Учим детей управлять гневом



Скачать 81.52 Kb.
Дата21.05.2016
Размер81.52 Kb.
Учим детей управлять гневом
Гнев — это одна из основных эмоций, которую время от времени испытывает каждым. С самого раннего возраста дети учатся выражать свой гнев в соответствии с моделями поведения, которые они видят вокруг. Вам как родителям гнев часто кажется нежелательной эмоцией, и вы считаете, что его следует подавлять. Однако если вы учите детей, что гнев — это что-то плохое и опасное, то тем самым побуждаете их подавлять очень естественную часть их человеческом натуры. Тогда дети учатся либо не обращать внимания па гнев, либо выражать его каким-нибудь непрямым способом, что не приведет ни к чему хорошему. В результате дети будут катастрофически не подготовлены к тому, чтобы, став взрослыми, правильно выражать свой гнев.

Конечно, гнев может быть опасен. Неправильное, недопустимое выражение гнева — это насилие, оскорбления, вандализм. Но важно отметить, что гнев тем не менее играет важную роль — он позволяет в случае необходимости защищать наше благополучие и нас самих. Главное — надо научиться выражать свой гнев здоровыми цивилизованными способами, избегая при этом его отрицательных сторон.



Как распознать приближающуюся вспышку гнева

Помочь детям распознать признаки надвигающегося приступа гнева — хороший способ начать обучать их правильно управлять гневом. Определение этих признаков служит предупреждением детям, что они сердятся и что их чувства обостряются. Признаки гнева можно разбить на следующие категории:

- физические;
- эмоциональные;
- поведенческие;
- когнитивные.

Физические признаки

Физические признаки — это то, как наш организм реагирует на гнев. Помогите детям определить физические признаки, поговорив об изменениях, происходящих в их теле, когда они сердятся. Это, например, усиленное сердцебиение, потение или стеснение в животе или в груди. По этим признакам дети поймут, что рискуют дать гневу подняться па следующий уровень, и это поможет им принять меры, чтобы взять свое поведение под контроль.



Поведенческие признаки

Поведенческие признаки — это то поведение, которое мы демонстрируем, когда сердимся. Эти признаки видны окружающим и служат предупреждающим знаком, что наш гнев стремится к кульминации. Люди в гневе, например, сжимают кулаки, начинают мерить шагами комнату или срываются на пронзительный крик. Когда дети начинают проявлять поведенческие признаки гнева, родители должны быстро вмешаться, прежде чем поведение обострится и дети полезут в драку.

В основе гнева всегда лежат другие эмоции. Гнев — вторичная эмоция, а значит, мы выражаем гнев, когда на самом деле смущены, испуганы, нам больно или грустно. Один из способов контролировать гнев — это найти его подлинную причину. Родители помогут в этом детям, если поговорят с ними об их истинных чувствах. Хотя возникает искушение накричать па ребенка, чтобы пресечь ссору между братьями и сестрами, лучше, если вы укажете на то, что понимаете, как расстроен ваш ребенок из-за того, что старшая сестра, например, не хочет с ним играть. Можно даже сказать ребенку, что вы на его месте тоже огорчились бы. Это поможет детям понять, что хотя сердиться — это нормально, но истинная эмоция, которую они испытывают, — это огорчение.

Когнитивные признаки

Когнитивные признаки — это то, что мы говорим себе, когда сердимся. То, как ребенок трактует события, может влиять на то, как он выражает свой гнев. Например, ребенок может воспринять отзыв сестры о его новой прическе как резкую критику, а па самом деле это было просто благодушное замечание. Такие эпизоды можно использовать, чтобы научить ребенка положительному взгляду на вещи при интерпретации ситуации. Научите детей думать, что имел в виду собеседник, а не считать, будто сестра отозвалась о новой прическе оскорбительно, отчего, конечно, хочется рассердиться и начать защищаться. В данном случае альтернативной идеей могла бы быть мысль, что сестре действительно нравится новая прическа и она заметила перемену. Положительный взгляд на вещи — инструмент, который ваши дети будут использовать на протяжении всей жизни, чтобы хорошо ладить с другими. Научив детей положительно реагировать па переживаемые события, вы помогаете им не только следить за своим гневом, но и искать пути в то же время быть счастливыми.

Последнее замечание касательно определения признаков гнева такое: родители должны участвовать в процессе, так как должны подавать своим детям пример правильного поведения. Не так-то просто быть спокойным, разумным и чутким, когда в доме все стоит вверх дном. Но вам станет легче, если вы вместе с супругом поработаете над опознанием признаков гнева у себя самих и того, как вы выражаете гнев при детях, соседях или сотрудниках. Бдительно следите за своими эмоциями — и вы научи те своего ребенка контролировать гнев.

План контроля над гневом

Каждый ребенок реагирует на гнев по-своему. Родители способны научить детей действенным способам выражения гнева, создав план контроля над гневом, построенный так, чтобы отвечать каждой потребности ребенка. Цель этого плана — вырабатывание стратегий и техник выражения гнева приемлемым способом. Как только ребенок столкнется с новой ситуацией, план тоже будет изменен, в него добавятся другие стратегии, доказавшие свою эффективность. Важно, чтобы у вас в распоряжении было множество идеи, так как не все стратегии оказываются универсальными. Например, бой с боксерской грушей может быть отличным способом выпустить пар дома, но потребуется другая стратегия, если ребенок рассердится на одноклассника. Вместе с ребенком работая над разработкой действенных способов контроля над гневом, вы показываете ему, что серьезно относитесь к его чувствам.

Родители также должны упомянуть в плане некоторые основные правила касательно того, какое поведение не будет прощаться, когда ребенок начинает сердиться, и каким будет наказание.

Некоторые примеры базовых правил:


  1. не причинять физических страданий другим людям, то есть нельзя драться, пинаться, щипаться или ограничивать физическую свободу другого человека;

  2. не портить ничьи личные вещи, то есть не кидать, не рвать и не ломать что бы то ни было;

  3. не сквернословить, будь то в адрес родителей, родственников или друзей.

Хотя вам, вероятно, захочется включить сюда и другие правила, помните, что детям нужно некоторое свободное пространство для самовыражения. Хотя ваша главная задача — научить ребенка управлять гневом, будьте осторожны и не подавляйте у него все проявления гнева. Приведем некоторые примеры того, как дети могут эффективно справиться со своим гневом.

Подсказки о том, как победить гнев

Начните с разработки шкалы гнева, которая поможет ребенку быть в курсе уровня своего гнева и даст возможность следить за ним. Цифра 1 на этой шкале означает отсутствие гнева (полное спокойствие), а цифра 10 означает наивысшую точку гнева, которая может привести к негативным последствиям. Цифры между 1 и 10 представляют разные уровни гнева. Дети и родители могут использовать шкалу, чтобы определять, усиливается ли гнев. Затем предложите детям разные способы справиться со своим гневом до того, как он достигнет отметки «10». Иногда достаточно просто вопроса о том, где сейчас находится их уровень гнева, чтобы начать распутывать сложную ситуацию. Затем предложите детям использовать любую из перечисленных ниже стратегий.



Техники управления гневом
Продолжение. Начало: "Учим детей управлять гневом"

Один из способов побороть гнев - определенные модели альтернативного поведения: это может быть медленный счет, визуализация знака «Стоп» или глубокий и медленный вдох и выдох. Потренируйтесь вместе с детьми проделывать эти простенькие упражнения. Как только ваши дети начинают сердиться, предлагайте им выбрать другое поведение, которым они могли бы заменить негативные эмоции. Тренируйтесь, когда дети спокойны, например перед сном.



Вознаграждение и поощрение

Вознаграждение и поощрение за альтернативное поведение может мотивировать детей измениться. Создайте список вознаграждений, которые могут получить ваши дети, если будут прибегать к альтернативному поведению. Когда дети начинают терять контроль над собой, помогайте им, напоминая о пройденных тренировках управлении гневом. Убедитесь в том, что вы не забываете про вознаграждение, потому что без него совладать с гневом очень трудно.



Техника отвлечения

Для профилактики приступов гнева научите детей технике отвлечения. Помогите детям просто перестать думать о событии, вызвавшем их гнев, пока они не смогут успокоиться.

Для этого предложите им закрыть глаза и повторять про себя, что надо прекратить думать или делать то, что они делают, так как нужно немедленно остановить негативные мысли или поведение. Вы не призываете ребенка игнорировать свои чувства, но даете ему время остыть, чтобы гнев не успел обернуться потерей контроля надо собой.

Техники расслабления и дыхательные упражнения

Исследования показывают, что техники расслабления и дыхательные упражнения способны быстро остановить гнев, поскольку организм не может одновременно быть и возбужден, и расслаблен. Это также может показать детям, что расслабление способно снизить стресс и гнев.


Покажите детям, как глубоко дышать, и подробно расскажите об этом упражнении: пусть они закроют глаза, глубоко вдохнут и обратят внимание, как их легкие и грудь при этом поднимаются. Пусть они продолжат вдох, а затем выдохнут через нос. Это можно повторять в течение нескольких минут, концентрируясь на порядке действий. Скажите ребенку, что когда он так дышит, то освобождается от всяких плохих мыслей. Поначалу ваши дети могут подумать, что это глупое упражнение, но через некоторое время они увидят, что оно действительно помогает расслабить мышцы и снизить напряжение.

Комната гнева

Создав в доме комнату гнева, вы разрешаете детям удалиться в безопасное место, если гнев у них усиливается. Будет очень полезно, если вы поместите в эту комнату предметы, с помощью которых дети смогут физически выразить свой гнев безопасным для всех образом, например попрыгать на специальном диване или покусать подушки. В комнате гнева также можно выразить свой гнев словами, которые не приемлемы в других частях дома, например поругаться пли покричать в матрас.



Тренировка умения постоять за себя

Тренировка умения постоять за себя - важное условие обучения вашего ребенка эффективно управлять своим гневом. Если с детьми обращаются агрессивно, первой их реакцией будет ответить так же агрессивно. Самозащита может заменить агрессию. Для этого научите детей вставать па защиту своих прав, сохраняя вежливость. Достойно и твердо проявляя себя, дети тем самым говорят, что их мысли, чувства и убеждения важны сами по себе и что им не надо прибегать к агрессии, чтобы добиться своего.



Тайм-аут

Наконец, для эффективной техники управления гневом абсолютно необходимо устраивать тайм-аут. Использование тайм-аута важно, потому что он напоминает детям, что было нарушено общепринятое правило и за этим последует наказание. Устраивать тайм-аут можно по-разному. Можно отправить ребенка посидеть в одиночестве в наказание за нарушение правил. Объявите перемирие и предложите детям попробовать сделать что-то другое, например прогуляться вокруг квартала, чтобы успокоиться. Наконец, вы можете (и часто должны) устраивать тайм-аут для самих себя, чтобы предотвратить эскалацию гнева. Это не только снимает напряжение, но и показывает детям вашу собственную уязвимость и подверженность гневу, свойственные любому человеку.



Жизнь и гнев

Гнев и то, как мы па него реагируем, не предопределяются генетикой или окружающей средой. Мы способны успению и благоразумно справляться с ним, если понимаем свои эмоции и реакции. Дети учатся выражать гнев у своих домашних. Вы как родители имеете огромное влияние на то, насколько дети умеют реагировать на гнев и контролировать его. Вводя эффективные техники управления гневом в повседневную жизнь, вы покажете детям, как правильно обращаться с гневом. Впоследствии наши дети усвоят эти техники и будут применять их па протяжении всей своей жизни.
Каталог: files -> Saldaeva
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
Saldaeva -> Рациональное и эффективное общение


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница