Учебно-методический комплекс специальность: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург 2011 ббк 88. 53



страница1/3
Дата22.02.2016
Размер0,52 Mb.
#11031
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
ИВЭСЭП

Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права


КОНФЛИКТОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

специальность: 030602.65 – Связи с общественностью

Санкт-Петербург

2011

ББК 88.53



     К 64       Конфликтология: учебно-методический комплекс / авт.-сост.
Г.Е. Сергиевская. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 59 с

Утвержден на заседании кафедры «Связи с общественностью»,

протокол №12 от 20.06.2011

Утвержден и рекомендован к печати Научно-Методическим Советом,

протокол №1 от 7.09.2011

Автор-составитель


кандидат философских наук

Г. Е. Сергиевская



Рецензент


доктор политических наук, профессор

А.И. Стребков


Ответственная за выпуск
Н. А. Фролова

© Г. Е. Сергиевская, 2011

© СПбИВЭСЭП, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи курса

Целью курса является предоставление как теоретических, так и практических знаний в сфере конфликтологии. Знакомство с современными подходами и теориями к изучению конфликтов в отечественной и мировой конфликтологии. Знакомство с их структурой и динамикой, с практикой предупреждения и разрешения конфликтов.

Курс предназначен для подготовки специалистов по связям с общественностью, для профессиональной деятельности которых необходимо: овладение основными понятиями и категориями конфликтологии; знание современных представлений о причинах и условиях порождающих конфликт, с их местом в жизни общества, формами проявления, а также способами и методами предупреждения и разрешения конфликтов.

Курс является основным в системе курсов, нацеленных на подготовку специалиста по связям с общественностью, является важным элементом в формировании основной гуманитарной составляющей в системе подготовки специалиста.

В результате изучения данного курса студент будет:

иметь представление:


  • о междисциплинарной основе конфликтологии, содержащей понятия психологии, политологии, социологии, философии, истории и других наук, исследующих конфликт;

  • об основных трудах отечественных и зарубежных ученых по разработке теории и понятийно-категориального аппарата конфликтологии;

  • о системе основных понятий современной конфликтологии;

  • о современных методах конфликтологии в различных сферах жизнедеятельности.

знать:

  • основные положения современных теорий и методик анализа разрешения конфликтов;

  • системы управления конфликтными ситуациями;

  • типичные причины конфликта в межличностных отношениях и служебной деятельности;

  • структуру, динамику и функции конфликта в служебном коллективе и личной жизни;

  • принципы бесконфликтного руководства.

уметь:

  • распознавать истинные причины возникновения конфликтов;

  • предупреждать появление конфликтов;

  • правильно вести себя с конфликтующими сторонами;

  • управлять конфликтами и разрешать их на взаимовыгодной основе.

Виды занятий и методики обучения

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционного курса – 36 час. На лекциях применяются следующие ТСО: видеомагнитофон, компьютеры, компьютерный мультимедийный проектор.

Семинарские занятия проводятся по группам. Общий объем семинарских занятий – 12 час. Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, игровые методы, коллоквиумы и т.д.

На практических (семинарских, практических и др.) занятиях по дисциплине могут применяться следующие методики и методы обучения: опрос, «круглый стол», дискуссия, ролевые игры и т.д.



Самостоятельная работа

В широком смысле под самостоятельной работой студента следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий).

Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины установлен в 20 час.

Формы контроля



Оперативный контроль

Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. Наиболее эффективным является его фронтальное проведение в письменной форме. Он заключается в проведении письменного теста состоящего из небольшого количества вопросов, сформулированных по тематике лекции.



Рубежный контроль

В течение семестра студенты, руководствуясь учебно-тематическим планом, находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме образовательной программы.

Выполнение всех работ является обязательным для всех обучающихся. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена.

Итоговый контроль по курсу

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Конфликтология – это наука, позволяющая определить конфликтную ситуацию, определить ее участников и с помощью ряда методов предотвратить ее перерастание в конфликт. Современное общество постоянно ставит человека в ситуацию участия или разрешения конфликтов: в быту, на улице, на службе. Современный специалист, и особенно, специалист по связям с общественностью должен не просто уметь предотвратить, но, и используя полученные знания и умения, не допустить конфликта или перевести его в конфликт с позитивными последствиями.

Одним из главных принципов подготовки специалистов для работы в современных условиях является взаимосвязь теории с практикой, поэтому важное место при изучении курса «Конфликтология» отводится как теоретическим аспектам, так и ситуационным задачам, деловым играм, в процессе которых студенты осваивают практические навыки разрешения конфликтов. При проведении семинарских занятий используются такие методы как анализ конкретных ситуаций, возникающих в процессе общения или практической деятельности, приобретение навыков управления конфликтными ситуациями: внутриличностными, межличностными, групповыми и т.п.

При подготовке к семинарскому занятию студентам необходимо изучить материал лекции, рекомендованную литературу по теме, законспектировать основные положения. Литература по каждой теме указана в планах семинарских занятий. При возникновении трудностей в ходе подготовки к семинарскому занятию или подготовке сообщения студенты могут получить консультацию у преподавателя.

Для самостоятельного освоения темы предусмотрен достаточный список основной и дополнительной литературы, а также электронных и Интернет источников, тематика рефератов и сообщений, ситуационные задачи, контрольные тесты по каждой теме, направленные на более глубокое и самостоятельное изучение темы. Изучение литературы по проблеме следует начинать с основных работ по конфликтологии, переходя затем к частным разработкам. При их изучении целесообразно конспектирование, т.к. это позволяет значительно быстрее находить, обрабатывать и хранить имеющуюся информацию.

Современный образовательный процесс предполагает большую долю самостоятельной работы студентов. Это сказывается не только на способе приобретения знаний, но и на значительной самостоятельности студента при разработке методов презентации своих знаний. Одной из важнейших установок в процессе обучения является ориентация студента на интерактивные формы обучения.


  • Они позволяют развивать ораторские способности студента.

  • Предполагают использование современных мультимедийных средств.

  • Способствуют выработке собственной позиции по изучаемой проблематике.

Интерактивные формы могут восполнить недостаток практических занятий по дисциплине, в зависимости от количества часов, выделенных на дисциплину в учебном плане. Кроме того, они позволяют активизировать мотивационные механизмы самостоятельной работы студентов, так как последние имеют возможность более подробно изучать интересующие их темы.

Важно, чтобы студенты усваивали категориальный аппарат дисциплины и умели его использовать не только в письменной, но и в устной речи.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Преподавание дисциплины осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Федеральным советом по разработке государственных стандартов высшего профессионального образования

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства:


  • рекомендуемую основную и дополнительную литературу, имеющуюся в библиотеке ИВЭСЭП;

  • рекомендуемую основную и дополнительную литературу, имеющуюся в библиотеках города;

  • рекомендуемую основную и дополнительную литературу, имеющуюся в сети Интернет;

  • методические указания и пособия, разработанные кафедрой «Связи с общественностью» ИВЭСЭП;

  • практические, контрольные и тестовые задания для закрепления теоретического материала.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения.

В качестве методики проведения практических занятий можно предложить:



  1. семинар – обсуждение существующих точек зрения на проблему и пути ее решения;

  2. тематические доклады, позволяющие вырабатывать навыки публичных выступлений.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется проведение письменного опроса (тестирование, решение задач) студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материал, что позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.

Для освоения навыков поисковой и исследовательской деятельности студент заочного отделения пишет контрольную работу по выбранной теме, желательно максимально приближенной к его дипломной работе или профессиональной деятельности. При написании работы студент должен в соответствии с требованиями к оформлению контрольных работ сформулировать актуальную проблему, поставить цель и задачи исследования, сделать самостоятельный вывод о состоянии и путях решения проблемы.




Каталог: files -> ymk -> spec
spec -> Социальной и консультативной психологии
ymk -> Рабочая программа специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология»
ymk -> Рабочая программа психология развития и возрастная психология направление подготовки 030300 «Психология»
ymk -> Рабочая программа психологическое консультирование направление подготовки 030300 «Психология»
spec -> Учебно-методический комплекс по специальности 061100: «Менеджмент организации»
ymk -> Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница