Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Национальный исследовательский университет
И.И.Борисова, Е.Ю.Ливанова
Формирование социально-поведенческих компетенций студентов
Учебное пособие
Нижний Новгород
2011 год
Содержание
-
|
Введение
|
3
| -
|
Государственная молодёжная политика в сфере формирования компетенций молодежи
|
5
| -
|
Развитие социально-поведенческой компетентности молодежи.
|
12
| -
|
Формирование экономической компетентности у студентов вуза
|
19
| -
|
Самоактуализация специалиста в профессиональной деятельности
|
30
| -
|
Рекомендации по формированию социально-поведенческих компетенций студентов
|
46
|
|
Заключение
|
50
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
|
51
|
|
|
|
Введение
Cовременный этап в развитии системы образования характеризуется переходом к компетентностно-ориентированному обучению. Определяя понятие «компетенция», авторы широко используют номинативы «возможность, готовность, способность» личности. Основными критериями оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции.
При этом термин «компетентность» предполагает более глубокие внутриличностные преобразования на уровне качеств, свойств человека, его ценностей и отношения к окружающему миру. Компетенция — это заданное требование к образовательной подготовке учащегося, а компетентность — уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Исходя из вышесказанного в общем понимании компетентность понимается как присвоенная компетенция; владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Выделение видов компетенции и компетентности позволяет более детально рассмотреть основные характеристики понятий. Особое внимание в большинстве классификаций обоснованно обращается на ключевые (универсальные, транспредметные, метапрофессиональные, метапредметные, переносимые, надпрофессиональные и т.п.) компетенции и компетентности, так как они являются «ключом», «инструментом», который открывает двери и доступ к овладению системой знаний в области изучаемых предметов в новых ситуациях. 1Наиболее подробно представлены универсальные компетенции и компетентности в зарубежном образовании (Германия, Великобритания, США), детально они рассматриваются в рамках Болонского соглашения и Декларации Совета Европы. Среди ключевых выделяют интеллектуальные, политические, социальные, межличностные, инструментальные, социально-трудовые, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-поведенческие и другие компетенции и компетентности.
Входят они и в содержание профессиональной компетентности. Ее понимание необходимо в контексте важности современных задач профессионального образования, перехода ВПО на компетентностно-ориентированное обучение. Содержанием профессиональной компетентности является система знаний, уме-
ний, навыков, обобщенных способов деятельности и профессионально значимых качеств; структуру профессиональной компетентности составляет совокупность проявленных в деятельности разноуровневых компетенций: ключевых, базовых и специальных.
Исходя из этого, профессиональная компетентность — интегративное качество личности обучающегося, состоящее из совокупности проявленных в деятельности учебных компетенций и включающее систему знаний, учебных умений, навыков, освоенных обобщенных им способов решения учебных задач, а также личностных качеств.
Основные компоненты профессиональной компетентности:
1. социально-правовая-знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения,
2. персональная-способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде,
3. специальная-подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности,
4. аутокомпетентность-представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции,
5. экстремальная-способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
Независимо от вида профессиональной деятельности любой специалист существует в социуме, поэтому всегда на передний план выдвигаются компетенции социально-ориенированные, позволяющие личность адаптироваться и раскрыться профессионально в коллективе прежде всего.
Компетентность в профессиональной деятельности - это:
-готовность к совместной деятельности в группе, в условиях сочетания внутригрупповой и межгрупповой конкуренции;
-умение сочетать свои личные интересы с интересами группы и подчинять свои интересы достижению общего успеха;
-способность принимать решения под внешним давлением в условиях ограниченного времени;
Поделитесь с Вашими друзьями: |