Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год



страница1/3
Дата21.04.2016
Размер0.65 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»


Н.Ю.Кирюшина, С.О. Сафронова


Студенческие общественные организации

и становление гражданской активности молодежи.

Учебное пособие

Нижний Новгород

2011 год

Содержание:

Введение………………………………………………………………..3


Студенческая общественная организация как элемент гражданского общества

§ 1. Роль молодежных общественных объединений в формировании гражданской активности студента …………………………………………….4

§ 2. Механизмы формирования гражданской активности студентов посредством деятельности в общественной организации……………...11

§ 3. Волонтерство как особая форма студенческого общественного объединения……………………………………………………………………...21

Направления поддержки деятельности молодежной общественной организации

§ 1. Государственная поддержка деятельности молодежных общественных объединений…………………………………………………....25

§ 2. Содействие деятельности студенческих общественных объединений высшими учебными заведениями………………………………32
Заключение ………………………………………………………………………40

Список рекомендуемой литературы……………………………………………41


Приложение 1. Глоссарий……………………………………………………….43
Введение.
Современное состояние российского государства и общества характеризуется активным развитием институтов гражданского общества. Общественные объединения, созданные в различных организационно-правовых формах, иные органы общественного самоуправления граждан все реальнее и настойчивей заявляют о своей роли в выполнении масштабных задач развития государства. 1 Молодежные формирования несут в себе важную функцию. С одной стороны, это реализация социально-значимых инициатив молодежи, с другой – становление молодого человека как личности, как гражданина, способного участвовать в управлении и в принятии решений.

Студенчество – время личного и профессионального роста. Получая профессиональные навыки, молодой специалист должен быть готовым к работе не только в узкопрофессиональной области, но также обладать мировоззренческим потенциалом, быть готовым к включению в различные виды деятельности. Сформировавшись как социально активная личность в течение обучения в вузе, выпускник будет конкурентоспособен на рынке труда. Социализация же невозможна без включения в различную созидательную общественную деятельность.

В данном методическом пособии рассматриваются вопросы развития гражданской активности молодежи в аспекте участия молодого человека в деятельности общественных организаций. В предложенных темах можно познакомиться с нормативно-правовым аспектом деятельности молодежных общественных организаций, психологическим и педагогическим аспектами деятельности, стратегией государственной молодежной политики, а также с конкретными формами работы с молодежью.

Студенческая общественная организация

как элемент гражданского общества
§ 1. Роль молодежных общественных объединений в формировании гражданской активности студента

Молодежные общественные объединения, как форма проявления социальной активности молодого поколения, развиваются сегодня на качественно ином уровне. Переживая в связи с трансформацией российского общества новый этап становления, они постепенно институционализируются, начинают складываться в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования. Их разнообразие по масштабам, целям и особенностям мировоззрения представляет большой интерес.

Переход от подвижной структуры к стабильной сопровождается широким спектром проблем и противоречий. Развитие молодежных объединений в современных условиях характеризуется неустойчивостью, быстрыми темпами изменений. Им приходится «выстраивать» свою деятельность в обществе, опираясь на новые ориентиры, искать иные, более эффективные формы взаимодействия с молодежью, политической властью, СМИ, коммерческими организациями, а также между собой.

Данные объединения, с одной стороны, выступают в качестве субъектов социальной политики, представляющих интересы различных групп молодежи, тем самым они способствуют усилению роли молодежных инициатив, развитию институтов гражданского общества. В то же время, нередко приоритетом их деятельности становится реализация «государственного заказа», сдерживание деструктивных проявлений молодежной активности – в этом случае организации и движения служат инструментом воспитания и контроля молодого поколения. Поэтому приобретает значимость вопрос об их доминирующих социальных функциях.

Кроме того, в последние годы увеличивается количество «искусственных», конъюнктурных объединений, создаваемых «сверху» (государственной властью) или «со стороны» (экстремистскими организациями, зарубежными фондами, коммерческими структурами) и рассматривающих молодое поколение в качестве объекта манипуляции. В результате молодежь превращается в некое подобие «одеяла», которое «тянут» в разные стороны противостоящие друг другу политические силы.

Развитие молодежных общественных объединений актуализирует проблему соотношения процессов конкуренции и интеграции в их взаимодействии. Наблюдается противоречивое явление - между ними возрастает конкуренция за доступ к различным ресурсам, но, вместе с тем, существуют попытки интеграции. Ситуация столкновения интересов способствует приспособлению, адаптации молодежных объединений друг к другу, поиску новых форм сотрудничества. Они постепенно приходят к осознанию, что сегодня наиболее эффективных результатов можно достичь с помощью координации деятельности, обмена опытом, реализации совместных проектов. Эти тенденции требуют эмпирического изучения.

Важен анализ того, как происходит поиск идентичности молодого человека в организации. Участие в деятельности молодежного объединения связано с проявлением социальной активности личности, механизмом осуществления ее потребностей и интересов и, в то же время, служит источником изменения ценностных ориентации, формирует определенные стереотипы сознания и поведения. В этом смысле объединение выступает в роли посредника между личностью и обществом: с одной стороны, оно воздействует на социальную реальность в соответствии с интересами молодого человека, с другой - влияет и на его мировоззрение.

Рост количества молодежных объединений, их разнообразие по целям и направлениям деятельности являются признаками конструктивного развития общества, проявлениями инициативы молодого поколения. Но в то же время, многие объединения пока характеризуются неустойчивостью, недостаточным профессионализмом, «мнимой» активностью. В связи с этим важное теоретическое и практическое значение приобретает вопрос об эффективности существующих на сегодняшний день объединений. Эффективность их функционирования необходимо рассматривать комплексно и на разных уровнях:



  1. Структурный уровень (макро-уровень) – социальная эффективность: роль молодежных объединений в развитии общества и его отдельных групп, степень влияния на сознание и поведение граждан, направленность на преобразование действительности.

  2. Позициональный уровень (мезо-уровень) – организационная эффективность: молодежные объединения как представители общественной сферы деятельности, их структура и функции, особенности менеджмента, технологии работы, механизмы взаимодействия.

  3. Личностный уровень (микро-уровень) – личностная эффективность: возможности реализации актуальных потребностей и интересов личности, развитие потенциала участников молодежного объединения.

Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации.

В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений, в частности, "Ассоциация работников молодежной сферы", "Пионерское содружество", "Интеллект будущего", организация детей-инвалидов "Аленький цветочек", "Образование. Занятость. Молодежь", "Военно-спортивный технический клуб "Атлант".

Площадкой для формирования молодежных и детских общественных объединений являются учебные заведения всех типов и уровней, учреждения дополнительного воспитания и образования, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи и т.д.

Объединяющим началом для детского и молодежного движения России стало создание в 1992 году Ассоциации общественных объединений "Национальный совет молодежных и детских объединений России", определяющей основной целью деятельности координацию молодежных и детских организаций России для защиты и реализации их интересов, прав молодежи и детей. В Национальный Совет входят 72 коллективных члена.

В 2001 году создана общероссийская ассоциация общественных объединений "Союз молодежных организаций Российской Федерации" ("СОЮЗМОЛ"). Консолидирующими структурами в студенческом профсоюзном движении стали общероссийская общественная организация "Российская ассоциация студенческих профсоюзных организаций высших учебных заведений" (РАПОС), созданная в 1991 году и Студенческий координационный Совет ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Определяющей стала тенденция объединения региональных и местных общественных организаций в рамках региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций, "круглых столов". Таким образом, этап формирования молодежного и детского общественного движения, основанного на многообразии форм и широте возможностей для выбора молодым человеком своей организации, начавшийся в 90-е годы, в основном завершен. Возврат к модели единого и единственного союза молодежи или детей (каким долгое время были пионерская организация и комсомол) и в обозримой перспективе невозможен: эта идея не популярна среди молодежи и молодежных организаций и противоречит изменившимся общественным условиям.

Характерным признаком современного развития молодежного и детского общественного движения является добровольность вступления в организации. Это должно оставаться безусловной нормой их деятельности. Однако свобода выбора молодым человеком своей организации на данном этапе проявляется для большинства молодежи как свобода не выбирать ни одной из них, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с подрастающим поколением. Лишь немногие из молодежных объединений предусматривают массовое членство в них молодых людей. Характерно, что из молодежных и детских объединений федерального уровня только 30 являются организациями, предусматривающими фиксированное членство, 27 представляют из себя ассоциации объединений, движения, союзы организаций, не предусматривающие фиксированное членство.

В середине 90-х годов началось оформление молодежных консультативно-совещательных структур, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (общественные молодежные палаты, парламенты, правительства, советы и т.д.), являющихся добровольными, самоуправляемыми формированиями, созданными по инициативе молодых людей, действующих с соблюдением принципов выборности и легитимности.

На начальном этапе двигателем движения была спонтанная инициатива снизу, которая далеко не всегда находила поддержку власти и широких молодежных кругов. Сегодня в большинстве субъектов Российской Федерации существуют молодежные парламентские структуры. В ряде российских регионов консультативно-совещательные структуры имеют реальное право выступать с позиции всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, переходят из объекта в субъект реализации государственной молодежной политики.

Молодежный парламентаризм активно развивается в зарубежных странах. Так, в Финляндии практически в каждом муниципальном образовании (коммуне) действует молодежный парламентский институт, относящийся к местным советам. Существует Молодежный Парламент земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия), Молодежный Парламент Литвы, Молодежный Студенческий Парламент Республики Польша. Молодежные парламенты действуют в Узбекистане, Эстонии, Украине. Известен своей деятельностью Кишиневский молодежный парламент, Детский и молодежный парламент Грузии, Молодежный парламент Кыргызской Республики.

Важным шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание молодежной парламентской Ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Это - отражение позиции государства на федеральном уровне по вопросу развития молодежного парламентаризма.

Сегодня молодежное парламентское движение представлено различными формами: молодежное правительство, молодежный парламент, имеющий статус общественного объединения, молодежные парламенты, созданные при органах законодательной власти и имеющие статусы научно - консультативного, совещательно - консультативного, совещательно - исполнительного органа.

Разнообразие форм молодежного парламентского движения демонстрирует, что в каждом регионе, в каждом муниципальном образовании создаваемый представительный молодежный орган получает необходимый статус. Это восполняет конкретную нишу в общественной составляющей молодежной политики региона, в наибольшей степени отражает специфику молодежного населения по национальному, демографическому, половому признакам, по занятости в различных сферах производства, по месту проживания и т.д.

Важным фактором развития демократических форм управления в системе высшего и среднего профессионального образования и значимым элементом самореализации и волеизъявления студенчества, как наиболее активной части молодёжи, является студенческое самоуправление. Сегодня органы студенческого самоуправления существуют в каждом третьем учреждении высшего и каждом четвертом учреждении среднего профессионального образования.

В практике студенческого самоуправления в качестве органа студенческого самоуправления в образовательном учреждении выступают:


    • Руководящий орган профсоюзной организации студентов

    • Руководящий орган общественной студенческой организации

    • Орган общественной самодеятельности (студенческий совет) образовательного учреждения.

Следует констатировать, что на сегодняшний день не более 10 % молодежи охвачено деятельностью общественных институтов. В практике развития общественных форм молодежной политики существует ряд проблем. К ним, в частности, относится фрагментарность деятельности общественных формирований молодежи, отсутствие общего стратегического начала, анализ имеющихся и потенциальных проблем и стратегическое планирование по их решению. Отсутствует попытка осмысления основополагающих принципов деятельности различных общественных формирований, специфической роли разных форм в реализации молодежной политики, формировании гражданского общества. Это ведет к соперничеству внутри общественного сектора по поводу поддержки со стороны государственных органов.

Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных организаций (международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных). Современное общественное движение демонополизировано, вариативно по направленности деятельности, разнообразно по формам и механизмам реализуемых программ и проектов.

Создание общественных объединений, либо вступление в уже существующее объединение является эффективным средством реализации законных прав и интересов гражданина.

Под общественным объединением согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. 2

Общественные объединения могут создаваться без предварительного разрешения органов государственной власти, функционировать как юридическое лицо с государственной регистрацией, так и без приобретения прав юридического лица.

Для создания общественного объединения учредители созывают конференцию или общее собрание, на котором принимается Устав и формируются руководящие и ревизионные органы. Участники общественного объединения обладают равными правами и равными обязанностями.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация

- общественное движение

- общественный фонд

- общественное учреждение

- орган общественной самодеятельности

- политическая партия.

По территориальной сфере деятельности все общественные объединения можно классифицировать на:



общероссийские – объединения, осуществляющие свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации

межрегиональные – объединения, осуществляющие свою деятельность на территории менее половины субъектов Российской Федерации

региональные – объединения, осуществляющие свою деятельность в пределах одного субъекта Российской Федерации

местные – объединения, действующие в пределах территории органа местного самоуправления.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной. Запрещается создание и деятельность объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Устав общественного объединения должен предусматривать:


  • название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму

  • структуру объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в рамках которой объединение совершает свою деятельность

  • условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанность членов объединения

  • компетенцию и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий

  • порядок внесения изменений и дополнений в Устав

  • источники формирования денежных средств и иного имущества

  • порядок реорганизации или ликвидации общественного объединения.

Устав может также содержать описание символики данного объединения.

Общественные объединения могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику. Символика не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и субъектов, а также с символикой иностранных государств.



Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты собственных интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.3

Основное и главное отличие общественной организации от иных форм общественных объединений – постоянное членство участников.

Общественные организации создаются всегда как некоммерческие общественные организации.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.4 Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и развития нематериальных способностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан.

Некоммерческие организации (НКО) играют значительную роль в формировании гражданского общества и решении важнейших социальных проблем. Именно НКО образуют так называемый «третий сектор» (первый сектор – государственный, второй – коммерческий). Наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решении стоящих перед ними проблем, делая это добровольно. Некоторые исследования показывают, что некоммерческие организации действуют эффективнее, чем государственные учреждения, именно поэтому государству иногда выгоднее передавать средства независимым организациям для решения тех или иных проблем. В настоящее время политика государства направлена на развитие и поддержку «третьего сектора», что автоматически подразумевает под собой успешное становление гражданского общества и демократического государства.



Вопросы для самоконтроля

  1. Что понимается под общественным объединением?

  2. В каких организационно-правовых формах могут создаваться общественные объединения?

  3. Как можно классифицировать общественные объединения по территориальному признаку?

  4. Что должен содержать Устав общественного объединения?

  5. Что такое общественная организация?

  6. Чем отличается общественная организация от других форм общественных объединений?

  7. Какое определение можно дать некоммерческой организации?

  8. В чем роль некоммерческих организаций в развитии общества и государства?

§ 2. Механизмы формирования гражданской активности студентов посредством деятельности в общественной организации.
Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию. Мотивация может быть внутренней и внешней, обусловленной обстоятельствами окружающего мира. Внешняя мотивация может возникать под влиянием другого человека, книги, фильма, электронной рассылки, публицистической статьи. Извне мотивация может быть обусловлена такими факторами как необходимость выполнения некоторых действий (идти на работу), или предшествующая оплата обучающей программы. Внутренняя мотивация формируется преимущественно под влиянием собственных желаний.

Мотивацию можно разделить на два уровня силы: мотивация сохранения и мотивация достижения. Чаще всего человеком используется мотивация сохранения. Такое эмоциональное состояние не требует длительной силы эмоций. Активность находится на низком уровне и направлена на то, чтобы не потерять то, что уже создано. А вот мотивация достижений требует большей силы эмоций. И, соответственно, требует большей активности для достижения желаемого (то, чего хочется на данный момент).

При анализе мотивации участников команды целесообразно руководствоваться концепцией пирамиды Маслоу, согласно которой потребности человека возникают и осознаются последовательно от простых физиологических до сложных социальных потребностей. Последовательность удовлетворения потребностей соответствует их иерархии в пирамиде. Другими словами, не удовлетворив потребности низшего порядка, индивиды не осознают и не стремятся удовлетворить потребности более высокого уровня.

Участники выездных семинаров стремятся удовлетворить свои социальные потребности в дружбе, любви, духовной близости, а также в уважении, самоуважении, престиже, собственных достижениях. Они, безусловно, ориентированы на высшие социально-психологические потребности в самоутверждении, саморазвитии и самореализации.

Общественная организация, как и любая другая, имеет в своем распоряжении определенный набор ресурсов. Это могут быть материальные ресурсы, интеллектуальные ресурсы и т.д. Безусловно, основной движущей силой любой эффективно действующей организации является человеческий ресурс. Так что же движет молодыми людьми при принятии решения о вступлении в ту или иную форму общественного самоуправления? Каким образом общественные организации могут решать проблему «кадрового голода»? Для ответа на эти вопросы необходимо рассмотреть тему мотивации и мотивов.

Мотивация - это побуждение к действию; процесс, управляющий такими качествами личности как активность, направленность, организованность; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.5

Мотив - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность – это, по сути, неосознанное желание устранить дискомфорт, а цель – результат сознательного целеполагания. Например, жажда – это потребность, желание утолить жажду – это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется, - это цель. 6

Человек, принимающий решение о неких активных действиях по изменению сложившейся ситуации (создание объединения вокруг себя для решения тех или иных проблем), или о вступлении в некую организацию или объединение, движим несколькими мотивами.

Во-первых, мотив самоутверждения. Это стремление утвердить себя в социуме. Мотив связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. В общественной организации как в четко организованной структуре для эффективной работы каждый участник должен занимать определенную ролевую позицию (генератор идей, аналитик, мотиватор), в рамках которой могут проявляться различные качества личности, что и является самореализацией. Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности – существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать, действовать и развиваться.

Часто молодыми людьми движет мотив власти – стремление индивида влиять на людей. Мотив власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими – это мотив, который побуждает человека в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. В рамках деятельности в организации выявляются студенты, способные грамотно организовать команду и рабочий процесс. Работа в коллективе, а тем более руководство коллективом, даже в процессе учебы в вузе, воспитывает конкурентоспособного специалиста.

Необходимо упомянуть процессуально-содержательные мотивы – побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту работу, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. В случае действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравится и побуждает к активности процесс определенной деятельности. Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности.

Особая группа мотивов – просоциальные (общественно-значимые) мотивы. Данные мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной организации, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами, целями. Нужно отметить, что группа людей, объединенных просоциальными мотивами, является наиболее эффективной. Каждый индивид устремлен «внутрь» группы, настроен на решение общегрупповых задач. Именно поэтому в общественных организациях обязательно вырабатывается корпоративный стиль, корпоративная культура и этика, которая подразумевает групповые ценности и нормы. В результате чего каждый член группы чувствует свою личную значимость и причастность к общему делу.

Человеку свойственная потребность в общении, поэтому важным мотивом является мотив аффилиации. Мотив аффилиации – это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ним. Это такое общение, которое приносит удовольствие, захватывает, нравится человеку. Часто индивид, движимый мотивом аффилиации стремится подражать участникам группы, копировать их поведение и общение.

Все вышеперечисленные мотивы в разной степени действуют на человека при деятельности в общественном объединении. Благодаря им создаются эффективные и результативные органы молодежного самоуправления.

Как уже было сказано выше, молодой человек, обладающей активной жизненной позицией, осуществляющий деятельность в общественных организациях, в будущем является конкурентоспособным специалистом на рынке труда, так как обладает важными личностными качествами: коммуникативность, толерантность, стрессоустойчивость. Выпускник подготовлен к жизни в социуме, готов к принятию решений и ответственности за них.

Деятельность во время учебы в общественной организации выступает формирующим личность аспектом жизни молодого человека, то есть элементом воспитания.

На протяжении веков понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание»7, поскольку само слово является однокоренным со словом питание. В словаре Даля сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении – вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении – научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…»8 Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание «как процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности»9. В современной педагогике дается более четкое определение: воспитание – развитие направленности личности как «верхнего этажа» ее иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т.д.)10 В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду»11.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое. В начальной школе ведется работа по нравственному, этическому, трудовому воспитанию. На первый план в высшей школе выходит гражданское воспитание личности, как подготовка индивида к самостоятельной жизни в социуме.

Гражданское воспитание молодежи – вид целенаправленной духовно-практической деятельности по формированию гражданской позиции, гражданских качеств личности и морально-волевой настроенности на созидательное преобразование социальной среды, способности принять гражданские ценности на уровне личностно значимых. В качестве критериев воспитанности выступают: гражданская сознательность, правовая культура, социальная активность.12

Для достижения поставленных целей и задач воспитания необходимо пользоваться конкретными методами.



Методы воспитания – это способы совместной целенаправленной деятельности по решению задач формирования разносторонне развитой личности.

Участие в общественной организации как элемент воспитания личности мы уже рассматривали. Нужно отметить, что участник – член организации становится сам «воспитателем» для своих сверстников, иногда коллектив, как некая общность взглядов и интересов, является «преподавателем» для каждого участника. Причем четко можно проследить действие традиционных методов воспитания и в этих процессах.



Метод разъяснения. Это монологическое изложение сущности какой-либо идеи, положения, закона, позиции и т.д. Метод используется в свободной беседе, при диалогическом общении, в дискуссии, лекции. Применение его может носить групповой, массовый или индивидуальный характер. В действительности, данный метод используется при организации разъяснительных, научно-популярных лекций, кинолекториев, целью которых является пропаганда или формирование грамотности по той или иной теме. Примером могут служить организуемые общественными организациями лекции по правовой грамотности молодежи, по здоровому образу жизни. Чаще всего наиболее эффективными являются диалоги или беседы сверстников со сверстниками, когда информация подается в привычной манере общения, понятным языком.

Убеждение. Метод воспитания, который применяется с целью формирования осмысленной и принятой точки зрения по различным вопросам: нормам и правилам поведения, взаимоотношениям, ценностным ориентациям, взглядам. Убеждение носит более четкий характер по сравнению с разъяснением. Оно содержит разъяснение, выраженное в более категоричной форме. Данный метод используется индивидуально или в массовой аудитории; причем иногда с учетом сложностей и важности вопроса может развернуться дискуссия. В результате умелого применения метода у молодежи формируются собственные взгляды и убеждения по тем или иным вопросам.

Переубеждение. Политическая нестабильность, нравственная неопределенность порождают большой разнобой во взглядах, суждениях, оценках, вкусах студентов, нередко отрицательных. Во всех подобных случаях уместно опираться на метод переубеждения для переориентации молодого человека, изменения его позиции, нравственных норм и правил поведения.

Ценность данных методов сложно переоценить. Студент, как организатор лекции, оратор, получает бесценный опыт общения с аудиторией, вступая в контакт со своими сверстниками. Все три метода часто применяются при организуемых встречах с государственными деятелями, выдающимися людьми.



Совет. Участники общественной организации, обладая активной гражданской позицией, опираясь на свой жизненный опыт, стремятся передать его своим сверстникам посредством советов. Кроме того, используя совет, лидеры студенческой молодежи как бы мимоходом, ненавязчиво, в мягкой форме выражают свое отношение к суждениям, действиям, поступкам своих товарищей и тем самым стремятся их изменить. Очень важно, чтобы эти советы воспринимались адресатом, чтобы происходили их внутреннее осмысление и персонификация.

Требование. Как метод воспитания требование не столь широко применяется в общественной организации, как например в школе. Однако в работе со студентами также возникают ситуации, когда происходят либо какие-то нарушения в их поведении, взаимоотношениях друг другом, другими людьми, либо они совершают неблаговидные поступки. В подобных ситуациях уместно обращаться к методу требования. Он может выполнять стимулирующую функцию и выступать как задача, но может играть роль своеобразного тормоза. В любом случае в требовании заключается внутренний побудительный смысл.

Требование может быть предъявлено в прямой и косвенной форме. Прямые требования предъявляются в деловом, решительном тоне – указания, приказания, они носят чаще всего лаконичный характер, в них просматривается авторитарная позиция. Косвенные требования имеют более развернутую форму – инструкции, советы, просьбы. Требование может быть предъявлено индивидуально обучаемому или группе. Чаще всего, так называемым «требователем» выступает руководитель организации, руководитель проекта, выполняя функцию контролера выполнения принципов корпоративной культуры, либо правил этики, принятых в организации. Данный метод, как правило, играет значительную роль в жизнедеятельности студентов. Он выполняет оценочную, ограничивающую и стимулирующую функции. Но общественное мнение не формируется стихийно. В этом сложном и тонком процессе принимают участие все участники общественного объединения.



Пример. Метод примера периодически в ненавязчивой форме находит свое применение в молодежной среде. Он используется для того, чтобы вызвать высокие переживания, определить цель-перспективу «с кого делать жизнь». В процессе обучения, это пример педагогов в целях профессионального становления обучаемых. В студенческой среде это лидеры, руководители общественных организаций, реализовавшие себя как личность. Метод примера является действенным, так как личность студента в процессе обучения находится в стадии формирования, и влияние ярких характеров может быть довольно высоко.

Опора на пример носит осознанный характер, обучаемые заимствуют отдельные черты, внутренние свойства, иногда внешние манеры выбранного ими лица.



Поручение и задание. Невозможно привить человеку какие-либо навыки без практической деятельности. Важная составляющая общественной организации – четкая структура, иерархия, в рамках которой происходит делегирование полномочий. Именно поэтому метод поручения очень востребован и эффективен. Поручения и задания могут быть индивидуальными и групповыми, временными и постоянными. По содержанию поручения могут быть организационными, научными, общественно-политическими, трудовыми, спортивными, экологическими, шефскими. Продуктивность деятельности при выполнении поручений и заданий, а также их воспитательный смысл зависят от соблюдения некоторых требований. Поручения и задания должны:

- иметь общественную ценность

- быть конкретными и понятными

- учитывать интересы, возможности и общественные потребности выполняющего поручение

- постепенно усложняться

- носить не эпизодический, а последовательно-систематический характер.



Упражнения. Метод упражнений, воспринимаемый как многократное повторение действий, поступков, переживаний с целью формирования и закрепления навыков привычек культуры поведения, нравственно-этических качеств, известен давно. Педагоги понимали, что воспитать молодого человека, опираясь лишь на методы разъяснения, совета, убеждения, невозможно, его надо учить культуре поведения или поставить в такую ситуацию, когда определенное качество (состояние, переживание) должно проявиться. В действительности многие общественные организации включают в свою работу комплексы тренингов различной тематики – развития лидерских качеств, развитие ораторского мастерства, целеполагание, обучения волонтеров и т.д. Сюда также можно отнести деловые игры, прорабатывающие модели поведения в той или иной жизненной ситуации. Каждая организация стремится к качественной деятельности, результат которой напрямую зависит от каждого члена организации. Обучение и профессиональное развитие является подготовкой к будущей деятельности молодого специалиста.

Соревнование. Метод соревнования, его целевой компонент в настоящее время трансформировался. В советской системе образования и воспитания он использовался как средство достижения лучших результатов в труде, спорте, других видах деятельности обучаемых, при этом важнейшей задачей была задача формирования отношений дружелюбия, взаимопомощи, корректной состязательности, воспитания сознательности в условиях осуществления коллективных интересов. Теперь на первый план выступают эгоистические устремления, попытки добиться успеха любой ценой, коллективные интересы отодвинуты. Подобные нравственные тенденции объясняются действием общей социально-экономической системы конкуренции в рыночных условиях, что оказывает существенное влияние на процессы воспитания молодежи. В современных условиях соревнование можно использовать для решения ряда задач:

- достижения более высоких показателей в труде, спорте, художественной и других видах деятельности;

- развития творческого сотрудничества;

- формирования предприимчивости, личной инициативы и активности, стремления к успеху достойными нравственными средствами;

- побуждения интереса к некоторым «скучным», но необходимым видам деятельности;

- развития организаторских и других умений;

Соревнование может иметь индивидуальные и групповые формы, быть эпизодическими или длительными. Ассоциации общественных организаций устраивают соревнования на наиболее результативную деятельность по итогам какого-либо периода, либо на лучший проект решения поставленной задачи или существующей проблемы. Сами же общественные организации в своей работе часто используют элемент соревнования, здоровой конкуренции. Например, проведение субботника, как соревнования между несколькими командами.

Методы стимулирования. Они представляют группу методов, включающую одобрение, осуждение, контроль, самоконтроль. Все четыре метода могут использоваться с целью стимулирования деятельности, поступков, поведения, либо, наоборот, с целью их приостановления, если они носят негативный характер. Методы являются вспомогательными и требуют корректного обращения.

Метод одобрения свидетельствует о положительной оценке деятельности поведения, проявляемых членами общественной организации качеств или отношений, которая дается коллективом или руководителем. Метод способствует возникновению положительных эмоций (уверенности, удовлетворения, бодрости, гордости), подтверждает правильность выбранной ими позиции и напрямую связан с положительной мотивацией личности. Он может быть применен в форме похвалы, благодарности, награждения грамотой или ценным подарком, статьи в газете, фотографии на стенде почета и т.д. Эффективность метода повышают: гласность, единодушие оценки у коллектива, соответствие поощрения мере реальных успехов, использование разных видов поощрения.

Методом осуждения выражается отрицательная оценка деятельности, поведения, проявляемых качеств и отношений, которая дается коллективом или руководителем. Применение данного метода вызывает отрицательные переживания (стыд, горечь, досаду, неуверенность и т.д.). Но если студенты при этом критически анализируют события и свои поступки, намечают пути преодоления или задержания развития тех или иных качеств, не соответствующих узаконенным нормам поведения и морали, значит, метод применен успешно и цель достигнута. Может быть и другая реакция: члены организации не раскаиваются в неблаговидных поступках, не становятся более требовательными к себе, не пересматривают свою линию поведения – в этом случае следует сделать вывод, что метод осуждения использован неудачно. Возможно, была избрана неадекватная форма его выражения, не учтены мотивы действий студентов либо было унижено их человеческое достоинство, либо имелись какие-то другие причины непрогнозируемой реакции молодых людей.

Метод осуждения может быть реализован в формах: замечания, разъяснения, обсуждения на собрании, выговора, исключения из организации. При обращении к методам одобрения и осуждения целесообразно учитывать следующие требования: опираться на лучшие стороны личности, иметь в качестве союзника коллектив, хорошо знать членов организации и применять методы индивидуально и корректно, не злоупотреблять ими по отношению к одним и тем же личностям, учитывать естественные последствия нравственного характера, возникшие в результате применения методов.

Метод контроля используется с целью проверки хода или результатов деятельности и действий, выполнения поручений и заданий. Всегда могут возникнуть обстоятельства, отвлекающие молодого человека или мешающие ему в реализации намеченных задач. Кроме того, имеются и просто неисполнительные юноши и девушки, которые особо нуждаются в контроле как способе напоминания, подталкивая их к деятельности. Данный метод может быть выражен в форме беседы, наблюдения, отчета на собрании, напоминания.

Метод самоконтроля применяется студентом к самому себе для стимулирования или проверки собственного развития и воспитания. Он помогает решать вопросы саморегуляции духовного мира и внешней линии поведения и деятельности. Этот метод имеет большей степени, чем какой-либо другой, непосредственно личностный смысл. Формой его выражения являются: размышление, самонаблюдение, самоприказ, рефлексия. Метод самоконтроля играет важную роль в нравственно-эстетическом, социальном, интеллектуальном развитии и самовоспитании, совершенствовании личности.

Рассмотренные методы воспитания очень сложно отнести к какой-либо одной группе. Можно говорить о преимущественном влиянии одних методов на формирование сознания, других – качеств личности, третьих – культуры поведения, четвертых – опыта деятельности и отношений. Одни методы способствуют теоретическому обогащению, другие помогают лучше осмыслить опыт собственных поступков, действий, поведения. В целом методы воспитания способствуют развитию общей культуры, интеллекта, эмоционально-волевой и физической сфер, то есть содействуют разностороннему развитию личности, формированию социально и нравственно зрелого молодого специалиста.

Одни методы – кратковременного действия, кратковременного эффекта (совет, убеждение, разъяснение), другие методы – длительного применения, длительного воздействия (соревнования, поручение, упражнение). Методы воспитания многофункциональны. Это значит, что один и тот же метод может способствовать формированию различных качеств, свойств, отношений, то есть получению различных результатов.

Необходимо еще раз заметить, что в отличии от вузовского образования, использующим воспитательные методы является не преподаватель, а зачастую коллектив, группа, либо руководящее лицо данной организации. Но тем не менее рассмотренные методы не являются менее эффективными в процессе становления личности молодого человека.

От чего зависит выбор руководителем методов воспитания? Этот выбор осуществляется на основании цели, ситуации, внутреннего состояния участников процесса. Более того, при решении конкретной задачи может использоваться цепочка методов. Говоря о методах воспитания необходимо вспомнить о мотивах. У студентов ничего нельзя сформировать, ничего нельзя изменить или перестроить, если он внутренне того не желает, не идет навстречу, не проявляет собственную активность.

Методы воспитания, соединенные между собой в определенную систему, составляют методику работы. Будучи инструментом «прикосновения к личности», методы воспитания требуют от организаторов процесса хорошего знания участников организации и индивидуализации при выборе методов. Именно та общественная организация будет функционировать успешно, когда руководитель является компетентным в области управления.

Все методы реализуются в формах воспитательного процесса.

Форма – это внешний вид работы в общественной организации, как бы ее оболочка. В условиях функционирования организации в учебном заведении используются массовые (тематические вечера, спортивные соревнования, субботники), групповые (секции, клубы), индивидуальные (беседы, задания) формы работы со студентами.

В условиях учебных заведений наибольшее распространение получили следующие формы внеаудиторной работы: тематические вечера, дискотеки, спортивные соревнования, туристические походы, клубные занятия по интересам, диспуты, экскурсии, коллективы самодеятельности, строительные отряды, волонтерская деятельность.

Организаторам необходимо выдвигать не только цель дела (деятельности), но и цель воспитания, в противном случае участие в деятельности может быть либо нейтральным в воспитательном отношении процессом, либо менее значительным, чем ожидалось.
Вопросы для самоконтроля Что такое воспитание?


  1. Расскажите о мотивах, движущих индивидом при деятельности в организациях и объединениях?

  2. По вашему мнению, какими мотивами в большей степени руководствуется молодой человек при активной деятельности?

  3. Узнайте у некоторых активных молодых людей в вашем окружении, почему они вступили в общественную организацию, студенческих совет или иной орган молодежного самоуправления.

  4. Что такое воспитание?

  5. Как бы вы охарактеризовали понятие «гражданское воспитание»?

  6. Расскажите о методах воспитания, применяемых в вашем вузе, организации, в которых вы состоите. Обоснуйте конкретными примерами.

  7. Какие методы воспитания на ваш взгляд наиболее эффективны в молодежной среде?

  8. Какова роль методов воспитания в формировании личности молодого человека?


Каталог: books -> met files
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met files -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическая полиграфия»
met files -> Ливанова Е. Ю. «Роль практики в формировании профессиональных компетенций выпускника вуза»
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год
met files -> Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе
met files -> Сборник методических разработок по образовательно-профессиональной программе 080103 Национальная экономика
met files -> Рабочая программа дисциплины «Онтология и теория познания» для аспирантов Направление подготовки
met files -> Учебно-методическое пособие технология социальной работы Направление подготовки 390302 Социальная работа Профиль подготовки
met files -> Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница