Упражнения по различным видам речевой деятельности, способствующие развитию лингвистической компетентности учащихся.
Обучение чтению:
Процесс обучения чтению включает работу над техникой чтения(вслух и про себя) и над развитием умений понимать содержание прочитанного. Обучение технике чтения осуществляется на начальном этапе приобщения к языку. В это понятие вкладывается умение школьников быстро узнавать и соотносить графические образы (буквы) с соответствующими слухомоторными образами и определенными значениями, т.е. владение букво-звуковыми соотношениями, умение объединять зрительно воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы). Поэтому упражнения в развитии техники чтения предусматривают работу над произношением и интонированием написанного (чтение вслух), развитие умений соотносить буквы и звуки ин.языка, узнавать знакомые слова в незнакомом контексте, догадываться о значении незнакомых слов и т.д.Этому служат следующие упражнения:
-
Списывание-запись-прочтение слов в соответствии с определенным признаком (в алфавитном порядке, в исходной форме слова, заполнение пропущенных букв и т.д.).
-
Конструирование слов из разрозненных букв.
-
Поиск (прочтение, выписывание, подчеркивание) в тексте знакомых-незнакомых-интернациональных и др. слов (в разном скоростном режиме).
-
Чтение текста с пропущенными буквами/словами.
-
Чтение под фонограмму.
-
Неизвестный текст разрезается на смысловые части, уч-ся «составляют» связный текст и затем сверяют его с оригиналом.
-
Учащиеся получают копию текста с пропущенным смысловым куском, сверяют его с оригиналом и находят пропущенную часть.
-
Учащиеся получают копии неизвестного текста с пропущенными в нем связующими элементами, восстанавливают пропуски и сверяют с оригиналом.
-
Учащиеся получают предложения, взятые из текста в заранее нарушенной последовательности, расставляют их в нужном порядке и проверяют правильность выполнения задания после прочтения текста-оригинала.
-
Учащиеся получают текст, в котором не выделены абзацы, предлагают свой вариант деления текста, сверяют с оригиналом и в случае расхождения обосновывают свою точку зрения.
-
Учащиеся получают отдельные предложения, их задача – определить соответствуют или не соответствуют предложения содержанию текста.
Всем этим упр. можно придать игровой характер: заполнение кроссвордов, составление ребусов, конструирование слов, расшифровка тайнописи (чтение текста, содержащего слова с перепутанными буквами) и др. Формы работы могут быть также разнообразны: индивидуальная, парная, групповая, пары сменного состава, учитель-ученик, сюжетно-ролевая игра и т.д.
Обучение письму:
Обучение письму включает два аспекта: работу над техникой письма и развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, т.е. умение письменной речи.
Работа над техникой письма предполагает развитие навыков каллиграфии, графики и орфографии. Формированию у учащихся указанных навыков способствуют все лексико-грамматические упражнения, выполняемые письменно. Также рекомендуется использовать специальные упражнения, а именно:
-
Списывание слов, предложений, текстов ( с сопутствующими грамматическими заданиями).
-
Написание буквосочетаний, слов, соответствующих услышанному на ин.яз.
-
Конструирование слов, предложений(грамматические задания).
-
Заполнение пропусков в словах и предложениях (оптимально – с использованием заданий на формирование грамматического навыка).
-
Орфографические игры (кроссворды, загадки).
-
Диктанты (предупредительные, зрительные, слуховые, самодиктанты – желательно с использованием того грамматического правила, которое изучается в разделе).
-
Написание текста с опорой на образец (письмо, открытка, сообщение, объявление и т.д.)
-
Построение собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план ит.д.) и вербально-изобразительных (картина, серия картин, фотография и ключевые слова, фразы, выражения).
-
Построение собственного письменного высказывания без непосредственной опоры( как правило на завершение темы).Стимулом может быть формулировка проблемного тезиса, просмотр видеофильма, фотография; условием максимальной успешности может быть оптимальное использование изученных грамматических структур.
Обучение говорению:
Обучение говорению включает развитие умений диалогической и монологической речи. Организуя устное речевое общение на уроке, следует иметь в виду, что оно может быть имитирующим реальное речевое общение (составление и разыгрывание диалогов по аналогии, по ключевым слова и т.д.), «симулирующим» общение в ситуациях естественной коммуникации (ролевая или деловая игра) и аутентичным (высказывание от собственного лица).
Рекомендованные упражнения:
-
Воспроизведение диалогов-образцов.
-
Подстановка реплик диалога.
-
Конструирование диалогов из заданных реплик(ключевых слов).
-
Инсценирование диалогов.
-
Завершение диалогов.
-
Построение монологических высказываний с опорой на образец (ключевые слова, план, логическую схему, предложения, ассоциограмму). При этом можно рекомендовать выполнение большинства репродуктивных упражнений сначала письменно, затем устно.
-
Связное высказывание без опоры на образец, перенос обсуждаемых проблем на собственный опыт ученика и его жизненные знания.
Обучение аудированию:
Обучение аудированию предполагает работу над двумя функциональными видами данного вида речевой деятельности: аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения (face-to-face - коммуникация) и аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения.
Упражнения в развитии аудирования подразделяются на четыре группы:
-
Подготавливающие к восприятию текста.
-
Сопровождающие слуховое восприятие аудиотекста.
-
Базирующиеся на прослушанном тексте (репродуктивно-продуктивного характера).
-
Базирующиеся на прослушанном тексте (продуктивного характера).
Упражнения 1-ой группы:
-
Дать сокращенный, упрощенный вариант аудиотекста или его транскрипцию ( в последнем случае учащиеся будут слушать и восстанавливать его).
-
Дать список ключевых фраз.
-
Предложить составить ассоциограмму основных понятий (ключевых слов, фраз) по теме, проблеме, которой посвящен предстоящий текст.
Упражнения 2-ой группы:
-
Определить тип текста (например интервью).
-
Определить основную тему, идею текста и сформулировать ее.
-
Ответить на вопросы к общему содержанию текста (кто? где? с кем? о чем? как?).
-
Соотнести иллюстрации с текстом, установив их последовательность или сделав из числа предложенных соответствующий выбор.
-
Выбрать из предложенных вариантов ответов соответствующий содержанию текста (желательно наличие вариантов с использованием грамматического правила).
Письменные задания, выполняемые в процессе прослушивания:
-
Заполнение схем, таблиц.
-
Выбор из двух вариантов ответа на вопрос (вопросы сформулированы в письменном виде) один, соответствующий содержанию текста.
-
Фиксация ключевых слов, фраз.
-
Запись важных аргументов дискуссии.
Ряд упражнений в аудировании (особенно на первоначальном этапе изучения ИЯ) может предполагать одновременную с прослушиванием опору на печатный вариант текста. Такой прием («слушать читая») позволяет научиться видеть связи между звуком и образом буквы, облегчает понимание содержания и обеспечивает лучшее запоминание и усвоение текста. Последнее особенно важнов том случае, если информация, содержащаяся в аудиотексте, необходима для дальнейшего ее использования учащимися.
Упражнения 3-ей группы:
-
Пересказ текста по цепочке, отдельным пунктам плана и т.д.
-
Продолжение текста (устно или письменно).
-
Комментирование того, что было интересно (не интересно), ново, значимо для ученика.
-
Оценка события, поступков героев с опорой на ключевые слова, предложения.
-
Ответы на вопросы с опорой на заполненную во время прослушивания схему, таблицу, ассоциограмму.
-
Интерпретация заголовка (с различными видами опор: на печатный текст, на план, ключевые слова и др.)
-
Озаглавливание текста и аргументация заголовка с опорой на его содержание.
Упражнения 4-ой группы:
-
Комментирование, обсуждение, интерпретация затронутых в тексте вопросов, проблем без опоры на вербальные стимулы.
Формы таких упражнений могут быть следующие: интервьюирование, дискуссия, «круглый стол», ролевая игра, драматизация, постановка собственных проблемных вопросов по затронутой в тексте проблеме (организация дискуссии), высказывание собственного мнения, написание эссе и т.д.
Поделитесь с Вашими друзьями: |