Учебное пособие для студ ф-та референт-переводчик / Харков гуманит ин-т «Народная украинская академия»



страница1/11
Дата14.02.2016
Размер0.91 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


И.С. ШЕВЧЕНКО


ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ

ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ



Рекомендовано

Министерством образования и науки Украины

ХАРЬКОВ


2002

ББК 83.3(4ВЕЛ)я7

Ш37


Рецензенты: д-р филол. наук, проф. Минкин Л.М., Харьковский национальный педагогический университет им. Г.С. Сковороды;

д-р филол. наук, проф. Пихтовникова Л.С.,


Харковский национальный университет им. В. Н.Каразина
Рекомендовано Министерством образования и науки Украины

как учебное пособие для студентов высших учебных заведений.


Письмо № 1.4/18-Г-153 от 21.01.2008.

Шевченко И. С.

Ш-37 Основы теории языковой коммуникации: Учебное пособие для студ. ф-та референт-переводчик / Харков. гуманит. ин-т «Народная украинская академия».— Х. : Изд-во НУА, 2007. — 168 с.

ISBN 978-966-8558-69-6


Учебное пособие по теории языковой коммуникации знакомит студентов младших курсов с базовыми понятиями теории языковой коммуникации и ведущими подходами к ее анализу. Оно служит продолжением курса «Ведение в языкознание» и закладывает основы для последующего изучения дисциплин, обращенных к анализу речи: стилистики и интерпретации текста, социо-, психо-, прагмалингвистики, анализа дискурса, когнитивной лингвистики.

Излагаются основополагающие сведения о природе и моделях языковой коммуникации, стилистике общения, межличностном и групповом общении, межкультурной коммуникации. Уделяется внимание коммуникативным процессам в германских, романских, украинском языках.

Для студентов по направлению подготовки “Переводоведение», «Филология” специальностей “Переводчик» «Филолог» для изучения курса “Основы теории языковой коммуникации”.
ББК 83.3(4ВЕЛ)я7

© Народная украинская академия, 2008

© И.С. Шевченко, 2008

«Лингвистика, принадлежащая, несомненно, к числу социальных наук, занимает тем не менее среди них исключительное, привилегированное место. Она является такой же социальной наукой, как другие, уже потому, что достигнутые ею успехи превосходят достижения остальных социальных наук. Лишь она одна, без сомнения, может претендовать на звание науки, потому что ей удалось выработать позитивный метод и установить природу изучаемых ею явлений»

[Клод Леви-Стросс. Структурная антропология. — М., 1985. — С.33.]

ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое учебное пособие обобщает многолетний опыт преподавания курса «Основы теории языковой коммуникации». Этот курс представляет собой логичное продолжение «Введения в языкознание» и имеет целью заложить, как правило, на первом курсе основы изучения в высшем учебном заведении дисциплин, обращенных к анализу речи: стилистики и интерпретации текста, социо-, психо-, прагмалингвистики, етнокультурной лингвистики, анализа дискурса.

В пособии в доступной форме излагаются основополагающие сведения о природе и моделях языковой коммуникации, стилистике общения, межличностном и групповом общении, межкультурной коммуникации. Уделяется внимание коммуникативным процессам в германских, романских, украинском языках.

Рассчитанное на студентов младших курсов, пособие освещает вопросы теории и практики языковой коммуникации в самом общем виде, предлагает определения базовых понятий риторики, социо- и прагмалингвистики на материале славянских, германских и романских языков. Задания после каждой темы содержат упражнения на развитие теоретических и практических умений. В приложениях в виде таблиц дается справочный материал, необходимый для усвоения курса основ языковой коммуникации.

Курс рассчитан на 18 часов лекций, предполагает самостоятельную работу студентов, написание контрольных работ, составление и защиту рефератов. Изучение основ теории языковой коммуникации заканчивается зачетом.

Рекомендуемые темы рефератов:


  • Дисциплины, изучающие языковую коммуникацию.

  • Модель и функции языковой коммуникации.

  • Отношение языка и общества.

  • Теории происхождения языка.

  • Еволюция языка в обществе.

  • Этапы становления языков славянской, германской, романской групп.

  • Античная риторика.

  • Стилистические проблемы языковой коммуникации.

  • Жанри и стили речи. Категории стилистики.

  • Стилистические языковые средства. Фигуры речи.

  • Языковая личнсть и ее роли в коммуникации.

  • Языковые права личности.

  • Языковая политика в странах мира. Билингвизм и диглоссия.

  • Онтология речи.

  • Гендерные проблемы языковой коммуникации.

  • Межкультурные проблемы языковой коммуникации.

  • Понятие культурного шока в речевой коммуникации.

  • Теория речевых актов.

  • Теория дискурса. Коммуникативные принципы и стратегии.

Продолжением этого курса служит рассмотрение актуальных проблем германистики и романистики на старших курсах.

ГЛАВА I.

ЯЗЫКОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Языковая коммуникация. Теория речевой деятельности. Модель коммуникации. Дисциплины, которые изучают языковую коммуникацию.



      1. Языковая коммуникация: сущность и основные понятия. Теория речевой деятельности (ТРД)



Языковая коммуникация — это часть более общего понятия человеческой коммуникации в целом. Коммуникация(от лат. communicatio – общение)— сложное и многоплановое явление, основное содержание которого заключается в передаче информации посредством системы символов: фактических данных и сведений (рационально-логическая информация), мнений и оценок, эмоционального состояния говорящего (эмоциональная, экспрессивная информация).

Языковая коммуникация — неотъемлемая составляющая человеческой деятельности в целом, один из ее видов. Общество в широком смысле этого слова представляет собой систему исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, включающую в себя экономические, политические, социальные и духовные отношения. Как организованное целое общество является результатом предметной деятельности людей в процессе общественного производства. В современной науке понятие деятельности трактуется как совокупность действий и операций, наиболее значимыми, категориальными признаками деятельности являются ее общественная природа, совместный характер, целенаправленность, структурированность.

В основе теории деятельности лежит положение Ф. Энгельса о том, что труд как основная форма общественной деятельности человека, преобразуя среду обитания человека, выступая посредником между ним и средой, одновременно оказывает воздействие и на него самого, изменяет его собственную природу [Маркс, Энгельс: 485-486]. Что касается речевой деятельности, то как частный случай социального взаимодействия людей она заключается в обмене коммуникативными деятельностями между людьми — их специфическом взаимодействии, которое происходит в процессе коммуникации.

Как и всякая деятельность (физическая или умственная) языковая коммуникация имеет следующие характеристики: она происходит в обществе, осуществляется определенным говорящим, реализует его цели, оказывает влияние на слушающего, что описано в теории речевой деятельности (ТРД):



- общественная природа речевой деятельности. Поскольку система речевой деятельности входит как составная часть в более общую систему человеческой деятельности в целом, в этом проявляется ее социальная детерминированность и изменчивость в зависимости от конкретного общества в определенный период его исторического развития;

- деятельность осуществляется определенным деятелем (в нашем случае коммуникантом). Личность коммуниканта рассматривается в единстве его социальных ролей, определяемых принадлежностью к той или иной социальной группе, классу, и ситуативных ролей, которые он выполняет в конкретных ситуациях общения. В современной науке преобладает личностно-ориентированный деятельностный подход, в котором личность выступает как единство биологического и социального, индивидуального и общественного, общечеловеческого и этноспецифического. Учет общности знаний о мире, разделяемых коммуникантами, коммуникативных средств, навыков общения является общей чертой всех интерпретативных направлений в лингвистике, хотя в различных моделях коммуникации, построенных в социолингвистике, психо- и прагмалингвистике, эта общность, как будет показано ниже, преломляется по-разному;

- деятельность исходит из необходимости достижения определенной цели, действие обусловлено неким непосредственным мотивом, оно направлено на определенный объект (физический предмет, умственный процесс). Примечательно, что идеи целенаправленного характера коммуникации в самом общем виде высказывались еще в XIX в. одним из основателей психолингвистики, представителем Харьковской школы языкознания А.А. Потебней, а позже разрабатывались Л.П. Якубинским, В.М. Жирмунским и легли в основу целевой модели речевого общения Р. Якобсона;

- человеческая деятельность носит, как правило, совместный характер и предполагает кооперацию целей и стратегий их достижения. Не случайно одно из ведущих свойств речи — ее функция служить средством организации совместной деятельности общающихся людей, направленной на преобразование действительности. Что касается коммуникативной функции, также являющейся одной из основных функций речевого общения, то, по мнению И.П. Сусова, коммуникативная функция подчинена функции организации совместной деятельности и вытекает из нее, поскольку коммуникация — обмен информацией, — изменяя информационное поле коммуникантов, призвана вовлечь их в некое действие.

Термин коммуникация многозначен: он употребляется для обозначения пути коммуникации, связи одного места с другим, например, «водные коммуникации»; в сочетаниях «средства массовой коммуникации» он обозначает радио, телевидения, прессу; в технике «коммуникациями» называют линии связи.

В лингвистике и информатике «коммуникация» служит синонимом понятию общения. Язык по своей природе возникает из потребности общения людей между собой, его важнейшая функция — коммуникативная, функция передачи информации. Различают языковую (вербальную — от лат. vеrbum — слово, выражение) и неязыковую (невербальную) коммуникацию. Невербальное общение, осуществляемое при личном контакте, — область исследования паралингвистики — нередко сопровождает речь или заменяет ее: ср. многозначительный взгляд, кивок головой как знак согласия «Да» или отрицательное покачивание «Нет»; даже молчание может быть коммуникативно значимым [Горелов 1991; Крейдлин и др., 2001].

В зависимости от характера невербальных знаков общения выделяются:

кинетические сигналы: движения тела (например, поклон или кивок головой для приветствия/прощания), прикосновения – такесика (термин Г.Е. Крейдлина); мимические сигналы или значимая динамика лица (особый взгляд, радостная/печальная улыбка, приподнятые брови как знак удивления); жесты — знаковое использование движений рук (жестовый язык глухонемых; жестовое сопровождение звучащей речи). Так, зрители боев гладиаторов в древнем Риме жестом вытянутой руки с кулаком и отставленным большим пальцем показывали, что желают смерти побежденного (палец вниз) или даровали ему жизнь (палец вверх);

проксемика или межличностная дистанция коммуникантов: расстояние при общении зависит от возраста, пола, официального/неофициального характера ситуации общения; оно закреплено социально-культурными нормами и традициями. Семиотика расстояния (то есть значение дистанции между людьми) существенно отличается в разных культурах: в странах северо-западной Европы в официальной обстановке собеседники, как правило, сидят или стоят на 30 - 50 см. дальше друг от друга (расстояние не менее вытянутой руки), что не учитывают наши политики и бизнесмены, вызывая недовольство коммуникантов – немцев, англичан и др., которыми излишняя (по их коммуникативным нормам) приближенность воспринимается как проявление агрессии, «вмешательства», невоспитанности и приводит к коммуникативным неудачам;

просодика – фонетическое выделение информации: интонация, паузы и т.п.

Примерами неязыковой может быть общение людей, не требующее слов, протекающее с помощью жестов или без них: работа на конвейере, выполнение задания в армии, спортивные соревнования. К невербальным относятся формы общения людей с использованием иных (не языковых) знаковых систем: музыки, математических знаков, шахматных фигур, знаков дорожного движения и пр., например: общение композитора, исполнителей и аудитории с помощью музыки, общение математиков посредством формул, «чтение» дорожных знаков водителем. Наша одежда тоже имеет знаковый характер: подвенечное платье, траур, школьная форма, военная униформа и т.п. сообщают информацию о статусе человека, о характере ситуации.

И все же именно речь выступает важнейшим средством реализации коммуникативной функции языка. Языковая коммуникация сопровождает значительно большую часть видов человеческой деятельности, чем неязыковая. Она осуществляется в виде речевого (устного и письменного) общения.





    1. Модель коммуникации

Моделирование языковой коммуникации сводится к определению ее основных параметров, описанных политологом и теоретиком массовой коммуникации Гарольдом Лассвеллом как Who says what to whom in which channel with what effect? Это соответствует формуле: [КТО говорит ЧТО КОМУ по какому КАНАЛУ СВЯЗИ и с каким РЕЗУЛЬТАТОМ].

Добавив в эту схему сам язык и операции с ним, а также цель общения, лингвисты пользуются схемой Р.О. Якобсона, где коммуникация (речевое событие) понимается как отправление сообщения, составленного адресантом с использованием определенного кода, некоему адресату в определенном контексте с определенной целью.

В соответствии с общей теорией передачи информации языковая коммуникация разворачивается по схеме, восходящей к математической модели коммуникации Клода Шеннона, которую в наиболее общем виде можно представить следующим образом:



отпра
витель

коди
рова
ние

сооб
щение

канал

деко
диро
вание

полу
чатель


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Лекция Предмет и основные концепции современной философии науки 2
123456789 -> Московский государственный
123456789 -> Особенности регуляции учебной активности у студентов гуманитарных и технических специальностей
123456789 -> 1. проблемы бытия в современной философии
123456789 -> Способы защиты компании от хэдхантингов
123456789 -> Диагностика психического развития ребенка
123456789 -> Особенности формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка на современном этапе
123456789 -> Учебная программа для специальности 1-23 01 73 Средства массовой информации
123456789 -> Дальнейшее совершенствование авиационной техники, возрастание объема и интенсивности труда предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов гражданской авиации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница