Учебно-методическое пособие «основы ухода за больными в хирургической клинике»



страница1/5
Дата01.06.2016
Размер1.31 Mb.
  1   2   3   4   5


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ ИМ. А.И. КОЖЕВНИКОВА



«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе

_________________С.Н. Цыбусов

«_____»_________________2013 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ОСНОВЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ В ХИРУРГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ»

Специальность: 060105 «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО»
Медико-профилактический факультет – курс II, семестр 3

Форма обучения: очная

Форма итогового контроля: зачет


2013


Авторы:

Меньков Андрей Викторович




под редакцией

заслуженного деятеля науки РФ, профессора, доктора медицинских наук,

заведующего кафедрой общей хирургии им. А. И. Кожевникова

Нижегородской государственной медицинской академии Овчинникова В. А.

Учебно-методическое пособие «основы ухода за больными в хирургической клинике» / под ред. В.А. Овчинникова: ГБОУ НижГМА Минздравсоцразвития РФ. – Нижний Новгород: издательство НижГМА.2013 – 109 с.

Учебно-методическое пособие содержит конспекты лекций, методические рекомендации по организации и проведению практических занятий, учебной и производственной практик, тестовые вопросы для итогового контроля. Оно предназначено для преподавателей, участвующих в подготовке студентов по программе: «Общий уход за хирургическими больными» по специальности: специальности: 060105 «Медико-профилактическое дело». Пособие может быть также полезно студентам для самоподготовки к практическим занятиям. Оно поможет им правильно ориентироваться в содержании темы, овладеть необходимыми знаниями и практическими навыками.


Рецензенты:

При разработке учебно-методического пособия в основу положены:



  1. ФГОС ВПО по специальности: 060105 «Медико-профилактическое дело», утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» августа 2010г., №847.




  1. Учебный план по специальности: 060105 «Медико-профилактическое дело», утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО «НижГМА» «____»_________________201__г.,

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры общей хирургии им. А.И. Кожевникова

от «_____» ____________20___г. Протокол № _____


Заведующий кафедрой общей хирургии им. А.И. Кожевникова

профессор, д.м.н. Овчинников В.А.

СОГЛАСОВАНО

Председатель цикловой методической комиссии по хирургии

профессор, д.м.н. Базаев А.В.
«___» ______________ 20__г.
СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ Потёмина Т.Е.


«___» ______________ 20__г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение …………………………………………………………………………………….

5

Часть I.

Конспекты лекций по уходу за больными хирургического профиля ..

10




Лекция № 1.


История ухода за хирургическими больными. Медицинская этика и деонтология в хирургии. Понятие о ятрогении …………………………………………………

10




Лекция № 2.


Внутрибольничная инфекция в хирургии. Гигиена медицинского персонала. Организационная структура хирургического стационара как основа профилактики внутрибольничной инфекции ……………………………..

22




Лекция № 3.


Основы ухода за пациентом в хирургическом стационаре. Понятие режима хирургического стационара. Транспортировка и перекладывание пациентов …………………………………………………...

36




Лекция № 4.

Организация питания хирургического больного ………...

51

Часть II.

Рекомендации по проведению практических занятий ………………...

60




Занятие 1.

Понятие об общем уходе. Особенности ухода за хирургическими больными. Правила поведения в хирургической клинике. Основы деонтологии. Требования к внешнему виду и одежде ………………….

60




Занятие 2.

Основные аспекты гигиены медицинского персонала. Уход за телом. Обработка рук. Понятие о бактерионосительстве. Правила работы с биологическими материалами …………………………….

64




Занятие 3.

Понятие о внутрибольничной инфекции. Структура хирургического стационара ………………………………..

67




Занятие 4.

Клиническая гигиена окружающей среды в хирургическом отделении. Виды и порядок проведения санитарной уборки хирургического отделения …………..

74




Занятие 5.

Клиническая гигиена больного в хирургии. Понятие о режиме хирургического стационара. Подготовка пациента к операции. Транспортировка больных ………..

78




Занятие 6.

Клиническая гигиена больного в хирургии. Уход за пациентами в послеоперационном периоде ……………...

83




Занятие 7.

Клиническая гигиена больного в хирургии. Особенности ухода за пациентами с травмами опорно-двигательного аппарата, гнойными ранами и кишечными свищами, а также в отделении реанимации и интенсивной терапии ...

89




Занятие 8.

Организация лечебного питания. Особенности питания хирургического больного. Правила кормления больных после операции. Понятие о зондовом питании …………..

95




Итоговое занятие.

Зачётное тестирование студентов …………………………

100




Тестовые задания …………………………………………………………...

101




Правильные ответы к тестам ……………………………………………..

119

Часть III.

Организация и проведение учебной и производственной практик студентов по уходу за больными в качестве помощника младшего медицинского персонала ………………………………………………...…

122

Список использованной литературы …………………………………………………...

129


ВВЕДЕНИЕ

Кафедра общей хирургии им. А.И. Кожевникова Нижегородской государственной медицинской академии имеет многолетний опыт преподавания дисциплины «основы ухода за больными в хирургической клинике». В настоящее время образовательный процесс на кафедре организован в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности: 060105 «Медико-профилактическое дело», утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» августа 2010г., №847 и учебным планом по специальности: 060105 «Медико-профилактическое дело», утвержденный Ученым советом Нижегородской государственной медицинской академии.

Целью преподавания дисциплины «уход за больными хирургического профиля» является теоретическое изучение и приобретение умений по уходу за больными хирургического профиля, использованию медицинского оборудования и инструментария, подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности в объеме работы младшего медицинского персонала путем непосредственного участия в работе хирургического стационара, а также развитие компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере. Для реализации этой цели сформулированы следующие задачи:

- приобретение студентами знаний об особенностях работы, наблюдения и ухода за больными с различными хирургическими заболеваниями с позиций младшего медицинского персонала;

- формирование у студентов способностей по организации труда медицинского персонала в медицинских организациях, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления;

- формирование у студентов способностей по организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактика профессиональных заболеваний, контроль соблюдения и обеспечение экологической безопасности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурных (ОК):

- способностью к научному анализу социально значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности (ОК-1);

Профессиональных (ПК):

- способностью и готовностью к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов (ПК-10);

- способностью и готовностью к оценке состояния фактического питания населения, к участию в разработке комплексных программ по оптимизации и коррекции питания различных групп населения, в том числе с целью преодоления дефицита микронутриентов, и для проживающих в зонах экологической нагрузки (ПК-12);

- способностью и готовностью к проведению санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием среды обитания человека, объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), производства и реализации продуктов питания, детских учреждений (ПК-14);

- способностью и готовностью к оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе, а также в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения (ПК-21);

- способностью и готовностью к обучению населения правилам медицинского поведения, к проведению гигиенических процедур, формированию навыков здорового образа жизни (ПК-27).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- штатно-организационную структуру и функциональные обязанности младшего и среднего медицинского персонала приёмного отделения, хирургических отделений, операционного блока, отделения реанимации интенсивной терапии;

- организацию и порядок посещений больного;

- организацию, порядок и санитарное обеспечение питания хирургического больного;

- основы клинической гигиены тела хирургического больного;

- правила ношения специальной одежды, выявление и санация бактерионосительства среди медицинского персонала;

- правила работы с биологическими материалами;

- методы хирургической обработки рук;

- вопросы санитарной подготовки больного к операции.

По завершении курса студенты должны уметь осуществлять:

- смену нательного и постельного белья;

- санитарную обработку тела пациента;

- уход за кожей, глазами, ушами, полостями носа и рта у тяжелых больных;

- профилактику пролежней;

- кормление тяжёлых больных;

- оказание первой медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (при шоке, кровотечении, нарушении дыхания, рвоте);

- мероприятия по охране окружающей среды в хирургическом отделении (проветривание, кварцевание палат, перевязочных, манипуляционных).

Владеть:

- навыками транспортировки больных в из палаты в операционную;

- навыками перекладывания больных с каталки на койку, операционный стол;

- навыками обработки рук (бытовой и гигиенический уровни);

- навыками надевания перчаток медицинским персоналом;

- навыками проведения ежедневной и генеральной уборки помещений хирургического стационара.

Для лучшего усвоения материала преподавание дисциплины приближается к реальной обстановке хирургической работы, что дает возможность студентам лучше овладеть практической составляющей изучаемого раздела. В процессе одного занятия разбор теоретических вопросов изучаемой темы осуществляется в учебной комнате, а освоение практических навыков происходит в соответствующих подразделениях хирургического стационара, что позволяет в большей степени приблизить педагогический процесс к практической медицине.

Планы занятий составлены таким образом, что в лекциях основное внимание уделяется общим вопросам темы, взаимосвязи отдельных разделов, а также вопросам, которые не прорабатываются впоследствии на практических занятиях. Практические занятия, проводимые по возможности непосредственно с больными, имеют важное воспитательное значение.

В связи с изменениями законодательства особое внимание обращается на повышение требований к умению правильного общения врача с пациентами и их родственниками, к качеству ведения медицинской документации.

В лекционном курсе и на практических занятиях особое внимание уделяется освоению нравственно-деонтологических принципов будущей профессии, умению правильного общения врача с пациентами и их родственниками, к качеству ведения медицинской документации. Для выполнения этого положения преподаватель ставит перед собой следующие задачи:

1. Своим личным примером (манера поведения, внешний вид, техника обследования) иллюстрировать те основные принципы, которые необходимо соблюдать в общении с больным, умение войти с ним в контакт.

2. Продемонстрировать на практике конкретные примеры отдельных видов ухода за больными с разнообразной хирургической патологией, в зависимости от объёма и вида оперативного вмешательства.

3. Активно привлекать студентов к самостоятельному выполнению ряда манипуляций младшего медицинского персонала и тем самым обеспечить им первые самостоятельные шаги, преодолеть «барьер» в общении с больными.

Настоящее руководство не подменяет современных учебников по курсу общего ухода за больными и не может заменить систематическую работу по овладению различными процедурами и манипуляциями, выполняемыми медицинским персоналом, а является дополнительным пособием, помогающим систематизировать знания в процессе подготовки к занятиям.

Авторы будут благодарны студентам и преподавателям за все замечания, направленные на улучшение содержания и формы данного учебного пособия.
ЧАСТЬ I

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Лекция № 1

История ухода за хирургическими больными. Медицинская этика и деонтология в хирургии. Понятие о ятрогении
Уход за больными в хирургической клинике – это комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение физиологических потребностей и обеспечения личной гигиены больного и окружающей его среды в стационаре, которые больной не в состоянии обеспечить сам в силу заболевания.

Уход за больными является неотъемлемой составной частью лечебного процесса.

Лечебный процесс - комплекс организационных, диагностических и лечебных мероприятий, целью которых является излечение больного.

К организации ухода за больными может быть два вида подходов:



  1. Репродуктивный (исполнительный)

  2. Креативный (творческий)

Исполнительное начало, слепое, бездумное выполнение распоряжений без учёта индивидуальных особенностей пациента при осуществлении мероприятий по уходу может повлечь за собой нежелательные последствия, и даже неблагоприятный исход лечебного процесса. Только творческий, научно-обоснованный подход при организации и проведении ухода за больными делает его наиболее эффективным.

Особенности ухода в хирургии:

  • тяжёлый контингент больных;

  • высокая интенсивность и напряжённость работы мед. персонала;

  • необходимость выполнения сложных манипуляций;

  • высокая степень ответственности.

Общий уход за хирургическими больными включает:

  • выполнение врачебных назначений (раздача медикаментов, проведение инъекций, перевязок, постановка банок, горчичников);

  • проведение мероприятий личной гигиены пациента (умывание больных, профилактика пролежней, смена белья);

  • профилактика внутрибольничной инфекции и гигиена окружающей среды в хирургическом стационаре (УФО, проветривание, уборка палат);

  • организация питания и кормление больных;

  • проведение санитарно-просветительной работы.


Основные исторические этапы становления ухода за больными как важнейшей составляющей лечебного процесса

Уже на заре медицины особое внимание уделялось вопросам ухода за больными. Гиппократ указывал на необходимость содержания в чистоте тела страждущего и его ложа.

В древней Руси уход, который осуществлялся монахами в богадельнях, создаваемых при монастырях, являлся основным методом лечения больных и прокажённых.

В 1618 году при Троицком монастыре в Сергиевом посаде была организована первая больница, в которой практиковали гражданские лекари, а монахи ведали вопросами ухода.



Реформы Петра I

Указом Петра I в 1728 году, была организована Медицинская коллегия, по распоряжению которой были созданы госпиталя для лечения раненых и больных и введены штатные единицы для гражданских лиц (женщин) по уходу за больными. В 1735 г. в "Генеральном о госпиталях регламенте" (Полное собрание законов Российской империи, 1830. т.9) было записано: "Работниц иметь в госпиталях для мытья платья и всего белья больных по болезням. Для надзора над бельем и над работницами иметь во всяком госпитале по одной надзирательнице и по одной помощнице из старых вдов или добрых замужних жен, которые похвалу на себе носят доброго состояния, и в сем параграфе помянутых работниц держат в крепком призрении, чтобы ни единая из них могла сходства иметь и разговаривать с молодыми холостыми лекарями и учениками, так и с больными или с караульными солдатами или с надзирателями и накрепко смотреть, чтобы, кроме помянутых, другие женщины (какого бы звания они ни были) в госпиталь не входили…" Кроме надзора за работницами, в обязанность "старицы" и ее помощницы входило "смотреть за чистотой палат и белья больных".

Попытки создать женскую службу в госпиталях носили временный характер и не получили устойчивого развития. Во многом эта инертность объясняется тем фактом, что после смерти Петра I в 1725 году к власти пришли противники его реформ. Понятие "женская служба в военных госпиталях" продолжало существовать в государственных Указах и госпитальных регламентах, но на практике оно было почти забыто.

«Сердобольные вдовы»

В 1803 году по инициативе императрицы Марии Федоровны при Воспитательных домах в Петербурге и Москве были учреждены так называемые "Вдовьи дома" - приюты для бедных вдов, оставшихся без средства к существованию. Для ухода за престарелыми и больными была набрана особая группа женщин из числа вдов, которые уже проработали в других благотворительных учреждениях императрицы не менее 15 лет. Женщины получили особое название - "сердобольные вдовы". В разные годы во Вдовьих домах содержалось разное количество пациентов. Но, как правило, всегда на одну сердобольную вдову приходилось около десяти призреваемых.

Очень скоро организаторы Вдовьих домов осознали, что труд сердобольных вдов можно применить не только в уходе за престарелыми постояльцами Вдовьего дома, но и в больнице. Так, при Московском Вдовьем доме была специально построена и в 1806 году открыта Больница для бедных. С этих пор "больные всякого состояния, пола и возраста, всякой нации, бедные и неимущие (а не только престарелые вдовы) могли получать надзор сердобольных вдов". С одной стороны сердобольные вдовы продолжали выполнять свои основные обязанности по уходу за престарелыми обитательницами Вдовьего дома, с другой стороны - получили возможность ухаживать за больными в больнице и на дому и получать за свой труд плату.

В 1813 году при Петербургском вдовьем доме было принято решение привлечь вдов для присмотра за больными в Мариинской больнице. Женщины должны были наблюдать за благоустройством в палатах, за порядком в раздаче больным пищи и лекарств, за чистотой и опрятностью больных, их постелей и белья, за поведением больных и посетителей. Доктора и лекари должны были давать вдовам необходимые наставления по уходу за больными. «Сердобольные вдовы» должны были осваивать некоторые медицинские приёмы, чтобы в случае необходимости самим оказывать помощь больным. В 1818 году институт «Сердобольных вдов» прибрёл официальный статус (государственная служба сиделок) и до середины 19 века оставался единственной формой профессионального ухода за больными в России.



Первое руководство по уходу

В 1822 году в Москве опубликовано первое в России руководство по уходу за больными: "Руководство и правила, как ходить за больными…." Автор руководства - главный врач Московской больницы для бедных Христофор фон Опель, который по праву считается основателем научной базы сестринского дела в России. В своей работе он писал: "...многие больные единственно от того только умирают, что не имели надлежащего присмотра". С точки зрения современности, это руководство содержит не только медицинские знания по уходу за больными, но и формирует профессиональную философию, на которой базируется сестринское дело.



Появление в России сестёр милосердия

В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезы Ольденбургской была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. В общине не только ухаживали, воспитывали, но и обучали сестер милосердия гигиеническим правилам ухода за больными и некоторым лечебным процедурам. По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. «Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами - говорилось в Уставе, - принадлежит общине. Если имелись нарушения, сестра подлежала исключению из общины, но таких случаев в истории общины не отмечено.

Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) великая княгиня Александра Николаевна становится одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестер милосердия – предшественницей Русского общества Красного Креста. Главным местом самоотверженной работы сестер Общины был осажденный Севастополь. Опыт работы сестер милосердия в период Крымской войны показал следующее: сестры должны уметь создавать условия для выздоровления и предотвращения болезней ("оказывать услуги для выздоровления"); знать признаки "перемен в болезни", уметь оценивать их и при внезапных "переменах" оказывать помощь; знать не только название лекарств, но и их действие и осложнения, которые они могут вызвать: уметь вести записи, в которой фиксируются "перемены" в состоянии больных и раненых, замечания и предложения по уходу за ними. А для этого им были необходимы специальные знания. Поэтому с 1867 года на базе Российского общества Красного Креста организованы школы сестёр милосердия. Обучение велось в течение 1,5 - 2 лет. Курс состоял из теоретического и практического раздела. Преподавание велось частью в собственных учреждениях Красного Креста, частью в военных госпиталях, городских и земских больницах, частных лечебницах. Сестры изучали анатомию, физиологию, общую и частную патологию, десмургию и учение об асептике, получали сведения об эпидемиологии, фармации и рецептурных правилах. Их знакомили с проявлениями нервных, психических, кожных и венерических заболеваний, учили основам оказания помощи тяжёлыми и умирающим больными. Практический курс был посвящен общему уходу и уходу за хирургическими больными, основным способам перевязки ран, операциям малой хирургии, оспопрививанию. На практическую подготовку обращалось особое внимание: в течение всего курса обучения ученицы должны были осваивать необходимые практические навыки в лечебных учреждениях общины под наблюдением опытных сестер. Их назначали также на дежурства в больницы - в палаты и операционные, в амбулатории для помощи врачам, в аптеку для обучения приготовления лекарств. По окончании курса сестры сдавали экзамен и переходили на права испытуемых, в качестве которых они должны были прослужить в общине 2 года, после чего получали свидетельство о присвоении звания сестры милосердия.

Развитие сестринского ухода в России после революции и в годы Великой Отечественной Войны

После революции в России существовало 109 общин и около 10000 сестер милосердия. Общество Красного Креста после революции претерпело ликвидацию, а возрождено в 1925 году. В 1926 г. сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами, в 1927 г. были созданы первые санитарные дружины, а, начиная с 1928 г., стала проводиться систематическая подготовка медицинских сестёр.

В период Великой Отечественной войны потребность в медицинских кадрах для нужд фронта и тыла резко возросла, поэтому Народным комиссариатом здравоохранения СССР были приняты меры по ускоренной подготовке специалистов со средним медицинским образованием. Только за первые 6 месяцев войны Обществом Красного Креста было подготовлено 106 тыс. медсестер и 100 тыс. сандружинниц. А за весь период войны организации Красного Креста подготовили более 280 тыс. медицинских сестер, около 500 тыс. сандружинниц и 36 тыс. санитарок.

Опыт Великой Отечественной войны продемонстрировал, что младший и средний медицинский персонал в интересах больных и раненых выполнял ряд врачебных функций. Медицинские сестры и сандружинницы находились ближе к больным и раненым, зачастую на переднем крае боевых действий. Поэтому не случайно среди медицинских работников, удостоенных высшей правительственной награды - звания Героя Советского Союза, было больше медицинских сестер, чем врачей. Многие санитары и санитарные инструктора были удостоены высшей солдатской награды - ордена Славы, а орденами Славы всех трех степеней были награждены 18 медицинских работников.



Современный этап развития ухода за больными

В 1963 г. был окончательно решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами высших медицинских учебных заведений и научно-исследовательских институтов страны. Это позволило приблизить обучение медицинских сестер к месту их будущей работы. В этом же году стали создаваться курсы повышения квалификации для средних медицинских работников при крупных лечебно-профилактических учреждениях.

В настоящее время в клиническую практику активно внедряются новые высокотехнологичные методы оказания медицинской помощи. В современной медицине квалифицированный уход за пациентами рассматривается как многоплановый процесс, в котором, наряду с младшим медицинским персоналом, задействованы и медицинские сёстры, и врачи, и организаторы здравоохранения. Поэтому изучение теоретических основ и практических навыков ухода за больными включено в базовые курсы профессиональной подготовки в средних и высших специальных образовательных учреждениях. На базе ряда медицинских институтов открыты факультеты по подготовке сестёр с высшим образованием. Разработана федеральная программа мероприятий по повышению эффективности ухода за больными. Созданы специализированные лечебные учреждения - хосписы для ухода за пациентами с онкологическими заболеваниями. На предприятиях медицинской промышленности разрабатываются и внедряются в практику новые средства и оборудование, которые позволяют упростить и повысить эффективность ухода за больными (противопролежневые матрасы, многофункциональные кровати, каталки и т.д.). Принят «Кодекс медицинской сестры», регламентирующий этические и деонтологические аспекты взаимодействия участников лечебного процесса с пациентом и его родственниками.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница