Учебно-методический комплекс по курсу " Реадаптация личности при посттравматическом стрессе"



страница1/9
Дата16.02.2016
Размер1.49 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

Утверждено

на заседании кафедры общей психологии

от 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав. кафедрой общей психологии
проф., к.психол.н. Иванов Ф.Е.
___________________________

Учебно-методический комплекс по курсу
Реадаптация личности при посттравматическом стрессе”

Автор:

Е.О. Лазебная

канд. психол. наук

Москва

2009
Печатается по решению кафедры общей психологии

НОУ ВПО “Институт психоанализа”


Лазебная Е.О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе. – М.: НОУ ВПО “Институт психоанализа”, 68 с.

© НОУ ВПО “Институт психоанализа” 2009 г.

© Лазебная Е.О. 2009 г.


1. СОДЕРЖАНИЕ



  1. Программа курса………………………………………………. ...4 - 17

1.1. Выписка из госстандартов…………………………….4

1.2. Пояснительная записка………………………………..4

1.3. Содержание курса………………………………………5

1.4. План практических и семинарских занятий

по курсу (практикум)………………………………… 8

1.5. Список литературы……………………………………13

1.6. Глоссарий……………………………………………….17

II. Распределение часов курса по темам и видам

работ………………………………………………………………….18

III. Организация самостоятельной работы студентов…………….19 - 22

IY. Темы рефератов……………………………………………………..22-23

  1. Темы курсовых и дипломных работ………………………….. …23

YI. Вопросы к экзамену…………………………………………….......23-24

YII. Приложение: учебно - методические материалы по курсу......25-68

I. Программа курса

1.1. Выписка из госстандартов:
1. направление 521000 "Психология". Степень (квалификация) — бакалавр психологии


ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)


150

2. специальность 020400 "Психология". Степень (квалификация) — психолог; преподаватель психологии





ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)


150



1. 2. Пояснительная записка
Цель курса “Реадаптация личности при травматическом стрессе”

состоит в подготовке специалистов в области профилактики и коррекции патологических посттравматических стрессовых состояний.



Основные задачи курса:

формирование у студентов широкой системы общетеоретических представлений по проблеме переживания травматического стресса и посттравматической стрессовой адаптации;

обучение современным методам диагностики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР);

ознакомление с основными подходами к профилактике, коррекции и терапии посттравматических стрессовых нарушений.



Результатом изучения курса является формирование целостной системы представлений и первичных навыков у студентов в области диагностики и коррекции посттравматических стрессовых состояний. Программа курса предусматривает как работу в аудитории с преподавателем, так и самостоятельную работу студентов по овладению ими современным комплексом методов диагностики посттравматических стрессовых нарушений, в том числе симптоматики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Также обязательным компонентом самостоятельной работы студентов является изучение рекомендованной и дополнительной литературы в данной области.

Программа рассчитана на 36 академических часов аудиторных занятий и 39 академических часов самостоятельной работы, курс завершается сдачей экзамена.


1.3. Содержание курса
Раздел первый. Введение в проблему.
Тема 1. Соотношение понятий “стресс” и “травматический стресс”.

Традиционное понимание стресса. Неоднозначность трактовки понятия "стресс". Психологический стресс. Стрессовые состояния и эмоциональные переживания. Переживание стресса как системный многоуровневый процесс. Стрессогенные факторы (стрессоры). Травматическая стрессовая ситуация (событие) и травматический психологический стресс. Психическая травма. Понятие посттравматической стрессовой адаптации (ПСА).



темы докладов: 1. Психологический и физиологический стресс: сравнительный анализ моделей Г.Селье и Р.Лазаруса.

2. Особенности переживания травматической стрессовой ситуации.


Тема 2. Адаптация как системный многоуровневый процесс.

Адаптация как многоуровневый и многокомпонентный системный процесс. Основные направления исследования адаптации. Основные положения системного анализа процесса адаптации. Адаптация как "открытая" система. Стрессогенное воздействие как системный фактор адаптационного процесса. Неполная адаптация или дезадаптация. Основные структурные компоненты адаптационной психической системы и их взаимодействие. Специфика ПСА как системного интрапсихического процесса.



темы докладов: 1. Принцип активности и принцип реактивности в исследованиях адаптации человека в среде.

2. Особенности протекания адаптационных процессов в открытых материальных системах.


Раздел второй. Феноменология травматических переживаний субъекта.
Тема 3. Травматическое событие и жизненный путь личности.

Характер переживаемых событий и объективная логика жизненного пути человека. Субъективный уровень стрессогенности событий. Травматические события как особый класс негативных жизненных событий. Международный стандарт травматичности события. Классификация травматических событий.



темы докладов: 1. Понятие субъективной ситуации и индивидуальная специфичность стресса.

2. Сравнительный анализ психологической травматичности ситуаций различной этиологии.


Тема 4. Когнитивно-личностные детерминанты успешности посттравматической стрессовой адаптации.

Особенности когнитивной переработки информации и ПСА. Субъективная картина мира и общие закономерности, лежащие в основе ее формирования. Факторы стабильности индивидуальной когнитивной схемы бытия. Образ мира и образ "Я". Когнитивная картина мира и экстремальная ситуация. Основной когнитивный фактор экстремальности травматического события. Посттравматическое пространство личностных диспозиций субъекта.



темы докладов: 1. Я-концепция как основной регулятор социального поведения личности и ее роль в формировании посттравматических нарушений.

2. Особенности посттравматической картины мира субъекта психической травматизации.


Раздел третий. Особенности развития посттравматических стрессовых нарушений.
Тема 5. Посттравматическая стрессовая дезадаптация и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

ПТСР и другие субъектные и ситуационные факторы посттравматической дезадаптации. Международные диагностические критерии посттравматических стрессовых нарушений в стандартах МКБ-10 и DSM-IY. Симптоматика ПТСР и системная природа ее генеза. Системная модель развития посттравматической дезадаптации. Поведенческое избегание как системообразующий фактор ПТСР. Возможные варианты ПСА при ПТСР. Хроническая посттравматическая дезадаптация: "черная дыра" травмы как “биопсихосоциальный капкан”.



темы докладов: 1. Симптомокомплекс ПТСР как системная модель дезадаптационных последствий субъектно-средового взаимодействия.

2. Роль мотивационной направленности на избегание в формировании устойчивых форм посттравматической стрессовой дезадаптации.

3. Взаимосвязь когнитивных и психофизиологических нарушений при ПТСР.

Тема 6. Этиологические факторы ПТСР.

Универсальность травматических психологических последствий. Тяжесть травматического опыта как ведущий фактор посттравматической дезадаптации. Индивидуально-личностные, социальные, культурально-этнические факторы успешности ПСА. Исследования Solomon и их методологическое значение. Специфика "невидимой травмы" как этиологический фактор ПТСР.



темы докладов: 1. Детерминирующие функции ситуационных, субъектно-личностных и индивидуально-психологических факторов в формировании комплекса посттравматических стрессовых нарушений.

2. “Видимый” и “невидимый” травматический стресс: психологические особенности формирования психической травмы.


Раздел четвертый. Основные подходы к изучению и диагностике посттравматических стрессовых нарушений
Тема 7. История изучения негативных последствий переживания психологического травматического стресса.

Исследования последствий переживания травматического стресса до II Мировой войны. Кардинер и первые попытки систематизации эмпирических данных в области переживания военного травматического стресса. Послевоенное изучение ПТСР. История изучения травматического стресса и его последствий в России. Первые исследования последствий невоенных травматических событий. Изучение последствий переживания катастроф в США в 1950-1960-е годы. Стандартизация диагностических критериев, разработка диагностических стандартов ПТСР. Разработка принципов диагностики посттравматических стрессовых нарушений.



темы докладов: 1. Основные этапы развития представлений о травматическом психологическом стрессе и специфике его последствий.

2. Вклад А. Кардинера в разработку системы современной диагностики посттравматических стрессовых нарушений.



Тема 8. Основные методы изучения и диагностики ПТСР.

Основные подходы к оценке посттравматического статуса носителей травматического опыта. Структурированное интервью SCID для DSM-III-R, диагностическая шкала CAPS для DSM - IY. Психодиагностические и психометрические методики, применяемые для диагностики ПТСР в международной клинической и исследовательской практике. Специальная ПТСР - шкала MMPI. Миссисипская шкала для диагностики ПТСР. Шкала выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R. Шкала оценки тяжести воздействия травмирующего события Горовитца (IOES –R). Опросник депрессивности Бека. Опросник личностной тревожности Спилбергера. Психофизиологические методы диагностики ПТСР. Скрининговые методики оценки посттравматических стрессовых нарушений в профессиональных популяциях.



темы докладов: 1. Особенности психологической диагностики посттравматических стрессовых нарушений.

2. Методические принципы организации психофизиологического изучения ПТСР по методике Imagery.


Раздел пятый. Преодоление неблагоприятных системных последствий переживания травматического психологического стресса
Тема 9. Позитивная динамика посттравматической стрессовой адаптации и ее факторы.

Посттравматический личностный рост. Травматический опыт как источник мотивации достижения. Позитивные стратегии совладания с психотравмирующей ситуацией. Симптоматика ПТСР и позитивная динамика ПСА. Экспериментально - психологические исследования психологических детерминант успешности процесса ПСА.



темы докладов: 1. Структуры субъектно-личностного уровня регуляции поведения и успешность ПСА.

2. Особенности позитивных стратегий совладания с психотравмирующей ситуацией.



Тема 10. Основные подходы к коррекции и профилактике посттравматических стрессовых нарушений.

Психодинамические, когнитивные, психосоциальные, психофизиологические и психобиологические модели ПТСР. Профилактика посттравматической дезадаптации и неотложная психологическая помощь в период переживания острого стресса. Основные методы психологической помощи при ПТСР и их специфика. Основные принципы оказания психологической помощи при ПТСР.



темы докладов: 1. Двухфакторная теория формирования посттравматических стрессовых нарушений и вклад Р. Питмана в ее развитие.

2. Особенности подхода к психологической коррекции посттравматических стрессовых нарушений.

3. Сравнительный анализ эффективности различных методов оказания психологической помощи при ПТСР.
1.4. План практических и семинарских занятий по курсу (практикум)
Семинар №1. Тема 3. Травматическое событие и жизненный путь личности

2 часа

Вопросы для обсуждения на занятиях:

а. Характер переживаемых событий и объективная логика жизненного пути человека.

б. Субъективный уровень стрессогенности событий.

в. Травматические события как особый класс негативных жизненных событий.

г. Международный стандарт травматичности события. Классификация травматических событий.

Задания для самостоятельной работы:

а. Понятие субъективной ситуации и индивидуальная специфичность стресса.

б. Сравнительный анализ психологической травматичности ситуаций различной этиологии.

Литература:

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:

переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //

Психол.журн., т.15, 1, 1994, с. 3 - 18.

2. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации./

Психологический журнал, 2002, т. 23, №1, с. 5 – 17/.

3. Ениколопов С.Н. Три образующие картины мира. /Модели мира, М., РАИИ,

1997, c. 35-40.

4. Лазебная Е.О. Травматическая стрессовая ситуация и посттравматический

адаптационный процесс. Психология состояний (хрестоматия). Сост.: Т.

Васильева, Г. Габдреева, А. Прохоров (под ред. А. Прохорова) // М.: ПЕРСЭ;

СПб.: Речь, 2004, стр. 373 –385.

5. Магомед - Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация.//

Вестн. Моск. ун-та, сер.14, Психология, 1996, N4, c.26-35

6. Малкина - Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

7. Решетников М.М. Психическая травма // СПб.: Восточно-Европейский

Институт психоанализа, 2006.

8. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии /

Перев. с англ., под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс,

2000.


9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии //СПб.: Питер Ком, 1998.

10. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Спб,

“Питер”, 2001 г.

11. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук

А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И.

Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1.

Теория и методы // М.: Изд-во “Когито-Центр”, 2007.

12. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых

нарушений: современное состояние проблемы // Психология состояний

(хрестоматия). Сост.: Т. Васильева, Г. Габдреева, А. Прохоров (под ред. А.

Прохорова) / М.: ПЕРСЭ; СПб.: Речь, 2004, с. 354 – 365.

13. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности // СПб.: Питер, 1997.


Семинар №2. Тема 5. Посттравматическая стрессовая дезадаптация и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

2 часа

Вопросы для обсуждения на занятиях:

а. Международные диагностические критерии посттравматических стрессовых нарушений в стандартах МКБ-10 и DSM-IY.

б. Симптоматика ПТСР и системная природа ее генеза. Взаимосвязь когнитивных и психофизиологических нарушений при ПТСР.

в. Поведенческое избегание как системообразующий фактор ПТСР.

г. Хроническая посттравматическая дезадаптация: "черная дыра" травмы как “биопсихосоциальный капкан”.

Задания для самостоятельной работы:

а. Симптомокомплекс ПТСР как системная модель дезадаптационных последствий субъектно - средового взаимодействия.

б. Роль мотивационной направленности на избегание в формировании устойчивых форм посттравматической стрессовой дезадаптации.

Литература:

1. Лазебная Е.О. Посттравматическая стрессовая адаптация как системный

процесс. Современная психология: состояние и перспективы исследований,

часть I, Москва, ИПРАН, 2002, с. 83-95.

2. Лазебная Е.О. Преодоление психологических последствий воздействия экстремального (травматического) стресса: посттравматическая стрессовая адаптация // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы /Ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев // М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007, с. 561 – 575;

3. Малкина - Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

4. Пушкарев А.П., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое

стрессовое расстройство. Диагностика и лечение. М., Ин-т психотерапии,

2000.

5. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Спб,



“Питер”, 2001 г.

6. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук

А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И.

Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1.

Теория и методы // М.: Изд-во “Когито-Центр”, 2007.

7. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых

нарушений: современное состояние проблемы // Психология состояний

(хрестоматия). Сост.: Т. Васильева, Г. Габдреева, А. Прохоров (под ред. А.

Прохорова) / М.: ПЕРСЭ; СПб.: Речь, 2004, с. 354 – 365.

8. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / ред. Э. Фоа, Т.М. Кин, М. Фридман. – М., “Когито-центр”, 2005.


Семинар №3. Тема 6. Этиологические факторы ПТСР

1 час

Вопросы для обсуждения на занятиях:

а. Неспецифичность посттравматических психологических и психофизиологических нарушений.

б. Тяжесть травматического опыта как ведущий фактор посттравматической дезадаптации.

в. Индивидуально-личностные, социальные, культурально-этнические факторы успешности ПСА.



Задания для самостоятельной работы:

а. Детерминирующие функции ситуационных, субъектно-личностных и индивидуально-психологических факторов в формировании комплекса посттравматических стрессовых нарушений.

б. “Видимый” и “невидимый” травматический стресс: психологические особенности формирования психической травмы.

Литература:

1. Зеленова М.Е., Лазебная Е.О., Тарабрина Н.В. Психологические

особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны

в Афганистане.// Психол.журн., 1997,т.18, №2, c. 34-49.

2. Лазебная Е.О. Преодоление психологических последствий воздействия экстремального (травматического) стресса: посттравматическая стрессовая адаптация // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы /Ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев // М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007, с. 561 – 575;

3. Малкина - Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

4. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Спб,

“Питер”, 2001 г.

5. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук

А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И.

Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1.

Теория и методы // М.: Изд-во “Когито-Центр”, 2007.

6. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых

нарушений: современное состояние проблемы // Психология состояний

(хрестоматия). Сост.: Т. Васильева, Г. Габдреева, А. Прохоров (под ред. А.

Прохорова) / М.: ПЕРСЭ; СПб.: Речь, 2004, с. 354 – 365.

7. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Психологические особенности

посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторов последствий

аварии на ЧАЭС. Психологический журнал, 15, 5, 1994, с. 67-77.

8. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е., Петрухин Е.В. Уровни

субъективно-личностного восприятия и переживания "невидимого" стресса.

Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. Философия.

Психология, М., 1996, 213-220

9. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / ред. Э. Фоа, Т.М. Кин, М. Фридман. – М., “Когито-центр”, 2005.



Семинар №4. Тема 7. История изучения негативных последствий переживания психологического травматического стресса.

1 час.

Вопросы для обсуждения на занятиях:

а. Исследования последствий переживания травматического стресса до II Мировой войны.

б. Особенности послевоенного изучения ПТСР (40 - 70 г.г. ХХ века).

в. История разработки основных подходов к диагностике посттравматических стрессовых нарушений.



Задания для самостоятельной работы:

а. Основные этапы развития представлений о травматическом психологическом стрессе и специфике его последствий.

б. Вклад А. Кардинера в разработку системы современной диагностики посттравматических стрессовых нарушений.

Литература:

1. Зеленова М.Е., Лазебная Е.О., Тарабрина Н.В. Психологические

особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны

в Афганистане.// Психол.журн., 1997,т.18, №2, c. 34-49.

2. Лазебная Е.О. Преодоление психологических последствий воздействия экстремального (травматического) стресса: посттравматическая стрессовая адаптация // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы /Ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев // М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007, с. 561 – 575;

3. Малкина - Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

4. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Спб,

“Питер”, 2001 г.

5. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук

А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И.

Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1.

Теория и методы // М.: Изд-во “Когито-Центр”, 2007.

6. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых

нарушений: современное состояние проблемы // Психология состояний

(хрестоматия). Сост.: Т. Васильева, Г. Габдреева, А. Прохоров (под ред. А.

Прохорова) / М.: ПЕРСЭ; СПб.: Речь, 2004, с. 354 – 365.

7. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Психологические особенности

посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторов последствий

аварии на ЧАЭС. Психологический журнал, 15, 5, 1994, с. 67-77.

8. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е., Петрухин Е.В. Уровни

субъективно-личностного восприятия и переживания "невидимого" стресса.

Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. Философия.

Психология, М., 1996, 213-220

9. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / ред. Э. Фоа, Т.М. Кин, М. Фридман. – М., “Когито-центр”, 2005.


Семинар № 5. Тема 8. Основные методы изучения и диагностики ПТСР.

4 часа.

Вопросы для обсуждения на занятиях:

а. Основные подходы к оценке посттравматического статуса носителей травматического опыта.

б. Структурированное интервью SCID и диагностическая шкала CAPS для DSM - IY: особенности применения.

в. Психодиагностические и психометрические методики, применяемые для диагностики ПТСР в международной клинической и исследовательской практике.



Задания для самостоятельной работы:

а. Методические принципы организации психофизиологического изучения ПТСР по методике Imagery.

б. Проведение самостоятельного психометрического обследования с применением методики SCL-90-R и скрининговой шкалы САПСАН.

Литература:

1. Лазебная Е.О. , Зеленова М.Е. Психометрическая оценка выраженности посттравматических стрессовых нарушений профессиональной этиологии у участников боевых действий / “Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности” / Под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008 , с. 287-311.

2. Малкина - Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

3. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Спб,

“Питер”, 2001 г.

4. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук

А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И.

Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1.

Теория и методы // М.: Изд-во “Когито-Центр”, 2007.

5. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых

нарушений: современное состояние проблемы // Психология состояний

(хрестоматия). Сост.: Т. Васильева, Г. Габдреева, А. Прохоров (под ред. А.

Прохорова) / М.: ПЕРСЭ; СПб.: Речь, 2004, с. 354 – 365.

6. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е., Ласко Н.Б., Орр С.Ф., Питман

Р.К. Психофизиологическая реактивность у ликвидаторов аварии на ЧАЭС.

Психологический журнал, т.17, 2, 1996, 30-45.


Семинар № 6. Тема 10. Основные подходы к коррекции и профилактике посттравматических стрессовых нарушений.

2 часа.

Вопросы для обсуждения на занятиях:

а. Психодинамические, когнитивные, психосоциальные, психофизиологические и психобиологические модели ПТСР.

б. Профилактика посттравматической дезадаптации и неотложная психологическая помощь в период переживания острого стресса.

в. Основные методы оказания психологической помощи при ПТСР и их специфика.



Задания для самостоятельной работы:

а. Двухфакторная теория формирования посттравматических стрессовых нарушений и вклад Р. Питмана в ее развитие.

б. Особенности подхода и принципы психологической коррекции посттравматических стрессовых нарушений.

Литература:

1. Калмыкова Е.С. с соавт. Особенности психотерапии посттравматического

стресса. // Психол. журн., 2001, т. 22, №4, с. 70 – 80.

2. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М., "Шанс", 1992.

3. Малкина - Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

4. Пушкарев А.П., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое

стрессовое расстройство. Диагностика и лечение. М., Ин-т психотерапии,

2000.


5. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Спб,

“Питер”, 2001 г.

6. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук

А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И.

Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1.

Теория и методы // М.: Изд-во “Когито-Центр”, 2007.

7. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых

нарушений: современное состояние проблемы // Психология состояний

(хрестоматия). Сост.: Т. Васильева, Г. Габдреева, А. Прохоров (под ред. А.

Прохорова) / М.: ПЕРСЭ; СПб.: Речь, 2004, с. 354 – 365.

8. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е., Соколова Е.Д.

Посттравматической стрессовое расстройство // Психология мотивации и

эмоций (хрестоматия) // под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман) / М.:

Че Ро, 2002, с. 599 – 608.

9. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / ред. Э. Фоа, Т.М. Кин, М. Фридман. – М., “Когито-центр”, 2005.

10. Черепанова Е.М. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М.,

Аcademia, 1997.

11. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия // Библиотека психологии и психотерапии. Вып. 58. М.: изд-во “Независимая фирма Класс”, 2005.


Каталог: cms page media
cms page media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «Основы психосоматики»
cms page media -> Программа курса для учащихся средней школы Объем занятий: всего 34 ч
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «Общая психология»
cms page media -> Мадоу ембаевский детский сад «Родничок» Общая характеристика
cms page media -> Филинкова Е. Б. Психология предпринимательства: Учебно-методический комплекс по курсу
cms page media -> Специальность по диплому Должность Год Тема Место проведения Вяткин А. Н. высшее тгу, 1984 Учитель географии
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «Гештальт-терапия»
cms page media -> Инстиут психоанализа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница