Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика преподавания истории



страница1/3
Дата14.02.2016
Размер0.62 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)


f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

Специальность– 030401.65 История

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп
2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12
УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6




СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Методика преподавания истории» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием по специальности «История». Настоящая программа учитывает в своем содержании обязательный минимум знаний по предмету.При составлении программы содержание учебного материала подвергалось тщательному отбору, при этом преследовалась цель систематизировать, упорядочить учебный материал.



Целью преподавания дисциплины является выявление закономерностей и обучение навыкам преподавания истории с целью подготовки будущих учителей к воспитанию и развитию учащихся в ходе образовательного процесса на учебном материале курсов истории, формированию у школьников исторического мышления и ключевых компетентностей.

Задачи изучения дисциплины:

научить знанию структуры, содержания, особенностей различных курсов истории.

выработать умение ставить цели, задачи, отбирать содержание, соотносить его с разнообразными формами и методами деятельности, выбирать эффективные приемы и средства обучения, прогнозировать и выявлять результаты обучения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

сформированность у студентов навыков методической работы с учащимися, т.е. они должны стать специалистами, обладающими знаниями, умениями и навыками в области преподавания истории и обществознания в общеобразовательном учреждении (школе, гимназии, лицее и др.), в сфере инновационных технологий осуществления исторического и обществоведческого образования.

Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов к работе в качестве истории и учителя обществознания. Преподавание дисциплины предполагает проведение лекционных занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы (на основе обсуждения практических ситуаций из реального процесса школьного обучения). Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы моделирования процесса обучения через создание фрагментов уроков, демонстрирующих инновационную методику проведения уроков истории и обществознания.

Содержание предлагаемой программы, ее объем, и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Итоговая аттестация по дисциплине предполагает экзамен, на котором проверяется: усвоение теоретического материала дисциплины; усвоение базовых понятий дисциплины; умение использовать полученные знания связанных с преподаванием школьного исторического и обществоведческого курса, а также умение моделировать и анализировать деятельность учителя и учащихся.




  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I


ДЕI. Специфика методики преподавания истории как учебного предмета

14

6

4

0

2

8

Тема 1.Предмет методики преподавания истории в школе

6

2

2

0

0

4

Тема 2. Школьное историческое образование и развитие методики обучения истории в России (XVIII-XX вв.).

8

4

2

0

2

4

Промежуточный контроль

тестирование

ДЕ II


ДЕ II.Структура и содержание исторического образования

56

16

12

0

4

40

Тема 3. Школьное историческое образование

в современной России.



8

2

2

0

0

6

Тема 4. Госстандарт.

8

4

2

0

2

4

Тема 5. Содержание школьного исторического образования.

10

4

2

0

2

6

Тема 6. Структура исторических знаний

10

2

2

0

0

8

Тема 7. Учебник истории

12

2

2

0

0

10

Тема 8. Планирование обучения истории

8

2

2

0

0

6

Промежуточный контроль

тестирование, письменная работа

ДЕ IV


ДЕ III. Методы и приемы обучения истории

64

12

6

0

6

52

Тема 9. Методы и приёмы обучения истории.

10

2

2

0

0

8

Тема 10. Словесные методы.

12

2

0

0

2

10

Тема 11. Наглядные методы.

12

2

0

0

2

10

Тема 12. Использование исторических документов на уроке истории.

12

2

0

0

2

10

Тема 13. Практические методы.

10

2

2

0

0

8

Тема 14. Проблемное обучение истории.

8

2

2

0

0

6

Промежуточный контроль

тестирование, письменная работа

ДЕ V.


ДЕ IV. Урок истории

64

16

8

0

8

50

Тема 15. Урок истории и подготовка к нему учителя.

8

2

0

0

2

6

Тема 16. Комбинированный урок

10

4

2

0

2

6

Тема 17. Учебные занятия в старших классах

10

2

2

0

0

8

Тема 18. Инновации обучения истории

10

2

0

0

2

8

Тема 19. Ведение урока как форма организации коммуникации.

8

2

2

0

0

6

Тема 20. Проверка знаний и умений учащихся

10

4

2

0

2

6

Тема 21. Формы и методы внеурочной работы по истории

8

0

0

0

0

8

Промежуточный контроль

тестирование, письменная работа




Итоговый контроль

Экзамен




Всего

200

50

30

0

20

150



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ДЕ I. Специфика методики преподавания истории как учебного предмета
Тема 1.Предмет методики преподавания истории в школе

Аудиторное изучение:

Методика преподавания истории как научная дисциплина, изучающая закономерности обучения истории. Понятие «методика» в педагогической науке. Общее представление о методике преподавания истории как учебной дисциплине. Задачи и функции методики обучения истории. Основные факторы процесса школьного обучения истории.



Самостоятельное изучение

Связь методики обучения истории с другими науками. Связь методики преподавания с психолого-педагогическими дисциплинами, философией и с историей как наукой и как предметом средней школы. Методы научного исследования школьного обучения истории.


Тема 2. Школьное историческое образование и развитие

методики обучения истории в России (XVIII-XX вв.).

Самостоятельное изучение

Основные этапы развития среднего образования и методической мысли. Место истории как учебного предмета в гимназии. Проблема активизации деятельности учащихся на уроках истории в работах ведущих методистов к.XIX – н. XX вв. (Н.И. Кареев, А.Ф. Гартвиг, Н.И. Рожков, Н.П. Покотило, А. Кролюницкий и др.).

Основные этапы развития советской средней школы и методики обучения истории. Разработка методических проблем в трудах А.И. Стражева, А.А. Вагина, П.В. Горы, Н.Г. Дайри, П.С. Лейбенгруба. Предложения по перестройке школьного исторического образования в к. 80 – 1-й половине 90-х гг. Методические проблемы к. XX века.
ДЕ II.Структура и содержание исторического образования
Тема 3. Школьное историческое образование

в современной России.

Аудиторное изучение:

Историческое образование в современной школе. Структура исторического образования в 90-е гг. Современные проблемы и тенденции развития исторического образования. Современная структура исторического образования. Линейная структура образования. Концентрические модели обучения истории. Профильное обучение.


Тема 4. Госстандарт.

Аудиторное изучение:

Нормативно-правовая база реформирования школьного исторического образования в современной России.Цели обучения истории в школе. Функции обучения истории. Концептуальные модели обучения истории. Пути определения целей учителем. Структурно-функциональный анализ учебного материала. Эмпирический и теоретический уровни учебного познания исторического материала.



Самостоятельное изучение

Структура и содержание стандартов по истории.


Тема 5. Содержание школьного исторического образования.

Аудиторное изучение:

Значение школьного плана и программ для учителя. Принципы построения школьных программ и структура школьного курса истории. Основные методические компоненты программы. Краткая характеристика содержания и образовательно-воспитательных функций курсов отечественной и зарубежной истории; взаимосвязь и преемственность их содержания. Компоненты программ по истории. Связи и их виды в обучении истории. Тематические связи в обучении истории.



Самостоятельное изучение

Структура планирования. Планирование исторических курсов.



Тема 6. Структура исторических знаний

Аудиторное изучение:

Структура учебного исторического материала. Факты, события, явления. Процессы. Структура исторических знаний учащихся. Фактический материал в обучении истории. Понятия в школьных курсах истории.

Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов. Пути формирования понятий.
Тема 7. Учебник истории

Аудиторное изучение:

Современные учебники истории основной и средней школы. Учебники «нового поколения». Место и значение учебника в учебном процессе. Общие методические требования к учебникам истории. Методическое построение учебника (текстовые и внетекстовые компоненты).

Основные структурные компоненты учебника истории. Взаимосвязь текстовых и иллюстративных компонентов учебников истории и их виды. Структура содержания учебного исторического материала.Приёмы работы с текстовым и иллюстративным материалом учебника. Функциональная роль учебника истории.

Самостоятельное изучение

Учебный комплекс по истории. Содержание учебного комплекса. Тенденции развития УМК по истории.


Тема 8. Планирование обучения истории

Аудиторное изучение:

Общее понятие о тематическом планировании; виды тематических планов.Требования к современному КТП.



Самостоятельное изучение

Составление тематического планирования.


ДЕ III. Методы и приемы обучения истории
Тема 9. Методы и приёмы обучения истории.

Аудиторное изучение:

Понятия «метод» и «приём» обучения. Создание классификации методов обучения истории, раскрывающей взаимообусловленность двух сторон обучения в методической науке. Принцип систематизации приёмов обучения истории. Приём учебной деятельности как историко-методическая категория.Связь методов и приёмов обучения. Схема отбора методических приемов к уроку.



Самостоятельное изучение

Формирование умений учащихся. Общая классификацияумений. Приёмы и умения в учебной деятельности. Основные умения школьников при изучении истории. Методика формирования умений. Пути формирования умений по истории.


Тема 10. Словесные методы.

Аудиторное изучение:

Значение живого слова учителя при обучении истории.Виды устного изложения: рассказ, картинное и аналитическое описание, сообщение, конспективное изложение, характеристика, рассуждение и объяснение.

Приёмы изложения фактического материала. Приёмы устного изложения локализованных во времени и пространстве главных исторических фактов. Приёмы устного изложения учителем неглавных исторических фактов. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала.

Самостоятельное изучение

Приёмы устного изложения теоретического содержания учебного материала учителем и учащимися. Письменно-графические приёмы и средства изучения теоретического материала. Объяснение. Рассуждение, характеристика, доказательство. Система требований к учителю при использовании им словесных методов и приёмов. Интеллектуальные приёмы и умения учащихся. Деятельность учащихся при изучении теоретического материала.


Тема 11. Наглядные методы.

Аудиторное изучение:

Понятие «наглядное обучение» и его значение для процесса обучения. Наглядные средства обучения, их группировка на основе внешних признаков и на основе содержания и характера передаваемого образа.



Самостоятельное изучение

Виды учебных картин. Способы работы учащихся по учебной картине. Карикатура на уроке истории. Условно-графическая наглядность. Меловой рисунок на уроке истории. Аппликации на уроках истории.

Историческая карта. Направления и приёмы работы с ней. Приёмы изучения картографического материала. Применение на уроках учебных карт, картосхем, контурных карт. Типология познавательных картографических заданий. Картографические игры.
Тема 12. Использование исторических документов

на уроке истории.

Аудиторное изучение:

Понятие «методы работы с текстом». Виды учебных текстов. Роль исторического документа в учебном знании учащихся и на уроке истории. Типология письменных первоисточников для школьников. Направления, методы и приёмы работы с документами в учебном процессе. Выбор источника и выбор метода. Требования к знаниям учащихся.



Самостоятельное изучение

Особенности подготовки учащихся к выполнению заданий ЕГЭ в части «работа документом».


Тема 13. Практические методы.

Самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся на уроке и её значение. Соотношение понятий «приём», «навык» и «умение» как категорий познавательной деятельности учащихся в обучении истории. Этапы обучения учащихся приёмам и умениям учебной работы.



Самостоятельное изучение

Организация усвоения приёмов и умений в воспроизводящей, преобразующей и творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке. Роль учебных памяток.


Тема 14. Проблемное обучение истории.

Аудиторное изучение:

Проблемное обучение как тип обучения,отличие проблемного обучения от традиционного. Проблема. Проблемная ситуация. Типы проблемных ситуаций на уроках истории. Условия их создания. Основные компоненты проблемного обучения – проблемный вопрос и проблемную ситуацию Уровни проблемного обучения – проблемное изложение, поисковая беседа, исследование, их преемственность. Методы проблемного обучения.



Самостоятельное изучение

Исследовательский метод в обучении.


ДЕ IV. Урок истории
Тема 15. Урок истории и подготовка к нему учителя.

Аудиторное изучение:

Урок – основная форма учебно-воспитательной работы в школе. Современные требования к уроку истории. Типы уроков истории. Роль системы уроков в реализации целей исторического образования, воспитания и умственного развития учащихся.

Планирование учителем своей работы по предмету: текущее и перспективное планирование. Тематический план и его значение. Цели урока. Поурочный план, план – конспект и конспект урока.

Самостоятельное изучение

Подготовка учителя к уроку истории: алгоритм действий учителя при подготовке к уроку, определение педагогического замысла урока,планирование познавательной деятельности учащихся на уроке,план урока и конспект,примерное содержание разделов поурочного плана.Определение цели и задач урока: понятие «цель урока»,задачи урока (триединая задача урока): образовательная, воспитательная, развивающая.Способы формирования тем урока.Алгоритм анализа учителем проведённого урока.



Каталог: public -> uploads
uploads -> Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 15 1 Самостоятельная работа студента 16 2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 17
uploads -> Учебно-методический комплекс «Геронтопсихология»
uploads -> Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология духовной жизни
uploads -> Учебный план по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
uploads -> Сборник: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XII международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Часть 1 / Под общ. Ред. С. С


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница