Книга соответствует Государственному стандарту высшего педагогического образования в рамках бакалавриата и будет весьма полезной магистрантам и практическим работникам. Несомненный интерес она представляет и для будущих социальных работников.
Предисловие
|
6
|
1. Научные основы специальной педагогики
|
15
|
1.1. Основные понятия
|
15
|
1.2. Связь специальной педагогики с другими науками
|
19
|
1.3. Методологические основы специальной педагогики
|
21
|
1.4. Ретроспектива специальной педагогики
|
31
|
1.5. Выдающиеся ученые-дефектологи
|
37
|
1.6. Основные принципы специального обучения
|
45
|
2. Школьная дезадаптация учащихся
|
56
|
2.1 Суть школьной дезадаптации
|
56
|
2.2. Причины школьной дезадаптации
|
66
|
2.3. Диагностика СДВГ
|
72
|
2.4. Лечение СДВГ
|
75
|
2.5. Подготовка к выбору педагогических технологий
|
83
|
2.6. Формирование образовательной среды в классе
|
90
|
2.7. Учебные игры и задания по русскому языку
|
93
|
2.8. Специальные технологии обучения чтению детей страдающих СДВГ
|
102
|
2.9. Система помощи ребенку с СДВГ на уроке
|
106
|
2.10 50 советов по организации классной работы с детьми, страдающими СДВГ
|
109
|
3. Обучение детей с задержкой психического развития
|
118
|
3.1. Децелерация как социально-педагогическая проблема
|
118
|
3.2. Дети с задержкой психического развития
|
123
|
3.3. Диагностика ЗПР
|
130
|
3.4. Преимущество и недостатки классов КРО
|
133
|
3.5. Специфика коррекционно-развивающего обучения
|
138
|
3.6. Коррекционно-развивающие упражнения для младших школьников
|
152
|
3.7. Методика «Чтение с вопросами» на уроках в начальных классах КРО
|
174
|
3.8. Проблемно-эвристический метод преподавания в системе КРО
|
177
|
3.9. Специальные методики обучения
|
182
|
3.10. Примеры коррекции ЗПР на уроках
|
187
|
4. Коррекционно-педагогическая работа с умственно отсталыми учащимися.
|
193
|
4.1. Общие сведения
|
193
|
4.2. Содержания образовательной деятельности вспомогательных школ
|
197
|
4.3. Психолого-педагогические принципы обучения и развития детей-имбецилов
|
206
|
4.4. Методы обучения во вспомогательной школе
|
207
|
4.5. Актуальные проблемы вспомогательных школ
|
210
|
5. Коррекция дефицитных школьно-значимых функций
|
214
|
5.1. Программа педагогической работы
|
214
|
5.2. Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений
|
218
|
5.3. Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз - рука»
|
226
|
5.4. Развитие и совершенствование сложнокоординационных движений кистей и пальцев рук
|
231
|
5.5. Коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
|
235
|
5.6. Комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи
|
239
|
5.7. Игры для развития мелких мышц пальцев руки и глазомера
|
240
|
6. Коррекция недостатков речевого развития
|
244
|
6.1. Виды речевых нарушений
|
244
|
6.2. Формирование представлений о слове как языковой единице у детей с речевыми нарушениями
|
255
|
6.3. Развитие и совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза
|
260
|
6.4. Развитие подвижности артикуляционного аппарата
|
266
|
6.5. Коррекция произношения отдельных звуков
|
274
|
7. Обучение и развитие детей с дефектами слуха и зрения
|
286
|
7.1 Обучение необучаемых
|
286
|
7.2. Работа с детьми с легкой сенсорной недостаточностью
|
289
|
7.3. Основы реабилитационной работы со слепыми и слабовидящими детьми
|
294
|
7.4. Особенности обучения и развития детей с нарушениями зрения
|
298
|
7.5. Систем образования лиц с недостатками слуха в России
|
302
|
7.6. Педагогическая работа в школах для неслышащих учащихся
|
309
|
7.7. Арттерапия как средство социальной адаптации неслышащих учащихся
|
320
|
7.8. Им через сердце слышен мир… Иппотерапия как средство социальной реабилитации неслышащих учащихся
|
348
|
8. Коррекция раннего детского аутизма
|
356
|
8.1. Диагностика раннего детского аутизма
|
356
|
8.2. Методика коррекции РДА
|
362
|
8.3. Коррекция общей моторики
|
364
|
8.4. Развитие речи у аутичных детей
|
373
|
9. Особенности работы с детьми, страдающими церебральным параличом
|
387
|
9.1. Особенности страдающих ДЦП.
|
387
|
9.2. Система помощи детям, страдающим ДЦП
|
398
|
10. Коррекция девиантности
|
402
|
10.1. Девиантное поведение подростков как социальная проблема
|
402
|
10.2. Типология агрессивного поведения подростков
|
412
|
10.3. Причины и специфика проявления агрессивности в поведении подростков
|
416
|
10.4. Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении подростков
|
424
|
10.5. Профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков
|
426
|
10.6. Воспитание детей в учреждениях государственной поддержки
|
437
|
10.7. Самоактуализация старшеклассников, как средство воспитания
|
449
|
10.8. Профилактика суицида
|
475
|
11. Работа с одаренными детьми
|
488
|
11.1. Творчество как высшая форма человеческой деятельности
|
488
|
11.2. Актуализация работы с одаренными детьми
|
489
|
11.3. Психологические основы педагогики развития
|
498
|
11.4. Диагностика одаренности
|
502
|
11.5. Стратегия работы с одаренными детьми
|
503
|
11.6. Работа с одаренными детьми
|
505
|
Глоссарий
|
513
|
Литература
|
537
|