Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год



Скачать 266.5 Kb.
страница1/4
Дата11.02.2016
Размер266.5 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Национальный исследовательский университет
И.И.Борисова, Е.Ю.Ливанова
Формирование социально-поведенческих компетенций студентов

Учебное пособие

Нижний Новгород

2011 год

Содержание





Введение

3



Государственная молодёжная политика в сфере формирования компетенций молодежи


5



Развитие социально-поведенческой компетентности молодежи.

12



Формирование экономической компетентности у студентов вуза



19



Самоактуализация специалиста в профессиональной деятельности


30



Рекомендации по формированию социально-поведенческих компетенций студентов



46




Заключение

50






















Литература

51











Введение
Cовременный этап в развитии системы образования характеризуется переходом к компетентностно-ориентированному обучению. Определяя понятие «компетенция», авторы широко используют номинативы «возможность, готовность, способность» личности. Основными критериями оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции.

При этом термин «компетентность» предполагает более глубокие внутриличностные преобразования на уровне качеств, свойств человека, его ценностей и отношения к окружающему миру. Компетенция — это заданное требование к образовательной подготовке учащегося, а компетентность — уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Исходя из вышесказанного в общем понимании компетентность понимается как присвоенная компетенция; владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Выделение видов компетенции и компетентности позволяет более детально рассмотреть основные характеристики понятий. Особое внимание в большинстве классификаций обоснованно обращается на ключевые (универсальные, транспредметные, метапрофессиональные, метапредметные, переносимые, надпрофессиональные и т.п.) компетенции и компетентности, так как они являются «ключом», «инструментом», который открывает двери и доступ к овладению системой знаний в области изучаемых предметов в новых ситуациях. 1Наиболее подробно представлены универсальные компетенции и компетентности в зарубежном образовании (Германия, Великобритания, США), детально они рассматриваются в рамках Болонского соглашения и Декларации Совета Европы. Среди ключевых выделяют интеллектуальные, политические, социальные, межличностные, инструментальные, социально-трудовые, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-поведенческие и другие компетенции и компетентности.

Входят они и в содержание профессиональной компетентности. Ее понимание необходимо в контексте важности современных задач профессионального образования, перехода ВПО на компетентностно-ориентированное обучение. Содержанием профессиональной компетентности является система знаний, уме-

ний, навыков, обобщенных способов деятельности и профессионально значимых качеств; структуру профессиональной компетентности составляет совокупность проявленных в деятельности разноуровневых компетенций: ключевых, базовых и специальных.

Исходя из этого, профессиональная компетентность — интегративное качество личности обучающегося, состоящее из совокупности проявленных в деятельности учебных компетенций и включающее систему знаний, учебных умений, навыков, освоенных обобщенных им способов решения учебных задач, а также личностных качеств.

Основные компоненты профессиональной компетентности:

1. социально-правовая-знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения,

2. персональная-способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде,

3. специальная-подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности,

4. аутокомпетентность-представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции,

5. экстремальная-способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Независимо от вида профессиональной деятельности любой специалист существует в социуме, поэтому всегда на передний план выдвигаются компетенции социально-ориенированные, позволяющие личность адаптироваться и раскрыться профессионально в коллективе прежде всего.

Компетентность в профессиональной деятельности - это:

-готовность к совместной деятельности в группе, в условиях сочетания внутригрупповой и межгрупповой конкуренции;

-умение сочетать свои личные интересы с интересами группы и подчинять свои интересы достижению общего успеха;

-способность принимать решения под внешним давлением в условиях ограниченного времени;


Каталог: books -> met files
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met files -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическая полиграфия»
met files -> Ливанова Е. Ю. «Роль практики в формировании профессиональных компетенций выпускника вуза»
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год
met files -> Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе
met files -> Сборник методических разработок по образовательно-профессиональной программе 080103 Национальная экономика
met files -> Рабочая программа дисциплины «Онтология и теория познания» для аспирантов Направление подготовки
met files -> Учебно-методическое пособие технология социальной работы Направление подготовки 390302 Социальная работа Профиль подготовки
met files -> Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
met files -> Методика обучения иностранных студентов письменной речи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница