Учебно-методическое пособие для студентов факультета лингвистики. М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. 36 с. Подготовлено на факультете лингвистики



Скачать 455.03 Kb.
страница1/9
Дата25.02.2016
Размер455.03 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



В. Ф. Стародубцев

ДЕЛОВЫЕ КУЛЬТУРЫ
В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ


Для студентов лингвистического факультета

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2004

УТВЕРЖДЕНО


кафедрой лингвистики
и переводоведения

Стародубцев В.Ф.

Стар 77 Деловые культуры в международном бизнесе: Учебно-методическое пособие для студентов факультета лингвистики. — М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. — 36 с.

Подготовлено на факультете лингвистики.

© Стародубцев В.Ф., 2004

Учебное пособие

Введение. О ЧЕМ НАШ КУРС?

Установление правил, норм, законов взаимодействия — важнейшая сторона человеческой жизни. И с давних пор люди стремились закрепить, зафиксировать достигнутые договоренности относительно взаимных прав и обязанностей.

В постиндустриальном обществе эта мотивация постепенно сменилась на стремление жить «по-человечески», достойно.

В области деловых отношений первобытный принцип силы «Отдай, а то убью» втеснился принципом экономического интереса «Дай мне это, а я тебе дам то». В современную эпоху сформировался принцип взаимной выгоды и сотрудничества «Вместе мы добьемся большего».

Современная деловая культура развитых стран, «правила игры», принятые ныне деловыми кругами, сформировались в среде малого и среднего бизнеса. Потребовались века, прежде чем проблемы деловой культуры поднялись на уровень транснациональных корпораций и стали неотъемлемой частью делового образования.

У России нет столько времени, и российские деловые круги не могут позволить себе роскошь «изобретать велосипед» по одной простой причине: несмотря на наличие мощных финансово-промышленных групп и крупного капитала, судьба отечественной экономики решается в сфере малого и среднего бизнеса. Именно здесь появляются будущие Морозовы и Путиловы, Третьяковы и Бахрушины.

***

Интернационализация экономики, ее глобализация, превращение в единую взаимосвязанную систему, привела к тому, что (по разным оценкам мировых экспертов) от 40 до 50% глобального продукта сейчас производится совместными предприятиями. В этих условиях представителям различных культур и народов все труднее осуществлять практическую работу. Основной сферой их поисков стала область предпринимательства, коммерции и бизнеса, где важность нововведений, новых идей доказывается очень быстро и просто — они помогают получить большую прибыль, достичь наивысшей эффективности.



Сбываются далеко опередившие свое время предсказания выдающегося русского мыслителя С.Н. Булгакова о едином мировом хозяйстве, сформулированные им еще в начале прошлого века.

Что касается реальной экономической действительности, то люди, в нее вовлеченные, исходили в основном из постулата о «правильности» собственной культуры и «странности» или даже неразвитости всех иных культур. Эта позиция оформилась в теорию культуроцентризма, сторонники которой рассуждали так: «Моя культура находится в центре мироздания, а мои способы решения проблем являются наиболее эффективными, стало быть, их истинность доказана практически, и значит, все прочие культуры — это отклонения от единственно верного пути». Не следует забывать и свойственный многим нациям эгоцентризм. Напомним, что древние греки и римляне, например, все народы считали не просто другими, непохожими, но и менее развитыми, менее цивилизованными, менее культурными и т.п. Да и сегодня кое-где сохраняются подобные взгляды.

Много веков потребовалось человечеству, чтобы понять ошибочность такой позиции. Важную роль в этом сыграла кросскультурная психология — область психологической науки, занимающаяся сравнительным изучением культур. Наука находила все новые свидетельства тому, что люди очень похожи в своем внутреннем, нравственном, этическом «измерении» и различаются главным образом внешними проявлениями — обычаями, традициями, ритуалами, одеждой и т.п.

Практика искала способы нейтрализации этих различий — их распознания, примирения, согласования, разрабатывала методы обучения представителей различных культур совместной работе. В 90-е гг. ХХ в. практические технологии в области кросскультурного сравнения стремительно развивались и распространялись, а количество исследований на эту тему ежегодно удваивалось, семинары по кросскультурному тренингу стали доходным занятием для целой группы профессионалов, соединивших в себе качества ученых и практиков.

В самом общем виде под деловой культурой следует понимать соблюдение в деловом взаимодействии принятых «правил игры». Параметры делового взаимодействия: иерархия деловых отношений, способы ведения переговоров и ряд других, — если их свести в одну систему, могут образовать профиль конкретной деловой культуры. Это позволит прогнозировать возможные расхождения и предотвращать назревающие конфликты.

Пока трудно сказать, насколько данный подход соответствует строгим канонам научно доказанного факта. Важно другое: собранный практический материал убедительно свидетельствует в пользу этой идеи. Она, как принято говорить, «работает».

Эти «прописные истины» анализируются в настоящем учебном пособии. Конечно, рассмотреть их все невозможно.

Важно понимать, что между людьми гораздо больше общего, чем различного, что непредубежденное, искреннее, доброжелательное отношение к партнеру, относящемуся к другой культуре, помогает преодолеть усвоенные ранее стереотипы — схематичные и весьма часто негативные представления о других народах и странах.

Сделав следующий шаг, мы окажемся в ядре человеческой психики — в сфере регулирующих ее универсальных, общечеловеческих моральных ценностей.

Этой области этики, применительно к нашей теме — этики бизнеса, мы почти не коснемся и уделим главное внимание тому слою ценностной структуры личности, который формируется вокруг этого ядра и порой скрывает его.

В связи с этим мы предлагаем следующую метафору.

Если личность бизнесмена представить в виде русской матрешки, тогда самая маленькая матрешка будет представлять собой набор базовых ценностей, сходных для всех людей: здоровье, уважение близких и друзей, теплота отношений с ними, материальное благосостояние, ощущение осмысленности жизни.

Вторая матрешка — это набор ценностей, сформировавшихся в цивилизации, которой принадлежит человек, например приоритет личности в западной цивилизации и принцип коллективизма — в восточной.

Следующая матрешка содержит набор социокультурных ценностей, порожденных специфическими условиями конкретного региона или страны, например отношение ко времени или приоритет человеческих отношений перед сугубо деловой стороной сделки, неформальных отношений перед формальными.

Затем следует матрешка, выражающая профессиональные ценности, часто зафиксированные не только в виде формальных предписаний, но и в виде профессиональных этических кодексов, получающих в последние годы большое признание и распространение во всем мире.

Важно понять, что в ситуации конкретного международного делового взаимодействия может быть активизирована, задействована любая из этих матрешек, однако главный тезис должен звучать так: перспективы становления общей основы международной деловой культуры зависят от того, насколько совокупность объективных и субъективных факторов будет способствовать повышению значимости ядра этой конструкции, представленного набором базовых этических ценностей.

О том, что мир в целом движется, несмотря на все конфликты, к принятию общей, глобальной этики, свидетельствуют и серьезные успехи экуменического движения, ставящего своей целью сотрудничество мировых религий. Об этом же свидетельствуют документы таких представительных международных форумов, как, например, первый Всемирный конгресс по этике, бизнесу и экономике (Токио, 1996), экономические конгрессы в Давосе (Швейцария), ежегодные сессии АТЭС и др.

Таким образом, перспектива развития международного делового взаимодействия лежит на пути от столкновения культур к становлению, выявлению и укреплению на их общечеловеческой нравственной основе фундамента единой международной деловой культуры. Иными словами, обращать внимание надо не только на то, что различает людей, но и на то, что объединяет. И чем дальше мы будем двигаться в глубь человеческого духа, тем более приблизимся друг к другу, тем меньше значения будут иметь наши различия, в том числе и обусловленные культурой.

Убежденность в необходимости интеграции отнюдь не означает призыва к униформизму и единообразию. Напротив! Как раз в обстановке признания сущностного равенства и ценности всех культур еще больше расцветет их разнообразие, которое уже не будет омрачаться стремлением людей, принадлежащим к разным культурам, доказать, что именно их поведение единственно правильное, эффективное и рациональное, потому что оно — их.

Более того, в будущей международной культуре утвердятся технологии общения, которые доказали свою практическую эффективность, независимо от происхождения. Деловые люди будут применять в одной сделке в зависимости от ситуации немецкий тип планирования, китайский способ разрешения конфликтов, японский тип своевременного изменения условий контракта, российскую изобретательность в тупиковых ситуациях и т.д., однако для этого надо как можно больше знать это своеобразное «меню».

Предложенные учебные материалы помогут студентам намного быстрее, с большей пользой и с не меньшим интересом интегрироваться в международный экономический контекст. Помогут избежать многочисленных «ляпов» и связанных с ними материальных и морально-психологических неприятностей, сформировать представление о себе как о компетентных и высококультурных партнерах, с которыми не только выгодно, но и приятно работать.

***


В наступившем XXI в. культурные проблемы стали для россиян жизненно значимыми. Политики и бизнесмены, представители самых разных профессий все чаще взаимодействуют со своими коллегами их других стран. Сегодня уже не только российское государство налаживает связи с международными институтами и организациями, но и российские компании объединяются с ними, создают совместные предприятия по всему миру.

Современная Россия является одной из самых поликультурных стран мира (в ней проживает 150 этносов). Она обладает не только огромным этническим разнообразием в пределах своих границ, но и обширным опытом взаимодействия с ближним и дальним зарубежьем.

Для установления в будущем гармоничных отношений между Россией и другими странами еще более существенное значение имеет распространение среди всех слоев российского общества кросскультурной грамотности, которая позволит нашей стране выполнить свою уникальную историческую роль географического, культурного, а также интеллектуального моста между Востоком и Западом.



НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«РОССИЙСКАЯ ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА»

В США широко известен афоризм: «Экономика работает, когда правительство спит». В нем заключена значительная доля истины.

Современные внутренние и внешние экономические отношения России предъявляют повышенные требования к соблюдению общепринятых норм делового общения, которые весьма часто расходятся с принятыми в нашей стране.

Это расхождение стандартов делового общения наносит немалый ущерб репутации российского бизнесмена и приводит к созданию негативного стереотипа, преодолеть который весьма трудно. А как мы уже подчеркивали, усиливающийся процесс взаимодействия экономик разных стран неизбежно предполагает цивилизованное ведение бизнеса и унификацию правил игры на международном рынке.

Однако важно не только создать в мире положительный образ деловой России, но и быстро сформировать национальную деловую культуру в целом. Этот процесс замедляют некоторые факторы: небольшой опыт ведения дел в условиях рынка; слабость законодательной базы; переходный характер экономики, ее криминализация; различные социокультурные факторы (исторически сложившиеся традиции, психология, привычки, склад ума и др.).

Напомним, что деловая культура рассматривается как система отношений, выраженных в нормах, ценностях и знаниях. Эта система регулирует деловую активность, то есть активность, целью которой является развитие (повышение доходности, рост, совершенствование) дела! Отметим также, что общим для всех предпринимателей является стремление получить прибыль, без которой реализовать свои цели невозможно. Для того чтобы получить прибыль, предприниматель, даже если он не обладает необходимыми ресурсами и способностями, должен знать, как это сделать, — то есть знать особенности деловых отношений.

Рассмотрим понятие отношение. Принято выделять по крайней мере четыре основных объекта, отношения к которым образуют деловую культуру как систему:


  • само дело и личность в нем;

  • общество в лице государства, его представители, законы, общественное мнение, другие социальные группы;

  • другие люди (работники, партнеры, потребители, поставщики и т.д.);

  • природа.

В 90-е гг. были предприняты принципиальные шаги, чтобы объяснить обществу важность цивилизованного ведения дел в России. Так, в 1995 г. была принята Хартия бизнеса, а затем обсуждены в стране и обнародованы 12 принципов, которые учитывают российский деловой менталитет и опираются на международный опыт. Образно говоря, если предпринимательство не станет истинным «героем нашего времени» — нам процветающей державы не создать.

С этой целью была разработана и принята в 1997 г. программа «Российская деловая культура». Кратко охарактеризуем ее.

Во Введении сказано об актуальности и своевременности постановки вопроса о ведении дел в бизнесе и о наших ошибках в этой области. Подчеркнуто: предложенная программа — это «план», «схема» действий, «чертеж» будущей конструкции российской деловой культуры (далее РДК).

Цель РДК — быстрое овладение современной деловой культурой. Программа определяет основные задачи и научные исследования, информационное обеспечение и деловое образование. Важное место в ней отведено формированию общественного мнения в стране, механизму ее реализации, ресурсному обеспечению и, наконец, ее предполагаемой эффективности.

Программа относится к тем социальным документам, эффективность которых не может быть точно измерена в финансовых показателях. Она взаимодействует с другими социально-экономическими и политическими и иными факторами.

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

В мире, переживающем глубокие изменения, международные «Принципы бизнеса», принятые в швейцарском городке Ко, представляли собой первую успешную попытку синтеза этических принципов, лежащих в основе цивилизационных ценностей Востока и Запада.

Круглый стол в Ко объединил ведущих бизнесменов Европы, Японии и США. Главный вопрос, который обсуждался на этом форуме, — повышение роли бизнеса как движущей силы прогрессивных глобальных перемен. Этот круглый стол был основан в 1986 г. Фредериком Филипсом, президентом компании «Филлипс Электроникс». Большое влияние японского бизнеса, и в частности Ридзабуро Кэйку, привело к тому, что участники круглого стола сосредоточили свое внимание на проблеме корпоративной ответственности в деле уменьшения социальной и экономической угрозы стабильности миру на планете.

Участники круглого стола в Ко признали, что совместное лидерство сегодня крайне необходимо. Особое значение они придали развитию непрерывного добрососедства, взаимопонимания и сотрудничества, основанных на элементарном уважении высших моральных ценностей.

Принятая ими декларация имела своей целью выработать мировой стандарт, в соответствии с которым можно было бы оценивать поведение в сфере бизнеса. Данные принципы базируются на двух основных идеалах: osei и человеческое достоинство. Японская концепция osei означает «жить и работать вместе в целях взаимовыгодного сотрудничества и процветания в условиях здоровой и честной конкуренции».

Поведение в сфере бизнеса может влиять на взаимоотношения между странами, а также на благосостояние и уровень жизни всех нас. Данные принципы необходимы для того, чтобы навести порядок в собственном доме, а также для того, чтобы стремиться искать не того, кто прав, а то, что является правильным.



Каталог: library -> meth
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебно-методических материалов по курсу основы теории межкультурной коммуникации Для студентов факультета лингвистики
meth -> Для студентов факультета журналистики Москва
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины актуальные проблемы муниципального права для студентов юридического факультета
meth -> Практикум по курсу Менеджмент Для студентов экономического факультета
meth -> Сборник методических материалов
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
meth -> Учебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебное пособие Для студентов экономического факультета Москва
meth -> Сборник методических материалов по курсу «Психология и педагогика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница