Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год



страница1/4
Дата13.02.2016
Размер0.69 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»


М.В.Бундин, Н.Ю.Кирюшина


Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов


Учебное пособие

Нижний Новгород


2012 год

Содержание
Введение ……………………………………………………………………………3

Сущность и содержание понятий «компетенция» и «компетентность»………....5

Понятие и регламентация «общекультурных компетенций»

в федеральных образовательных стандартах…………………………………..…16

Механизмы формирования общекультурных

компетенций в современном вузе…………………………………………………27

Заключение …………………………………………………………………………46

Список литературы ………………………………………………………………...48

Глоссарий……………………………………………………………………...……57

Введение

Поступательное эволюционное развитие российского общества требует от системы образования подготовки высококультурных, эрудированных и социально адаптированных граждан своей страны – специалистов в своей профессии. От современного вуза требуется обеспечить приобщение студентов к ценностям мировой и отечественной культуры, сформировать у них навыки эффективного социального взаимодействия, личностного развития и самосовершенствования.

Молодежь – важнейшая составляющая в структуре любого общества, которая обеспечивает перспективы его развития, определяет его будущее. Темпы развития каждой страны зависят от того, насколько гармонично в обществе сочетаются потребности, интересы, возможности разных поколений, насколько используется потенциал молодежи. Динамично развивающиеся государства способны в нужный момент опереться на молодежь, направить энергию в нужное русло, предоставляя ей возможность участвовать в различных социальных преобразованиях.

Целью образования является личность, обладающая определенным набором знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств. Минимальный перечень таких требований к выпускнику образовательного учреждения сформулирован в государственных образовательных стандартах. Кроме того, имплицитно подразумевается, что образованный человек способен к эффективной социализации, выступает как полноценный носитель культуры своего сообщества. Другими словами, что индивид в процессе получения образования усваивает ценности, присущие данному обществу на определенном этапе, его мировоззренческая система адекватна социальным ожиданиям и проявляется в характере поведенческих актов.

При существующих проблемах остается актуальным вопрос совершенствования вузовской системы воспитания, которая бы соответствовала современным условиям, достижениям и требованиям педагогической науки, учитывала российские традиции и реальность развития социума.

Вызовом педагогики высшей школы выступает задача построения образовательного процесса в четкой взаимосвязи с достижением задаваемыми государственными образовательными стандартами и компетенциями. Этот вызов требует адаптации педагогических приемов и методов к ориентации на достижение заданных параметров. Нуждаются в конкретизации общевузовские и индивидуальные технологии преподавателя по формированию таких компетенций. В связи с этим проблема формирования общекультурных компетенций у студентов вузов становится одной из актуальнейших. Данное пособие призвано определить направления совершенствования образовательного процесса по формированию общекультурных компетенций.



Сущность и содержание понятий «компетенция» и «компетентность».

Отличительными особенностями образования в 20-21 веке становится его ориентация на «свободное развитие человека», развитие его творческой инициативы, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Проникновение указанных идей в российскую образовательную среду вылилось во внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об образовании», Концепцию модернизации отечественного образования на период до 2010 года, которые означают, по мнению многих авторов, определенный процесс изменения образовательной парадигмы (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, А.Н. Новиков, Л.Г.Семушина, Ю.Г. Татур и др.), хотя само понятие «парадигма» используется ими не всегда1.

Считается, что «компетентностный» подход в образовании стоит рассматривать как постепенную переориентацию образовательный парадигмы с преимущественно передачи знаний и формирования умений и навыков на создание условий для овладения облучаемыми комплексом компетенций, которые определяют их потенциал, способности к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного много факторного социально-политического, рыночно-экономического и инфокоммуникационного пространства.

Анализ работ по проблеме компетенции/компетентности (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.) позволяет условно выделить три этапа становления рассматриваемой концепции в образовании.

Первый этап – 1960–1970 гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность».

Второй этап – 1970–1990 гг. – характеризуются использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности» 1.

Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, начиная с 1990 г., характеризуется появлением работ, где профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения2. В документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор3, сформулировав «“четыре столпа”, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить»4. На симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций (key competencies), которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования.

Таким образом, компетенции и компетентность становятся базовыми понятиями нового подхода к содержанию современного образования.

Отметим, что термины компетенция и компетентность достаточно употребимы как в быту, так и в научной литературе, что обуславливает их подчас многозначность, в особенности в последнем случае.

Анализ педагогической литературы демонстрирует аналогичную тенденцию к неоднозначности употребления рассматриваемых терминов. В результате можно встретить различные предположения на этот счет.

Э. Шорт приводит такое определение "компетенции" - " владение ситуацией в условиях из меняющейся окружающей среды, способность реагировать на воздействие среды и изменять ее"1.

Т. Е. Исаева подчеркивает, что компетенции - это сложное явление, определенное качество восприятия человеком действительности, которое подсказывает наиболее эффективный способ решения жизненных ситуаций. Особенностью компетенции является способность личности использовать полученные знания, умения, создавать новые смыслы, информацию, объекты действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования2.

В работах Дж. Равена3 термин "компетентность" определяется как специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Особым образом, по его мнению, стоит выделить "высшие компетентности", предполагающие наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.

И.А. Зимняя1 указывает, что компетентность всегда есть актуальные проявление компетенции и основанный на компетентности подход характеризуется усилением собственно прагматической и гуманистической направленности образовательного процесса. Основываясь на достаточно многочисленных примерах употребления терминов компетенция/ компетентность как синонимичных, И.А. Зимняя в ряде случаев также допускает их совместное употребление. В методических материалах разработчикам «Стратегии модернизации общего образования»2 также используется чаще термин компетентность/компетентности наряду с компетенциями.

Однако можно привести и некоторые примеры различного толкования рассматриваемых терминов. В частности, А.В. Хуторский3 понимает "компетенцию" как совокупность взаимосвязанных качеств личности задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. В тоже время компетентность, по его мнению, - это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Иными словами, компетенция это требование к образовательный подготовке обучаемого, а компетентность - определенное качество личности обучаемого и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

У Э.Ф. Зеера4 компетентность - это целостная и систематизированная совокупность обобщенных знаний, а компетенция - обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, т.е. способность человека на практике реализовывать свою компетентность.

В своем исследовании Н.Л. Московская 1 предлагает использовать термин "компетентность" как интегральную личностную характеристику высшего порядка или профессиональную компетентность, включающую в себя компетенции, состоящие из субкомпетенций и их компонентов. Термины субкомпетенция и ее компонент, по ее мнению, стоит употреблять для характеристики более мелких составляющих компетенции, требующих самостоятельной номинации.

В определенной степени схожие рассуждения можно встретить и у других авторов.

К. Велде2 рассматривает «компетентность» скорее как личностную характеристику или совокупность интериоризованных мобильных знаний, умений, навыков, и гибкого мышления, а компетенция, в его понимании, - некоторые отчужденные, заданные заранее, требования к образовательной подготовке выпускника.

Н.Л. Гончарова3 предлагает рассматривать компетентность как в некоторой степени характеристику степени подготовленности специалиста к практической деятельности, а «компетенция» в таком случае – это базовое свойство (качество), которое формирует компетентного специалиста. Иными словами «компетенция» это формируемое в процессе обучения качество, свойство, которое формирует компетентного специалиста.

Подводя итог анализу современных представлений о сущности и значении рассматриваемых понятий в педагогике можно прийти к выводу об их недостаточной разработанности, что порождает множество трактовок. Выше приведены далеко не единственные примеры, как отождествления этих понятий, так и придания им различного смысла. В методических материалах разработчикам «Стратегии модернизации общего образования» используется также термин компетентность/компетентности.

В тоже время вполне логичным выглядит утверждение о компетентности как о личной интегральной характеристики личности, характеризующую степень, уровень подготовленности выпускника. Компетенции в таком случае стоит рассматривать как составляющие элементы компетентности.

Развитие представлений о содержании компетентностного подхода в образовании привело к появлению категории "ключевых компетенций".

Примечательно, что и этот термин не всегда находит однозначную трактовку у авторов. У А.А. Карманова ключевые компетенции это целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной жизнедеятельности и личной ответственности обучающихся.



Достаточно подробно вопрос о ключевых компетенциях рассмотрен у А.В. Хуторского1, который приводит достаточно внушительный перечень компетенций, группируя их следующим образом: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникаций ныне, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования. Автор при этом отмечает необходимость в детализации конкретного формируемого перечень компетенций в зависимости от возрастной ступени обучения, учебного предмета и образовательный области. В соответствии с этим формирование программ, образовательных стандартов по конкретным предметам должно учитывать комплексность представляемого в них содержания образования. Согласно этому в каждой образовательной области следует точно определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций. В соответствии с разделением содержания образования на общее, межпредметное, предметное А.В. Хуторским также предложено подразделить ключевые компетенции на:

  • ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования;

  • общепредметные компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

  • предметные компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

В целом для них автором определяются следующие основные функции:

  • отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленные к участию в повседневной жизни;

  • быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;

  • задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;

  • быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования ;

  • задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

  • соединять теоретические знания с их практических использованием для решения конкретных задач;

  • представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Совет Европы сформулировал пять групп ключевых компетенций, формированию которых необходимо придавать особое значение в подготовке учащихся:

  • политические и социальные компетенции;

  • межкультурные компетенции;

  • коммуникативные компетенции;

  • социально-информационные компетенции;

  • персональные компетенции.

Отметим, что названные группы легли в основу классификации ключевых компетенций в методических материалах разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования»1.

И.А. Зимняя2, рассматривая вопрос о трактовке ключевых компетенций, формулирует 10 основных компетенций (видов), подразделяя их на три группы:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

– компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

– компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

– компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

– компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

– компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы

– компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

– компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3.Компетенции, относящиеся к деятельности человека

– компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

– компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

– компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Представленный вариант определения групп ключевых компетенций не является единственным, но в тоже время показательным и демонстрирует значение «непрофессиональных» компетенций, которые часто называют также «общекультурными» или «социокультурными» компетенциями специалиста.

Как видно из рассмотренных выше примеров этому вопросу уделяется существенное внимание как в работах российских, так и зарубежных авторов, что еще более подчеркивает роль образования, образовательной среды в формировании личности молодого специалиста.

В частности, И.А. Зимняя и Е.В. Земцова высказываются вполне определенно о необходимости формирования единой «социально-профессиональной компетентности» выпускника и ее оценке, как целостного результата подготовки выпускника вуза.

Именно такая терминология используется большинством российских авторов в обозначении «непрофессиональных» компетенций.

В современных педагогических исследованиях социокультурные компетенции часто трактуются, как интегративные свойства личности, характеризующие ее теоретическую и практическую готовность к социокультурной деятельности.

Можно привести в качестве примера определение, предложенное Н.Г. Муравьевой1:

«Социокультурная компетенция – это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве».

Повышение значимости формирования у выпускника общекультурных компетенций, а значит, и обладания ими соответствующей компетентности было отмечено в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» в п.2.2, где прямо говорится о необходимости ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, формирование у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования1.



Понятие и регламентация «общекультурных компетенций»,

в федеральных образовательных стандартах.

Следствием проводимых изменений в структуре и содержании российского образования стало принятие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, которые прямо предусматривают в качестве конечного результата обучения на каждом уровне подготовки и направления - освоение учащимися общекультурных компетенций.

Следует подчеркнуть, что эффективному формированию общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза способствуют в значительной степени соответствующие педагогические условия, то есть сложившаяся образовательная среда вуза. В ФГОС не случайно отмечается, что «вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности».

Следовательно, можно предположить, что задача формирования общекультурных компетенций выпускника вуза должна решаться комплексно. На ее решение должны быть направлены как общая система организации воспитательной и внеучебной работы в вузе, так и содержание программ обучения и методика преподавания дисциплин, включенных в программу подготовки по данному направлению, в особенности дисциплин гуманитарного блока.

Данный подход нашел отражение в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», которая прямо подчеркивает общую идею интегрированности воспитания в общий процесс обучения и развития, а также необходимости усиления преподавания дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию выпускников, наряду с другими мерами.

Представляется интересным, какие общекультурные компетенции закреплены в образовательных стандартах по разным направлениям подготовки. Это необходимо для определения путей и методов педагогического воздействия, направленных для их достижения. Кроме того, это позволит обосновать статус и сферу ответственности субъектов такого воздействия.

В качестве примера можно рассмотреть стандарты по направлениям подготовки естественнонаучному, гуманитарному и технологическому. Это позволит сделать выводы для выявления общих черт и специфики работы по формированию общекультурных компетенций.

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 140700 «Ядерная физика и теплофизика» (квалификация бакалавр), утвержденному Приказом Минобрнауки РФ № 714 от 8 декабря 2009 г., выпускник данной программы должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке, умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, готовностью к использованию одного из иностранных языков;

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

способностью находить управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовностью нести за них ответственность;

способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни;

способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения;

готовностью к самостоятельной индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции;

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм;

способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина, к свободному и ответственному поведению;

способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью использовать компьютер как средство работы с информацией;

способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям аргументации ведению дискуссии и полемики;

способностью и готовностью понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;

способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активны субъектом экономической деятельности;

способностью понимать сущность информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

способностью самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 030100 «Философия» (квалификация бакалавр), утв. Приказом Минобрнауки РФ от 19 мая 2010 г., выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;

готовность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе;

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

владение знаниями и навыками ведения здорового образа жизни сохранения и укрепления здоровья;

способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

способность использовать в профессиональной деятельности знание из области естественнонаучных дисциплин;

способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, умение пользоваться базами данных;

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности;

умение использовать в социальной познавательной и профессиональной сферах деятельности навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечение и сетевыми ресурсами;

владение одним из иностранных языков на уровне, необходимом для решения профессиональных задач выпускника бакалавриата;

владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

способность гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности;

способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога;

способность использовать знание прав и обязанностей человека и гражданина, ответственное отношение к делу, своему гражданскому и профессиональному долгу;

воспитание толерантного отношения к расовым, национальным, религиозным различиям людей;

способность использовать нормативные правовые документы в свое деятельности (ОК 17).

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 162700 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» (квалификация/степень бакалавр), утв. Минобрнауки РФ от 20 января 2011 г № 72, выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

владением культурой мышления, знать его общие законы;

способностью формулировать понятия и суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения, выявлять значение, смысловое содержание в услышанном, увиденном или прочитанном;

способностью к восприятию, обобщению, анализу и синтезу информации, полученной из разных источников, постановке цели и выбору путей ее достижения;

умением логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь, владением навыками риторики, ведения спора, дискуссии и полемики;

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, умет организовать работу малого коллектива исполнителей;

способностью находить решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность;

креативным мышлением, способностью к самостоятельному анализу ситуации, формализации проблемы, планированию, принятию и реализации решения в условиях неопределенности и дефицита времени;

способностью применять нормативные правовые документы в своей деятельности;

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК -11);

готовностью к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

способностью использовать на практике основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

способностью и готовностью к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;

готовностью к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности;

Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм;

способностью и готовностью соблюдать права и обязанности гражданина, к свободному и ответственному поведению;

способностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни;

способностью и готовностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии;

способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;

способностью и готовностью приобретать новые знания, используя различные формы обучения, современные образовательные и информационные технологии;

способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям своей страны, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

способностью и готовностью понимать закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

способностью понимать место и роль области деятельности выпускника в общественном развитии, во взаимосвязи с другими социальными институтами;

способностью понимать и анализировать мировоззренческие социально и личностно значимые философские проблемы;

способностью и готовностью осознавать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе;

способностью и готовностью понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию;

способностью и готовностью понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества;

способностью к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), ее анализу и синтезу;

способностью и готовностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности;

способностью и готовностью понимать многообразие культур и цивилизаций в из взаимодействии, многовариантность исторического процесса;

способностью и готовностью осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК – 33);

готовностью к конструктивному и бесконфликтному общению;

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке;

способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеть навыками публичной речи, аргументации;

готовностью к работе в команде, способностью адекватно эмоционально откликаться на поведение и состояние членов коллектива;

способностью актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки при принятии решения и реализации его в действиях;

способностью проводить доказательства утверждений, как составляющей когнитивной и коммуникативной функции;

владением методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов;

способностью и готовностью осознавать роль естественных наук в развитии науки, техники и технологии;

способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

способностью использовать математическую логику для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этническим проблемам;

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

владением основными методами, средствами и способами получения, хранения и переработки информации;

наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией;

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

владением английским языком в объеме достаточном для эффективного общения на общие темы;

способностью и готовностью понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранении цивилизации;

способностью и готовностью понимать проблемы устойчивого развития человека в его взаимосвязи с социальной системой и природной средой и рисков, связанных с деятельностью человека;

владением культурой безопасности, экологическим сознанием и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности;

владением приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья в том числе с использованием навыков самоконтроля;

готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК 55).
Представленные подходы в образовательных стандартах позволяют сделать следующие выводы.

Прежде всего, необходимо отметить их относительно самостоятельных характер по отношению друг к другу. Общекультурные компетенции формулируются по-разному с учетом, как специфики профессионального направления подготовки, так и приоритетов, определяемых в конкретной области профессиональной деятельности. Интересно, что существенно варьируется количество общекультурных компетенций в рамках направления подготовки: от 16 по направлению «Ядерная физика и теплофизика» до 55 компетенций по направлению «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов».

Однако, несмотря на самостоятельность и независимость формулировок, можно утверждать, что общекультурные компетенции отражают нечто общее, характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания.

Общекультурные, общечеловеческие ценности, которые желательно сформировать в мировоззренческой системе молодого специалиста, представляют собой результат и одновременно стратегическое направление в осуществлении воспитательной работы в вузе.

Можно утверждать, что категория общекультурных компетенций легализует, формализует и включает в учебный процесс то, что традиционно охватывается категорией «воспитательная работа».

ФГОСЫ третьего поколения, по сути, требуют, чтобы каждая учебная дисциплина, любой учебный план независимо от специальности был наполнен ценностным содержанием, отражающим социальные ожидания и требования к личности индивида. Как следствие, каждый преподаватель должен увидеть и воплотить в своей педагогической деятельности воспитательную работу, направленную на формирование общекультурных компетенций. Это предполагает как совершенствование содержания учебного курса, акцентуации определенных ценностных блоков, так и применения новых педагогических технологий, направленных на развитие навыков командной работы, творческого подхода к решению научных задач.

Безусловно, индивидуальная воспитательная работа каждого преподавателя будет эффективной только на фоне адекватной социокультурной среды вуза в целом, воспитательной работы, осуществляемой в масштабах всего образовательного учреждения и отдельных факультетов, кафедр, иных структурных подразделений. Подобное согласование необходимо осуществлять через согласование общих планов воспитательной работы и специальных разделов в индивидуальных планах преподавателей.

Задача формирования общекультурных компетенций обосновывает значимость в учебном процессе дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. На эти дисциплины ложится задача логического обоснования и осмысления социально культурных ценностей, которыми студент должен овладеть в процессе получения высшего профессионального образования.




Каталог: books -> met files
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met files -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическая полиграфия»
met files -> Ливанова Е. Ю. «Роль практики в формировании профессиональных компетенций выпускника вуза»
met files -> Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе
met files -> Сборник методических разработок по образовательно-профессиональной программе 080103 Национальная экономика
met files -> Рабочая программа дисциплины «Онтология и теория познания» для аспирантов Направление подготовки
met files -> Учебно-методическое пособие технология социальной работы Направление подготовки 390302 Социальная работа Профиль подготовки
met files -> Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
met files -> Методика обучения иностранных студентов письменной речи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница