Учебное пособие Волгоград 2010 (075. 8)



страница1/8
Дата14.02.2016
Размер1 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


Б. А. Сидристый

Проектирование

автоматизированных систем управления и обработки

информации.

Организационные системы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Б. А. Сидристый

Проектирование автоматизированных

систем управления и обработки информации.

Организационные системы

Учебное пособие


Волгоград

2010

УДК 658.012.011.56 (075.8)

С 34
Рецензенты: кафедра информационных технологий математического факультета Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова; д. т. н., профессор, зав. кафедрой прикладной математики Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова В. А. Воробьев


Сидристый, Б. А. Проектирование автоматизированных систем управления и обработки информации. Организационные системы: учеб. пособие / ВолгГТУ, Волгоград, 2010. – 120 с.
ISBN 978-5-9948-0479-7
Содержится необходимый теоретический материал, позволяющий читателю познакомиться со всеми аспектами проектной деятельности при разработке АСОИУ организационных систем. Описывается широкий спектр методов математического и экспертного моделирования объектов проблемной области задач управления организациями. Излагается системный взгляд на проблемы организационного управления, системный подход к решению разнообразных задач проектирования АСОИУ. Дается системное описание самого процесса проектирования.

Предназначено для инженеров, научных работников, аспирантов и студентов, обучающихся по специальности 220200 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (код ОКСО 230102).


Ил. 19. Табл. 3. Библиогр.: 5 назв.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета
ISBN 978-5-9948-0479-7  Волгоградский

государственный

технический

университет, 2010

Оглавление

Список аббревиатур…………………………………………………

4

Введение……………………………………………………………..

5

Глава 1. Теоретические вопросы АСОИУ организационных систем……………………………………………………….…………..

6


1.1. Основные определения……………………………...……...

6

1.2. Виды структурной организации АСОИУ………………….

11

1.3. Классификация АСОИУ……………………………..……..

17

1.4. Закономерности функционирования и развития АСОИУ

21

1.5. Задания и контрольные вопросы к 1 главе ………….……

27

Глава 2. Цели в АСОИУ организационных систем. ……………..

28

2.1. Проблемы формулирования целей….……………………..

28

2.2. Методики структуризации целей……………….…………

32

2.3. Формализация процесса структуризации целей. Анализ…

41

2.4. Задания и контрольные вопросы ко 2 главе..……….……

49

Глава 3. Моделирование АСОИУ организационных систем…….

50

3.1. Формальные и неформальные методы моделирования .…

50

3.2. Методы моделирования с применением теории множеств и математической логики………………………..…………………

54


3.3. Язык формализованного описания задач…………….……

58

3.4. Аналитические и стохастические методы моделирования.…

63

3.5. Методы моделирования с применением математической лингвистики и семиотики……………………..……………………

68


3.6. Методы моделирования с применением теории конечных автоматов……………………………………………………………

75


3.7. Методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов (МАИС)……….……………..…

80


3.8. Задания и контрольные вопросы к 3 главе .....…….........…

85

Глава 4. Проектирование АСОИУ организационных систем……

87

4.1. Общая характеристика процессов проектирования АСОИУ…

87

4.2. Информационное обеспечение…………………………….

91

4.3. Математическое обеспечение……………………………...

97

4.4. Техническое и организационное обеспечение…………....

101

4.5. Управление проектом АСОИУ. Типизация проектных решений…………………….………………………………………..

106


4.6. Графические средства представления проектных решений. Инструментальные средства проектирования АСОИУ……

109


4.7. Проектная документация при разработке АСОИУ…...…..

114

4.8. Задания и контрольные вопросы к 4 главе...…....…………

117

Список использованной литературы……………..…..………..…..

118

Список аббревиатур

А-грамматики – автоматные грамматики

АСОИУ – автоматизированная система обработки информации и управления

АСУ – автоматизированная система управления

АСУО – автоматизированная система управления объединением

АСУП – автоматизированная система управления предприятием

АСУПП – автоматизированная система управления производственными процессами

АСУТП – автоматизированная система управления технологическими процессами

ГОСТ – Государственный отраслевой стандарт

ИПЯ – информационно-поисковый язык

КС-грамматики – контекстно-свободные грамматики

КСС – критерий смыслового соответствия

ЛВС – локальные вычислительные системы

МАИС – методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов

МФПС – методы формализованного представления систем

НС-грамматики – грамматики непосредственных составляющих

НУ-грамматики – неукорачивающие грамматики

ПОД – поисковый образ документа

ПОЗ – поисковый образ запроса

ПФУ – полная функция управления

СУБД – система управления базами данных

ТПР – типовые проектные решения

ТСП – технологическая сеть проектирования

ЯЗ – язык запросов

ЯМД – язык манипулирования данными

ЯОД – язык описания данных




Введение

Теория и практика разработки и использования систем автоматизированной обработки информации охватывает много направлений, начиная с управления техническими системами и технологическими процессами на предприятиях и заканчивая управлением регионами и даже государством в целом. В этом многообразии объектов управления можно выделить класс таких объектов, для которых существенным является человеческий фактор в том смысле, что здесь наряду с техническими системами в качестве управляемых элементов выступают люди, трудовые коллективы, население региона и так далее, а среди задач управления существенную часть занимают организационные вопросы такие, как планирование, оперативное регулирование деятельности предприятия, организации или региона, учет и контроль. Подобного рода объекты управления мы будем называть организационными системами в отличие от технических систем, где основное внимание сосредотачивается на поддержании должных значений одного или группы заранее оговоренных параметров, описывающих текущее состояние управляемого объекта.

Задачи проектирования автоматизированных систем обработки информации и управления организационными системами для своего решения требуют применения самых разнообразных подходов и математических методов моделирования и формализации описания объектов соответствующей проблемной области. Отличительной особенностью этих задач является большая изначальная неопределенность при их формулировке. По этой причине проектирование АСОИУ организационных систем должно осуществляться с использованием методов системного анализа, которые позволяют достичь успеха при решении столь сложных вопросов.

Данное учебное пособие содержит необходимый теоретический материал, позволяющий читателю познакомиться со всеми аспектами проектной деятельности при разработке АСОИУ организационных систем. В доступной и понятной форме описывается широкий спектр методов математического и экспертного моделирования объектов проблемной области задач управления организациями. Излагается системный взгляд на проблемы организационного управления, системный подход к решению разнообразных задач проектирования АСОИУ, даётся системное описание самого процесса проектирования. Подробно рассмотрена важная для организационных систем проблема целеполагания и представлена методика перехода от целей существования организационной системы к ее задачам управления путем структуризации этих целей.



Глава 1. Теоретические вопросы АСОИУ организационных

систем

1.1. Основные определения

В настоящее время в теории и практике разработки и использования систем автоматизированной обработки информации обозначено много направлений:



  • отраслевые автоматизированные системы управления (АСУ в торговле, АСУ статистики, АСУ образовательных учреждений, АСУ финансовых учреждений и пр.),

  • автоматизированные системы управления территориями или регионами (например, АСУ-город),

  • автоматизированные системы управления предприятиями (АСУП),

  • автоматизированные системы управления производственными процессами (АСУПП),

  • автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП),

  • автоматизированные информационные системы (АИС) – под АИС в настоящее время понимаются системы, связанные с процессами обработки больших объемов информации специальных видов:

– фактографической информации (справочные, библиографические и прочие системы),

– информации, представленной в тестовых документах (документальные системы),

– картографической информации,

– баз знаний (экспертные системы) и прочих специальных видов данных.

Границы между перечисленными видами автоматизированных систем размыты, так как эти системы обладают общими составляющими и свойствами как с точки зрения их разработки, так и с точки зрения их эксплуатации.

Первые три вида автоматизированных систем являются системами организационного управления, в то время как остальные системы решают вопросы управления процессами производства изделий (АСУПП, АСУТП) и процессами обработки больших объемов информации (АИС). Как правило, АСУПП, АСУТП и АИС входят в системы организационного управления в качестве их составных частей. В дальнейшем мы основной упор будем делать на системы организационного управления.

В настоящее время средства автоматизации настолько органично вплетаются в процессы управления на объектах, в которых они используются, что составляют вместе с объектом управления единое и неразрывное целое. Иными словами, АСОИУ – это автоматизированное подразделение предприятия (если автоматизируется некоторое подразделение предприятия), автоматизированное предприятие в целом (если автоматизируется большинство функций на предприятии), автоматизированный регион или отрасль (если автоматизируются функции управления регионом или отраслью). Такие автоматизированные системы обработки информации и управления мы будем называть организационными АСОИУ или просто организационными системами.

В процессе проектирования организационная система на современном этапе рассматривается как некоторая человеческая система, то есть такая система, в которую в качестве ее элементов, кроме всего прочего, входят люди, выполняющие определенные ее функции, решающие в связи с этим определенные задачи и составляющие собою совокупный или, как еще говорят, соборный интеллект системы. К организационным системам применяются те же положения теории управления, которые используются в технических системах, однако в данном случае есть и свои особенности.

Используются следующие фундаментальные понятия теории управления.

1. Объект управленияэто часть системы, которой управляют, а управляющий орган (субъект управления) – это та часть системы, которая осуществляет управление.

2. Внешняя среда – это окружающая обстановка, в которой система существует. Модель объекта управления и модель внешней среды это совокупность представлений о поведении объекта управления и внешней среды, которыми пользуется управляющий орган системы. В организационных системах эти модели частично представляются в виде формальных описаний (например, в виде совокупности математических формул или в виде алгоритмических описаний), частично – в виде обычного текста или в виде интуитивных представлений персонала системы на сознательном и бессознательном уровнях, которые, тем не менее, используются в процессе управления.

3. Вектор целей управления – иерархически упорядоченная совокупность целей, которых система стремится достичь в процессе своей деятельности. Отдельные составляющие этого вектора называются частными целями. Упорядоченность частных целей в векторе целей отражает их приоритет. Порядок, обратный приоритетному, – это порядок вынужденного отказа от достижения частных целей в случае невозможности достижения их полной совокупности. Каждая из частных целей оценивается параметром, определяющим степень достижения этой цели.

Например, в качестве цели может выступать стремление получить максимально возможный доход фирмы за определенный период времени, тогда в качестве параметра для оценки степени достижения этой цели выступает величина этого дохода. В общем случае параметр для оценки степени достижения цели может представлять собой более сложную информационную конструкцию, нежели простое число. Например, для оценки качества производимого фирмой товара может выступать удовлетворенность покупателей этим товаром. Оценка степени удовлетворенности покупателей товаром, как правило, выливается в отдельную достаточно сложную задачу.

Необходимо заметить, что приоритет частных целей в векторе целей является существенным фактором, который кардинально влияет на деятельность системы. Например, если получение максимума прибыли фирмы выбрать в качестве цели с наивысшим приоритетом (прибыль не- смотря ни на что), то это приведет к одному характеру деятельности фирмы, может быть даже где-то к криминальному ее характеру. Выбор же в качестве цели с максимальным приоритетом получение максимума прибыли при соблюдении законности деятельности фирмы приведет совершенно к другому характеру деятельности.

4. Вектор контрольных параметров – иерархически упорядоченная совокупность параметров, предназначенных для оценки степени достижения частных целей вектора целей системы. Порядок значений параметров в этом векторе отражает порядок соответствующих частных целей в векторе целей. Значения контрольных параметров, воспринимаемые субъектом управления, описывают ее реальное поведение. Но поскольку восприятие реального состояния системы не идеально, то всегда присутствует некоторая ошибка в определении истинного состояния, которая может быть как допустимой, так и недопустимой для целей управления системой в данном конкретном случае. Контрольные параметры часто называются также критериями управления.

5. Вектор ошибки управления – это расхождение между желаемыми и реальными значениями в векторе контрольных параметров. Вектор ошибки является основой для формирования оценки качества управления в системе.

6. Вектор управляющих воздействий (параметров) – это совокупность параметров, характеризующих управляющие воздействия на объект управления, а также на внешнюю среду системы. Значения управляющих параметров в системе меняются непосредственно по произволу субъекта управления. Например, процент отчислений на заработную плату работникам торгового отдела от выручки за проданный товар в торговой фирме или величина премий работникам фирмы за прошедший месяц, квартал или год. Список управляющих параметров системы может быть иерархически упорядоченным (управление в нормальных условиях, управление в опасных обстоятельствах, управление в аварийной обстановке и т. п.).

7. В модели объекта управления системы наряду с указанными выше контрольными параметрами и параметрами вектора управляющих воздействий могут присутствовать и ряд других параметров, характеризующих состояние системы. Они называются свободными параметрами. Состав свободных параметров системы также не постоянен и может меняться в процессе управления в результате изменений в системе представлений об объекте управления и внешней среды. Значения свободных параметров лежат в объективно или субъективно обусловленных множествах значений и могут зависеть от поведения внешней среды. Совокупность параметров всех указанных типов образуют вектор состояния системы.

В отличие от технических систем в организационных системах, как правило, не удается так регламентировать управление системой, чтобы добиться постоянства состава всех векторов, перечисленных выше. Это происходит из-за сложности объекта управления и его взаимодействия с внешней средой, а также из-за объективно существующей неопределенности в поведении элементов системы и внешней среды. По этой причине состав всех перечисленных векторов, в том числе и вектора состояния системы, в процессе управления может меняться.

8. Устойчивость системы по предсказуемости – это свойство системы, которое заключается в том, что ее поведение под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управления в определенной мере предсказуемо. Если система не обладает устойчивостью по предсказуемости, то, очевидно, управление ею невозможно. Например, не вполне опытный шофер, въехав на скользкий участок дороги и передвигаясь по нему, может резко затормозить, ожидая при этом реакции автомобиля как при езде по сухому асфальту. Автомобиль при этом теряет управляемость, его заносит в сторону, и он переворачивается. Налицо неустойчивость системы по предсказуемости в изменившихся условиях внешней среды. Шофер подсознательно ожидал (предсказывал) совсем другое поведение автомобиля, нежели то, которое получилось. Таким образом, устойчивость системы по предсказуемости определяется адекватностью заложенной в нее модели объекта управления и внешней среды (то есть, представлений об их поведении) реальному их поведению.

Аналогичная ситуация возникает и при управлении различными предприятиями и организациями, когда резко изменяется внешняя политическая и экономическая обстановка. В нашей стране в результате смены политического режима и галопирующей инфляции все экономические субъекты попали в условия, когда прежние, привычные представления оказались неадекватными действительности. Руководство большинства предприятий и организаций страны не сумело вовремя перестроить свои представления и стереотипы поведения в новой экономической и политической обстановке. В результате появилась неустойчивость поведения всех экономических систем по предсказуемости и как следствие – банкротство и развал многих предприятий и организаций.

Традиционно в технических системах устойчивость определяется как способность системы возвращаться в исходный режим существования по всем или по части параметров после того, как внешнее возмущающее воздействие на систему исчезло. Устойчивость по предсказуемости более общее понятие. Действительно, если система устойчива в классическом смысле, то это означает, что заложенная в нее модель объекта управления и внешней среды в достаточной мере адекватна действительности, так как управление на ее основе возвращает систему в прежнее состояние после исчезновения возмущающего воздействия. Следовательно, такая система устойчива и по предсказуемости.

9. Полная функция управления (ПФУ) системы – это деятельность, охватывающая все необходимые вопросы по управлению системой. В отличие от технических систем, которые функционируют и должны функционировать в регламентированных, заранее оговоренных при их разработке условиях, организационные системы напротив существуют во внешней среде, которая может изменяться настолько, что эти изменения порой могут привести к необходимости кардинальной перестройки управления системой.

Например, в какое-то время руководство некоторой фирмы, занимающейся производством колбасных изделий, узнает, что основной ее конкурент установил у себя новую технологическую линию, которая обеспечивает значительное повышение производительности производства основных сортов колбасы при снижении потерь сырья и при повышенном качестве продукции. Это, конечно, приведет к снижению себестоимости продукции и как следствие откроет перед конкурентом широкие возможности завоевания тех секторов рынка, на которые сориентирована данная фирма. В ответ на этот новый фактор внешней среды руководство фирмы решает организовать специальную группу, которая должна изучить проблему и выработать предложения по необходимой реорганизации производства и сбыта продукции.

Полная функция управления в АСОИУ реализует поэтапный процесс, начиная от формирования вектора целей и заканчивая их осуществлением. Содержательным фрагментом полной функции является целевая функция управления, то есть концепция достижения одной из частных целей вектора целей системы на одном из этапов ее существования. Совокупность целевых функций управления, то есть концепций управления по отношению ко всем частным целям, образует совокупную концепцию управления или просто концепцию управления системы.

Полная функция управления в АСОИУ в силу многоплановости и разнохарактерности условий, в которой ей приходится существовать, должна включать в себя следующие виды управленческой деятельности.

1. Опознавание факторов среды, с которыми сталкивается субъект управления системы. Эта функция заключается в сборе информации о внешней среде и объекте управления, в ее должной обработке и анализе на предмет соответствия существующих представлений (моделей) о поведении объекта управления и внешней среды их реальному поведению, а также в прогнозировании этого поведения. Например, фирма, занимающаяся производством колбасных изделий, постоянно отслеживает номенклатуру сортов колбасы, качество и цены на аналогичный товар у своих конкурентов, постоянно следит за технологическими новинками в области колбасного производства, оценивает степень удовлетворенности покупателей продукцией фирмы, следит за положением дел у своих поставщиков, за изменениями федерального и местного законов и пр.

2. Формирование стереотипов распознавания факторов среды на будущее. Эта функция заключается в формировании и корректировке методологических подходов и конкретных методик изучения внешней среды и объекта управления, в формировании и корректировке существующих представлений (моделей) о поведении объекта управления и внешней среды, в прогнозировании этого поведения, а также в использовании этих методик и моделей в работе.

3. Формирование целей управления. Эта функция заключается в формировании новых составляющих вектора целей в отношении выявленных факторов среды и в корректировке прежних составляющих вектора целей в соответствии с меняющейся обстановкой.

4. Формирование целевой функции (концепции) управления на основе решения задачи устойчивости по предсказуемости и планирование поведения системы на будущее.

5. Организация управляющей структуры, несущей целевую функцию управления, заключается в организации новых или реорганизации старых элементов структуры системы.

6. Контроль деятельности этой структуры в процессе управления.

7. Ее ликвидация в случае ненадобности или поддержание в работоспособном состоянии до следующего использования.

Полная функция управления может осуществляться только в интеллектуальной системе, которая предполагает творчество субъекта управления как минимум при выявлении факторов среды, формировании вектора целей, формировании новых концепций управления, совершенствовании методологии и навыков прогноза, планирования и анализа при постановке задач управления, а также и в процессе решения этих задач. Говорят, что система существует в режиме самоуправления, если ее управляющий орган сам решает все необходимые задачи, составляющие ПФУ.



1.2. Виды структурной организации АСОИУ

АСОИУ, как правило, являются иерархическими системами, то есть имеют определенную иерархическую структуру. Например, если в качестве АСОИУ выступает автоматизированное предприятие, то в нем имеются различные отделы и подразделения, в которых обязательно решаются определенные управленческие задачи. Если в качестве АСОИУ выступает холдинг, объединяющий несколько организаций, то эти организации являются элементами иерархической структуры холдинга и т. п. Очевидно, что каждый элемент иерархической структуры АСОИУ как-то связан с другими ее элементами. Эти связи могут быть разных типов. Одним из типов этих связей является подчиненность. Причем подчиненность элемента другому элементу структуры, расположенному на верхнем уровне иерархии, может иметь разную силу в зависимости от количества отдельных функций ПФУ, которые выполняет данный элемент в процессе своей деятельности.

Структуры, у которых каждый элемент нижележащего уровня подчинен только одному элементу, расположенному на более верхнем уровне, называются структурами типа дерево. Такие структуры являются структурами с сильными связями. Если элементы нижележащего уровня подчиняются не одному, а нескольким элементам вышележащего уровня, то такие структуры являются структурами со слабыми связями. На практике важное место занимают многоуровневые иерархические структуры

1. Стратифицированные многоуровневые иерархические структуры. При описании сложных систем всегда возникает задача поиска компромисса между требованием простоты и необходимостью детального представления о системе. Одним из путей решения этой проблемы является использование не одной, а семейства моделей описания. Каждая из моделей семейства описывает поведение системы на соответствующем уровне абстрагирования, где существуют свои особенности, характерные черты и принципы. Такое представление названо стратифицированным, а отдельные уровни абстрагирования – стратами. Например, с точки зрения программиста, ЭВМ может рассматриваться в виде иерархической структуры из трех страт (рис. 1.1). При представлении систем управления предприятием страты могут соответствовать сложившимся уровням управления: управление технологическими процессами (АСУТП), управление производственными процессами (АСУПП) и организационное управление предприятием (АСУП). Если предприятие входит в объединение, то добавляется страта управления объединением (АСУО).

Начинать изучение системы можно с любой страты. В процессе исследования системы могут добавляться новые страты. На каждой страте используется свое описание и своя модель, но представление о системе в целом сохраняется, только если имеется описание на самой верхней страте, то есть описание ее концепции и замысла, которые нужно стремиться не исказить при раскрытии каждой последующей из страт.


ЭВМ

Страта 3

Язык программирования высокого уровня




Страта 2


Ассемблер


Страта 1


Машинные коды

Рис. 1.1. Стратифицированная структура ЭВМ с точки зрения программиста

2. Многослойные иерархические структуры. Такого рода структуры возникают, когда при решении проблемы в условиях большой неопределенности выделяется несколько уровней, на которые процесс этого решения разбивается. Эти уровни и называются слоями. При этом на каждом слое степень неопределенности снижается. Примером может служить разбиение проблемы управления предприятием на такие слои, как перспективное планирование, текущеее (годовое) планирование и оперативное управление производственными процессами, снабжением и сбытом.

На самом верхнем слое – слое перспективного планирования – решаются задачи прогнозирования поведения внешней экономической среды на достаточно длительный промежуток времени в несколько лет. В результате такого прогнозирования определяются новые факторы внешней среды и формируются соответствующие цели, которые определят развитие предприятия на период планирования. Далее формируется перспективный план, который задает основные параметры развития предприятия по годам. Тем самым снижается уровень неопределенности решения задачи планирования на слое текущего планирования, так как основные параметры на данный год уже известны в результате решения задачи составления перспективного плана.

В процессе текущего (годового) планирования детально прорабатывается поведение в течение предстоящего года: когда и что закупать, когда, что и в каком объеме производить, какие договоры и с кем заключать, какие мероприятия по подготовке и переподготовке кадров выполнять и так далее. В результате формируется входная информация для решения задач на слое оперативного управления.

В процессе оперативного управления осуществляются конкретные действия по реализации разработанных планов.

Многослойная иерархическая структура процесса управления предприятием может быть отражена в его организационной структуре в виде наличия планового отдела, в функции которому будет вменено перспективное и текущее планирование, и в виде наличия производственного отдела, осуществляющего оперативное управление производством.

3. Многоэшеленные иерархические структуры. Для АСОИУ больших масштабов система представляется в виде относительно независимых, взаимодействующих между собой подсистем, иерархически связанных друг с другом по принципу подчиненности. При этом некоторые из этих подсистем (или все) имеют права самостоятельного принятия решений. В иерархической структуре системы ее подсистемы распределены по уровням иерархии (рис. 1.2), которые называются эшелонами.



Эшелон 3

Координация





. . . Эшелон 2 Координация

. . . . . . Эшелон 1

Управление


Управляемый процесс

Рис. 1.2. Многоэшелонная структура управления

Например, какое-то количество компаний может объединиться в холдинг для совместной координированной деятельности. В свою очередь, компании могут иметь в своей структуре дочерние предприятия и филиалы. Тогда холдинг в целом составляет 3-ий эшелон, входящие в него компании составят 2-ой эшелон, а дочерние предприятия и филиалы – 1-ый эшелон. Каждое отдельное предприятие или организация этой структуры имеет право принимать самостоятельные решения, которые, вообще говоря, могут быть и противоречивыми. Другими словами, в структуре могут возникать конфликты. Однако эти конфликты могут разрешаться за счет взаимодействия элементов структуры одного эшелона непосредственно друг с другом на принципах коалиции либо за счет координирующего управления со стороны вышестоящего уровне иерархии. Причем управляющие воздействия вышестоящего уровня могут быть разной силы. Это могут быть приказы и распоряжения, подлежащие неукоснительному выполнению, или некоторая координирующая информация, которая принимается к сведению. Допустимые формы взаимодействия организаций внутри такой структуры отражаются в соответствующих договорах и других нормативно-правовых актах.

4. Смешанные иерархические структуры. В реальных системах организационного управления (особенно на уровне регионов или государства) могут одновременно использоваться несколько видов структур из перечисленных выше. Такие структуры называются смешанными. При этом основой объединения структур могут служить страты, когда, поднимаясь от одного уровня управления к другому, мы имеем более обобщенные и более абстрагированные модели управляемых экономических и общественных процессов. Поэтому смешанные структуры можно считать развитием стратифицированного представления. В смешанных структурах могут иметь место как вертикальные взаимодействия между подсистемами разных уровней иерархии, так и горизонтальные взаимодействия между подсистемами одного уровня.


Директор


Нач. производства 1



Нач. производства 2

Нач. производства N
. . .


Начальник цеха 1



Начальник цеха К
. . .

Рис. 1.3. Линейная структура управления на предприятии

На уровне современного предприятия его структура управления часто строится по линейно-функциональному принципу, совмещая в себе линейную и функциональную модели управления. Линейное управление организовывается на основе производственной структуры предприятия и реализует принцип единоначалия на предприятии (рис. 1.3), когда на руководителей структур возлагается полная ответственность за всю деятельность, осуществляемую в рамках данной структуры, а руководители нижележащих звеньев неукоснительно подчиняются своим вышестоящим начальникам.

Функциональное управление обеспечивает единую политику и централизацию решения управленческих задач по основным укрупненным функциям организации производственного процесса (техническая и технологическая подготовка производства, материально-техническое обеспечение процесса производства, сбыт готовой продукции, обслуживание электрических сетей, обслуживание и ремонт оборудования, обслуживание сетей связи и средств вычислительной техники, финансовое, кадровое и другие виды обеспечения производства). В функциональных структурах (рис. 1.4) реализуется принцип функционального деления ответственности между руководителями. Например, заместитель директора по производству отвечает за работу всех производственных подразделений в части производства продукции, главный инженер отвечает за работу оборудования во всех подразделениях и руководит людьми в каждом подразделении, обслуживающими там оборудование, заместитель по экономике отвечает за экономические вопросы во всех подразделениях и руководит экономистами подразделений и т. д.

Линейная и функциональная структуры управления в чистом виде не используются. Линейная структура не применяется из-за того, что от руководителей подразделений в этом случае требуется решать все аспекты деятельности, с которыми подразделение прямо или косвенно сталкивается (собственно производство, обслуживание оборудования, экономика, снабжение, сбыт и пр.), что весьма затруднительно, так как требует от человека универсальных знаний во всех этих областях. Самым существенным недостатком функциональной структуры является сложность в координации работы функциональных руководителей, каждый из которых отвечает только за свой круг вопросов.


Директор




Заместитель по производству

Главный

инженер


Заместитель по экономике
. . .




Начальник цеха 1



Начальник цеха К
. . .

Рис. 1.4. Функциональная структура управления на предприятии

В случае смешанной линейно-функциональной структуры управления в производственных подразделениях (цехах) остаются только работники, непосредственно занятые производством продукции. Персонал, обслуживающий оборудование, объединяется в службу главного механика, подчиненную главному инженеру, для обслуживания электрических сетей при главном инженере организуется отдел главного электрика, для обслуживания средств вычислительной техники и связи организуется вычислительный центр и т. п. Решение всех экономических вопросов сосредотачивается в планово-производственном отделе, подчиняющемся заместителю директора по экономике, решение вопросов снабжения и сбыта продукции сосредотачивается в отделах снабжения и сбыта, подчиняющихся коммерческому директору и т. д.

5. Матричные (проектные) иерархические структуры решают вопросы управления проектами. При матричной организации управления исполнители имеют двойное подчинение (рис. 1.5) со стороны функциональных руководителей, которые решают вопросы "как", и со стороны руководителя проекта, который решает вопросы "что" и "когда". Руководитель проекта получает право набирать исполнителей, решать финансовые и материально-технические проблемы.


Руководитель предприятия







Линейные и функциональные органы


Руковод. проекта 1



И


И

И



Руковод. проекта 2

И


И

И

Рис. 1.5. Матричная структура управления проектами



1.3. Классификация АСОИУ

Классификация АСОИУ осуществляется по разным признакам в зависимости от решаемой задачи. Классификации всегда относительны. Например, по виду управляемого объекта АСОИУ подразделяются на технические (АСУПП, АСУТП), информационные (АИС) и организационные. Однако в технических АСОИУ при ближайшем рассмотрении решается много и организационных вопросов, так как в процессе управления такими АСОИУ (в особенности АСУПП) непосредственное участие принимает человек. Кроме того, в них могут использоваться и ручные операции, которые либо трудно, либо не имеет смысла автоматизировать. Много организационных вопросов присуще и АИС, кроме того, в любой организационной АСОИУ часто возникает необходимость в обработке больших объемов информации, например, при создании и сопровождении нормативно-справочной документации или при обработке входящей и исходящей корреспонденции.

1. Открытые и закрытые системы. АСОИУ является открытой системой, если она обменивается информацией с внешней средой. В противном случае АСОИУ является закрытой системой. Конечно, на самом деле абсолютно закрытых АСОИУ не существует. Любая система в той или иной мере в своей работе пользуется информацией извне, например, для организации обратных связей в технических системах с целью обеспечения устойчивости. Вопрос заключается в характере использования информации извне. Если система способна сохранять свой высокий уровень и даже развиваться, заменяя в случае необходимости свои цели управления, совершенствуя свою структуру и свою продукцию в ответ на меняющуюся внешнюю обстановку, то такая система, безусловно, является открытой.

2. Хорошо организованные системы. АСОИУ является хорошо организованной системой, если при ее создании удалось определить все элементы системы и их взаимосвязи между собой, а также взаимосвязи с целями системы в виде детерминированных аналитических, алгоритмических и графических зависимостей, то есть удалось определить детерминированную модель объекта управления и его внешней среды. Как правило, это удается сделать только в технических АСОИУ. Однако любое моделирование систем осуществляется с определенной точностью. При описании поведения сложного объекта в виде какой-то схемы или системы уравнений приходится выделять существенные и не учитывать несущественные компоненты этого объекта. Например, показания датчиков при управлении некоторым технологическим процессом верны с определенной точностью, с определенной точностью осуществляется отработка управляющих воздействий в системе и прочее.

В хорошо организованных системах задачи выбора целей и определения средств их достижения не разделяются. Поведение объекта управления и внешней среды могут быть описаны выражениями, связывающими цель со средствами в виде целевой функции, которая может быть представлена сложным уравнением, формулой, системой уравнений или неравенств. Представление объекта управления в виде хорошо организованной системы применяется в тех случаях, когда можно предложить детерминированное описание (модель) объекта и экспериментально доказать правомерность применения этой модели к данному реальному объекту. Попытки создать АСОИУ для предприятия или организации в виде хорошо организованной системы практически безрезультатны в силу большой сложности процессов в организационных системах и неопределенности, в которой приходится управлять такими системами.

3. Плохо организованные (диффузные) системы. АСОИУ является плохо организованной (диффузной) системой, когда не ставится задача детерминированно определить все компоненты и их связи с целями системы. Объект управления и внешняя среда в этом случае описываются закономерностями, которые выявляются на основе исследования не всего объекта, а путем статистического изучения представительных выборок компонентов, характеризующих этот объект. Например, при решении задачи определения числа автобусов, необходимых на заданном маршруте, на всех остановках маршрута в разное время суток в течение нескольких дней и в разное время года собирается информация о количестве пассажиров, ждущих автобус данного маршрута. После статистической обработки собранной информации получаются различные усредненные оценки численности пассажиров на данном маршруте, а также вероятности достоверности полученных оценок.

Моделирование объектов управления в виде диффузных систем находит широкое применение при определении пропускной способности систем разного рода, при определении численности штатов в обслуживающих (ремонтных) подразделениях предприятия или в обслуживающих население учреждениях (в магазинах, на почте, в банках), при исследовании документальных потоков информации и прочее.

4. Самоорганизующиеся системы. Построение АСОИУ в виде самоорганизующихся систем позволяет решать задачи управления в обстановке большой неопределенности.

Класс самоорганизующихся или развивающихся АСОИУ характеризуется рядом особенностей. Особенности самоорганизующихся АСОИУ обусловлены наличием в системе активных элементов (то есть, людей), которые, с одной стороны, полезны для существования системы в целом, так как обеспечивают приспосабливаемость системы к изменяющейся внешней среде, а с другой стороны, затрудняют управление системой, так как имеют свои собственные цели, которые могут не совпадать с целями системы в целом. Эти особенности заключаются в следующем:

а) нестационарность (изменчивость, нестабильность) отдельных параметров и стохастичность поведения;

б) уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях, благодаря наличию в системе активных элементов, обладающих свободой воли;

в) способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам, что является полезным свойством, однако, система способна адаптироваться и по отношению к управляющим воздействиям, что весьма затрудняет управление;

г) способность противостоять разрушительным тенденциям, которые характерны для закрытых систем, не имеющих активных элементов;

д) способность вырабатывать новые варианты поведения и изменять структуру системы, сохраняя при этом ее целостность и основные свойства;

е) способность и стремление к целеобразованию в отличие от закрытых (технических) систем, которым цели задаются извне.

Часть из этих особенностей характерна и для диффузных систем (стохастичность поведения, нестабильность отдельных параметров), но большинство из рассмотренных особенностей являются специфическими признаками самоорганизующихся систем, которые отличают их от систем других классов и затрудняют моделирование.

При создании управления в организационных самоорганизующихся системах (то есть на предприятиях) часто стремятся моделировать их, используя теорию автоматического регулирования и управления для технических систем, не учитывая наличия активных элементов. Такой подход к созданию АСОИУ ничего, кроме вреда, предприятию не приносит, так как делает предприятие "неживым организмом", не способным адаптироваться к внешней среде и разрабатывать варианты своего развития. Подобным недостатком страдают современные системы управления качеством, при создании которых стараются жестко регламентировать поведение персонала исключительно во всех ситуациях и при управлении всеми бизнес-процессами на предприятии.

Рассмотренные особенности самоорганизующихся систем противоречивы. Они в большинстве случаев являются положительными и отрицательными, желательными и нежелательными. Их не сразу удается понять и объяснить для того, чтобы выбрать и создать нужную степень их проявления. Такие системы легче изготовить и ввести в действие, преобразовать и изменить, чем описать какой-либо формализованной математической моделью. В связи с этим формулируется следующая важная особенность самоорганизующихся систем:

ж) принципиальная ограниченность формализованного их описания.

Эта особенность вызывает необходимость при моделировании самоорганизующихся систем наряду с методами формализованного описания использовать методы качественного анализа, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов. При формировании таких моделей меняется привычное представление о моделях, характерное для математического моделирования и прикладной математики. Изменяется представление и о доказательстве адекватности разрабатываемых моделей.

5. Если помнить, что модель любой системы – это ряд представлений о ней как совокупности ее компонентов, как-то взаимосвязанных друг с другом, то процесс моделирования самоорганизующихся систем можно представить себе следующим образом.

5.1. Выбирается подходящая знаковая система (язык) для описания модели. В случае организационных самоорганизующихся АСОИУ, которые состоят из конечного числа компонентов, подходящими знаковыми системами, естественно, являются дискретные системы. Это может быть система теоретико-множественных представлений, которая использует понятия множества, элементов множества и отношений, определенных на элементах множества, их парах, тройках и т. д., это может быть система, использующая понятия теории графов или понятия теории конечных автоматов или что-то другое. Все зависит от изучаемого аспекта в деятельности системы (описание структуры, описание функций, описание информационных потоков и т. д.).

При этом для каждого изучаемого аспекта деятельности системы может быть выбрана своя знаковая система, в результате полная модель системы будет представлять собою совокупность ее частных моделей для каждого аспекта деятельности. Например, для описания производственной структуры фирмы можно выбрать язык теории графов, когда подразделения фирмы представляются узлами графа, а вхождение одних подразделений в другие, более крупные, представляется дугами или ребрами, как это изображено на рис. 1.6. Здесь, кроме подразделений, узлами изображены и должностные лица, руководители производств.


Директор




Начальник Начальник Начальник

производства 1 производства 2 производства 3


. . . . . . . . . . . .

Цех 1 . . . Цех K
Рис. 1.6. Линейная структура управления на предприятии, изображенная в виде графа

5.2. В процессе проектирования АСОИУ или в результате ее развития рассматриваемая модель может изменяться по правилам той знаковой системы, в которой эта модель описана. Например, может быть решено, что в цехе 1 производства 2 следует установить две технологические линии, образовав в цехе два производственных участка. Тогда в графе на рис. 1.6. появятся дополнительно два узла, соединенные ребрами с узлом, соответствующим цеху 1. Узлам графа на рис. 1.6. могут быть сопоставлены веса, отражающие численность работников, могут быть сопоставлены и другие более сложные информационные структуры, типа списков работающих с информацией о заработной плате и должностях, а также видах и объемах работ, которые эти работники выполняют в процессе своей деятельности. В результате на этом графе можно ставить и решать различные задачи, связанные с расчетом заработной платы и др.

5.3. Действуя таким образом, можно накапливать информацию об объекте управления АСОИУ и ее функциях и задачах управления, фиксируя при этом все новые компоненты и взаимосвязи между ними, получая при этом описания последовательных состояний проекта и формируя тем самым все более адекватную модель реальной создаваемой или развивающейся АСОИУ. В этом процессе последовательных изменений моделей автоматически доказывается и адекватность конечной модели, так как на каждом этапе производится оценка правильности всех проводимых с моделью операций. Иными словами, описанный подход к моделированию самоорганизующихся АСОИУ становится своеобразным механизмом как проектирования, так и развития системы.

1.4. Закономерности функционирования и развития АСОИУ

При изучении сложных систем были вскрыты и изучены их общие свойства, названные закономерностями сложных систем. Эти закономерности присущи и АСОИУ.

1. Целостность. Эта закономерность проявляется в том, что у системы появляются свойства, отсутствующие у ее элементов. В западной литературе для обозначения целостности системы используется термин emerge (появляться), поэтому в русских переводах целостность иногда называют эмерджентностью. Например, радиоприемник, телевизор, станок и любое другое изделие обладают свойствами, которыми не обладает ни одна из их составных частей. То же самое наблюдается и в социальных системах, в том числе и в АСОИУ. Любое предприятие, как единое целое, обладает возможностями и свойствами, которыми не обладает ни один отдельно взятый человек. Причем, пока система еще выступает как единый организм, она обладает своими уникальными свойствами, но как только она начинает разваливаться, эти свойства начинают теряться. Отсюда и название закономерности – целостность. У целостности системы имеется два аспекта:


  • свойства системы Qs не всегда являются суммой свойств ее элементов qi, i = 1, 2, 3, … ,

  • свойства системы Qs зависят от свойств ее элементов.

Первый аспект целостности говорит о том, что система подавляет некоторые ненужные ей свойства ее элементов. Например, у некоторых работников торгового предприятия могут быть прекрасные вокальные данные. Но эти способности предприятию не нужны, поэтому ее работники во время работы не поют, они занимаются другими делами. Второй аспект целостности говорит о том, что свойства системы сохраняются до тех пор, пока есть определенные свойства у некоторых ее элементов. Например, кафе или ресторан славится своими чудесными блюдами, благодаря работающему там конкретному человеку – талантливому шеф-повару. С уходом этого человека имидж у данного кафе как места, где можно вкусно поесть, постепенно пропадает, и оно становится заурядным предприятием общественного питания.

Свойство целостности связано с целью, для которой создается система. Пока существует цель, есть у системы и целостность. Если же система существует, то есть обладает целостностью, а цель в явном виде не определена, то эту цель можно выявить, изучая причины возникновения закономерности целостности у данной системы. В технической системе целостность определяется ее конструкцией, схемой соединения частей, например, у радиоприемника его целостные свойства появляются в результате сборки радиоприемника из конкретных деталей по определенной схеме. Изучая эту схему, можно выявить и цель, то есть замысел данного радиоприемника.

Однако в организационных системах все это не так просто, хотя и здесь используется тот же прием. Система представляется в виде структуры, то есть расчленяется на более простые элементы, а затем изучаются отдельные элементы системы и их взаимосвязи между собой и внешней средой. В силу того, что элементы системы являются более простыми образованиями, переход к изучению элементов уменьшает неопределенность, характерную для системы в целом и, следовательно, упрощает исследование. Изучая элементы системы, можно определить причинно-следственные связи между ними и системой в целом, что позволяет установить причинно-следственные связи системы в целом со средой, а это в конце концов и приводит к установлению целей функционирования системы. Например, заглянув в незнакомое нам помещение, мы замечаем, что там стоят прилавки, как в любом магазине, а на прилавках лежат различные продукты с табличками, на которых написаны числа. За прилавками стоят люди. У нас сразу возникает предположение, что мы заглянули в продуктовый магазин. Заговорив с людьми, стоящими за прилавками, мы окончательно убеждаемся в том, что зашли именно в продуктовый магазин. А придя к такому выводу, нам нетрудно сделать выводы и о целях данного заведения.

Целостность системы можно оценивать ее степенью. Для этого используется двойственная по отношению к целостности закономерность. Ее называют независимостью, физической аддитивностью, суммативностью или обособленностью. Свойство физической аддитивности проявляется, когда система распадается на независимые части, и тогда для физических свойств становятся верными соотношения:

Qs =  qi, i = 1, 2, 3, …

В этом крайнем случае системы не существует, и степень ее целостности равна 0. На практике степень целостности колеблется от 0 (отсутствие целостности) до 1 (абсолютная целостность). Так что целостность любой развивающейся системы движется по направлению от 0 к 1. В связи с этим вводятся понятия прогрессирующей систематизации, когда система стремится к уменьшению самостоятельности элементов, и прогрессирующей факторизации, когда самостоятельность элементов системы со временем возрастает. Научившись оценивать степень целостности систем, можно будет обнаруживать тенденции их укрепления или распада.

Система обладает целостностью, она развивается в режиме прогрессирующей систематизации благодаря ряду факторов, которые в совокупности определяют закономерность интегративности сложных систем. В качестве факторов, которые в организационных системах эту закономерность определяют, выступают с одной стороны неоднородность и противоречивость элементов системы, а с другой стороны стремление вступать в коалиции. Например, на рынке ремонтно-строительных услуг существует много предпринимателей, которые выполняют работы только определенного вида, потому что умеют хорошо делать работы только такого вида. Есть плиточники, которые занимаются укладкой керамических плиток, есть сантехники, выполняющие сантехнические работы, есть штукатуры и т. д. Однако имеется много заказчиков, которым необходимо выполнить весь комплекс работ по ремонту и отделке служебного помещения или квартиры. Налицо существование неоднородности как в смысле разнообразия работ, необходимых для выполнения, так и в смысле исполнителей, специализирующихся на разных видах ремонтно-строительных услуг. Для преодоления этой неоднордности предприниматели разных строительных специальностей объединяются в бригаду (вступают в коалицию), в результате чего появляется структура с новым свойством: она способна выполнять весь комплекс работ по ремонту и отделке помещений. Такая структура будет обладать целостностью до тех пор, пока существуют факторы, определяющие ее интегративность.

2. Коммуникативность. Эта закономерность отражает тот факт, что система не изолирована от других систем, она связана множеством коммуникаций с внешней средой, представляющей собою сложное образование, содержащее надсистему, подсистемы и актуальную среду, содержащую системы одного уровня с данной и как-то с ней связанные. Надсистема – это система более высокого порядка, которая задает требования и ограничения для рассматриваемой системы. Подсистемы – это нижележащие подведомственные системы. Например, для предприятия надсистемой может являться либо государство, если это самостоятельное предприятие, либо структура более высокого порядка, в которую предприятие входит, если оно, к примеру, является филиалом какой-либо фирмы. Подсистемами предприятия являются его отделы и подразделения, а в качестве актуальной среды выступают конкуренты, поставщики, покупатели (заказчики) и нейтральные предприятия, имеющие какие-то опосредованные с ним связи.

3. Иерархичность. Мы уже встречались со свойством иерархичности АСОИУ при рассмотрении различных видов их структурной организации. Закономерность иерархичности системы определяет иерархическую упорядоченность ее элементов, которая проявляется в том, что более высокий уровень иерархии оказывает направляющее воздействие на подчиненный ему нижележащий уровень, в результате подчиненный уровень приобретает новые свойства, отсутствующие в нем в изолированном состоянии. Например, плиточник, работая самостоятельно, не может позволить себе пользоваться некоторыми совершенными, но дорогими инструментами для разрезания керамических плиток, однако, работая в строительной организации, он такую возможность получает, потому что эта организация такой инструмент ему предоставляет. В результате производительность и качество труда плиточника в организации оказывается выше, чем при индивидуальной работе.

Иерархическая упорядоченность в сложных системах обладает следующими особенностями:

3.1. Закономерность коммуникативности проявляется не только между системой и ее внешней средой. Она проявляется также в виде сложных взаимосвязей между вышестоящими и нижестоящими иерархическими уровнями внутри системы. В результате каждый узел иерархической системы обладает свойством "двуликого Януса", то есть по отношению к подчиненным элементам он имеет "лик" автономного целого, а по отношению к вышестоящему элементу имеет "лик" зависимой части этого элемента.

3.2. Закономерность целостности проявляется на каждом уровне иерархии системы.

3.3. Неопределенность в узле верхнего уровня при переходе в нижестоящие узлы как бы уменьшается.

4. Эквифинальность. Эта закономерность заключается в том, что, начиная с некоторого уровня сложности, организационные саморазвивающиеся системы имеют способность достигать состояния, которое не зависит от начальных условий, а определяется исключительно параметрами системы (то есть, ее целями и средствами достижения этих целей). Это состояние, к которому стремится система в своем развитии, характеризует ее предельные возможности.

5. Закон необходимого разнообразия. Субъект управления в сложной системе сталкивается с большим разнообразием возможных ситуаций VS, в которых необходимо принимать решения. Управление во всех случаях будет успешным, если у субъекта управления на каждую ситуацию из разнообразия VS будет адекватный ответ, то есть подходящий случаю метод решения проблемы, либо если субъект владеет такой методологией управления, которая позволяет ему разрабатывать новые подходящие методы и применять их для решения возникающих проблем. Обозначая разнообразие готовых методов управления, а также тех, которые субъект управления может создать, используя методологию, которой он владеет, в виде VС, формулируем закон необходимого разнообразия: разнообразие субъекта управления должно быть больше или равно разнообразию управляемого объекта (VC > VS).

Учитывая этот закон при создании систем управления, неравенству VC > VS можно удовлетворить, если попытаться в максимальной степени регламентировать поведение объекта управления и внешней среды. Например, во времена социализма у нас стремились к стандартизации, унификации и типизации (типизация структур предприятий, типизация бухгалтерского учета, типизация проектирования сложных систем, в том числе и АСОИУ, типизация правил финансовых и производственных взаимосвязей предприятий с государством и друг с другом и пр.). Однако такой путь привел к неповоротливой системе управления в государстве, которая не смогла в своем развитии после достижения определенного уровня сложности адекватно реагировать на внешние и внутренние изменения. Следовательно, остается только один путь удовлетворить (VC > VS) – это повышать профессионализм управленцев на всех уровнях, начиная с самых мелких фирм и заканчивая государственными чиновниками.

6. Историчность. Любая сложная развивающаяся система после своего возникновения проходит определенный жизненный цикл, то есть переживает стадии становления, подъема, упадка и гибели. В этом и заключается закономерность историчности. Для преодоления "смерти" системы, связанной с историчностью, разрабатывают механизм ее реорганизации, в результате которой система сохраняется, но в новом качестве.

7. Закономерность самоорганизации. Любая самоорганизующаяся открытая система в своем развитии подвержена двум противоположным тенденциям: с одной стороны стремление к застою, старению и развалу в соответствии с закономерностью историчности, и с другой стороны – стремление к развитию путем повышения своей организованности, чтобы противостоять разрушающим ее факторам. Наличие тенденции к повышению организованности в самоорганизующихся открытых системах названо закономерностью самоорганизации. Ранее считалось, что причиной самоорганизации является свойство открытости самоорганизующейся системы, однако в последнее время полагают, что свойство самоорганизации в системе появляется из-за наличия в ней активных элементов. Этими активными элементами являются люди, имеющие, с одной стороны, свою волю и цели, которые требуют существования системы в целом, и обладающие, с другой стороны, методологией разработки новых методов решения проблем в меняющихся условиях.

8. Закономерности целеобразования. Цели в организационных системах также имеют иерархическую структуру, соответствующую иерархической структуре самой системы в том смысле, что элементы системы, являющиеся подчиненными элементами для узла более высокого уровня, имеют свои собственные цели, которые представляют собой подцели для цели данного узла. При этом цель С данного узла в иерархической структуре системы является побуждением к действию в этом узле в направлении, соответствующем этой цели, а ее подцели, то есть цели подчиненных узлу элементов, выступают как средство достижения цели С. Например, цель получения дохода в фирме имеет подцель, связанную с производством продукции, и подцель, связанную с реализацией этой про-дукции. Очевидно, что эти подцели являются средством достижения главной цели получения прибыли. Выделяются следующие закономерности целеобразования в сложных организационных системах.

8.1. Зависимость цели от внешних и внутренних факторов. Эта закономерность очевидна. Конечно же, цель определяется как внутренними факторами, такими как потребности и мотивы самой системы, ее элементов и исполнителей, так и внешними факторами, например такими, как цены на рынке, действия конкурентов и другие.

8.2. Возможность и необходимость сведения задачи формулирования обобщенной цели организации к задаче ее структуризации. Известно, что первоначально цель в голове руководителя возникает нечетко, как некоторая "размытая" область. Но добиться, чтобы все в организации одинаково поняли такую цель без ее детализации невозможно. Отсюда и необходимость ее декомпозиции (то есть, структуризации) по отдельным элементам системы.

8.3. Проявление в иерархической структуре целей закономерности целостности. Это свойство означает, что цель вышестоящего уровня, во-первых, не может быть полностью раскрыта без ее структуризации, то есть без выделения согласованных с ней подцелей, которые отражают разные стороны общей цели, а во-вторых, она не может быть реализована без реализации этих подцелей, так как подцели являются средством ее реализации. Например, цель получения прибыли уточняется тем, что в качестве подцелей указываются производство определенного вида продукции и реализация этой продукции, в результате чего и получается прибыль предприятия. Однако, чтобы добиться какой-то прибыли, кроме собственно производства и реализации, необходимо выполнить еще ряд условий, таких как выбор удачных рынков для сбыта продукции, выбор соответствующих технологий производства, обеспечивающих низкую себестоимость и высокое качество так, чтобы доход от реализации продукции превышал бы расходы на ее производство.



1.5. Задания и контрольные вопросы к 1 главе

  1. Объясните смысл понятий «объект управления», «управляющий орган» и «внешняя среда». Приведите примеры.

  2. Что является моделью объекта управления и моделью внешней среды применительно к оргсистемам?

  3. Что такое вектор целей управления, вектор контрольных параметров, вектор ошибки управления, вектор управляющих воздействий (параметров), вектор состояния системы и свободные параметры?

  4. Объясните смысл понятия «устойчивость системы по предсказуемости».

  5. Что такое ПФУ? Опишите ее состав.

  6. Поясните смысл термина «режим самоуправления системы».

  7. Перечислите известные Вам виды структур, используемых в АСОИУ для описания различных объектов.

  8. Перечислите известные Вам виды структур управляющего органа в организационных системах.

  9. Поясните смысл понятия «открытые и закрытые системы» в отношении организационных систем.

  10. Что такое хорошо и плохо организованные (диффузные) системы? Перечислите особенности самоорганизующихся АСОИУ.

  11. Приведите примеры хорошо организованных систем.

  12. Опишите закономерность целостности систем, ее аспекты и степень целостности. Перечислите другие известные Вам закономерности.



Каталог: data
data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница