На данном этапе производственной практики студент должен ознакомиться с подразделениями организации и основными подсистемами (табл. 1). При прохождении производственной практики студентом по месту учебной практики возможно использование материалов отчета предыдущей практики. При этом студент должен скорректировать используемые материалы в соответствии с программой данной практики и изменившимися условиями деятельности организации.
Таблица 1.
Учебно-тематический план производственной практики бакалавра
№
Этапы прохождения практики
Сроки
1
Согласование программы практики. Инструктаж. Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации.
Оформление, сдача и защита отчета по производственной практике. Итоговая конференция по практике
Итого ( недель)
1. Согласование программы практики. Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации. В отчете студент должен отразить информацию о следующих аспектах деятельности организации:
название организации;
юридический адрес;
назначение (миссия);
правовые основания деятельности (устав, лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т.д., дата выдачи, сроки действия);
отраслевая принадлежность (по ОКВЭД);
организационно-правовая форма и вид собственности;
этапы истории развития организации (основания выделения - смена названия организационно-правовой формы и вида собственности, слияния или поглощения);
ассортимент выпускаемой продукции или услуг;
основные технико-экономические показатели за 3 года работы организации за рассматриваемый период, их динамика (объем производства, численность рабочих, рентабельность и др.) (табл. 2), которые могут быть расширены;
Таблица 2.
Основные технико-экономические показатели в 20 - 20 гг.
Показатели
20_
20_
20_
20 г. в % к 20 г.
Численность работников, чел.
Основные фонды, тыс.руб.
Оборотные средства, тыс.руб.
Энергетические мощности, л.с.
Производственная площадь, кв.м
Проектная мощность, шт., тыс.руб.
Рентабельность, %
Количество производимых продуктов (оказываемых услуг), шт.
Количество заключенных договоров на производство/ реализацию продукции, шт.
• объем и структура денежной выручки в организации (табл. 3);
Таблица 3.
Объем и структура денежной выручки на предприятии в 20 - 20 гг.
Перечень
продукции
20_
20_
20_
В
среднем 20_ -20_ гг.
тыс.
руб.
%
тыс.
руб.
%
тыс.
руб.
%
тыс.
руб.
%
Итого:
100
100
100
100
характеристика организации с точки зрения масштабов производства, уровня специализации, комбинирования, кооперирования;
внешнеэкономическая деятельность (если ведется);
конкурентные преимущества.
После ознакомления с основными организационными документами (уставом, коллективным договором, положениями об отделах, должностными инструкциями, штатным расписанием) студент должен:
1. Можно ли получить необходимую информацию (доступность информации)?
совершенно
невозможно
трудно
относительно
легко
легко
очень легко
2. Какой объем информации фирма в состоянии контролировать?
очень малый
малый
средний
большой
очень большой
3. Сколько писем и документов установленного образца готовится вручную каждый день?
40
30
20
10
менее 10
4. Каково время прохождения заказа?
5 дней
4 дня
3 дня
2 дня
1 день
5. Входит ли фирма в различные торговые организации (биржи, торговые дома, союзы и ассоциации)? Если да, то как используются возможности этих ассоциаций?
25 - 20 баллов - административная деятельность эффективна и отвечает целям организации; 19 - 10 баллов - в административной деятельности возможно возникновение проблем по отдельным функциям управления персоналом;
менее 10 баллов - организация административной деятельности неэффективна и входит в «зону актуальных управленческих проблем», наличие которых снижает конкурентоспособность организации.
привести перечень должностей, наделенных рекомендательными, согласовательными и функциональными, параллельными полномочиями (табл. 5);
Таблица 5.
Характеристика полномочий управленческих должностей в ________организации
Наименование
Рекомендател
Согласовате
Функциональ
Параллельны
должности
ьные
льные
ные
е полномочия
полномочия
полномочия
полномочия
привести примеры, объясняющие содержание операций (утверждает, согласовывает, готовит) при работе менеджеров с документацией;
установить особенности распределения функционала и делегирования полномочий в организации, закрепления ответственности за результат.
По результатам работы необходимо сделать выводы по разделу.
2. Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации.
На этом этапе практики студент описывает структуру управления организации. В отчете студент представляет следующую информацию:
анализ организационной структуры управления (прикладывается модель структуры организации);
назначение и содержание блоков общего линейного, технического руководства и управления деятельностью организации, перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку (табл.6);
Таблица 6.
Характеристика блоков управления организацией
Наименование
Цель
Решаемые
Общие и
Количество
подразделения
задачи
специальные
функции
сотрудников
схема документопотока в организации;
оценка эффективности деятельности организации за 3 годы, отобрав только те показатели, которые соответствуют анализируемой организации (коммерческая, производственная, социальная) (табл. 7)
Таблица 7.
Показатели эффективности деятельности, 20__-20 гг.
Показатели
20
20
20
20 г. в % к 20 г.
• перечень управленческих должностей и специалистов внутри структурного подразделения и функции, закрепленные за ними (табл. 8);
Таблица 8.
Распределение должностных обязанностей внутри структурного подразделения
Цель
Решаемые
Общие и
Уровень
Наименование
должности
задачи
специальные функции
Взаимодействие
квалификации
• профессиограммы должности менеджера, обязанности которого выполняются практикантом (табл. 9);
Таблица 9.
Профессиограмма