Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология духовной жизни



страница1/4
Дата28.02.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РАБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Специальность - 030301.65

Психология

Форма обучения – очная, заочная,

заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск - 2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 030301.65 Психология, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта2000 г., № 235 гум/сп.

2) Учебный план по специальности 030301.65 Психология, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.


УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6.


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «История мировых религий» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием по специальности «психология». Настоящая программа учитывает в своем содержании обязательный минимум знаний по предмету.При составлении программы содержание учебного материала подвергалось тщательному отбору, при этом преследовалась цель систематизировать, упорядочить учебный материал.

Предметом изучения истории религии является возникновение и развитие религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь человечества, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций.

Цель курсадать характеристику общей картины развития религиозной сферы от примитивных первобытных форм до мировых религий и современных разновидностей верований и культов, показать особенности религий разных времен и народов, их формы и методы воздействия на индивидуальное и общественное сознание, на психику людей, а также представить некоторые теоретические основы религиоведения.

Основные задачи курса:

выработать общее представление о религии как феномене культуры, раскрыть ее структурную и функциональную специфику, проанализировать проблемы типологии, происхождения и трансформаций религиозных представлений;

дать характеристику основным этапам истории религий и их роли в социально-политической жизни;

сформировать систематические знания о происхождении, основных этапах развития и роли наиболее распространенных религий в социальной жизни обществ разных эпох, об основах веры, культа, общинной организации каждой из них, об основной вероучительной литературе, этапах ее сложения, развития, канонизации, проблемах изучения;

выработать умения ориентироваться в массе современных религиозных и псевдорелигиозных течений;

выработать толерантное отношение к различным религиозным убеждениям, основой которого должно стать понимание религиозных представлений и нужд носителей разных вероисповеданий.

Усвоение предлагаемого для изучения материала может быть достаточно эффективным лишь при сочетании лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы с научной литературой. Также от студентов требуется глубокое знание источников, основная часть которых, наряду с обсуждением широкого круга проблем, будет изучаться на семинарских занятиях.

Изучение данного курса предполагает знание всемирной истории, владение методикой работы с источниками, понимание основных философских категорий. Следует заметить, что значительная часть материала, излагаемого в этом курсе, требует от студентов знания особенностей человеческой психики и отношения человека к иррациональным и сверхъестественным явлениям. Успешное обучение студентов по данной учебной дисциплине обеспечивают следующие дисциплины учебного плана: история первобытного общества, всеобщая история (история мировых цивилизаций), история стран Азии и Африки, история России, этнология, история мировой и отечественной культуры, история философии, культурология, философия, психология.

Текущий и итоговый контроль знаний и умений студентов по дисциплине «История мировых религий» осуществляется в целях оценки качества их общеобразовательной подготовки. Текущий контроль осуществляется на лекциях, семинарских и индивидуальных занятиях, в процессе проверки контрольных работ, рефератов и индивидуальных домашних заданий, тестовых работ. Итоговый контроль результатов изучения дисциплины осуществляется на экзамене. Оценка «отлично» на экзамене выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников, обязательной и дополнительной литературы. Оценка «хорошо» выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников и обязательной литературы. Оценка «удовлетворительно» выставляется за знание и понимание основных проблем курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Очная форма обучения


Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим.учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.




1

2

3

4

5

6

7

8




Тема 1. Предмет и методологические проблемы психологии религии

10

4

4







6

Тема 2. Становление психологии религии как научной дисциплины

12

6

4




2

6

Тема 3. Религиозность: психологические причины и функции

10

6

4




2

4

Тема 4. Психологические аспекты религиозной системы

12

6

2




4

6

Тема 5. Формирование религиозной личности

10

4

2




4

6

Тема 6. Проблема религиозного опыта

10

6

2




4

4

Тема 7. Психологические особенности религий

12

6

4




2

6

Итоговый контроль

зачет

Всего

76

38

20




18

38


Заочная форма обучения


Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим.учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при заочной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.




1

2

3

4

5

6

7

8




Тема 1. Предмет и методологические проблемы психологии религии

10

-










10

Тема 2. Становление психологии религии как научной дисциплины

12

2

2




-

10

Тема 3. Религиозность: психологические причины и функции

10

-







-

10

Тема 4. Психологические аспекты религиозной системы

12

-







-

12

Тема 5. Формирование религиозной личности

10

2







2

8

Тема 6. Проблема религиозного опыта

10

2

2




-

8

Тема 7. Психологические особенности религий

12

-







-

12

Итоговый контроль

зачет

Всего

76

6

4




2

70


Заочнаясокращенная (на базе СПО и ВПО) форма обучения



Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим.учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при заочной сокращенной (на базе СПО и ВПО) форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.




1

2

3

4

5

6

7

8




Тема 1. Предмет и методологические проблемы психологии религии

10

-










10

Тема 2. Становление психологии религии как научной дисциплины

12

2

2




-

10

Тема 3. Религиозность: психологические причины и функции

10

-







-

10

Тема 4. Психологические аспекты религиозной системы

12

-







-

12

Тема 5. Формирование религиозной личности

10

2







2

8

Тема 6. Проблема религиозного опыта

10

2

2




-

8

Тема 7. Психологические особенности религий

12

-







-

12

Итоговый контроль

зачет

Всего

76

6

4




2

70

Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО

форма обучения


Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим.учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной (вечерней) форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.




1

2

3

4

5

6

7

8




Тема 1. Предмет и методологические проблемы психологии религии

10

-










10

Тема 2. Становление психологии религии как научной дисциплины

12

2

2




-

10

Тема 3. Религиозность: психологические причины и функции

10

2







2

8

Тема 4. Психологические аспекты религиозной системы

12

2

2




-

10

Тема 5. Формирование религиозной личности

10

2







2

8

Тема 6. Проблема религиозного опыта

10

2

2




-

8

Тема 7. Психологические особенности религий

12

-







-

12

Итоговый контроль

зачет

Всего

76

10

6




4

66

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ДЕ I. Методологические проблемы психологии религии
Тема 1. Предмет и методологические проблемы психологии религии

Место психологии религии в системе наук. Особенности психологии религии как междисциплинарного научного знания. Основные проблемы психологии религии: психологическая детерминированность религии, специфика религиозного сознания, религиозный опыт, типология религиозной личности и пр. Методы и техники эмпирических исследований религиозных явлений. Основные направления психологии религии: светский и конфессиональный подходы. Пастырская психология. Религиозная психотерапия.
Тема 2. Становление психологии религии как научной дисциплины

Предпосылки появления психологии религии. Анализ психологических аспектов религии в трудах основоположников психологии религии В. Вундта, Т. Рибо, Т. Флурнуа, У. Джемса и др. Американская психология религии: основные направления и школы. Психопатологический подход к изучению религиозности французскими исследователями (Ж.Шарко, П.Рише, П.Жане и др.). Теории религии в концепциях бихевиоризма, психоанализа, трансперсональной психологии. Отечественная психология религии: основные проблемы и перспективы. Концепции религиозной психики Д.М. Угриновича, К.К. Платонова, Ю.Ф. Борункова, Б.Ф. Поршнева. Тенденции современной психологии религии.
Тема 3. Религиозность: психологические причины и функции

Соотношение психологических, гносеологических, социальных корней религии в религиозной психике верующего. Исторический и индивидуально-психологический подходы к психологическим основам религиозности. Религия в духовном развитии личности. Религия и творчество. Религия и социально-психологическая гармония личности. Исповедь. Медитация. Катарсис. Утешение.


Каталог: public -> uploads
uploads -> Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика преподавания истории
uploads -> Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 15 1 Самостоятельная работа студента 16 2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 17
uploads -> Учебно-методический комплекс «Геронтопсихология»
uploads -> Учебный план по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
uploads -> Сборник: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XII международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Часть 1 / Под общ. Ред. С. С


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница