ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Устойчивое развитие
Рекомендуется для направления
022000 «Экология и природопользование»
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Устойчивое развитие» является формирование современных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной сфере деятельности на основе освоения научных представлений о соответствующей предметной сфере, а также обобщения и переосмысления приобретенных ранее знаний.
Задачи курса:
- Изучение вклада отечественной и зарубежной науки в формирование идеологии устойчивого развития;
- Изучение основных императивов устойчивого развития;
- Теоретическое освоение пространственной составляющей научной идеологии устойчивого развития;
- Привитие студентам навыков исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития в рамках академических дисциплин и направлений.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Устойчивое развитие» относится к модулю «Основы природопользования» базовой (общепрофессиональной) части раздела «Б.3. Профессиональный цикл» основной образовательной программы.
Курс предполагает знание основных дисциплин естественно-географического цикла, а также важнейших курсов экологической, экономической, социальной, политической и правовой направленности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) Общекультурные / универсальные (ОК) (обязательные для всех профилей подготовки, – все общекультурные компетенции от ОК-1 до ОК-13) соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Экология и природопользование».
б) профессиональные:
Общенаучные – все общенаучные профессиональные компетенции от ПК-1 до ПК-3 соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Экология и природопользование»;
Общепрофессиональные – все общепрофессиональные компетенции от ПК-4 до ПК-7 соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Экология и природопользование».
Профильно-специализированные по профилю «Природопользование»:
- знать теоретические основы природопользования, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10);
- владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике – (ПК-11).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: историю формирования концепции устойчивого развития, основы её методологии и основные императивы устойчивого развития.
Уметь: оценивать природные, экономические и социо-культурные факторы устойчивого развития; выявлять его риски и предпосылки.
Владеть: навыками исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития в рамках академических дисциплин и направлений.
4. Структура и содержание дисциплины «Устойчивое развитие»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
№
п/п
|
Раздел
дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы,
включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость
(в часах)
|
Формы теку-щего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма проме-жуточной) аттестации
|
|
|
|
|
Лекции
|
Семинары
|
Сам. раб.
|
(по семестрам)
|
1
|
Введение в ис-торию и пробле-матику УР
|
8
|
1
|
2
|
2
|
2
|
Установочный тест
|
2
|
Научные основы УР
|
8
|
2-3
|
4
|
4
|
4
|
Контрольный тест
|
3
|
Экологический императив УР
|
8
|
4-5
|
4
|
4
|
4
|
Контрольный тест
|
4
|
Социальный императив УР
|
8
|
6
|
2
|
2
|
2
|
Контрольный тест
|
5
|
Экономический императив УР
|
8
|
7
|
4
|
4
|
4
|
Контрольный тест
|
6
|
Индикация УР
|
8
|
8
|
2
|
2
|
2
|
Контрольный тест
|
7
|
Проблемы УР России
|
8
|
9-10
|
4
|
4
|
4
|
Контрольный тест
|
8
|
Образование для УР
|
8
|
11
|
2
|
2
|
2
|
Контрольный тест
|
|
Итого:
|
|
|
24
|
24
|
24
|
|
Программа учебной дисциплины
Раздел 1. Введение в историю и проблематику устойчивого развития
Исторический экскурс. Предыстория концепции устойчивого развития, важнейшие события: Дж.Форрестер «Мировые динамики» (1970), Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, Швеция, 1972), А.Печчеи, доклады Римского клуба (Д.Медоуз и др. «Пределы роста», 1972; М.Месарович и Э.Пестель «Человечество у поворотного пункта», 1974; и др.), В.Леонтьев «Будущее мировой экономики» (1977), ООН «Всемирная хартия Земли» (1981).
История концепции устойчивого развития, основные события: учреждение Комиссии ООН по окружающей среде и развитию (Комиссия Г.Х. Брундтланд – КОСР, 1983), представление Доклада КОСР «Наше общее будущее» (1987), конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1992), Рио-де Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Всемирный саммит по устойчивому развитию (Йоханнесбург, ЮАР, 2002), основные особенности концепции устойчивого развития в интерпретации Йоханнесбургского саммита, План действий по устойчивому развитию К.Аннана. Концепция устойчивого развития как идеология баланса интересов поколений в рамках экологической парадигмы, предписывающей справедливое распределение ограниченных природных благ.
Система основных понятий устойчивого развития: базовые понятия: устойчивость – способность системы сохранять свои свойства (или достаточно быстро восстанавливать их) при внешних воздействиях, развитие – процесс воспроизводства состояния объекта (в общем случае – системы) во времени и в пространстве, потребности (в конечном счете - потребности людей в природных ресурсах и экологических благах) и ограничения (возможностей или способностей окружающей среды удовлетворять современные и будущие потребности людей).
Объект развития в концепциях устойчивого развития – существующие вариации. Социум в его различных проявлениях – от местной общины до человечества в целом как объект развития в концепциях устойчивого развития. Внутренние и внешние движущие силы (аспекты) развития социума: природные, экологические, этнические, хозяйственные, экономические, политические и т.п. Частные компоненты общей или интегральной устойчивости социума: экологическая, экономическая, социальная и пр. Глобальная, национальные и местные «Повестки дня на XXI век», их востребованность, опыт разработки и реализации в мировой практике. Участие России в основных международных акциях по переходу к устойчивому развитию, её объективная заинтересованность в успехе этого глобального проекта.
Раздел 2. Научные основы устойчивого развития
Основные научные принципы устойчивого развития: социальная справедливость; социальная ответственность; экологическая адаптация социума; первичность духовного (культуры) по отношению к материальному (производству); учет пространственной индивидуальности объектов развития.
Научная идеология устойчивого развития. Перевод и интерпретация англоязычного термина “Sustainable development” (устойчивое развитие, сбалансированное развитие, поддерживающее развитие, гармоничное развитие, и др.). Неустойчивость как функция множества переменных: природных изменений, особенно катастроф; антропогенной нарушенности природных систем, в том числе – как жизненной среды этносов; насильственного разрушения традиционного уклада жизни, нарушенности культурных традиций этносов.
Утрата механизмов регуляции устойчивости вследствие разрушения традиционной культуры, вызванного возрастанием производственной деятельности, урбанизацией, крупномасштабными социальными экспериментами, распространением насилия в обществе и т.д. Невозможность абсолютной устойчивости в природе и в обществе. Сведение социальных и экономических колебаний к приемлемому минимуму и формирование механизма поддержания относительной устойчивости в обществе за счет адаптация социума к условиям внешней среды. Пути движения общества к устойчивому развитию. Устойчивость как способность социума (этноса, народа, общества, государства и т.д.) к долговременной адаптации к внешним условиям. Устойчивое развитие как развитие, адаптированное к потенциалу природной среды. Устойчивое развитие как процесс модернизации социума на основе синтеза традиций и экологически приемлемых инноваций.
Территориальная организация устойчивого развития. Принцип «мыслить глобально, действовать локально». Идеальная схема территориальной иерархической организации устойчивости социума: устойчивое локальное сообщество - устойчивый этнос - устойчивое государственное (национальное) сообщество этносов - устойчивая региональная (континентальная) группа государств - устойчивое мировое сообщество.
Атрибуты устойчивого развития в представлениях отечественных и зарубежных ученых. Классики отечественной и мировой науки как предтечи научной идеологии устойчивого развития. Современные устойчивые социумы и их особенности. Черты сходства устойчивых сообществ: культ традиций, культ природы, открытость к инновациям, духовное единство социума, связь культуры и ландшафта, ответственность, патриотизм, моноэтничность и др. Типы и виды страновых моделей устойчивого развития.
Многообразие интерпретаций устойчивого развития в человеческой истории. Укоренённость идей устойчивого развития в национальных культурах: постулаты первобытного коммунизма; постулаты аврамических религий; Британская модель (Magna Carta); Французская модель (свобода, равенство, братство); Ренессанс (возрождение); Просвещение; Resurgence / Возрождение (натурализм как альтернатива капитализму и социализму); Советская модель (моральный кодекс строителя коммунизма).
Российская концепция рационального природопользования. Книга «Нам и внукам» Д.Л.Арманда (1964) и её роль в формировании концепции рационального природопользования. Концептуальной близость идей книги Арманда и доклада КОСР «Наше общее будущее». Основоположники концепции РПП в России (СССР): Ю.Н.Куражсковский, Д.Л.Арманд, Ю.К.Ефремов, В.А.Анучин, А.А.Минц, Ю.Г. Саушкин, Н.Ф.Реймерс (географы и биологи), С.Г.Струмилин, Т.С.Хачатуров, Н.П.Федоренко, К.Г.Гофман, М.Я.Лемешев (экономисты) и др. Основные положения концепции рационального природопользования. Историческая закономерность появления концепции рационального природопользования, её укоренённость в фундаментальных научных достижениях и традиционной экологической культуре народов России. Феноменальная востребованность концепции рационального природопользования в практике государственного управления в советский и постсоветский периоды.
Раздел 3. Экологический императив устойчивого развития
Концепция устойчивого развития в интерпретации КОСР (Г.Х.Брундтланд) как идеология глобальной программы снижения риска неприемлемых экологических последствий за счет системной экологизации общественного производства и социального бытия. Историческая необходимость всесторонней экологизации жизни современного общества. Понятие об экологическом императиве, его сути и формах проявления. Частные формы экологического императива в мировой истории науки и культуры: «Не навреди» (Гиппократ); «Природа – сфинкс» (Ф.И.Тютчев); «Человек и природа» (Дж.П.Марш); «… в согласии с природой» (В.В.Докучаев); «Кормящий ландшафт» (Л.Н.Гумилёв); «Природа знает лучше» (Б.Коммонер) и др.
Современная академическая наука об естественных (природных) ограничениях развития. Феномен интегрированности экологического императива в культуры и традиции коренных народов. Классики марксизма о природно-экологической обусловленности общественного развития. Принципиальное значение концепции ноосферы В.И.Вернадского для системной регламентации взаимодействия природы и общества.
Паллиативный характер представленности экологического императива в современном обществе. Современные подходы к экологизации жизни общества, наиболее характерные примеры. Концепция коэволюции природы и общества Н.Н.Моисеева. Идея равенства «экологических пространств» в Плане действий «Устойчивые Нидерланды», принцип квотирования природопользования как основа развития национальной экономики и формирования образа жизни населения. Интернационализация экологической политики и незыблемость национального суверенитета в природопользовании. Принцип квотирования природопользования моделью основного функционального механизма устойчивого развития.
Система природных ценностей. Основные категории природных благ: природные ресурсы, природные условия и природное наследие. Этика, традиции и право в экологической политике. Ответственность государств и социума за сохранение природных ценностей, отражение экологической регламентации в международном и национальных законодательствах. Основные направления экологизации жизни современного общества. Рациональное и гуманистическое в пересмотре отношения к природным ценностям. Классики западной цивилизации о природных ценностях: Б.Спиноза, А.Леопольд, Ж.Дорст, Р.Карсон и др. Западные экономисты о природных ценностях: А.С.Пигу, Дж.К.Гэлбрейт, Ф.Шумахер, Р.Констанца и др. Отечественные подвижники охраны природы. Управление природными ценностями в России и в зарубежных странах: традиции, современное состояние, тенденции развития и перспективы.
Понятие природного наследия. Фактор природного наследия и его роль в общественном развитии. Историзм категории «природное наследие». Основные категории понятийно-терминологической системы «природное наследие»: биологическое разнообразие, ландшафтное разнообразие, георазнообразие, природное разнообразие. Охрана и использование природного наследия. Статуирование природного наследия. Деятельность ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций в сфере охраны природного наследия. Особо охраняемые природные территории в отечественной и мировой практике сохранения природного наследия. Дурбанский конгресс МСОП об охране природного наследия. Закономерность постепенной трансформации природных ресурсов и природных условий в природное наследие. Природное наследие России, проблемы его охраны и использования в интересах устойчивого развития страны.
Раздел 4. Социальный императив устойчивого развития
Человеческий фактор развития. Понятие о человеческом капитале. Социальные императивы развития от древних времен до наших дней. Классики мировой культуры о месте культуры в развитии человеческой цивилизации (Махатма Ганди, Н.К.Рерих, Л.Н.Гумилев, Д.С.Лихачев, А.С.Панарин и др.). Социальные параметры развития, проблемы их оценки измерения. Индекс человеческого развития и его дифференциация по странам мира. Культурные традиции как ценностная категория. Соотношение традиций и инноваций в развитии социума. Культурное пространство, факторы его интеграции и распада. Понятие о культурной ренте и потенциал её использования в интересах устойчивого развития.
Культурное многообразие и формы его проявления. Культурное многообразие как аналог природного разнообразия в обществе, приоритетная цивилизационная ценность, важнейшая категория культурной политики и условие устойчивого развития социума. Глобальный феномен этнического и культурного многообразия. Понятие о культурной глобализации и её социальных последствиях. Формы проявления культурной глобализации в современном мире, механизмы её предупреждения и преодоления. Деятельность ООН и ЮНЕСКО в сфере охраны культурного многообразия. Всемирная комиссия по культуре и развитию Хавьера Переса де Куэльяра (ЮНЕСКО и ООН, 1992 – 1996 гг.) и её доклад «Наше творческое разнообразие». Стокгольмская конференция по культуре и развитию (1998 г.). Современные акции мирового сообщества в сфере культурной политики.
Фактор культурного наследия общественного развития. Многообразие культурного наследия, его основные формы, материальное и нематериальное наследие. Факторы риска культурному наследию и масштабы их проявления в мире. Формы охраны культурного наследия. Роль институтов гражданского общества в сохранении наследия. Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного наследия. Экономические аспекты политики в области наследия. Феномен абсолютной эффективности сохранения наследия. Культурное наследие как фактор развития. Единство культурного и природного наследия. Культурное наследие России, проблемы его охраны и использования в интересах устойчивого развития страны. Картографирование культурного многообразия и наследия, карты и атласы наследия.
Раздел 5. Экономический императив устойчивого развития
Глобализация (экономическая глобализация) и устойчивое развитие: взаимосвязанное множество или альтернативные варианты. Концепция глобализма и ее региональная специфика. Пять признаков империализма в работах В.И.Ленина. Признаки глобализации: рост коммуникационных возможностей; становление системы мировой экономики, работающей в режиме реального времени; усиление процессов межкультурных взаимодействий; снижение роли государства в процессах международных отношений; становление глобализма как формы общественного сознания; нарастание социального и территориального расслоения. Современный мир как рынок транснациональных корпораций и мультинациональных банков. Глобализация как монополизация экономики, финансов, информационных сетей, сфер обслуживания. Глобализация как процесс разрушения государств, краха среднего класса, возникновения новых форм бедности. Глобализация как усиление территориального расслоения на страновом и региональном уровнях
Концепция устойчивого развития как альтернатива глобальному капитализму. Методы системной динамики Дж.Форрестера. Математические теории иерархических многоуровневых систем; кибернетические модели и концепция органического роста М.Месаровича и Э.Пестеля. Методы и теории упрощения, равновесия, гомеостаза и конвергенции, использованные в докладе Д.Медоуза, принципы планетарной взаимозависимости, гуманистического социального порядка и планирования. Научное обоснование утверждения о режиме воспроизводства социальных неравенств (диспаритетов) как фундаментальной причине деградации природной среды, снижения уровня и качества жизни большинства населения планеты и, как следствие, политической радикализации и глобальной неустойчивости. Теория катастроф и ее взаимосвязь с концепциями глобализма и устойчивого развития. Причины катастроф: природные (эффекты потенциала природы); экологические (антропогенные нагрузки на экосистемы); техногенные и социальные (рассогласование элементов в человеко-машинных системах); социальные и гуманитарные (неэффективность социального управления). Проблемы глобальной социальной безопасности: социальная практика как результат насилия, эксплуатации и конкуренции вступает в противоречие с потребностью общества в безопасности как результате синергизма, сотрудничества, кооперации и партнерства.
Влияние корпоративного сектора на глобализацию и устойчивое развитие. Корпоративный сектор России и государство. Противоречия между интересами корпораций, региональных органов управления и власти и территориальных общностей населения. Региональные группировки крупнейших корпораций России и их влияние на региональное развитие. Факторы обеспечивающие устойчивое развитие в условиях глобализации. Высокий уровень накопленного национального богатства. Амортизация природной среды для обеспечения безопасности жизни человека. Переориентация экономики с ресурсного на информационный тренд развития. Обобществление социально-экономической инфраструктуры. Общественный контроль за финансовыми потоками. Борьба с бедностью социальным и территориальным неравенством.
Раздел 6. Индикация устойчивого развития
Геоинформационное обеспечение устойчивого развития. Технологии мониторинга. Становление и краткий обзор методов мониторинга. Дистанционное зондирование, гидрологический и метеорологический мониторинг, государственные кадастры и статистика. Примеры организации и функционирования мониторинговых систем. Организация сбора информации для решения задач устойчивого развития территорий. Современные направления применения картографического метода. Моделирование тематического содержания карт и картографический метод исследования. Математико-картографическое моделирование. Комплексное картографирование и устойчивое развитие территорий. Характеристика современных ГИС. Интеллектуализация ГИС. Мультимедийные системы. Комплексные цифровые модели территорий. Современные направления развития геоинформатики. Комплексное моделирование устойчивого развития.
Оценивание развития – индексы и индикаторы. Измерения устойчивости развития. Факторы устойчивого развития. Построение интегральных индикаторов и системы индикаторов. Сравнение оцениваемых объектов. Потенциал развития. Национальное богатство, ВВП, накопленные производственные фонды, продолжительность жизни, естественный прирост населения, достигнутый уровень образования и т.д. как характеристики потенциала развития. Понятие «капитал» в оценках и измерении устойчивости развития. Практический анализ наиболее распространенных индикаторов - валового внутреннего продукта, общего и в расчете на душу населения; показателя национального богатства (с подразделением его на три составляющих: человеческий, производственный и природный капиталы); показателя истинных сбережений; «Зеленых счетов»; индекса развития человеческого потенциала; реального прогресса и устойчивого экономического благосостояния; экологической устойчивости; «живой планеты»; здоровья населения; конкурентоспособности; восприятия коррупции; свободы и др.
Раздел 7. Проблемы устойчивого развития России
Национальные предпосылки устойчивости развития. Национальный капитал России, его основные компоненты (природный капитал, человеческий капитал, производственный капитал) и специфические особенности. Стратегический резерв развития: традиции и уникальное природное и культурное наследие народов России. Правовые основы и институциональная инфраструктура устойчивого развития России.
Основные факторы риска развитию России (экологический, экономический, политический, социальный), особенности их проявления в прошлом и в настоящее время. Риски реальные и мнимые. Решающая роль природных и экологических рисков в развитии. Вопрос об экономической эффективности (в показателях производительности труда, материалоёмкости производства, экологичности хозяйства и быта, уровня жизни населения и др.) системы производственных отношений в идеологии развития. Внешние и внутренние политические риски. Социальный риск и его главный фактор в современной России – социальное расслоение. Основные социальные проблемы современной России (по Д.С.Львову): социальная апатия (утрата смысла трудовой деятельности, смысла культурного роста, смысла жизни) и социальная агрессия (рост преступности в обществе и криминогенности среды).
Формирование идеологии и стратегий развития страны. Проблемные вопросы перехода России к устойчивому развитию: возможно ли устойчивое развитие без идеологии? Имеется ли идеология развития в успешных зарубежных странах? Имеется ли идеология развития в мире в целом? Имеется ли идеология и стратегия развития в современной России? Идеология и стратегия развития в прошлом; принципиальные прецеденты (Петровские реформы, План ГОЭЛРО и др.). Социальная сплоченность, солидарность социума как решающий фактор устойчивого развития и возможность ли таковой в современной России.
География развития как адекватный профессиональный ответ географического сообщества на вызовы современности. География развития – новая научная дисциплина о закономерностях проявления факторов пространственной неоднородности в общественной динамике. Основные проблемы географии развития: систематика параметров развития; пространственная интерпретация феномена развития, выявление факторов развития, индикация развития, выявление закономерностей развития, типология развития, районирование развития, прогнозирование развития, пространственная регламентация в управлении развитием.
Сценарии развития России (по К.С. Лосеву): сценарии выхода из системного кризиса, сценарий структурной перестройки, сценарий ЦРУ для России, «Сценарий Грефа» – стратегия развития РФ до 2010 г. и его оценка, другие сценарии и прогнозы. Устойчивое развитие России как целенаправленный солидарный творческий труд определяющего большинства её граждан.
Раздел 8. Образование для устойчивого развития
История и суть вопроса. Образование как социальный институт. Миссия образования и воспитания в человеческой истории. Исторический контекст феномена образования для устойчивого развития. Преемственность образования для устойчивого развития, его связь с экологическим образованием и внутренняя логика развития. Представления о содержании и структуре образования для устойчивого развития. Образование и устойчивое развитие в международных документах. Признание образования в качестве «решающего фактора перемен» в современном мире. Всеобщий (рамочный) характер образования для устойчивого развития. Декада ООН образования для устойчивого развития (2005-2014 гг.). Сферы и уровни образования для устойчивого развития.
География образования для устойчивого развития как глобального цивилизационного проекта. Зарождение образования для устойчивого развития в наиболее развитых странах мира. Потенциал развития образования для устойчивого развития в различных странах мира. Опыт внедрения идей образования для устойчивого развития в передовых в рассматриваемом отношении странах мира: Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Германия, Италия, Франция, Австралия, США, Канада, Япония. Интересы развивающихся стран. Роль международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.). Инфраструктура образования для устойчивого развития в современном мире, ведущие научно-методические центры, журналы, Интернет-ресурсы и пр.
Образование для устойчивого развития в России. Традиции и национальный опыт сферы образования и просвещения в России. Миссия образования в современной России на пути её перехода к устойчивому развитию. Отечественный потенциал образования для устойчивого развития. Научные и организационные проблемы внедрения новой образовательной идеологии. Основные научно-методические центры страны по внедрению образования для устойчивого развития. Международное сотрудничество в области образования для устойчивого развития, включая сотрудничество стран-членов СНГ.
Миссия географии в устойчивом развитии: привитие современной географической культуры самым широким слоям населения в адекватных для различных его слоев формах; внедрение профессиональных географических знаний и навыков в систему подготовки всех без исключения специалистов; массовая подготовка преподавателей различных профессиональных ориентаций, для внедрения профессиональных географических знаний и распространения современной географической культуры; развитие научных исследований, нацеленных на решение географических аспектов проблем устойчивого развития.
5. Рекомендуемые образовательные технологии
Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В рамках учебного курса могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
-
Предложите вашу собственную версию (версии) перевода на русский язык англоязычного термина «sustainable development».
-
Является ли закономерным событием мировой истории появление концепции устойчивого развития? И, если да, то в чем выражается эта закономерность?
-
Что общего между западной концепцией устойчивого развития и российской (советской) концепцией рационального природопользования?
-
Возможна ли подлинно научная концепция устойчивого развития? Если да, то сформулируйте основные требования к ней. Если нет, то обоснуйте свою позицию.
-
Сформулируйте свой вариант экологического императива современному обществу.
-
Назовите приоритетные факторы экологического риска развитию современного общества.
-
Сформулируйте свой вариант социального императива устойчивого развития современному обществу.
-
Назовите приоритетные факторы социального риска развитию современного общества.
-
Сформулируйте свой вариант экономического императива устойчивого развития современному обществу.
-
Назовите приоритетные факторы экономического риска развитию современного общества.
-
Назовите приоритетные факторы политического риска развитию современного общества.
-
Предложите собственную версию системы основных (основополагающих, базовых) императивов устойчивого развития для России (от 1 до 5-7 позиций).
-
Назовите приоритетные факторы риска устойчивому развитию для современной России.
-
Назовите известных вам отечественных ученых – исследователей в области устойчивого развития.
-
Назовите известных вам зарубежных ученых – исследователей в области устойчивого развития.
-
Приведите примеры стран демонстрирующих в настоящее время: а/ устойчивое развитие; и б/ неустойчивое развитие. Объясните соответствующие феномены.
-
Приведите примеры регионов России, демонстрирующих в настоящее время: а/ устойчивое развитие; и б/ неустойчивое развитие. Объясните соответствующие феномены.
-
Предложите минимальный набор показателей для целей мониторинга устойчивости развития: а/ стран мира; б/ России и в/ отдельных регионов (субъектов федерации) России.
-
Назовите периоды в истории России, характеризующиеся: а/ устойчивым развитием и б/ неустойчивым развитием.
-
В чем, по вашему мнению, состоит потенциал воздействия науки (биологии, географии, экономики, социологии и др.) на повышение устойчивости развития: а/ России и б/ человечества в целом.
Примерная тематика рефератов
-
Оценка потенциала использования достижений науки (биологии, географии, социологии, экономики и др.) или их частных отраслей (биогеографии, геоэкологии, гидрологии, метеорологии, почвоведения и т.д.) в целях обеспечения устойчивого развития.
-
Научные основы идеологии устойчивого развития.
-
Устойчивое развитие в истории зарубежных стран: ретроспектива.
-
Устойчивое развитие в истории России: ретроспектива.
-
Потенциал устойчивого развития США: современное состояние и перспективы.
-
Потенциал устойчивого развития стран Европейского Союза: современное состояние и перспективы.
-
Потенциал устойчивого развития развивающихся стран: современное состояние и перспективы.
-
Потенциал устойчивого развития России: современное состояние и перспективы.
-
Сценарии устойчивого развития России.
-
Повестка дня на XXI век для России.
-
Местная повестка дня на XXI век для одного из регионов (субъекта федерации) России (по выбору).
-
Научные основы образования для устойчивого развития и потенциал его развития в России.
Примерный перечень вопросов к экзамену / зачету
-
Понятие об «устойчивом развитии». Основные определения и толкования. Авторы концепции устойчивого развития.
-
Исторический контекст и предпосылки появления идеологии устойчивого развития.
-
Основные понятия концепции устойчивого развития.
-
Общенаучные основы устойчивого развития.
-
Российская концепция рационального природопользования.
-
Географические аспекты концепции устойчивого развития.
-
Экологический императив устойчивого развития.
-
Экологические ограничения развития.
-
Управление природопользованием в интересах устойчивого развития.
-
Социальный императив устойчивого развития.
-
Культурное многообразие и развитие.
-
Экономический императив устойчивого развития.
-
Глобализация и развитие.
-
Повестка дня на XXI век: глобальный, национальный и местный уровни.
-
Геоинформационное обеспечение устойчивого развития.
-
Индикация развития.
-
Стратегии и сценарии устойчивого развития.
-
Проблемы перехода России к устойчивому развитию.
-
Образование для устойчивого развития: идеология и содержание.
-
Миссии предметных научных дисциплин (география, экология, экономика и др.) в устойчивом развитии.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Устойчивое развитие»
а) основная
-
Арманд Д. Нам и внукам. – М.: Мысль, 1964.
-
Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций. – М.: СТУПЕНИ, 2002.
-
Государственный доклад “О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2009 году”. - М., 2008 (и Госдоклады предшествующих лет изданий).
-
Йоханнесбургский меморандум. – М.: ОГИ, 2002.
-
Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.
-
На пути к образованию для устойчивого развития в России. Под ред. Н.С. Касимова и С.М. Малхазовой. – М.: Геос, 2006.
б) дополнительная литература:
-
Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. М.: Экономика, 2009.
-
Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления. Курс лекций по экономической и политической географии. – М.: Дело, 2000.
-
Бобров А.Л. Устойчивое развитие и экономика природопользования. - М., 2002.
-
Бобылев С.Н. и др. Экономика устойчивого развития: Учебн. пособие. – М.: Ступени, 2004.
-
Бобылёв С.Н., Зубаревич Н.В., Соловьёва С.В., Власов Ю.С. Устойчивое развитие: методология и методики измерения: Учебное пособие. Серия «Высшее образование». – М.: Экономика, 2011.
-
Воейков А.И. Воздействие человека на природу. – М.: Географгиз, 1949.
-
Глобальная экологическая перспектива 2000. Доклад ЮНЕП о состоянии окружающей среды в конце тысячелетия. – М.: ИнтерДиалект +, 1999, а также ГЕО 3 (М., 2002).
-
Гор Эл. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. Пер. с англ. – М.: ППП, 1993.
-
Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. – Смоленск: СГУ, 2001.
-
Дурбанский аккорд: Материалы Пятого всемирного конгресса по особо охраняемым природным территориям. Пер. с англ. Отв. ред. Ю.Л. Мазуров. – М.: Институт Наследия, 2004.
-
Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. – М.: Инфра-М, 2005.
-
Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002, №9-10.
-
Касимов Н.С, Мазуров Ю.Л., Тикунов В.С. Феномен концепции устойчивого развития и его восприятие в России // Вестник РАН. 2004. №1.
-
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. – М.: Аспект Пресс, 2001.
-
Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХI в. – М.: Космосинформ, 2001.
-
Мазуров Ю.Л., Пакина А.А. Экономика и управление природопользованием. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
-
Образование для устойчивого развития: Материалы Всероссийского совещания. Под ред. Н.С. Касимова, В.С. Тикунова. – Смоленск: Маджента, 2003.
-
Образование для устойчивого развития: Материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н.С. Касимова. – Смоленск: Универсум, 2004.
-
Основные положения стратегии Устойчивого развития России. Комиссия Государственной Думы по проблемам устойчивого развития. Москва, 2002 г. http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html.
-
Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М.: Эксмо-пресс, 2002.
-
Устойчивое развитие: проблемы и перспективы тт.1-4. Издание Института географии РАН. – М.: Изд-во КМК, 2002-2010.
-
Россия в окружающем мире: (Аналитический ежегодник). - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998-2010.
-
Рипкема Д. Экономика исторического наследия. Пер с англ. – М.: ЗАО «Билдинг Медиа Групп», 2006.
-
Указ Президента Российской Федерации от 04.04.1994 № 236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». http://ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президента_РФ_от_4_февраля_1994_г._№_236.
-
Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода РФ к УР». http://ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президента_РФ_от_1.04.1996_№_440.
-
Хокен П., Ловинс Э., Ловинс Х. Естественный капитализм: грядущая промышленная революция. Пер. с англ. – М.: Наука, 2002.
-
Устойчивое развитие: ресурсы России. Под общей редакцией академика РАН Н.П. Лаверова – М.: Изд. центр РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004.
-
Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. колл.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. – М.: Экономика, 2002.
-
Gilpin, Alan. 1997. Dictionary of Environment and Sustainable Development. – John Wiley & Sons, West Sussex.
-
Marsh, George P. 1864 (1871). Man and nature: or physical geography as modified by human action. - Charles Scribner & Company, N.Y.
-
Pepper D. The roots of modern environmentalism. – Routledge, London & New York, 1986.
-
Scott, Willam and Stephen Gough. 2003. Sustainable Development and Learning: Framing the Issues. RoutlegeFalmer, London and New York.
-
Scott, Willam and Stephen Gough (Eds). 2004. Key Issues in Sustainable Development and Learning. RoutlegeFalmer, London and New York.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
http://www.un.org/ru/development/sustainable/ (ООН и устойчивое развитие)
http://www.un.org/esa/sustdev/ (Комиссия ООН по устойчивому развитию).
http://wdc.org.ua/ (Всемирный Центр Данных по геоинформатике и устойчивому развитию).
http://www.un.org/ru/development/progareas/dsd.shtml (Информация об органах ООН в области устойчивого развития, глобальных и региональных программах этой тематики).
http://www.fund-sd.ru/ (Фонд «Устойчивое развитие»).
http://www.wwf.ru/sustainability/ (WWF и устойчивое развитие).
http://www.ustoichivo.ru/ (Информационный сайт по устойчивому развитию).
http://sdo.uni-dubna.ru/journal/ и http://www.yrazvitie.ru/ (Официальные сайты редакции журнала «Устойчивое развитие. Наука и практика»).
http://www.sustainabledevelopment.ru/ (Сайт совместная программа Центра экологической политики России и Общественной палаты РФ).
http://www.clubofrome.org/eng/home/ (сайт «Римского клуба»).
http://www.worldbank.org/ (сайт Всемирного банка с разделом по устойчивому развитию).
http://www.wri.org/ (сайт некоммерческой организации World Resources Institute).
http://www.worldwatch.org/ (сайт некоммерческой организации World Watch Institute).
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Устойчивое развитие»
Согласно требованиям к материально-техническому обеспечению учебного процесса, утвержденным Министерством образования РФ, включая оборудование для электронных презентаций, доступ студентов к ресурсам интернета и книжный фонд библиотеки.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование» и профилям «Экология», «Природопользование» и «Геоэкология».
Разработчики* (в том числе из вузовского сообщества и представителей работодателей):
МГУ им. М.В. Ломоносова декан географического ф-та Н.С. Касимов
МГУ им. М.В. Ломоносова профессор географического ф-та Ю.Л. Мазуров
* при участии В.Л. Бабурина, д.г.н., профессора и В.С. Тикунова, д.г.н., профессора (Московский государственный университет)
Эксперты (представители работодателей):
Института физики Земли
им. О.Ю.Шмидта РАН Директор, академик РАН А.О. Глико
Институт географии РАН Зам. директора А.А. Тишков
Министерство природных Зам. директора департамента
ресурсов и экологии РФ гос. политики в области
охраны окружающей среды А.М. Амирханов
Программа одобрена на заседании УМС по экологии и устойчивому развитию от 18 февраля 2011 г., протокол №1-эко/умо.
Поделитесь с Вашими друзьями: |