МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
М.В.Бундин, Н.Ю.Кирюшина
Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов
Учебное пособие
Нижний Новгород
2012 год
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………3
Сущность и содержание понятий «компетенция» и «компетентность»………....5
Понятие и регламентация «общекультурных компетенций»
в федеральных образовательных стандартах…………………………………..…16
Механизмы формирования общекультурных
компетенций в современном вузе…………………………………………………27
Заключение …………………………………………………………………………46
Список литературы ………………………………………………………………...48
Глоссарий……………………………………………………………………...……57
Введение
Поступательное эволюционное развитие российского общества требует от системы образования подготовки высококультурных, эрудированных и социально адаптированных граждан своей страны – специалистов в своей профессии. От современного вуза требуется обеспечить приобщение студентов к ценностям мировой и отечественной культуры, сформировать у них навыки эффективного социального взаимодействия, личностного развития и самосовершенствования.
Молодежь – важнейшая составляющая в структуре любого общества, которая обеспечивает перспективы его развития, определяет его будущее. Темпы развития каждой страны зависят от того, насколько гармонично в обществе сочетаются потребности, интересы, возможности разных поколений, насколько используется потенциал молодежи. Динамично развивающиеся государства способны в нужный момент опереться на молодежь, направить энергию в нужное русло, предоставляя ей возможность участвовать в различных социальных преобразованиях.
Целью образования является личность, обладающая определенным набором знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств. Минимальный перечень таких требований к выпускнику образовательного учреждения сформулирован в государственных образовательных стандартах. Кроме того, имплицитно подразумевается, что образованный человек способен к эффективной социализации, выступает как полноценный носитель культуры своего сообщества. Другими словами, что индивид в процессе получения образования усваивает ценности, присущие данному обществу на определенном этапе, его мировоззренческая система адекватна социальным ожиданиям и проявляется в характере поведенческих актов.
При существующих проблемах остается актуальным вопрос совершенствования вузовской системы воспитания, которая бы соответствовала современным условиям, достижениям и требованиям педагогической науки, учитывала российские традиции и реальность развития социума.
Вызовом педагогики высшей школы выступает задача построения образовательного процесса в четкой взаимосвязи с достижением задаваемыми государственными образовательными стандартами и компетенциями. Этот вызов требует адаптации педагогических приемов и методов к ориентации на достижение заданных параметров. Нуждаются в конкретизации общевузовские и индивидуальные технологии преподавателя по формированию таких компетенций. В связи с этим проблема формирования общекультурных компетенций у студентов вузов становится одной из актуальнейших. Данное пособие призвано определить направления совершенствования образовательного процесса по формированию общекультурных компетенций.
Поделитесь с Вашими друзьями: |