свою очередь, - бли-зкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов [Толковый словарь русского языка: М., «АЗЪ». – 1993. – с. 183], то феномен, возникающей в процессе сотрудничества, дружбы сотрудников, увеличивает конкурентный потенциал команды или потенциал её конку-рентоспособности. Феномен дружбы базируется на коммуникантной сущно-сти человека.

В этой связи актуальным представляется исследование проблем кон-курентных преимуществ команды по сравнению с суммой конкурентных по-тенциалов отдельных командных сотрудников.

На этой логике базируется наша концепция общих принципов со-трудничества.

Если предметом науки: «Теория управления» «является человек» [Глу-щенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В., 1997. – с. 6], а сущность челове-ка дуальна, - он биосоциален, следовательно воздействие на человека для достижения целей должно быть сопряжено, в первую очередь, с универ-сальным смыслом человеческой жизни: воспроизведение вида, следование библейским заповедям, зарабатывание материальных благ. По-другому – эти универсальные для любого человека ценности являются в процессе управ-ленческой деятельности главными индивидуальными целями, сопряжёнными с интересами каждого человека.

Известно, что Адам Смит был теоретиком рынка, Джон Мейнард Кейнс – теоретиком регулирования спроса, а Йозеф Шумпетер – теоретиком фирмы. Различие между воззрениями двух первых и таковыми Й. Шумпетера состоит в том, что Шумпетер критиковал рынок и ценовую конкуренцию, если они выступали в качестве стартовой позиции экономического анализа. По Й. Шумпетеру не рынок, а фирма требует основного внимания; не це-новая конкуренция, а «конкуренция со стороны новых товаров, новых тех-нологий, новых источников предложения, новых типов организаций» оп-ределяет национальный экономический успех. [Schumpeter Joseph, 1942, 1939. P. 84]

Мы же изначально опирались на посыл, что повышение конкурен-тоспособности медицинской организации базируется на том, насколько аде-кватно в ней могут быть реализованы интересы пациента – самого сложного из известных объекта управления, субъекта сотрудничества с врачом, другим медицинским персоналом в решении проблем возвращения здоровья, исходя, в первую очередь, из уровня профессионализма, конкурентных преимуществ главного стратегического ресурса медицинской организации – медицинского и другого персонала и, в первую очередь, ключевой его фигуры – врача, других стратегических преимуществ медицинской организации.

Этот посыл логически вытекает из сформулированной нами гипотезы о существовании взаимозависимости уровней конкурентоспособности и про-фессионализма в элементах общественного хозяйственного процесса.

Наши научные разработки базируются также на положениях теории психофизиологической саморегуляции высшей нервной деятельности чело-века (Крауклис А. А., 1964. – с. 291, 1985), теории ресурсных ориентаций фирмы: (Бурр В., 2004. – с. 107).

В. Бурр в частности пишет: «Представители подхода к управлению предприятием на базе ресурсной ориентации … подчёркивают, что устой-чивое конкурентное преимущество может быть завоёвано лишь благодаря ре-сурсам, обладающим определёнными характеристиками …, которые пред-приятие в состоянии контролировать.»

Динамику ценностных ориентаций населения РФ в 1993-2003 г.г. Горшков М.К., 2003, описывает так: «… результаты многолетнего социо-логического мониторинга показывают: за десятилетний период осуществле-ния рыночных реформ в массовом сознании российского общества имели место глубокие качественные изменения, затронувшие его рациональные, волевые и психоэмоциональные компоненты… полученные результаты не подтверждают весьма распространённые в 90-е годы суждения о потере нашими согражданами ценностных ориентиров, о глубоком дефиците и уж тем более полном вакууме ценностного сознания россиян. Всего этого не было и нет.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что процессы трансформации не затронули системообразующего основания ценностей россиян. Возмож-но, правильно будет даже обратное суждение – россияне потому и поддер-жали трансформационные процессы в России, что ценностные системы большинства из них входили в противоречие с ранее существовавшей официальной моделью ценностного сознания

Результаты нашего мониторинга дают основание сделать и ещё один важный вывод. В пореформенной России в настоящее время сосуществуют две различные модели ценностных систем. Одна из них тяготеет к постиндустриальной индивидуалистической модели ценностей западного типа, а другая – связана с носителями традиционалистской российской ментальности и тяготеет к патриархально-коллективистской модели цен-ностей. Причём, если ранее грань между носителями этих ценностных си-стем была размыта, то на рубеже веков они предстали как достаточно чётко оформившиеся группы…

Таким образом, процесс размывания традиционного ценностного со-знания постепенно идёт, но идёт как бы двумя путями: изнутри, за счёт смены у части людей знака предпочтения некоторых базовых жизненных ценностей; и извне, за счёт притока лиц с неустоявшимися чётко жизненными ориентирами. Данные мониторинговых исследований тем самым свидетель-ствуют о том, что во всех группах-носителях разных ценностных моделей осуществляется процесс ценностного переосмысления и самоопределения.

Будет ли и дальше этот процесс происходить относительно спокойно и внешне малозаметно, в том числе для самих людей, или на каком-то этапе он выльется в новые изломы ценностных приоритетов, а то и в «революцию» жизненных ценностей? Предугадать сложно. Тем более российское общество оказалось перед необходимостью последовательного углубления реформ, в т.ч. в экономической, социальной, судебно-правовой, жилищно-коммуналь-ной и иных сферах общества, затрагивающих и коренные и повседневные интересы людей. Каким окажется выбранный путь этих реформ? Какая мо-тивация экономического поведения россиян, какие их духовно-нравственные качества окажутся востребованы на новом этапе преобразований? От этого в значительной степени будет зависеть не только стабильность общества, но и наращивание в нём такого экономического, политического и психологичес-кого потенциала, который в конечном счёте и определит способность России к саморазвитию и качественному обновлению, укреплению и процветанию.»

Четвёртый базовый институт трудового микросоциума – это институт слаженной команды. В.В. Гуленко, 1995, для создания и оптимизации па-раметров управленческой команды предлагает социодиагностику и социоана-лиз полученной по результатам социодиагностики информации в рамках соционики и следующие управленческие действия: «1) устранить элементы, мешающие функционированию системы; 2) добавить в систему недостающие элементы; 3) переставить имеющиеся элементы местами; 4) использовать смешанный вариант, сочетающий в себе три предыдущих в разной про-порции; 5) если шансы упущены, создать новую организацию.

Это структурная часть разрабатываемых рекомендаций, однако есть ещё экспериментальная программа, которая представляет собой тренинг ус-тойчивости коллектива. С его помощью вы отладите социально-психоло-гическую структуру своей организации – звено за звеном. В ходе тренингов устойчивости происходит вскрытие всех «нарывов», парализующих работу людей. Коллектив буквально обновляется у вас на глазах. Вам нужно только закрепить назревшие перемены организационными решениями».

Определяя суть социологии и психологии управления М.В. Удальцова, 1998, пишет: «Поскольку половина активной жизни человека проходит в сфе-ре труда, производства и … экономической деятельности, особого внимания заслуживают те социальные отношения, которые формируются и функцио-нируют в данной социальной среде. Наука, изучающая их и устанавлива-ющая основные критерии эффективности их функционирования с точки зре-ния всех субъектов социальных отношений называется социологией и психо-логией управления

В историческом контексте развития этой науки Тейлор Ф.У., Файоль А., Вебер М. в своих концепциях управления основывались на таком кри-терии эффективности управления как «рационализм». Их «… технократи-ческие иллюзии стали развеиваться у же в 30-е годы [XX в.]», - пишет М.В. Удальцова, - «когда выяснилось, что во многих случаях рационализм далеко не лучший путь повышения эффективности деятельности людей и органи-заций. Поэтому рационализм стал уступать место другому критерию – пове-денческому, основанному на знании фундаментальных положений социоло-гии и психологии субъектов экономической деятельности.» Развитие идеи «ситуационного подхода» в управлении «… логически привело к осознанию важности «организационной культуры» как характеристики, интегрирующей все особенности организации – и системные, и поведенческие – и, в конеч-ном счёте усиливающей значение в управлении гуманизма, опирающегося на потенциал, заложенный в людях (как управляющих, так и управляемых)».

Рассуждая о сути социальной организации А.И. Пригожин, 1980, пи-шет: «Понятие социальной организации может относиться к трём различа-ющимся между собой феноменам. Во-первых, оно может подразумевать ис-кусственное объединение институционального характера, предназначен-ное для выполнения какой-либо определённой функции… Во-вторых, поня-тие «организация» может совпадать с понятием «управление», хотя, конечно, не исчерпывает его. В данном случае «социальная организация» означает де-ятельность по распределению функций, координации и т.п., т.е. процесс целенаправленного воздействия на объект, предполагающий фигуры орга-низатора и организуемых. В-третьих, термин «социальная организация» ис-пользуется для характеристики степени упорядоченности объекта, т.е. для выявления его структуры и типа связей целого и его частей. В данном смысле этот термин обычно употребляется для обозначения организованных и неорганизованных систем, формальных и неформальных организаций.

Поскольку речь идёт не просто об организации, а о социальной орга-низации, важно определять именно социальные свойства её. К их числу, например, относятся: организационные цели и функции, эффективность ре-зультатов, мотивация и стимулирование персонала и др. Иными словами, организация формируется как социальная среда, включающая в себя социаль-ные группы, статусы, нормы, отношения лидерства, сплочённости-конфликт-ности и т.д».

Здравоохранение и собственно медицинская деятельность встроены в систему экономических, других социальных отношений. На результаты здра-воохраненческой деятельности влияют также такие элементы окружающей и пронизывающей его среды как правовое поле, законы рынка, информаци-онное пространство, политический, культурный и духовный общественный климат, неправовые элементы этих явлений общественной жизни.

В этой общественной среде реализуется управленческая, экономичес-кая, духовная, культурная, конкурентная деятельность медицинских органи-заций; профессиональная (трудовая), духовная, культурная, репродуктивная, конкурентная деятельность человека трудоспособного возраста, формируется качество его жизни.

К особенностям российской медицинской организации, отличающим её от других организаций, следует отнести форму собственности (как правило, - это государственное лечебно-профилактическое учреждение), некоммерчес-кий характер её деятельности, связанный с производством медицинских ус-луг для их потребителей – пациентов. К особенностям деятельности ме-дицинской организации также следует отнести конституционно закреплён-ный принцип так называемой «бесплатной медицинской помощи». К другим принципам деятельности российской медицинской организации следует отнести принципы гуманизма и общедоступности медицинской помощи.

Основными источниками финансирования медицинской организации являются два: страховые платежи работодателей в системе обязательного медицинского страхования и бюджетные финансовые ресурсы, - за нерабо-тающее население.

Ресурсами жизнеобеспечения медицинской организации являются её основные фонды: здания, сооружения, оборудование, транспорт; персонал, где главной фигурой профессиональной деятельности является врач; энерго и теплоносители, система управления, духовная, культурная, конкурентная среда, формирующие качество жизни потребителей и производителей меди-цинской помощи.

Система управления в медицинской организации представлена глав-ным врачом, его заместителями по медицинской и хозяйственной части, руководителями подразделений и служб, штабом в составе юриста, эконо-миста или планово-экономического отдела. Врач формально не вписан в номенклатуру управленческих должностей медицинской организации. Систе-ма управления медицинской организацией до настоящего времени имеет жёстко централизованный характер, реализующийся директивным стилем управления с гипертрофированной функцией выборочного субъективного ко-нтроля качества оказываемой потребителям медицинской помощи. Отсут-ствуют формально системные экономические и духовные стимулы и мотивы для конкуренции российских медицинских организаций, для повышения потенциала их конкурентоспособности.

Трудовой микросоциум медицинской организации состоит из профес-сионалов различной квалификации: врачей, медицинских сестёр, санитарок, работников вспомогательных подразделений и служб, которые не владеют знанием миссии, целей, стратегий, принципов деятельности организации, за-нимаются сложным, но низкооплачиваемым трудом, отделены от его ре-зультатов, лишены возможности формировать модели конечных результатов своего труда, анализировать эти результаты, не имеют стимулов для повы-шения качества результатов своего труда, потенциала индивидуальной и ко-мандной конкурентоспособности. Приведённые характеристики трудового микросоциума медицинской организации имеют место в условиях высокой изношенности основных фондов, недофинансирования, отсутствия формаль-но-системных факторов для конкуренции, порождая ситуацию пессимизма и уныния.

Социализация по-русски означает единение. Единение значит, - все как Один – Единый Бог. «А это означает, что существует Единство. Один, который стоит за всем многообразием вещей и всем многообразием наших чувств и импульсов. Один, который и является высшим принципом. … чело-век должен, главным образом, развивать свою духовность, свои чувства в полной мере; он должен быть свободным и сконцентрированным, он должен стать тем, чем только и может стать человек.» [Э. Фромм Ради любви к жиз-ни: М., АСТ. – 2000. – с. 184, 186]. Русский философ Н.Ф. Фёдоров полагал, что «жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех».

Единение может иметь место по убеждению и по принуждению. Ди-поль: «убеждение – принуждение» лежит в основе противоречивой сущности единения (социализации). Без социализации невозможно представить выс-траивание каждым человеком своей жизни. Модель сути социализации мож-но схематично представить следующим образом (схема). С учётом данного противоречия сути социализации каждому homo socialis следует выстраивать «систему взаимных сопряжённых обязательств», исходя из принципа: «начни с себя», в балансе: «единение по убеждению – единение по принуждению» на основе следующих приоритетов: принципы базового социального института культуры, принципы базового социального института права, принципы базового социального института экономики, принципы других социальных институтов.

Схема


ВАРИАНТ МОДЕЛИ СУТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ


«Я» - человек




«Социальное – это система взаимных сопряжённых обязательств.» (Г. Зиммель)

«Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.» (Н.Ф. Фёдоров)






«ОНО» - общество















































































ЕДИНЕНИЕ по убеждению, базирующееся на основных принципах морали, на других принципах базового социального института культуры




ПРОТИВОРЕЧИЕ




ЕДИНЕНИЕ по принуждению, базирующееся на принципах других базовых социальных институтов: права и экономики









Фрагменты анализа единения как главного системообразующего эле-мента социума и главного фактора его развития, а также как результата мо-тивации и стимулирования выбора каждого человека в дилемме: «по убеж-дению – по принуждению» присутствуют в произведениях целого ряда авторов и предполагают в рамках системной парадигмы междисциплинарный анализ и синтез в исследовании проблемы, рассмотрение, по крайней мере, систем социологических, социально-философских, культурологических, эко-номических и правовых знаний, раскрывающих природу, суть, статику и динамику, определяющих формирование и развитие изучаемого феномена социализации.



Каталог: index.files
index.files -> Книга предназначена для психиатров и специалистов смежных дисциплин
index.files -> Дифференцированного управления учебной деятельностью
index.files -> От педагогической технологии к технологии предметного обучения
index.files -> Книга для тех, Кто боится. Чего бы то ни было. Кого бы то ни было. Это книга для тех, Кому надоело бояться
index.files -> Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка
index.files -> Бернард Вербер Последний секрет
index.files -> Техника речи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница