Учебное пособие для студентов высших учебных заведений



страница1/17
Дата21.04.2016
Размер1.94 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Народная украинская академия

Е. А. Подольская



ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Учебное пособие

Харьков


Издательство НУА

2010


УДК 378:159.9(075.8)

ББК 74.584я73-1+88.840я73-1

П44
Рекомендовано Министерством образования и науки Украины

как учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Письмо №1/11-5909 от 22.07.2009

Р е ц е н з е н т ы: д-р пед. наук Е. Э. Коваленко (Украинская инженерно-педагогическая академия);

д-р пед. наук А. Г. Романовский (Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»);

д-р психол. наук Е. Ф. Иванова (Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина).


У навчальному посібнику досліджуються предмет і методи педагогіки і психології вищої школи, дидактичні моделі змісту освіти студентів, нові технології та комплексні форми організації навчання.

Для студентів, магістрантів, аспірантів, викладачів і наукових працівників, для всіх, хто цікавиться проблемами педагогіки і психології вищої школи.


Подольская, Елизавета Ананьевна.

П
П44


едагогика и психология высшей школы : учеб. пособие / Е. А. Подольская ; Нар. укр. акад. – Харьков : Изд-во НУА, 2010. – 316 с.
В учебном пособии исследуются предмет и методы педагогики и психологии высшей школы, дидактические модели содержания обучения студентов, новые технологии и комплексные формы организации обучения.

Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных работников, для всех, интересующихся проблемами педагогики и психологии высшей школы.


УДК 378:159.9(075.8)

ББК 74.584я73-1+88.840я73
© Народная украинская академия, 2010




Введение
Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

В. О. Ключевский

Цель, поставленная авторами данного учебного пособия, состоит в формировании у магистрантов профессионально-педагогических компетенций, в выработке методологических подходов к исследованию педагогических и психологических особенностей высшего образования, в совершенствовании педагогической техники преподавателя высшей школы, развитии его способности к педагогическому менеджменту и самоменеджменту.

Для достижения этой цели при изучении курса проводится анализ современной образовательной парадигмы в двух аспектах: как социокультурного явления и как фактора развития личности; исследуются трансформации и перспективы развития образования в мировом сообществе в условиях глобализации, определяются направления реформирования высшего образования в Украине в связи с развитием Болонского процесса, изучаются инновации, способствующие созданию образовательных стратегий, адекватных требованиям к современному специалисту в условиях рынка.

Особое внимание уделяется методике и методологии научно-исследовательской деятельности с целью выработки навыков публичной презентации результатов научной работы, подготовки магистерских и кандидатских диссертаций.

Стержневой идеей является модернизация образования в Украине, переориентация отечественной высшей школы с содержательно-знаниево-предметной парадигмы на выработку у личности готовности и способности к эффективной жизнедеятельности в широком поле разнообразных контекстов, к осуществлению педагогического самоменеджмента.

Курс предполагает расположение материала по четырем содержательным модулям:

Модуль 1. Педагогика высшей школы.

Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе.

Модуль 3. Методика преподавания в высшей школе.

Модуль 4. Методология организации научно-исследовательской работы магистрантов.

По каждому модулю студент должен набрать минимум 20 баллов. 20 баллов – максимальная экзаменационная оценка. К рейтингу по результатам работы по курсу в течение семестра добавляются баллы за экзамен, в результате чего выставляется общая оценка.

Модуль 1. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Высшее образование как сложный социальный феномен.

Социально-исторические характеристики развития системы высшего образования.

Педагогика высшей школы: цель, объект, предмет.

Качество высшего образования. Культурные цели, моральные ценности и стандарты образования.

Педагогические инновации как фактор повышения качества образования.
Тема 1. Высшее образование

как сложный социальный феномен
1.1. Цели и содержание образования, его основные социальные характеристики
Образование представляет собой один из самых сложных институтов социализации. Именно через образование общество обеспечивает свое развитие.

Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к осознанному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение его образовательного уровня, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами.

Цель образования – приблизить человека к совершенству собственной природы, помочь ему самореализовываться. Образование, по сути, представляет собой создание образов, схем, с помощью которых человек стратифицирует пространство вокруг себя. Человек должен приложить неимоверные усилия, чтобы добыть образование. Нормативным идеалом образования выступает человек, генерирующий знания, умеющий самостоятельно ориентироваться в потоках информации.

Основными содержательными аспектами понятия «образование» являются следующие:


  • образование как ценность – ценность образования состоит в единстве личностной, государственной и общественной составляющих;

  • образование как система (институт) – образование как система включает в себя различные по уровню и профилю государственные и негосударственные учебно-воспитательные организации и заведения, дошкольные и внешкольные учреждения, различные формы самообразования и другие звенья социальной системы общества. Основными функциями общества как системы являются: передача подрастающему поколению накопленных человечеством знаний; участие в процессах социализации личности, обеспечение преемственности социального опыта; усвоение ценности человеческой культуры; влияние на социальную мобильность и формирование социально-профессиональной структуры общества;

  • образование как процесс – в образовании как процессе передачи и усвоения знаний, умений и навыков, а также формирования разносторонней личности выделяют два взаимосвязанных структурных компонента: процесс обучения и процесс воспитания;

  • образование как результат – образование как результат оценивается на индивидуально-личностном и общественно-государственном уровнях. На индивидуально-личностном уровне его результат обуславливается достижением обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов) и удостоверением этого соответствующим документом.

Образование – это социальный феномен в совокупности всех его социальных характеристик:

– вид социальных отношений;

– cоциальный институт;

– cоциальная организация;

– социальный процесс;

– социальная система.

Основными характеристиками образования являются следующие:


  • социокультурный феномен: цели и задачи его определяются обществом, и одновременно образование выступает важным фактором общественного развития, является составным компонентом культуры;

  • открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;

  • целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;

  • достигнутый гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.

Существуют три составляющих образовательного процесса: развитие, воспитание, обучение.

Содержание образования определяется образовательной потребностью общества, а также личностной потребностью в образовании. Система образования создает возможности развиваться личности обучаемого в двух основных направлениях:

1) развитие социально значимых качеств личности: формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства; содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества;

2) формирование профессиональной компетентности: развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства; подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности в современном социуме.

Образование выполняет в обществе следующие функции:

1) развивающая – в ходе образовательного процесса человек развивает логическое мышление, приобретает необходимые знания, навыки и умения, совершенствует свои личностные качества;

2) социологизаторскую – усвоение и воспроизводство социального опыта;

3) социального контроля – воспитание законопослушных граждан. Уровень функциональной грамотности нужен не только на производстве, но и в быту, в пользовании транспортом; при этом школа осуществляет и прямой социальный контроль за поведением и воспитанием подрастающего поколения;

4) социальной мобильности – предоставление возможностей отбора и предрасположенности человека к тем или иным формам профессиональных и социальных занятий; для современного человека не все виды образования достижимы, политика протекционизма осуществляется либо на государственном уровне, либо через сословные учебные заведения;

5) социальной селекции – образование служит механизмом закрепления личности за определенной группой;

6) культуросозидательную – сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования; образование выступает в роли генератора и хранителя культурного достояния общества;

7) гуманитарную – сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности.

По мере перехода к информационному обществу образование все в большей степени будет превращаться в самообразование, а главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности.

Всеобщее образование – это получение всеми детьми школьного возраста определенного уровня образования, установленного законодательством страны.

Для украинских граждан обязательным уровнем образования является полное общее среднее образование, которое может быть получено в учебных заведениях различных типов. Государство гарантирует право на получение полного среднего образования и в соответствии с Конституцией Украины финансирует его за счет своего бюджета.

В более широком социальном контексте всеобщее образование – это результат овладения основами наук, необходимых человеку для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. При этом всеобщее образование является основой для получения профессионального (специального) образования.

Важнейшими путями всеобщего образования является обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях. Уровни всеобщего образования – начальное, неполное среднее и среднее.

Одним из основополагающих принципов современной системы образования является вариативность образования. Он сформировался в результате осознания обществом, государством, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 1980-х гг. унификации и единообразия в образовательной сфере.

Вариативность образования представляет собой перспективное направление развития современной системы образования в условиях трансформации общества, плюралистических подходов к образованию и воспитанию личности в изменяющейся социокультурной среде.

Вариативность образования по сути оказывается нацеленностью на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Это способность системы образования предоставить обучающимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей выбора (осмысленного и адекватного запросам обучающихся) такой траектории.

Существует множество путей и способов реализации идеи вариативности образования:



  • многообразие образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений;

  • плюрализм и гибкость учебных программ, учебников;

  • вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий.

Образование выступает как автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование – это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией Украины. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности.

Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

Образование нацелено на воплощение национальной идеи, воспитание патриота Украины. Оно призвано формировать национальные интересы как главные приоритеты мировоззренческой культуры личности и вместе с тем способствовать овладению богатством мировой культуры. Все граждане должны иметь одинаковый доступ к образованию; критерии и показатели качества образования определяются национальными стандартами; на обеспечение качества направлены материальные, финансовые, научно-методические ресурсы.

Потребность в формировании человека нового тысячелетия – это серьезный вызов всей системе образования. Насколько четко и адекватно удается определить его цели и содержание и решить задачи, настолько эффективно образование выполнит этот исторический заказ.

Цель государственной политики относительно развития образования состоит в создании условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины, воспитании поколения людей, способных эффективно работать и учиться на протяжении жизни, оберегать и приумножать ценности национальной культуры и гражданского общества, развивать и укреплять суверенное, независимое, демократическое, социальное и правовое государство как неотъемлемую составную европейского и мирового сообщества.
1.2. Высшее образование: основные модели и стратегические задачи реформирования
Высшее образование представляет собой уровень образования, достигнутый личностью в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса освоения содержания обучения, который основывается на полном общем среднем образовании и завершается присвоением определённой квалификации по итогам государственной аттестации. Высшее образование нацелено на обеспечение фундаментальной научной, общекультурной, практической подготовки специалистов, определяющей уровень научно-технического, экономического и социально-культурного прогресса, на формирование интеллектуального потенциала нации, на всестороннее развитие личности как наивысшей ценности общества.

Высшим образованием называются все виды учебных курсов, подготовки или переподготовки на последипломном уровне, которая осуществляется университетами или другими учебными заведениями, признанными компетентными государственными органами в качестве учебных заведений высшего образования.



Система высшего образования включает:

  • высшие учебные заведения всех форм собственности;

  • другие юридические лица, предоставляющие услуги в сфере образования;

  • органы, осуществляющие управление в сфере высшего образования.

Основные цели, смыслы, ориентации, подходы к системе образования с учетом конкретных потребностей личности и общества находят свое воплощение в парадигмах, на основе которых вырабатываются основные модели образования. Парадигма представляет собой совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.

В современной педагогике можно выделить четыре ведущие парадигмы образования:



1. Когнитивная парадигма («знаниевая», императивная, традиционная):

  • образование рассматривается только как познание на основе мышления;

  • целью обучения выступают знания умения и навыки (ЗУН), которые отражают социальный заказ;

  • основным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель);

  • обучаемый рассматривается главным образом как объект, который нужно наполнить знаниями;

  • задача всестороннего развития личности не ставится; личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей;

  • учебный материал воспринимается как дидактически интерпретированные научные знания;

  • вся организация учебного процесса направлена на отражение в программах и учебниках состояния научного знания и способов его освоения;

  • характеристика личностного развития не учитывается; основным критерием эффективности обучения служат знания, умения и навыки;

  • развитие рассматривается как «побочный продукт» учебной деятельности; основное внимание уделяется информационному обеспечению личности;

  • главной задачей считается развитие памяти, а не умение логически мыслить.

2. Личностно-ориентированная парадигма:

  • системообразующим фактором методов личностно-ориентированной педагогики выступает уникальная и неповторимая личность учащегося;

  • интеграция различных дидактических концепций: развивающего обучения, проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения и т. п.;

  • хорошее инструментальное обеспечение практико-ориентированных систем, их определенность и целостность;

  • отношение педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному и творческому субъекту собственного развития и в то же время как к субъекту воспитательного воздействия;

  • субъект-субъектные отношения педагога и студента;

  • непосредственное взаимодействие между учителем и учеником, которое направлено на овладение материалом с помощью форм, методов и средств;

  • каждый обучающийся имеет свой вектор развития, который строится от ученика к учителю.

3. Функционалистская парадигма:

  • образование воспринимается как социокультурная технология; оно должно готовить нужные обществу кадры;

  • личность должна принять на себя часть некоторых функций общества; функционалистская парадигма нашла более полное отражение в системе негосударственного образования;

  • формирование определенных компетенций личности, связанных с умением приобретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание;

  • четкая профессиональная направленность – подготовка личности к труду.

4. Культурологическая парадигма:

  • объект и цель образования – человек культуры;

  • человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;

  • образование как культурно развивающая среда;

  • творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве;

  • воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;

  • переход от идеологии к культуре, в том числе – к педагогической;

  • образование воспринимается как духовный облик человека, который складывается в процессе освоения духовных и моральных ценностей культуры;

  • гуманизация содержания образования, осуществление гуманистических технологий обучения и воспитания;

  • создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации;

  • основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности; создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;

  • отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого является личный смысл, диалог и сотрудничество его участников;

  • отношение к педагогу как посреднику между обучаемым и культурой;

  • отношение к школе как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образцы жизни и осуществляется воспитание человека культуры.

В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основные модели образования.

1. Традиционная модель образования – это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Обучающийся как объект образовательной деятельности осваивает знания умения и навыки, благодаря воздействию на механизмы памяти, а не на мышление обучающихся.

Целью такого образования является личность с заранее заданными свойствами. Система образования рассматривается как государственно-ведомственная организация, с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры образовательных учреждений и учебных дисциплин.

2. Рационалистическая модель образования во главу угла ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения обучающимися знаний. При этом студентам отводится пассивная роль, не ставится задача развития творчества, самостоятельности, ответственности. На основе полученных знаний, умений и навыков студенты нарабатывают адаптивный «поведенческий репертуар» в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества.

Поведенческие модели вносят в образование дух узкого утилитаризма и навязывают учителю механический, нетворческий образ действий. Деятельность педагога нередко превращается в натаскивание обучающихся на решение задач, выполнение тестов и т. д. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, коррекция, индивидуальные занятия.

В целом, рационалистическая модель образования обеспечивает практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу и производству.

3. Гуманистическая (феноменологическая) модель образования ориентирована на развитие внутреннего мира студента, межличностное общение. В рамках этой модели существуют многие концепции образования: гуманитарно-образовательная, личностно-ориентированная, аксиологическая, проективная, педагогической поддержки, культурологическая и др. Но их объединяет то, что все они признают приоритет развития личности над обучением, а знания, умения и навыки считают не целью обучения, а средством развития обучающихся.

В центр образовательного процесса ставится личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Считается, что образование должно в наибольшей степени соответствовать подлинной природе человека, оказывать психолого-педагогическую поддержку в личностном росте. Необходимо создавать условия для самопознания и саморазвития, а не формировать личность с заранее заданными свойствами.

Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как педагога, так и студента, а также право индивида на автономию развития и собственную траекторию образования.

4. Неинституциональная модель образования ориентируется на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных. Это образование «на природе», в условиях параллельных школ (радио, телевидение, пресса, которые систематически готовят специальные воспитательно-образовательные программы), с помощью системы Интернет, «открытые университеты», дистанционное обучение и т. п. Риски таких форм обучения заключаются, во-первых, в вытеснении ничем не заменимых в воспитании человеческих контактов, живого общения, и во-вторых, в возможности с помощью сомнительных ценностей массовой культуры разрушать личность, а не развивать ее.

Широкие возможности предоставляет для реформирования образования универсальная информационная система Интернет. Интернет-образование означает обучение людей с помощью программных электронных устройств, когда работа осуществляется либо в диалоговом, либо в автономном режиме (электронная почта, интернет-фестивали, телеконференции и т. п.) Однако, есть опасность, что механическая «перекачка» информации может привести к снижению роли активной познавательной деятельности субъектов обучения.

В современной Украине должно обеспечиваться ускоренное, опережающее инновационное развитие образования, а также создаваться условия для развития самоутверждения и самореализации личности на протяжении жизни. Поэтому основными приоритетами образования в государственной политике являются:



  • предоставление возможности каждому человеку повышать свой образовательный уровень в течение всей жизни;

  • правовая поддержка и социальная защита образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере образования;

  • интеграция образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;

  • поддержка различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

  • интеграция национальной системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта, достижений и традиций.

Образование является сферой накопления человеческого капитала, выраженного в духовности, способностях, трудолюбии, знаниях, умениях и нравственности граждан, сфере занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестициях. Развитие личности у современной молодежи, безусловно, следует рассматривать как стратегический приоритет государства, который предусматривает непрерывность образования, формирование способностей к саморазвитию, самоутверждению, творчеству в течение всей жизни. Оно должно стать и финансовым приоритетом. Тогда духовность подрастающего поколения станет историческим показателем социального развития государства.

Эффективная гуманитарная политика предусматривает наличие качественного и доступного образования, всестороннее развитие науки. Для развития образования и науки в Украине необходимо обеспечивать:



  • доступность высококачественного среднего и высшего образования; внедрение системы государственной поддержки для получения высшего и среднего специального образования;

  • создание и развитие национальной научно-исследовательской и образовательной сети, которая обеспечивает взаимодействие научно-образовательных учреждений Украины и Европы, корпоративных компьютерных сетей для научных и образовательных целей с последовательным формированием единого виртуального научно-образовательного пространства, содействие расширению научных связей, обеспечение доступа к мировым электронным библиотекам и интеграции в мировое научно-образовательное пространство;

  • содействие установлению принципов автономии и самоуправления в высших учебных заведениях всех форм собственности;

  • разработку и внедрение нового поколения отечественных, в том числе электронных, учебников, учебных пособий и средств обучения в соответствии с современным уровнем развития высоких технологий, создание условий для использования в школах и высших учебных заведениях Интернета;

  • внедрение единой системы тестирования при поступлении в высшие учебные заведения;

  • создание общенациональной системы поиска, отбора и государственной поддержки одаренной молодежи, в том числе детей – членов Малой академии наук;

  • возобновление в обществе уважения к учителю, преподавателю, ученому, гарантирование работникам образования достойной заработной платы;

  • содействие научным исследованиям в сфере высоких технологий;

  • оптимизацию деятельности Национальной академии наук с ориентацией на сближение академической науки с образованием и промышленностью.

Непрерывное образование в Украине реализуется через координацию образовательной деятельности на различных уровнях и подготовку к возможному переходу на более высокие образовательные ступени, формирование потребности и способности к самообразованию, оптимизацию системы переподготовки кадров, создание интегрированных учебных планов и программ, связь между учебными заведениями среднего, профессионально-технического, высшего и последипломного образования.

В последние десятилетия во всем мире дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках традиционных методических подходов, все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не могут выполнить своей основной функции – формировать созидательные силы общества. В зависимости от условий, сложившихся в странах (развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с трудом создающих их сейчас), этот кризис проявляется в разных формах.

Кризис сопровождается поверхностным характером реформ высшего образования, потерей преподавательских кадров, снижением качества образования, разрывом информационных связей, разрушением материально-технической базы высшей школы и резкой девальвацией самого статуса преподавательской деятельности.

В начале XXІ в. ситуация стала еще тревожнее. Констатация кризиса образования из научной литературы перешла в официальные государственные документы. Даже США, обеспокоенные слабой подготовкой учащихся в области науки и техники, определили ситуацию как «безумное образовательное разоружение».

Кризис образования в Украине развернулся на фоне глобального кризиса образования и под мощным воздействием общего кризиса нашего государства, всей его социально-экономической и общественно-политической системы.

За годы независимости Украины все еще, к сожалению, не удалось преодолеть социально-экономический кризис, который ярко проявляется и в системе высшего образования. Реформы образования оказываются поверхностными и не скоординированными, они отнюдь не решают насущных проблем, таких как снижение качества образования, разрыв информационных связей, резкая девальвация статуса преподавательской и научной деятельности, остаточный принцип финансирования образования, отсталость материально-технической базы высшей школы, существование учебных заведений разных форм собственности, неадекватные пенсионное обеспечение и социальная защита преподавателей и студентов, потеря преподавательских кадров.

В итоге, высшее образование в Украине становится неликвидным и неконкурентоспособным, уступает уровню образования развитых стран и не признается европейским сообществом. Такая неблагоприятная ситуация требует продуманных и системных реформ, чтобы дать возможность реализоваться огромному интеллектуальному потенциалу, который есть в нашем обществе. Наиболее приемлемым способом реформирования украинской высшей школы на сегодняшний день представляется модернизация ее по европейскому образцу. Большим подспорьем в этом плане может стать Болонский процесс, задача которого – приведение высшего образования в европейских странах к единым стандартам и критериям.

Кризис в нашей стране в немалой степени является следствием недостатков в учебно-воспитательном процессе недавнего прошлого, когда ставка делалась на узкого специалиста, а личность растворялась в корпоративных структурах. Длительное время доминировал постулат о преобладании общих интересов над ценностью конкретного человека. Поэтому неудивительно, что гуманитарной системе образования держаться было не на чем. В результате страна и общество недополучили сознательных граждан, специалистов, творческих личностей – лидеров и носителей культуры. Поэтому образование и воспитание должны быть личностно ориентированными. Это определяет необходимость поиска новых, нетрадиционных моделей обучения и воспитания. Прежде всего, студента необходимо освободить от неоправданно длительного аудиторного обучения, которое нередко составляет 34–36 часов в неделю. Для самостоятельной работы ему остается всего 18–20 часов, то есть 3 часа ежедневно. Даже до революции недельная аудиторная нагрузка составляла


12–22 часа, а в европейских государствах этот показатель сейчас составляет
12–20 часов. В настоящее время практика научного обеспечения образования не отвечает новым требованиям. Необходимо руководствоваться личностно-ориентированной парадигмой обучения и воспитания, что предполагает, прежде всего, становление неповторимой творческой индивидуальности, субъекта культуры, который обучается и воспитывается.

За последние десятилетия практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства начали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее. Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования как структуры, так и содержания образования. В качестве основных направлений реформ в конце XX – начале XXI в. были определены следующие:

– демократизация системы обучения и воспитания;

– гуманитаризация и гуманизация процесса образования;

– компьютеризация;

– интернационализация процесса образования.



Стратегическими задачами реформирования высшего образования являются:

  • переход к гибкой, динамичной ступенчатой системе подготовки специалистов, которая даст возможность удовлетворить потребности и способности личности в получении определенного образовательного и квалификационного уровней по избранному направлению в соответствии с ее способностями;

  • формирование сети высших учебных заведений, которая по образовательным уровням, типам учебных заведений, формам и срокам обучения, источникам финансирования удовлетворяла бы интересы личности и потребности каждого региона и государства в целом;

  • развитие высшего образования в Украине до уровня достижений развитых стран мира и его интеграция в международное научно-образовательное сообщество.

Модернизация высшего образования предусматривает изменения в технологии реализации управленческих функций, смену форм и методов контроля, усовершенствование процедур лицензирования и мониторинга образовательных услуг. Новая система управления образованием утверждается как государственно-гражданская. Она должна учитывать региональные особенности, тенденции к автономности вузов, конкурентности образовательных услуг, их ориентации не на воспроизведение, а на развитие.

В современный период для развития личности необходима разработка и внедрение инновационных технологий обучения на основе методического совершенствования и модернизации учебного процесса, эффективной организации обучения и управления им, активизации и интенсификации деятельности студентов.

Важным направлением государственной политики в отношении молодежи должна быть ее нацеленность на адаптацию специалистов к будущей трудовой деятельности. Необходимо дать возможность молодым людям самостоятельно, за счет своей трудовой деятельности, обеспечить уровень доходов, достаточный для проживания и содержания семьи. Это один из основных принципов социальной защиты, на базе которого должна осуществляться политика в условиях становления рынка. Целесообразно также создать условия для вторичной занятости и самозанятости молодежи и ее социальной мобильности.


Каталог: jspui -> bitstream -> 123456789
123456789 -> Лекция Предмет и основные концепции современной философии науки 2
123456789 -> Основы методики обучения двигательным действиям, развития и совершенствования физических качеств
123456789 -> Галина салтык
123456789 -> Применение видов гимнастики оздоровительно кондиционной направленности в системе физического воспитания студентов
123456789 -> Рискологические вызовы современности
123456789 -> Конспект лекцій з філософської антропології галузь знань: 0203 «Гуманітарні науки»
123456789 -> Целесообразность классификации видов плавания для усовершенствования учебного процесса
123456789 -> Введение в глобалистику
123456789 -> Сближение национальных и международных стандартов учета и отчетности: опыт украины


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница