Умение запоминать



Скачать 21.59 Kb.
Дата27.05.2016
Размер21.59 Kb.
Умение запоминать.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении.

Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. Память – важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности, обеспечивающая единство и целостность человеческой личности. Совокупность умений запоминать, сохранять и воспроизводить различного рода информацию мы будем в дальнейшем называть интеллектуальным умением запоминать.

Память как психический процесс разделяют на отдельные виды в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Согласно определению интеллектуальных умений, под формированием умения запоминать будем понимать развитие произвольной образной или словесно-логической памяти, которая должна быть долговременной или оперативной.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, знаки, вкусы. Для усиленного обучения геометрии (и многим другим наукам) особенно важно развитие у учащихся памяти на представления.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления.

Умение запоминать словесно-логические формы – специфически человеческое умение в отличие от умения запоминать образы, которые в своих простейших вариантах может быть сформировано и у животных. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Умение запоминать словесно-логические формы принадлежит к ведущим интеллектуальным умениям, необходимым для усвоения знаний учащимися в процессе обучения.

Запоминание и воспроизведение, в которых присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется произвольной памятью. Говорить о формировании умения запоминать можно лишь тогда, когда происходит развитие произвольной памяти. Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного повторения и воспроизведения. Понятием «оперативная память» обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия, операции. Когда человек выполняет какое- либо действие, например арифметическое, то осуществляет его по частям, кусками. При этом человек удерживает «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеет с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться.

Аналогичное явление наблюдается при чтении, списывании, вообще при выполнении любого более или менее сложного действия. Куски материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (процесс чтения у ребенка начинается со складывания отдельных букв). Объем этих кусков, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности.

Кроме видов памяти выделяют и ее основные процессы. При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление) и сохранение материала. Кратко охарактеризуем соответствующие умения.

Умение запоминать (в узком смысле, как часть общего учебно- интеллектуального умения запоминать) можно определить как умение закреплять новое знание путем связывания его с приобретенным ранее.

Умение воспроизводить информацию – это умение актуализировать закрепленное ранее знание путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Чаще всего для запоминания пользуются методом прямого заучивания, или так называемой зубрежки. Такой метод называется непосредственным запоминанием. Однако многим людям бывает трудно сразу запомнить слово, событие, дату, пересказать какую-нибудь историю. И тут на помощь нашей памяти приходят специальные приемы, так называемые приемы опосредованного запоминания или мнемонические приемы запоминания.

Они основаны на том, что между словом и его воспроизведением необходимо как бы завязывать «узелки на память». В качестве узелков можно использовать картинки, символы, хорошо знакомые слова, понятия, и т.д. Графические схемы, которые составляются для запоминания, называются пиктограммами.

Пример: Если трудно запомнить какой-нибудь текст, то нужно внимательно прочитать его и к каждому законченному фрагменту текста нарисовать на листе какую-нибудь простую картинку. Потом можно закрыть книгу, положить перед собой лист с пиктограммами и по ним попробовать вспомнить прочитанный текст.

С помощью таких «узелков-картинок» гораздо проще запоминать какую-либо информацию.

Также помогают специальные шпаргалки-планы, шпаргалки-пиктограммы, шпаргалик-шифровки и т.д. Такие шпаргалки спустя время помогают легко восстановить в памяти то, что необходимо запомнить.

Если само слово «шпаргалка» вам не по вкусу, тогда сделайте себе подсказки в своей памяти. Вы замечали, что запомнить какое-то слово, цифру или фразу гораздо легче с помощью другого слова, цифры или фразы, уже хорошо нам знакомых?



Например, необходимо запомнить дату 1357. На первый взгляд, эта дата не имеет ничего примечательного, но если подумать, то можно заметить, что цифры, составляющие это число – первые четыре нечетных числа натурального ряда.Таким образом можно найти зацепки для любого числа.

Я никогда не могла запомнить порядок расположения планет солнечной системы по мере приближения их к Солнцу. Следующая фраза помогла мне это сделать:

«Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий».

Первые буквы слов в приведенной фразе совпадают с первыми буквами названий планет: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс, Земля, Венера, Меркурий.

Ну, а эту фразу, помогающую запомнить расположение цветов в радуге, я знаю с детства:

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Есть еще и такая: «Как Однажды Жан Звонарь Головой Свалил Фонарь»



Каждое слово в этих фразах начинается на ту же букву, что и цвет: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый.

Стишки про биссектрису-крысу или медиану-лиану, наверное, тоже знаете. Такие стишки и фразы можно придумать для любого ряда, формулы или правила.
Каталог: olderfiles
olderfiles -> Сборник адресован социальным педагогам, специалистам по социальной работе, студентам педагогических специальностей
olderfiles -> Конспект лекций по курсу «Организационное поведение»
olderfiles -> Выполнила Верченова Евгения(8
olderfiles -> Уроки русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучением русского языка книга для учителя
olderfiles -> Книга открытое сознание открытое общество
olderfiles -> Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический
olderfiles -> Д. Мак-Фарленд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция
olderfiles -> Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность
olderfiles -> Учебно-методический комплекс курса «Педагогика»
olderfiles -> Адаптация иностранного опыта в условиях глобализации высшего образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница