МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Н.Ю.Кирюшина
Методика организации воспитательной работы в вузе
Учебное пособие
Нижний Новгород
2011 год
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Сущность воспитательной работы в высшей школе……………………………5
Работа со студенческими лидерами в системе воспитательной работы вуза…………………………….………………………….....................................13
Организация воспитательной работы в вузе (на примере ННГУ им.Н.И.Лобачевского)………………………………………………………… ..21
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы ……………………………………………………………..28
Введение.
В начале девяностых годов широко распространилось убеждение, что в задачи высшей школы входит исключительно передача знаний, достижение высокой степени их усвоения обучающимися. Образовательный процесс предстал как сугубо информативный, не допускающий малейшей возможности воздействия на личность студента в целях обеспечения его свободы мировоззрения. Воспитание и то, что с ним ассоциировалось, оказалось не просто вытесненным на обочину образовательного процесса, но ограниченно лишь рамками семьи и близкого окружения. Сказывалась усталость от комсомольского и партийного идеологического влияния.
При этом размылось представление о том, что сама по себе социальная практика накладывает неизгладимый отпечаток на субъект деятельности, формирует личность и индивидуальность через эмоционально-чувственный опыт. И в этом смысле объективная реальность выступает самым могущественным воспитателем на протяжении всей жизни человека.
Трудно свести сущность образовательного процесса сугубо к передаче фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекается эмоционально-волевая сфера структуры личности, когда присутствует субъективная мотивация к восприятию знаний, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость. Кроме того, важным оказывается форма и способ передачи знаний, интерпретационные установки самого преподавателя.
Интенсивное инновационное развитие российского общества требует высокого уровня профессионализма в различных сферах. При этом в обществе широко признается, что успешный человек – это профессионал своего дела, идущий вверх по карьерной лестнице. Молодые люди – студенты высших учебных заведений, как правило, ориентированы на продвижение по карьерной лестнице в своей профессионально-трудовой деятельности. Карьерный рост связывается с уровнем профессиональной компетентности, результатами труда и, что примечательно, с личными качествами. Для современных выпускников важно работать в команде стабильной компании, организации. Очевидна высокая заинтересованность молодежи в собственных социальных достижениях посредством работы в эффективной команде.
Закономерен вопрос, каким образом молодой человек может сделать успешную карьеру? Какими качествами он должен обладать? Специалист, выпускник вуза должен гармонично включиться в систему трудовых отношений в целях эффективной реализации своей карьерной стратегии. Это непростой процесс, складывающийся из ряда различных факторов. Меняется система ценностных ориентаций и норм, отражающих вопросы профессиональной этики. Весомым фактором выступает качество полученного профессионального образования. Это предполагает особую ответственность высшего учебного заведения за судьбу своего выпускника, как за его профессиональную компетенцию, так и те личные качества, которые он сформирует у себя во время получения высшего профессионального образования.
Сущность воспитательной работы в высшей школе
Педагогика высшей школы ориентируется на анализ содержания, форм и методов как обучения, так и воспитания на базе системного подхода к учебному и внеучебному процессу в вузах. Перед высшей школой стоят задачи формирования познавательных процессов студентов (восприятия, памяти, навыков, умений, мышления), личности студента, проходящей становление в учебно-воспитательном коллективе вуза и складывающейся в процессе межличностного общения.
Достаточно острой остается дидактическая проблема методов обучения и воспитания в высшей школе. Эффективность познавательной деятельности студентов зависит от педагогической обоснованности тех средств, которые используются в процессе формирования молодого специалиста в совокупности его интеллектуальных, профессиональных и личностных качеств.
Доля интеллектуального фактора в любом виде труда быстро увеличивается. Удельный вес решения сложных технических и организационных задач возрастает. Необходимость совершенствования старых и разработки новых методов обучения и воспитания ощущаются все острее. Усложняющаяся система знаний и навыков умений оставляет для ее освоения более короткие сроки, что требует иных внутренних резервов.
Формирование познавательных способностей молодых специалистов требует совершенствование теории обучения посредством организованных форм работы во всех звеньях учебного процесса. Усвоение и применение знаний происходит в ходе максимальной активизации поисковой деятельности студентов в процессе решения ими познавательных задач. Такие знания и умения являются наиболее действенными. Формирование личности молодого человека, усваивающего социальный опыт, происходит путем изменения его внутреннего мира, внутренней позиции, которая опосредует все воспитательные воздействия.
Воспитание – неотъемлемая часть образовательного процесса наряду с обучением и только в своей совокупности они способны привести к результату, под которым понимается качественное образование. Воспитательный и обучающий контекст находятся в неразрывном единстве.
«Понятия обучения и воспитания отражают разные характеристики одного и того же явления - трансляции социального опыта как процесса и результата. Полноценное воспитание - это такое обучение всем компонентам социального опыта, при котором их содержание обращено на нормы поведения, отношение к миру и системе ценностей. Полноценное обучение - это воспитание, обращенное на все компоненты социального опыта, обеспечивающее не только знания, умения и готовность к творчеству, но и отношение к учебной деятельности как ценности».1
Обучение имеет дело преимущественно с искусственными - знаковыми, символическими, систематизированными объектами и системами. Воспитание опирается на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления как живые, естественные события, способные вызвать эмоциональные переживания.
В акте обучения преобладает логический, когнитивный компонент. В воспитании - ценностно-ориентационный, отношенческий, мотивационный, эмоциональный, поведенческий.
В процессе обучения идет усвоение знаний, умений, способов познавательной и предметно-технологической деятельности. В воспитании - обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм отношений.2
Говоря о единстве воспитания и обучения, важно иметь в виду то обстоятельство, что воспитание в системе педагогической деятельности будет обучающим только тогда, когда наряду с воспитательными целями ставятся цели обучения. А обучение, в свою очередь, будет воспитывающим лишь в том случае, если наряду с учебными целями будут ставиться и достигаться цели обучения.3
Воспитательный процесс способствует обеспечению качества образования по следующим направлениям:
-
Создание условий для благополучного обучения.
-
Формирование определенных личностных качеств, необходимых высококлассному специалисту.
-
Формирование личностных качеств, востребуемых современным обществом.
Полноценное обучение невозможно без должной социально-экономической основы. Создание условий предполагает не только организацию просторных и светлых аудиторий, оборудованных приборами и опытным материалом лабораторий, обширных библиотечных фондов, стажировок. Огромное значение имеет организация досуга и отдыха студентов, социально-экономическая защита их прав.
Организация отдыха и досуга требует создания и развития соответствующей инфраструктуры: системы спортивных залов и спортивных секций, дворцов и домов культуры с развитой системой творческих коллективов, изостудией, видеостудией, кружков технического творчества, клубов по интересам. Наличие подобной инфраструктуры обеспечивает, во-первых, вовлечение студентов в различные виды творческой деятельности и гармоничное личностное развитие, во-вторых, препятствует вовлечению в асоциальные формы поведения, наконец, способствует полноценному отдыху и созданию особой атмосферы.
Студенческие клубы – традиционная, устоявшаяся форма работы со студентами высших учебных заведений. Основными задачами деятельности студклубов является приобщение студентов к занятию в творческих коллективах, проведение просветительской, образовательной работы, организация фестивалей, конкурсов, концертных программ, гастрольных поездок коллективов художественной самодеятельности.
Другое направление, по которому воспитательный процесс призван обеспечить высокое качество получаемого образования – это формирование особых личностных качеств обучаемых. Овладение профессией налагает специфические требования к личности специалиста, представленные в государственном образовательном стандарте по специальности в виде определенных навыков. Невозможно получить соответствующие личностные качества в обучении. Их можно только воспитать, чаще всего даже не самостоятельно, а в присутствии и под руководством наставника, преподавателя. При этом решающее значение имеет личный пример, авторитет преподавателя, его собственные личностные качества, обеспечивающие высокий профессионализм в избранной профессии.
В этой связи излишним представляется спор о том, насколько необходимо студенту посещать те или иные виды занятий, когда «можно в книге прочитать всю необходимую информацию». И это же обстоятельство требует отказа от отношения к лекции, как к процессу исключительно передачи сведений, учебной информации. Любое занятие имеет воспитательное значение. Тем более учебное занятие низкого качества, способное в итоге вызвать апатию и погасить интерес к овладению определенной областью профессиональных знаний, к формированию конкретных профессиональных навыков.
На преподавателя ложится высокая степень ответственности за то, что он несет в студенческую аудиторию и как он это несет. Преподаватель, не заметивший присутствующих студентов, прочитавший по записям лекцию, равнодушно проведший учебное занятие, очевидно, не сможет привить слушателям интереса, поисковой активности, творческого энтузиазма, стремления к овладению профессией и повышения квалификации. Формализованный учебный процесс без воспитательного акцента, вовлечения эмоционально-чувственного, ценностного контекста не способен обеспечить на выходе качественное образование.
Поскольку образование это общественный институт, оно выполняет и ряд социальных функций. Пожалуй, одной из главных таких функций является формирование социально-адаптированной личности, обладающей социально-приемлемыми, социально-полезными качествами. Это качества, востребуемые обществом от каждого гражданина и в особенности от высококвалифицированных специалистов. К ним можно относить патриотизм, гражданственность, высокую правовую культуру и правосознание, здоровьесберегающую компетентность.
Гражданско-патриотическое воспитание, осуществляемое в вузе, гарантирует гражданскую ответственность специалиста за результаты своей деятельности, осознание ценности служения своему Отечеству, заботу о процветании родного города, региона и страны, уважение к национальным традициям и памяти предков. Такой специалист, образованный человек понимает тесную взаимосвязь своего личного благополучия и развитие социальной общности, к которой принадлежит. Тогда он способен не искать лучшего места, а результатами своей деятельности формировать благоприятные условия жизни для себя и окружающих.
В современных условиях профессиональная деятельность должна быть не только социально-приемлемой, но и социально-полезной. Она не должна в своей основе нести прямую или косвенную угрозу безопасности общества, личности. Решая профессиональные задачи, специалисту необходимо учитывать не только сиюминутные потребности общества, но и интересы последующих поколений, обеспечивать своей деятельностью сохранение благоприятной среды обитания человека. Такие задачи решаются образовательной деятельностью вуза посредством духовно-нравственного, экологического воспитания.
Не менее значимым оказывается для общества здоровье и трудоспособность высококвалифицированного специалиста. Приобщение к спортивной активности, формирование компетентности по здоровому образу жизни обеспечивает реальное применение в последующем полученных знаний и навыков, эффективной профессиональной жизнедеятельности, в том числе благодаря работоспособности, высокого тонуса и здорового состояния организма.
Понимание сути общественных процессов, умение использовать цивилизованные способы отстаивания своих личных и групповых интересов, преодоления конфликтов, достигать компромисса и оптимального взаимодействия в процессе совместной деятельности формируются в процессе реализации целей и задач правового воспитания.
Как видим, достижение цели образовательного процесса, его высокое качество требует комплексного подхода, тесного взаимодействия обучающего и воспитывающего контекстов.
Позиция личности, совокупность мотивов деятельности, в которой проявляются потребности человека, его идеалы, оценки и самооценки, сформированные в результате воспитания, делают личность относительно независимой от различных внешних воздействий, которые преломляются через перечисленные выше внутренние условия. Необходимость путем активного формирования создавать экспериментальные модели психического развития человека
Представляется необходимым активно развивать деятельностный подход к формированию личности студента. Принцип деятельности определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и через эту активность его развитие. Значимость эта определяется тем, что современный специалист должен быть не только технически грамотным, но и социально-компетентным работником: уметь организовать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать коллективные решения, то есть иметь качества личности, уметь применять знания и уметь работать с людьми. Перед высшей школой стоит задача обеспечить формирование навыков социального взаимодействия.
Подчас выпускнику вуза оказывается непросто пройти период интеллектуальной и социальной адаптации в профессиональной деятельности. В процессе обучения ему приходилось решать поставленные задачи самостоятельно, тогда как профессиональная деятельность требует организовать поиск решения совместно с коллегами. Необходимо преодолеть противоречие между индивидуальным характером учебной работы и коллективным характером профессионального труда. Только в условиях коллективной деятельности может развиваться индивидуальность, реализуется деятельностное опросредование развития личности, воспитывается новый специалист.
Будучи членами студенческой группы, обучающиеся приобретают опыт командной деятельности. Однако в рамках только учебно-познавательной деятельности они лишены возможности получения подобного опыта. Студент не имеет возможности нести ответственности за общее дело. Включение студентов в совместную деятельность, организация различных командных форм решения учебных и воспитательных задач, предполагающая подчинение действий и поступков каждого не только нормам профессиональных предметных действий, но и нормам поведения в учебном и ином социальном коллективе могут обеспечить полноценное воспитание личности молодого специалиста.
Это тем более важно, поскольку характерной чертой нравственного развития в период обучения в вузе является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества личности, которых не хватало в более юном возрасте – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Именно в студенческие годы повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности).
Задачи формирования личности студента в совокупности его интеллектуальных и морально-волевых качеств акцентируют необходимость разработки программно-методического обеспечения воспитательной деятельности со студентами в современных социо-культурных условиях, позволяющего повысить ее качество, доступность и эффективность. Такое обеспечение должно включать в себя методические комплексы, раскрывающие содержание, формы и технологии воспитания, организацию студенческого самоуправления, поддержку студенческих инициатив.
Только единство учебной и воспитательной деятельности в совокупности методов воздействия на личность студента способно гарантировать высокое качество реализуемых высшей школой профессиональных образовательных программ.
Усиление воспитательной функции профессионального образования возможно через изменение позиции в образовательном процессе студента и преподавателя, характера и форм их взаимодействия, увеличение объема самостоятельной работы студентов и использования новых педагогических технологий обучения и воспитания.
Целесообразно расширять участие молодежи в решении собственных проблем. Это будет выступать своеобразным полигоном для усвоения навыков самоуправления, лидерства, реализации собственных инициатив и проектов. Более того, именно в этом поле можно найти ценный источник управленческих кадров, как для экономики, так и для органов власти. Важно при этом усилить социальную функцию и гражданскую направленность студенческой самодеятельности.
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Развивая традиции вузовского образования, необходимо активно использовать технологии работы с молодежью, позволяющие максимально совместить обучающие и воспитательные цели, как в учебном процессе, так и за его рамками. Подобное требование выдвигает на первый план игровые методики групповой работы.
Использование игры в образовательном процессе выступает сложной педагогической задачей. Однако она позволяет создать эмоциональную основу жизнедеятельности студенческого коллектива, установить взаимные контакты, закрепить нормы поведения, осуществить своеобразную психотерапевтическую коррекцию личности, ее самоутверждение и дальнейшее самосовершенствование, развить творческую самостоятельность и инициативу, закрепить умение быстро ориентироваться в окружающей действительности в изменяющихся ситуациях.
Применение различных игровых методик в процессе профессионального образования и воспитательной работы с учащимися является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной педагогики. Их высокий инновационный потенциал определяется глубоким погружением участника в игровую ситуацию, широким использованием интерактивного взаимодействия, формированием командного духа и другими факторами, выгодно отличающимися от традиционных образовательных и воспитательных средств работы с молодежью. Представляется чрезвычайно важным наряду с уже нашедшими свою нишу в системе российского образования деловыми, ролевыми и имитационными видами игрового взаимодействия развивать практику применения различных интеллектуальных игр.
Игра – это подлинно культурная ценность, способствующая укреплению контактов между людьми на социальном уровне, и, тем самым, участвующая в процессе социализации личности наиболее приятным для него способом. Уникальность игры как способа познания мира состоит в том, что в форму игры можно облечь любую тему. Подобный подход усиливает вариативную составляющую образования, способствует практическому приложению знаний и навыков. Посредством игровой деятельности реализуется поисковое образование, апробирующее нетрадиционные пути выхода из различных жизненных ситуаций, стимулирующее процессы личностного развития. Кроме того, ряд целей обучения и воспитания не могут быть достигнуты другими традиционными или новыми формами и методами обучения.
Учебная деловая игра, оставаясь педагогическим процессом, является воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах. Она ставит обучающегося во взаимодействие с представителями других ролевых позиций. При этом реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности. Студенты приобретают социальную компетенцию: навыки социального взаимодействия и управления людьми, умение руководить и подчиняться, брать на себя ответственность. Принимая решение, согласуя свои интересы с интересами других, взаимодействуя с партнерами по игре, каждый обучающийся находится в активной позиции, а сама учебная деятельность в форме деловой игр носит черты познавательной самодеятельности и самоорганизации.
Личностное взаимодействие организуется как совместная деятельность, имитирующая модель по постановке и решению игровых учебных задач, по подготовке и принятию совместных и индивидуальных решений. Создание проблемных ситуаций, формирование командного мышления осуществляются с помощью диалогического общения. Это обеспечивает возможность постановки проблемы¸ анализа условий выработки общих решений, достижения промежуточных и конечных целей игры.
К другим факторам, оказывающим непосредственное влияние на реализацию воспитательной работы в высшем учебном заведении, можно относить массовый характер высшего образования, ограниченность кадровых и организационных ресурсов для ее осуществления. Закономерно встает вопрос, каким образом донести до каждого студента и убедить в высокой значимости ценностей гражданственности, патриотизма, морали и нравственности, здорового образа жизни? Каким образом мобилизовать профессорско-преподавательский состав на решение указанной задачи? Чтобы найти ответ, необходимо сконцентрировать усилия на разработке методологии и методики воспитательной работы с молодежью на основе накопленного российскими вузами опыта в последние десятилетия.
Двигаться в указанном направлении вынуждает также остро обозначившаяся государственная потребность в молодых управленческих кадрах. Активно разворачивающиеся инновационные процессы нуждаются в эффективных управленцах в самых разных сферах профессиональной деятельности: научной, производственной, образовательной и иных. Задача их подготовки ложится, в первую очередь, на высшие учебные заведения и предполагает развитие лидерских качеств и организационных навыков у сегодняшних студентов. Она вряд ли разрешима только в учебном процессе и становится базовой при осуществлении воспитательной компоненты.
Позволим себе утверждать, что мощнейшим ресурсом в реализации воспитательного потенциала образовательного учреждения вне зависимости от объективных сложностей выступает социально-активная часть студенчества. Это молодежь, уже обладающая лидерскими качествами и проявляющая живую заинтересованность в том, что происходит в окружающем мире. Подобное любопытство позволяет студентам включаться в протекающие процессы и влиять на них своей деятельностью. Мотивы социальной активности могут быть самые разные. Видимо, это требует самостоятельного научного анализа. С практической точки зрения важно обеспечить, чтобы деятельность активного студенчества была включена в механизмы воспитательной работы в целом и не приобретала асоциальных проявлений.
Соответственно, необходимо создавать возможности для раскрытия лидерского потенциала студентов в приемлемых формах и на благо всей студенческой молодежи. Подобная задача требует сосредоточить пристальное внимание на работе с социально-активными студентами вуза, в том числе в контексте подготовки резерва управленческих кадров.
Работа со студенческими лидерами
в системе воспитательной работы вуза
Поделитесь с Вашими друзьями: |