Учебное пособие Красноярск Москва 2001



страница1/17
Дата14.02.2016
Размер3,02 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Б.И.Хасан П.А.Сергоманов

Разрешение конфликтов и ведение переговоров

Учебное пособие

Красноярск - Москва 2001


Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) - Россия

Рецензенты:

доктор психологических наук Н.В. Гришина

кандидат педагогических наук А.Г.Каспржак



Хасан Б.И., Сергоманов П.А.

Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие.

В пособии представлены основные понятия современной конф­ликтологии, предлагаются способы описания и анализа конфликтных ситуаций в практике образования. Систематически изложены спосо­бы подготовки, организации и проведения переговоров как основ­ной формы взаимодействия заинтересованных сторон для продуктив­ного разрешения конфликтов и решения задач образования.

Адресовано студентам педагогических высших учебных заведений, аспирантам, преподавателям вузов и школ, родителям.



Работа выполнена при финансовой поддержке Британского совета

ISBN 5-93085-007-0 © Хасан Б.И.

© Сергоманов П.А.

© Институт психологии и педагогики

развития СО РАО © «Бонфи»

СОДЕРЖАНИЕ

Подготовка педагогов в области гражданского образова­ния................................................................................. 5

Предисловие редакторов................................................ 20

Введение........................................................................ 25

Методические рекомендации к проведению курса.............. 31



Часть 1. Конфликт.......................................................... 38

1.1. Понятие и феномен конфликта. Современное со­стояние исследований проблемы конфликта (ме­тодологический аспект)..................................... 39

1.2. Структурное описание конфликта....................... 43

1.3. Функциональное описание конфликта................ 49

1.4. Процессуальное описание конфликта................. 53

1.5. Конфликтная ситуация, ее возникновение и дина­мика................................................................. 56

1.6. Участники конфликта......................................... 63

1.7. Стратегии и тактики в конфликте........................ 74

1.8. Разрешимые и неразрешимые конфликты........... 83

1.9. Специфика конфликтов в образовательных про­цессах................................................................ 87

1.10. Учебная ситуация как конфликт........................... 94

1.11. Половозрастная специфика конфликта............... 102



Часть 2. Переговоры....................................................... 119

2.1. Шаг 1. Обсуждение ожиданий и программы (один

из возможных вариантов)................................... 130

2.2. Шаг 2. Введение в модели разрешения конфлик­та........................................................................ 135

2.3. Шаг 3. Введение в переговоры. Игра «Переговоры в школе»: обсуждение стереотипов конфронта­ции..................................................................... 139

2.4. Шаг 4. Введение представлений о технологии пе­реговорного процесса. Тренировка перегово­ров..................................................................... 147

2.5. Шаг 5- Введение представлений о подготовке кпе-реговорам. Тренировка переговоров с подготов­кой.................................................................... 151

2.6. Шаг 6. Введение представлений об анализе пере­говоров. Тренировка анализа переговоров............ 155

2.7. Шаг 7. Введение представлений об организации переговоров (посредничестве). Тренировка орга­низации переговоров........................................ 158

2.8. Шаг 8. Обсуждение результатов практикума......... 161

Справочные материалы для студентов.............................. 162

Позиционно-функциональные модели организации вза­имодействия.................................................................. 162

Арбитраж........................................................................ 162

Давление (конфронтация)................................................ 164

Переговоры..................................................................... 166

Переговоры при помощи посредника............................... 168

Консультирование........................................................... 170

Представительство.......................................................... 173

Миротворчество............................................................. 175

Часть 3. Методический инструментарий для учебных за­нятий по анализу, конструированию конфликтов и веде­нию переговоров............................................................ 177

3.1. Эксперимент для изучения переговоров............... 179

3.2. Определение поля «Prima acta»............................ 181

3.3- Эксперимент для изучения рефлексивной коррек­ции в конфликтном взаимодействии................... 185

3.4. Игровая процедура «Поток»................................. 190

3.5. Игровая процедура «Общий ресурс»..................... 193

3.6. Игровая процедура «Конфликт понимания».......... 199

3.7. Игровая процедура«Экстериоризация внутренне­го конфликта».................................................... 202



Часть 4. Библиография. Зарубежные и отечественные ис­следования конфликтов: история и современность.......... 205

Декларация принципов толерантности............................. 229

25

ВВЕДЕНИЕ

Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился до нас извне.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ



- Каковы основные признаки нового отношения к конфлик­там?

- Что означает конфликтная компетентность в этом новом подходе?

-Действительно ли школьное образование - наиболее адек­ватное тесто» для формирования конфликтной компе­тентности?

- Что мешает формированию конфликтной компетент­ности?

В течение последних лет мы довольно регулярно проводим курсы повышения конфликтной компетентности для педагогов и психологов школ и вузов в рамках группы проектов по граж­данскому образованию. Основными задачами этих курсов мы считаем:

- преодоление стереотипии негативного отношения к кон­фликту (преодоление страха перед конфликтом);

- формирование основных навыков анализа конфликтных ситуаций;

- формирование навыков организации и проведения пере­говоров для разрешения конфликтов в условиях школы.

Одна из особенностей наших программ состоит в том, что мы пытаемся не столько предоставить учителю методы работы с детьми, сколько сработать на личностное и профессиональ­ное развитие самого учителя. Мы исходим из допущения того, что в области разрешения конфликтов важно не только многое знать и понимать, но и, очевидно, уметь.

Главные трудности и особый интерес представляет работа именно со взрослыми, социально, а иногда и профессиональ­но уже достаточно компетентными людьми. Дело в том, что за каждым человеком стоит очень богатый личный опыт участия в различных конфликтах и соответствующих переживаний. Этот опыт, конечно же, сформировал определенное отношение-уста-

26_


новку. Мы точно знаем, что в абсолютном большинстве случаев эта установка негативная.

Тот факт, что участники программ и слушатели курсов изъяв­ляют желание пройти переподготовку, вовсе не свидетельствует о действительной готовности к самоизменениям и уж тем более к отказу от ряда устойчивых и, казалось бы, вполне очевидных стереотипов педагогической деятельности.

Возникают вопросы: насколько мощно укоренена традиция силового преодоления препятствий; не фатален ли уже этот сте­реотип для взрослого, профессионально сформировавшегося человека; возможно ли, не нарушив общих профессионально важных установок, преодолеть один из самых древних стерео­типов социального поведения?

К обоснованию подхода

Мы можем признать, что в последнее время конфликтная проблематика вошла в состав изучаемой в педагогическом об­разовании, а курсы конфликтологии становятся такими же мод­ными, как и психотерапевтические (см.: [1; 2; 3])- Однако боль­шинство авторов, посвящающих свои работы этой проблеме в школе, основное внимание уделяют исключительно межлично­стным отношениям, возникающим по поводу образования и как бы рядом с ним, не затрагивая при этом ядерных характерис­тик образовательного процесса.

Совершенно замечательно то, что почти не заметно авторов, которые бы продолжали прямо пугать конфликтами учителей и учащихся, как это было еще совсем недавно. Мы же полагаем, что учитель всегда является как минимум непременным участ­ником особого конфликтного процесса, а в хороших случаях -и конструктором, и организатором учебных (образовательных) конфликтов.

Если мы всерьез признаем противоречивый характер про­цессов учения-обучения, то следует всерьез обсуждать именно конфликтную компетентность как базовую характеристику эф­фективной учебной и, шире, образовательной коммуникации.

Противоречивый характер образовательных процессов обус­ловлен целым «букетом» противостоящих интересов, требующих согласований. Это и детско-взрослая событийность, и отноше­ния в связи с оцениванием-самооцениванием, и учебная и со­циальная успешность-неуспешность, и т.п. Разумеется, такая бо-

27

гатая противоречивость порождает множество конфликтов, раз­решение которых и составляет собственно учебный и в целом образовательный процесс. Но, в какую сторону будет направ­лен этот процесс, к каким результатам он приведет, будет зави­сеть от того, насколько педагог оснащен способами работы с конфликтом, т.е. от его конфликтной компетентности. При этом мы должны прежде всего различать:



1. Такое воплощение в конкретных ситуациях этих противоре­чий, которое можно условно назвать естественными конф­ликтами, т.е. случающимися независимо от нас.

2. Наряду с ними мы можем специально конструировать (искус­ственно создавать) такие конфликты, в которых удерживают­ся учебные (образовательные) противоречия для их продук­тивного разрешения и, таким образом, достижения учебных результатов и образовательных эффектов.

Теперь определимся, что мы пока в самом общем виде назы­ваем конфликтами.

Конфликт - это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в про­цессе его разрешения.

Отсюда следует, что для педагогической конфликтной ком­петентности существуют два уровня:

- первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия и владение способами регулирования для разрешения;

- второй предусматривает умения проектировать необходи­мые для достижения учебных результатов конфликты, кон­струировать их непосредственно в ситуациях учебного вза­имодействия; владение способами организации продуктив­но ориентированного конфликтного поведения участни­ков ситуации.

И в дополнение к сказанному нужно непременно добавить, что для педагога особенно важным является умение формиро­вать конфликтную компетентность как способность учащего­ся. Это обстоятельство требует особого внимания, т.к. учащие­ся являются самыми придирчивыми и внимательными экспер­тами именно в области педагогической конфликтной компе­тентности.

28_


Что входит в содержание конфликтной компетентности

Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важнейших характеристик педагогического профессионализ­ма, мы рассматриваем ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. В самом общем виде мы мо­жем определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной фор­ме, способствующей его разрешению.

При проведении занятий с педагогами для повышения их конфликтной компетентности мы исходим из нескольких глав­ных положений:

1. В современной конфликтологии общепризнано, что перего­воры являются одной из наиболее эффективных форм раз­решения противоречий. Переговоры как распространенная жизненная реальность создают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотрудничества. Содержание коопе­рации, задаваемой противоречиями: ребенок-взрослый; уче-ник-учитель; руководитель-подчиненный; учитель-родитель и т.п., может стать реальной основой школьных сообществ, ори­ентированных на высокое качество жизни.

2. Обучение будущих педагогов, переподготовка и повышение квалификации действующих в области разрешения конфлик­тов и ведения переговоров могут происходить в условиях, ког­да участники получают позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуаций, их проектирования и кон­струирования в учебных условиях.

Условия работы с курсом

Курс выстроен как практикум, предназначенный для апро­бирования и последующей личной систематизации участника­ми навыков анализа конфликтных ситуаций, распознавания их разновидностей; навыков ведения переговоров для разрешения противоречий; навыков проектирования и конструирования продуктивно ориентированных конфликтов для достижения эф­фектов развития.

29

Предполагается, что способ организации занятий соответ­ствует их содержанию. Т.е. тренер (ведущий) обязательно сам выступает как сторона в определенном конфликте, а также ве­дет и организует переговоры с участниками практикума.



Какое место в учебном плане и графике может занимать курс?

Курс рассчитан для 8-го или 9-го семестра, т.е. для студентов, у которых появился опыт педагогической практики: практики проведения уроков, практики организации внеурочной жизни детей. Это могут быть экскурсии, походы, проекты совместной деятельности и т. п. Чем более богат педагогический опыт сту­дента, тем более эффективным будет курс.



Какая подготовка необходима студентам для освоения программы курса?

В программе курса предполагается работа с описанием раз­ных конфликтных ситуаций. Письменное оформление позво­ляет более жестко схватывать структурные и динамические ха­рактеристики конфликта и тем самым производить более оче­видный учебный эффект. Интерпретация ситуаций в модельных представлениях о конфликте составляет значительную часть курса, она является значимой при поиске варианта решения кон­фликта, при выработке соглашения в переговорах. Поэтому ав­торы курса в работе опираются на навыки студентов в описании и интерпретации межличностных отношений и индивидуаль­ных, внутренних переживаний. Для работы с конфликтами не­обходимо умение видеть ситуацию в целом, учитывать и свое мнение, и мнение другого участника (оппонента). Необходимо удерживать как собственные основания и интересы, так и осно­вания и интересы партнера по переговорам. Таким образом, сту­денты, проходящие курс, должны иметь способность встать не просто на точку зрения другого, но удерживать в своем видении конфликтной ситуации видение другого. Обыденный опыт не позволяет проявить такую способность и, как правило, закреп­ляет эгоцентрическую позицию в конфликте.

При обсуждении школьных конфликтных ситуаций, с одной стороны, важно понимать школу «изнутри», т.е. иметь опыт уча­стия в жизни школы, а с другой стороны - важно понимать школу

30_


как организацию со специфической культурой, т.е. иметь опыт рефлексии школьной жизни. В этом отношении нам кажется важным видение студентами «скрытых реальностей школьной жизни» [4], тех формальных и неформальных норм поведения и отношений членов школьного сообщества, отдельных групп и группировок, которые определяют процессы принятия реше­ний, школьную коммуникацию, общую атмосферу. Это обстоя­тельство является важным, поскольку образует контекст и кор­ректность поведения педагога с техническими навыками раз­решения конфликтов и ведения переговоров. Простой перенос переговорных технологий в школу без учета ее контекста явля­ется для нас неудачным примером обучения.

Практикум предполагает работу в малой группе, поэтому важ­но, чтобы студенты уже имели навыки общения - построение обратной связи с собеседником, слушание, интерпретация выс­казываний собеседника, задавание вопросов, построение ситу­ативных высказываний и т.п.

Студенты ко времени прохождения курса также должны изу­чить базовые гуманитарные университетские курсы: филосо­фию, культурологию, право, социальную психологию, психоло­гию развития, возрастную психологию, социологию, антропо­логию (философскую), историю отечества, историю культуры и т.д.

Кроме того, важно, чтобы студенты имели опыт работы с детьми в современной школе или временном детском коллек­тиве (лагере). Важно иметь этот опыт в описаниях (дневники педагогической практики, отчеты о педагогической практике и т.п.).


Конфликт

1.1. ПОНЯТИЕ И ФЕНОМЕН КОНФЛИКТА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТА (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

С того момента, когда человек встал на ноги, он не может обрести равновесия.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ



Вопросы для изучения темы:

1 Что имеют в виду, когда говорят :«это конфликт»?

2 Какие смыслы вкладывают в содержание понятия « конфликт»?

3 В каких отношениях находятся такие понятия как < противо­речие» и « конфликт »?

4 Можно ли представить себе разрешение конфликта без раз­решения противоречия?

Если определять временные рамки оформления проблемы конфликта как относительно самостоятельной, то необходимо, по-видимому, начинать с работы Георга Зиммеля < Конфликт со­временной кулыуры> [1]. Разумеется, идо нее были серьезные ра­боты, так или иначе посвященные конфликту (см. , например, К. фон Клаузевиц, 1834 [2]; Г Гегель, 1840 [3]), но в книге Г Зиммеля впервые предпринята попытка рассмотреть конфликт как сис­темное и необходимое явление культуры в целом, а не как пред­мет отдельного научного знания.

«Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь, поднялся до со стояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, на растание и разрешение которого есть путь обновления всей куль туры.

Скрытый смысл упомянутой эволюции заключается в том, что жизненная стихия, беспокойная в своем вечном движении, ведет постоянную борьбу с продуктами собственной деятельности, от верделыми ее остатками, противящимися ее напору. Но так как ее внешнее бытие может осуществиться лишь в определенных фор мах, то весь этот процесс представляется нашему сознанию как процесс зримого вытеснения старых форм новыми. Непрерыв ная изменчивость содержания отдельных культурных явлений и даже целых культурных стилей есть осязаемый результат беско нечной плодовитости жизни, но одновременно и манифестация того противоречия, в каком неизменно находится вечное станов

40_________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

ление с объективной значимостью и самоутверждением форм. Жизнь движется от смерти к бытию и от бытия к смерти».

[Г.Зиммель с. 494-495]

Следующий заметный шаг - работы З.Фрейда и его школы. Это была попытка положить конфликт как основание - генера­тор психического вообще. Тем самым создавалась традиция, согласно которой, конфликт между инстанциями личности утвер­ждался в статусе источника активности, а его качества - как харак­теристики индивидуальной жизни в ее общем и частном генезе.

«Психоаналитический конфликт - это противоположность про­тиворечивых требований внутри субъекта. Конфликт может быть явным (например, конфликт между желанием и нравственным тре­бованием или между двумя противоречивыми требованиями) или же скрытым. В последнем случае конфликт искаженно выражает­ся в явном конфликте, прежде всего в симптомах, нарушениях по­ведения, в трудностях характера и пр. Психоанализ считает кон­фликт основой человеческого существа, причем в различных смыслах: это конфликт между желанием и защитой, конфликт меж­ду различными системами или инстанциями, наконец, Эдипов конфликт, при котором происходит не только взаимное столкно­вение желаний, но также и их столкновение с запретом».

ЖЛапланш, Ж.-Б.Панталис [4, с.213]

Дальнейшие подходы более всего эксплуатировали понятие межличностного, межгруппового (имея в виду в том числе и большие группы) конфликта как социального феномена (см., например, Дж.Бернард, Р.Дарендорф, Л.Козер и др.[5; 6]).

«Социальный конфликт можно определить по-разному. В целях нашего исследования условимся считать, что социальный конф­ликт -это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников. Это рабочее определение пред­ставляет собой лишь отправную точку исследования. Нас интересуют скорее функции, а не дисфункции социального конфликта, то есть те его последствия, которые служат усилению, а не ослаблению адаптации и приспособляемости конкретных со­циальных отношений или групп. Социальный конфликт отнюдь не представляет собой только «негативный» фактор, ведущий к раз­рыву и распаду, он может выполнять ряд определяющих функций в группах и межличностных отношениях».

Л.Козер [6, с. 32]

Наряду с социологическими и психологическими определе­ниями следует специально отметить группу представлений с позиции формальной логики или теории игр. В этом подходе кон­фликт выглядит как метаявление, абсолютно связанное с макси­мизацией выигрыша, минимизацией проигрыша в условиях рав­но значимых альтернатив (см., например, А.Рапопорт, Р.Акофф, Ф.Эмери и др. [7; 8]).

41

«Заметив, что его эффективность страдает от поведения другого лица или что его собственное поведение уменьшает эффектив­ность другого лица, индивид может либо удалиться из данного конфликтного окружения, либо, оставаясь в нем, изменить свое поведение. Если он ограничивается поиском способов действий, минимизирующих нежелательные для него последствия поведе­ния другого лица, то принято называть такой подход теоретико-игровым и говорить, что индивид ищет решения конфликта. В этих случаях игра используется как представление или модель конф­ликтной ситуации».



Р.Акофф, Ф.Эмери [8, с.198]

Современный интерес к проблематике конфликта настоль­ко велик, что попытка хотя бы приблизительно полно изложить имеющиеся в литературе определения заняла бы слишком мно­го места, поэтому тем, кто специально интересуется всем мно­гообразием подходов и дефиниций, мы рекомендуем обратиться к библиографии [Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов].

Вместе с тем все эти подходы, несмотря на их разнопред-метные основания и, отсюда, существенно различающиеся язы­ки описания, роднит достаточно ясно выраженное представле­ние о конфликте:

1. как о явлении, случающемся с человеком (людьми), т.е. таком феномене, который происходит необходимо-неизбежно и не­сет на себе отпечаток негативизма;

2. как о явлении, имеющем однозначно линейный характер (предпочтение-отвергание, победа-поражение, выигрыш-проигрыш).

Не будет преувеличением заметить, что, несмотря на много­численные исследования зарубежных авторов и множественные описания конфликта, мы ничтожно мало преуспели в разреше­нии противоречий как внутриличностного плана, так и разно­го масштаба социальных.

Понимая важность адекватного описания явления, при всем множестве попыток, отметим, что практически все исследова­тели обращают внимание на внешнюю - феноменальную и внут­реннюю - не явную стороны конфликта; на его типологичес­кие характеристики, связанные с масштабом столкновения, осо­бенностями участвующих сторон и их интересами; на динами­ческие характеристики.

Мы специально хотим отметить, что самым важным в пони­мании и описаниях конфликта является его связь с тем проти­воречием, выразителем которого он по сути дела является. Соб-

42_

ственно говоря, это обстоятельство является ведущим, посколь­ку назначение конфликта в том и состоит, чтобы так предста­вить противоречие, чтобы привлечь именно те ресурсы и в том объеме и порядке, которые приведут к его (противоречия) раз­решению.



Отсюда - уточнение данного нами ранее в самом общем виде рабочего определения:

Конфликт - это такая специальная организованность вза­имодействия, которая позволяет удерживать единство стол­кнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ре­сурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия.

Источники:

1. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Избранное. Т.1. Философия культуры. - М.: Юристъ, 1996.

2. Клаузевиц К. О войне. - М.: Госвоениздат, 1934.

3. Гегель Г. Эстетика. Т. 1. - М.: Искусство, 1968.

4. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа, 1996.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: ПИТЕР, 2000.

6. Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея-пресс, 2000.

7. Rapoport A. Conflict in Mak-Made envirounment. - Baltimore, 1974.

8. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М.: Сов. радио, 1974.

43


Каталог: book -> practic psychology
practic psychology -> Антон Николаевич Кошелев Синдром «белого воротничка» или Профилактика «профессионального выгорания»
practic psychology -> Роман Калугин Законы выдающихся людей
practic psychology -> Книга охватывает наиболее значимые теории личности в современной психологии. Содержание Предисловие к русскому изданию
practic psychology -> Евгений Александрович Тарасов Как преодолеть свои страхи и комплексы. 10 тестов + 14 правил
practic psychology -> Сергей Владимирович Петрушин Счастья в личной жизни… Советы психолога
practic psychology -> Хенрик Фексеус Искусство манипуляции. Как читать мысли других людей и незаметно управлять ими
practic psychology -> Москва, 1998 Введение
practic psychology -> Маруся Светлова Деньги в твоей жизни
practic psychology -> Преодолей жизненный кризис. Развод, потеря работы, смерть близких… Выход есть!


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница