Управление образования администрации города Белгорода



Скачать 304,01 Kb.
страница1/17
Дата05.10.2019
Размер304,01 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Управление образования администрации города Белгорода

Муниципальное казенное учреждение «Научно-методический информационный центр»



АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМ УЧЕБНИКОВ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПОСОБИЙ
Авторы:

Ракова Татьяна Сергеевна,

Хрипункова Светлана Владимировна

учителя начальных классов

МБОУ «Лицей № 10»

г. Белгород 2017


СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. Информация об опыте……………………………………………3

РАЗДЕЛ II. Технология опыта………………………………………………..9

РАЗДЕЛ III. Результативность опыта………………………………..………14

Библиографический список…………………………………..…………..….18

Приложение к опыту…………………………………………………………19

РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1. Условия возникновения опыта

МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода, в котором авторы работают с 2004 и 1988 года соответственно, это инновационное образовательное учреждение.

Приоритетная цель деятельности педагогического коллектива лицея - создание оптимальных условий для саморазвития ученика. Учреждение в 2010 году приступило к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО).

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с ФГОС НОО является формирование навыков учебной деятельности. Это возможно при наличии у обучающихся познавательного интереса. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе.

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход в обучении, который нацелен на то, чтобы научить школьника самостоятельно добывать знания. В процессе обучения важно распознать и направить в нужное русло познавательный интерес ребёнка, развить способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением как наиболее стремительно развивающимся направлением организации образовательной деятельности. На сегодняшний день идет активный процесс по использованию электронных учебников и интерактивных пособий в учебном процессе. Электронные учебники становятся одним из главных компонентов школьной информационной образовательной среды и основным инструментом реализации требований ФГОС нового поколения.

В начале 2014-2015 учебного года педагогом-психологом был проведен мониторинг универсальных учебных действий (далее УУД), а также анкетирование «Рейтинг предметов» и «Мои интересы» (Приложение №1) среди учеников 2 «Б» класса (учитель Ракова Т.С.). Результаты показали, что на низком уровне познавательные УУД развиты у 17% второклассников, на среднем уровне – у 50 % второклассников, на высоком – у 33% учеников. В рейтинге самых интересных предметов (из 7 представленных) русский язык занял лишь 4 позицию. На вопрос анкеты «Выбери предмет (книга, телефон, настольная игра, компьютер или планшет, телевизор, конструктор), вызывающий у тебя наибольший интерес» 30% учеников указали книгу, 29% - телефон, 24% - компьютер или планшет, 9% - телевизор, 4% - настольную игру и 4 % - конструктор.

Стала очевидной необходимость создания условий, которые будут способствовать активизации познавательного интереса на уроках русского языка. Опираясь на выраженность интереса учащихся к электронным устройствам, одним из условий, по мнению авторов, может стать использование электронных форм учебников, пособий и интерактивных тренажеров, способствующих активизация познавательного интереса. Это позволит показать детям, что электронные устройства можно использовать не только для игры и отдыха, но и в образовательных целях.


2. Актуальность опыта

Предмет «Русский язык» занимает особе место в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения предмета, ложатся в основу универсальных учебных действий и необходимы для выполнения любой деятельности. При этом содержание учебного материала не всегда вызывает интерес учащихся, зачастую усваивается путем неоднократного выполнения заданий и однообразных действий. Перед учителем стоит вопрос: как сохранить познавательный интерес учащихся к предметному материалу?

Интерактивные тренажеры и пособия, электронные формы учебников является эффективным инструментом обучения, который поможет учителю не только сделать урок ярким и интересным, но и оперативно получить результат работы учащихся и выставить отметку в электронный журнал.

Основной идеей электронной формы обучения является предоставление детям возможности самим искать и отбирать информацию. Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода: работа с информационными источниками, практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения, техническое моделирование, конструирование и многое другое. Установку на самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников, безусловно, должен давать учитель, который сможет вывести учеников на высокий уровень познавательной активности, организуя их самостоятельную деятельность, независимо от форм представления учебников. В чем их преимущества?

1. Компактность – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете.

2. Удобство для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок быстрого перехода, настройки отображения (увеличение иллюстраций, изменение размера шрифта и т.д.) и поиска в учебном материале по ключевым словам.

3. Дополняет учебный материал  электронными образовательными ресурсами – мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала.

4. Позволяет учителю более полно погрузить учащихся в информационно-образовательное пространство, формируемое современными средствами информационно-коммуникационных технологий, и реализовать новые формы индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьников с элементами учебного исследования.

5. Возможность самопроверки знаний, умений, компетенций.

Несомненно, интерактивные пособия необходимо использовать, так как они позволяют сформировать у учащихся навыки действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях, понять сущность протекающих процессов и их взаимную зависимость.

Однако так как использование электронных форм учебников и интерактивных пособий требует от современного учителя не только достаточного уровня информационной компетентности, но и накопления определенного опыта работы.

Таким образом, прослеживаются противоречия между:



  • требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится информационная компетентность ученика, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определенной суммы знаний;

  • необходимостью активизации познавательного интереса для усвоения знаний по предмету «Русский язык» и трудностью выполнения этого при преобладании репродуктивных методов обучения;

  • необходимостью использования современные информационные технологии, способствующих развитию интереса, творчества и самореализации школьников, и стереотипами профессионального поведения учителей, отсутствием необходимого опыта использования современных технологий.

Задачи, стоящие перед учителем на уроках русского языка при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач, которые учитель ставит на других уроках. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются интерактивные пособия, в которые входят тренажеры, упражнения для отработки грамматических правил.

Эффективное применение пособий в учебном процессе позволяет значительно уменьшить число ошибок, увеличить скорость манипуляции и принятия решений, сократить время обучения, более адекватно оценивать уровень полученных знаний и приобретённых навыков, индивидуализировать обучение, формировать выводы по действиям учащегося.

Таким образом, актуальность опыта обусловлена необходимостью использования ЭФУ и интерактивных пособий при обучении младших школьников на уроках русского языка.
3. Ведущая педагогическая идея опыта


Каталог: doc -> apo2017
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
apo2017 -> Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в рамках реализации фгос ноо


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница