Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки



страница1/10
Дата10.02.2016
Размер1.36 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВ


ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ БАКАЛАВРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ




КАЗАНЬ 2011


Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета

УДК 371





Составитель -

Л.А. Аухадеева, доктор пед. наук, профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования


Научный редактор -

И.Я. Ярмакеев, доктор пед. наук, профессор



Рецензенты:

З. Г. Нигматов, доктор пед. наук, профессор;

Р.М. Ахмадуллина, кандидат пед. наук, доцент


Введение в педагогическую деятельность: Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. – Казань: ИФИ КФУ, 2011. – 89 с.


Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование

В пособии представлен курс «Введение в педагогическую деятельность» в соответствии с новыми образовательными стандартами ФГОС по направлению 050100 Педагогическое образование в связи с переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования.

Данный курс рассматривается как основа профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста, ориентирован на овладение студентами системой знаний о сущности и специфике профессионально-педагогической деятельности, профессионально обусловленных требованиях к личности педагога, профессионально-личностном самоопределении и самосовершенствовании будущего специалиста с позиции компетентностного подхода. Представлены цели, задачи, результаты освоения курса, содержание лекций, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы, методические рекомендации студентам и др. Будущим специалистам предлагаются индивидуальные творческие задания, комплекс методик по самодиагностике личностных качеств и способностей и совершенствованию учебных и педагогических умений.

 Л.А. Аухадеева, 2011


ВВЕДЕНИЕ
ХХI век обозначил необходимость серьезных изменений в системе образования. В современном мире образование становится глобальной ценностью, важнейшим условием и способом самореализации человека. Во всем мире меняются его приоритеты, выделяется ведущее значение гуманитарного образования, определяются общемировые и европейские тенденции развития общего и профессионального образования.

Центральным звеном любой системы образования являются педагогические кадры и проблема подготовки учителя, формирования его профессиональной компетентности, общей и педагогической культуры, повышения его социального и государственного статуса является архиважной.

Модернизация отечественной системы образования выдвинула новые целевые ориентиры учебно-воспитательного процесса: «поворот» к личности, создание условий для ее развития; приоритет самостоятельности, самопознания и саморазвития личности, свободы выбора и поисковой активности; ценностью становятся не знания как таковы, а возможность самореализации личности благодаря этим знаниям. Это предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке современного учителя – высоко компетентной целостной личности, готовой к гуманным взаимоотношениям, сотрудничеству, взаимопониманию, созданию условий для всестороннего развития личности воспитанников и осуществлению своего человеческого и социального предназначения.

Новейшие открытия во всех областях науки изменяют наши представления о мире. Формируется новая парадигма мышления, которая будет определять прогрессивное развитие общества. И современному учителю предстоит преображать сознание подрастающего поколения, и строить школу не только на основе законов Бытия, но и как школу творческой мысли и саморазвития.

Это требует серьезных изменений вузовской подготовки учителя, которая должна стать, не только профессионально, но и личностно ориентированной, развивающей у студентов глубокий интерес к вопросам самопознания, самоопределения и самосовершенствования, формирующей целостную, творческую личность, способную вобрать в себя все многообразие и единство мира.

Важное значение в решении этих задач имеют педагогические дисциплины, основная цель которых - формирование у будущих педагогов профессиональной готовности к реализации целостного педагогического процесса. Содержание курсов ориентировано на образование учителя как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом самосовершенствовании, формирование у студентов профессионально-педагогической позиции и гуманистической направленности. В основу построения педагогических дисциплин положены прогрессивные идеи и направления современной педагогики: положения личностно ориентированного подхода; идеи целостности педагогической деятельности; гуманистические идеи педагогической науки; направления культурологического подхода в образовании.

Курс «Введение в педагогическую деятельность» носит пропедевтический характер. Он открывает весь цикл психолого-педагогических дисциплин и логически связан с основными теоретическими курсами педагогики, психологии, а также с педагогической практикой.

Изучение данной учебной дисциплины обусловлено необходимостью формирования у будущего педагога представлений особенностях педагогической профессии и перспективах ее развития в условиях обновляющейся школы, о сущности педагогической деятельности, о требованиях к личности педагога, профессионально-личностном самоопределении и самосовершенствовании будущего специалиста. Свободное оперирование знаниями и умениями, полученными студентами в рамках данной дисциплины, - необходимое условие успешного освоения впоследствии дисциплин педагогического цикла. Содержание курса направлено на формирование у будущих учителей профессионального самосознания, педагогической культуры, включает знания методологического характера о сущности образования как общественного явления и как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, о стратегии развития отечественного образования, о взаимосвязи педагогической теории и практики и др.

Курс «Введение в педагогическую деятельность» имеет большое воспитательное значение, так как является первой изучаемой студентами педагогической дисциплиной и формирует отношение к последующим дисциплинам педагогического цикла и закладывает фундамент педагогических знаний умений и навыков, педагогического мышления и педагогической культуры будущего специалиста.

В данном пособии представлены: место дисциплины в структуре основных образовательных программ бакалавриата, цели и задачи ее изучения; требования к результатам ее освоения; содержание лекций и семинарских занятий; информационные блоки и методические рекомендации по организации деятельности студентов на занятиях и самостоятельной работы студентов. Содержание приложения направлено на самопознание, создание ситуаций самоопределения в профессии во всех аспектах своего Я, формирование педагогической направленности и готовности к профессионально-личностному самосовершенствованию.


Место дисциплины в структуре основных образовательных

программ бакалавриата
Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» относится к общепрофессиональному циклу дисциплин и входит в состав базовой части.

Освоение данной дисциплины готовит будущих бакалавров к работе со следующими объектами профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие, просвещение.

Профильными для данной дисциплины являются как педагогическая, так и культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров.

«Введение в педагогическую деятельность» направлено на подготовку будущих специалистов к решению следующих задач профессиональной деятельности:



в области педагогической деятельности:

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

в области культурно-просветительской деятельности:

– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

– обучение, воспитание, развитие, просвещение.

– представление об основных механизмах социализации личности, в том числе в условиях современного общества;

– понимание специфики принципов системного, структурно-функционального, сравнительного, аксиологического анализа при изучении педагогических процессов, событий и явлений;

– умение применять методы эвристического анализа изучаемых научных проблем;

– умение использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки, анализа, хранения и передачи информации;

– владение различными способами вербальной и невербальной коммуникации, в том числе основами педагогического мастерства, технологиями публичной презентации, изложения информации в жанре эссе и аннотационной характеристики;

– умение организовывать свою учебную деятельность, исходя из предъявляемых требований и собственных образовательных потребностей;

– владение навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

– обладание толерантной гносеологической и коммуникативной культурой;

– обладание основами педагогического мышления, способностью соотносить собственные мировоззренческие установки и гражданскую позицию с поведенческими моделями и ценностными ориентациями.

Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» открывает весь цикл психолого-педагогических дисциплин и логически связана с основными теоретическими курсами педагогики, психологии, а также с педагогической практикой. Изучение данной учебной дисциплины обусловлено необходимостью формирования у будущего педагога представлений о сущности и специфике педагогической деятельности, профессионально-педагогической культуры, профессионально-личностном самоопределении и самосовершенствовании учителя, особенностях педагогической профессии и перспективах ее развития в условиях обновляющейся школы. Свободное оперирование знаниями и умениями, полученными студентами в рамках данной дисциплины, - необходимое условие успешного освоения всех последующих дисциплин педагогического цикла. Содержание курса включает знания методологического характера о сущности образования как общественного явления и как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, о взаимосвязи педагогической теории и практики.

Ведущими областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Введение в педагогическую деятельность», являются образование, социальная сфера, культура.
2. Цель и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является подготовка студентов к организации обучения в системе основного образования с учетом содержательной специфики курса «Введение в педагогическую деятельность», логических и содержательно-методических связей в предметной области «Педагогика» и задач по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, и обеспечение комплекса условий (психологических, дидактических, технологических) для эффективного обучения и успешной профессиональной адаптации.
Задачи дисциплины:


  • сформировать у студентов общие представления о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности;

  • ознакомить с требованиями ФГОС ВПО к уровню профессиональной компетентности педагога.

  • способствовать формированию профессиональной культуры педагога;

  • сформировать научные представления о профессионально-личностном самоопределении и самосовершествовании педагога;

  • вооружить студентов знаниями о сущности образования как общественного явления и как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства;

  • способствовать упрочению гражданской позиции и мировоззренческих установок студентов, создать условия для развития педагогического мышления и готовности к толерантному социальному сотрудничеству;

  • развитие когнитивных способностей и информационно-коммуникативной культуры студентов, их функциональной грамотности;

  • подготовить студентов к использованию знаний современной педагогики в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности.


3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата: общекультурные компетенции (16), профессиональные компетенции (11) и общепрофессиональные компетенции (6).

Процесс изучения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:


  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые педагогические проблемы (ОК-2);

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  • способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).


Общепрофессиональные компетенции:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);



- владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
Специальные компетенции:

  • способен определять пространственные рамки педагогических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

  • способен характеризовать модели педагогического процесса (СК-3);

  • способен ориентироваться в педагогических концепциях, объясняющих единство педагогического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в педагогической науке (СК-4);

  • готов применять методы педагогического исследования, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса; (СК-5);

  • способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-педагогических проблем (СК-6);

  • готов использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий педагогических процессов (СК-7);

  • готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

  • готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя (СК-9).


В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • структуру, функции, виды педагогической деятельности и профессиональной культуры;

  • требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога;

  • сущность и особенности профессионально- личностного самоопределения и самосовершенствования;

  • ведущие характеристики образования как общественного явления и педагогического процесса;


уметь:

  • диагностировать индивидуальный уровень сформированности профессионально важных личностных качеств;

  • разрабатывать программу личностного профессионально-педагогического самосовершенствования;

  • развивать коммуникативные, организаторские способности;

  • организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях, строить общение с детьми разных национальностей, уважать культуры, обычаи, обряды, религии других народов;


владеть:

  • системой знаний о сущности и специфике педагогической профессии, уяснить для себя суть педагогической деятельности;

  • навыками и методами профессионально-педагогического развития, самодиагностики, анализа современных требований к уровню профессиональной компетентности педагога;

  • умениями самостоятельной работы с педагогической и научной литературой;

  • умениями психолого-педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Лекции – 18 часов (9 лекций).

Семинарские занятия – 12 часов (6 семинаров).

Практические занятия – 6 часов (3 занятия).

Самостоятельная работа – 36 часов (в том числе: подготовка к семинарским и практическим занятиям, контрольным работам, разработка учебного проекта, работа с первоисточниками, составление аннотаций, рецензий, написание эссе, реферата, диагностика личностных качеств и способностей).

Форма контроля – зачет (балльно-рейтинговая система).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
5. Разделы дисциплины и виды занятий.


п/п


Наименование раздела

дисциплины



Лекции

Пр. зан-я

Лаб. зан-я

Семинары

СРС

Всего

1.


Общая характеристика педагогичес-кой профессии.

2





2

4

8

2.



Профессиональная

деятельность: её сущность и ценностные характеристики.



2

-

-

2

4

8

3.


Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

2

-

-

2

4

8

4.

Общая и профессиональная культура личности педагога Общение как основа педагогической деятельности.

2

2

-

-

4

8

5.


Профессиональная компетентность педагога

2

2



-

4

8

6..

Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершествования становление и развитие педагога

2

2



2

6

12

7.

Стратегия развития системы отечественного образования

2

-



2

2

6

8.

Образовательно-профессиональный путь будущего учителя.

2

-



2

4

8

9.

Конференция «Опыт педагогов–новаторов. Авторские школы»

2

-



-

4

6


6. Методические рекомендации по организации деятельности студентов на лекциях и семинарских занятиях
Материал курса «Введение в педагогическую деятельность и общие основы педагогики» ориентирован на овладение студентами системой знаний о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности, на изучение общих основ профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования.

Логика изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» соответствует логике Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В организации изучения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» особое значение отводится лекционным занятиям, где преподавателем излагаются узловые вопросы в рамках программы данного курса по четко составленному плану. На лекции не только сообщается теоретически и практически значимая информация, но и происходит овладение слушателями ключевыми понятиями, развивается способность мыслить, подходить всесторонне и критически к тем или иным изучаемым фактам, явлениям, подходить к познанию творчески, что способствует формированию педагогического мышления и профессионально-педагогической культуры.

Весьма важно студенту обеспечить эффективность своей работы в процессе слушания и записывания лекций.

Прежде всего, студент должен уметь подготовиться к слушанию и восприятию лекции. Такая подготовка может включать в себя: просмотр записей прошедших лекций, ознакомление с темой предстоящей лекции по учебникам, пособиям (по рекомендации преподавателя), подготовка дополнительных материалов к лекции (планов, схем, иллюстраций и др.). Такая предварительная подготовка позволит студенту на лекции более активно включиться в познавательный процесс, организуемый и направляемый преподавателями.

Работа на лекции заключается в прослушивании и одновременной записи ее содержания. Это весьма сложный непрерывный и активный процесс, включающий в себя восприятие и осмысление излагаемых лектором положений, выделение среди них главной, наиболее существенной формулировки обобщений и выводов из сообщенных фактов. Форма записи лекции студентом может быть различной - многое зависит от Ваших индивидуальных особенностей, уровня развития мышления и интеллектуальных умений, опыта и т.п.

Но всегда необходимо соблюдение двух, по крайней мере, требований к конспектам лекций:

1) постоянная работа конспектирующего над тем, чтобы в конспекте лекций было больше мыслей и меньше слов, их выражающих;

2) четкое, логически оправданное разделение записи лекции на отдельные разделы (в соответствии с ее планом) и формулировка названий этих разделов - определенной системы заголовков и подзаголовков.

Иногда рекомендуется такое ведение конспекта, в котором излагаются только те положения, на которые было специально указано педагогом. Весьма полезно текст отдельных частей лекции излагать своими словами, использовать условные обозначения, сокращения наиболее часто используемых в педагогической науке терминов (например, воспитание - восп-е, обучение - об-е, формирование - форм-е и т.п.). Полезно записи лекций сопровождать изложением на полях текста своих собственных замечаний, соображений, желательно также записывать детально те наиболее сложные вопросы курса, которые более обстоятельно излагаются в лекции, чем в учебниках.

Также студентам необходимо уделить должное внимание к подготовке к семинарским и практическим занятиям. На семинарах и при подготовке к ним студенты учатся разумно планировать и результативно проводить самостоятельную работу, используя различные формы работы с текстом. Критериями готовности к занятиям являются:


  • наличие у студента хорошего "умного" конспекта - его подготовка должна обогатить студента духовно, в изучаемой им области педагогической науки;

  • проявление студентами знаний, глубокого понимания темы при обсуждении каждого его вопроса.

На семинарских занятиях студенты могут отработать следующие виды учебно-познавательной деятельности:

  • заслушивание сообщений, докладов студентов, их обсуждение;

  • коллективные беседы - обсуждения в ходе них вопросов, предложенных преподавателем, а также и студентами, их участие при этом в уточнении, дополнении ответов товарищей, обоснование участниками семинара теоретических положений, подтверждение их примерами из своей педагогической деятельности или других педагогов;

  • участие в мини-дискуссиях, посвященных обсуждению сложных, новых, наиболее актуальных в современной педагогике вопросов;

  • участие в разборе педагогических ситуаций, решение педагогических задач;

  • участие студентов в выполнении проверочных знаний: устном опросе, подготовке письменных ответов на вопросы, в терминологическом диктанте;

  • проведение деловых игр, направленных на развитие педагогического мышления, вооружение уменьями и навыками, необходимыми в учебно-воспитательной работе, на развитие творческого подхода к ней;

  • участие студентов в анализе опыта работы педагогов-новаторов, передовых учителей.

Важное место на семинарских занятиях занимает беседа, которая обычно проводится как коллективное обсуждение вопросов по заранее предложенному плану; беседа может занимать часть семинарского занятия, сочетаясь с использованием других методов, она может протекать в форме обсуждения проблем им воспроизводящей беседы с краткими выступлениями участников семинара с изложением своих позиций, и заключительным словом преподавателя. При раскрытии проблемных вопросов студент проявляет интеллектуальные усилия, формируя в ходе этой умственной работы новые для себя знания, развивая мышление, накапливая опыт активной мыслительной деятельности.

Одной из форм учебно-познавательной деятельности является заслушивание и обсуждение докладов, которые готовятся заранее по конкретным вопросам. Требования к докладам на семинарах:

а) доклад должен раскрывать основное содержание темы возможно более полно и разносторонне, на высоком научном уровне;

б) студент должен не читать доклад, а излагать его свободно, четко, эмоционально, стремясь увлечь товарищей педагогическими идеями: при этом можно иметь план выступления или иногда заглядывать в конспект;

в) используя те или иные источники, нужно обязательно указывать, откуда взято то или иное положение, чья это точка зрения;

г) продолжительность доклада должна быть 9-10 мин, причем последняя минута должна быть посвящена изложению основной идеи, главных выводов сообщения.


Требования к выступлениям оппонентов (содокладчиков):

а) их задача - дать оценку сообщению товарища, проанализировав его содержание, а также четкость и яркость формы;

б) в случае необходимости оппонент высказывает несогласие с теми или иными положениями, вносит коррективы, дополнения, излагает свою точку зрения;

в) продолжительность выступления оппонента 2-3 минуты.

После выступления докладчиков и оппонентов организуется обсуждение, дискуссия. На последнем этапе работы подводятся итоги: оцениваются доклады и содоклады, отмечаются положительные и отрицательные моменты, даются рекомендации по их дальнейшему совершенствованию и использованию.

Полноценное освоение курса «Введение в педагогическую деятельность» направлено на развитие познавательного интереса, самостоятельности суждений, готовности к самосовершенствованию, креативности и формирование педагогического мышления, общей, профессионально-педагогической и коммуникативной культуры будущего специалиста.


7. Содержание курса «Введение в педагогическую деятельность»
Лекция 1. Общая характеристика педагогической профессии.
Возникновение, развитие и особенности педагогической профессии. Педагогическая профессия в классификации профессий Е.А. Климова. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Взаимосвязь «учительства» и «ученичества». Социальная значимость педагогической деятельности в современном обществе. Профессиональные функции и социальная миссия педагога. Перспективы развития педагогической профессии. Спектр педагогических профессий.

Культура учебного труда студента - будущего учителя.


Вопросы для самоконтроля.

  1. В чем специфика педагогической профессии?

  2. Определите место педагогической профессии в «пирамиде» профессий (по классификации Е.А. Климова).

  3. Объясните взаимосвязь «учительства» и «ученичества».

  4. Обоснуйте необходимость педагогического аспекта в каждой профессиональной деятельности.

  5. Назовите основные компоненты НОТ студента.


Рекомендуемая литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика.   М., 2000.

  2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С.   М., 2002.

  3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.   М., 2004. (Глава 1, 1.1 – 1.4).

  4. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004.

  5. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

  7. Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. – Казань, 2001.

  8. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары.   Казань, 2000.


Лекция 2. Педагогическая деятельность: её сущность и ценностные характеристики.
Происхождение педагогической деятельности. Непрофессиональная и профессиональная педагогическая деятельность. Структура, виды, функции, уровни и содержание педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как система. Гуманистическая природа и ценностные характеристики педагогической деятельности. Коммуникативная природа педагогической деятельности. Педагогическая позиция. Педагогическая задача.
Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение понятия «педагогическая деятельность».

2. Приведите примеры непрофессиональной педагогической деятельности.

3.Назовите внешнюю и внутреннюю структуру педагогической деятельности.

4. Чем определяется гуманистическая природа труда учителя?

5. Охарактеризуйте педагогическую деятельность как систему.



6. В чем состоят особенности цели и объекта педагогической деятельности?
Рекомендуемая литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика.   М., 2000.

  2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С.   М., 2002.

  3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.   М., 2004. (Глава 1, 1.2, 1.5, 1.6).

  4. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004.

  5. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

  7. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары.   Казань, 2000.



Лекция 3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
Профессионально-педагогическая направленность личности педагога и познавательная и коммуникативная активность педагога. Требования к личности педагога: природные данные, уровень развития и воспитанности, профессиональные знания, умения и навыки, педагогические способности, профессионально значимые личностные качества педагога, педагогическая культура. Педагогическое призвание и педагогический такт учителя. Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования. Профессионализм учителя.
Вопросы для самоконтроля.

  1. Чем обусловлены требования к личности педагога?

  2. Как проявляется познавательная и коммуникативная активность педагога?

  3. Охарактеризуйте профессионально значимые личностные качества педагога.

  4. Назовите ведущие педагогические способности.

  5. Дайте определение понятий «педагогический такт», «педагогическое мастерство».


Рекомендуемая литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика.   М., 2000.

  2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С.   М., 2002.

  3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.   М., 2004. (Глава 2, 2.1 – 2.4).

  4. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004. (Модуль 1).

  5. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

  7. Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. – Казань, 2001.

  8. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары.   Казань, 2000.


Лекция 4. Общая и профессиональная культура личности педагога.
Культура как форма сознания. История возникновения и развития культуры. Функции и виды культуры. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры личности. Педагогическая культура: понятие, формы, аспекты, системные компоненты и показатели уровня сформированности (виды) педагогической культуры. Условия подготовки высококультурного педагога-профессионала. Коммуникативная культура как важнейший компонент общей, педагогической и профессиональной культуры учителя. Общение как основа профессиональной деятельности педагога.
Вопросы для самоконтроля.

  1. Раскройте сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры.

  2. Охарактеризуйте аксиологический аспект педагогической культуры?

  3. Что обозначает мировоззренческий компонент педагогической культуры?

  4. Охарактеризуйте личностный аспект педагогической культуры?

  5. Определите значение коммуникативной культуры в профессиональной подготовке будущего учителя.


Рекомендуемая литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика.   М., 2000.

  2. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. – Уфа, 1998.

  3. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С.   М., 2002.

  4. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.   М., 2004. (Глава 2, 2.7).

  5. Масленникова В.Ш., Юдин В.П. Педагог и культура. – Казань, 1994.

  6. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

  7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004. (Глава 3).

  8. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары.   Казань, 2000.


Лекция 5. Профессиональная компетентность педагога.
Понятие профессиональной компетентности педагога. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога. Виды профессионально-педагогической компетентности. Требования к теоретической и практической готовности педагога. Педагогическая компетентность и педагогическое мастерство. Ролевой репертуар учителя (по В. Леви). Требования ФГОС ВПО к уровню профессиональной компетентности педагога. Индивидуальный стиль деятельности учителя.
Вопросы для самоконтроля.

  1. Дайте определение понятия «профессиональная компетентность педагога».

  2. Охарактеризуйте структуру профессиональной компетентности педагога.

  3. Раскройте сущность и взаимосвязь педагогической компетентности и педагогического мастерства.

  4. Охарактеризуйте содержание теоретической готовности педагога.

  5. Раскройте содержание практической готовности педагога.

  6. Обоснуйте взаимообусловленность педагогической компетентности и педагогического мастерства.


Рекомендуемая литература:

  1. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С.   М., 2002.

  2. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.   М., 2004. (Глава 2 - 2.5, 2.6).

  3. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004. (Модуль 2).

  4. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

  5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

  6. Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. – Казань, 2001.

  7. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары.   Казань, 2000.



Лекция 6. Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования учителя.
Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога. Смысложизненное самоопределение учителя. Я - концепция учителя. Саморазвитие: понятие и формы саморазвития. Самовоспитание: понятие, признаки, цель, мотивы, содержание, методы, этапы. Самообразование: понятие, функции, содержание, источники, условия и др. Философские истоки профессионально-личностного самосовершенствования.
Вопросы для самоконтроля.

  1. Определите значение профессионально-личностного самоопределения и саморазвития в становлении будущего учителя.

  2. Дайте определение понятия «саморазвитие».

  3. Дайте определение понятия «самовоспитание».

  4. Дайте определение понятия «самообразование».

  5. Определите ваши форму саморазвития и мотивы самовоспитания.

  6. Обоснуйте взаимообусловленность самовоспитания и самообразования.


Рекомендуемая литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика.   М., 2000

  2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С.   М., 2002.

  3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.   М., 2004. (Глава 2, 2.1 – 2.4).

  4. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004. (Модуль 1).

  5. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

  7. Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. – Казань, 2001.

  8. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары.   Казань, 2000.



Лекция 7. Стратегия развития системы отечественного образования.

Образование как социальное явление. Сущностные характеристики образования. Развитие системы образования. Образование как педагогический процесс. Педагогическая система и ее виды. Система образования. Образовательная политика в России. Современные тенденции развития образования (гуманизация, демократизация, индивидуализация, профилизация и др.). Модернизации отечественного образования как стратегия ее развития.


Вопросы для самоконтроля.

    1. Дайте характеристику образованию как социальному явлению.

    2. Система образования и особенности ее развития.

    3. Дайте характеристику образованию как педагогическому процессу.

    4. Педагогическая система и ее виды.

    5. Какие из современных тенденций развития образования вы считаете наиболее важными.

    6. Образовательная политика в России и стратегия развития отечественного образования.


Рекомендуемая литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика.   М., 2000

  2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С.   М., 2002.

  3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.   М., 2004. (Глава 2, 2.1 – 2.4).

  4. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004. (Модуль 3).

  5. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

  7. Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. – Казань, 2001.

  8. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары.   Казань, 2000.



Лекция 8. Образовательно-профессиональный путь будущего учителя.
Система непрерывного педагогического образования. Ведущие тенденции развития профессионального образования: непрерывность образования, гуманизация, демократизация, гуманитаризация, интеграция, интенсификация и др. Основные этапы профессионального становления. Педагогические учебные заведения. Педагогическая карьера. Ступени профессионального роста учителя. Источники педагогических идей. Роль современной публицистики, научной и художественной литературы в профессиональном становлении педагога. Профессионально-личностное самосовершенствование как условие профессионального роста и успешной карьеры.
Вопросы для самоконтроля.

  1. Дайте характеристику ведущим тенденциям развития профессионального образования.

  2. Система непрерывного педагогического образования.

  3. Назовите основные этапы профессионального становления.

  4. Ступени профессионального роста учителя.

  5. Какая у Вас может быть педагогическая карьера?

  6. Определите роль современной публицистики и научной литературы в профессиональном становлении педагога.


Рекомендуемая литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика.   М., 2000

  2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С.   М., 2002.

  3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.   М., 2004. (Глава 2, 2.1 – 2.4).

  4. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004. (Модуль 3).

  5. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

  7. Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. – Казань, 2001.

  8. Хузиахметов А.Н. Педагогика: педагогик уку шартлары.   Казань, 2000.


Лекция 9. Конференция «Опыт педагогов–новаторов. Авторские школы»
Гуманистическая педагогика Ш.А. Амонашвили.

С.Н. Лысенкова. Когда легко учиться.

И.П. Волков. Учим творчеству.

В.Ф. Шаталов. Учить всех, учить каждого.

Е.Н. Ильин. Искусство общения.

Т.И. Гончарова. Уроки истории – уроки жизни.

И.П. Иванов. Воспитывать коллективистов.

Авторские школы.


Вопросы для самоконтроля.

  1. Охарактеризуйте Ваше отношение к опыту педагогов-новаторов.

  2. Имеет ли значение опыт педагогов-новаторов для современной школы?

  3. У кого из педагогов-новаторов наиболее актуальные для современной школы идеи?

  4. Какие методы и приемы педагогов-новаторов можно взять в свою «педагогическую копилку».

  5. Значение авторских школ для педагогической теории и практики.

  6. Представьте проект вашей авторской школы.


Рекомендуемая литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика.   М., 2000

  2. Педагогический поиск/Сост. И.Н. Баженова – П 24 2-е изд. – М.: Педагогика, 1988. – 472 с.

  3. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М, 2007.

  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.



Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница