Учитель начальных классов Туруханск 2010год



Скачать 211.64 Kb.
Дата20.04.2016
Размер211.64 Kb.
ТипРеферат

МКОУ «ТУРУХАНСКА НАЧАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

ИГРА


КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Хохлова Мария Петровна -

учитель начальных классов

Туруханск


2010год
СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.___________________________________________3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГР

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ._________________________________4

§1. Место и значение игровой деятельности в развитии

личности ребенка._________________________________4

§2. Классификация игр и их структурные особенности._5

§3. Выводы по I главе._______________________________7
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.____________________________8

§1. Методы и результаты исследования.______________8

§2. Методика применения игр._______________________11

§3. Выводы по II главе._____________________________14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________14

ЛИТЕРАТУРА._________________________________________15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема адаптации первоклассников к новой для него действительности отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании. На данном этапе развития общества на первое место выдвигается задача перехода от обучения знаниям к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни, что делает проблему формирования познавательной готовности весьма актуальной. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема адаптации ребенка к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в первом классе. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, с трудом осваивают новый вид деятельности – учебную деятельность.

Для освоения нового вида деятельности от ребенка требуются определенный запас знаний об окружающем мире, сформированность элементарных понятий, ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При переходе на обучение с шестилетнего возраста в школу дети поступают с недостаточно сформированными (или совсем не сформированными) вышеперечисленными школьно-значимыми функциями. Принимая во внимание все вышесказанное, темой исследования была выбрана проблема развития общеучебных действий через игру, как деятельность присущую данному возрастному периоду.

В связи с этим была поставлена цель - развитие общеучебных действий первоклассников через игру.



Объект - процесс формирования общеучебных умений и навыков.

Предмет - игра как средство формирования общеучебных умений и навыков.

Гипотеза - если разработать учебные игры и использовать их в процессе обучения, то это будет способствовать формированию общеучебных умений и навыков.

Цель исследования, его предмет, объект и гипотеза определили следующие задачи:



  1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике.

  2. Рассмотреть структурные особенности игры, которые позволяют использовать её на уроке как метод обучения.

  3. Провести апробацию игр, позволяющих сформировать у детей общеучебные умения и навыки.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют положения современной психологии о закономерностях психологического развития в младшем школьном периоде, о природе психической деятельности в процессе игры.

Экспериментальная база: 1 «Б» класс ТМНОШ №4

Практическая значимость: разработанные игры могут быть использованы другими учителями в их практической деятельности.

Сроки исследования: сентябрь 2006г. – апрель 2007г.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГР

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

§1. Место и значение игровой деятельности в развитии личности ребенка.

Для того чтобы рассмотреть целесообразность применения игры на уроке необходимо рассмотреть место и значение игровой деятельности в развитии ребенка. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Так ребенку от рождения до года присуще непосредственно эмоциональное общение. Для ребенка от года до трех лет ведущей является предметно-манипулятивная деятельность. Игровая деятельность доминирует у ребенка от трех до шести лет. В процессе ее осуществления у него формируется воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, происходит выделение в них моментов соподчинения и управления, а так же складываются обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них. В возрасте от шести до десяти лет формируется у детей учебная деятельность. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование). В этом возрасте у детей также происходит становление потребностей им мотивов учения. Отдельные типы ведущей деятельности нельзя сформировать у ребенка в произвольной последовательности. Так полноценная трудовая деятельность может сложиться лишь на основе игровой и учебной, а учебная – на основе игровой, поскольку учение направлено на овладение такими абстрактными и обобщающими новообразованиями, которые предполагают наличие у ребенка сравнительно развитого воображения, формирующего в игре. Таким образом, игровая деятельность является закономерной и необходимой для детей дошкольного возраста.

А для младшего школьника? Нормально развивающийся ребенок дошкольного возраста стремится в школу, он готов к смене игровой деятельности на учебную. Но смена одного вида деятельности на другой не происходит одномоментно. И хотя ребенок в старшем дошкольном возрасте уже психологически готов к смене одного вида деятельности на другой он еще не достаточно приучен к усидчивому труду и быстро утомляется от монотонной учебной деятельности. Здесь на выручку педагогу и приходит любимая детьми игра. Особенно заметна роль игры на уроке при работе с шестилетними детьми. Но особо надо подчеркнуть, что игра не является развлечением. Дети, играя, учатся. Эта деятельность для детей такая же трудная, но она приносит детям удовольствие, поэтому они с ней справляются.

Большое внимание игре как средству развития ребенка уделил А.С. Макаренко. По его мнению, игра - это важный воспитательный фактор в процессе становления личности. Игра - не только забава, веселое времяпрепровождение. Она всегда требует деятельности ребенка, а потому является своеобразной подготовкой к труду, школой, вырабатывающей навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры только кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют максимальной энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой, подлинно напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению.

«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, - писал А.С. Макаренко. - Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»(8). Исходя из слов великого педагога, можно сделать вывод о том, что игра для ребенка необходима, потому что именно в ней получают свое становление и развитие, основные жизненно необходимые психические процессы и свойства. Сегодня и теоретики и практики оценили уникальные возможности игры в роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Ш.А. Амонашвили определяет исключительную роль игры для «… усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития»(1). Ряд игр, сходных по внешним условиям с дошкольными играми, знакомыми ребенку, но по своему содержанию и целям направленные на формирование рефлексивного самоконтроля и мотивов саморазвития, помогают решить проблему приучения ребенка к школе, сделать безболезненным переход дошкольника в статус школьника. Игра в учебно-воспитательном процессе призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать при этом развитию личности младшего школьника.

§2. Классификация игр и их структурные особенности.

В процессе обучения младших школьников используются разные виды игр. Существуют различные подходы к классификации игр. Для нас наиболее приемлемой является классификация, разработанная А.В.Запорожец и А.П. Усовой.

1. Подвижные игры.

2. Сюжетно-ролевые игры.

3. Дидактические игры.

Подвижные игры имеют большой смысл для восстановления психических сил ребенка после любой напряженной для него деятельности. Свободное манипулирование предметами, бросание мяча в цель, потасовка и борьба – это способ релаксации, приведение себя в состояние успокоения после умственных усилий. На уроке учителю необходимо проводить несколько простых упражнений или свободных движений под музыку, заданный ритм, чтобы ученик переключился от тяжелой пока для него необходимости целенаправленно смотреть, слушать, выполнять задания. Но для урока наиболее насущны другие игры, выполняющие другие функции.

Сюжетно-ролевая игра содержит дидактические и специфические функции. Дидактические состоят в том, что ребенок в процессе игры получает разнообразные знания об окружающей действительности, учится оперировать ими, у него формируются умения и навыки поведения в среде обитания. Специфические функции сюжетной игры заключается в том, что ребенок учится действовать в плане представлений, ориентируется в сфере человеческих отношений, координирует действия с другими. Д. Б. Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Это – действия со значением, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры – правила. Благодаря ним, возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. Сюжетно-ролевая игра особенно важна как метод обучения, т.к. развивает воображение, которое является важнейшим психическим процессом, на котором строится обучение. Особенностью этого вида игр является их высокая эмоциональная насыщенность, т.к. разыгрываемые в них роли наполнены реальными чувствами, мыслями, желаниями ребенка – ему хочется стать взрослым, работать врачом, ходить в гости, смотреть кукольный театр и т.п. Через творчество, неотъемлемое качество любой ролевой игры, возможен переход к любой творческой серьезной работе. В качестве особенностей сюжетно-ролевой игры, которые оказывают положительное влияние на успешность обучения, называются следующие:

- игровое общение, которое подготавливает формирование учебного общения, т.к. учебная деятельность не стала ведущей;

- игровые межличностные отношения, которые являются важным мотивирующим фактором, обеспечивающим не только интеллектуальную активность, но и комфортность ребенка в коллективе сверстников.

Однако сюжетно-ролевая игра требует наличия у детей достаточно сложных игровых умений, которые формируются в дошкольном детстве, а также продолжают развиваться в начальной школе. Это и умение разыгрывать роль, владеть действиями, которые ей свойственны, умение организовать игру (представить ход, отобрать средства, распределить функции и действия); умения согласовывать замыслы, устанавливать взаимоотношения. Все это побуждает учителя тщательно готовиться к проведению сюжетно-ролевых игр:

- определить место игры в учебном процессе и в конкретной теме;

- отобрать и продумать материал, который будет дан на предварительных уроках для того, чтобы игра получила начало и развитие;

-четко представлять, какие учебные задачи могут быть решены конкретной сюжетно-ролевой игрой, каковы возможные роли и пути развития сюжета;

- помочь школьникам в подборе оборудования для игры, обсудить с ними варианты развития сюжета и характеристики ролей, то есть обеспечить активность и инициативность учащихся.

Как уже было сказано выше, постепенно детей начинают занимать игры без сюжета, соревновательные игры. Деятельность, которую выполняют ученики, уже приближается к учебной деятельности по способам действий, результатам деятельности. Но все же существуют отличия. Рассмотрим структуру дидактической игры.


  1. Дидактическая задача – определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

  2. Игровая задача – осуществляется детьми. Дидактическая задача как бы скрыта от учеников за игровой задачей и реализуется через игровую задачу.

  3. Игровые действия – основа игры.

  4. Правила игры – их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

  5. Подведение итогов – проводится сразу после окончания игры.

Таким образом, дидактическая игра – это только для ученика, для взрослого она является способом обучения.

Выделим основные функции дидактической игры:



  1. Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

  2. Функция формирования новых психологических новообразований;

  3. Функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы, навыков самоконтроля и самооценки;

  4. Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Какие необходимые условия надо выполнить, чтобы провести дидактическую игру?

  1. Сформулировать цель игры – какие умения и навыки дети усвоят в процессе игры

  2. Определиться с количеством играющих (по возможности стремиться к тому, чтобы в игре участвовал каждый ребенок)

  3. Предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысит активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций, учесть временной фактор.

  4. Продумать содержание дидактических материалов и пособий (чтобы они были простые и емкие).

  5. Продумать заключение и подведение итогов (большое значение имеет коллективный анализ игры).

§3. Выводы по I главе.

Рассматривая особенности сюжетно-ролевых и дидактических игр можно было заметить наличие сходных черт у них с учебной деятельностью. И та и другая деятельность имеют учебную задачу, то есть и в игре и в процессе учебы ребенок усваивает систему эталонов - сенсорных, этических, практических и других, осваивает знания об окружающем мире, учится их применять. Общим может быть и способ действия, применяемый для решения игровой или учебной задачи – ребенок анализирует, сравнивает, классифицирует, выполняет практические действия и т.п. И игра, и ученье обязательно дают результат, который получается, если школьник выполняет определенные правила. Наличие игрового или учебного правила – тоже объединяет эти два вида деятельности.

В чем же различие игровой и учебной деятельности? Это различие, прежде всего, в том, что учебная деятельность детей строго детерминируется, жестко определяется, направляется взрослым, тогда как игра – свободная самостоятельная деятельность детей, в основном организуемая ими самими в соответствии с желанием и интересом. Однако, стоит еще раз отметить, что при всей свободе выбора и самостоятельности, привлекательности для ребенка игры она не является для него развлекательной деятельностью. Это серьезный труд по решению игровой задачи, разыгрыванию ролей, придумыванию сюжетов, налаживанию не только игровых, но и реально существующих взаимоотношений партнеров.

Анализ изученной литературы показывает, что игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения обосновано психофизиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано в психологических и дидактических исследованиях. Но в основном все игры направлены на формирование предметных понятий: развитие навыков звукового анализа и синтеза, закрепление зрительного восприятия букв, закрепление знаний о частях речи, изучение натуральных чисел, изучение наглядной геометрии, изучение задач, игры по ознакомлению с окружающим миром. Практически отсутствуют игры, которые способствовали бы формированию таких личностных качеств как умение планировать свою деятельность, развитию самоконтроля и организации самостоятельной деятельности, владеть психологией общения (слушать-слышать), вести диалог, полилог и т.д.



    1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

§1. Методы и результаты исследования.

Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности.

Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

Для изучения самооценки можно использовать методику Липкиной А.И. «Три оценки». Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает низкой оценки, а учительница поставила тебе высокую. Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

- характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

б) любая другая аргументация.

- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

Самооценка учеников

(октябрь) (апрель)



Таким образом, мы видим в начале учебного года 73% детей имеют неадекватную самооценку, что свидетельствует об их низкой личностной готовности к обучению в школе.

Диагностика таких компонентов психологической готовности, как развитие произвольности (умение слушать, понимать и четко выполнять указания учителя, а также степень самостоятельности) можно исследовать при помощи графического диктанта Д.Б. Эльконина. На тетрадном листе, отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся три точки одна под другой (семь клеточек по вертикали). Предварительное объяснение и показ на доске – 1 вправо, 2 вниз, 3 направо.

1 узор. 1 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо,

1 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо,

1 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо,

1 вниз. Дальше рисовать такой же узор самим.

В это время педагог ходит по рядам и исправляет ошибки. На самостоятельное продолжение 2 минуты.

2 узор. 1вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо,

1 вниз, 1 направо, 1вниз, 1 направо. Далее самостоятельно.



3 узор. 3 вверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо,

3 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо,

3 вверх. Далее продолжить самостоятельно.

1-ый узор считается тренировочным.



Оценка результатов (оценивается отдельно выполнение под диктовку и по образцу)

  1. Высокий уровень - оба узора (кроме тренировочного) в целом соответствуют диктуемым, в одном из них встречаются отдельные ошибки.

  2. Средний уровень - оба частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один сделан без ошибок, а второй вовсе не соответствует диктанту.

  3. Ниже среднего – один частично соответствует, другой вовсе не соответствует.

  4. Низкий уровень – ни один из двух вовсе не соответствует диктанту.

Под диктовку – свидетельство об умении внимательно слушать и четко выполнять указания учителя.

Самостоятельно - степень самостоятельности ребенка в учебной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ

(СЕНТЯБРЬ)





(АПРЕЛЬ)

У детей 6-7 лет только начинается формирование таких навыков и умений как работа в группе и в паре, умение контролировать свою деятельность, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения и т.п.. Педагогическое наблюдение за учащимися класса в сентябре-октябре выявило следующие результаты:

Март-апрель



Сравнительный анализ показателей на начало и на конец учебного года явно выявляет положительную динамику развития личностных качеств учащихся. Далее будут рассмотрены игры, которые применялись в течение всего года, для достижения таких результатов.



§2. Методика применения игр.

Для выяснения влияния игр и игровых ситуаций на формирование общеучебных умений и навыков были разработаны и апробированы игры. Приведем примеры игр, которые применялись как на уроках, так и во внеурочной деятельности.



Настроение.

Учебная задача: развитие мимических движений и навыков невербального общения.

Игровые действия: изображение мимикой настроения и его угадывание.

Ход игры: детям предлагается угадать настроение одного из игроков по выражению лица. Сначала для ведения игры требуется взрослый ведущий, который будет шептать на ухо изображающему, какое именно выражение лица ему надо принять для передачи того или иного настроения: «сделай счастливое лицо», «сделай грустное лицо»… Впоследствии эту роль может выполнять ребенок.



Не ошибись.

Учебная задача: воспитание внимания, культуры поведения, развитие сообразительности, творческого воображения.

Игровые действия: изобразить действиями показанный предмет.

Ход игры: руководитель поочередно показывает листки с рисунками, а дети в соответствии с ними принимают ту или иную позу. Возможные рисунки – мельница, аист, дровосек, мяч, кошка и др.

Вариант игры - изобрази буку, при необходимости можно привлечь одного или двух партнеров. (Учебные задачи: закрепление зрительного образа букв, формирование навыков взаимодействия в парах.)

Геометрическая копилка.

Учебная задача: формирование умения применять различные знания в одной учебной ситуации (это характеризует самостоятельность и гибкость мышления, способность пользоваться учебными знаниями и опытом)

Игровые действия: соревновательность.


Ход игры: Учитель просит придумать задание к рисунку. Каждый составляет различные задания, затем они обсуждаются. Если ученик придумал оригинальное задание (ни у кого в классе такого нет), он получает две фишки, если такое задание есть у других ребят, то они получают по одной фишке. Выигрывает ученик набравший больше всего фишек.

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Учебная задача:

- формирование навыков культурного общения;

- развитие умения анализировать, обобщать;

- формирование навыков контроля и самоконтроля.

Роль: именинник, родители, дети.

Игровое действие: обыгрывание ситуации предлагаемой учителем.

Правила тесно связаны с игровыми действиями и создают сюжетную линию.

Ситуация 1. У вас скоро день рождения. Мама разрешила вам пригласить гостей. Как вы это сделаете?

Ситуация 2. Вы пришли на день рождения к другу. Вы звоните в дверь. Вам очень рады. Ваши дальнейшие действия.

Ситуация 3. вас пригласили за стол. Ваши действия.

Необходима предварительная работа по каждой ситуации. В зависимости от подготовленности класса, активности, культурного запаса знаний эта подготовка может занять несколько минут на уроке или потребовать более длительной подготовки за день до урока. Возможны варианты. Например: обыгрывание одной ситуации двумя командами. Сравнение поведения героев. Каждая ситуация обязательно затем анализируется. Дети с удовольствием обсуждают, насколько правильно себя вели в соответствии с выбранной ролью. У них появляется умение анализировать свою деятельность, оценивать поступки и возможности.



Сюжетно-ролевая игра « Приглашаем жить у нас».

Учебная задача:

- обобщить и уточнить знания об особенностях нашего села и окружающей местности;

- формирование навыков ведения диалога;

- развитие культуры речи;

-воспитание любви к малой родине.

Роли: семья из 4-х человек, жители Туруханска, городские жители.

Сюжетная линия: команда жителей Туруханска должна убедить «семью» приехать на постоянное место жительства в наш населенный пункт.

Во время подготовительной работы учитель дает командам круг вопросов, которые стоит обсудить (красота природы, условия жизни, транспорт, экология, культурные заведения и т.д.) «Семья» готовит свои вопросы команде жителей Туруханска. «Городские жители» пытаются отговорить их от поездки в Туруханск.

При обсуждении итогов можно подвести к выводу: «Жить одинаково хорошо и в городе и в небольшом поселке. Надо беречь то, что тебя окружает»



Дидактическая игра «Старт ракеты».

Учебная задача:

-закрепить знание табличного сложения и вычитания;

- обучение навыку контроля.

Игровая задача: решив правильно все выражения, можем запустить ракету.

Игровые действия: соревновательность.

Ход игры: команде необходимо решить все выражения. У каждой команды есть капитан. Он следит за правильностью выполнения решений. Когда команда заканчивает, он проверяет значение выражений и докладывает о готовности. Побеждает команда, которая первая безошибочно выполнила задание. Команда может «запустить» свою ракету. Если ни одна команда не справилась с заданием, старт откладывается. Надо отметить, что нет проигравшей команды, есть «дублеры». Подобные соревновательные задания могут быть использованы на уроках русского языка.

Дидактическая игра «Найди свой домик».

Учебная задача:

-учить различать геометрические фигуры по форме;

- формирование навыков классификации, анализа, обобщения;

- формирование навыков учебного общения.

Игровые действия:

- заселить «домик».

Ход игры: вызывается ученик, который берет фигуру (завязанными глазами) и пытается определить на ощупь ее форму. Открывает глаза и объясняет , почему она так называется. Например: у этой фигуры четыре стороны и четыре угла – это четырехугольник. Аналогично определяются еще две фигуры (треугольник, круг). Это выбрали троих ведущих – три «домика». У остальных детей на партах геометрические фигуры. Они должны найти свой «домик». Ведущие следят, чтобы в их «домик» не попали чужие игроки-фигуры.

Очевидны все положительные стороны этой игры: она решает учебные задачи, имеет 100% охват деятельностью учеников, все ученики успешны в результате деятельности (учитель никому не делал замечаний, если ребенок ошибался).

Возможны усложненные варианты этой игры. Различить различные виды четырехугольников – прямоугольник, квадрат, ромб. Так же можно использовать при обобщении знаний по теме «Форма, цвет, размер». В этом случае учитель просит найти свой домик такой же формы, затем следует команда найти домик такого же цвета, а потом такого же размера.

Еще труднее ученикам первого класса выполнять задание, если не выделяется ведущий, а просто дается задание – объединись с фигурами такого же размера (формы или цвета). В этом случае обычно все равно находится ведущий игрок, который помогает более слабым ученикам. Это позволяет учителю не только закрепить изученную тему, но и выявить лидеров, увидеть, на сколько ребята готовы к взаимодействию.

§3. Выводы по второй главе.

Рассматривая приведенные выше игры, можем ли мы сказать, что дети развлекались? Нет. Они выполняли тяжелую работу, но в том виде деятельности, к которому они привыкли. В педагогике и методике обучения нет единого мнения о том, что такое игра: метод или форма. Однако имеет место неоспоримое утверждение, что игра - это активная деятельность играющего. В учебном процессе на начальном этапе обучения игра занимает значительное место. Основное ее назначение - перевод ребенка из игровой деятельности в учебную. Разнообразные игры легко вписываются в обычную методику урока, делают его более разнообразным и результативным.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Переход на обучение с шестилетнего возраста требует постоянного введения в урок игр, но не как развлечения для уставших детей, а как метода обучения, позволяющего закрепить, обобщить полученные знания, развить личностные качества ребенка. Эти игры требуют от учителя особого искусства, ведь в них с одной стороны должно быть правильно и точно передано учебное содержание, а с другой стороны необходимо придать этому содержанию развлекательный, эмоциональный характер, чтобы учебная задача была скрыта за игровой задачей. Педагогически эти игры ценны тем, что позволяют учесть индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помочь слабому ученику, а вместе с этим и усвоить понятия, мыслительные операции необходимые для овладения новым видом деятельности - учебной деятельностью уже на конец первого класса.

К настоящему времени игра получила серьезное психологическое и дидактическое обоснование как важный вид деятельности ребенка, способствующий развитию его личностных качеств и выполняющая важную функцию постепенного перехода ребенка от игры к учебной деятельности.

Однако в практике обучения нет системы применения игр. Преимущественно, игровые материалы учителя составляют сами или подбирают из разных источников. Недостаточно разработана и методика использования игр на уроках.

Игры легко включаются в уже разработанную методику преподавания. Они вводят ребенка в мир человеческих действий и отношений, тем самым, закрепляя нормы общения в коллективе, способствуют развитию личности, основ ее теоретического мышления, творчества как основы личности младшего школьника; обогащают знания; формируют необходимые умения.

Многоплановые игры обучающего и воспитательного характера позволяют сделать более эффективным процесс обучения, воспитания и развития младших школьников.

Высказанные выше положения являются результатом анализа деятельности за год. Анализ приведенных материалов показал, что игра активизирует деятельность учащихся, способствует развитию их личностных качеств.

Таким образом, подтвердилась гипотеза, высказанная в начале нашего исследования.


ЛИТЕРАТУРА.


  1. Амонашвили Ш.А. « Здравствуйте, дети!» Пособие для учителя. 2-е изд. – М., 1998

  2. Беседы с учителем. /Под редакцией Виноградовой Н.Ф., Журовой Н.Ф. – М., 1998.

  3. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей 6-10 лет. – Ярославль, 1997.

  4. Виноградова Н.Ф. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе. – М., 1995.

  5. Волина В.В. Праздник числа. – М., 1993

  6. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе – М., 2002.

  7. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах – М., 1997

  8. Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. – М., 1983г., т.4

  9. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе – М., 1990

  10. Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки, - Ярославль. 1997

  11. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997

  12. Степанова О.А. профилактика школьных трудностей. Методическое пособие. – М., 2003

  13. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. Методическое пособие. – М., 2003

  14. Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника» - М., 1974.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница