Умственная отсталость



Дата01.06.2016
Размер169 Kb.



Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Медицинский колледж № 1»






Р Е Ф Е Р А Т
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ


Кирик Евгении Валериевны

студентки 42 группы

очно-заочной

формы обучения


Санкт-Петербург

2015
Оглавление


Введение…………………………………………………………………………………….

3

I Особенности заболевания………………………………………………………………

5

1.1 Патогенез заболевания …………………………………………………………..

5

1.2 Диагностика заболевания ………………………………………………………..

6

1.3 Клинические проявления заболевания………………………………………….

8

1.4 Общая профилактика ……………………………………………………………

11

II Особенности сестринского ухода……………………………………………………..

14

2.1 Реабилитация и социальная адаптация…………………………………………

14

2.2 Роль медсестры в профилактике ………………………………………………..

16

Заключение…………………………………………………………………………………

18

Список литературы……………………………………………………………………….

20




















ВВЕДЕНИЕ

Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

Термин "умственная отсталость" стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин "олигофрения", который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира [5].

Умственная отсталость широко распространена среди населения всего мира, в зависимости от различных причин принято считать, что ею страдают от 1% до 5% людей. Приблизительно 75% лиц, относимых к умственно отсталым, имеют легкую отсталость (IQ>50). Остальные, т. е. те, у кого IQ<50, составляют приблизительно 4 на 1000 населения среди лиц 10—14 лет. В последние годы отмечается некоторое увеличение количества умственно отсталых. Это объясняется ростом общей продолжительности жизни, а также большей выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины [7].

Необходимо отметить, что в показателях распространенности умственной отсталости в разных странах и даже в отдельных районах одной и той же страны отмечаются значительные колебания. Это может выражаться реальным числом больных в том или ином регионе мира. Основные причины таких различий заключаются в степени выявляемости больных в популяции, в различиях критериев диагностики умственной отсталости, а также культуральных особенностях того или иного общества. Что включает различные системы обучения и воспитания, не только создающие предпосылки для адаптации больных и компенсации нарушенных функций, но и отражающие разную степень толерантности общества к умственно отсталым [5].

Умственная отсталость различается по своей глубине, и ее диагностика, особенно это касается легкой степени, может быть затруднена.

Лица, например, с легкой дебильностью или так называемой пограничной умственной отсталостью могут никогда не попасть в поле зрения психиатров или дефектологов. В ряде случаев трудно определить, является ли умственная отсталость истинной, или это только временная задержка психического развития как результат того, что ребенок вследствие неблагоприятных социальных условий был лишен возможности ознакомиться с тем запасом общеобразовательных знаний и культурной информацией, которыми в достаточной мере овладели его сверстники.
I.Особенности заболевания


    1. Этиология и патогенез заболевания.

Для того, чтобы проанализировать эффективную профилактику заболевания –умственной отсталости легкой степени, необходимо изначально выявить причины этого заболевания.

Существует много причин развития умственной отсталости (олигофрении). Специалисты выделяют три группы факторов, которые провоцируют появление заболевания:

1. Причины внутреннего (эндогенного) характера. Сюда входят те виды психического недоразвития, которые вызываются наследственными специфическими патологиями обмена веществ, разными генетическими синдромами, хромосомными нарушениями.

Одним из таких заболеваний является фенинлкетонурия (Е70).



Причина заболевания кроется в недостатке фермента обмена фенилаланина и нарушении гидроксилирования аминокислоты в тирозин. Вследствие этого в организме человека происходит накапливание фенилаланина и его метаболитов. Они оказывают токсическое действие на нервную систему и вызывают задержку в психическом развитии. Для умственной отсталости характерно недоразвитие нервно-психических процессов, психологический дефект [2].

Другое заболевание приводящее к умственной отсталости – это синдром Дауна (Q90) или трисомия по хромосоме 21 — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями. Существуют ещё две формы данного синдрома: транслокация хромосомы 21 на другие хромосомы (чаще на 15, реже на 14, ещё реже на 21, 22 и Y-хромосому) — 4 % случаев, и мозаичный вариант синдрома — 5 %.

Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врождённого синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.

Существуют и другие хромосомные нарушения: болезнь Шерешевского-Тернера с кариотипом ХО, полисомия по Xхромосоме (XXX), Клейнфелътера с кариотипом XXY, фрагильностью X хромосомы, трисомией по 18-й хромосоме (синдром Эдвардса), трисомией по 13-й хромосоме (синдром Патау). Возможны олигофрении, обусловленные локальными дефектами хромосом, например синдром крика кошки (-5р), синдром Вольфа-Киршхорна ( -4р), синдром рта карпа (-18 pq), синдром кошачьих глаз (+22pq). Однако олигофрении могут развиваться и при поражении отдельных генов, например гистидинемия, лейциноз и болезнь Хартнупа, или нескольких генов (амавротическая идиотия, гаргоиличм, болезнь Реклингаузена и т. д.). Обычно моногенные олигофрении связаны с нарушением обмена аминоксилот, углеводов, микроэлементов, полигенны, с нарушением обмена пептидов, мукополисахаридов. Нарушения обмена приводят к прогредиентному течению дефекта при умственной отсталости, а также к присоединению таких симптомов, как припадки и соматическая патология.


  1. Причины внешнего (экзогенного) характера. Включают в себя следующие: внутриутробные инфекции в период беременности матери; иммуноконфликт крови - отличие группы крови матери от группы крови ребенка; родовые или послеродовые травмы головы ребенка; алкоголизм и наркоманию матери, которые провоцируют тяжелые нарушения обеспечения ребенка питательными веществами.

Развивающийся зародыш очень чувствителен к возбудителям инфекционных болезней, некоторым лекарствам, рентгеновскому и другим видам проникающего излучения, различным химическим соединениям, воздействию которых подвергается организм матери в течение беременности. Представление, что организм матери полностью защищает плод, ошибочно, и поэтому врожденное заболевание не обязательно будет заболеванием наследственной природы. Даже такой факт, как распространенность одного и того же заболевания среди членов одной семьи, который обычно с определенной вероятностью позволяет предполагать наследственную природу болезни, не всегда оказывается достаточным для утверждения, что данное заболевание наследственно [2].

3. Причины смешанной природы. В результате одновременного воздействия на ребенка внутренних и внешних причин, развиваются наиболее серьезные формы заболевания. 




    1. Диагностика заболевания

Диагноз этого заболевания ставится на основании семейного анамнеза и врачебного осмотра. К семейному анамнезу относится течение беременности и родов, питание матери и наличие вредных привычек, воздействие вредных факторов. При осмотре проводится диагностика психических отклонений, неврологических и физических. Определяется уровень интеллекта и его коэффициент, развитие речевого аппарата. Также применяют лабораторные методы диагностики, цитологический метод, иммунологический и биохимический.

В диагностике умственной отсталости большое значение имеет объективная оценка степени развития интеллекта. Общепринятым количественным показателем интеллектуального уровня является коэффициент интеллекта — IQ (Intelligence quotient), определяющийся с помощью теста Векслера.

В психиатрической практике количественная оценка интеллектуальной недостаточности является одним из необходимых методов обследования при диагностике умственной отсталости, но одновременно должны учитываться показатели развития речи (словарный запас) и других психических функций — памяти, внимания и т.д., способность к обучению, особенности поведения и др.

Таким образом, определение IQ в диагностике умственной отсталости, играя, несомненно, большую роль, должно использоваться в комплексе с полным клиническим обследованием ребенка и применением дополнительных психологических методов исследования. Это помогает избежать серьезных диагностических ошибок, которые подчас допускаются при массовом применении психометрических тестов в отрыве от других методов обследования [5].

Умственная отсталость у детей первого года жизни диагностируется на основании целого комплекса симптомов физического и психического отставания в развитии. Умственная отсталость у детей самого раннего возраста выражается в неспособности ребёнка до года держать голову, сидеть, фиксировать взгляд на одной точке, поворачивать голову на звук, улыбаться или гулить на обращённую к нему речь. Умственная отсталость у детей второго года жизни проявляется в отсутствии желания познавать окружающую среду, в неразвитости речи и моторики. Ребёнок не понимает обращённую к нему речь и не пытается имитировать действия взрослых. В самом раннем возрасте диагностируются, как правило, самые тяжёлые степени умственной отсталости. В дошкольном периоде лёгкая степень умственной отсталости у детей выражается в слабо развитой речи, преобладании примитивных эмоций, плохой обучаемости и неспособности к самообслуживанию.

При использовании надлежащих стандартизованных тестов по определению коэффициента умственного развития на легкую умственную отсталость указывают показатели в диапазоне 50-69 баллов. Имеется тенденция к задержке понимания и речи в разной степени, причины препятствующие развитию независимости нарушения экспрессивной речи могут сохраняться и в зрелом возрасте. Органическая этиология выявляется у меньшинства пациентов. С разной частотой встречаются сопутствующие состояния, такие как аутизм, другие расстройства развития, эпилепсия, расстройства поведения и физическая инвалидность. При наличии этих расстройств они должны кодироваться независимо от умственной отсталости.

Медицинская генетика в настоящее время располагает методами пренатальной (внутриутробной) диагностики около 70 наследственных заболеваний, что дает возможность задолго до родов предупредить родителей, что ожидаемый ребенок болен, и убедить их в целесообразности прерывания этой беременности [1].


1.3 Клинические проявления заболевания

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

По Международной классификации болезней 10-го пересмотра существуют следующие степени умственной отсталости:

- легкая степень (дебильность)- F70.У больных с этой степенью умственной отсталости коэффициент интеллекта находится в переделах 50-69 балов (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Пациенты имеют довольно развитую речь, могут совершать простые арифметические операции (сложить, отнять, посчитать деньги). Их круг интересов ограничен бытовыми вопросами. К обучению больные с лёгкой степенью олигофрении интереса не проявляют и демонстрируют полную неспособность к абстрактному мышлению. Они в состоянии усвоить правила общественного поведения и навыки примитивного монотонного ручного труда.

- умеренная степень (имбецильность)-F71. Степень умственной отсталости с умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития. Коэффициент интеллекта этих людей от 35 до 49 баллов (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Больные с данной степенью умственной отсталости косноязычны. Их словарный запас состоит из нескольких десятков слов. При этой степени у человека сохраняется способность к самообслуживанию, но выполнять самую примитивную производственную работу больной часто оказывается не в состоянии. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.

- тяжелая степень (имбецильность)- F72. У таких пациентов коэффициент интеллекта колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.

- глубокая степень (идиотия) – F73. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта менее 20 баллов. Мышление при глубокой степени умственной отсталости практически неразвито. Больные плохо понимают обращённую к ним речь. Их общение с окружающими ограничено проявлением эмоций удовольствия или неудовольствия. Навыки самообслуживания у пациентов отсутствуют, и они полностью зависимы от ухаживающих за ними людей [8].

Легкую степень трудно отличить от психики на нижней границе нормы. В отличие от имбецилов дебилы нередко обнаруживают довольно высокое развитие речи, их поведение более адекватно и самостоятельно, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, подражательность. Однако наблюдение и специальные исследования выявляют у дебилов слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых к более сложным отвлеченным обобщениям для них затруднителен. В отличие от имбецильности при дебильности возможно обучение в школе, но при этом обнаруживаются отсутствие инициативы и самостоятельности в учении, медлительность и инертность. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается.



Эмоции, воля и вся личность при дебильности более развиты, чем при имбецильности. Характерологические особенности представлены гораздо шире, поэтому простое разделение лиц с дебильностью на торпидных (заторможенных, вялых, апатичных) и эретичных (возбудимых, раздражительных, злобных) недостаточно и условно. При дебильности всегда можно отметить слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание своих поступков, некоторую импульсивность поведения, повышенную внушаемость. Несмотря на это, лица с дебильностью неплохо приспосабливаются к жизни. Отставание в развитии отчетливее на ранних этапах, когда заметно запаздывание ходьбы, речи и других психических функций. С годами, особенно при умеренно выраженной дебильности, отставание становится менее выраженным и выступает не так явственно [6].
Выраженность легкой степени умственной отсталости

Различают легкую, среднюю и тяжелую степени. Менее глубокая степень дебильности характеризуется большим словарным запасом у больного. Хотя речь может быть дефектной даже при начальной стадии заболевания. К клиническим признакам дебильности относят повышенную внушаемость и подчинение другим личностям. Такие люди часто легко выполняют любые требования и соглашаются со всем, что им предложат. Поэтому, не исключено, что люди с такой степенью дебильности могут стать орудием в руках преступников и совершать разного рода проступки: кражи, поджоги, ограбления и т.д.

При дебильности не редко наблюдается усиление примитивных влечений, например, сексуальные влечения. Характер таких людей может быть злобным и агрессивным или же напротив, ласковым и добродушным.

Типы дебильности


В зависимости от выраженности волевых нарушений различают гиподинамический тип, гипердинамический и простой типы.

Гиподинамический тип характеризуется общей заторможенностью психических процессов. Гипердинамический тип характеризуется двигательным беспокойством, расторможенностью и безмотивными аффективными разрядами. Для простого типа дебильности характерно наличие незначительного эмоционально-волевого расстройства.



Формы дебильности

Различают такие формы дебильности:

1) стеническая форма;

2) астеническая форма;

3) атоническая форма;

4) дисфорическая форма.

При стенической форме дебильности больной отличается добродушием, уравновешенным характером, активный и общительный. Атоническая форма психического недоразвития отличается неспособностью больного к целесообразному и мотивированному поведению. Астеническая форма дебильности характеризуется эмоциональной неустойчивостью, утомляемостью и истощаемостью. Дисфорическая форма встречается довольно редко. Для этой формы дебильности характерно выраженное расстройство настроения, агрессия и склонность к разрушению[4].

Больной с диагнозом дебильность начинает ходить и говорить позже положенного срока. Также у таких людей имеются дефекты артикуляции. Механическая память развита умеренно. При определенной усидчивости и настойчивости преподавателей такие дети могут оканчивать программу начальных классов, но материал усваивается тяжело. Одним из трудных предметов считается для них математика. Но все же, людям с диагнозом легкая умственная отсталость рекомендуется проходить обучение в специальной вспомогательной школе.

Интересы и поведение также имеют свои отличия: больные практически не читают книг, интересы направлены лишь на удовлетворение естественных потребностей и развлечения, просмотр телевизора.

Тип мышления у людей с легкой степенью дебильности конкретно-описательный. Для них представляется трудным охватывать ситуацию в целом, и потому они улавливают из события лишь внешнюю сторону. Абстрактное мышление нарушено. Неспособность выработки понятий зависит от стадии дебильности.

Как правило, у этих лиц нет способности к собственным суждениям, и поэтому они практически копируют чужие взгляды или поведение. Фразы употребляют шаблонно.

Несмотря на конкретно-образное мышление лица с легкой степенью дебильности могут анализировать полученный опыт и делать нетрудные выводы.

Важное значение при дебильности имеет правильное распределение быта и труда. В некоторых случаях такие люди могут овладевать несложными специальностями и обеспечивать себя самостоятельно, но для этого им требуется поддержка и четкое руководство.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности [10].




    1. Общая профилактика

Все профилактические мероприятия, направленные на борьбу с умственной отсталостью, условно подразделяются на первичные и вторичные. К первичным профилактическим мерам относятся: медико-генетические консультации, перенатальная диагностика аномалий развития ЦНС эмбриона и плода, позволяющая предупредить рождение умственно отсталого ребенка, а также различные меры, направленные на охрану здоровья будущих мам, предупреждение у них инфекционных заболеваний и травматизма детей во время родов.

Профилактика умственной отсталости, состоящая из вторичных мероприятий, представляет собой своевременное выявление слабоумия, полноценное лечение и реабилитацию больных. Выявление и лечение заболевания - медицинская проблема, а вот их реабилитация - это целый комплекс профилактических мероприятий, исполнение большинства которых требует социального обеспечения и государственной материальной поддержки.

Профилактика заболевания - умственная отсталость основана на серьезном подходе к своему здоровью и здоровью будущих поколений.

Перед планированием беременности, супругам желательно пройти обследования специалистов для выявления инфекционных и хронических заболеваний, иногда требуется консультация генетика.

Смысл медико-генетического консультирования сводится к определению степени вероятности возникновения этого наследственного заболевания. Правильное разъяснение случившегося, информация о возможностях современной медицины в области диагностики наследственных заболеваний и их лечения — вот тот неполный круг вопросов, затрагиваемых в процессе консультирования, для того чтобы подготовить родителей к принятию правильного решения основного вопроса, стоящего перед ними: иметь или не иметь ребенка.

Беременная женщина должна помнить об ответственности за здоровье своего еще не родившегося ребенка.

Необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога.

После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром, выполнять все назначенные обследования. При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение.

Профилактика слабоумия во многом зависит от соответствующего обследования беременных на сифилис, токсоплазмоз, резус-принадлежность крови и т. п. В частности, профилактика врожденного сифилиса и связанной с ним олигофрении состоит в предупреждении заражения и превентивном лечении беременных, больных сифилисом.

Профилактика токсоплазмоза связана с эпидемиологическими мероприятиями и устранением эндемических очагов, превентивным лечением инфицированных токсоплазмозом беременных. Успешность лечения и профилактика «ядерной желтухи» зависят от своевременного установления у матери отрицательного резус-фактора и титра резус-антител. К профилактическим мерам можно отнести и улучшение помощи беременным и родовспоможения. Большое значение имеет предупреждение инфекций и травм новорожденных и маленьких детей. Профилактика умственной отсталости и сходных с ней форм олигофрений во многом зависит от социальных мероприятий, направленных на улучшение среды и воспитания.



Особенности сестринского ухода

Реабилитация и социальная адаптация

Реабилитация пациентов с заболеванием умственная отсталость включает лечение, обучение и трудовое приспособление и непосредственно связана с организацией лечебно-профилактической и социальной помощи больным. Действенная реабилитация возможна при разветвленной, дифференцированной сети учреждений для больных олигофренией с учетом их возраста и выраженности слабоумия. Социальные мероприятия предусматривают трудоустройство или меры попечения для наиболее слабоумных.



Социальная реабилитация является важнейшим компонентом помощи пациентам с умственной отсталостью. В первую очередь программы реабилитации направлены на обеспечение трудоустройства пациентов с легкой степенью умственной отсталости. Для этого существуют специализированные учебные заведения, где возможно обучение по адаптированной школьной программе, а затем – освоение несложных профессий, например, таких строительных специальностей как маляр, штукатур, плотник и т.д.

При своевременном  и правильном  лечении легкой степени умственной отсталости возможно добиться хороших результатов  - многие пациенты с умственной отсталостью легкой степени самостоятельны, имеют профессию и свою семью. В то же время, при отсутствии должного воспитания, реабилитационных мер и медицинской помощи, умственно отсталые становятся асоциальными личностями – злоупотребляют алкоголем, оказываются участниками криминальных историй, могут представлять общественную опасность.

Право людей с ограниченными возможностями на социальную интеграцию подтверждено международными законами. Однако общество более инертное по своей природе может препятствовать социальной интеграции таких людей. При этом деление людей на полноценных и неполноценных опирается не столько на объективные факты, сколько на отрицательные стереотипы, издавна сложившиеся в обществе. От той или иной позиции родителей зависит достигаемый ребенком уровень развития. Позиция педагога, активно участвующего в процессе воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, подвержена влиянию как социальных стереотипов, так и профессиональных, формирующихся в процессе обучения в вузе. Не вызывает сомнения, что позиция специалиста, его умение видеть проблемы семьи и изменять родительское отношение к ребенку имеют первостепенное значение для успешного развития ребенка с особыми нуждами.

Литературные данные говорят о низкой готовности общества правильному отношению к детям с отклонениями в развитии. Родители значительно меньше значения придают нарушениям познавательной сферы, чем педагоги. Возможно, это связано с «застреванием» родителей на более ранних стадиях кризисных переживаний, вызванных рождением ребенка с отклонением в развитии, - на фазе имплицитного отрицания, когда факт умственной отсталости формально признается, но эмоционально отвергается. В результате у них не происходит идентификации собственного ребенка с группой умственно отсталых в целом. Такой защитный механизм мешает родителям адекватно воспринимать особенности развития своего ребенка. По-видимому, осознание возможностей своих детей происходит у них постепенно, и задача педагога и психолога - не форсировать его, а облегчить, используя щадящую терминологию, изменяя отрицательный стереотип и убеждая родителей в возможности успеха [9].

Кроме того, существуют пробелы в образовании педагогов, будущих учителей младших классов массовых школ, их низкую информированность в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Введение в программу педагогических учебных заведений (как средних, так и высших) спецкурсов с соответствующей тематикой могло бы изменить ситуацию в профессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.

Понимание проблем и нужд «особых» детей в обществе содействовало бы их более эффективной интеграции и способствовало бы личностному обогащению благополучных детей и их родителей [6].



Наряду с учреждениями здравоохранения в этой работе участвуют отделы народного образования и социального обеспечения:

  • дома младенца, ясли и детские сады для детей дошкольного возраста с органическими поражениями ЦНС и умственной отсталостью;

  • вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ для общеобразовательного и трудового обучения олигофренов школьного и подросткового возраста;

  • лечебно-трудовые мастерские, промышленные предприятия для умственно отсталых;

  • дома инвалидов для детей и взрослых с глубоким слабоумием и т.д.

Социальную помощь оказывает система опеки, патронажа и пенсионного обеспечения.

Лечебно-профилактическую помощь больные получают в психоневрологических кабинетах детских поликлиник, психоневрологических диспансерах и психиатрических больницах, а также в общих лечебно-профилактических учреждениях, где большинство медицинского персонала – это медсестры.

Очень важно акцентировать внимание на эмоционально положительное взаимодействие ребенка с его родителями, необходимо вселять в них уверенность в возможность успеха, поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с особыми потребностями. В этом и заключается роль медсестры при этом заболевании.


    1. Роль медсестры в профилактике при заболевании

Основной задачей медицинских сестер является представление о сущности этого заболевания, о социальных, медицинских и психологических проблемах, которые возникают в процессе оказания помощи таким больным.

Медицинские работники любого уровня должны ясно понимать размер урона, который наносят обществу психические расстройства и нужно понимать, что психически больные являются наиболее уязвимой и социально незащищенной частью населения, что требует не просто гуманного, но и особо внимательного подхода при обслуживании данных пациентов. Немаловажно отметить тесную связь психиатрии с другими медицинскими специальностями, что делает знание психической патологии обязательным для медицинского работника любого профиля. Учитывая успехи, достигнутые в лечении психических расстройств в ХХ веке, следует подробно ознакомиться с психофармакологическими средствами и изучить их возможности в лечении больных самого различного (в первую очередь соматического) профиля.

Особое значение имеет работа медсестер по первичной профилактике: своевременное донесение информации о возможных причинах психического недоразвития, выявление патологии беременных, борьба с инфекциями, воспитание здорового образа жизни – все это в силах младшего медицинского персонала в медико-генетических центрах и женских консультациях.

Работа медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях по вторичной профилактике заключается в осуществлении социально-бытового обеспечения больных с умственной отсталостью, нуждающихся в постоянном постороннем уходе и опеке, создании для них достойных условий жизни и благоприятного микроклимата, оказании медико-социальной помощи и организации реабилитационных мероприятий.



Немаловажное значение имеет работа медсестры при общении с родителями умственно отсталых детей. Здесь нужно проявить максимум уважения и тактичности, терпения и понимания при обучении семьи ребенка с заболеванием легкой степени умственная отсталость уходу и социальной адаптации.

Социальная реабилитация умственной отсталости легкой степени включает мероприятия по всем направлениям: в области социально-бытовой реабилитации необходимо совершенствование знаний об окружающей действительности, обустройстве быта с нормами и правилами общежития. Эти мероприятия осуществляются в процессе длительного коррекционно-педагогического воздействия при условии постоянного подкрепления и контроля медицинского и педагогического персонала.

Социально-средовое реабилитационное воздействие представляет особую важность. Научить избегать негативного влияния социального окружения является главной задачей реабилитационных мер.

В социально-средовом реабилитационном воздействии основная роль принадлежит семье, которая рассматривается как микросоциальная реабилитационная среда. Воспитание, обучение хозяйственно-бытовым навыкам способствует формированию установки на труд, расширению социального опыта (покупки, оплата, доставка и т.д.).

Для этой категории лиц особое значение приобретает обучение навыкам самостоятельного проживания – овладение навыками хозяйственно-бытового труда, умение принимать самостоятельные решения, ориентироваться в современных рыночных отношениях.

В программу социальной реабилитации умственно отсталых лиц легкой степени необходимо включить обучение занятиям физкультурой и спортом. Это будет способствовать устранению моторной заторможенности и благотворно сказываться на общем физическом и психическом развитии, совершенствовании волевых качеств и коммуникативных функций.

Обучение досуговой деятельности является необходимым в социальной реабилитации умственно отсталых лиц. В силу недостаточной сформированности потребностей эстетического характера лица с умственной отсталостью легкой степени нуждаются в активном вовлечении в мероприятия по знакомству с музыкой, изобразительным искусством, литературой и т.д.

Особое место в социальной реабилитации умственно отсталых легкой степени должно занимать решение личных проблем. Допустимо половое воспитание, информация о последствиях интимных отношений, о венерических заболеваниях [11].



Заключение
Таким образом, из выше сказанного, можно сделать вывод, что особенностью заболевания – легкая степень умственной отсталости – является то, что на ранних этапах развития заболевания, клинические проявления этого заболевания не всегда заметны. Причинами этого явления могут быть как и «не подготовленные» к этому заболеванию родители, так и просто неблагоприятная семья.

Пациенты с легкой степенью умственной отсталости приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и, даже, участвовать в клиническом расспросе.

Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание, контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря) и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой степени умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей.

В большинстве благоприятных случаев легкой степени умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. В социокультуральных условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы. Тем не менее, если наряду с этим отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей или затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам.

В целом, у лиц с умственной отсталостью легкой степени поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем интеллектуальности, нежели специфические проблемы у лиц с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости.

Учитывая специфику заболевания, сестринский уход тоже имеет свои особенности. Чтобы остановить дальнейшее развитие болезни, до пациента должны быть доведены сведения по профилактике этого заболевания. Это работа в медико-генетических центрах, консультациях, в отделах народного образования и социального обеспечения.

При раннем распознавании заболевания и своевременном начале лечебно-профилактических и коррекционно-педагогических мероприятий повышается шанс благоприятного течения заболевания: лучшее приспособление больных к жизни и социально-полезному труду, т.е. у больного с легкой степени умственной отсталостью есть возможность быть социально-значимым и полезным в обществе.



Поэтому важнейшей обязанностью медицинской сестры является проведение просветительной работы по этим вопросам с пациентами, нужно уметь объяснить особенности заболевания и разъяснить основные принципы социальной адаптации и реабилитации, участвовать в социальных мероприятиях, направленных на улучшение среды и воспитания.


Список литературы

Научная литература

1. Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта: Сборник научных трудов. Под ред. А. Р. Маллера, Г. В. Цикото. Вып. III. — М., 1978. — 100 с.

2. Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. — М.: Медицина, 2000

3. Колоколов Г. P. Энциклопедия клинической психиатрии. – Москва.: Научная книга, 2009.


Учебная литература:

4. Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Пособие для врачей. 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

5. Тиганов, А. С., Снежневский А. В., Орловская Д. Д. и другие. Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. — М.: Медицина1999. — Т. 2. — 783 с.

6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие / Под редакцией Б.П. Пузанова.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.-272с.


Справочная литература:

7. Хритинин Д.Ф., Жариков Н.М., Лебедев М.А. Справочник по психиатрии. – МИА, 2014.-416с.


Интернет ресурсы:

8. МКБ 10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотраhttp://mkb-10.com/index.php?pid=4380


9. Медицинская энциклопедия - http://www.medical-enc.ru/
10. Справочник психотерапевта - http://fictionbook.ru/author/a_a_drozdov/spravochnik_psihoterapevta/read_online.html?page=8
11. Особенности работы с детьми-олигофренами http://xreferat.com/71/3051-1-osobennosti-raboty-s-det-mi-oligofrenami.html


Каталог: docs -> metod -> lenskih
metod -> Т. Н. Исаева Педагогическая деятельность это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспит
metod -> Методическая система учителя немецкого языка Юденковой Елены Юрьевны
metod -> Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»
metod -> Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной (бакалаврской) работы для направления подготовки
metod -> Нроу «Орловская православная гимназия» Методический листок «Учебная литература» Разработан к тематическому педсовету
metod -> Кафедра социологии и управления в. П. Одинцова, И. В. Федоров
metod -> Методические рекомендации Курск, 2014 г. Печатается по решению ббк 74 редакционно-издательского в 60 совета Составители
lenskih -> Лекция №5 Стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство Рассматриваемые вопросы
lenskih -> Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга
lenskih -> Как жить дальше?


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница