Учебно-методическое пособие технология социальной работы Направление подготовки 390302 Социальная работа Профиль подготовки



страница1/3
Дата14.02.2016
Размер353 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Факультет социальных наук

Декан ФСН Блонин В.А

"26" декабря 2013 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Технология социальной работы

Направление подготовки



390302 – Социальная работа

Профиль подготовки



390302.62 – Организация социальной работы с разными группами населения

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

очная

Нижний Новгород



2013

1. Цели освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины «ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» является изучение студентами принципов и методов технологизации социальной работы как отрасли научного знания и практической деятельности, что должно способствовать становлению у них целостного представления о социальной работе как сфере деятельности.

Задачи курса:

  • сформировать у студентов целостное представление о процессе социальной работы с клиентом (от вовлечения клиента в работу до оценки эффективности профессионального вмешательства);

  • освоить разнообразие методов и технологий, используемых в практике социальной работы с различными группами клиентов;

  • изучить базовые технологии социальной работы и специфику технологий социальной работы с индивидом, семьей, группой, территориальным сообществом;

  • ознакомиться с новыми методами разрешения социальных проблем на уровне гражданского сообщества – социальными проектами, волонтерскими программами, общественными объединениями.


2.Место дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» входит в базовую часть Профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 – «Социальная работа» и логически и содержательно взаимосвязана с другими дисциплинами, составляющими этот цикл и формирующими, прежде всего, профессиональные компетенции бакалавра социальной работы.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения таких дисциплин, как «Введение в профессию», «Культура общения», «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Профессионально-этические основы социальной работы».

Дисциплины «Гуманитарного, социального и экономического цикла» и «Математического и естественнонаучного цикла» формируют культуру мышления, объясняют специфику глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы, сочетания инновационного и традиционного, знакомят с методами гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, что, несомненно, важно при освоении профессиональных основ социальной работы.

Дисциплины «Профессионального цикла», предшествующие дисциплине «Технология социальной работы», позволяют понять значение коммуникативной компетентности практика, дают представление о теоретических идеях, лежащих в основе практической деятельности специалиста по социальной работе, актуализируют проблему выбора теории и переноса ее в практику, объясняют роль практики в формировании теории социальной работы.

Наличие предшествующего опыта практического обучения позволит более глубоко проникнуть в суть профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

В свою очередь, учебная дисциплина «Технология социальной работы» подготавливает к освоению ряда учебных дисциплин «Профессионального цикла» таких, например, как «Методика исследований в социальной работе», «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций», а также к продолжению практического обучения («Производственная практика») и написанию выпускной работы.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:

Знать:


- основы социальной работы для ее последующего изучения как общественного феномена и социальной деятельности;

- основы современной теории социального благополучия, качества жизни, физического, психического и социального здоровья;

- основные концепции и теории в области психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы;

- опыт развития социальной работы в России и других странах;

- этические основы социальной работы;

- категории граждан, нуждающихся в профессиональной помощи социального работника, и области профессиональной деятельности бакалавра социальной работы;

- цели социальной работы как профессии и требования профессии к личностным качествам и ценностным ориентациям профессионала.
Уметь:

- понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем;

- выделять различные социальные, медико-социальные и психологические проблемы, возникающие у клиентов;

- различать группы методов для использования в практике социальной работы в зависимости от вида проблем.


Владеть:

- понятийным аппаратом социальной работы;

- навыками применения базовых технологий социальной работы;

- навыками получения профессиональной информации из различных источников, включая Интернет и зарубежную литературу.


3. Требования к результатам освоения дисциплины «ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):



Наименование компетенции

Код компетенции

Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

(ОК-2)

Быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе

(ОК-3)

Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

(ОК-9)

Быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества

(ПК-1)

Быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации

(ПК-3)


Быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни

(ПК-6)


Быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента

(ПК-7)


Быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней

(ПК-11)


Владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп

(ПК-14)


Быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья

(ПК-17)


Быть готовым к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения

(ПК-26)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

  • теоретические основы социальной работы с индивидом, семьей, группой, территориальным сообществом;

  • основные технологии обеспечения социального благополучия, физического, психического и социального здоровья;

  • основные категории и понятия социального обслуживания;


Уметь:

  • устанавливать рабочие отношения с клиентом;

  • различать и применять различные методы и технологии социальной работы на уровне индивида, семьи, группы, территориального сообщества;

  • выявлять, привлекать, развивать, координировать и оптимально использовать ресурсы клиентов для оказания помощи, устранять препятствия для доступа к ним;

  • выбрать соответствующие метод и/или технологию для решения конкретных задач социальной работы;

  • основывать выбор технологий в соответствии с эффективной моделью теории и практики социальной работы;

  • использовать социально-педагогические, медико-социальные и социально-психологические методы и технологии в практике социальной работы;


Владеть:


  • основами культуры профессиональной деятельности, социально-технологических практик;

  • способностью обеспечивать высокий уровень профессиональной и общей культуры своей деятельности как социального работника, гражданина своей страны;

  • основными навыками профессионального взаимодействия с клиентами и коллегами;

  • навыками использования индивидуально-групповых технологий социальной работы и технологий социальной работы с территориальным сообществом.


4. Структура и содержание дисциплины «ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часов, из них 68 лекционных, 68 – практические аудиторные занятия, 188 – самостоятельная работа студентов.



п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Часть 1. Технологический процесс в социальной работе

1

Социальная сфера как объект технологизации. Социальные технологии.

6

1

Л: 2

ПЗ: 2

СР: 6

К: еженед.

Участие в практич.занятии - 1

2

Технология социальной работы: подходы к определению. Виды и особенности технологий социальной работы.

6

2

Л: 2

ПЗ: 2

СР: 6

К: еженед.

Участие в практич.занятии - 2

Эссе - 2


3

Этапы процесса социальной работы с клиентом

3.1. Знакомство с клиентом, сбор данных и вовлечение его в процесс изменений

3.2. Социальный диагноз ситуации клиента

3.3. Планирование вмешательства и заключение соглашения

3.4. Вмешательство и контроль

3.5. Завершение и оценка результатов вмешательства



6

3-7

Л: 8

ПЗ: 10

СР: 18

К: еженед.

Участие в практич.занятиях – 3,4,5

Тренинг - 6

Эссе - 7


Часть 2. Технологии социальной работы с различными категориями клиентов

4

Социальная работа с индивидом

6

7-8

Л: 4

ПЗ: 2

СР: 14

К: еженед.

Участие в практич.занятиях - 8

5

Социальная работа с группой

6

9-10

Л: 4

ПЗ: 4

СР: 12

К: еженед.

Участие в практич.занятиях – 9, 10

6

Социальная работа с территориальным сообществом

6

11-12

Л: 4

ПЗ: 4

СР: 12

К: еженед.

Участие в практич.занятиях – 11, 12

7

Взаимодействие в системе социальной работы

6

13-14

Л: 2

ПЗ: 4

СР: 6

К: еженед.

Участие в практич.занятиях – 14, 15

8

Социальная работа с различными категориями клиентов

8.1. Социальная работа с молодежью, семьей

8.2.Социальная работа с пожилыми и инвалидами

8.3. Социальная работа с группами риска



6

14-16

Л: 6

ПЗ: 4

СР: 16

К: еженед.

Участие в практич.занятиях – 16

Эссе - 15

Экзамен – 6 семестр


Часть 3. Социальное обслуживание в РФ: технологии реализации

9

Система социального обслуживания населения в РФ

7

1

Л:2

ПЗ:2

СР: 6

К

еженед.


Участие в практ. занятии – 1

10

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ

7

2-3

Л:4

ПЗ:4

СР: 8

К : еженед.

Участие в практ. занятии – 2,3

11

Организация социального обслуживания клиентов в кризисной ситуации и «ситуации ухода»

7

3-4

Л: 2

ПЗ: 2

СР:6

К : еженед.

Участие в практ. занятии – 4

12

Социальная диагностика. Психосоциальные методы диагностики, коррекции и реабилитации детей и подростков.

7

4-5

Л: 4

ПЗ: 4

СР:

10


К : еженед.

Тест, участие в практ. занятии – 4, 5

Тест – 5


13

Система социальной защиты и социального обслуживания детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

7

6-7

Л:2

ПЗ: 4

СР:8

К : еженед.

Участие в практ. занятии – 6, 7


14

Социальное обслуживание и социальная поддержка семьи, женщин и детей.

7

7-8

Л: 2

ПЗ:2

СР: 6

К: еженед.

Участие в практ. занятии – 8


15

Социальная защита и социальное обслуживание мигрантов и вынужденных переселенцев.

7

8-9

Л: 2

ПЗ:4

СР: 8

К: еженед.

Участие в практ. занятии – 9

Эссе - 9


16

Технологии психосоциальной помощи людям, пережившим травматический опыт. Арт-терапия как метод психокоррекции и личностного развития

7

9-10

Л: 2

ПЗ:4

СР: 8

К: еженед.

Участие в практ. занятии – 10


17

Социальное обслуживание и социальная помощь безработным гражданам

7

10-11

Л: 2

ПЗ:2

СР: 6

К: еженед.

Участие в практ. занятии – 11

Эссе – 11



18

Социальное обслуживание и социальная помощь бездомным гражданам

7

11-12

Л: 2

ПЗ:2

СР: 6

К: еженед.

Участие в практ. занятии – 12

19

Технологии социальной адаптации населения к новым социально-экономическим условиям. Технологии преодоления бедности в социальной работе.

7

12-13

Л:4

ПЗ:2

СР: 8

К: еженед.

Участие в практ. занятии – 13

Эссе – 13



20

Социальная работа с военнослужащи-ми. Социальная работа в пенитенциарной системе и с освободившими ся лицами.

7

14- 15

Л:4

ПЗ:2

СР: 8

К: еженед.

Участие в практ. занятии – 15


21

Зависимость от ПАВ как жизненная проблема: программы помощи. Социальная работа с созависимыми.

7

15-16

Л:4

ПЗ:2

СР: 10

К: еженед.

Участие в практ. занятии – 16

Экзамен




Часть 1. Технологический процесс в социальной работе
Тема 1. Социальная сфера как объект технологизации. Социальные технологии.
Технология, технологизация, технологический процесс: определение понятий. Виды технологий.

Социальная сфера как объект технологизации. Социальные технологии: подходы к определению. Цели и принципы создания социальных технологий. Свойства и виды социальных технологий. Факторы, обуславливающие многообразие социальных технологий.

Составляющие (компоненты) и этапы технологического процесса.
Тема 2. Технология социальной работы: подходы к определению. Виды и особенности технологий социальной работы.
Технология социальной работы: подходы к определению. Особенности технологий социальной работы. Технология и творчество в социальной работе.

Классификации технологий, используемых в практике социальной работы.

Этапы разработки технологии социальной работы.
Тема 3. Этапы процесса социальной работы с клиентом.
Процесс оказания помощи клиенту в социальной работе. Классификации этапов процесса оказания помощи клиенту.
3.1. Знакомство с клиентом, сбор данных и вовлечение его в процесс изменений.

Условия знакомства с клиентом: по телефону, в социальной службе, в домашней обстановке и др. Учет половозрастных, этнокультурных факторов и состояния здоровья при знакомстве с клиентом.

Чувства, состояние и поведенческие реакции клиента при первой встрече.

Практический инструментарий, используемый социальным работником при первой встрече. Техника активного слушания. Интервьюирование.


3.2. Социальный диагноз ситуации клиента.

Понятие «социального диагноза». Цель социального диагностирования. Уровни и типы диагностики. Социальная диагностика ситуации клиента как процесс и результат. Проведение социальной диагностики (этапы диагностирования). Инструменты диагностики ситуации клиента, их применение. Трудности, возникающие при осуществлении диагностирования ситуации клиента. Этический аспект использования инструментов диагностирования в социальной работе.


3.3. Планирование вмешательства и заключение соглашения.

Понятие плана в социальной работе. Значение планирования. Согласование диагностики и планирования. Вовлечение клиента и других заинтересованных лиц в планирование. Типы планов. Требования к плану. Процесс планирования. Ограничения в планировании. Пересмотр и совершенствование плана.

Определение понятия «договор об услугах/ контракт/ письменное соглашение». Цели и функции договора об услугах. Структура договора. Типы договоров. Процедура заключения договора. Результаты заключения договора об услугах.
3.4. Вмешательство и контроль.

Понятие вмешательства в социальной работе. План как основа вмешательства. Прямые и непрямые услуги. Модели социальной работы как теоретическая база практического вмешательства.

Посредничество. Цели и функции посредничества. Принципы посредничества. Техники посредничества.

Консультирование в социальной работе.

Защита прав и интересов клиента. Типы защиты клиентов. Непосредственная и косвенная защита. Процесс защиты прав и интересов клиента.

Мониторинг успешности действий в достижении задач вмешательства. Внесение изменений.

3.5. Завершение и оценка результатов вмешательства.

Влияние завершения процесса помощи на клиента. Рекомендации по завершению вмешательства.

Итоговая оценка. Значение оценки результатов вмешательства для социальной службы и социального работника. Измерение результатов вмешательства. Обратная связь от клиента.
Часть 2. Технологии социальной работы с различными категориями клиентов
Тема 4. Социальная работа с индивидом.
Работа с конкретным случаем: история и современность. Модели социальной работы с конкретным случаем.

Сосредоточенная на задаче социальная работа: общая характеристика модели. Стадии сосредоточенной на задаче работы и возможные трудности при их прохождении.

Кризисное вмешательство: общая характеристика модели. Кризис: определение понятия. Виды и уровни кризисов. Признаки кризиса. Стадии развития кризиса. Поведение человека в кризисной ситуации. Цели и принципы кризисного вмешательства. Модели кризисной интервенции.
Тема 5. Социальная работа с группой.
Феномен малой группы. Типы групп. Величина, состав и структура группы. Развитие группы. Групповой климат. Групповая культура.

История развития социальной работы с группой. Цели социальной работы с группой. Достоинства и потенциальные опасности социальной работы с группой. Отличительные черты групповой работы. Модели групповой работы. Фазы социальной работы с группой.

Групповая работа с различными категориями клиентов. Дети алкоголиков как клиенты социальной работы. «Эрстинский поворот»: характеристика программы.

Группы самопомощи. Цели групп самопомощи. Отличительные черты групп самопомощи. Типология групп самопомощи. Участие профессионалов в деятельности групп самопомощи. Использование групп самопомощи параллельно с другими методами работы с клиентами. Группа «Анонимных алкоголиков».


Тема 6. Социальная работа с территориальным сообществом.
Понятие «территориальное сообщество». Городской микрорайон как пример территориального сообщества. Определение городского микрорайона с объективной и субъективной точек зрения. Функции городского микрорайона. Социальная характеристика микрорайона.

История развития территориальной социальной работы. Цели социальной работы с/в территориальным(-ом) сообществом(-е). «Профессиональный» (технический) и «радикальный» (трансформационный) подходы к социальной работе в территориальном сообществе. Директивные и недирективные методы работы в сообществе. Направления территориальной социальной работы.

Участие местных жителей в жизни микрорайона. Территориальное общественное самоуправление как ресурс в социальной работе с территориальным сообществом.
Тема 7. Взаимодействие в системе социальной работы.
Субъекты взаимодействия в системе социальной работы. Уровни и формы взаимодействия в системе социальной работы. Основные характеристики ситуации взаимодействия в системе социальной работы. Барьеры для взаимодействия.

Междисциплинарная команда как модель командной работы. Типы междисциплинарных команд. Принципы и стратегии работы междисциплинарных команд с клиентами. Этапы кейс-менеджмента. Задачи (профессиональные роли) менеджера случая.


Тема 8. Социальная работа с различными категориями клиентов.
Категории клиентов в социальной работе, их краткая характеристика. Технологии социальной работы с различными категориями клиентов: примеры реализации. Инновационные технологии в современной российской практике социальной работы.
Часть 3. Социальное обслуживание в РФ: технологии реализации
Тема 9. Система социального обслуживания населения в РФ.
Понятие социального обслуживания, принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, конфиденциальность, профилактическая направленность, индивидуальность.

Системы социальных служб, учреждения и предприятия социального обслуживания. Предоставление платных и бесплатных социальных услуг.

Функции системы социального обслуживания. Виды социального обслуживания в РФ. Правовое регулирование социального обслуживания. Кадровое обеспечение социальных служб. Клиенты социальных служб: добровольная и обязательная клиентура.

Система социальных служб г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Управление социальным обслуживанием в регионе. Структурные элементы и виды социального обслуживания Особенности социального обслуживания населения в современной России. Проблемы модернизации отечественной системы социального обслуживания.


Тема 10. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ.

Законодательство в области социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Федеральные и региональные целевые программы.

Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Государственный и муниципальный сектор социального обслуживания. Муниципальные центры социального обслуживания; сеть стационарных учреждений социального обслуживания г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Адресная социальная помощь. Социальное обслуживание на дому (социально-медицинское обслуживание на дому). Полустационарное социальное обслуживание. Стационарное социальное обслуживание. Срочное социальное обслуживание. Социально-консультативная помощь.

Социальное попечительство над пожилыми людьми. Инновационные технологии социального обслуживания пожилых граждан.

Технология медико-социальной экспертизы, алгоритм работы БМСЭ по оценке трудоспособности больного. Участие представителей социальных служб в разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР). Участие специалиста по социальной работе в процессе реабилитации лиц с ограниченными возможностями в рамках социальной службы.

Инновационные технологии социального обслуживания инвалидов.
Тема 11. Организация социального обслуживания клиентов в кризисной (экстремальной) ситуации и «ситуации ухода».
Формы обслуживания граждан, находящихся в кризисной ситуации.

Центр экстренной психологической помощи по телефону – «Телефон Доверия». Международная федерация телефонной экстренной помощи. История телефона доверия. Принципы работы телефона доверия. Причины обращений: типы кризисных ситуаций. Телефоны доверия г. Нижнего Новгорода и области.

Технология телефонного консультирования. Кризисные центры помощи населению. Российские и зарубежные кризисные центры для клиентов, находящихся в кризисной (экстремальной) ситуации: опыт работы, проблемы и перспективы. Социальная помощь жертвам насилия. Социальная помощь жертвам и участникам вооружённых конфликтов. Социальная помощь пострадавшим от бедствий и катастроф. Кризисный центр: формы и технологии обслуживания клиентов.

Хоспис как медицинское и социальное учреждение по уходу за раковыми больными. Социальная помощь в рамках паллиативной медицины. Цели и принципы паллиативной помощи. История учреждений паллиативной помощи и хосписов. Европейская ассоциация паллиативного обслуживания. Российско-Британская ассоциация хосписов.

Концепция «всемерной помощи». Модели учреждений паллиативного обслуживания в России и за рубежом. Профессиональные задачи специалиста по социальной работе в системе паллиативного ухода.
Тема 12. Социальная диагностика. Психосоциальные методы диагностики, коррекции и реабилитации детей и подростков.

Социальная диагностика как базовая технология социальной работы. Понятие «социальная диагностика», принципы и уровни и этапы социальной диагностики. Технологизация диагностирования в социальной работе. Основные группы методов социальной диагностики: социологические, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические. Социальная диагностика семьи, социальных организаций и малых неформальных групп.

Методы психологической диагностики личностного развития дезадаптированных подростков (социо-, референтометрия, интегративная оценка личности методом М. Куна).

Характеристика основных методов диагностики межличностных отношений в подростковой группе (методики подставной самооценки, определения ценностно-ориентационного единства группы).

Использование результатов социально-психологической диагностики в воспитательно-коррекционной работе.

Требования, предъявляемые к специалистам по социальной работе при использовании психодиагностических методик. Социально-психологические характеристики личности, их диагностика. Этические принципы психодиагностического обследования.


Тема 13. Система социальной защиты и социального обслуживания детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Понятие «трудная жизненная ситуация». Принципы организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Регламентация деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках Федерального Закона № 120-ФЗ от 24 июня     1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».   

Категории несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении: «безнадзорные» и «беспризорные» и практика организации социальной помощи этим детям в системе учреждений социальной защиты. Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусматривающая деятельность учреждений и органов: комиссий по делам несовершеннолетних и по защите их прав; органов управления социальной защитой населения; органов управления образованием; органов опеки и попечительства; органов по делам молодежи; органов управления здравоохранением; органов службы занятости; органов внутренних дел. Комплекс социальных услуг несовершеннолетним и их семьям, находящимся на реабилитации в учреждении.

Типы и функции учреждений для несовершеннолетних: учреждения социального обслуживания, т. е. территориальные центры социально-медицинской помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи. Специализированные учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, – социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.


Тема 14. Социальное обслуживание и социальная поддержка семьи, женщин и детей.
Семейная политика и ее реализация на уровне социальной поддержки семьи, женщин и детей. Нормативные документы, отражающие основные направления семейной политики в РФ. Виды и формы социальной поддержки семьи.

Семья как клиент социальной работы. Неблагополучная семья: основные классификации и критерии. Технологии социального обслуживания семьи и детей. Коррекционная работа с семьей, семейная консультация, игровые и арттерапевтические методы. Низкопороговые индикаторные службы: функции выявления семей и детей в трудной жизненной ситуации, предоставление информации о мерах социальной поддержки, помощь в кратчайшие сроки. Семейные социальные службы в системе местного самоуправления. Комплексный территориальный центр социального обслуживания населения. Центр планирования семьи: функции, направления деятельности.



Каталог: books -> met files
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met files -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическая полиграфия»
met files -> Ливанова Е. Ю. «Роль практики в формировании профессиональных компетенций выпускника вуза»
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год
met files -> Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе
met files -> Сборник методических разработок по образовательно-профессиональной программе 080103 Национальная экономика
met files -> Рабочая программа дисциплины «Онтология и теория познания» для аспирантов Направление подготовки
met files -> Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
met files -> Методика обучения иностранных студентов письменной речи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница