Учебное пособие Орел-2013 удк ббк м



страница1/5
Дата27.05.2016
Размер1,08 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»


В.С. МАКЕЕВА

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Учебное пособие

Орел-2013

УДК

ББК

М

Макеева В.С. Мониторинг физического состояния: учебное пособие/ В.С. Макеева. – Орёл: Госуниверситет-УНПК, 2013. – 100с.


В учебном пособии дается обоснование внедрения системы мониторинга физического состояния в практику физического воспитания. Представлен анализ соответствия характера и условий физической подготовки особенностям психофизических состояний.

Пособие предназначено для студентов, преподавателей, тренеров и инструкторов-общественников по видам спорта и т.п.
УДК

ББК
© В.С. Макеева 2013


Оглавление
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ КАК НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Сущность понятия, структура и основное содержание

мониторинга состояний. ………………………………………………………...4

1.2. Организационные основы мониторинга физического состояния………..11

Глава 2. ОРГАНИЗМ КАК СИСТЕМА. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЕГУЛЯЦИИ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА


2.1. Организм как система……………………………………………………..41

2.2. Характеристика физических состояний, возникающих в процессе физкультурно-спортивной деятельности……………………………………….21

2.3. Реакции систем организма на физические нагрузки……………………….29

2.4. Морфофизиологические основы развития двигательных качеств……..39


Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

3.1. Комплексная оценка уровня здоровья………………………………………41


3.2. Особенности и проблемы тестирование физической подготовленности...43

3.3. Мониторинг нервной системы………………………………………………49

3. 4. Мониторинг состояния сердечно-сосудистой системы…………………...52

3.5. Мониторинг системы дыхания………………………………………………55

3.6. Управление тренировочным процессом на основе данных мониторинга состояний. Многоконтурное регулирование тренировочных нагрузок………60

Литература ………………………………………………………………………..68



Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА

ФИЗИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ КАК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА


    1. Сущность понятия, структура и основное содержание

мониторинга состояний

Сложность формулировки понятия «мониторинг» связано с принадлежностью его как сфере науки, так и сфере практики. Он может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации. С теоретической точки зрения данное понятие не имеет точного однозначного толкования, т.к. изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности.

Анализ толкование понятия позволил выделить основные термины, использующиеся в мониторинге и его следующие особенности:

Мониторинг - Monitoring от лат.Monitor - предостерегающий в широком смысле - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Наблюдение (Observation) - общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.

Метод (Method) - в широком смысле - способ познания явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знаний. Метод - в узком смысле - регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решения задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера.

Объект (Object) - явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности, на которые направлена деятельность, мысль, чувство и т.д.

Объект противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

В экологии понятие мониторинг определяется как непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам.

В рамках социологии И.В.Бестужев-Лада рассматривает мониторинг как средство обеспечения эффективного функционирования системы прогнозирования на основе специально организованного опроса экспертов не только на основе предсказаний, но и заблаговременного взвешивания возможных последствий принимаемых решений с помощью сугубо условных предсказаний поискового и нормативного характера.

Мониторинг в социологии имеет и другое направление: социально-политический мониторинг как постоянный, систематический сбор информации средствами массовой коммуникации в целях наблюдения, контроля за ходом развития какого-либо социально-политического явления или процесса и его прогнозирование. Данный метод представляет ценность тем, что достаточно точно описывает основные характеристики мониторинга – систематичность, динамичность, нацеленность на прогноз.

Однако, сведение целей мониторинга только к наблюдению за ходом процесса, не предусматривающее активного вмешательства, слишком упрощает данный метод.

В следующем определении, данном А.В. Толстых, социологический мониторинг рассматривается как системная совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационной помощи заинтересованным организациям в реализации социальных программ, соответствующих социо-культурным характеристикам и особенностям массового сознания различных поколений населения.

В данном толковании мониторинг рассматривается как средство помощи в реализации социальных программ, что предполагает обязательную нацеленность его на сферу управления.

В области медицины предметом мониторинга является интегральное воздействие на человека окружающей природной среды. Осуществляется он с целью выявления и предупреждения критических ситуаций, опасных для здоровья человека. В медицине наибольшее распространение получили различные локальные и частные системы мониторинга как сугубо лечебных, так и в научных целях для доказательства тех или иных исследовательских гипотез.

Использование мониторинга в психологии выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей и отдельного человека, в частности: психологическая готовность детей к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений у определенной возрастной или профессиональной группы в функционировании и развитии психических процессов или образований и др.

В целом проблемы мониторинга во всех сферах его использования решаются на уровне их теоретического осмысления и практической реализации одновременно. Различия же в толковании сущности мониторинга, в целеполагании и средствах его осуществления отражают специфику и уровень разработанности проблем мониторинга в каждой из областей его применения.

Наиболее общим образом «мониторинг» можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям. Основная составляющая практического применения мониторинга – это управление, а точнее информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.

Существование большого количества различных систем мониторинга порождает необходимость их определенного упорядочивания. С этой целью рядом авторов предпринята попытка классификации существующих систем мониторинга по нескольким основаниям. В качестве одного из таких оснований можно рассматривать область применения мониторинга. Это позволяет выделить следующие его виды:



в экологии и биологии: мониторинг воздуха, воды, лесов, уровня моря, воздуха, климатической системы, климата, температуры, окружающей среды, сейсмологический мониторинг, токсических газов, шума, излучения, экологический, почвенно-химический, переселения птичьего населения, здоровья животных, и другие.

в медицине: санитарно-гигиенический, медицинский, больных раком, внутриутробного развития зародыша, температуры, аритмии, сердечной деятельности, кровяного давления во время анестезии, глюкозы в крови и др.

в экономике и бизнесе: сельскохозяйственной продукции, цен, бизнеса, налогов, оборудования, доходов, рынка труда, рынка продуктов питания, строительных товаров, цен на ГКО и др.

в политике, политологии и социологии: средств массовой информации, региональных СМИ, выборов, прав человека, новостей ТВ, социально-политический мониторинг регионов, Российского законодательства, текущего законодательства, экономического законодательства, социально-экономической ситуации

в промышленности: коррозии металлов, промышленный, каталитических процессов.

компьютеров и средств связи: сетей, радиокоммцуникаций, компьютерных систем, коротковолновых радиопередач, надежности данных и др.

в образовании: знаний учащихся, образовательных систем и др.

Вторым основанием для классификации систем мониторинга могут быть средства, используемые для его проведения. По этому основанию можно выделить радиолокационный, авиационный, космический, дистанционный, спутниковый, инструментальный, педагогический, психологический, социологический, медицинский, статистический виды мониторинга.

В качестве третьего основания для классификации систем мониторинга можно предложить используемые в ходе него способы сбора информации. На основании этого существующие системы мониторинга можно подразделить на четыре группы.

К первой группе можно отнести те виды мониторинга, в процессе осуществления которого возможно непосредственное описание объекта мониторинга, не прибегая к каким-либо измерениям, используя технологии структуризации результатов, построение схемы и технологии сбора информации (например, мониторинг средств массовой информации, текущего законодательства, выборов).



Вторую группу составляют виды мониторинга, в процессе которого осуществляется непосредственное физическое измерение параметров объекта (например, мониторинг шума, уровня моря, налогов, коррозии металлов, компьютерных сетей, рынка продуктов).

Третья группа включает виды мониторинга, в ходе которого измерение параметров объекта проводится с использованием системы хорошо разработанных и общепринятых критериев или индикаторов (например, мониторинг воздуха, сердечной деятельности, доходов почвенно-химический мониторинг).

Четвертую группу составляют те виды мониторинга, в процессе которого измерение проводится опосредованно, с привлечением технологий научного исследования, с использованием системы критериев и показателей (например, мониторинг санитарно-гигиенический, социально-политический, социально-экономической ситуации). Именно к этой четвертой группе относится и мониторинг образовательных систем, который находится в центре нашего внимания.

Для тех видов мониторинга, в процессе которых осуществляется прямое измерение или накопление информации, существенную проблему может представлять структурирование и хранение полученной информации, обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам.

Для тех видов мониторинга, в процессе которых осуществляется опосредованное измерение, в частности мониторинга образовательных систем, значительной проблемой является обеспечение высокого качества инструментария, разработка критериев оценивания, индикаторов и показателей, сам процесс измерения, статистическая обработка результатов и их адекватная интерпретация.

Кроме этого, существующие системы мониторинга можно разделить на группы в соответствии с их ориентацией на конкретного пользователя. В рамках каждой из групп решаются проблемы представления и распространения информации, получаемой в процессе мониторинга, а также проблемы оплаты его организации и проведения.

Можно выделить три группы, отличные по количеству пользователей и интенсивности использования результатов мониторинга соответствующим пользователем.

Первую группу составляют виды мониторинга ориентированные на общество в целом. Целью такого мониторинга может являться, например, формирование общественного мнения. Виды мониторинга, результаты которых предназначены для такого рода аудитории, немногочисленны. Ознакомление пользователя с результатами мониторинга в этом случае осуществляется через средства массовой информации, в том числе и электронные. Как правило, оплата такого рода мониторинга производится посредством системы бюджетного финансирования.

Вторая группа включает виды мониторинга, ориентированного на специалистов соответствующих областей деятельности. Это, пожалуй, наиболее многочисленная группа, К ней принадлежит большинство существующих систем мониторинга. При этом, сами группы специалистов, для которых предназначены результаты каждого конкретного мониторинга могут быть как достаточно малы, так и очень многочисленны. Основными способами распространения получаемой в ходе такого вида мониторинга информации являются специализированные издания, в том числе периодические, ИНТЕРНЕТ, подписка. Оплата этого вида мониторинга производится пользователями, причем каждый пользователь оплачивает только часть расходов.

Третья группа включает виды мониторинга, пользователями которого являются конкретные органы управления, руководители, отдельные структуры. В литературе незначительно представлены виды мониторинга, входящие в эту группу, однако сам жанр печатного издания подразумевает достаточно массовое использование. Целый ряд фирм предлагает и реализует целевые мониторинги, пользователями которых являются исключительно руководители. Средством распространения информации, получаемой в ходе такого рода мониторинга являются аналитические отчеты, рекомендации, проекты, которые как правило не имеют широкого распространения. В этом случае оплата работ производится как правило только заказчиком.

С некоторой степенью условности можно выделить два типа мониторинга, первый из которых направлен на реализацию задач функционирования, а второй – задач развития. Иначе говоря, одни системы мониторинга, выполнив свою конкретную задачу, прекращают свое существование, другие могут существовать неограниченно долго. Они могут осуществляться в течение не одного десятилетия или даже столетия (например, наблюдения за погодой). Причины завершения функционирования той или иной системы мониторинга могут быть двоякого рода:

- сам объект мониторинга может прекратить свое существование (примерами таких объектов являются цены на ГКО, коррозия металлов, внутриутробное развитие зародыша и пр.);

- объект мониторинга перестает представлять собой опасность (примеры такого рода объектов – уровень моря, в том случае, если он достаточно долго остается стабильным, выборы, после их завершения и анализа результатов.).

Характер возможных объектов мониторинга позволяет выделить как сложные системные объекты (например, здоровье, климат, экологическое состояние, средства массовой информации, радио коммуникации, цены и пр.), так и достаточно локальные (например, переселение птиц, региональные выборы, качество работы конкретных сетей, кровяное давление во время анестезии и пр.). Однако, есть нечто общее, что объединяет все эти разнородные объекты, принадлежащие различным сферам деятельности.

Можно выделить две основные особенности объектов мониторинга.

Первая из них – это их динамичность. Все объекты, изучение или обследование которых осуществляется с применением мониторинга находятся в постоянном изменении, развитии.

Вторая особенность – это наличие или возможность опасности, возникающей в процессе функционирования объекта мониторинга.

Задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности, в широком понимании этого слова, для эффективного функционирования объекта, до того как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий.



Динамический мониторинг используется когда в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя, который может служить аналогом экспериментального плана временных серий. Для относительно простых систем, локального мониторинга или мониторинга физических объектов, этого подхода может оказаться достаточно. В данном случае, на первом месте в целях мониторинга стоит предупреждение о возможной опасности, а выяснение причин носят вторичный характер, в силу того, что причины достаточно прозрачны.

Для сложных социальных систем этот способ не подходит, поскольку при попытке выявить причину эффекта, мы сталкиваемся с теми же проблемами смещения, что и в случае с экспериментом по плану временных серий.



Конкурентный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем. В данном случае, мониторинг становится аналогом плана с множественными сериями испытаний.

Сравнительный, когда в качестве основания для экспертизы, выбираются результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня. Такой случай носит специфический для мониторинга характер, и не рассматривается при планировании экспериментов. Он заключается в том, что данные по системе сравниваются с результатами, полученными для системы более высокого уровня. Такой подход дает возможность рандомизировать или учесть большинство причин смещений оценок.

Комплексный, когда используется несколько оснований для экспертизы. Здесь не рассматривается мониторинг, который реализуется единичными измерениями, считая динамичность определяющим признаком мониторинга, хотя, в литературе можно найти примеры применения названия мониторинг к единственным испытаниям. В этом случае мониторинг вырождается в исследование по плану единичного случая, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Применительно к социальным системам, можно выделить три вида мониторинга в зависимости от его целей.



Информационный – структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения.

Базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется достаточно постоянное слежение с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют. Для реализации этого вида мониторинга могут быть использованы любые из трех возможных оснований для сравнения. Выбор того или иного варианта будет определяться целями мониторинга и ресурсными возможностями исполнителей.

Проблемный выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих, в зависимости от видов управленческих задач. Проблемный функционирования – представляет собой базовый мониторинг локального характера, посвященный одной задаче или одной проблеме. Реализация этого мониторинга не ограничена по времени. Проблемный развития – текущие задачи развития и предмет изучения этого мониторинга существует некоторое время. После того как задача решена, он прекращает свое существование. При этом количество параллельно существующих задач может быть достаточно большим. Основная его особенность динамичность создания, когда задачи качества инструментария и всей системы мониторинга должны решаться в условиях лимита времени.

На основе анализа мониторинга в экологии, социологии и других областях знания выделены несколько общих принципов, которые получили эмпирическое подтверждение. К таким принципам относятся принципы проблемности, открытости для развития, приоритета управления, целостности, информационной открытости, оперативности, соответствия (целей мониторинга средствам его организации), научности, прогностичности (нацеленности на прогноз), непротиворечивости (валидизация здравым смыслом), разнообразия.

Программа исследований и наблюдений разворачивается только на определенную проблему и состоит из пакета проблемно организованных программ. Такая организация оставляет возможность в постановке новых проблем и развертывания новых программ в противовес идее тотального мониторинга. Это позволяет снять синдром «избытка данных» или наоборот - «недостатка информации».

Его не стоит воспринимать как универсальный, т.к. для части систем мониторинга в большей мере подходит фоновый мониторинг или управленческий. Для мониторинга цен наверное не стоит искать способ проблемной организации.



Принцип развития (открытости для развития) – система выполнимости, предусматривающая начало выполнения, завершение проектов и создание новых. Вместе с тем, данный принцип не может быть распространен на большое количество иных систем мониторинга. Поскольку, существуют устойчивые задачи функционирования систем, для которых важна стабильность и многолетние результаты с целью прогнозирования или уточнения прогнозов.

Приоритет управления – как противопоставление средовому подходу. В триаде управление – мониторинг – экспертиза, управлению принадлежит ведущая роль, мониторинг и экспертиза являются очень важными, но обеспечивающими блоками. Управление разрабатывает целевые установки и намечает контуры проблемы, экспертиза выступает в качестве средства против возможной профессиональной узости решения проблемы, результатом мониторинга выступают знания, передаваемые для принятия решений. При этом, приоритеты управления являются универсальным признаком для мониторинга вообще, в том случае если управление будет рассматриваться в широком смысле этого слова и будет включать в себя формирование или воздействие на общественное сознание.

Целостность – неразрывность триады управление – мониторинг – прогноз, поскольку экспертиза это процессуальное понятие.

 Информационная открытость – необходимое условие эффективности. Все результаты исследований и наблюдений должны быть доступны для управленцев, предпринимателей, политиков, широкой общественности.

Вместе с тем, часть мониторинга, несомненно, носит конфиденциальный, заказной характер и может быть определена несколькими обстоятельствами. Получение информации для открытого доступа и информации только для системы управления, имеет разную мотивационную основу и может смещать оценки, получаемые при обследовании социальных систем. Часть информации может носить частный, приватный характер, разглашение ее может нанести вред личности.

Оперативность как универсальный принцип находит выражение как в технической стороне дела – оперативности, переработки и выдаче информации, так и оперативности принятия решений в критических ситуациях.

Таким образом, мониторинг представляет собой довольно сложный формирующийся феномен, который носит междисциплинарный характер. Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. При всем разнообразии реализации мониторинга в различных сферах общественной деятельности, для каждой из них мониторинг будет иметь свои особенности.




    1. Организационные основы мониторинга физического состояния

Мониторинг физического состояния как учебная дисциплина сформирована на стыке спортивной медицины, физиологии, теории управления.

Из спортивной медицины заимствованы методы определения и оценки функционального состояния организма спортсменов, их тренированности. Из физиологии – основы функционирования, организма в целом, его систем, отдельных органов. Теория управления в данной дисциплине предоставляет методы построения систем контроля состояния.

Статус мониторинга физического состояния закреплен на законодательном уровне постановлением Правительства, утверждающим Положение «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» и определяющая цель мониторинга: получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения [1, С.5]. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.

Инновации в системе физической культуры и спорта - естественное и необходимое условие развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению ценностей, с другой стороны - они несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего, сами закладывают основы необходимых преобразований.

Мониторинг на современном этапе развития общества, прежде всего, связан с потреблением и обработкой многообразной информации. Трудоемкой, но очень важной задачей является отфильтровывание информации, придание ей рациональной формы «массива» (как совокупности всех записей одного смыслового, тематического содержания) для использования педагогом, тренером и специалистами. В связи с этим создание стандартизированной методики обработки и интерпретации данных для выработки рекомендаций по обеспечению подготовки занимающихся является наиважнейшей задачей.

Цель мониторинга физического состояния - обеспечение постоянного текущего контроля психофизиологического состояния занимающихся, сбора, обработки и анализа информации, выраженных в показателях тестов о всесторонней подготовленности. Более того, концепции информатизации и мониторинга являются тесным образом взаимосвязанными, поскольку первая - информатизация - получает свое содержание, а вторая - мониторинг - форму реализации через компьютеризацию системы управления подготовкой занимающихся физическими упражнениями.

При проведении мониторинга физического состояния решаются следующие задачи:

а) выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека;

б) прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;

в) установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения;

г) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);

д) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье населения;

е) подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения;

ж) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.

Методологическую основу мониторинга физического состояния составляют:



  • тесты, соответствующие метрологическим критериям надежности, объективности и информативности;

  • показатели для оценки функционального состояния и уровня подготовленности спортсменов, его достаточность, стандартизация условий и источников получения информации;

  • соответствие методов контроля задачам тестирования.

Завершать мониторинг физического состояния занимающихся призваны системный анализ и объективная оценка, включающие:

- разработку и широкое внедрение методов контроля состояния;

- соединение современных достижений в смежных областях научных знаний (медицины, физиологии, биофизика, математики и др.) для получения наиболее эффективных методов контроля состояния;

- разработку инновационных технологий для контроля состояния во время тренировки для детей и юношества;

- разработку инновационных технологий в контроле состояния спортсменов высокого класса;

- разработку системы индивидуального и командного мониторинга


физического состояния в различные периоды тренировочной деятельности.

Состояние здоровья современной молодежи, в основном, определяется его образом жизни. Образ жизни, стиль жизни, жизненные мотивации учащихся в значительной степени определяют его здоровье и социальное благополучие в течение всей жизни. Образ жизни и деятельность учащихся за последние годы настолько изменились, что компенсаторные механизмы с трудом справляются с повышенной нагрузкой. Обучение взаимосвязано с их здоровьем: чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Поэтому для сохранения и укрепления их здоровья необходим целый комплекс мероприятий, включающий:

- мотивацию на здоровый образ жизни;

- врачебный контроль физического состояния для своевременного выявления и предупреждения заболеваний;

- медицинское обследование.

А своевременная диагностика и оценка уровня здоровья позволяет:

- выявить слабые звенья в организме для целенаправленного воздействия;

- составить индивидуальную программу оздоровительных занятий и оценить её эффективность;

- прогнозировать риск возникновения угрожающих жизни заболеваний;

- определить биологический возраст.

Процесс подготовки и проведения мероприятий по обследованию, сбору и первичной обработке данных физического здоровья и физического развития детей, подростков и молодежи в учреждениях образования требует методических разработок и выработки определенных подходов реализации системы мониторинга. Ключ к решению проблемы мониторинга - это формирование работоспособной исполнительной структуры, соответствующей современным условиям и способной воплотить в реальность поставленные задачи. Главным механизмом создания такой структуры является создание системы обратной связи между организаторами и исполнителями мониторинга на основе практико–ориентированного взаимодействия.

Одним из ключевых направлений качественного развития научно-методического и медико-биологического сопровождения является систематический мониторинг процессов физического состояния учащихся на базе углубленной индивидуализации, комплексных обследований, оптимального программирования, планирования и управления. Основной задачей является раскрытие интегральной индивидуальности учащихся, как целостной структуры, в которой морфологические, биохимические и психофизиологические особенности находятся в теснейшей, органической взаимосвязи.



Результаты врачебно-педагогических наблюдений за состоянием здоровья учащихся в процессе учебно-тренировочных занятий и мониторинговых исследований динамики показателей их физического развития, функциональной и физической подготовленности позволяют разработать мероприятия по совершенствованию учебного процесса.

Мониторинг физического состояния построен с учетом следующих принципов:

Системного подхода.

Унификации, упорядочения и оптимизации организационных технологий и объёмов обследования занимающихся физической культурой, спортом и туризмом, начиная с групп начальной подготовки и заканчивая группами высшего спортивного мастерства.

Специфики этапов подготовки и характера спортивной деятельности.

Применения современных методов и инструментальных методик в ходе проведения тестирования и диагностики различных сторон подготовленности занимающихся.

Использования современных информационных технологий при комплексном обеспечении подготовки занимающихся.

Создания единого информационного поля с интерактивными зонами взаимодействия по модулям.

Мониторинг здоровья (мониторирование, мониторное наблюдение) – длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций.

Мониторинг физического состояния - это система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, являющаяся частью социально-гигиенического мониторинга. Он проводится на основе нормативных и методических материалов с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.

Проведение мониторинга включает в себя:

а) наблюдение за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;

б) сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.

Учреждения системы образования, физической культуры и спорта осуществляют:

а) сбор, первичную обработку, оценку информации, полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу ее в центры государственного санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации;

б) подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья населения в городах и других населенных пунктах.

Диагностирование уровня здоровья производится посредством скрининга и мониторинга.



Диагностика ( от греч., diagnostikos – способный распознавать) это целенаправленное исследование распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта или объекта, истолкование полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).

Скрининг (от англ., screening – просеивание, сортировка) – массовое обследование с целью выявления лиц с определенной болезнью (определенными болезнями) для оперативного принятия лечебно-профилактических мер.

Концепция здоровья, разработанная в космической и профилактической медицине, рассматривает переход от здоровья к болезни, от нормы к патологии как процесс постепенного снижения адаптационных возможностей организма, в результате которого возникают и различные пограничные состояния, получившие название донозологических (Р.М.Баевский, В.П.Казначеев, 1978).



Донозологические состояния – это состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности организма обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходованию функциональных резервов организма. Характерной особенностью этих состояний является наличие повышенного функционального напряжения механизмов адаптации.

Норма – зона функциональных состояний, характеризующая сохранность морфо-функционального статуса организма с поддержанием в данных конкретных условиях на высоком уровне компенсаторных реактивно-приспособительных возможностей, работоспособности и способности к рекреации.

Преморбидные состояния – это состояния, которые характеризуются снижением функциональных возможностей организма. Состояние срыва адаптации характеризуется резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации.

Адаптация – это совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования, выработанных в процессе длительного эволюционного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза).

Снижение адаптационных возможностей организма связано с изменением физиологических функций, что характеризуется ростом артериального давления, снижением сердечной деятельности. Однако при донозологических состояниях изменения физиологических показателей не выходят за пределы клинической нормы и остаются вне поля зрения врачей при проведении диспансерных и профилактических осмотров населения, в результате чего срыв адаптации с развитием различных нозологических форм заболеваний становится основанием для проведения лечебных мероприятий.



Физическое состояние – это совокупность взаимосвязанных признаков, в первую очередь таких, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, пол, возраст, физическое развитие, физическая подготовленность. Зарубежные авторы под этим термином понимают готовность («physical fitness») человека к выполнению физической работы, занятиям физкультурой и спортом (В.А. Епифанов, 1999).

Физическое развитие – комплекс морфологических и функциональных показателей развития организма человека, его физических качеств и двигательных способностей, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями.

Физическое развитие обучающегося оценивается с помощью методики антропометрических измерений. Определяются уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения, а также уровень улучшения физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.



Функциональная подготовленность. Ведущим показателем функционального состояния организма является физическая работоспособность, или готовность производить физическую работу.

Физическая работоспособность – способность поддерживать заданный темп и интенсивность физический усилий,

Физическая подготовленность процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.

Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие уровень их подготовленности при поступлении в вуз, в середине – рубежный контроль и в конце – как определяющие сдвиг за прошедший учебный год.







Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница