Український науковий журнал «Освіта регіону»



Скачать 127.41 Kb.
Дата25.04.2016
Размер127.41 Kb.
ТипСтатья




Статья опубликована:

Український науковий журнал «Освіта регіону».

- 2011. - № 2. – С.132-136.
Коваленко Алёна Викторовна ©

к.соц.н., доцент кафедры психологии

Запорожского национального технического университета

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ & ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК

(На примере социальной сети ВКонтакте)
«Интернет изменит все сферы нашей жизни» – высказывание Павла Дурова, создателя «ВКонтакте» (крупнейшей в Рунете социальной сети), определяет роль Интернет как фактора социальных трансформаций [1]. Будущее современного общества во многом обусловлено путями развития Интернет как глобальной информационной системы и ее ключевых подсистем, в частности стратегиями крупнейших социальных сетей. В зоне наибольшего воздействия Интернет находятся те социальные практики, в которых информация, ее количество, качество, доступ к источникам, способы передачи определяют суть и результат профессиональной деятельности.

В контексте интеграции Украины в европейское образовательное пространство важно придерживаться основных принципов и положений, изложенных в тексте Болонской декларации. «Чрезвычайно важным является то, что бы независимость и автономия университетов обеспечивали постоянную адаптацию систем высшего образования и научных исследований в соответствии с новыми потребностями, требованиями общества и развитием научных знаний» [2]. Использование Всемирной паутины в науке и образовании становится привычным: сайты научных сообществ, вузов, ученых, преподавателей, электронных библиотек. В публикациях социально-гуманитарного направления посвященных теме включения новейших информационных технологий в научные практики авторы представляют опыт использования различных Интернет сервисов и виртуальных миров (ICQ, e-mail, Skype, Second Life) в психологических и социологических исследованиях [3; 4; 5; 6]; проведения научных семинаров, Интернет-тренингов, фокус групп, психологического консультирования в режиме виртуального взаимодействия [4; 7; 8; 9]. Тема использования социальных сетей в профессиональной деятельности преподавателя не получила пока достаточной разработки. Однако, возможности социальной сети, выявленные на опыте, мотивируют включать виртуальное взаимодействие составляющим компонентом преподавательской практики.



Цель статьи. Концептуализация опыта использования социальных сетей в преподавании на примере социальной сети ВКонтакте.

Содержание основных понятий.

Социальные сети – тип сайтов, основное предназначение которых – помочь зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками, коллегами и другими знакомыми людьми. Понятие «социальная сеть» (термин введен Дж.Барнсом в 1954г.) первоначально получило концептуальную разработку в социальной науке за несколько десятилетий до рождения Интернет (1969г.) и распространения Всемирной паутины (1991г.) [10; 11; 12].

ВКонтакте – крупнейшая в Рунете социальная сеть; дата основания – 10 октября 2006 года; автор – Павел Дуров. К началу 2011 года ВКонтакте – современный, быстрый и эстетичный способ общения с ежедневной аудиторией социальной сети превышающей 23 миллиона человек [13].

Преподавательская практика мыслится как частный вид социальной практики, главными участниками (социальными актерами) которой выступают студенты и преподаватель. Именно социальные практики, по мнению Э.Гидденса, являются, в соответствии с теорией структурации, предметом социальных наук. Данная категория предполагает учитывать: рефлексивный мониторинг деятельности, бессознательную мотивацию, интенциональность действий и их непреднамеренные последствия [14, с. 488-491].

Информационное обеспечение преподавательской практики – это вся совокупность информационных источников (их количество, качество, доступ, способы передачи), которые используются в образовательном процессе и отвечают его задачам.

Вопрос информационного обеспечения учебных дисциплин – актуален в контексте глобализации информационного пространства, быстроты появления и развития информационных технологий, современного подхода в образовании, который отводит значительную роль самостоятельной подготовке учащегося. Перечисленные аспекты стимулируют преподавателя использовать в своей профессиональной деятельности все возможности современного информационного пространства, не ограничивая студента источниками, которые входят в учебные и рабочие программы курсов. В вязи с увеличением в академических курсах доли часов отводимых на самостоятельную работу учащегося, задачи преподавателя: способствовать самостоятельному поиску и отбору студентами информации к изучаемому модулю, теме, категории или понятию дисциплины; аккумулировать и упорядочить информацию, собранную студентами в соответствии с содержательными модулями и темами изучаемого курса.

Современные социальные сети предоставляют возможности для организации виртуальных сообществ и создают условия для аккумулирования информации, ее упорядочивания, коллективного доступа и обсуждения. Современные студенты предпочитают те сайты в Интернет, которые способны дать максимальную отдачу затраченного времени и энергии: информацию, развлечение, общение.

ВКонтакте идеально подходит для реализации определенного круга преподавательских задач, так как эту социальную сеть отличают:



  • масштабы информационного пространства (самая крупная социальная сеть в Рунете);

  • удобная и логичная организационная оболочка виртуального сообщества (разделы фото, видео, аудио, новостей с вики разметкой, которая позволяет упорядочить информацию в группе более детально);

  • защищенность информации (закрытый доступ в группы и безопасность персональных страниц);

  • возможности интеграции с внешними Интернет-ресурсами: ссылки на сайты, коды и виджеты для сайтов; и внутренней интеграции: дружественные группы (многие студенческие группы имеют свои виртуальные сообщества в сети);

  • привлекательность социальной сети ВКонтакте для участников практик: студентов и преподавателей.

Создание виртуального сообщества в Контакте предоставило возможность использовать все преимущества этой социальной сети в преподавательской практике. На основе изучения одной из учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла в социальной сети ВКонтакте была создана группа HomeWork [15]. На момент окончания изучения дисциплины в ней зарегистрировалось 230 студентов трех факультетов, 26 студенческих групп. Обобщение опыта администрирования данной группой представлено в организационной модели виртуального сообщества, которая включает основные аспекты, определяющие деятельность по устройству и управлению сообществом в образовательных целях.

Организационная модель виртуального сообщества.

Информационная структура группы.

Единую для всех виртуальных сообществ информационную структуру предлагает ВКонтакте основными разделами в группах: видео, аудио, стена, микроблог, новости, фото. Пользователю предоставляется возможность управления: отключение тех или иных разделов исходя из задач и целей создания группы. Более детальную форму информационного порядка создает преподаватель-администратор, уточняя ее в процессе развития группы. Наиболее удобным и распространенным способом упорядочивания информации в группе является выделение основных разделов и подразделов. Основа для создания такой многоуровневой информационной структуры – вики разметка в группах ВКонтакте (поддерживается в описаниях новостей), которая позволяет создавать в виртуальном сообществе целые библиотеки или мини-энциклопедии, делиться ссылками на фотографии и видео. Овладению навыками ее использования способствует достаточное ясное и понятное руководство с примерами, которые демонстрируют способ ее применения для реализации конкретных задач. Пример информационной структуры виртуального сообщества (группы HomeWork в Контакте) представлен на рисунке 1.



Правила добавления информации в группу.

Целью разработки правил является обеспечение максимального удобства в поиске информации: видео, аудио, фото материалов, полезных ссылок в соответствии с содержательными модулями, темами дисциплины. Опыт показывает, что с развитием группы объем информации различного формата в ней значительно увеличивается. Так, количество видеоматериалов в группе HomeWork на момент окончания изучения дисциплины увеличилось более чем в 20 раз. Правилами регулируется добавление информации во все активные разделы группы, в зависимости от того предполагается ли в изучении дисциплины использовать видео, аудиозаписи, фотоматериалы или же отсутствует такая необходимость.



Контроль входящей информации.

Выделение данного аспекта в организационной модели виртуального сообщества обусловлено необходимостью проверки содержания входящей информации на соответствие задачам учебного курса. Вопрос модерирования возникает также из необходимости исключать повторное добавление материалов. В случае большого количества участников и объемов входящей информации преподаватель может быть не в состоянии выполнить всю работу модератора. Способ решения данного вопроса – задействовать наиболее активных студентов, передавая им часть функций администратора.

Осуществление контроля входящей информации связано также с необходимостью оценивания индивидуальной работы студента. Один из вариантов способа контроля – разработка образца стандартной записи на стене группы, которую делает студент после добавления видео, фото или иных материалов. Краткая запись содержит имя, фамилию студента, № группы, название темы или модуля и ссылку на добавленный в группу материал. Она отражает интерес студента к определенной теме, его персональный вклад в развитие сообщества, степень овладения и понимания определенной темы, раздела, категории. Кроме контролирующей функции стандартизация записей на стене придает ей классическую строгость, тем самым, выполняя эстетическую функцию.

Мотивационные аспекты деятельности в группе.

Анализ опыта управления деятельностью виртуального сообщества выступает основанием для выводов в отношении мотивации участников. Для студента, в первую очередь, мотивом выступает интересность заданий, которые выполняются даже в отсутствие стимулирования оценкой. Во-вторых, персонификация вклада в развитие сообщества. Отличительной особенностью жизни в сети является то, что все объективированные действия остаются в истории жизни сообщества. В-третьих, начисление балов за определенные виды работ, что позволяет студенту достигать уровня желаемой оценки. Деятельность преподавателя мотивируется персональной заинтересованностью в таком пути развития дисциплины; включением деятельности по созданию, организации, руководству виртуального сообщества, консультаций посредством социальной сети в индивидуальные планы и консультационные графики. Постановка вопроса о включении виртуального взаимодействия в преподавательскую практику ставит задачу проанализировать данный процесс на предмет его особенностей.



Виртуальное взаимодействие в сети: достоинства и ограничения.

Отсутствие единого смысла термина «виртуальный» объясняет неоднозначность его восприятия в аспекте прагматическом. В ситуации, когда в сознании «виртуальное» противопоставляется «реальному», чему-то действительно существующему, виртуальный мир и виртуальные отношения могут восприниматься как придуманные, неестественные, ложные. То есть с определенной негативной коннотацией. Иной смысл «виртуального» – как порожденного новейшими компьютерными и Интернет технологиями по-иному формирует восприятие виртуального мира, как естественного и нормального этапа развития цивилизации.

Термин «виртуальная реальность» (введенный Джэроном Ланьером в 1989 году) на современном этапе развития социально-гуманитарного знания весьма распространен. Его употребление в научных и публицистических текстах, в разговорной речи стало привычным. Виртуальная реальность как «создаваемая компьютерными технологиям среда перестает быть отстраненной моделью, в которую можно погрузиться на некоторое время, а потом выйти и забыть, она прочно входит в повседневную жизнь, становится ее частью» [16, с. 20].

В процессе виртуального взаимодействие происходит и воссоздание этой реальности «экранного мира», и его обновление в той степени, в которой участники этого желают и могут (последнее, в частности, обусловлено их положением в виртуальном мире). Виртуальное взаимодействие – это коммуникативная составляющая жизни в сети. Посредством данного процесса формируется преставление о личности, основанное на виртуальном образе, имидже. В сети участники предоставляют информацию о собственных интересах, круге общения, способах и времени препровождения досуга, что позволяет узнать личность студента или преподавателя вне профессионального контекста. Основываясь на данных исследований по этой теме и персональном опыте, следует учитывать то влияние, которое может оказывать виртуальный образ участников созданный в сети на отношения вне виртуального мира.

Достоинства виртуального взаимодействия – это те особенные возможности социальной сети, которые может использовать преподаватель в своей профессиональной деятельности.

Консультативная практика. Как правило, консультации на определенные темы для всех студенческих групп по содержанию одинаковы и многократно повторяются преподавателем. Консультации, методические рекомендации (представленные в текстовом формате) могут быть размещены в соответствующем разделе виртуального сообщества или на сайте преподавателя. На вопрос студента преподавателю остается только передать в сообщении ссылку на страницу, где содержится нужный ответ. В зависимости от специфики учебной дисциплины, а также для студентов с особенными потребностями консультация может быть представлена в видео или аудио формате. Социальная сеть ВКонтакте предоставляет возможность прикреплять фото, видео, аудио записи к сообщениям. В зачетные периоды у студентов повышается необходимость в консультациях для уточнения действий по выполнению рефератов, контрольных работ. Понимание преимуществ сети способствует тому, чтобы часть консультационной деятельности предусмотренной в нагрузке преподавателя осуществлять на основе виртуального взаимодействия.

Коллективные обсуждения. Аудитория общения в сети не ограничена аудиторией студенческой академической группы. Сеть создает широкие возможности коллективного обсуждения видео, фото материалов к темам и содержательным модулям курса, проведения опросов и анализа их результатов. Причем инициаторами подобных тематических встреч могут выступать сами студенты.

Расширение временных рамок изучения дисциплины, предусмотренных учебным планом. Наука и основанное на ней образование не стоит на месте, содержание учебных дисциплин со временем изменяется, включая новые идеи, темы, содержательные модули. Виртуальное взаимодействие, виртуальное сообщество – путь оставаться в курсе нововведений учебной дисциплины и в контакте с преподавателем.

Включение в образовательный процесс персональных преподавательских разработок Интернет-ресурсов. Это преимущество виртуального взаимодействия в сети становится ощутимым при наличии персонального преподавательского сайта, в своем содержании ориентированного на студента.

Повышение интереса к изучаемой дисциплине. Пожалуй, это является наиболее важным преимуществом общения в сети (данное утверждение основано на положительных отзывах студентов).

Основным ограничением для виртуального взаимодействия как одного из путей развития и обновления преподавательской практики на современном этапе развития цивилизации является доступ в Интернет, уровень владения компьютером и определенным программами.



Выводы. Организация виртуального сообщества и виртуальное взаимодействие в социальной сети ВКонтакте предоставляет возможность использовать все преимущества новейших информационных технологий в профессиональной деятельности преподавателя. Это способ и путь оптимизации преподавательской практики, который позволяет преподавателю расширить информационное обеспечение учебной дисциплины; студенту – проявить свой творческий потенциал.

Киберпространство (виртуальная реальность) – среда неограниченных возможностей для реализации человеческого потенциала. От человека зависит то, в какой степени и в каком назначении он использует эти возможности. Влиятельность данной среды на духовную жизнь цивилизации трудно переоценить.


Список использованной литературы
1. Павел Дуров ответил: эксклюзивное интервью Павла ВКурсе [Електронний ресурс] : ВКурсе – первый журнал социальной сети. – Режим доступу до журн.: http://vkontakte.ru/app1850211#/article/25828/

2. Текст Болонської декларації та список країн, міністри освіти яких її підписали [Електронний ресурс] : Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України - офіційний веб-сайт. Режим доступу: http://www.mon.gov.ua/education/higher/bolon/2/

3. Любарская А.В Дополнительное профессиональное образование через Интернет: за и против [Електронний ресурс] : Институт социологии РАН – официальный веб-сайт / Журнал «Социологические исследования» (СоцИс). – 2005. - № 2. – Режим доступу до журн.: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2005-2/lubarskaya.pdf/

4. Филиппова Т.В. Интернет как инструмент социологического исследования [Електронний ресурс] : Институт социологии РАН – официальный веб-сайт / Журнал «Социологические исследования» (СоцИс). – 2001. - № 9. – Режим доступу до журн.: http://www.isras.ru/files/File/Socis/09-2001/020Filippova.pdf

5. Жичкина А. О возможностях психологических исследований в сети Интернет [Електронний ресурс] : «Флогистон: Психология из первых рук» – веб-сайт. Режим доступу: http://flogiston.ru/articles/netpsy/websurvey


6. Давыдов А.А. "Вторая жизнь" как виртуальная лаборатория социолога (Обзор зарубежного опыта) / А.А. Давыдов // Социологические исследования. – 2010. - № 5. - С. 34-39.

7. Меновщиков В. Ю. Психологическая помощь в сети Интернет [Електронний ресурс] : «Флогистон: Психология из первых рук» – веб-сайт. Режим доступу: http://flogiston.ru/articles/netpsy/psyhelp_in_internet


8. Гейдаров П.Ш. О возможностях электронного научного семинара / П.Ш. Гейдаров // Социологические исследования. – 2010. - № 8. - С. 135-137.

9. Львова А. И., Рязанцева И.А. Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы [Електронний ресурс] : «Флогистон: Психология из первых рук» – веб-сайт. – Режим доступу: http://flogiston.ru/articles/netpsy/inet_training

10. Семенов Н. Большой доклад о социальных сетях. [Електронний ресурс] : www.WordPress.com – веб-сайт / Все о социальных сетях. Режим доступу: http://vseseti.wordpress.com/2008/05/28/большой-доклад-о-социальных-сетях/

11. Интернет : Википедия [Електронний ресурс] : Википедия - свободная Интернет-энциклопедия. Режим доступу: http://ru.wikipedia.org/wiki/Internet

12. Всемирная паутина : Википедия [Електронний ресурс] : Википедия - свободная Интернет-энциклопедия. Режим доступу: http://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирная_паутина

13. ВКонтакте : Википедия [Електронний ресурс] : Википедия - свободная Интернет-энциклопедия. Режим доступу: http://ru.wikipedia.org/wiki/В_Контакте

14. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник для вузов / С.А.Кравченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 624 с.

15. Группа «HomeWork» ВКонтакте [Електронний ресурс] : www.vkontakte.ru – веб-сайт / Режим доступу: http://vkontakte.ru/club19129443



16. Силаева В.Л. Об использовании понятия «виртуальный» / В.Л. Силаева // Социологические исследования. – 2010. - № 8. - С. 19-25.

Рис. 1. Пример информационной структуры группы HomeWork в Контакте.


Каталог: download
download -> Объект исследования
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
download -> Старший воспитатель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница