Учебное пособие для вузов Москва



страница1/13
Дата24.04.2016
Размер2,54 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Ю.А. Клейберг

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Учебное пособие для вузов

Москва


200 1

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор В. Н. Дружинин (Институт психологии РАН);

доктор социологических наук, профессор Е.В. Руденский (Институт психологии личности, г. Новосибирск)

Клейберг Ю.А.

Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с.

В книге известного российского ученого-девиантолога впервые предложен оригинальный учебно-методический материал авторского курса. Пособие написано в соответствии с программой «Психология девиантного (отклоняющегося) поведения», ставшей победителем Всероссийского открытого конкурса вузовских учебных программ и глав учебников по психологическим дисциплинам.

Адресуется студентам и аспирантам психологических факультетов, а также психологам, социальным работникам, педагогам, юристам и всем тем, кого интересуют проблемы девиантного поведения.


Предисловие

Первое издание этой работы вышло в 1998 г. и явилось своеобразным результатом многолетних размышлении и исследований автора, а также разработанного курса с тем же названием, прочитанного студентам факультета психологии и социальной работы Кемеровского и Тверского государственных университетов и ряда других университетов России, а также студентам Тверского педагогического колледжа, где по инициативе и при активном участии автора была открыта специальность «Социальная работа» с двумя специализациями «Педагог-девиантолог» и «Детский психолог».

В тот период это было первое систематическое изложение проблем психологии девиантного поведения в нашей стране, которое написано на основе авторской программы «Психология девиантного (отклоняющегося) поведения», ставшей победителем Всероссийского открытого конкурса вузовских учебных программ и глав учебников по психологическим дисциплинам (1998 г.). Цель и программы, и книги, и курса в целом состояла в том, чтобы придать психологии девиантного поведения легитимный характер как специальной научной и учебной психологической дисциплины; обозначить проблематику этого особого направления в психологии, которое в зарубежной науке сложилось как самостоятельная научная область; охарактеризовать основные понятия и подходы; выявить причинно-следственные связи и специфику проявления девиантного поведения в подростковом возрасте; дать типологию и модели девиантного поведения; представить методы диагностики и коррекции отклоняющегося поведения подростков и т.д. Попутно были обозначены возможные исследовательские пути и направления разработки данной проблематики — реальные и перспективные — в российской психологии девиантного поведения,

За время, прошедшее с тех пор, многое изменилось. Психология девиантного поведения по-прежнему продолжает активно развиваться и за рубежом, и в России: появилось довольно много оригинальных экспериментальных и эмпирических исследований, осуществленных в том числе и молодыми учеными, прослушавшими в свое время этот курс; сделаны попытки практического приложения идей, разработанных теоретически; проведено более десятка научно-практических конференций, семинаров, лабораторий по обсуждаемым проблемам; защищено несколько десятков кандидатских и докторских диссертаций по девиантологии и близким к ней проблемам, в том числе и под руководством автора данного пособия; активно работают секции и круглые столы Международных, Всероссийских, региональных конференций и симпозиумов, съездов психологов; наконец, создан Комитет по девиантологии РАН, секторы и отделы НИИ, которые успешно и плодотворно работают.

Все это в значительной степени способствовало существенной переработке и дополнению опубликованной ранее книги и подготовке второго ее издания.

Не могу отказать себе в удовольствии выразить сердечную благодарность моим ученикам, коллегам и специалистам-практикам, от которых я постоянно получал «обратную связь» по поводу первого издания книги, что существенно помогло мне при ее доработке.

Я благодарю моих уважаемых рецензентов — известных российских социальных психологов, ученых-новаторов, талантливых педагогов и организаторов науки профессоров В.Н.Дружинина и Е.В. Руденского за бесценные советы и консультации.

Доктор психологических и педагогических наук,

профессор Ю.А. КЛЕЙБЕРГ

Введение

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) — психологии девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Это стимулировало заметное развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов —психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др.

Сравнительно небольшой объем учебного пособия не позволяет подробно изложить все вопросы теории и истории девиантного поведения, описать различные его формы, достаточно полно представить его концепции, а тем более — дать основательный анализ всех существующих в мировой психологической науке точек зрения по рассматриваемым проблемам. Строго говоря, собственно теории девиантного поведения пока нет. Психология девиантного поведения — молодая отрасль психологии, она на пути своего становления и утверждения. Но у нее большое будущее!

Определенные трудности возникают и потому, что основная масса литературы по психологии девиантного поведения публикуется на английском, отчасти немецком и французском языках и доступность ее для российских студентов представляет значительную сложность.

Поэтому, делая ссылки на отечественную и зарубежную литературу, автор в конце пособия прилагает также список минимума литературы, необходимый для усвоения курса (или утоления любознательности).

Кроме того, данная книга имеет большое количество приложений в виде диагностических методик отклоняющегося поведения (Т.М. Ахенбах, А.Н. Орел и ДР.), психокоррекционных программ, а также краткий словарь терминов по девиантологии.

Находясь между Сциллой научности и основательности и Харибдой доступности и простоты, автор попытался совместить трудно совместимое. Во всяком случае, это — авторское видение курса «Психология девиантного поведения», возможно, и не безупречное. Я буду искренне признателен всем тем, кто сочтет возможным высказать свои конструктивные замечания и предложения по второму изданию книги.



Каталог: Studentam -> ZAOCH
Studentam -> Перечень документов для портфолио (фото, видео, аудио материалы) по итогам прохождения практики
Studentam -> Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики
Studentam -> Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания
Studentam -> Собеседование
Studentam -> Дневник по преддипломной
Studentam -> Документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Studentam -> Тема Аспекты исследования творчества
Studentam -> Закономерности и принципы обучения
ZAOCH -> Контрольная работа по дисциплине «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница