Учитель биологии Сочи 2011 … Самостоятельность головы учащегося



страница1/2
Дата23.05.2016
Размер0,57 Mb.
  1   2


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №86 г.Сочи

Использование проблемно-поискового метода обучения на уроках биологии.

Автор: Новоселова Ирина Анатольевна,

учитель биологии

Сочи 2011
«Самостоятельность головы учащегося-

единственное прочное основание

всякого плодотворного учения».

К.Д.Ушинский
Использование проблемно-поискового метода обучения на уроках биологии.
1.Литературный обзор состояния вопроса.

В современной школе происходят глобальные изменения, связанные с корректировкой содержательных, методических, технологических процессов образования. Изменения требуют использования новых способов образования, педагогических технологий, творческого развития, как ученика, так и педагога.

Процесс обучения для современного школьника – это не просто приобретение новых знаний, механическое заучивание законов, правил, терминов. Это – возможность использования полученных знаний на практике, в повседневной жизни. Это - формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, способности самостоятельно мыслить и принимать решения, планировать действия, уметь сотрудничать с разными группами людей.

Таким образом, в ходе обучения современный школьник должен стать обладателем определенных личностных характеристик (компетенций), использовать их в получении необходимых знаний и применять эти знания для решения практических задач разного плана.

Важнейшие предметные компетентности курса биологии определены в работе Г.С. Калиновой, заведующей лабораторией биологического образования ИСМО РАО: эколого-природоохранные; здоровьесберегающие; информационные; практико-исследовательские.

Для получения всех данных компетенций, а также для обеспечения активного характера педагогического процесса, может быть применен метод проблемно-поискового обучения. Данный метод является одним из элементов теории развивающего обучения. Основанная Л.С.Выготским в 1930-х годах, она базируется на соотношении обучения и развития учащихся. В настоящее время складывается из различных подходов. По мнению различных разработчиков данной теории, основная задача развивающего обучения состоит в формировании у учащихся приемов умственной деятельности, творческого мышления, способствует развитию памяти, речи, внимания, воображения.

Проблемно-поисковое обучение – такой вид обучения, при котором учитель организует относительно самостоятельную деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.

Теоретические аспекты по использованию современных образовательных технологий, в том числе и проблемно-поискового обучения, изложено в книге «Современные технологии в процессе преподавания химии» авторов С.В.Дендебер и О.В.Ключниковой. Несмотря на рассмотрение педтехнологий в приложении к предмету химии, рекомендации по использованию различных технологичных элементов могут быть успешно использованы в преподавании любого школьного предмета.

Не секрет, что «все новое - это хорошо забытое старое». Поэтому, используя методические пособия советской школы, изданные в 1980-90г.г., я нахожу в них теоретическую основу и практическое применение проблемно-поисковых заданий. В частности в книге Г.М.Муртазина «Активные формы и методы обучения биологии» подобным заданиям уделяется значительное место при изучении практически любой темы и указывается, что «проблемное обучение по биологии остается одним из средств более полной реализации дидактического принципа активности и сознательного обучения» (с.39-40).


1.1.История темы педагогического опыта в педагогике.

В древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений.

Постановкой проблемных вопросов, разнообразными вариантами ответов на один вопрос славились древние ученые-философы пифагорейской школы, а так же Сократ, приводивший собеседников своими вопросами в затруднение.

В новой истории к активному проблемному обучению обращались Ф.Бэкон, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци.

Во второй половине 19в. английский педагог Г.Э.Армстронг ввел преподавание эвристический метод, развивающий мыслительные способности учащихся. При этом Армстронг ставил перед собой задачу научить ученика методу познания, поставив ребенка на место исследователя и заставив его добывать знания и делать выводы.

В начале 20 века профессор Мичиганского, Чикагского и Колумбийского университетов (1904—1930) Джон Дьюи стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Он сформулировал одну из концепций проблемного обучения: учащиеся должны сами практически решать все вопросы и находить на них ответы. Однако эта идея приводила к игнорированию теоретических знаний. Дьюи предлагал изучать только те научные факты, которые крайне необходимы в практической деятельности.

Другая концепция Дж.Бруннера предполагала структурирование учебного материала и доминирование роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний. Однако, идеи Бруннера не нашли поддержки среди педагогического сообщества, так как были слишком насыщены психологическими тонкостями и для педагогической практики неэффективны. В советской школе разработал теорию методов проблемно-развивающего обучения М.И.Махмутов.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Я преподаю биологию в Уч-Дерской средней школе №86 с 1991 года.

Применяя разные технологии, я опираюсь на то, что ребенку свойственна высокая познавательная активность. Интерес его всегда направлен в окружающий мир, и это хорошо и необходимо. Поэтому главным условием реализации воспитательного потенциала современного урока является активная познавательная деятельность детей.

Кроме этого мне необходимо, чтобы дети на уроке проявляли эмоциональное отношение к изучаемому материалу: это может быть чувство моральной ответственности, сопереживания; проявление творческих способностей, фантазии, воображения; потребности в реализации своего потенциала.

Мне хочется добиться, чтобы учащиеся научились критически мыслить – т.е. осмысливать прочитанное, определять главное, анализировать и передавать информацию. А критическое мышление начинается не с ответов, а с вопросов и проблем.

Поэтому, используя различные технологии в обучении (развивающее обучение; проблемное обучение; групповая работа; учебный диалог; включение в проектную деятельность; информационные технологии; индивидуального обучения; здоровьесберегающие технологии), я все-таки особое место отвожу проблемно-поисковым технологиям. Именно они позволяют развивать творческий потенциал в процессе обучения, ориентируют учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие познавательной активности и личностных возможностей.

Вводя в процесс обучения проблемные задачи, я стремлюсь научить школьников видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.

Мои действия направлены на такую организацию учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Например, при изучении темы «Строение клетки. Клеточная мембрана» в старших классах я ставлю перед учащимися такую проблему: благодаря каким свойствам вещества, составляющие клеточные мембраны, осуществляют функции клеточной мембраны. Для ответа на данный вопрос необходимы сведения не только из курса биологической науки, но также химии. Из этой проблемной задачи может вытекать следующая: почему одни вещества являются гидрофобными, а другие гидрофильными (требуется установить связь между теорией строения веществ и различным поведением веществ в растворе).

На протяжении нескольких лет я веду элективный курс «Генетические закономерности» для учащихся 10-11 классов. Включенные в курс практические работы направлены на решение учащимися проблемных задач по генеалогии, на приобретение навыков анализа родословных и наследования генетически обусловленных болезней. Учащиеся решают проблемные задачи, связанные с использованием генетически модифицированных организмов, анализируют этические аспекты применения генной инженерии применительно к человеку.

Большую роль в достижении результата (в поиске проблемы, в исследовательской работе) я отвожу выработке навыков групповой учебно-поисковой деятельности. В своей работе я использую групповые формы работы в проектной деятельности, в исследовательских работах, которые требуют переработки большого объема информации и сложных совместных действий (например, при подготовке урока-конференции «Экологические проблемы малых рек», при подготовке лабораторных и практических работ). Совместная работа дает множество новых идей, поисков, смекалки, творчества, это прекрасное средство для эффективного развития открытого мышления личности.

Групповая работа необходима при работе с большими объемами тестов учебника, при подготовке к итоговой аттестации. При изучении человека в 8 классе групповая работа иной раз просто необходима - для проведения практических работ, для наблюдений и экспериментов. Особое место групповая работа имеет при обучении пятиклассников природоведению, она помогает школьникам пройти адаптационный период от начальной школы к школе нового уровня.

Эта работа позволила мне поделиться накопленным опытом на семинарах, организованных Сочинским Центром Развития Образования для учителей биологии «Обновление содержания и методики преподавания школьного курса биологии»; «Практическая направленность элективных курсов по биологии», «Содержание биологического обучения в школе: УМК для базового и профильного уровней», в рамках КПК учителей биологии «Обновление содержания и методики преподавания школьного курса биологии», «Обсуждение содержательного материала двухуровневого УМК на 2007-2008 учебный год».

Поскольку проблемно-поисковые технологии направлены на формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций я использую их в экологической воспитательной деятельности.

Проживание большинства учащихся в экологически неблагоприятной местности (недалеко от школы расположен полигон твердых бытовых отходов Лоо), привело к появлению творческих работ учащихся, основанных на поисках решения проблем своей малой родины.

И поскольку одной из приоритетных задач общего образования является экологизация образовательной среды, повышение образовательного процесса, направленного на изменение сознания людей, воспитание граждан, способных предупреждать и разрешать экологические проблемы, я стремлюсь воспитывать любовь к природе, своему отечеству, учу понимать экологические проблемы и разобраться в их причинах.

Как помочь ребенку быть ответственным за сохранение жизни на Земле? Как помочь ему понять всю ценность жизни и сохранять культуру отношений с окружающей средой?

Одним из таких средств является эколого-просветительская работа, которую провожу я со своими учениками на протяжении последних лет. В нее вовлекается большое количество школьников разного возрастного диапазона. Она отражает интересы и детей, и взрослых, предусматривает связь с другими видами человеческой деятельности.

С учениками старших классов мы создавали проекты школьного двора, изменения и благоустройства пришкольной территории. Результатом работы стала победы школы в конкурсах на лучший школьный двор в 2008г., участие в аналогичных конкурсах 2009г. и 2010г. В 2010г. стали участниками Городской акции «Зеленые острова».

В преддверии 65-летия Великой Победы осуществляли проект «Солдатская летопись», работа над которым еще не окончена и требует продолжения.

Учащиеся применяют полученные на уроках умения и навыки, используют безопасные приёмы труда, опираясь на жизненный опыт, с большим удовольствием работают над проблемными проектами в творческих группах. При этом используются межпредметные связи и проводится работа по профориентации. Например, в 2008-2009 уч.г. учащиеся школы осуществляли проект «Антропологические измерения как система оценки здоровья». В ней принимали участие все ученики школы, каждый из которых был исследован по специально составленной для проекта методике. Результаты проекта были озвучены на «Дне российской науки» в школе и на конференции «Первые шаги в науку». Участники проекта в 2010г. стали студентами медицинских учебных заведений.

Проект «Экологический вестник» является самым длительным. Это выпуск школьных газет, направленных на решение проблем эколого-социальной направленности. Работа над выпусками газеты развивает и раскрывает творческие способности ребёнка, учат предлагать оригинальные решения; содержат в себе элементы межпредметной интеграции (истории, кубановедения, мировой художественной культуры и музыки; физики, химии, биологии, географии и экологии, иностранного языка, информатики и информационных технологий). Например, выпуски, посвященные Сочинскому национальному парку, Акции «Марш парков», «Летопись Великой Победы».

В своей работе по реализации проблемно-поискового обучения я использую все возможные информационные ресурсы: мультимедийные, интернет, электронные уроки, интерактивные задания. Участвую в профессиональных конкурсах «Лучшая методическая разработка урока с использованием ИКТ».

Использование в работе электронного микроскопа БИОР улучшило умение учащихся работать с микроскопом, объектами микромира, готовыми микропрепаратами, повысило интерес учащихся к изучению темы «Клетка». Позволило подготовить исследовательские работы для Краевого конкурса – заседания малой сельскохозяйственной академии учащихся, материалы для школьной конференции «День российской науки», материалов к выпуску газеты «Школьные вести». Использование электронных учебников улучшает знания учащихся по предмету, активизирует мыслительную деятельность, увеличивает интерес к предмету.


1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по разрешению проблем. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Такой вид обучения предполагает:

-самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий;

-последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем;

-новый способ мышления, прочность знаний и творческое применение их в практической деятельности

При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности.

В проблемном обучении используются следующие основные понятия:

- Проблема – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С.И.Ожегов). Она может быть учебной или научной.

- Учебная проблема – это вопрос или задание, способ решения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает определенными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения задания. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является проблемой.

- Проблемная ситуация – это психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность.

Для построения проблемного обучения требуется преднамеренное и систематическое создание соответствующих проблемных ситуаций. Их можно разделить на несколько групп:

1. Проблемные ситуации возникают тогда, когда учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знаний в новых практических условиях. При этом учащиеся могут столкнуться с недостатком знаний, умений и навыков для решения конкретной задачи. Осознание этого факта возбуждает познавательный интерес.

2.Имеется противоречие между теоретически возможным путем решения и практической неосуществимостью избранного способа.

3.Имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

4.Учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, т.е. осознают недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта.

При изучении практически любого раздела биологии возможно создание проблемных ситуаций. Однако, для того, чтобы проблема стала предметом поиска для ученика, и он смог ее решить, она должна стать личностно важной. При этом метод проблем и поиска решений – это систематическая работа учителя, а не однократная акция. Ученик должен быть готов «увидеть» проблему, сформулированную учителем, и определить пути поиска ее решения.

Проблемные ситуации могут возникать на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

- проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;

- быть доступным для учащихся;

- должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;

- задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

1.Высокая самостоятельность учащихся;

2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.

Наиболее удачной проблемной ситуацией следует считать такую, которую сформулировали сами учащиеся.


2.Психолого-педагогический портрет группы (класса) обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Использование проблемно-поискового метода я осуществляю в 5-11 классах. Одним из условий успешного использования данного метода обучения является наиболее раннее привлечение учащихся к поисковой деятельности в начальной школе на уроках «Окружающий мир», участие школьников в научно-практических конференциях «Первые шаги в науку», «Я - исследователь», конкурсах, викторинах, школьных мероприятиях биологической направленности «Экологический марафон», ежегодных конференциях «День науки».

К решению проблемно-поисковых заданий готовы те учащиеся, которые способны:

- осуществлять мыслительные операции по выявлению, перечислению, описанию фактов, процессов, способов действий, разбору и структуре (т.е. проводить анализ); сопоставлять и различать объекты и явления (проводить сравнение); распределять биологические объекты по группам (классифицировать и систематизировать); выявлять взаимоотношения между фактами (причина-следствие, цель-средство); абстрактно мыслить.

- выполнять задания по применению мыслительной деятельности: трансформировать и транслировать тексты, разъяснять смысл, значение.

- выполнять задания, требующие сообщения данных.

- осуществлять творческую мыслительную деятельность.

Очень трудно решаются проблемно-поисковые задания учащимися, нацеленными только на воспроизведение данных, т.е. на репродуктивное изложение.

Проблемно-поисковый вид обучения требует от школьника максимального приложения все своих творческих способностей, творческого мышления. Развитие мышления учащихся существенно зависит от природных задатков и социальных условий жизнедеятельности.

Мышление школьника может принимать различные формы: творческое (продуктивное мышление), практическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Развитие творческого мышления учащихся осуществляется путем вовлечения их в процесс выдвижения оригинальных гипотез, нетривиального решения различных проблем. Отличительной особенностью проявления нестандартного мышления является так же и наличие множества вариантов решения одной и той же проблемы. И, что самое важное, у школьника присутствует стремление к поиску.

В ходе обучения ученик приобретает целый ряд умений:

-используя законы, учится объяснять явления (например, на основании закона зародышевого сходства, сделать вывод о сходстве зародышей разных систематических групп);

-используя биологическую терминологию, учится давать правильные последовательные формулировки и четко, логически излагать содержание;

-используя весь арсенал знаний, ученик получает возможность анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, систематизировать полученную информацию.

Развитие практического мышления связано с решением практических задач, выполнения лабораторных работ, моделирования биологических объектов, конструирования схем.

Развитие наглядно-действенного мышления начинается с непосредственного взаимодействия учащихся с реальными биологическими объектами, определения их существенных свойств и отношений. Например, когда требуется сравнить строение листьев однодольных и двудольных комнатных растений; хвою различных представителей класса хвойных. Или когда требуется провести эксперимент по денатурации белка. Учащиеся обычно принимают происходящие с белком изменения, как нечто обыденное, с чем они довольно часто сталкиваются. Однако понять, что на самом деле происходит с молекулой белка, поможет другая форма мышления - наглядно-образное, которое базируется на сочетания решения практических задач и представлений учащихся. В данном примере, видимые процессы денатурации не раскрывают сути явления, поэтому задача учителя – помочь представить изменения, которые произойдут с молекулой белка, причем с каждой структурой белка , объяснить необратимость денатурации яичного белка при нагревании и т.д.

Словесно-логическое мышление способствует умению формулировать свои собственные гипотезы, доказывать их, четко излагать мысли.


3.Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте.
Многие годы деятельность школьного учителя была направлена на то, чтобы преподнести ученику в готовом виде комплекс знаний, наивно полагая, что умения и навыки ученики, имея знания, приобретут сами. На практике этого не происходит, и выпускники покидают школу с небольшим багажом разрозненных элементов из разных областей наук. Как научить ученика творчески мыслить? Как развить их умения и способности?

Только творчески работающий учитель способен воспитать творчески мыслящего ученика. Заставить мыслить творчески нельзя. Нужно повести за собой, показать пример, растревожить скрытые возможности ребенка. И, естественно, учитель должен сам уметь использовать в работе такие методы, которые позволят ученику не только вооружиться полноценными знаниями, но развить свои познавательные способности.

Одним из методов, направленных на развитие познавательной активности ученика, является проблемно - поисковый.

Целью проблемного обучения я ставлю не только усвоение учеником результатов научного познания, но и осмысление самого пути, процесса получения этих результатов.

Проблемно-поисковое обучение реализуется путем сочетания репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика. Путем задания проблемных вопросов, постановкой проблем или ситуаций учитель создает условия для активизации мыслительной деятельности школьников, стимулирует их к поиску решения или получения знаний, необходимых для решения.

Способами проблемно-поискового обучения являются:


Проблемное изложение.

В этом случае учащиеся не обладают достаточным запасом знаний, не сталкивались ранее с явлениями, выдвигаемыми в качестве проблемы. Учитель, излагая проблемный материал, руководит направлениями мыслительной деятельности учеников, ставит вопросы, ориентирующие на нахождение верного решения. После того, как учитель озвучит верный ответ, ученики могут сравнить свои варианты ответов и оценить свои пути решения. Например, при изучении темы «Выделение у растений» (биология, 6 класс) важно помочь учащимся понять, почему у растений происходит листопад – удаление ненужных накопившихся в листьях веществ, подготовка деревьев к зимнему периоду, уменьшение испарения. И, казалось бы, обычное для каждого ребенка явление листопада, предстает в новом виде, как сложный эколого-биологический процесс.


Поисковая беседа.

Умение ставить разумные вопросы есть

уже важный и необходимый признак

ума или проницательности.

И.Кант

Данный вид деятельности используется в том случае, когда школьники обладают минимумом знаний, необходимых для активного участия в решении проблемы.

Поисковая, она же эвристическая беседа, это система логически выстроенных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение некой целостной, новой для учащихся проблемы. Активизация познавательной деятельности определяется характером задаваемых вопросов. Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний.

Применение эвристической беседы используется с двух точек зрения:

- эвристические вопросы могут только наталкивать ученика на правильное решение, т.е. являются отрезком пути к решению проблемы;

- эвристический метод позволяет «отсеять» неверные, заведомо ложные пути решения, что сокращает время поиска.

Применение такого метода деятельности иногда может быть ошибочным, если учитель неверно выстраивает систему вопросов и обращается к вопросам репродуктивного характера.

Но плюсом является то, что учитель наравне с учениками участвует в процессе поиска верного решения, и ученики могут понять взгляды и убеждения учителя.

Примером вопросов для эвристической беседы могут служить следующие (я обычно задаю эти вопросы ученикам 5 и 6 классов ранней весной, в период цветения первых весеннецветущих растений):

1.Какие растения Западного Кавказа начинают свое цветение ранней весной? (предполагаемые ответы учащихся: орешник, кизил)

2.Как вы думаете, почету их цветение начинается так рано? (разные ответы учащихся, чаще всего неверные)

3.Для правильного ответа на 2-й вопрос, необходимо вспомнить, как выглядят цветки орешника или кизила? (ответы учащихся, демонстрация фотографий, слайдов или плакатов с изображением цветков)

4.Что происходит во время цветения? (опыление)

5.Что такое опыление? (перенос пыльцы с рыльца на пестик)

6.Каким образом пыльца переносится с рыльца цветка на пестик? (ветром, насекомыми)

7.Как переносится пыльца орешника? (ветром)

8.Почему это происходит ранней весной? (потому что в это время еще не распустились молодые зеленые листочки, обычно они клейкие, и не мешают перемещению пыльцы. Если бы перенос пыльцы происходил при распустившихся листочках, то пыльца прилипала бы к ним).
Решение проблемных задач.

Проблемные биологические задачи должны охватывать довольно большой объем учебного материала, должны быть интересны для учащихся и предполагают самостоятельное выполнение учащимися.

Учитель-методист, доктор педагогических наук В.А. Бухвалов дает такую классификацию биологических задач, в том числе и творческих:

1. Задачи на выбор информации. Выберите признаки, характерные для…

2. Задачи на исправление ошибок.

3. Задачи на сравнение и составление выводов. Сравните строение, функции, образ жизни …

4.Задачи на установление взаимосвязей. Установите взаимосвязи между питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни

5. Задачи на выявление приспособлений. Какие приспособления имеются  у растений, животных конкретного вида?

6. Задачи на выявление противоречий. Существуют два вида муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток. Объясните активность муравьев в разное время суток.?

7. Задачи на постановку опытов. Предложите опыты для выяснения причин ,например, листопада или механизмы испарения воды листьями.

8. Задачи на выдвижение гипотез. Предложите гипотезы для объяснения факта  или явления: например, замедление дыхания во время спячки у медведя.

9. Задачи на объяснения результатов опыта. Объясните результаты данного опыта .

10. Задачи на  анализ гипотезы .Согласно одной из гипотез жизнь зародилась на глине. Проанализируйте эту гипотезу.
Игровая деятельность.

«В игре раскрывается перед детьми мир,

раскрываются творческие способности личности.

Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития»

В.А. Сухомлинский.

Игра как элемент обучения имеет важное значение не только на начальной стадии образовательного процесса, но и на старшей ступени, поскольку даже старшие школьники испытывают психологическую необходимость в осуществлении подобного вида деятельности. Конечно, игровая деятельность как элемент урока должна быть мотивирована, школьники интеллектуально должны быть готовы к игре. Классный коллектив должен обладать такими качествами, которые будут способствовать результативности данного вида обучения, а учитель отдавать себе отчет в целесообразности проведения игры.

Учебные игры выполняют важные педагогические функции:

- обучающую, воспитательную (оказывают воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную (учат ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивируют и стимулируют познавательную деятельность учащихся, способствуют развитию познавательного интереса.



Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учеников.

Высшей формой проявления познавательной активности является поисковая и исследовательская деятельность учащихся. Она возможна лишь при наличии достаточного количества знаний, умении выдвигать гипотезы и выстраивать доказательства. Этот метод обучения предполагает самостоятельную деятельность ученика. Школьная программа дает возможность развития познавательных качеств ученика путем проведения лабораторных, практических работ, экскурсий, экспериментов, измерений, решения задач еще на уровне 5 класса. Но обычно данный вид работы не выстраивается в систему и приобретаемые навыки не получают должного подкрепления и необходимой мотивации в старших классах. Осуществление исследовательской работы зачастую понимается как «написание» (а точнее, перепечатывание из интернета) реферата.

Ученик должен обладать умением не просто выполнить лабораторную или практическую работу, исследовательский проект, но и сформулировать цель работы, правильно оформить работу, правильно выполнить ее, обработать результаты и сделать вывод. Чаще всего все эти действия учащиеся выполняют либо под диктовку учителя, либо просто переписывая тексты учебника.

Немногие учащиеся способны провести выполнение работы от начала до конца самостоятельно, используя только методические рекомендации.

В данном виде деятельности ученик должен уметь использовать разные источники информации, уметь работать с текстами научных статей, конструировать текст своей собственной работы, оформив ее в виде реферата, исследовательского проекта, научно-исследовательской работы.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Представленный педагогический опыт направлен на достижение многоуровневых целей биологического образования, которые формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом и поэтому являются наиболее общими и социально значимыми.

Реализация педагогического опыта позволяет осуществлять:


  • социализацию обучающихся, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную общность людей;

  • приобщение к познавательной культуре как системе ценностей, накопленных в сфере биологической науки;

  • ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

  • развитие познавательных качеств личности;

  • овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями;

  • формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.

Все перечисленное составляет в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

В основе работы лежит теория, основанная Л.С.Выготским в 1930-х годах и технологии, разработанные ведущими специалистами в области образования, учителями-практиками, психологами.


3.4. Результативность педагогического опыта.

Результатом работы по реализации проблемно-поискового обучения стали многочисленные достижения моих учеников на конкурсах различного уровня и тематики (исследовательские работы, социальные проекты, научные конференции, слеты школьников и проч.).







Название конкурса, олимпиады, соревнования

Уровень

Награда

Участник

2008-2009

1

Городской конкурс конкурса «Юные исследователи окружающей среды» (2008г.)

муниципальный

Диплом УОН г.Сочи, 2 место

Гукосьян Д.,

10 кл.


2

Конкурс кроссвордов «Природа Краснодарского края»(2008)

муниципальный

Диплом победителя

Гукосьян Д.,

10 кл.


3

Всероссийская олимпиада школьников по биологии (2008г.)

районный

Диплом УОН г.Сочи, 1 место

Гукосьян Д.,

10 кл.


4

25 городской слет-конкурс юных экологов (2009г.)

муниципальный

Диплом,

3 место


Гукосьян Д.,

10 кл.


5

Научно-практическая конференция МСХАУК (2009г.)

краевой

Диплом 2 степени Департамента образования и науки Краснодарского края;

Свидетельство действительного члена МСХАУК



Гукосьян Д., 10 кл.

Гукосьян Д., 10 кл.



6

Городская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

муниципальный

2008 – Диплом, 3 место

2009 – Диплом, 3 место.



Эсоян Э.,

11 кл.


Гукосьян Д.,

11 кл.


7

Городской конкурс «Живой источник» (2009г.)


муниципальный

Почетная грамота и благодарственное письмо ООО «Югводоканал» за победу;

Грамота МОУ ДОД ЦВР,

1 место в номинации «Мир воды».


Гукосьян Д.,

11 кл.

Гукосьян Д.,

11 кл.



8

Краеведческая конференция «Наше Черноморье» (2009г.)

муниципальный

Диплом 1 степени за исследова-тельскую работу в номинации «Экология» ;

Грамота


(2 место) в конкурсе «Краеведческая викторина».

Гукосьян Д.,

11 кл.

Команда 9-11 классов


9

Городская акция «Встречаем птиц»(2008г)


муниципальный

Грамота ЭБЦ г.Сочи, 2 место

Андреев П. 8кл., Андреева Е.

6 кл.


10

Краеведческий конкурс «Музеи города Сочи» (2008г.)

муниципальный

Грамота ЦДТ г.Сочи, 1 место


Еремян Л.

9 кл.


11

Городская акция «Встречаем птиц»(2009г)


муниципальный

Грамота ЭБЦ г.Сочи

2009г. команда уч-ся

2009-2010

1

Городской конкурс проектов «Зеленые острова» (2010г.)

муниципальный

Грамота за активное участие

Команда кружка «Экологический вестник»

2

Всероссийская олимпиада школьников по биологии (2010г.)

муниципальный

Диплом УОН г.Сочи, 3 место

2 место


Гукосьян Д., 11 кл.

Манукян А., 11 кл



3

Городская акция «Встречаем птиц»(2010г)

муниципальный

Грамота ЭБЦ г.Сочи, 3 место

Новоселова А., 6 кл.

4

Экологическая акция «Черное море – одно на всех!» (2009г.)

муниципальный

Свидетельство участника

Кружок «Эколог.

вестник»


5

Конкурс «Золотая осень» (2009г.)

муниципальный

Грамота ЭБЦ г.Сочи

Новоселова А., 6 кл.

6

Городской смотр-конкурс «Зеркало природы» (2010г.)

муниципальный

Грамота УОН г.Сочи

Новоселова А., 6 кл.

7

Городская акция «Марш парков 2010»:


муниципальный

Грамота за активное участие,

Грамота, 3 место в номинации «Деревья-патриархи» Грамота, 1 место в номинации «Жалобная книга сочинской природы»



Команда уч-ся

Новоселова А., 6 кл.

Новоселова А., 6 кл.


8

Экологическая акция «Новогоднее дерево»(2010г);

муниципальный

1,2 место Грамота УОН

Кружок

«Эколог.


вестник»

9

Городской конкурс «Наследники великой Победы» (2010г.);

муниципальный

1 место

Кружок «Эколог.

вестник»


10

Конкурс фотографий

Эко-объектив» форума «Зеленая планета 2010»



Между-народный

Лауреат
Лауреат

Гукосьян Д., 11кл.

Новоселова А., 6 кл.



2010-2011

1

Городской конкурс «Праздник юных лесоводов»(2010г.)


муниципальный

Грамота УОН г.Сочи

Новоселова А., 7 кл.

2

Городская выставка-конкурс цветочных композиций «Осенины» (2010г.)

муниципальный

Грамота УОН г.Сочи приз зрительских симпатий

Новоселова А., 7 кл.

3

Конкурс «Честь, долг, Родина»

муниципальный

Грамота УОН г.Сочи, 1,2 место

Новоселова А., 7 кл.

4

Городской марафон «Встречаем птиц», интеллектуальная игра «Птицы Причерноморья»

муниципальный

Грамота ЭБЦ г.Сочи

Команда уч-ся

5

Городской конкурс «Природа, человек, страна»

муниципальный

Грамота УОН г.Сочи, Грамота «Сочи-Водоканал»

Новоселова А, 7кл.

Чолакян М.,10кл.



6

Конкурс «Юные исследователи природы»

краевой

Грамота УОН г.Сочи

Новоселов И., 5а кл.

7

Конкурс «Зеленая планета 2011», «Эко-объектив»

федеральный

Диплом форума «Зеленая планета»

Новоселова А., 7кл.

8

Участие в 27 городском слете-конкурсе юных экологов

муниципальный

Сертификат ЭБЦ и «Кедр»

Новоселова А.,7кл ,

Новоселов И., 5акл



9

Экологическая акция «День птиц», номинация «Птичье новоселье»

муниципальный

Грамота УОН г.Сочи

2 место Новоселова А., 7кл

Новоселов И., 5а кл.



10

Экологическая акция «День птиц», номинация «Пестрый объектив»

муниципальный

Грамота УОН г.Сочи

1 место Новоселов И., 5а кл.

2 место Новоселова А., 7кл.



11

«Марш парков -2011»
Конкурс рисунка «Мир заповедной природы»

муниципальный

Грамота Сочинского нац.парка,

3 место


Новоселова А., 7кл.,

Маськова Е., 6кл



12

«Марш парков -2011»

Конкурс противопожарного плаката



муниципальный

Грамота Сочинского нац.парка ,

3 место


Новоселов И., 5 кл.,

13

Городской конкурс юных фотолюбителей «Дом, в котором я живу»

муниципальный

Диплом УОН и ООО «Служба недвижимости»

Новоселова А., 7 кл.

Заставить ребенка решать проблемы или искать непростые пути решения нельзя. Учитывая психологические особенности учащихся, их мотивацию к обучению, их можно только убедить в необходимости такого вида деятельности, как поиск и решение проблем. Немаловажную роль в достижении результата играет еще и элемент успешности ребенка, т.е. выполняя свою работу, он надеется на успех и признание собственной значимости и учителем и коллективом учеников. Поэтому говорить о 100% развитии способностей учащихся не приходится.

Однако использование проблемно-поискового подхода в обучении биологии, позволило мне достигнуть определенных результатов:


  • Активизируя мыслительную деятельность школьников, я стараюсь развить интерес не только к содержанию учебника биологии, но и к изучению природы в целом. Каждый раз на первом уроке в новом учебном году я говорю ребятам, что мы изучаем не предмет школьного курса «биологию», а Науку. Таким образом, я способствую формированию предметной компетенции, демонстрирую значимость биологических знаний в науке, технике, промышленности и повседневной жизни

  • Многие учащиеся имеют положительную мотивацию к изучению биологии (несмотря на удовлетворительные оценки), являются активными помощниками учителя в подготовке и проведении биологических недель, праздников, «Экологического марафона». Я стараюсь развивать познавательную активность и природную любознательность, самостоятельно добывать новые знания и создавать условия для саморазвития каждого ребенка.

  • Возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. Ежегодно мои ученики принимают активное участие в конкурсах биолого-экологической направленности городского и краевого уровней, научно-практических конференциях.

  • Различные виды деятельности способствуют организации и воспитанию культуры умственного труда школьника: они учатся работать с разными источниками информации, анализировать и систематизировать, обобщать и трансформировать материал, логически мыслить и грамотно излагать.

  • В ходе обучения стараюсь развивать творческие способности школьников, стимулировать их, создавать условия для проявления творческой фантазии.

  • Каждое занятие – это общение детей друг с другом, с живой природой. И это общение требует определенного труда – умения слУшать слЫшать друг друга, понимать, работать в группе. Т.е. осуществляется формирование коммуникативной компетенции и толерантности: с уважением принимать чужую точку зрения, уметь доказывать свою, аргументировано возражать. Кроме этого, проблемный урок дает возможность практически каждому ребенку испытать радость от своей маленькой, но победы, почувствовать удовольствие от интеллектуального труда.

Работа по использованию проблемно-поискового метода заставляет меня постоянно находиться в творческом поиске, находить новые формы заданий и виды деятельности для учащихся, использовать современные информационно-коммуникативные технологии. Результатом «поиска» стало мое участие в различных конкурсах педагогического мастерства.





Название конкурса

Уровень, место

1

Участник муниципального этапа конкурса лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» -2008г.

Муниципальный


2

Участник муниципального этапа конкурса «Лучшая методическая разработка урока с использованием ИКТ» ( приказ УОН г.Сочи №174 от 20.11.2008г).

Муниципальный



3

Победитель (1 место) в городском экологическом конкурсе «Акция добрых дел» (2008г.)

Муниципальный,

1 место


4

Участник муниципального этапа конкурса лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» -2009г.

Муниципальный

5

Победитель муниципального этапа всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Приказ УОН г.Сочи №121 от 23.10.2009г. «Об итогах муниципального этапа всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».

Муниципальный,

1 место


6

Победитель краевого этапа всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» 2009г. (сертификат)

Краевой

7

Лауреат конкурса методических материалов по краеведению в рамках краеведческой конференции «Наше Черноморье» - Диплом Центра детского и юношеского туризма и экскурсий г.Сочи (2009г.)

Муниципальный

8

Победитель городского конкурса «На лучшую постановку экологического воспитания и образования учащихся Кубани» (Грамота УОН г.Сочи 2010г.).

Муниципальный,

2 место


9

Участник муниципального этапа конкурса лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» -2010г.

Муниципальный

10

Конкурс «На лучшую постановку экологического образования и воспитания учащихся Кубани », 2010г.

Краевой

11

Городской конкурс «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»

Муниципальный,

2 место


12

Городской этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» (Грамота УОН г.Сочи 2011)

Муниципальный,

2 место


13

Экологическая акция «День птиц» (Грамота УОН г.Сочи 2011)

Муниципальный,

2 место


14

Участник 3 межрегиональной конференции Юга России «Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях обновления стандарта в школе»

Федеральный



3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

С учетом тенденций развития образования и в соответствии с требованиями к результатам основного общего, среднего (полного) общего образования, представленных в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования второго поколения, выдвигаются новые требования к целям биологического образования. Цели формулируются на разных уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А так же предусматривают развитие всех основных видов деятельности школьников.

Представляемый педагогический опыт полностью соответствует целям биологического образования и способствует саморазвитию и самообразованию, освоению различных видов деятельности учащихся, овладению системой научных понятий, стимулирует познавательные процессы, проектную деятельность учащихся, формированию учебных умений и навыков.

3.6. Технологичность предоставляемого педагогического опыта.

Работа по реализации проблемно-поискового обучения осуществляется в несколько этапов:



Каталог: pic
pic -> Образовательная программа дополнительного образования детей
pic -> Метод проектов как активная форма обучения при выполнении курсового проекта по мдк 0102 «Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов» Кацуба М. Л
pic -> «интегрированная технология обучения»
pic -> «Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
pic -> 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата 2
pic -> Д. А. Авдеев Православная психиатрия
pic -> Профилактика терроризма


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница