Учебно-методическое пособие для студентов педагогических учебных заведений



Скачать 306,5 Kb.
страница1/8
Дата14.02.2016
Размер306,5 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


Балашовский филиал
Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского


О. В. Мишутина

Организация досуговой деятельности школьников
Учебно-методическое пособие для студентов

педагогических учебных заведений

Балашов


2006

УДК 371.4

ББК 74.200.58

М71
Рецензенты:
Кандидат педагогических наук, профессор

Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г.Чернышевского

И. Э. Рахимбаева;

Кандидат педагогических наук, доцент

Балашовского филиала Саратовского государственного
университета им. Н. Г. Чернышевского


Л. Н. Смотрова;

Кандидат педагогических наук, доцент

Балашовского филиала Саратовского государственного
университета им. Н. Г. Чернышевского


Н. П. Толстолуцких.


Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского.


Мишутина, О. В.

М71 Организация досуговой деятельности школьников : учебно-метод. пособие для студентов пед. учеб. заведений / О. В. Мишутина. — Балашов : Изд-во «Фомичев», 2006. — 48 с.

ISBN 5-91204-004-6
В учебно-методическом пособии рассматривается проблема организации и изучению досуговой деятельности школьников как средству развития творческой личности. Исследуются виды творческой досуговой деятельности школьников, а также формы и методы ее организации, предлагаются сценарии и проекты организации досуговых мероприятий.

Пособие предназначено для студентов вузов, профессионально-ориентированных на работу со школьниками, педагогов-организаторов, воспитателей, педагогов дополнительного образования детей, социальных педагогов, специалистов социальной работы.



УДК 371.4

ББК 74.200.58
ISBN 5-91204-004-6 © О. В. Мишутина, 2006

О г л а в л е н и е


Введение 5

Глава 1. Организация досуговой деятельности


школьников как одно из направлений
деятельности педагога 7

1.1. Профессионализм и мастерство педагога-организатора


досуговой деятельности школьников 7

1.2. Понятия «досуг» и «досуговая деятельность»


в современной литературе 10

1.3. Организация досуговой деятельности школьников


как средство развития творческой личности 13

Глава 2. Методика организации творческой досуговой деятельности школьников 16

2.1. Общая характеристика форм и методов
организации творческой досуговой деятельности школьников 16

2.2. Сценарно-режиссерские основы организации


творческой досуговой деятельности школьников 23

2.3. Диагностика и проектирование


досуговой деятельности школьников 27

Заключение 31

Список использованной литературы 32

Приложения 35




Введение


В период проведения радикальных социально-экономических преобразований в нашей стране особую актуальность приобрела задача перестройки системы воспитания подрастающего поколения, неразрывно связанная с проблемой организации разумного и разностороннего досуга детей и подростков.

Организация досуга школьников — это одно из направлений в деятельности педагога. Организуя досуг ребенка, педагог влияет на его поведение через его интересы и творчество, формирует общую культуру ребенка, способствует адаптации к будущей жизни, развивает его способности, что становится своеобразным средством воспитания.

В данной работе проблема организации досуговой деятельности школьников рассматривается как одно из средств развития творческой личности. По мнению многих педагогов, учить творчеству — прежде всего учить творческому отношению к жизни. В процессе досуговой деятельности у школьников вырабатываются такие ценные качества творческой личности, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, самостоятельность, умение выбирать работу и способность доводить дело до конца.

Досуговая деятельность школьников осуществляется в свободное от учебы время в школе и в учреждениях дополнительного образования детей. С целью развития творческих способностей детей на базе школ создаются различные объединения по интересам, самодеятельные театры, студии, художественно-творческие коллективы. Учреждения дополнительного образования, клубы, студии, дома творчества и т. д. ставят своей задачей развитие у детей способностей, направленных на предметную деятельность в области изобразительного искусства, музыки, танца, театрального искусства, одновременно являясь и образовательными учреждениями и прекрасной базой для организации творческого досуга детей.

Содержание материала, включенного в учебно-методическое пособие, освещает проблемы организации творческой досуговой деятельности школьников. Данное пособие призвано помочь студентам, будущим педагогам-организаторам, воспитателям, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, специалистам социальной работы понять социально-педагогическую роль досуговой деятельности, изучить технологию ее организации, развить собственные способности и таланты.

Глава 1. Организация досуговой деятельности
школьников как одно из направлений
деятельности педагога

1.1. Профессионализм и мастерство педагога-организатора
досуговой деятельности школьников


Профессиональная деятельность педагога-организатора досуга школьников достаточно разнообразна и осуществляется в следующих функциональных видах деятельности: педагога-организатора, воспитателя, педагога дополнительного образования детей, социального педагога, специалиста социальной работы.

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников учреждений и организаций (Общие положения к приказу Минобразования РФ № 406 от 11.11.92 г.) выделены должностные обязанности и квалификационные требования к руководящим и педагогическим работникам. В документе отмечено, что конкретный перечень должностных обязанностей работников устанавливается должностными инструкциями, которые разрабатываются в учреждении и организации образования на основе квалификационных характеристик и утверждаются руководителями. Следовательно, возможны варианты должностных функций педагога, организующего досуг школьников, которые вытекают из общих должностных обязанностей и могут быть определены Уставом образовательного учреждения.



Педагог-организатор содействует развитию личности, талантов, умственных и физических способностей, формированию общей культуры личности. Организует работу кружков, секций, любительских объединений, индивидуальную работу с детьми и подростками.

Воспитатель планирует, организует жизнедеятельность детей, их воспитание, оказывает помощь в обучении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

Педагог дополнительного образования осуществляет разнообразную деятельность обучающихся в области дополнительного образования. Комплектует состав кружков, секций, студий, клубных объединений и других форм внеурочной работы с учащимися.

Социальный педагог организует воспитательную работу, направленную на формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, воспитание гражданственности и любви к Отечеству.

Специалист социальной работы кроме прочих должностных обязанностей участвует в работе по созданию досуговых центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т. п.

Таким образом, уточняя виды профессиональной деятельности педагога-организатора досуговой деятельности школьников, необходимо отметить, что его деятельность основывается на определенных знаниях, умениях и навыках.

Как отмечают А. Д. Жарков, В. М. Чижиков [14], специалист, организующий досуговую деятельность, должен обладать следующими знаниями: методологическими (знания сущности творческой досуговой деятельности), теоретическими (знание целей, принципов, содержания, методов, видов и форм ее организации), методическими (знания основ методики освоения творческой досуговой деятельности) и технологическими (знания основ технологии обучения и воспитания).

Специалист, организующий творческую досуговую деятельность школьников, должен уметь:

— создавать постоянные и временные творческие коллективы;

— вести исследовательскую и прогнозировать досуговую деятельность;

— владеть какими-либо творческими видами деятельности;

— организовывать праздники и массовые мероприятия;

— разрабатывать сценарий для проведения мероприятий;

— находить оригинальные решения в реализации замысла;

— участвовать в конкурсах, шоу, соревнованиях;

— находить площадки для работы творческих групп;

— вести индивидуальную работу с детьми.

Специалист, организующий творческую досуговую деятельность школьников, должен обладать определенными навыками владения педагогической техникой.

Успешность приобретения знаний, умений и навыков зависит от специальных способностей личности. Педагогические способности в наиболее общем виде были сформулированы В. А. Крутецким, который дал им соответствующие определения:


    — дидактические — способности адаптировать учебный материал, доходчиво преподносить знания, вызывать интерес;

    — академические — способности к преподаваемому предмету;

    — перцептивные — способности к наблюдательности, умения замечать изменения во внутреннем состоянии ученика;

    — речевые — способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, мимики, пантомимики;

    — организаторские — способности организовывать ученический коллектив и организовывать свою работу;

    — авторитарные — способности оказывать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся и умение на этой основе добиваться у них успеха;

    — коммуникативные — способности к общению, умение найти подход к учащимся, установить с ними целесообразные взаимоотношения, наличие педагогического такта;

    — педагогическое воображение или прогностические способности — это способности предвидеть свои действия;

    — способность к распределению внимания.


Специалист, организующий творческую досуговую деятельность школьников, должен обладать определенными личностными качествами. Изучение творчества известных педагогов дает представление о качествах, которыми должен обладать педагог:

    — направленность личности — политическая зрелость, общественная активность, принципиальность, любовь к школьникам, педагогический профессионализм;

    — организаторские качества — деловитость, ответственность, распорядительность, требовательность, инициативность, работоспособность, умение организовать себя, коллективизм;

    — коммуникативные качества — справедливость, внимательность, простота, приветливость, чуткость, тактичность;

    — перцептивно-гностические качества — наблюдательность, понимание других людей, умение проектировать развитие личности, творческое отношение к делу;

    — экспрессивные качества — эмоциональная восприимчивость, отзывчивость, энтузиазм, оптимизм, чувство юмора, выдержка, умение убеждать.


Основываясь на вышесказанном, можно выделить основные составляющие профессионального мастерства педагога-организатора досуга школьников. Это наличие профессиональных знаний, умений и навыков, педагогических способностей и качеств личности.


Каталог: elbibl -> direction -> mposobia
mposobia -> Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов Балашов 2004 ббк 74. 3 Ф15
mposobia -> Методические рекомендации по проведению практических занятий по дошкольной педагогике
direction -> Учебное пособие для студентов педагогического факультета заочной формы обучения
direction -> Психология травматического стресса
mposobia -> Учебно-методическое пособие для студентов психологических специальностей и практикующих психологов Балашов 2008 (075. 8)
direction -> Сборник научных статей Под редакцией И. М. Самсонова Балашов 2009 ббк 63 Р76
direction -> Учебное пособие для студентов факультета социальной работы специальности 031300 «Социальная педагогика»
mposobia -> Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница