Учебное пособие для преподавателей и мастеров производственного обучения Санкт-Петербург 2015



страница1/13
Дата05.06.2016
Размер3,56 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
СПб ГБ ПОУ «Промышленно-технологический колледж»

Ресурсный центр подготовки специалистов

Применение имитационных образовательных технологий при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов
Учебное пособие для преподавателей и мастеров производственного обучения

Санкт-Петербург

2015
Волченко И.О., Шорников Г.Ф., Баженов С.С., Корженко Т.А., Лысенко Е.Б., Бирюкова И.С., Полякова А.Е. Применение имитационных образовательных технологий при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов
Учебное пособие посвящено вопросам использования имитационных образовательных технологий в учебном процессе. Рассматриваются границы их применимости, приводится оценка эффективности их использования.

Работа предназначена для учебных мастеров и преподавателей, желающих внедрить на своих занятиях имитационные методы обучения и оценить их эффективность.

Пособие приобретает особую актуальность в связи с применением компетентностного подхода к обучению.

Рецензенты:

Заведующий кафедрой профессионального образования СПб АППО, к.т.н., профессор Н.А.Панов

Директор СПб ГБ ПОУ «Морской технический колледж» д.э.н., профессор В.А.Никитин



Оглавление


Введение 4

Анализ современных подходов к организации учебного процесса 6

Организация подготовки в системе СПО 6

Качество обучения и методы его оценки 9

Технические средства обучения 14

Имитационные образовательные технологии 17

Применение ИМО в учебном процессе 26

Нетрадиционный типы уроков гуманитарных дисциплин 26

Оценка качества образования и балльно-накопительная система оценки 29

Бинарные практико-ориентированные занятия 37

в обучении станочников 37

Применение симуляторов станков с ЧПУ 45

Описание работы на тренажёре 50

Выполнение операций на тренажёре УЧПУ FANUC OTD 50

Оценка эффективности использования имитационных методов обучения 61

Двойственный характер внедрения ИМО в учебный процесс 62

Метод последовательных приближений и его результативность при использовании имитационных технологий 65

Проведение экзамена (квалификационного) с использованием ИМО 76

Проведение экзамена 76

Реализация экспертных систем 82

Диссиминация опыта приема экзаменов с использованием ИМО 90



Экономические аспекты внедрения ИМО 92

Заключение 95


Введение


На современном этапе развития системы образования подготовка рабочих и специалистов осложняется рядом факторов, негативно влияющих на её развитие. К ним можно отнести непрерывные, иногда взаимоисключающие изменения в законодательстве об образовании.

Реформа образования идёт непрерывно, скорость изменения законодательства в системе образования такова, что не успеют новые изменения реализоваться в образовательных учреждениях, как они уже отменяются. Демографическая ситуация оставляет желать лучшего. Перспективы экономического развития Санкт-Петербурга даже на ближайшее десятилетие имеют большой процент неопределённости.

В этих условиях необходимо переориентировать сложившуюся систему подготовки рабочих и специалистов на потребности города. Что связано с большими материальными затратами при использовании конкретного оборудования. Оптимальным, на наш взгляд, является применение имитационных методов обучения (ИМО), что позволяет реализовать компетентностный подход в профессиональном образовании. При этом эффект получается за счет разработки и внедрения инновационных образовательных технологий, основанных на моделировании производственных процессов с практической отработкой обучающимися профессиональных компетенций на имитаторах.

Применение ИМО носит прикладной характер и позволяет сократить время на изучение обучающимися ряда практических разделов дисциплин и модулей при организации многократного и безопасного повторения профессиональных действий специалиста в меняющихся условиях.

Однако ИМО не обладают свойством самодостаточности. Во время обучения требуется освоение реальных объектов – устройство, станок, измерительный инструмент и т.д. Необходимо научиться применить их в производстве. Поэтому актуальным становится вопрос о соотношении ИМО и работы на реальном оборудовании.

Анализ современных подходов к организации учебного процесса




Организация подготовки в системе СПО


На этом рисунке указаны связи между элементами системы. Центральным звеном в системе социального партнёрства выступает работодатель (обозначим его буквой Р). Он является воплощением потребностей общества и государства (ПО). Можно записать: что деятельность работодателя полностью определяется потребностями общества. Р = f1 (ПО). В данной модели работодатель активно влияет на большинство элементов системы подготовки. В том числе и на формирование основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в состав которой входит учебно-методический комплекс (УМК) и отдельно выделенные комплексы оценочных средств (КОС) и фонды оценочных средств (ФОС). Кроме этого ОПОП формируется преподавателями и ими же реализуется. Таким образом, ОПОП = f2 (Р, ФГОС,Пр).

На работу преподавателя влияют: система переподготовки кадров (СПК), ОПОП. СПК поддерживает преподавателя на должном уровне, не позволяет ему отстать от развития преподаваемых дисциплин и внедрять новые технологии обучения. ОПОП формируется преподавателем, но и требует от него соблюдения ФГОС при организации учебного процесса. Можно записать: Пр = f3 (СПК, ОПОП). На СПК действуют потребности общества и федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Имеем: СПК = f4 (ПО, ФГОС). На формирование ФГОС оказывает влияние ПО и достигнутое качество подготовки (КП). Получаем: ФГОС = f5 (КП, ПО).

Новые технологии обучения (НТО) внедряются в учебный процесс преподавателями, как правило, прошедшими соответствующую переподготовку. Поэтому НТО = f6 (Пр, СПК). На подготовку обучающихся (О) существенно влияют Пр, технические средства обучения (ТСО) и НТО. Таким образом: О = f7 (Пр, НТО, ТСО).

Важным элементом обучения является аттестация обучающихся. Переход на новые ФГОС требует активного привлечения работодателя не только к итоговой государственной аттестации (ИГА), но и к промежуточной аттестации (ПА). Для промежуточной аттестации КОС формируется образовательным учреждением при активном участии работодателя. Важным элементом в нём является портфолио обучающегося, в организации формирования которого работодатель тоже должен принимать участие. Организация экзамена (квалификационного) также невозможна без привлечения представителей работодателя. Совокупность КОС по всем профессиональным модулям и оценочные средства, связанные с подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы образуют ФОС, который используется при проведении ИГА. В состав государственных экзаменационных комиссий должны входить представители работодателей.

Таким образом организацию ПА и ИГА можно описать следующими уравнениями: ПА = f8 (КОС, Пр, О,Р), ИГА = f9 (О, ФОС,Р).

В предложенной модели организация обучения описывается девятью уравнениями. В четырёх из них присутствуют преподаватели, в трёх – работодатель и обучающиеся. Именно эти элементы и составляют основу модели. Следует отметить возросшую роль работодателя в системе профессионального образования Российской Федерации. Кроме этого, введение новых ФГОС в системе профессионального образования Российской Федерации придаёт новый импульс в развитии связей между образовательным учреждением и социальным партнёром.

Данная модель показывает, что работодатель вовлекается во все элементы учебного процесса. Он участвует: в создании учебно-методической документации, разработке комплекса оценочных средств, промежуточной и итоговой аттестации выпускников.

Всякая модель имеет ограничение на применение. Определим же условия её применения.

Если образовательное учреждение слабо взаимодействует с потенциальным работодателем (например, общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования детей и т.д.), то применение предлагаемой модели невозможно.

Применение модели также затруднено, если образовательное учреждение входит в состав промышленного предприятия без образования юридического лица.

Требуется доработка предлагаемой модели при её переносе в другое правовое пространство (например, построение отношений с зарубежными партнёрами).

На современном этапе развития системы образования подготовка рабочих и специалистов осложняется рядом факторов, негативно влияющих на её развитие. К ним можно отнести непрерывные, иногда взаимоисключающие изменения в законодательстве об образовании.

Реформа образования идёт непрерывно, скорость изменения законодательства в системе образования такова, что не успеют новые изменения реализоваться в образовательных учреждениях, как они уже отменяются. Демографическая ситуация оставляет желать лучшего. Перспективы экономического развития Санкт-Петербурга даже на ближайшее десятилетие имеют большой процент неопределённости.

В этих условиях необходимо переориентировать сложившуюся систему подготовки рабочих и специалистов на потребности города.



Каталог: upload
upload -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
upload -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница