Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500 «Профессиональное обучение»



страница1/4
Дата22.04.2016
Размер0.96 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4
Министерство образования Российской Федерации

Российский государственной

профессионально-педагогический университет

Уральское отделение Российской академии образования

А.В.Ковалев, В.В.Кузнецов, В.А.Федоров

Введение в профессионально-педагогическую специальность

Учебное пособие

Рекомендовано

научно-экспертным советом Уральского отделения Российской академии образования в качестве учебного пособия

Екатеринбург 2012

ББК 36.85

П-41


УДК 604.66(07)

Рецензенты: академик-секретарь отделения базового

профессионального образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО A.M.Новиков (г. Москва);

заведующий кафедрой педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук Н.В.Назаров



Ковалев А.П., Кузнецов В.В., Федоров В.Л. Введение в профессионально-педагогическую специальность. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500 «Профессиональное обучение». - УрО РАО Екатеринбург. - 2012. - 98 с.

ISBN 5-7410-0314-I

Учебное пособие построено па основе идей модернизации высшего профессионально-педагогического образования. В нем раскрываются воп­росы профессиональной подготовки студентов в высшей школе. Содержа­ние учебного пособия соответствует государственному стандарту по спе­циальности «Профессиональное обучение». Пособие может быть полезно студентам и преподавателям профессионально-педагогических вузов и факультетов.

„ _0401000000.. ВБК ,685

6JI9-02


© Ковалев А.В., 2002

ISBN 5-7410-0314-1

© Федоров В.А., 2002

© УрО РАО, 2002



СОДЕРЖАНИЕ

От авторов 4

Введение 6

О специальности «Профессиональное обучение» 9

Сущность профессионально-педагогического
образования 18

Особенности профессионально-педагогической


деятельности преподавателя и мастера
производственного обучения 34

Специфика управленческой деятельности

руководителя профессионального

учебного заведения 41

Личность педагога профессионального обучения, его
педагогическая культура 48

Диагностическая программа изучения

педагогической культуры студента 62

Приложение 65

От авторов

В системе образования России выделяется система профессио­нально-педагогического образования, которая обеспечивает подго­товку кадров для профессионального образования и, в первую оче­редь, начального и среднего.

Система профессионально-педагогического образования стала складываться чуть более двадцати лет тому назад благодаря, прежде всего, усилиям ученых Российского государственного профессио­нально-педагогического университета.

Под руководством действительного члена Российской академии образования Е.В.Ткаченко были успешно реализованы задачи, кото­рые впервые были поставлены в 20-е годы прошлого века. В стране действительно появилось специализированное учебное заведение, ко­торое координировало научно-исследовательскую работу в области профессионально-педагогического (инженерно-педагогического) об­разования.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что студенты первого курса профессионально-педагогических учебных заведений получают возможность подробно познакомиться со специальностью, которая создавалась усилиями ведущих ученых в области теории и методики профессионального образования - С.Я.Батышевым, А.П.Беляевой, А.М.Новиковым, С.А.Шапоринским, В.А. Скакуном, Г.М.Романцевым, Э.Ф.Зеером и многими другими.

Для того, чтобы помочь будущим руководителям, преподавате­лям теоретического обучения, мастерам производственного обучения начальных и средних профессиональных образовательных учрежде­ний освоить данную учебную дисциплину, в учебном пособии подоб­ран материал, который строго отражает требования Государственного образовательного стандарта, в то же время позволяет студентам ощу-

В 1979 году в г.Екатеринбурге был создан специализированный инженерно-педагогический ин­ститут, который был переименован в Уральский государственной профессионально-педагогический университет (УГППУ), а затем в Российский государственный профессионально-педагогический университет (2001 г.).

4

тить специфику и сложность будущей специальности "педагог про­фессионального обучения". С этой целью после каждого раздела при­веден материал для самостоятельной работы, даны краткие рекомен­дации по методике изучения литературы, предлагаются вопросы для самопроверки и самоанализа.

Учиться искусству преподавания, воспитания нужно с первых дней обучения в высшей школе. "Введение в профессионально-педагогическую специальность" - первая профессионально-педагогическая дисциплина. В ходе ее важно помочь учиться в выс­шей школе, понимать и осознавать педагогические термины, само­стоятельно работать в библиотеке, искать необходимую информацию посредством компьютерных телекоммуникаций.

5

ВВЕДЕНИЕ


Великий Гете писал: "Те, у которых мы учимся, правильно на­зываются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя". Действительно, чтобы стать учителем профессии и воспита­телем будущих рабочих и специалистов, да еще таким, которого бы долго помнили ученики, знали работодатели, специалисты службы труда и занятости, надо очень напряженно учиться.

"Введение в профессионально-педагогическую специальность" -это курс, который должен помочь будущим руководителям, препода­вателям теоретического обучения, мастерам производственного обу­чения стать УЧИТЕЛЕМ, навсегда сохранить уважение в будущем рабочем или специалисте ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ. Первая педаго­гическая дисциплина должна дать студентам толчок к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Цели данного курса заключаются в следующем:


  1. Дать возможность студентам осознать уровень общей и педа­гогической культуры и помочь им ориентироваться в способах подго­товки себя к профессиональной деятельности.

  2. Помочь первокурсникам разобраться в природе профессио­нально-педагогической деятельности, специфике высшего профес­сионально-педагогического образования.




  1. Способствовать формированию у студентов установки на личностное развитие и саморазвитие.

  2. Помочь первокурсникам осваивать достаточно "сухие" педа­гогические теории и повысить адаптацию к преподаванию психолого-педагогических дисциплин в профессионально-педагогическом вузе, установить связь технологических и гуманитарных учебных дисцип­лин.

Желательно, чтобы этот курс читали те преподаватели, при пер-

. вой встрече с которыми студенты бы смогли на практике убедиться,

что специальность "профессиональное обучение" тесно связана с бу-

6

душим России, прежде всего, с ее экономикой, что она требует глубо­ких психолого-педагогических и профессиональных знаний, наличия высокого уровня индивидуальной педагогической культуры, пред­ставляющей собой совокупность профессионального педагогического самосознания, богатого педагогического опыта, твердых педагогиче­ских убеждений.



Важно, чтобы первокурсники смогли увидеть, что педагогиче­ская наука - это основа искусства преподавания и воспитания буду­щих рабочих и специалистов. Студенты должны почувствовать, что педагогическое ремесло и творчество тесно взаимосвязаны. Аудито­рия, в которой проводятся занятия по курсу "Введение в профессио­нально-педагогическую специальность", должна быть оснащена со­временными средствами обучения, подготовлена к проведению дело­вых, инновационных, организационно-деятельностных игр и специ­альных тренингов, творческих семинаров, защиты творческих пись­менных работ, рефератов, отчетов о посещении профессиональных образовательных учреждений.

Издание данного учебного пособия обусловлено острым дефи­цитом подобной литературы, испытываемым как студентами, так и преподавателями. На данный момент в поле зрения авторов попали лишь шесть источников, которые направлены на раскрытие содержа­ния данного курса:

1. Введение в специальность. Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Л.И.Рувинский, В.А.Кан-Калик, Д.М.Гришин и др. М.: Просвещение, 1988.

2. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций


//Научные редакторы: Н.К.Сергеев и Е.И.Сахарчук. - Волгоград: Пе­ремена, 1998.

3. Батурина Т.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. Учеб. пособие для студентов средних педагогических учеб­ных заведений. -2-е изд., стереотип. - М., 1992.



7

  1. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогиче­скую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. -М, 1999.

  2. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производствен­ного обучения. М., 1988.

  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для сту­дентов педагогических учебных заведений. М.:"Школа-Пресс", 1997, гл.2.

"Введение в профессионально-педагогическую специальность" -одно из первых учебных пособий по читаемому курсу, которое отве­чает требованиям государственного образовательного стандарта* . Поэтому мы будем благодарны студентам и преподавателям этого курса за замечания и предложения.

Для адресного направления предложений и замечаний по дора­ботке текста учебного пособия сообщаем, что авторство материалов было таким:

От авторов - В.В.Кузнецов, А.В.Ковалев, В.А.Федоров

Введение - В.В.Кузнецов, А.В.Ковалев

Разделы** 1, 3, 5, 6 - В.В.Кузнецов

Раздел 2 - В.А.Федоров

Раздел 4 - А.В.Ковалев

Приложение - В.В.Кузнецов

Поскольку речь идет о первокурсниках, то необходимо в содержании курса уделить особое вни­мание подготовке студентами письменных самостоятельных работ психолого-педагогического характера - докладов, сообщений и т.н.

Следует в содержании учебного пособия смотреть на разделы, отсчет которых начинается после введения.



8

О специальности "Профессиональное обучение"

Система профессионально-педагогического образования при­звана обеспечивать подготовку руководителей, преподавателей, мас­теров производственного обучения в первую очередь для начального и среднего профессионального образования.

Профессионально-педагогическое образование и педагогиче­ское образование существенно различаются. Никогда профессиональ­но-педагогическое образование не было составной частью педагоги­ческого образования. Оно возникло в ответ на требования общества к качеству подготовки профессионально-педагогических работников системы начального профессионального образования. Система про­фессионально-педагогического образования включает индустриально-педагогические техникумы и колледжи (средние профессионально-педагогическое образование, основная квалификация - мастер произ­водственного обучения), специальные высшие учебные заведения Российский государственный профессионально-педагогический уни­верситет (г. Екатеринбург) и Волжская инженерно-педагогическая академия (г. Нижний Новгород), специализированные факультеты и кафедры ряда вузов страны (высшее профессионально-педагогическое образование, квалификация - педагог профессионального обучения: инженер-педагог, агроном-педагог, экономист-педагог, дизайнер-педагог и т.д.

Педагог профессионального обучения помимо подготовленно­сти к педагогической деятельности является специалистом в той от­расли хозяйства, для которой готовятся профессионально-педагогические работники в специальном учебном заведении.

Цель системы профессионально-педагогического образования -подготовить руководителей учреждений начального и среднего про­фессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, а также центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения, преподавателей теоретического обучения по общепрофес-



9

сиональным и специальным учебным предметам, мастеров производ­ственного (практического) обучения по группам родственных про­фессий основных производств, например, в машиностроении, сель­ском хозяйстве, швейной промышленности и т.п.

Педагог профессионального обучения организует и проводит профориентационную работу среди выпускников общеобразователь­ных школ. Он способствует профессиональному самоопределению учащихся профессиональных училищ и лицеев, осуществляет воспи­тательную работу, направленную на развитие личности современного рабочего, специалиста, организует и принимает участие в опытно-экспериментальной работе по теории и методике профессионального образования, технике и технологии в различных отраслях народного хозяйства (экономике, агроинженерии и пр.).

Преподаватели теоретического обучения и мастера производст­венного (практического) обучения, которые имеют первую и высшую квалификационные категории, как правило, осуществляют организа­ционно-методическую деятельность в профессиональных учебных за­ведениях, участвуют в разработке и внедрении регионального компо­нента государственного образовательного стандарта, разработке ме­тодических рекомендаций, сборников учебных задач, учебно-методических пособий.

По желанию педагог профессионального обучения может не только повышать свою квалификацию в системе повышения квали­фикации, но и продолжить полученное высшее профессионально-педагогическое образование в аспирантуре и далее в докторантуре по специальности 13.00.08 -теория и методика профессионального обра­зования.

Широта цели определяет отличие профессионально-педагогического образования не только от педагогического, но и от других видов специального профессионального образования - эконо­мического, сельскохозяйственного, технического, медицинского и т.д.

Важно, чтобы строитель-педагог, инженер-педагог, агроном-педагог и другие имели квалификацию по рабочей профессии, кото-

10

рой будут обучать учащихся теории или практике в профессиональ­ной школе.



Таким образом, профессионально-педагогическое образование является специфическим, интегративным видом образования, прин­ципиально отличающимся от педагогического, необходимого учите­лю для работы в общеобразовательной школе.

Профессионально-педагогическое образование нельзя рассмат­ривать как техническое плюс педагогическое или агроинженерно-педагогическое и т.п. Дело в том, что интегративность образования означает, что мы имеем дело с новым качеством, не присущим каж­дой составляющей в отдельности. Это обстоятельно следует выделить особо, так как благодаря ему педагог профессионального обучения (инженер-педагог, агроном-педагог и пр.) может самостоятельно соз­давать методики преподавания общепрофессиональных и специаль­ных дисциплин в профессиональной школе.

И педагогические, и профессионально-педагогические специ­альности согласно действующему Классификатору специальностей высшего профессионального образования на равных правах входят в третью группу специальностей "Образование". Первые связаны с под­готовкой учителей к обучению учащихся какому-либо предмету, вто­рые - к обучению профессии.

В Классификаторе специальностей высшего профессионального образования профессионально-педагогическому образованию соот­ветствует только одна специальность 030500 "Профессиональное обу­чение". В ее рамках формируются различные специализации, соответ­ствующие определенным направлениям различных отраслей народно­го хозяйства.

Содержание среднего профессионально-педагогического обра­зования (индустриально-педагогического образования) строится в со­ответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0308 "Профессио­нальное обучение".

11




Высшее профессионально-педагогическое образование регла­ментируется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В нем имеются требования к мини­муму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030500 "Профессиональное обучение" (третий уровень высшего про­фессионального образования).

Поскольку эта специальность охватывает специализации, при­митивно отличающиеся содержанием, стандарт предусматривает объ­единение их в группы по отраслевому признаку и предусматривает перечень специализации (более пятидесяти на 2001 год).

Установлено, что стандарт определяет сферу деятельности спе­циалиста следующим образом (рис. 1):

Рис.1 Взаимодействие сфер деятельности выпускника по спе­циальности "Профессиональное обучение"

Предусмотрена и культурно-просветительская деятельность вы­пускника по специальности 030500 "Профессиональное обучение" в рамках выполняемых профессиональных функций.

12

Известно, что кроме системы профессионально-педагогического образования распространены различные формы пе­реподготовки и подготовки, доподготовки инженеров, экономистов и других специалистов, либо приемы дополнительной отраслевой подготовки лиц, имеющих традиционное педагогическое образование. Во всех этих случаях не удается достичь высокого качества подготовки, характерного для системы профессионально-педагогического образования .



Профессионально-педагогическая специальность появилось в одно время с созданием инженерно-педагогических институтов - спе­циализированных высших учебных заведений, в которых осуществля­ется подготовка инженеров-педагогов.

В профтехучилищах педагогическую деятельность осуществляли преподаватели общетехнических и специальных дисциплин, мас­тера производственного обучения, которые зачастую имели высшее или среднее специальное техническое образование .

Поскольку межшкольные учебно-производственные комбинаты нуждались в преподавателях и мастерах производственного обучения, которые способны были управлять профессиональным самоопределе­нием старшеклассников, то желательно было, чтобы педагоги имели высшее инженерно-педагогическое образование.

Выпускники инженерно-педагогических вузов могли работать в техникумах, как правило, преподавателями общетехнических дисциплин и на промышленных предприятиях в качестве инженеров отдела конического обучения для организации обучения будущих рабочих и специалистов на производстве и повышения их квалификации.

Подготовка в инженерно-педагогических институтах осуществлялась по 20 профессиям в рамках специальности "Профессиональ-

Жученко А.А„ Романцев Г.М., Ткаченко ЕВ. Профессионально-педагогическое образование Рос-141 (Цианизация и содержание. -Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999., С.6

Кузнецов В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. -

Екатеринбург: УГППУ, 1999 I * (Ч.'СР были созданы индустриально-педагогические факультеты при педагогических институтов, которые готовили учителей трудового обучения с высшим образованием, зачастую с дополниной специальностью: физика, черчение и т.п.



13

ное обучение", специальные и технические дисциплины в течение пя­ти лет в очной и заочной форме.

В инженерно-педагогические институты поступать могли лишь выпускники профтехучилищ, молодежь, имеющая общее среднее об­разование и производственную квалификацию по профилю специали­зации вуза, а также склонность к педагогической деятельности.

В настоящее время складывается единая система подготовки и повышения квалификации педагогов, которые работают в системе на­чального и среднего профессионального образования. Благодаря Уральскому государственному профессионально-педагогическому университету (бывший Свердловский инженерно-педагогический ин­ститут) с 1987 года данная система включает в себя 68 индустриаль­но-педагогических техникумов, 38 инженерно-педагогических фа­культетов технических вузов.

С открытием специальности 030500 - "Профессиональное обу­чение" создано учебно-методическое объединение (УМО) для разра­ботки учебных планов и программ, обобщения и распространения пе­редового педагогического опыта подготовки кадров по инженерно-педагогическим специальностям (ИПС).

При Российском государственном профессионально-педагогическом университете открыты аспирантура и советы по за­щите кандидатских и докторских диссертаций в области педагогики профессионально-педагогического, а также начального и среднего профессионального образования.

По содержанию инженерно-педагогическое образование могло быть представлено следующими блоками:*


  1. Общенаучная и гуманитарная подготовка

  2. Инженерно-техническая подготовка

  3. Психолого-педагогическая подготовка

  4. Производственно-технологическая подготовка.

Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах. Автор Е В.Ткаченко/Под ред.С Я Батышева, T.1M. АЛО, 1998. -С 364-367

Энциклопедия профессионального образования в 3-х т. Инженерно-педагогическое образование. Автор Е.В.Ткаченко/Под ред.С.Я Батышева. -М.: АПО, 1998, -С.367

14

По типу Российского (Уральского) государственного профес­сионально-педагогического университета (РГППУ) стали готовить преподавателей и мастеров производственного обучения с высшим профессионально-педагогическим образованием в г. Харькове (Ук­раина), Намантане (Узбекистан), Нижнем Новгороде.



В настоящее время создана учебно-программная документация для 50 специализаций в рамках специальности "Профессиональное обучение":

  • Индустриально-педагогические техникумы и колледжи, в ко­торых выпускники получают среднее профессионально-педагогическое образование (основная квалификация - мастер произ­водственного обучения).

  • Высшие профессионально-педагогические учебные заведения (г.Екатеринбург, г.Нижний Новгород), специализированные факуль­теты и кафедры ряда вузов страны готовят инженеров-педагогов, аг­рономов-педагогов, экономистов-педагогов, юристов-педагогов и т.д.

Педагог профессиональной школы - квалификация, которую получают выпускники специальности "Профессиональное обучение". Они обеспечивают приобретение профессии по программам началь­ного и среднего профессионального образования.

Он организует и проводит теоретическое обучение по обще-профессиональным и специальным учебным предметам, а также про­изводственное обучение по группам родственных профессий основ­ных производств в различных отраслях народного хозяйства. Выпу-1киик такой специальности - преподаватель или мастер производственного обучения профессиональной школы помимо подготовленно­сти к педагогической деятельности является специалистом в той от­расли народного хозяйства, для которой готовятся педагоги в профес­сионально-педагогическом вузе.

Широта цели системы профессионально-педагогического образования определяет его отличие от педагогического, но и от других видов специального профессионального образования - технического,

I .Там же, - С.366

15

гуманитарного, юридического, экономического, сельскохозяйствен­ного и т.д.



Специальность 030500 "Профессиональное обучение" - это спе­циальность 21 века. Она, на наш взгляд, требует наличия собственных теорий, методологических основ. Стандарт предусматривает объеди­нение специализаций в 12 групп по отраслевому признаку.

Выпускник профессионально-педагогического вуза, факультета осуществляет профессиональное обучение в учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования и на производстве, может осуществлять научные исследования образова­тельных процессов и структур, проводить научно-производственную и консультационно-управленческую деятельность в сфере образова­ния и на производстве, осуществлять культурно-просветительскую деятельность.

Самое главное, что первокурсник должен осознать какую сово­купность профессиональных знаний, умений и навыков он должен приобрести и для чего будущему педагогу профессионального обуче­ния необходима теоретическая база.

Поскольку государственное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса нуждается в существенном улучшении, то на педагога профессиональной школы возлагается задача по созданию педагогических проектов содержания профессионального образова­ния, новых педагогических технологий. Педагог профессиональной школы должен уметь создавать частные методики обучения, быть подготовленным к инновационной деятельности, самостоятельно раз­рабатывать учебно-методическую документацию (основные профес­сиональные образовательные программы, учебные планы и програм­мы учебных предметов, пособия и рекомендации) и совершенствовать формы и методы профессионального обучения.

16

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем основное отличие высшего профессионально-педагогического образования от высшего педагогического?

2. В чем специфика профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения?

3. Каковы особенности специализаций профессионально-педагогического образования?



  1. Почему специальность "Педагог профессионального обуче­ния" следует считать перспективной?

  2. В чем, на Ваш взгляд, причины того, что помимо системы профессионально-педагогического образования существуют эклекти­ческие схемы подготовки профессионально-педагогических работни­ков?

Литература для самостоятельной работы

  1. Вестник Учебно-методического объединения высших и сред­них профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999, вып.1 (24) - 173 с.

  2. Жученко А.А., Романцев Г.М., Ткаченко Е.В. Профессио­нально-педагогическое образование России. Организация и содержа­ние. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999, - 234 с.




  1. Проект концепции профессионально-педагогического образования. - Екатеринбург: Изд-во: УГППУ, 1996. -24 с.

  2. Целевая программа на 1997-2001 годы. Профессионально-педагогические кадры России. Составители: Ткаченко Е.В., Зеер Э.Ф., Наин В.М. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1996, - 16 с.

5. Энциклопедия профессионального образования / Под редакцией С.Я.Батышева. -М., АПО, 1998.

17



Сущность профессионально-педагогического образования

Каталог: filedirectory -> 3468
3468 -> Психология сегодня Материалы Х региональной студенческой научно-практической конференции 23 – 24 апреля 2008 г Екатеринбург
3468 -> Актуальные вопросы организации работы с молодежью
3468 -> Сборник научных статей по материалам VI всероссийской научно-практической конференции
3468 -> Теоретические основы воспитания и развития духовности и субъектности личности
3468 -> А. М. Павлова психология труд а
3468 -> Г. Екатеринбург, 18 марта 2015 г. Том 2 Екатеринбург – Алматы – Харьков – Елабуга 2015
3468 -> Воспитание духовности: ценностные основы идентичности личности
3468 -> Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности
3468 -> И. А. Ильина Иван Ильин и художественная культура России
3468 -> Г. Екатеринбург, 18 марта 2015 г. Том 1 Екатеринбург – Алматы – Харьков – Елабуга 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница