«Умеете ли вы общаться?»



Скачать 183.2 Kb.
Дата25.04.2016
Размер183.2 Kb.
СВЕРДЛОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ ЛИЦЕЙ



Мастер п/о:

Бабенко Т.Я

2006г.


Классный час

Тема: «Умеете ли вы общаться?»



Цель:

  • Показать, что умение общаться очень важная сторона жизни человека.

  • Рассказать о видах коммуникативной деятельности человека.

  • Помочь ребятам выявить свои коммуникационные способности.

  • Доказать, что искусство общения помогает человеку в его профессиональной деятельности, карьерном росте, в успехе собственного бизнеса.

Форма проведения:

Беседа с элементами обсуждения. Тестирование.



Подготовка:

  1. Найти интересный материал по данной теме.

  2. Подготовить выступления учащихся.

  3. Определить ведущих и докладчиков.

  4. Подготовить команды для участия в игре «Правильно ли мы говорим?»

  5. Размножить тест «Коммуникативная компетентность».

Часть первая


СЛОВО О СЛОВАХ

Вводное слово учителя:

Ребята, умеете ли вы общаться? Я почти уверена, что все скажут: «Да, конечно». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего просто разговор, обмен информацией. В то же время всем известно, что понятие «общение» много обширнее, чем наше обычное: «Привет!» и «Пока».

Если заглянуть в прошлое, то нам станет просто стыдно. Ведь люди с давних времен общались на очень высоком уровне. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол, бешеный век, нам и присесть некогда, не то, что поговорить, а тем паче думать, в какой форме это делать. И утешая себя этой мыслью, мы продолжаем общаться на неприлично низком уровне. Так как же правильно общаться?

Предоставляю слово нашим ведущим и докладчикам.



Ведущий: Привет, ребята!

Ведущая: Уважаемый напарник, вы знаете тему нашего обсуждения?

Ведущий: Ну?

Ведущая: Действительно, наша учительница права. При общении надо не только знать, но и правильно использовать правила этикета. В данном случае надо начать элементарного приветствия. Понятно?

Ведущий: о, да мадам! Леди и джентльмены, разрешите приветствовать вас… Так?

Ведущая: Уже лучше. А нельзя ли обратиться по-русски?

Ведущий: Это как? Привет, мужики?

Ведущая: По-моему, есть прекрасное русское обращение это – судари и сударыни. Жаль, что оно редко используется у нас в повседневном обиходе.

Ведущий: Я согласен с тобой. Мне неприятно, когда продавщица обращается к пожилому человеку, говоря «женщина», а «девушка» звучит просто оскорбительно! Обращение сударыня, сударь было бы гораздо привлекательнее.

Ведущая: Давайте послушаем, что надо расскажут о правилах общения наши докладчики.

1-й ученик: Итак, самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он необходим.

2-й ученик: Язык – бесценный дар, которым наделен человек. «Языком не расскажешь – пальцами не растычешь», - говорят в народе. С помощью слов можно рассказать обо всем. «Главным характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая старость», - писал А.И. Герцен.

3-й ученик: Язык – орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Нам чаще всего не хватает именно слова, и мы пытаемся найти его, это единственно нужное, правильное, точное. Каждый, кто несет ответственность за свои высказывания, стремится взвешивать свои слова, понимая, что они являются сильнейшим раздражителем. Слово может оказать огромное воздействие на человека, слово может убить, слово может спасти.

Слово о словах


Слова бывают разные – то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть а есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.



В. Полторацкий

4-й ученик: Я думаю, что эти стихи обращены не только к поэтам. Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности среди людей. Когда мы хотим выразить свое отношение к царящей вокруг неразберихе, мы говорим: «Вавилонское столпотворение!» историки этих крылатых слов – в библейской легенде о сооружении в древнем Вавилоне башни до неба, «столпа творение», окончившемся неудачей, так как Бог разгневался, смешал языки людей – и они перестали понимать друг друга.

5-й ученик: «Говорим с тобой на разных языка», - с горечью заключаем мы, когда нет взаимопонимания, и отношения не складываются. Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык – это орудие культуры.

Ведущий: Нет такой сферы общения, где бы не требовалось хорошее владение языком. Умение пользоваться этим бесценным даром завещано нам предками.

Ведущая: Вот некоторые мысли из книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон…», изданной в Петербурге в 1889г. «Благоприятность касается всех жизни; она требует, чтобы мы были умеренными в наших удовольствиях, осторожными в наших рассуждениях и вечными врагами всего того, что нарушает наш долг».

Главное правило благоприятности:

1-е правило. Не принимать вида ни выше, ни ниже своего положения.

2-е правило. Оказывать другим внимание и почтение, на которое они имеют право.

3-е правило. Не обращаться с веселым видом к лицам, которые как нам известно, имеют особые причины быть грустными.

4-е правило. Не принимать пренебрежительного и полного гордости вида.

5-е правило. Избегать слишком большого числа слов, объяснений, отступлений от предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателей.

6-е правило. Говорить просто и никогда не горячиться, начинать говорить не иначе как в свою очередь и стараться не перебивать собеседника.

7-е правило. Всегда принимать сторону справедливости и правоты, призывать к этому других, с кротостью и снисходительностью, которые не имеют ничего общего с принуждением.

8-е правило. Никогда не завладевать самому всем разговором каждый раз, как является новый предмет разговора.

9-е правило. Предоставить высказаться тому, кто говорит раньше, как после того, когда собеседник ваш кончит говорить.

10-е правило. Избегать, по возможности, говорить шепотом тому, возле кого сидишь.

11-е правило. Говорить мало, но кстати. Большой говорун утомляет собеседника, молчаливый человек наводит скуку.

12-е правило. Не говорить о себе. Если мы станем говорить только о своих добродетелях или талантах, то мы делаемся скучными и смешными.

13-е правило. Когда кто-нибудь говорит, не вынимать из кармана письма, не смотреть на часы, не барабанить не напевать про себя.

14-е правило. Не принимать в разговоре принужденный вид; всегда следует говорить приятным, спокойным и благородным образом».



Мини-вывод:

Ведущая: не правда ли, как актуальны эти советы и в наше время.

Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться?



  • Надо, в первую очередь уважать собеседника,

  • Слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться,

  • Стараться говорить только то, что думаешь.

Это не универсальные способы общения, но по крайней мере, они помогают правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов еще 230 лет назад вот что говорил: «…Когда к сооружению какой-либо махины приготовление части лежат особливо и некоторые определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей…»


Часть вторая


ИГРА «ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ?»

Ведущий: Дорогие друзья, а сейчас мы проведем небольшое состязание.

Ведущий: Правильно ли мы говорим? Часто ли вы задумываетесь, произнося слова, делая в них ударения? Используя пословицы, фразеологические выражения, знаете ли вы их смысловое значение? А бранные слова часто слетают с вашего языка?

Ведущий: Я думаю, что этот последний вопрос в настоящее время действительно стал животрепещущим. Он назрел как гнойный нарыв. Бранные слова сейчас настолько стали вездесущи, что многие просто не обращают на это внимания.

Ведущая: поэтому прежде чем начать словесную «дуэль», мы хотим прочесть выдержки из стихотворения Наты Невской.

Как говорим – так и живем


1-й ученик: Не знаю я, куда мне «бечь».

Мы засорили нашу речь.

Живем то «клево», то в «прикиде»,

Но в основном на жизнь в обиде.



2-й ученик: «Блины» висят на языке,

И грубые слова.

И без конца из уст летит,

Хула, хула, хула.



3-й ученик: И чтобы жизнь нам изменить,

Научиться надо говорить.

Очистим нашу речь от скверны,

Это поможет душе и нервам.



4-й ученик: Это излечит наше состоянье,

Огромного требует речь вниманья.

А коль начнем за языком следить,

Богатство мира сможем сохранить.



  1. Повторите скороговорки:

Все борьбы для своих бобрят добры.


У боярина бобра нет богатства, нет добра.

На дворе трава, на траве дрова.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.



  1. Подберите синонимы к словам:

Смелый – храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.

Победить – одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться.

Холодный день – промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.

Холодный человек – неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.



  1. Объясните фразеологические обороты:

Иголку негде воткнуть – о большом скоплении людей.

Крокодиловы слезы – притворное сожаление.

Краем уха – невнимательно слушать.

Рукой подать – близко.

Как на духу – откровенно, чистосердечно.

Святым духом – как бы само собой, неизвестно как.

Душа в душу – полное согласие.

Во весь дух – очень быстро бежать или ехать.

В чем только душа держится – хилый, слабый.

Не верить своим глазам – удивляться чему-либо увиденному.



  1. Поставьте правильно ударение в словах:

квартал,

каталог,


груженый,

начал, начала,

звонит,

в условиях,



средства,

столяр,


коклюш,

сливовый,

начав,

начался,


договор,

балую, балуешь,

дефис,

свекла,


каталог,

предложить,

мышление,

августовский



  1. Образуйте повелительное наклонение от глаголов:

(Повелительное наклонение – обозначает такие действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить).

ехать – поезжай, одеть – одень, надеть – надень, класть – положи.



  1. Просклоняйте:

Хочу – я хочу, ты – хочешь, он – хочет, она – хочет, мы – хотим, вы – хотите, они – хотят.

  1. Родительный падеж множественного числа:

столы – нет чего – столов;

носки – носков;

чулки – чулок;

шарфы – шарфов;

груши – груш;

яблоки – яблок;

полотенца – полотенец;

помидоры – помидоров;

килограммы – килограммов;

лимоны – лимонов;

туфли – туфель.

Награждение победителей конкурсов медалями «Знаток русского языка».

Заключение.

Советы Дейла Карнеги

У нас лишь 4 метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!

Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится.

На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.

Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам для того, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.

Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная и не сухая, и очень часто она полна романтики.

Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие-либо синонимы к слову (красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.

Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.

Часть третья

ТЕСТ Т.ГОРДОНА «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

Цель:

Изучение коммуникативных навыков.



Инструкция:

«Прочтите внимательно каждое задание. Выберите и отметьте один из трех вариантов, который соответствует вашему поведению. Отмечайте, как вы делаете, а не как следует правильно делать».

Задания выполняются в несколько приемов.


  1. Если кто-нибудь совершает хороший поступок, в таких случаях вы обычно:

а) Ничего не говорите.

б) Говорите: «Я мог бы сделать гораздо лучше».

в) Говорите: «Это действительно замечательно, здорово!»


  1. Вы занимаетесь делом, которое нравится, и думаете, что оно получается у вас хорошо. Кто-либо из взрослых говорит: «Мне это не нравится!» Обычно вы в таких ситуациях:

а) Говорите: «Вы ничего не принимаете!»

б) Говорите: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки».

в) Чувствуете себя обиженным, но не возражаете.

3. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его. Если кто-то из сверстников говорит вам: «Какой ты растяпа! Хорошо еще, что свою голову не забыл!», обычно вы отвечаете:

а) «Это может случиться с каждым. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то».

б) Скажите: «Да, ты прав» или промолчишь.

в) «Если кто-то растяпа, так это ты сам!»



4. Вам нужно, чтобы кто-то сделал за вас одно дело. Обычно в таких ситуациях вы:

а) Говорите: «Вы должны это сделать за меня!»

б) Говорите: «Не могли бы вы сделать за меня одно дело?», после этого объясняете, что именно.

в) Слегка намекаете, что вам нужна услуга или помощь этого человека.



5. Вы видите, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких случаях вы:

а) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.

б) Смеясь, говорите: «Ты просто как маленький!»

в) Говорите: «Ты выглядишь расстроенным, что-то случилось?»



6. Ты чувствуешь себя расстроенным, а кто-то говорит: «Ты выглядишь расстроенным». Обычно в таких ситуациях вы:

а) Ничего не отвечаете

б) Говорите: «Не твое дело!»

в) Говорите: «Да, я немного расстроен, спасибо за сочувствие».



7. Кто-то обвиняет вас в ошибке, совершенной другим. В таких случаях вы обычно:

а) Говорите: «С чего вы взяли, вы же сами не разобрались!»

б) Говорите: «Это не моя вина. Кто-то другой совершил ошибку».

в) Принимаете обвинение и не отвечаете ничего.



8. Кто-то просит вас сделать что-то, но вы не знаете, зачем. Обычно вы в таких ситуациях:

а) Говорите: «Если вы этого хотите, то я сделаю».

б) Говорите: «Это не имеет смысла, я не собираюсь этого делать».

в) Вначале пытаетесь выяснить, зачем это нужно, а потом решаете, делать это или нет.



9. Кто-то из взрослых говорит вам: «То, что ты сделал, замечательно!» В этих случаях вы:

а) Говорите: «Спасибо, мне это тоже нравится».

б) Говорите: «Да, обычно у меня получается лучше, чем других».

в) Ничего не отвечаете или говорите: «Получилось не так уж хорошо».



10. Кто-то из сверстников был очень вежлив с вами. Обычно в таких ситуациях вы:

а) Не замечаете или ничего не говорите.

б) Говорите: «Не нужны мне твои любезности».

в) Говорите: «Мне приятно, когда ко мне так обращаются, спасибо».



11. Вы разговариваете с приятелем очень громко и кто-то говорит вам: «Извините. Но вы ведете себя слишком шумно». Обычно вы в таких случаях говорите:

а) Промолчите или прекратите беседу.

б) «Если не нравится, отойди!»

в) «Извините, я буду говорить тише», после чего разговариваете тихим голосом.



12. Кто-то из сверстников делает что-нибудь такое, что вас раздражает. Обычно в таких случаях вы:

а) Говорите: «Ну и дурак (болван)!» или «Ненавижу тебя!»

б) Стараетесь не замечать этого, промолчите.

в) Говорите: «Я рассержен. Мне не нравится то, что ты делаешь».



13. Кто-то из сверстников имеет вещь, которой вы бы хотели попользоваться. Обычно в таких случаях вы:

а) Говорите этому человеку, что вы хотели бы попользоваться этой вещью, и затем просите ее у него.

б) Отбираете или, не спрашивая, берете эту вещь.

в) Говорите об этом предмете, но прямо не просите дать его.



14. Кто-либо просит попользоваться. Обычно в таких случаях вы:

а) Говорите: «Не дам, приобретай свою!»

б) Говорите: «Вообще-то я не хотел давать ее никому, но ты ее можешь взять ненадолго».

в) Одалживаете вещь вопреки своему нежеланию.



15. Сверстники ведут разговор об увлечениях, которые нравятся и вам. Вы тоже хотите присоединиться к разговору. В таких случаях вы:

а) Ничего не говорите, молча слушаете или ждете, когда на вас обратят внимание.

б) Включаетесь в беседу и начинаете рассказывать, чем вы занимаетесь и как вам это нравится.

в) Подходите к сверстникам и в удобный момент вступаете в разговор.



16. Вы занимаетесь своим любимым делом. Кто-то спрашивает: «Ты что делаешь?» Обычно вы:

а) Говорите: «Не мешайте, видите, я занят!»

б) Продолжаете работать молча или говорите: «Да ничего особенного».

в) Объясняете, рассказываете, что именно вы делаете.



17. Вы видите споткнувшегося и упавшего незнакомого человека. В таких случаях вы:

а) Рассмеявшись, говорите: «Надо смотреть под ноги!»

б) Спрашиваете: «У вас все в порядке? Может быть нужно помочь?»

в) Никак не регулируете и проходите мимо.



18. Вы стукнулись головой о полку (шкаф) и набили шишку, кто-то подошел и спрашивает: «С тобой все в порядке?» Обычно вы:

а) Ничего не говорите или отворачиваетесь.

б) Говорите: «Отстаньте, займитесь своими делами!»

в) Говорите: «Ничего страшного, немного ушибся».



19. Кто-то часто перебивает, когда вы говорите. В таких ситуациях вы:

а) Говорите: «Извини, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал».

б) Прерываете этого человека или говорите: «Помолчи, дай я расскажу!»

в) Ничего не говорите, позволяя другому продолжить свой рассказ.



20. Кто-то из взрослых просит вас сделать что-либо, что помешало бы вам сделать свои дела. Вы обычно говорите:

а) «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите».

б) «Нет, мне некогда, попросите кого-нибудь другого!»

в) «Я уже делаю другое дело, а попозже могу выполнить вашу просьбу».



21. Если вы встретили родителей своего друга и вам что-то нужно спросить о нем, то вы:

а) Предпочтете не обращаться.

б) Поздороваетесь, а потом спросите.

в) Сразу спросите, что нужно.



22. В школе на перемене к вам обращается сверстник с предложением поиграть, вы в ответ:

а) С удовольствием соглашаетесь, если это интересно.

б) Отвечаете: «Я занят другим делом, не приставай».

в) Не отвечаете на его предложение.



23. Вы с ребятами играли в интересную игру и проиграли.

В этом случае вы:

а) Обидитесь на тех, кто выиграл, но ничего не скажете.

б) Подумаете о том, почему не удалось выиграть, и скажете: «Ничего страшного. В следующий раз буду стараться и мне больше повезет».

в) Скажете: «Подумаешь, выиграли, а я и не старался!» или «Вы нечестно выиграли!»



24. Вы выиграли в интересной игре и вам это очень приятно. Вы скажете другим ребятам:

а) «Я так и знал! У вас было нетрудно выиграть

б) «В этот раз у меня неплохо получилось и еще, наверное, повезло».

в) Будете молчать и ждать, когда вас другие поздравят или похвалят.


Ключ к тесту «Коммуникативная компетентность»




а

б

в

умения

1.

З

А

К

1

2.

А

К

З

3

3.

К

З

А

2

4.

А

К

З

5

5.

З

А

К

7

6.

З

А

К

8

7.

А

К

З

3

8.

З

А

К

11

9.

К

А

З

1

10.

З

А

К

11

11.

З

А

К

2

12.

А

З

К

4

13.

К

А

З

5

14.

А

К

З

6

15.

З

А

К

9

16.

А

З

К

10

17.

А

К

З

7

18.

З

А

К

8

19.

К

А

З

4

20.

З

А

К

6

21.

З

К

А

9

22.

К

А

З

10

23.

З

К

А

12

24.

А

К

З

12


Примечание. Типы реакций: З – зависимая, пассивная, К – компетентная, «на равных», уверенная, А – агрессивная, оказывающая давление.

Согласно представлениям Т. Гордона, компетентность в общении характеризуется позицией «на равных», без давления сверху и без зависимости. В тесте определяется количество компетентных реакций по 12 блокам коммуникативных умений.



Блоки умений и входящие в них номера заданий:

  1. Умение оказать и принимать знаки внимания (1,9).

  2. Реагирование на справедливую критику (3,11).

  3. Реагирование на несправедливую критику (2,7).

  4. Реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы (12,19).

  5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой (4, 13).

  6. Умение ответить отказом на чужую просьбу (14, 20).

  7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку (5, 17).

  8. Умение принять сочувствие, поддержку (6, 18).

  9. Умение вступить в контакт (15, 21).

  10. Реагирование на попытку другого вступить в контакт (16,22).

  11. Умение просить и принимать помощь (8, 10).

  12. Реагирование на собственный неуспех и успех другого (23, 24).


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница