Упражнения по различным видам речевой деятельности, способствующие развитию лингвистической компетентности учащихся. Обучение чтению



Скачать 57,92 Kb.
Дата24.04.2016
Размер57,92 Kb.
#32179
Упражнения по различным видам речевой деятельности, способствующие развитию лингвистической компетентности учащихся.

Обучение чтению:

Процесс обучения чтению включает работу над техникой чтения(вслух и про себя) и над развитием умений понимать содержание прочитанного. Обучение технике чтения осуществляется на начальном этапе приобщения к языку. В это понятие вкладывается умение школьников быстро узнавать и соотносить графические образы (буквы) с соответствующими слухомоторными образами и определенными значениями, т.е. владение букво-звуковыми соотношениями, умение объединять зрительно воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы). Поэтому упражнения в развитии техники чтения предусматривают работу над произношением и интонированием написанного (чтение вслух), развитие умений соотносить буквы и звуки ин.языка, узнавать знакомые слова в незнакомом контексте, догадываться о значении незнакомых слов и т.д.Этому служат следующие упражнения:



  • Списывание-запись-прочтение слов в соответствии с определенным признаком (в алфавитном порядке, в исходной форме слова, заполнение пропущенных букв и т.д.).

  • Конструирование слов из разрозненных букв.

  • Поиск (прочтение, выписывание, подчеркивание) в тексте знакомых-незнакомых-интернациональных и др. слов (в разном скоростном режиме).

  • Чтение текста с пропущенными буквами/словами.

  • Чтение под фонограмму.

  • Неизвестный текст разрезается на смысловые части, уч-ся «составляют» связный текст и затем сверяют его с оригиналом.

  • Учащиеся получают копию текста с пропущенным смысловым куском, сверяют его с оригиналом и находят пропущенную часть.

  • Учащиеся получают копии неизвестного текста с пропущенными в нем связующими элементами, восстанавливают пропуски и сверяют с оригиналом.

  • Учащиеся получают предложения, взятые из текста в заранее нарушенной последовательности, расставляют их в нужном порядке и проверяют правильность выполнения задания после прочтения текста-оригинала.

  • Учащиеся получают текст, в котором не выделены абзацы, предлагают свой вариант деления текста, сверяют с оригиналом и в случае расхождения обосновывают свою точку зрения.

  • Учащиеся получают отдельные предложения, их задача – определить соответствуют или не соответствуют предложения содержанию текста.

Всем этим упр. можно придать игровой характер: заполнение кроссвордов, составление ребусов, конструирование слов, расшифровка тайнописи (чтение текста, содержащего слова с перепутанными буквами) и др. Формы работы могут быть также разнообразны: индивидуальная, парная, групповая, пары сменного состава, учитель-ученик, сюжетно-ролевая игра и т.д.

Обучение письму:

Обучение письму включает два аспекта: работу над техникой письма и развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, т.е. умение письменной речи.

Работа над техникой письма предполагает развитие навыков каллиграфии, графики и орфографии. Формированию у учащихся указанных навыков способствуют все лексико-грамматические упражнения, выполняемые письменно. Также рекомендуется использовать специальные упражнения, а именно:


  • Списывание слов, предложений, текстов ( с сопутствующими грамматическими заданиями).

  • Написание буквосочетаний, слов, соответствующих услышанному на ин.яз.

  • Конструирование слов, предложений(грамматические задания).

  • Заполнение пропусков в словах и предложениях (оптимально – с использованием заданий на формирование грамматического навыка).

  • Орфографические игры (кроссворды, загадки).

  • Диктанты (предупредительные, зрительные, слуховые, самодиктанты – желательно с использованием того грамматического правила, которое изучается в разделе).

  • Написание текста с опорой на образец (письмо, открытка, сообщение, объявление и т.д.)

  • Построение собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план ит.д.) и вербально-изобразительных (картина, серия картин, фотография и ключевые слова, фразы, выражения).

  • Построение собственного письменного высказывания без непосредственной опоры( как правило на завершение темы).Стимулом может быть формулировка проблемного тезиса, просмотр видеофильма, фотография; условием максимальной успешности может быть оптимальное использование изученных грамматических структур.

Обучение говорению:

Обучение говорению включает развитие умений диалогической и монологической речи. Организуя устное речевое общение на уроке, следует иметь в виду, что оно может быть имитирующим реальное речевое общение (составление и разыгрывание диалогов по аналогии, по ключевым слова и т.д.), «симулирующим» общение в ситуациях естественной коммуникации (ролевая или деловая игра) и аутентичным (высказывание от собственного лица).

Рекомендованные упражнения:


  • Воспроизведение диалогов-образцов.

  • Подстановка реплик диалога.

  • Конструирование диалогов из заданных реплик(ключевых слов).

  • Инсценирование диалогов.

  • Завершение диалогов.

  • Построение монологических высказываний с опорой на образец (ключевые слова, план, логическую схему, предложения, ассоциограмму). При этом можно рекомендовать выполнение большинства репродуктивных упражнений сначала письменно, затем устно.

  • Связное высказывание без опоры на образец, перенос обсуждаемых проблем на собственный опыт ученика и его жизненные знания.

Обучение аудированию:

Обучение аудированию предполагает работу над двумя функциональными видами данного вида речевой деятельности: аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения (face-to-face - коммуникация) и аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения.



Упражнения в развитии аудирования подразделяются на четыре группы:

  1. Подготавливающие к восприятию текста.

  2. Сопровождающие слуховое восприятие аудиотекста.

  3. Базирующиеся на прослушанном тексте (репродуктивно-продуктивного характера).

  4. Базирующиеся на прослушанном тексте (продуктивного характера).

Упражнения 1-ой группы:

  • Дать сокращенный, упрощенный вариант аудиотекста или его транскрипцию ( в последнем случае учащиеся будут слушать и восстанавливать его).

  • Дать список ключевых фраз.

  • Предложить составить ассоциограмму основных понятий (ключевых слов, фраз) по теме, проблеме, которой посвящен предстоящий текст.

Упражнения 2-ой группы:

  • Определить тип текста (например интервью).

  • Определить основную тему, идею текста и сформулировать ее.

  • Ответить на вопросы к общему содержанию текста (кто? где? с кем? о чем? как?).

  • Соотнести иллюстрации с текстом, установив их последовательность или сделав из числа предложенных соответствующий выбор.

  • Выбрать из предложенных вариантов ответов соответствующий содержанию текста (желательно наличие вариантов с использованием грамматического правила).

Письменные задания, выполняемые в процессе прослушивания:

  • Заполнение схем, таблиц.

  • Выбор из двух вариантов ответа на вопрос (вопросы сформулированы в письменном виде) один, соответствующий содержанию текста.

  • Фиксация ключевых слов, фраз.

  • Запись важных аргументов дискуссии.

Ряд упражнений в аудировании (особенно на первоначальном этапе изучения ИЯ) может предполагать одновременную с прослушиванием опору на печатный вариант текста. Такой прием («слушать читая») позволяет научиться видеть связи между звуком и образом буквы, облегчает понимание содержания и обеспечивает лучшее запоминание и усвоение текста. Последнее особенно важнов том случае, если информация, содержащаяся в аудиотексте, необходима для дальнейшего ее использования учащимися.

Упражнения 3-ей группы:

  • Пересказ текста по цепочке, отдельным пунктам плана и т.д.

  • Продолжение текста (устно или письменно).

  • Комментирование того, что было интересно (не интересно), ново, значимо для ученика.

  • Оценка события, поступков героев с опорой на ключевые слова, предложения.

  • Ответы на вопросы с опорой на заполненную во время прослушивания схему, таблицу, ассоциограмму.

  • Интерпретация заголовка (с различными видами опор: на печатный текст, на план, ключевые слова и др.)

  • Озаглавливание текста и аргументация заголовка с опорой на его содержание.

Упражнения 4-ой группы:

  • Комментирование, обсуждение, интерпретация затронутых в тексте вопросов, проблем без опоры на вербальные стимулы.

Формы таких упражнений могут быть следующие: интервьюирование, дискуссия, «круглый стол», ролевая игра, драматизация, постановка собственных проблемных вопросов по затронутой в тексте проблеме (организация дискуссии), высказывание собственного мнения, написание эссе и т.д.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся

Скачать 57,92 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница