Торкунова Ю.В.
Академия государственного и муниципального управления при Президенте РТ
Казань, Россия
torkynova@mail.ru
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ИННОВАЦИЯМИ ВУЗА
НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современные тенденции реформирования высшего образования предопределяют трансформацию вузов от классической к инновационной модели, которая, на наш взгляд, означает усиление новаторских начинаний в подготовке специалистов, расширение масштабов инновационно-образовательной деятельности.
Количество инноваций растет, локальные инновации перерастают в крупномасштабные, во многих учебных заведениях они становятся закономерностью.
В связи с наметившимися тенденциями возникает проблема управления инновационными процессами в образовательной среде, рассмотрение которой, на наш взгляд, следует начать с определения и классификации понятия «инновация», «инновационно-образовательная деятельность».
Н.Л. Пономарев дает следующее определение инновационно-образовательной деятельности в высшей школе: это один из базисных видов деятельности (наряду с текущей репродуктивной) в рамках общего научно-образовательного процесса (цикла), включающий творческое преобразование конкретных результатов научных исследований и достижений передового опыта (в том числе в области подготовки кадров) в новые образовательные, способные обеспечить участникам инновацонно-образовательной деятельности дополнительный эффект (педагогический, экономический и др.) [2, с. 8]. На наш взгляд, это определение следовало бы уточнить – используются ли результаты научных исследований именно в педагогике и используются ли достижения именно педагогического передового опыта. Инновации при этом являются конечным результатом инновационно-образовательной деятельности в виде качественно новых образовательных продуктов, технологий и методик (новых специальностей, учебных знаний, технологий, учебников и т.п.).
Появилось понятие «инновация» в 70-е годы, при исследовании экономистами влияния научно-технического прогресса на развитие социальных систем. Инновации в самом общем виде классифицируются по экономическим признакам, сфере приложений, удовлетворению потребностей, причинам возникновения, степени новизны и функциональному назначению.
Применительно к педагогике существует значительное число подходов к определению и классификации образовательных инноваций. Применительно к педагогике существует значительное число подходов к определению и классификации образовательных инноваций.
Так член-корреспондент РАО, доктор пед. наук, профессор В.М. Полонский рассматривает инновации как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации учебно-воспитательного процесса или усовершенствованного технического средства обучения, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам в области образования. Главный признак инновации: положительные социальные и (или) экономические изменения, которые возникают в работе образовательных учреждений в результате специально организованной инновационной деятельности. Уровень инновации может быть частнометодический, методический и общедидактический. В зависимости от специфики и места использования, инновации в образовании делятся на: технологические, методические, управленческие, экономические, социальные и юридические [1, с.10].
Другой подход к классификации образовательных инноваций излагается в работах доктора пед. наук, чл.-корр. РАО А.В.Хуторского, рассматривая их как синоним термина «нововведения»:
-
по отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.;
-
по отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.;
-
по области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием;
-
по типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.;
-
по функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование);
-
по способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные;
-
по масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.;
-
по социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов;
-
по объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.;
-
по степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные [3, с.23].
Приведенные выше подходы свидетельствует о масштабности инновационного процесса в образовании, о необходимости его упорядочить, систематизировать и в то же время стимулировать его дальнейшее развитие.
Эффективность инновационной образовательной деятельности вуза зависит от ряда факторов:
-
организационно-технологических;
-
мотивационно-психологических;
-
материально-технических;
-
информационно-управленческих.
Организационно-технологические факторы обуславливаются наличием возможности внедрить те ли иные образовательные инновации на организационном уровне, например, регламент деловой игры предполагает ее проведение в течение трех часов, однако по расписанию данная учебная дисциплина изучается только 1 ч 30 минут в неделю, поэтому необходимы перестановки в расписании и т.п.
Мотивационно-психологический фактор – это один из наиболее существенных факторов, поскольку без осознания необходимости разработки и внедрения инноваций на всех уровнях образовательной системы, как преподавателей, так и руководителей образовательных учреждений, прогресс современного образования невозможен. Т.е. для того, чтобы инновационный образовательный процесс был эффективен необходимо, чтобы его участники имели определенные установки, качества и ценности этому способствующие. Здесь мы сталкиваемся с понятием инновационного потенциала личности, прежде всего, личности педагога, который может быть реализован при успешном взаимодействии всех рассматриваемых нами факторов.
Материально-технические факторы – наличие определенных материально-технических ресурсов, как, например, оборудования для дистанционного обучения, специальных кабинетов для деловых игр, электронные доски, планшеты, лабораторное оборудование, которые необходимы для внедрения инноваций.
Экономический фактор, на наш взгляд, существенно связан с мотивационно-психологическим и материально-техническим, т.к. создание материально-технической базы, которая бы отвечала современным требованиям развития науки, техники, производства требует серьезных денежных вливаний. Мотивация педагогов также невозможна без конкурсно-грантовой поддержки в сфере разработки и внедрения инноваций. На уровне государства данному аспекту было уделено достаточно большое внимание в последние годы в ходе реализации государственного проекта «Образование».
Инновационные процессы в образовании, понимаемые как комплексная деятельность по созданию, освоению и распространению инноваций, невозможны без создания инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения. Основой такой инфраструктуры выступает информация, возникающая в процессе информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности вуза. Возможность генерирования и обмена такого рода информацией является информационным фактором.
Эффективное управление образовательными инновациями позволяет учитывать и преодолевать трудности, определяемые рассмотренными факторами.
Управление инновационными процессами представляет собой совокупность средств организации и упорядочения управленческой деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой внедрения инновационных подходов в учебный процесс. Технология управления инновационными процессами состоит из последовательности определенных этапов и включает в себя административно-распределительные, организационно-экономические и социально-психологические формы и методы эффективного обновления подготовки специалистов.
Управленческая деятельность инновационными процессами в сфере образования состоит в реализации следующих функций: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, регулятивно-коррекционной, контрольно-диагностической. Эти функции управления взаимосвязаны и взаимодействуют между собой посредством обмена информацией.
Мы придерживаемся точки зрения, что информационно-аналитическая функция - это основа процесса управления образовательными инновациями.
На этапе стратегического планирования инновационно-образовательной деятельности, для определения ее места в системе функционирования вуза и учета вышеизложенных факторов, влияющих на эффективность образовательных инноваций, аналитическая деятельность включает в себя:
-
ретроспективный, перспективный, системный и сравнительный анализ, а также современный SWOT-анализ для оценки состояния и подготовки комплексной аналитической базы целеполагания и стратегирования сферы инновационно-образовательной деятельности в вузе;
-
преимущественно краткосрочный и среднесрочный прогнозы развития инновационно-образовательной деятельности, динамики инновационных сегментов рынков труда и образовательных услуг по профилю вуза с использованием исследовательского, нормативного и интуитивного методов прогнозирования для определения вероятных тенденций изменения сферы образовательных инноваций (метод «Делфи» и др.);
-
определение миссии вуза с органическим включением в нее инновационного компонента;
-
построение на базе данного компонента, а также методов структурирования и ранжирования либо упрощенного «списка» из стратегической и ряда тактических целей, либо развернутой системы («дерева») целей управления; определения и расстановки коэффициентов значимости или приоритетности целей и задач-работ для предпочтительного выделения средств в условиях ограниченных ресурсов; установления возможной количественной связи целей разного уровня;
-
ранжирования образовательных инноваций по критериям общегосударственной, региональной и внутривузовской значимости с учетом федеральных и региональных инновационных программ и проектов, госзаказов на подготовку специалистов по приоритетным областям науки, техники, экономики, инновационно-образовательной деятельности в вузе с выделением: а) приоритетов обновления специальностей и специализаций подготовки кадров; б) приоритетов в области обновления содержания обучения; в) приоритетов в сфере обновления образовательных технологий и методов обучения; г) приоритетов обновления материально-технической базы учебного процесса; д) приоритетных на данный период подразделений инновационно-образовательной деятельности, форм и методов организации обновления подготовки кадров. Ранжированные таким образом приоритеты расцениваются по затратам, сумма которых сопоставляется с общей величиной выделенных на приоритетные образовательные инновации финансовых ресурсов, в результате чего отбираются проекты с наибольшим ранговым значением, попавшие в лимитированный объем средств [2, с. 56].
Для современных вузов для обеспечения качественной подготовки становятся актуальными методы инновационного менеджмента, в частности, бенчмаркинг. Бенчмаркинг в вузе – это процесс поиска и внедрения в практику работы вуза и подразделений новых процессов и новых проектов, непрерывный процесс улучшения алгоритмов и технологий оказания образовательных услуг, появления учебной и научной продукции. Этот метод является составной частью информационно-аналитического сопровождения.
Технология реализации информационно-аналитической функции управления, реализующей информационно-аналитическое сопровождение инновационно-образовательной деятельности состоит из следующих этапов:
-
формирование банка образовательных инноваций;
-
анализ представленных инноваций с точки зрения достижения целей образования;
-
формулирование выводов и рекомендаций о целесообразности дальнейшего использования представленных инноваций;
-
распространение инновационного опыта.
Инновационно-образовательная деятельность состоит из нескольких этапов. Рассматривая образовательные нововведения как процесс, можно следующим образом характеризовать его основные этапы: разработки, апробации и внедрения. Следует отметить, что каждый из этих этапов сопровождает информационно-аналитическая деятельность.
Разработка инновации начинается с постановки цели и создания проекта. На этом этапе анализируется сложившаяся ситуация, например, в преподавании той или иной дисциплины изучается уже имеющийся опыт, выделяется круг образовательных задач (проблем), требующих своего решения, т.е. выявляется необходимость внедрения той или иной инновации. Перед профессорско-преподавательским составом ставятся проблемы, требующие своего решения. Затем автором (коллективом авторов) разрабатывается технология, которая по-новому или более эффективно решает ту или образовательную задачу или проблему. Представленное описание некоторым образом унифицируется, а затем анализируется на предмет возможности внедрения. После принятия положительного решения происходит его апробация в реальном учебном процессе. В процессе внедрения инновации в учебный процесс проводится мониторинг результатов внедрения инновации, собирается информация от всех участников педагогического процесса, которая затем обрабатывается и анализируется на предмет достижения цели, а также других результатов внедрения инновации. После анализа локальных результатов, в ходе информационно-аналитической работы делается вывод о целесообразности или нецелесообразности внедрения данной инновации в массовую практику.
Таким образом, переходят к завершающему этапу инновационно-образовательного процесса в вузе - к серийному использованию инновации в педагогической практике вуза, внедрению инновации в массовую практику вуза. Здесь большое значение имеет распространение информации, научение профессорско-преподавательского состава, задействование инновационного потенциала студентов.
Образовательные инновации в вузе имеют свою специфику, выражающуюся в основной цели их внедрения – улучшении качества подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности, а также развитие компетенций различного вида. Анализ публикаций показывает, что число образовательных инноваций в вузах растет. Переход к двухуровневому образованию этому только способствует, однако системной работы по анализу, накоплению и распространению инновационного опыта не проводится, что отрицательно сказывается, на наш взгляд, на эффективность его внедрения.
Поэтому инновационно-образовательной деятельности вуза необходимо информационно-аналитическое сопровождение, которое бы заключалось в поиске и создании информационного банка инноваций, в информационно-аналитической поддержке принятия решений при оценке эффективности инноваций, а также в информационном взаимодействии с различными структурами, включая СМИ и общественность на предмет поиска, внедрения и продвижения образовательных инноваций.
Информационно-аналитическая деятельность в области образовательных инноваций имеет несколько составляющих. Во-первых, это непосредственное участие в инновационных процессах, во-вторых – поиск и создание информационного банка инноваций, в-третьих – информационно-аналитическая поддержка принятия решений при оценке эффективности инноваций, что требует обработки больших массивов информации, в-четвертых – информационное взаимодействие с различными структурами, включая СМИ и общественность на предмет поиска, внедрения и продвижения инноваций.
Информационно-аналитическое сопровождение имеет два контура: внутренний и внешний. Во внешнем контуре идет сбор и анализ информации об образовательных инновациях других учебных заведений, нормативно-правовой документации по проблемам инноваций органов управления учреждений образования, публикаций прессы, телевидения, Интернета по данной тематике. Параллельно с этим осуществляется продвижение собственных образовательных инноваций вуза в информационном образовательном пространстве. Внутренний контур предполагает сбор, анализ, отслеживание результатов, распространение опыта инновационной деятельности в конкретном вузе.
Промежуточный элемент между внутренним и внешним контуром – это Интернет-сопровождение, которое обслуживает как потребности внутренних задач управления инновационной образовательной деятельностью вуза, так и является средой взаимодействия со всем остальным образовательным сообществом.
Исходя из того, что инновационная образовательная деятельность неразрывно связана с функционированием всего высшего учебного заведения, входными показателями для педагогической системы информационно-аналитического сопровождения будет являться: информация об инновациях в целеполагании, в задачах, инновациях в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, инновациях в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д. Результаты функционирования системы информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности (внутренний контур) – банк образовательных инноваций, результаты мониторинговых исследований качества образования, прогнозирование и выработка рекомендаций, выявление возможных инноваций. Мониторинговые исследования проводятся на основе повторяющихся диагностических процедур с использованием количественных показателей, позволяющих получить объективные результаты о качестве сформированности профессиональных компетенций при применении той или иной инновации.
Для того, чтобы рассмотренная деятельность была эффективна в вузе, должна быть создана инфраструктура, которая бы создавала возможность для поиска, внедрения, распространения и, в целом, управления образовательными инновациями.
Информационно-аналитический центр – основной компонент инфраструктуры, который обеспечивает:
-
мониторинг инноваций: выявление потребностей в инновациях, ход внедрения инноваций, отслеживание результатов внедрения инноваций; формирование банка инноваций;
-
распространение положительного опыта внедрения инноваций в вузе;
-
формирование положительного образа внедренных вузом инноваций во внешней среде.
Для реализации этих задач в составе информационно-аналитического центра необходимо иметь: отдел сбора и обработки информации; отдел по обеспечению работы Интернет-портала; отдел по внешним связям; экспертный отдел.
Построенная в соответствии с приведенной структурой педагогическая система информационно-аналитического сопровождения позволит, на наш взгляд, отследить эффективность инновационных образовательных процессов, их роль в повышении качества профессиональных компетенций, что, в свою очередь, сможет вывести качество высшего профессионального образования на новый уровень.
Список использованной литературы:
-
Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ). / Полонский В.М. Инновации в образовании. – 2007. – №2. – С. 8-14.
-
Пономарев Н.Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Н.Л. Пономарев, Б.М. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.
-
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |