Управление информационно-образовательными комплексами в сфере высшего образования



Скачать 392.56 Kb.
страница1/2
Дата12.02.2016
Размер392.56 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2
На правах рукописи

Чумаков Александр Сергеевич

Управление информационно-образовательными комплексами в сфере высшего образования
Специальность: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Санкт-Петербург

2013

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»



Научный руководитель: доктор экономических наук,

профессор Дроздова Ирина Валерьевна


Официальные оппоненты:

Пашигорева Галина Ивановна, доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кафедра «Бухучет и аудит», заведующая кафедрой

Заборовская Ольга Витальевна, доктор экономических наук, профессор, Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградской области «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, заведующая кафедрой «Управление социальными и экономическими процессами»
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Защита диссертации состоится « » декабря 2013 г. в « » часов на заседании Диссертационного совета Д 212.225.01 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» по адресу: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, дом 7, ауд. № 304.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»

Автореферат разослан « » ноября 2013 года



Ученый секретарь

диссертационного совета Е. Е. Шарафанова
I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определена потребностями социально-экономического развития общества.

Развитие образовательных услуг диктует необходимость их совершенствования, использования современных технологий управления, повышения качества и конкурентоспособности образования, удовлетворения потребности обучающихся.

Спрос на высшее образование наблюдается во всех развитых странах. Это связано с потребностью рынка труда в связи с динамическим ростом использования информационно-коммуникационных технологий, которые требуют, соответственно, увеличения численности квалифицированных кадров. Модернизация системы управления образовательными структурами приводит к замене традиционных методов на новые стратегии, способные работать в современных социально-экономических условиях.Система российского образования, её интеграция в общеевропейскую и мировую систему предполагает внедрение и развитие новых знаний, информационных образовательных технологий, направленных на развитие образовательных структур, а также повышение творческих способностей обучающихся. Модернизация образовательного процесса определяет развитие непрерывного и дополнительного профессионального образования.

В последние годы в субъектах Российской Федерации проведена масштабная модернизация сети образовательных учреждений и обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях. Это способствовало созданию системы использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), обеспечивающей внедрение таких проектов как «Дневник.ру», «Библиотека электронных образовательных ресурсов», «Электронная библиотека», «Электронная школа» и целого ряда других, указывает на высокую востребованность ресурсов образовательными организациями, при высокой расбалансированности и несовместимости нормативно-правовых, организационных, финансовых и технических решений. Одновременно со стремительным, но во многом стихийным ростом рынков и их привлекательности для бизнеса, к решениям вопросов образования они имеют слабое отношение. Экспансия информатизации в дошкольное, школьное, дополнительное и среднее профессиональное образование зачастую не ведет к повышению его качества просто в силу нецелевого происхождения информационных образовательных решений.

В системе образования активно развиваются государственные, частные, неправительственные и общественные проекты нового (электронного) уклада системы образования: предоставление государственных услуг в электронном виде (электронное правительство); создание электронных учебных материалов и учебно-методических комплексов; внедрение электронных дневников; создание электронных библиотек, целых «цифровых школ», «цифровых колледжей» и многое другое. Такое обилие программ и мероприятий, не всегда последовательных и структурированных, вносит дисбалансы в управление.

Недостаточная разработанность методических аспектов развития механизма управления информационно-образовательными комплексами и их целесообразность в системе высшего образования послужила основанием для проведения данного исследования и выбора темы диссертационной работы.



Степень теоретической разработанности темы проблемы.

Общие вопросы теории и практики экономики знаний и менеджмента знаний представлены в трудах зарубежных и отечественных ученых Адлера Ю.П., Алли В., Баутхильера Ф., Бекаттини Дж., Бекмана Т., Белла Д., Бурдье П., Венгера Э., Виига К., Вильсона Т., Макарова В.Л., Мильнера Б.З., Коллинсона К., Нонаки И., Полани М., Свейби К., Сенджа П., Такеучи Х., Фейгенбаума А., Хайека Ф. и др.

Отдельные вопросы, касающиеся роли образования в инновационной экономике и маркетинга рынка образовательных услуг отражены в работах зарубежных учёных: Алгина Дж., Ансоффа И., Бурдье П., Вульф Э., Друкер П., Котлер Ф., Крокер Л., Кунц Г., Ламбен Ж., Нейсбит Дж., Наррис Р., Пассрон Ж.-К., Портер М., Стиглиц Дж.Э., Уотермен Р., Рельян Я.Р., Янга С. и др.

Вопросы решения проблем модернизации системы по подготовке кадров в условиях инновационного реформирования Высшей школы и стратегии модернизации образовательной деятельности рассмотрены в трудах российских ученых Бабурина В.А., Безденежных Т.И., Векшинского А.А., Дроздова Г.Д., Пастухова А.Л., Пашкус В.Ю., Пашкус Н.А., Шарафановой Е.Е., Яненко М.Б. и др.

Вопросам информатизации образования и внедрению системы дистанционного образования посвящены труды Грызловой О.Ю., Евменовой Н.И., Ле Берра Г., Кравцова С.С., Пастухова А.Л. и др.

Таким образом, отдельные аспекты исследования достаточно широко изучены в отечественной и зарубежной экономической литературе. Однако уровень разработки комплексного решения проблемы совершенствования управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования в условиях конкурентной среды, на наш взгляд, не достаточен.



Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических подходов к управлению информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования с целью повышения качества подготовки обучающихся. Для достижения цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:

выявлены тенденции развития управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования;

выполнен анализ проблем управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования;

разработана концепция управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования в условиях модернизации экономики и глобализации рынка труда;

классифицированы факторы, влияющие на эффективность управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования;

разработаны принципы управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования;

разработана модель управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования;

разработаны показатели и критерии эффективности управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования;

предложены направления совершенствования управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования в условиях модернизации экономики и глобализации рынка труда.

Объектом исследования является система управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования.

Предмет исследования – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования.

Теоретической и методической основой исследования послужили: фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в сфере управления образованием, трудовыми ресурсами, менеджмента знаний, инноватики, информационных технологий.

При проведении диссертационного исследования применялись общие и специальные методы научного познания; использовался диалектический подход к изучению поведения субъектов управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования, методы логического, экономико-статистического и социального анализа, моделирования экономических явлений.



Информационной и статистической базой являются международные нормативные акты, декларации и соглашения в сфере образования, нормативные документы и законодательные акты Российской Федерации в сфере высшего образования Российской Федерации, материалы исследований отечественных и зарубежных ученых в области управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования. авторские аналитические исследования, данные сети Интернет.

Научная новизна. В процессе исследования получены и выносятся на защиту следующие результаты, характеризующиеся научной новизной:

1.Определены тенденции развития информационно-образовательных комплексов в системе высшего образования в условиях модернизации экономики и глобализации рынка труда, выражающиеся в возрастании необходимости концептуализации и обобществления стихийных процессов развития ИКТ-инфраструктуры, и, в особенности, процессов развития информационной образовательной среды с федеральными и региональными системами и компонентами образовательных организаций.

2. Выявлены проблемы неэффективности управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования (отсутствие единых регуляторов, унифицированных требований и стандартов разработки информационных систем, систем электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, отсутствие конкурентной индустрии производства образовательных ресурсов и сервисов, устаревшая технически и содержательно система повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и др).

3. Разработана Концепция совершенствования управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования, включающая цель (обеспечение населения качественными образовательными услугами высшего профессионального образования на основе эффективного использования дистанционных образовательных комплексов), задачи, которые необходимо решить для ее достижения; разработка системы целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения цели и решения задач ее реализации; ресурсное обеспечение и методы определения эффективности ее внедрения.

4. Определены факторы, влияющие на эффективность управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования: факторы спроса (рейтинг вуза; стоимость обучения с использованием дистанционных образовательных технологий; профориентационная работа образовательной структуры ВПО) и факторы предложения (компетенция профессорско-преподавательского состава; разработка электронных учебно-методических комплексов дисциплин и образовательных направлений; организационно-методическое и программно-техническое сопровождение дистанционного образовательного процесса).

5. Разработаны принципы управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования (постоянного обновления, автономизация управления, конкурентоспособности, достоверности информации, системности информации, контроллинга, модернизации, эффективности).

6. Разработана модель управления дистанционным образованием в системе высшего профессионального образования, позволяющая управлять качеством дистанционного образовательного процесса в условиях конкурентной среды.

7. Определены показатели и критерии эффективности управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования (эффективность трудозатрат, эффективность материальных затрат, эффективность инвестиций, снижение ресурсоёмкости услуги, стоимость услуги, качество услуги, конкурентоспособность услуги, рентабельность услуги).



Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования предложенных методик и рекомендаций в системе высшего образования с целью повышения качества образовательных услуг.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности 08.00.05. Диссертация соответствует п. 1.6.109 «Совершенствование организации управления в сфере услуг в условиях рынка» Паспорта научной специальности 08.00.05.– Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг).

Апробация работы состоит в том, что основные научные результаты, выводы и рекомендации диссертационного исследования использованы в учебном процессе при подготовке кадров по направлению «Менеджмент» 080200.62, 080200.68; «Экономика» 080100.62, 08.01.00.68.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на региональной, всероссийской и трех международных конференциях, в том числе: региональной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании (г. Калининград, 2007); V Международной научной конференции «Инновации в науке и образовании» (г. Калининград, 2007); 4-я Международной научной конференции «Перспективы экономики Калининградского региона и развитие EU» (г. Калининград, 2007); Всероссийской научно-практической конференции «Опыт применения современных информационных технологий в повышении качества учебного процесса» (г. Москва, 2009); II Международной научно-практической конференции «Современные проблемы высшего профессионального образования» (г. Курск, 2010); Международной научно-практической конференции «Экономика, менеджмент, наука и образование: проблемы, гипотезы, исследования» (г. Бишкек, 2012).



Публикации. Основные положения и выводы диссертационной работы опубликованы в 9 научных работах общим объёмом 2,8 п.л., лично автором – 2, 0 п.л., в том числе в 3-х работах, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Определены тенденции развития информационно-образовательных комплексов в системе высшего образования.
Под информационно-образовательным комплексом в системе высшего образования понимается совокупность информационных и коммуникационных технологий и инструментов доступа к различным информационным источникам, базам данных и базам знаний (электронным, печатным, инструментальным, людским). Облачные технологии (вычисления) - это инфраструктура, предназначенная для обеспечения повсеместного доступа, с использованием сети Интернет, к устройствам хранения данных, приложениям и сервисам, расположенная, в основном, на серверах партнерских организаций.

В деятельности современного учебного заведения высшей школы, входящего в университетский комплекс, одним из перспективных направлений является организация процесса дистанционного обучения студентов, которое предполагает широкое использование информационных технологий. Кроме подсистем материально-технического обеспечения в структуру учреждений дистанционного образования входит подсистема административного управления. В ее сферу деятельности входит формирование штата преподавателей и руководства ими, организация приема обучающихся, разработка и реализация электронных учебных курсов, управление учебным процессом, его финансированием и мониторингом, контроль результатов обучения и проверки уровня знаний обучающихся в режиме реального времени. Формирование штата может проводиться на контрактной основе и принципах частичной занятости, а в случае комплектования преподавательского состава ключевых факультетов – на условиях найма на постоянную работу, в том числе иностранных преподавателей без проживания их в Российской Федерации. Но в любом случае одна из важнейших функций административного управления – обеспечение профессионального совершенствования преподавательского состава и регулярная проверка его квалификационного уровня на основе международных и отечественных стандартов.

Эффективное управление учебным процессом требует наличия не только квалифицированных специалистов, но и хорошо отлаженной административной системы, включающей в себя механизмы планирования, мониторинга, финансирования и т.д. Причём эта система в учреждениях дистанционного обучения зачастую и во многом отличается от аналогичных систем, функционирующих в других сферах образования. Поэтому кроме педагогов-преподавателей, в штат учебного заведения должны входить (в качестве постоянных сотрудников или временно привлекаемых к работе консультантов) специалисты и эксперты из самых разных областей: планирования, методического обеспечения, дизайна и производства учебных материалов, мультимедийной технологии, маркетинга и менеджмента.

При дистанционной форме обучения все необходимые помещения (классы, аудитории, учебные кабинеты и лекционные залы) могут быть размещены в удалении от места расположения самого университета, а их организация и оборудование осуществляются, как правило, в кооперации с заинтересованными местными учреждениями образования, частными лицами, обучающимися. Университеты совмещённого типа обычно обустраивают учебные помещения дистанционной системы внутри или вблизи центральных зданий и сооружений – мест своей основной дислокации и выполнения своей основной миссии.

Успешная работа любого учреждения дистанционного обучения (вне зависимости от его типа), в конечном счете, во многом обусловлена тем, насколько эффективно им решаются вопросы мониторинга, контроля и самооценки: ведь, скажем, чтобы нормализовать управление и руководство учебным заведением, его администрации, прежде всего, нужны объективные и оперативные данные о его текущем состоянии и проблемах – в противном случае эти проблемы будут нарастать, что может привести к выходу системы из строя.

В настоящее время в России уже имеется опыт практической работы по дистанционной форме обучения. Так, например, в Калининградском Государственном Техническом Университете действует «Центр дистанционного образования по экономическим специальностям» («ЦДО ЭС»), созданный еще в 2004 году. Свою деятельность «ЦДО ЭС» ведет как структурное подразделение Института экономики и менеджмента. Для организации приема студентов на заочную форму обучения на базе дистанционных образовательных технологий была проведена большая работа по техническому, учебно–методическому, кадровому обеспечению реализации созданного направления деятельности, а именно: проведен ремонт выделенного помещения, которое было оборудовано необходимой высокопроизводительной техникой, обеспечена техническая возможность реализации дистанционного обучения – закуплен сервер, проведен высокоскоростной Интернет, разработаны и утверждены необходимые учебные планы и учебные программы, выполнены маркетинговые исследования и приобретены электронные учебно-методические пособия, необходимые для 1 и 2 курсов, проведено повышение квалификации руководящих работников и преподавателей в сфере дистанционного высшего профессионального образования, организована рекламная компания в средствах массовой информации по муниципальным образованиям Калининградской области, проведены организационные собрания в средних и средних специальных учебных заведениях в выпускных группах.

Опыт проведения занятий повышения квалификации и профессиональной переподготовки показал преимущества дистанционной формы обучения (обучение без отрыва от работы; экономия на транспорте; экономия на оплате за учебу и др.). Работодатели посредством дистанционных курсов могут обучить больше людей и за меньшее время, чем, если бы они использовали традиционные методы. Они могут обучать работников, находящихся вне офиса (например, программа компании PETROBRAS для сотрудников, работающих на нефтяных вышках).

Поскольку дистанционное образование зависит от эффективного использования коммуникационных технологий, оно требует системной организации для эффективного управления. В системе дистанционного образования планируется использование всех человеческих и технологических ресурсов. В этой системе существуют подсистемы, наиболее важными из которых являются подсистема проектирования, а также подсистемы учебного процесса и поддержки обучающихся, оценки качества и производства.


Только ограниченное число курсов может быть спроектировано, произведено и включено в процесс обучения в течение одного года. Это означает, что должен существовать систематический подход для отбора нужных курсов, для объединения в команде их разработчиков нужных людей, для организации работы таким образом, чтобы она была согласована с издательским планом и с планом подготовки телепрограмм, для контроля и координации решения многочисленных задач, необходимых для производства курса высокого качества, во время и по приемлемой цене. Каждый курс планируется во взаимосвязи со всеми другими курсами, каждая часть каждого курса должна быть разработана в соответствии с каждой другой частью, и каждая технология должна применяться во взаимосвязи со всеми другими. Темы, которые преподаватель изучает со студентами, должны согласовываться с материалами методического руководства к курсу, персонал системы поддержки обучающихся должен иметь доступ к специалистам в организации, которые разрабатывают и дорабатывают курс, чтобы сообщать им о проблемах, возникающих на каждом этапе изучения.
2. Выявлены проблемы управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования.
Такими проблемами являются: недостаточная скорость Интернета (в России), отсутствие единых регуляторов, унифицированных требований и стандартов разработки информационных систем, систем электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, отсутствие конкурентной индустрии производства образовательных ресурсов и сервисов, устаревшая технически и содержательно система повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, отсутствие четких требований к ИКТ-компетенциям педагогических работников и учета этих требований при аттестации - все это формирует барьеры и препятствует дальнейшему использованию ИКТ в образовании, и в целом, снижает эффективность ресурсных затрат по всем уровням образования.

Проведенные исследования показали, что до настоящего времени в сложившейся системе управления образованием с использованием информационно-образовательных комплексов требуют развития и совершенствования:

средства информационной коммуникационной технологической инфраструктуры (ИКТ) для интерактивной визуализации учебного материала в системе непрерывного образования;

облачные технологии для автоматизации образовательных процессов;

электронные интерактивные учебники как совершенно новый объект и инфраструктурная компонента образовательного процесса и государственной экспертизы;

методы системной интеграции педагогических и информационных технологий в образовательных организациях;

единая информационная среда (пространство) учебного заведения: образовательные ресурсы, порталы, электронный контент системы управления электронным обучением и обучением с использованием дистанционных технологий;

активное внедрение и применение таких технологий как электронный дневник, электронный журнал, электронное портфолио учащегося и других;

сервисы обеспечения преемственности сведений обучаемого - при переходе на следующие этапы обучения предыдущая история успехов обучаемого теряется;

мультимедийные возможности и дидактическое качество ЭОР, интерактивное взаимодействие обучаемых и педагогических работников;

системы формирования и предоставления в электронной форме образовательной, общехозяйственной, финансово-экономической отчетности о деятельности образовательных учреждений;

автоматизация образовательного процесса: пропускная система, контроль качества образования, зачисление в образовательное учреждение;

сервисы работодателей по профориентации и самореализации молодежи;

средства интеграции с порталами государственных и муниципальных услуг;

система маркетинга и экономического планирования внедрения современных информационных технологий в учебный процесс;

система моделирования и управления информатизацией образовательного процесса;

система управления научно-педагогическими работниками, осуществляющими обучение в дистанционном режиме в условиях удаленного доступа;

система управления базами данных и знаний;

система управления технико-технологическими компетенциями научно-педагогических работников;

система управления рисками и информационной безопасностью в условиях использования сети Интернет и применения облачных технологий.

Таким образом, совершенствование управления информационно-образовательными комплексами в сфере образования требует решения этих проблем.
3. Разработана концепция управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования.

Концепция учитывает тенденции развития информационно-образовательных комплексов в системе высшего образования.

Основные положения Концепции совершенствования управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования представлены на рис. 1.

Концепции имеет индикативный (направляющий) характер, создающий условия для повышения качества образовательных дистанционных услуг. Основными рычагами управления служат экономические (прямые и косвенные), правовые и организационно-распорядительные в части выполнения обязательных требований и условий.

Система управления образовательным процессом с использованием дистанционных образовательных технологий представлена на рис. 2.

Цель


разработки и реализации Концепции

1.Использование средств информационной коммуникационной технологической инфраструктуры (ИКТ) для интерактивной визуализации учебного материала в системе дистанционного образования.

2.Применение облачных технологий для автоматизации образовательных процессов.

3. Разработка электронных интерактивных учебников, как совершенно нового объекта и инфраструктурного компонента образовательного процесса и объекта государственной экспертизы.

4.Разработка методов системной интеграции педагогических и информационных технологий в образовательных организациях.

5.Создание единой информационной среды (пространства) учебного заведения: образовательные ресурсы, порталы, электронный контент системы управления электронным обучением и обучением с использованием дистанционных технологий.

6.Активное внедрение и применение таких технологий как электронный дневник, электронный журнал, электронное портфолио обучающегося

и другие


сервисы обеспечения преемственности сведений обучаемого - при переходе на следующие этапы обучения предыдущая история успехов обучаемого теряется;

мультимедийные возможности и дидактическое качество ЭОР, интерактивное взаимодействие обучаемых и педагогических работников;

системы формирования и предоставления в электронной форме образовательной, общехозяйственной, финансово-экономической отчетности о деятельности образовательных учреждений;

автоматизация образовательного процесса: пропускная система, контроль качества образования, зачисление в образовательное учреждение;

сервисы работодателей по профориентации и самореализации молодежи;

средства интеграции с порталами государственных и муниципальных услуг


Задачи

Концепции


Система целевых индикаторов, обес-печивающих изме-римость результатов достижения цели и решения задач реа-лизации Концепции

1. Эффективность трудовых затрат.

2. Эффективность материальных затрат.

3. Эффективность инвестиций.

4. Снижение ресурсоемкости образовательной дистанционной услуги.

5. Стоимость услуги.

6. Качество услуги.

7. Конкурентоспособность услуги.

8. Рентабельность услуги.

Обеспечение населения качественными образовательными услугами высшего профессионального образования на основе эффективного использования дистанционных образовательных комплексов


Ресурсное обеспечение реализации Концепции

Средства федерального, регионального и местного бюджетов; средства частных отечественных и зарубежных инвесторов

Разработка методов определения эффективности внедрения Концепции

1. Эффективность реализации Концепции оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов по сравнению с предыдущим периодом.

2. Разработка методики расчета мультипликативного эффекта, учитывающего эффективность использования затраченных ресурсов.

Рис. 1 – Этапы формирования Концепции совершенствования управления информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования



Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница