                     Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет менеджмента
Кафедра институциональной экономики
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению 081100.68
«Государственное и муниципальное управление» магистранта группы №2431
(магистерская программа «Управление образованием»)
На тему: Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
Студентка группы № 2431
Желнова
Ольга Дмитриевна
Руководитель ВКР
д.п.н., профессор
Пискунова
Елена Витальевна
Санкт-Петербург, 2013
РЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
Объем диссертации: 98 страниц. Диссертация состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в 3 главы, заключения.
Диссертация содержит 12 рисунков, 12 таблиц, 2 приложения, 64 использованных источника.
Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, КОНКУРС, МОТИВЫ, СТИМУЛЫ, СПЕЦИФИКАЦИЯ, ДИССЕМИНАЦИЯ, МОДЕЛЬ, КОНТРАКТ.
Тема исследования: «Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений».
Объект исследования: профессиональное развитие педагогов.
Предмет исследования: управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
Цель исследования: выявить возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
В ходе исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональные конкурсы; ретроспективный анализ опыта участия автора в конкурсах педагогических достижений (1998–2012 гг.); методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа).
Научная новизна исследования заключается в выявлении условий, при которых конкурс профессиональных достижений может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.
-
Необходима спецификация конкурсов на различные категории педагогов.
Содержание конкурсных испытаний должно учитывать разницу в квалификационной категории учителей и опыте работы (формальные показатели уровня профессионального развития), типе образовательного учреждения и предметной области преподавания.
-
Необходима сформированная модель управления конкурсным движением в районе (регионе).
Результатом работы модели будет профессиональное развитие педагогических кадров-субъектов конкурсов. Модель основана на главных функциях управления (анализ, планирование, организация и исполнение, стимулирование, контроль), подразумевает цикличность исполнения, позволяет описать процесс, а не статическую иерархию элементов.
-
Необходим механизм диссеминации передового опыта победителей профессиональных конкурсов через контрактную систему.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней конкурс профессиональных достижений рассматривается с позиций инструментального управления профессиональным развитием педагогов.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения модели, предложенной нами для образовательных организаций, осуществляющих информационно-методическое сопровождение работников системы образования.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора.
Статьи:
-
«Профессиональное развитие личности: межпредметный подход».
Сборник статей магистрантов МП «Управление образованием», НИУ ВШЭ, выпуск первый. – СПб.: НИУ ВШЭ, 2012. – 84 с.
-
«Конкурс профессиональных достижений как средство повышения
профессионализма педагогов». Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Петербургская школа: уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее…», под общей редакцией О.Б. Даутовой, В.М. Шутовой. – СПб.: Издательство Александра Сазанова, 2013. – 222 с.
Доклады:
1. «Совершенствование механизма управления профессиональным развитием педагогов». VIII ежегодная (III международная) научно-практическая конференция факультета менеджмента «Теории и практики управления: вызовы современности» (очная);
2. «Подготовка современного педагога к решению актуальных задач образовательной организации». Межрегиональная научно-практическая конференция «Петербургская школа: уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее» (очная).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........
|
6
|
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ …………………...
|
13
| -
Феномен профессионального развития в современной социокультурной ситуации……………..…………………………
|
13
| -
Характеристика возможностей управления профессиональным развитием педагогов……………………………………………….
-
Конкурс профессиональных достижений как инструмент управления профессиональным развитием педагогов…………...
|
18
27
|
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………
|
31
|
ГЛАВА 2 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГОВ……………......
|
33
| -
Сущностные характеристики профессиональных конкурсов…...
|
33
| -
Конкурсы профессиональных достижений как развивающаяся практика организации профессионального развития педагогов...
|
34
| -
Обзор отечественного и зарубежного опыта сопровождения участников конкурсов профессиональных достижений ………..
|
39
|
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………
|
45
|
ГЛАВА 3 ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ..........................
|
47
|
3.1 Характеристика методов диагностического исследования……...
|
47
|
3.2 Анализ мотивов, стимулов, барьеров педагогов-участников профессиональных конкурсов……………………………………..
|
50
|
3.3 Характеристика возможностей управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений………………………………………………………….
|
65
|
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3………………………………………………………
|
79
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
|
82
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
|
86
|
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
|
94
|
Приложение 1…………………………………………………………..
|
94
|
Приложение 2…………………………………………………………..
|
98
|
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях модернизации российского образования резко повысился спрос на квалифицированного, творчески мыслящего учителя, способного к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющего выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста [9].
К процессу профессионального развития учителя можно отнести самые различные действия, результатом которых выступает обогащение опыта и повышение профессиональной компетентности педагога.
Повышение профессионализма учителя осуществляется посредством самообразования, т.е. актуализации образовательных потребностей, постановки цели, задач и последовательного приближения к этой цели через определенные действия. Профессиональное развитие осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Это осознанное, обязательно добровольное участие педагога в мероприятиях, организованных образовательным учреждением, выраженное в различных формах (корпоративное обучение, исследовательская деятельность, участие в инновационной деятельности ОУ, трансляция опыта на семинарах, мастер-классах) и за счет использования потенциала внешних источников (повышение квалификации, обобщение и распространение опыта, конкурсы педагогического мастерства и пр.) [4].
Согласно Положениям конкурсы педагогических достижений любого уровня должны решать целый комплекс задач: выявлять и распространять эффективный педагогический опыт; создавать условия для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников; помогают выявлять талантливых, творчески работающих педагогических работников; повышать престиж педагогического труда и публично признавать вклад педагогических работников в развитие системы образования; совершенствовать механизмы оценки педагогического труда; привлекать внимание общественности к позитивному педагогическому опыту [12].
Однако, практика показывает, что сегодня конкурсы профессиональных достижений представляют собой соревновательные мероприятия по выявлению и публичному представлению опыта работы лучших учителей. С одной стороны, конкурсы позволяют «выходить» за пределы образовательного учреждения, знакомиться с передовым опытом коллег, представлять учительскому сообществу собственный опыт, прогнозировать дальнейшее профессиональное развитие. С другой стороны, в педагогической практике наблюдается ряд противоречий, требующих решений, а именно: между потребностью в самореализации и непониманием педагогами возможностей конкурсов; между потребностью в выявлении лидеров образования и недостаточным использованием потенциала конкурсантов-победителей; между необходимостью повышения уровня профессионализма педагогов – участников конкурсов педагогических достижений и недостаточным сопровождением субъектов конкурсов.
Необходимость разрешения этих противоречий предполагает разработку эффективного механизма управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов педагогических достижений.
Проблему исследования сформулируем вопросом: возможно ли управлять профессиональным развитием педагога средствами профессиональных конкурсов?
Степень разработанности проблемы:
Конкурсы профессионального мастерства являются предметом научных исследований и характеризуются с различных позиций, чрезвычайно важных для развития образования.
Исследования по проблеме конкурсного движения:
-
понимание сущности конкурсов профессионального мастерства педагогов (Л.П. Дуганова, Е.М. Пахомова) [47];
-
развитие творческого потенциала педагогов в процессе проведения конкурса профессионального мастерства (Г.Ф. Привалова) [19];
-
организационно-педагогические условия проведения конкурсов профессионального мастерства педагогов как средства повышения квалификации его участников (Е.М. Пахомова) [18];
-
влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессиональной компетенции педагогов (В.А. Дубровская) [16];
-
анализ форм конкурсных испытаний и типов конкурсных заданий (Е. И. Власова, К. А. Митрофанов, С. В. Старобинский);
-
проблемы подготовки педагогов к профессиональным конкурсам в центрах повышения квалификации (Г. И. Зимина, Т. А. Соколова);
-
поддержка деятельности педагога методической службой (Н. В. Немова, Т.П.Афанасьева) [22];
-
необходимость консультационного сопровождения профессионального развития педагогов в условиях непрерывного образования (Е.В.Стародубцева, С.В. Кирдянкина) [17] и др.
Анализ перечисленных исследований и психолого-педагогической литературы позволил установить, что специальных исследований, посвященных управлению профессиональным развитием педагогов средствами конкурсного движения, не существует.
Актуальность темы, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке, а также практика образовательной деятельности обусловили выбор темы исследования: «Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений».
Цель исследования: выявить возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
Достижение цели обусловило постановку задач исследования:
-
обобщить теоретические подходы к понятию «профессиональное развитие»;
-
охарактеризовать особенности управления профессиональным развитием педагогов;
-
выявить возможности конкурса педагогических достижений как инструмента профессионального развития педагогов;
-
проанализировать практику организации конкурсов профессиональных достижений;
-
проанализировать отечественный и зарубежный опыт использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов);
-
оценить механизм сопровождения конкурсов на современном этапе и определить место данной системы в профессиональном развитии педагогических кадров;
-
выявить основные мотивы и стимулы, способствующие включению педагогов в конкурсное движение;
-
выявить условия, при которых конкурс может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.
В соответствии с целью была выдвинута гипотеза исследования: конкурс профессиональных достижений может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога при соблюдении следующих условий:
-
наличие спецификации конкурсов на различные категории педагогов, представленные через педагогический стаж и квалификацию, тип ОУ, предмет преподавания;
-
сформированная модель управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений;
-
создание механизма диссеминации передового опыта через контрактную систему.
Объект исследования: профессиональное развитие педагогов.
Предмет исследования: управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
В ходе исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональные конкурсы; ретроспективный анализ опыта участия автора в конкурсах педагогических достижений (1998–2012 гг.); методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа).
Экспериментальная база исследования включает 18 образовательных учреждений Адмиралтейского, Курортного, Невского, Петроградского и Центрального районов Санкт-Петербурга и гимназии города Кирова. Участники исследования: педагоги-участники конкурсов педагогических достижений; педагоги, не участвовавшие в конкурсах.
Научная новизна исследования заключается в выявлении условий, при которых конкурс профессиональных достижений может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.
К конкретным элементам приращения нового научного знания относятся следующие результаты:
-
систематизирован положительный опыт сопровождения участников конкурсов педагогического мастерства и использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов);
-
обоснована необходимость спецификации конкурсов на различные категории педагогов;
-
спроектирована модель управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений;
-
обоснована необходимость создания механизма диссеминации передового опыта через контрактную систему.
Ключевые слова: профессиональное развитие, управление, инструмент, конкурс, мотивы, стимулы, спецификация, диссеминация, модель, контракт.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней конкурс профессиональных достижений рассматривается с позиций инструментального управления профессиональным развитием педагогов.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения модели, предложенной нами для образовательных организаций, осуществляющих информационно-методическое сопровождение работников системы образования.
Структура диссертации и логика работы подчинены решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в 3 главы, заключения, списка литературы (64 источника), 2 приложения, 12 рисунков, 12 таблиц.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризована степень разработанности проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, изложены его теоретические и методологические основы, раскрыта научная новизна, отмечена теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
В 1 главе обобщены теоретические подходы к понятию «профессиональное развитие», определена специфика профессионального развития педагогов, а также охарактеризованы особенности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
Во 2 главе изучены особенности конкурсов педагогических достижений как составляющей профессионального развития педагогов; проведен анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок проведения профессиональных конкурсов; описан опыт сопровождения участников конкурсов педагогического мастерства (Челябинская область, Республика Беларусь, Кемеровская область) и опыт использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов) в США.
В 3 главе определены объективные условия (квалификация, образование, стаж и т.д.), влияющие на решение педагогов участвовать в конкурсе, выявлены мотивы и стимулы участия, степень удовлетворенности качеством методического сопровождения конкурсантов, выяснены ценностные результаты участия в плане собственного профессионального развития, параметры спецификации конкурсов. На основе теоретических и эмпирических данных охарактеризованы возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
Заключение работы содержит систематизацию основных результатов исследования.
В приложении представлены:
-
опросник, составленный с целью получения данных для анализа по теме диссертации;
-
экспертное заключение по проекту «Модель профессионального развития педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
-
Феномен «профессионального развития» в современной
социокультурной ситуации
Развитие – это процесс и результат внутреннего качественных и количественных изменений физических и духовных сил человека (физическое развитие, социальное, психическое, духовное). Процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации [44].
Развитие человеческого потенциала является превалирующим и ориентировано на повышение качества жизни, расширение возможностей человека во всех областях. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего развития, самостоятельно находить решения значимых проблем в условиях быстро меняющегося мира.
Проблема развития личности имеет высокую социальную значимость, в связи с чем, неизменно находится в центре внимания и вызывает интерес не только у общественности, но и у ученых всего мира.
Одной из основных областей широкой сферы развития человеческих ресурсов многие специалисты считают профессиональное развитие личности, которое обычно отождествляют с прогрессивным развитием человека: созреванием, формированием, самосовершенствованием, саморазвитием [39].
Существуют различные определения рассматриваемого понятия, которые дополняют друг друга. «Профессиональное развитие» включает в себя направление профессионального выбора, линию построения карьеры, наличие профессиональных достижений, удовлетворенность от процесса и результатов труда, смена или стабильность рабочего места, профессии.
В экономике и социологии труда профессиональное развитие синонимично развитию трудового потенциала (или развитие персонала) – это систематический поиск, направленный на улучшение функционирования организации путем повышения ценности трудового потенциала персонала [32].
Современный работник должен обладать широкой эрудицией, стратегическим мышлением, предприимчивостью, высокой культурой. Это ставит во главу угла требование непрерывного развития персонала, т.е. проведения мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить ощутимый вклад в деятельность организации. Более 85% опрошенных японских менеджеров среди своих задач главенствующую роль отводят развитию человеческих ресурсов, в сравнении с введением новых технологий – 45 % и продвижением на новые рынки – около 20%, еще раз доказывает значимость профессионального развития для руководителей организаций [45].
Крупные западные фирмы отлично понимают, что рынок труда и система образования не успевают приспособиться к быстрому росту потребности в конкретных кадрах, поэтому все больше вкладывают средств в развитие персонала. В сложном процессе развития персонала на первое место выдвигается профессиональное развитие. «Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач» [45].
В больших корпорациях работают специальные отделы профессионального развития. Ведущие организации выделяют на профессиональное развитие своих сотрудников значительные средства – от 2 до 10 % фонда заработной платы (что для такой компании как Дженерал Моторс, например, составляет сумму свыше 1 млрд. долларов США в год). Эти затраты являются капиталовложением организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачу в виде повышения производительности труда.
Развитие персонала способствует обеспечению постоянного соответствия уровня профессиональной компетентности работников требованиям развивающегося рынка.
В настоящее время проблема профессионального развития приковывает внимание многих исследователей.
В психологии под развитием понимается процесс изменений в сознании и поведении индивида: качественные перестройки в психических процессах и их взаимосвязях, появление новых мотивов и интересов, способствующих обретению новых психических свойств [40].
Многообразие концепций и теорий профессионального развития обусловило существование различных его определений. Л.И. Анцыферова под развитием понимает «основной способ существования личности: психическое и социальное становление личности не ограничено какими-то определенными отрезками времени. Оно осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. Период зрелости не может рассматриваться как конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Наоборот, чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию» [21].
В основе определения Л.М. Митиной лежат личностные качества субъекта. Профессиональное развитие названный автор рассматривает как рост, становление, интеграция и реализация его личностных качеств в профессиональном труде и, главное, – активное качественное преобразование им своего внутреннего мира, приводящее его к творческой реализации в профессии [41].
В.И. Слободчиков в своих исследованиях отмечает, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление – это «переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование – оформление («обретение формы») и совершенствование; единство цели и результата развития – преимущественно относится к социально-культурным структурам. Преобразование – саморазвитие и смена основного жизненного вектора, кардинальное изменение преимущественно относится к духовно-практическим структурам [51].
Под профессиональным развитием личности Э.Ф. Зеер подразумевает «развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности» [36]. Вместе дополняет данное определение, включая такие характеристики, как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовности к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приёмов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека. Постоянный процесс становления - черта характерная психологической организации личности и одно из обязательных условий её способности к непрерывному развитию.
Педагогика рассматривает профессиональное становление личности как процесс решения профессионально значимых задач – познавательных, коммуникативных, морально-нравственных, в ходе которого специалист овладевает необходимым комплексом связанных с его профессией деловых и нравственных качеств [39]. В ходе развития личности происходит и становление её целостности. По мнению К. М. Левитана, эта целостность представляет собой направленность, которая позволяет обеспечить непрерывность, преемственность всех периодов развития личности, а также раскрытие необходимых отсутствующих качеств личности.
В.В. Игнатова сущность профессионального развития определяет, как «непрерывный процесс накопления и проявления «потенциального» в личности (единство возможного и осуществленного, потенциального и актуального), способствующий расширению и углублению ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой и обеспеченный наследственными, психологическими, социальными и педагогическими факторами». Путь «становления личности» обеспечивается «воспитанием, обучением, образованием, самообразованием, педагогической поддержкой, сопровождением, коррекцией, организованной социализацией» [58].
Проблема становления и развития человека как профессионала в деятельности исследуется и новой наукой – акмеологией, центральным понятием которой является «созидание» ведущей деятельности. Условием продуктивной созидательной деятельности современного человека является образование и формируемый на основе образования профессионализм личности, деятельности, индивидуальности в решении практических и теоретических, специальных и профессиональных задач.
Авторы акмеологической концепции профессионального развития отмечают, что профессионализм личности достигается в процессе формирования профессионально важных способностей, развития личностно-деловых качеств, расширения пространства личности, ее профессионального и нравственного «обогащения», рефлексивной организации, рефлексивной культуры, творческого и инновационного потенциала, мотивации достижений, раскрытия творческого потенциала и наличия сильной и адекватной мотивации [29]. Акмеологи подчеркивают, что, даже достигнув высокого уровня профессионализма, специалисты не перестают развиваться.
Сопоставление приведенных выше мнений исследователей показывает, что в представленных ими определениях сущности профессионального развития прослеживается сходство мнений по вопросу его рассмотрения как непрерывного процесса, ведущего к личностным изменениям и формированию профессиональных качеств.
Суммируя различные взгляды на данную проблему, категорию профессионального развития можно определить, как процесс закономерного изменения, включающий количественные и качественные преобразования в профессиональной деятельности в контексте жизненного развития.
Рассмотрим особенности управления профессиональным развитием педагогов.
1.2 Характеристика возможностей управления профессиональным
развитием педагогов
Управлению необходимо постоянно стимулировать и поддерживать главный внутренний источник развития системы – активность педагогических кадров [48]. Вместе с тем педагоги в своем творчестве не должны основываться только на удовлетворении собственных профессиональных интересов. По убеждению Е. Аврутиной, педагогическое творчество социально, а потому оно должно черпать мотивы и энергию, прежде всего из необходимости решения общих социальных задач, из насущных образовательных запросов территориального сообщества [52].
Функции управленческой деятельности в области профессионального развития педагогов – это не что иное, как функции менеджмента: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль, профессиональной деятельности.
Управление процессом профессионального развития педагогических кадров рассматривается как задача в рамках функции управления развитием кадров. Эта функция, как и любая функция управления, должна быть реализована через систему управления. Следовательно, система управления профессиональным развитием педагогических кадров должна получить отвечающее условиям инновационного развития ресурсное и организационно-технологическое оснащение [25].
В системе управления процесс профессионального развития педагогов фиксируется ростом профессиональной квалификации. Е. Аврутина выделяет два вида квалификации - формальную и фактическую. Формальная квалификация, по мнению автора, отображает определенный минимум знаний, умений и навыков, который необходим педагогам для реализации образовательного процесса. У формальной квалификации есть подтверждение в виде сертификата или удостоверения и не учитывает фактических знаний и умений педагога, который может знать больше, чем предписано квалификационными требованиями. Важно отметить, что именно изменения в фактической квалификации – одно из содержаний процесса профессионального развития педагогических кадров, они связаны с эффективностью педагогического труда [52].
Обратимся к специфике профессионального развития педагога. Важно понять, какие показатели его фактической квалификации необходимо учитывать в процессе управления.
За последние 10-15 лет изменилось отношение к качеству образования: качественным признается такое образование, которое полноценно выполняет свои фундаментальные функции – культуросообразного, человекообразующего, наукоемкого и высоко технологичного процесса [20].
Реализации этих функций образования способствовало использование методологических возможностей новых педагогических подходов — феноменологического, синергетического и аксиологического.
В связи с этим изменилось и понимание педагога-профессионала. А.К. Маркова сформулировала определение учителя-профессионала, как «овладевшего высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющего и развивающего себя в ходе осуществления труда, вносящего индивидуальный и творческий вклад в профессию, нашедшего свое индивидуальное предназначение, стимулирующего в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающего престиж своей профессии в обществе» [40].
Модель педагога-профессионала включает в себя высокий уровень развития профессионального мастерства, определяемый оценочно присвоением квалификационной категории. Но и личность современного педагога должна отвечать требованиям рынка образовательных услуг, а именно: педагог должен обладать высокой коммуникабельностью, мобильностью, конкурентоспособностью в профессиональной среде [27]. Таким образом, профессиональное развитие педагога неразрывно связано с его личностным развитием. Б.С. Гершунский [26] предлагает следующую модель профессионального развития педагога (рис. 1):
Поделитесь с Вашими друзьями: |