Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 "менеджмент" по специальности: 080507



страница1/4
Дата24.02.2016
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

в г. Калининграде

организационное поведение

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по направлениям: 080500 – ”МЕНЕДЖМЕНТ”

по специальности: 080507 – “МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ”

Калининград


2010

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

- Учебная дисциплина «Организационное поведение освещает теоретические и практические аспекты особенностей индивидуального, группового и общеорганизационного поведения, раскрывает пути повышения эффективности трудовой деятельности человека, знакомит с набором инструментов, используемых на различных уровнях, позволяющих овладеть навыками эффективного управления поведением людей в процессе деятельности.

Цель дисциплины: дать студентам сведения об основных закономерностях поведения человека в организации и способствовать формированию навыков и умений управлять индивидуальной и совместной деятельностью в рамках определенных организационных структур.

Задачи дисциплины:

  • Усвоение важнейших понятий и закономерностей организационного поведения;

  • Ознакомление с основными концепциями и современными подходами к управлению поведением персонала в организации;

  • Использование полученных знаний в практической деятельности руководителя по управлению персоналом организации.

Предмет организационного поведения – активность работников и коллектива в целом, обусловленная их индивидуальными и групповыми(психологическими, социальными, социально-психологическими, экономическими, профессиональными, управленческими) особенностями.

Виды компетенций.

В результате изучения курса студенты должны:

Иметь представление:

- об эффективных методах воздействия руководителя на персонал.

Знать:

- основные положения современных и классических теорий управления организационным поведением сотрудников;



- особенности поведения человека в организации;

- методы мотивации работников;

- методы организационной коммуникации;

- методы разрешения организационных конфликтов;

- методы эффективного управления на основе использования принципов лидерства.

Уметь::


- использовать в практике менеджмента взаимодействия работников и менеджеров, обеспечивающих успешную деятельность организации;

- уметь адаптировать их к реальным ситуациям и вырабатывать собственные рекомендации по корректировке поведения сотрудников.



Организационно-методические указания.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Организационное поведение» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов управленческих факультетов по специальности «Менеджмент организации» с учетом особенностей организационного поведения на российских предприятиях.

Учебная дисциплина «Организационное поведение» входит в ряд обязательных учебных дисциплин, образующих группу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента для специалистов, основной вид профессиональной деятельности которых в системе управления организацией.

Управление поведением людей в организации представляет собой органический сплав науки и искусства. Это свободная теоретическая деятельность, основанная на прочном научном фундаменте. Овладение искусством управления людьми является важным условием развития, повышение качества и эффективности менеджмента в организациях, относящихся к любой сфере общественной жизни.

Основное внимание при разработке программы уделялось описанию организации как активной целенаправленной социальной системы, законам групповой динамики, механизму мотивационного управления, выбору стратегии и тактики социально-психологического воздействия на людей, этике и психологии делового общения, сущности, значению и содержанию труда руководителя.

Учебный материал дисциплины тесно связан с содержанием курсов «Социология управления» и «Управление персоналом», поэтому некоторые темы этих курсов следует рассматривать как взаимодополняющие друг друга.

Данная программа составлена для студентов заочной формы обучения и предусматривает поведение занятий в виде лекций, практических занятий, письменных контрольных опросов, рефератов, самостоятельной подготовки студентов.

В лекциях передается содержание тем дисциплины, основные положения излагаются в тезисной форме.

На практических занятиях у студентов формируется системно-ситуационный и творческий подходы при рассмотрении пройденных на лекциях материалов.

Содержание программы, её объем обусловливают необходимость оптимизации работы на занятиях, отбор учебного материала и методик преподавания.

Следует обратить внимание на содержание самостоятельной работы, которая имеет большой удельный вес и становится обязательным видом учебно-познавательной студентов.

Изучать дисциплину рекомендуется в последовательности, изложенной в программе. При этом особое внимание следует обратить внимание на четкое усвоение терминов и ясное понимание сущности проблем.

В целях более глубокого усвоения материала предусматривается использование в лекционном курсе анализа мирового и отечественного опыта управления; самостоятельное изучение студентам обязательного книжного минимума, анализ литературных источников и фактических материалов по отдельным темам программы, а также изучение дополнительной литературы при подготовке докладов и рефератов;

Использование на семинарных занятиях деловых, организационно-деятельностных игр, «кейс-стади» - анализа конкретных ситуаций.

С целью интенсификации и повышения эффективности всех видов учебных занятий рекомендуется применять технические средства обучения, электронно-вычислительную технику, повышать степень самостоятельности студентов в освоении программного материала.

Для получения необходимой информации о выполнении студентами графика учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленных задач и целей обучения, стимулирование самостоятельной работы проводится текущий и итоговый контроль успеваемости и качества подготовки. Предусматриваются также такие формы контроля знаний студентов как написание докладов, рефератов.



Изучение курса «Организационное поведение» заканчивается сдачей экзамена.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование темы

Общее кол-во часов (всего)

Кол-во аудиторных часов

Кол-во часов на самост. работу

Лекции

Практич. занятия

Всего




1.

Теоретические основы организационного поведения

18

2

-

2

16

2.

Личность и психология установки личности в организационном поведении

18

-

2

2

16

3.

Групповое поведение. Социально психологические закономерности и эффекты в организации

19




2

2

16

4.

Управление поведением в организации

19

2

2

4

16

5.

Мотивация и результативность организации

18

2

-

2

16

6

Формирование и развитие поведения персонала в организации

18

-

2

2

16

7

Перспективы развития организационного поведения

18

2

-

2

16

Всего:

128

8

8

16

112



  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

3.1 Темы и основное содержание лекций

Тема 1. Теоретические основы организационного поведения

Понятие «организационного поведения». Задачи и место курса в ряду других управленческих дисциплин. Междисциплинарный подход к изучению поведения людей в организации. Организация. Поведение. Факторы организационного поведения: человеческий фактор, организационная структура, технология, внешняя среда. Объект и предмет организационного поведения.

Теории поведения человека в организации. Когнитивный подход, бихевиористский подход, подход социального научения. Системный подход к организационному поведению. Причины внимания к организационному поведению в современных организациях.

Тем 2. Личность и психологические установки личности в организационном поведении

Личность и организация. Человеческий фактор в социально-экономических системах. Понятие личности (личностные цели, компетенции, убеждения, рационализация). Современные теории личности. Этапы развития личности и процессы социализации. Ключевые черты личности и организационное поведение.

Сферы и потенциал личности в организации. Природа, виды и формирование установок. Удовлетворенность трудом и преданность организации как виды установок, их значение для организационного поведения. Социальные и биографические характеристики личности в организации.

Тема 3. Групповое поведение. Социально-психологические закономерности и эффекты в организации

Базовые теории групп. Этапы формирования групп. Типы и виды групп. Формирование группового поведения в организации. Виды групп в организации. Социальная структура организации.

Стадии командного строительства. Навыки создания эффективной команды. Формальные и неформальные команды. Ролевые представления членов команды. Иерархия статусов. Сплоченность группы. Факторы, влияющие на сплоченность. Групповые нормы.

Тема 4. Управление поведением в организации

Управление поведением организации. Роли и ролевое поведение в организации. Руководство в организации. Стили руководства. Ориентации руководителя: формализованные и персонализованные. Значение поведенческого диапазона в организационном управлении.

Лидерство в организации. Инструментальное и экспрессивное лидерство. Теории лидерства: теории черт; ситуационная теория; системная теория. Качество и черты личности лидера. Лидерство и власть. Типы власти. Властные отношения в организации. Требования организационного поведения к менеджеру.

Тема 5. Мотивация и результативность организации

Понятие о мотивации. Мотивы и их виды; общие, первичные и вторичные. Социально-психологические регуляторы поведения человека. Элементы мотивационной сферы. Трудовая мотивация.

Содержание теории. Процессуальные теории. Удовлетворенность трудом. Мотивация и результативность организации. Особенности мотивации работников в России.

Тема 6. Формирование и развитие поведения персонала в организации

Социально-психологическое развитие поведения в организации. Управление нововведениями в организации. Анализ и конструирование организации. Изменение в организации. Персональное развитие в организации. Поведенческий маркетинг. Характер организаций и поведение. Управление эффективностью организационной структуры. Коммуникативное поведение в организации. Управление конфликтами. Межличностные отношения.



Тема 7. Перспективы развития организационного поведения

Проблема универсальности методов организационного поведения применительно к различным национальным культурам. Система индикаторов поведения в национальных культурах: отношение ко времени, дистанция власти, индивидуализм, избегание неопределенности. Повышение эффективности межкультурного общения и подготовка менеджеров. Результаты кросс-культурных исследований организационного поведения.

Организационное поведение в системе международного бизнеса.

3.2 Планы аудиторных практических занятий (семинаров)

Практическая работа № 1 (2 часа)

Тема: Личность и психологические установки личности в организационном поведении

Вопросы для обсуждения:



  1. Модель организационного поведения

  2. Различия в индивидуальном поведении

  3. Личность и учет индивидуальных характеристик в управлении

  4. Характеристика деловых качеств социотипов

  5. Причины и последствия стресса. Организационные программы борьбы со стрессом

Практикующее управление:

  1. Рассмотреть таблицу ролей и определить, от каких индивидуальных характеристик зависит принимаемая сотрудником роль в коллективе

  2. Проанализировать ролевую структуру учебной группы, сделать выводы о ее эффективности

Ролевая структура коллектива

  1. Творческие роли

Название роли

Содержание роли

Генератор идей

Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решений, определяет пути и средства реализации идей

Компилятор идей

Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, обладает способностями соединения разных идей, разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на практике

Эрудит

Носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем в прошлом и настоящем

Эксперт

Обладает способностями оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по уходу обсуждения

Энтузиаст

Личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно

Критик

Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей

Организатор

Организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели



  1. Коммуникационные роли

Лидер

Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов

Делопроизводитель

Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок мнений и составлению итогового отчета группы

Связной

Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы

«Сторож»

Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность или второстепенность сообщений и доводит их до лидеров

Координатор

Осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером

Проводник

Человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации и обеспечивающий связи группы с внешней средой



  1. Поведенческие роли

Оптимист

Всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает оптимизмом членов группы

Нигилист

Всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой, выглядит черной вороной

Конформист

Следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя молчаливое большинство

Догматик

Упорство держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы

Комментатор

Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и быту

Кляузник

Собирает и способствует распространению слухов, часто не проверенных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции

Борец за правду

Является выразителем общественной морали, философии предприятия, прав человека. Может играть как прогрессивную так и негативную роль

Общественник

Увлечен общественной работой, нередко придумывает и выполняет «мероприятия» в рабочее время. К своим обязанностям по службе относится посредственно

«Важная птица»

Напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, что у нее есть «рука»

«Казанская сирота»

Ищет сочувствия у окружающих, жалуясь на свое бедственное положение и непонимание в коллективе и у начальника

«Ерш»

Обычно пребывает в раздражительном состоянии, отталкивая от себя друзей и наживая врагов, конфликтует с руководством и коллегами

«Себе на уме»

Занимается преимущественно личными делами на работе (читает, пишет диссертацию, обустраивает квартиру и пр.) при этом используя свое служебное положение

Лентяй

Не проявляет никакой активности в труде, занимается второстепенными делами (спит, читает газеты, курит), ведет пустые разговоры

«Наполеон»

Тщеславный человек обычно маленького роста с манией величия, гениальности, стремящийся занять руководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и достижениях

Домашнее задание

Проанализируйте факторы стресса и оцените собственную предрасположенность к нему. Подсчитайте очки, если что-нибудь из перечисленного случилось с вами за прошлый год. Баллы 150 и ниже означают относительно низкое число изменений в жизни и низкую вероятность связанных со стрессом нарушений здоровья. От 150 до 300 баллов говорят о 50% - ном шансе значительного расстройства здоровья в течении последующих двух лет. Число балов свыше 300 повышает эту опасность до 80%.



Количественная шкала стресса

Жизненные события

Оценка

  1. Смерть супруга

100

  1. Развод супругов

73

  1. Разъезд супругов

65

  1. Заключение в тюрьму

63

  1. Смерть близкого родственника

63

  1. Серьезная травма или болезнь

53

  1. Вступление в брак

50

  1. Пожар на работе

47

  1. Примирение с супругом

45

  1. Отставка с работы

45

  1. Серьезные измерения в поведении или здоровье члена семьи

44

  1. Беременность

40

  1. Сексуальные трудности

39

  1. Появление нового члена семьи (рождение, усыновление)

39

  1. Реорганизация или банкротство фирмы

39

  1. Крупное изменение в финансовом отношении

38

  1. Смерть близкого друга

37

  1. Перевод на другое место работы

36

  1. Резкое изменение количества споров с супругом

35

  1. Крупная закладная (на покупку дома и т. п.)

31

  1. Лишение права пользования закладной или кредитом

30

  1. Изменение должности

29

  1. Сын или дочь покидают семью

29

  1. Юридические проблемы

29

  1. Крупные достижения на работе

28

  1. Жена начинает работать (оставляет работу)

26

  1. Начало или окончание формального обучения

26

  1. Крупное изменение в условиях жизни

25

  1. Изменение личных привычек

24

  1. Трудности общения с руководством

23

  1. Крупные изменения в условиях и расписании работы

20

  1. Смена места жительства

20

  1. Смена школы

20

  1. Смена обычного типа отдыха

19

  1. Смена религиозной активности

19

  1. Крупные изменения в социальной деятельности

18

  1. Небольшой заем или закладная

17

  1. Изменение в привычках, связанных со сном

16

  1. Изменение числа членов семьи, живущих вместе

15

  1. Крупные изменения в привычках, связанных с едой

15

  1. Отпуск

13

  1. Рождество

12

  1. Небольшие неприятности с законом

11

Тип А – Тип В. Тест для самопроверки

Для того, чтобы определить, к какому типу личности – А или В вы принадлежите, обведите кружком одну из цифр для каждой характеристики (Словесные описания представляют полярные суждения), которая наиболее точно описывает ваше поведение в каждой из ситуаций.



Я не соблюдаю назначенное для встречи время

Я не люблю конкуренцию

Не люблю конфликты

Я никогда не тороплюсь, даже в экстремальных ситуациях

Я исполняю свои обязанности последовательно

Делаю все медленно

Выражаю свои чувства

Обладаю широким кругом интересов



12345678

12345678


12345678

12345678


12345678

12345678


12345678

12345678


Я никогда не опаздываю

Я люблю конкуренцию

Охотно вступаю в конфронтацию

Я всегда тороплюсь

Я стараюсь делать как можно больше дел одновременно

Все делаю быстро

Держу все в себе

Мои интересы за пределами работы ограничены



Подсчитайте свои очки, умножьте результат на три, определите свой тип личности

Число очков Тип характера

Менее 90 В

От 90 до 99 В+

От 100 до 105 А-

От 106 до 119 А

120 и более А+

Черты личности, характерные для типов А и типа В



Тип А

Тип В

Находится в постоянном движении

Не боится успеть

Быстро ходит, быстро ест и говорит

Никогда не торопится

Нетерпелив

Терпелив

Занимается несколькими делами одновременно

Обладает спокойными манерами

Не знает, чем занять свободное время

Отдыхает с чистой совестью

Одержим цифрами




Использует количественные меры успеха

Агрессивен



Играет не ради выигрыша, а ради процесса игры


Склонен к конкуренции

Не хвастается

Постоянно испытывает недостаток времени

Не волнуется из-за времени



Практическая работа № 2 (2 часа)


Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница